УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
ПИСЬМО
от 24 декабря 2001 г. N 08-13-885
ОБЗОР
ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
В соответствии со ст. 8 КоАП РСФСР никто не может быть
подвергнут мере воздействия в связи с административным
правонарушением иначе, как на основаниях и в порядке,
предусмотренных законодательством. Производство по делам об
административных правонарушениях должно осуществляться на основе
строгого соблюдения законности.
Согласно ст. 235 КоАП РСФСР в протоколе (постановлении) об
административном правонарушении должны быть указаны: дата и место
его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица,
составившего протокол (постановление); сведения о личности
нарушителя; место, время совершения и существо правонарушения;
нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное
правонарушение; фамилии, адреса свидетелей, если они имеются;
объяснение нарушителя; иные сведения, необходимые для разрешения
дела (требования к содержанию постановления также изложены в ст.
261 КоАП РСФСР). Протокол должен быть подписан лицом, его
составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение,
а также свидетелями (если они имеются), либо содержать запись об
отказе правонарушителя подписать протокол. При составлении
протокола (постановления) нарушителю разъясняются его права и
обязанности, предусмотренные ст. 247 КоАП РСФСР, о чем делается
отметка в протоколе (постановлении).
Согласно ст. 247 КоАП РСФСР дело об административном
правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к
административной ответственности. В отсутствие этого лица дело
может быть рассмотрено лишь когда имеются данные о своевременном
его извещении о времени и месте рассмотрения дела.
Копия постановления по делу об административном правонарушении
в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении
которого оно вынесено, что должно быть зафиксировано распиской
либо записью в постановлении.
В ходе проведения проверок Управлением МНС России по
Краснодарскому краю были выявлены нарушения вышеуказанных
требований, так:
протоколы об административном правонарушении, составляемые
должностными лицами, в ряде случаев не соответствуют требованиям,
предъявляемым к содержанию протокола (ст. 235 КоАП РСФСР):
1. Отсутствуют подписи нарушителей, свидетельствующие об
ознакомлении их с правами и получении протокола (например, в
Инспекции МНС по г. Сочи протокол ои 13.02.2001 N 6249 Аведян
Р.В., от 20.03.2000 Яковлева Г.Е.; в Инспекции МНС России по
Усть-Лабинскому району - от 21.03.2001 N 1700 Брынова В.М., от
28.03.2001 N 1934 Никулин С.А.; в Инспекции МНС России по
Кавказскому району - протокол N 03-361 от 30.08.2001 и др.).
2. Отсутствуют даты вручения протокола нарушителям (в
Инспекции МНС России по г. Сочи протокол от 20.03.2000 Яковлева
Г.Е., от 13.07.2000 Плиев А.Ф. и др.); отсутствуют паспортные
данные о нарушителе (в Инспекции МНС России по Усть-Лабинскому
району протокол от 28.03.2001 N 1934 Никулин С.А., от 29.03.2001 N
1869 Афанасьев и т.п.).
3. Неполно описано существо правонарушения (например, в
Инспекции МНС России по г. Сочи протокол от 30.01.2001 Лунгул Г.В.
и др.; в Инспекции МНС России по Усть-Лабинскому району протокол
от 29.03.2001 N 1869 Афанасьев Т.Л.).
4. Не указаны номера, даты принятия и конкретные статьи
нарушенных нормативных правовых актов (например, в Инспекции МНС
России по г. Сочи протокол от 12.02.2001 N 6240 Матосян В.М., от
23.07.2001 N 6472 Гентини Ж.Е. и др.).
5. Неправильно дана ссылка на нарушенную норму закона
(например, в Инспекции МНС России по г. Сочи (протокол от
05.03.2001 N 3) и в Инспекции МНС России по Усть-Лабинскому району
(протокол от 27.06.2001 N 1126) указано на нарушение п. 12 ст. 7
Закона "О государственной налоговой службе"; в Инспекции МНС
России по Выселковскому району - в протоколе N 60 от 28.03.2001
ссылка на п. 7 ст. 23 НК РФ, протокол N 60 от 18.04.2001.
В ходе проверки выявлены отдельные недостатки при вынесении
постановлений о наложении административных взысканий (ст. ст. 261,
263 КоАП РСФСР):
1. Не указывается или неполно указывается существо
правонарушения (например, в Инспекции МНС по г. Сочи постановление
от 05.11.99 N 4860 Василенко Н.С., от 03.07.2000 N 5523 Мартынов
В.А. и др.; в Инспекции МНС России по Усть-Лабинскому району - от
04.04.2001 N 00084-А Белая Н.Г., от 04.04.2001 N 00086-А Иващенко
В.Т. и др.).
2. Отсутствует дата получения копии постановления нарушителем
(например, в Инспекции МНС России по г. Сочи постановление от
14.07.2000 N 146 Торосян А.Е., от 12.07.2000 N 144 Эксизян С.Р. и
др.; в Инспекции МНС России по Усть-Лабинскому району - от
28.03.2001 N 00099-А Смыкова Ю.В.; в Инспекции МНС России по
Кавказскому району - постановление N 03-96 от 31.05.2000 и др.).
3. Не указаны конкретные статьи нарушенных законов (например,
в Инспекции МНС России по Усть-Лабинскому району постановление от
04.04.2001 N 00087-А и др.; в Инспекции МНС России по г. Сочи
постановление от 13.02.2001 N 6094 Аведян Р.В., от 30.09.99 N 4860
Василенко Н.С. и др.).
4. Постановление о наложении административного взыскания
выносится в день составления протокола об административном
правонарушении (например, постановление и протокол от 13.07.2000 -
Плиев А.Ф., постановление и протокол N 6249 от 13.02.2001 - Аведян
Р.В. и др.), что противоречит ст. ст. 247, 255, 257 КоАП РСФСР.
Вынесение постановления о наложении административного
взыскания в день совершения правонарушения не позволяет нарушителю
воспользоваться предоставляемым ему законом правами и поэтому
является неправомерным.
5. Неверная квалификация административного правонарушения - ТИ
МНС N 4 г. Краснодара - постановление от 17.11.2000 N 88
(административное правонарушение выразилось в занижении
налогооблагаемой прибыли, квалифицируется по ст. 45 НК РФ, в то
время как НК РФ предусматривает ответственность за налоговые
правонарушения), ИМНС России по Павловскому району - постановление
N 329 от 25.07.2000.
6. Формулировки состава правонарушения не соответствуют
закону - ТИ МНС N 4 - постановление от 28.12.2000 N 104, ИМНС
России по Павловскому району - постановление N 729 от 21.12.99 г.
В ходе проведения проверки МНС России были выявлены
аналогичные нарушения и было указано на необходимость их
устранения.
В связи с чем обращаем ваше внимание на необходимость строгого
соблюдения норм административного законодательства и недопущения
указанных недостатков в дальнейшей работе.
Государственный советник
налоговой службы III ранга
Г.В.ЧЕРНЫХ
|