УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
ПИСЬМО
от 6 сентября 2001 г. N 06-04-14-298
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОРЯДКУ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ САНКЦИЙ ПРИ
ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА ПОЛНОТОЙ И СВОЕВРЕМЕННОСТЬЮ
УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ И ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА
Управление МНС России по Краснодарскому краю во исполнение
Решения коллегии Управления от 05.04.2001 г. (протокол N 3 пункт
1) направляет для применения в работе Методические рекомендации по
порядку применения налоговых санкций при осуществлении контроля за
полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов и единого
социального налога.
Положениями Федерального закона от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ "О
введении в действие части второй Налогового кодекса Российской
Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации о налогах и сборах" установлено, что с 1
января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения взносов в государственные внебюджетные
социальные фонды, уплачиваемых в составе единого социального
налога (взноса), осуществляется налоговыми органами.
На налоговые органы также возлагается обязанность по взысканию
сумм недоимки, пеней и штрафов в фонды, образовавшихся на 1 января
2001 года, проведению проверок правильности исчисления, полноты и
своевременности внесения страховых взносов в фонды до 1 января
2001 года, а также контроль за соблюдением условий предоставления
отсрочек и рассрочек по уплате страховых взносов и начисленным
пеням, порядка реструктуризации задолженности по обязательным
платежам в фонды, принятому до введения в действие части второй
Налогового кодекса РФ, и другие мероприятия налогового контроля.
В порядке, установленном НК РФ, налоговыми органами с
плательщиков взыскиваются суммы недоимки, пени и штрафов по
страховым взносам в Фонды, как переданные налоговым органам
региональными (территориальными) органами Фондов по актам сверки
расчетов плательщиков страховых взносов, так и начисленные по
результатам выездных налоговых проверок. Также на налоговые органы
возлагается обязанность обеспечения взыскания вышеназванных сумм
принудительными мерами: путем взыскания задолженности за счет
денежных средств, находящихся на счетах плательщиков в банках, в
порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путем
взыскания задолженности за счет иного имущества плательщиков в
порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 НК РФ.
Указанный порядок распространяется и на суммы платежей в
Фонды, выявленные налоговыми органами в результате выездных
налоговых проверок, которые не уплачены плательщиком страховых
взносов в сроки, указанные в направленном ему налоговым органом
требовании об уплате недоимки по страховым взносам и пеням.
В 1998 - 2000 годах уплата страховых взносов, начисление пеней
и штрафов в Фонды производились в соответствии с правовыми актами
фондов, действовавшими на тот период. В связи с этим в ходе
выездных налоговых проверок плательщиков страховых взносов
налоговым органам следует руководствоваться законодательством по
соответствующему виду социального страхования, действовавшему в
проверяемом периоде, учитывая, что в соответствии со статьей 87 НК
РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных
года деятельности налогоплательщика, непосредственно
предшествовавшие году проведения проверки.
Следует иметь ввиду, что абзацем четвертым пункта 1
Распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000
года N 1462-р Минтруда России и Фондам поручено обеспечить
сохранность первичных учетных документов плательщиков страховых
взносов в течение пяти лет и, в случае необходимости (если это
связано с проверками своевременности и правильности уплаты
страховых взносов плательщиками в государственные социальные
внебюджетные фонды), по запросу налоговых органов предоставлять
необходимую информацию по конкретным налогоплательщикам.
Обязанность по уплате страховых взносов в фонды и единого
социального налога возлагается на плательщика страховых взносов
(налогоплательщика) с момента возникновения установленных
законодательством о конкретных видах обязательного социального
страхования и главой 24 "Единый социальный налог (взнос)"
обстоятельств, предусматривающих уплату страховых взносов и
единого социального налога (статья 44 НК РФ), и она должна быть
выполнена в срок, установленный законодательством о конкретных
видах обязательного социального страхования и главой 24 "Единый
социальный налог (взнос)" (статья 45 НК РФ). Исполнение
налогоплательщиком обязанности по уплате налога в неденежной форме
Налоговым кодексом не предусмотрено, в связи с чем суммы недоимки,
пеней и штрафов по страховым взносам в фонды с 1 января 2001 года
уплачиваются плательщиками взносов только денежными средствами.
При нарушении плательщиком страховых взносов налогового
законодательства к ним применяются финансовые санкции.
В качестве меры ответственности за налоговые правонарушения
(виды налоговых правонарушений установлены главой 16 НК РФ) статья
114 НК РФ определяет налоговую санкцию, которая устанавливается и
применяется только в форме штрафа. Штраф представляет собой
денежное взыскание в доход государства, назначаемое в пределах,
предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Штраф, в отличие от суммы
не внесенного в срок налога (недоимки) и пени как компенсации
потерь государственной казны в результате недополучения налоговых
сумм в срок в случае задержки уплаты налога, носит не
восстановительный, а карательный характер и является наказанием за
налоговое правонарушение (Постановление Конституционного суда РФ
от 17.12.96 г. N 20-П; письмо ГНС РФ от 24.11.97г. N ВК-6-18/824).
Размеры штрафа определяются статьями НК РФ. При совершении
одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые
санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без
поглощения менее строгой санкции более строгой (пункт 5 статьи 114
НК РФ). Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность
за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и
учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в
порядке, установленном статьей 114 Кодекса.
Обстоятельством, отягчающим ответственность, в соответствии с
Налоговым кодексом РФ является совершение налогового
правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за
аналогичное правонарушение, то есть повторное налоговое
правонарушение. Повторность считается установленной при наличии
нескольких условий.
Во-первых, деяние, за которое лицо в данный момент
привлекается к ответственности, должно быть аналогично ранее
совершенному правонарушению, то есть обладать аналогичным составом
правонарушения. Так, не являются аналогичными непредставление
организацией налоговой декларации (ст. 119 НК РФ) и
систематическое неправильное отражение на счетах бухгалтерского
учета хозяйственных операций (ст. 120 НК РФ), поскольку эти
правонарушения различаются и по объекту, и по объективной стороне.
Не является аналогичным привлечение к ответственности организации
за неуплату налога (ст. 122 НК РФ), которая ранее была подвергнута
штрафу за не перечисление сумм налога в качестве налогового агента
(ст. 123 НК РФ). Несмотря на то, что к ответственности
привлекается одно и то же юридическое лицо, в каждом из этих
случаев оно выступает в разных качествах - как налогоплательщик и
как налоговый агент соответственно.
Во-вторых, если лицо ранее привлекалось к ответственности, и
правонарушение было обнаружено, но производство по делу не велось
или был пропущен срок привлечения к ответственности, или во
взыскании санкций было отказано, последующее налоговое
правонарушение не может считаться повторным.
В-третьих, новое правонарушение должно быть совершено в
течение двенадцати месяцев с момента вступления в силу решения
суда или налогового органа о применении налоговой санкции за
аналогичное нарушение, так как по истечении этого срока лицо
считается ранее не подвергавшимся ответственности за налоговое
правонарушение. Например, решение суда о привлечении
налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122
НК РФ за неуплату налога, вступило в силу 19 мая 2000 г. Этот же
налогоплательщик, допустивший неуплату налога 20 мая 2001 г., уже
не может быть привлечен к ответственности как за повторное
правонарушение.
При наличии обстоятельства, отягчающего ответственность
правонарушителя, суд вправе увеличить размер штрафа,
предусмотренного соответствующей статьей Налогового кодекса РФ, в
два раза (п. 4 ст. 114 НК РФ).
Если судом установлено хотя бы одно смягчающее ответственность
обстоятельство, размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в
два раза по сравнению с размером, установленным законом за
совершение данного налогового правонарушения (п. 3 ст. 114 НК РФ).
Кодекс определяет только минимальный предел уменьшения суммы
штрафа, следовательно, суд имеет право снизить размер санкции
более чем в два раза.
Статьей 112 НК РФ определено два вида обстоятельств,
смягчающих ответственность за совершение налогового
правонарушения.
1. Совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых
личных или семейных обстоятельств:
- болезнь правонарушителя или членов его семьи, потеря работы,
серьезные материальные затруднения. Данные обстоятельства должны
быть связаны с правонарушением, являться его причинной связью.
Например, материальные затруднения предпринимателя могут оказать
непосредственное влияние на неполную уплату налога, но не
препятствуют своевременному представлению налоговой декларации.
2. Совершение налогового правонарушения под влиянием угрозы
или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной
зависимости.
Принуждение может касаться различных сторон жизни лица и быть
как физическим (избиение, ограничение свободы), так и психическим
(угрозы причинить физический вред самому субъекту или его родным,
лишить материальной помощи, разгласить конфиденциальные сведения).
Угрозы и принуждение должны быть конкретными, существующими и
представлять реальную опасность для лица. Материальная, служебная
и иная зависимость имеет место, когда правонарушение совершается
по настоянию другого лица, которое может существенно повлиять на
материальное, служебное или моральное положение правонарушителя
(выселить из квартиры, понизить зарплату, уволить, распространить
позорящие сведения).
При этом перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за
совершение налогового правонарушения, законом не ограничен. Как
следует из подпункта 3 п. 1 ст. 112 НК РФ, смягчающими суд может
признать и другие обстоятельства, которые непосредственно
относятся к совершенному правонарушению и личности
правонарушителя. В качестве смягчающих могут расцениваться такие
обстоятельства, как совершение правонарушения впервые,
незначительный ущерб, причиненный правонарушением, законопослушное
поведение в прошлом и т.п.
При установлении в действиях или бездействии лица всех
признаков состава налогового правонарушения оно не может быть
подвергнуто мерам ответственности, если истек установленный ст.
113 Налогового кодекса РФ срок давности привлечения к
ответственности за налоговое правонарушение. Этот срок равен трем
годам, которые исчисляются либо со дня совершения правонарушения,
либо со дня, следующего после окончания налогового периода, в
течение которого было совершено правонарушение.
Течение срока согласно ст. 6.1 НК РФ начинается на следующий
день после календарной даты или наступления события, которыми
определено его начало. Срок, исчисляемый годами, истекает в
соответствующий месяц и число последнего года срока.
Со дня, следующего после окончания налогового периода, в
течение которого было совершено правонарушение, срок давности
исчисляется применительно к налоговым правонарушениям,
предусмотренным статьями 120 и 122 НК РФ.
Срок давности привлечения к ответственности за совершение всех
остальных налоговых правонарушений (статьи 116 - 119, 123 - 129.1
НК РФ) исчисляется со дня их совершения.
Например, индивидуальный предприниматель не представил в
налоговый орган декларацию о совокупном годовом доходе за 1998 г.
Срок представления декларации истекает 30 апреля 1999 г., днем
совершения правонарушения, таким образом, следует признать 1 мая
1999 г. Следовательно, срок давности привлечения налогоплательщика
по ст. 119 НК РФ исчисляется с этого дня и истекает 1 мая 2002 г.
В случае, когда последний день срока приходится на нерабочий день,
днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий
день (ст. 6.1 НК РФ).
Ст. 113 Налогового кодекса РФ установлен срок давности
взыскания налоговых санкций. Этот срок не должен превышать шести
месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления
соответствующего акта. Например, если акт выездной налоговой
проверки составлен 9 октября 2000 г., последним днем обращения
налогового органа в суд будет 9 апреля 2001 г.
Данный шестимесячный срок является пресекательным, то есть не
подлежащим восстановлению. Это означает, что при рассмотрении дел
о взыскании санкций за налоговое правонарушение суд проверяет, не
истек ли срок для обращения налогового органа в суд, и в случае
его пропуска отказывает в удовлетворении требований о взыскании
налоговых санкций.
В случаях отказа в возбуждении уголовного дела или его
прекращения шестимесячный срок подачи искового заявления о
взыскании налоговых санкций исчисляется со дня получения налоговым
органом постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела или
о прекращении уголовного дела.
Взыскание недоимки и пеней по страховым взносам в отношении
физических лиц производится в судебном порядке.
В отношении организаций взыскание недоимки и пеней по
страховым взносам производится в бесспорном порядке.
Штрафы с организаций и физических лиц взыскиваются только в
судебном порядке.
Главой 16 Налогового кодекса РФ установлены виды налоговых
правонарушений и определена ответственность за их совершение.
Остановимся подробно на некоторых из них:
1). Непредставление налоговой декларации (статья 119 НК РФ).
Налоговая декларация представляет собой письменное заявление
налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах,
источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и
(или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога (ст.
80 НК РФ).
Нарушение обязанности, предписанной налогоплательщику статьей
80 НК РФ, по представлению в налоговый орган налоговой декларации
по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком,
рассматривается как налоговое правонарушение, выразившееся в
нарушении сроков представления налоговой декларации, независимо от
правильности отражения сведений в самой налоговой декларации.
По единому социальному налогу налоговые декларации
представляются по окончании очередного налогового периода
(налоговым периодом в соответствии со ст. 240 НК РФ признается
календарный год). Срок представления налоговой декларации для
налогоплательщиков - работодателей определен в соответствии с п. 8
ст. 244 НК РФ не позднее 30-го марта года, следующего за истекшим
налоговым периодом, для налогоплательщиков, не являющихся
работодателями, срок представления налоговой декларации определен
п. 7 ст. 244 НК РФ (не позднее 30 апреля года, следующего за
истекшим налоговым периодом).
Налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган
лично налогоплательщиком. Налоговый орган по просьбе
налогоплательщика обязан проставить отметку на копии налоговой
декларации о факте и дате ее принятия. Допускается также отправка
налоговой декларации по почте. При отправке налоговой декларации
по почте днем ее представления в налоговый орган считается дата
отправки заказного письма с описью вложения.
Форма бланка налоговой декларации утверждена Министерством
Российской Федерации по налогам и сборам. Таким образом, как
непредставление налогоплательщиком налоговой декларации следует
рассматривать не только нарушение сроков ее подачи в налоговый
орган, но и представление декларации не по утвержденной форме.
Квалифицирующим признаком данного правонарушения, влекущим
применение более строгих мер ответственности, признается
превышение времени просрочки представления налоговой декларации
более чем на 180 дней. Правила, предусмотренные настоящей главой,
распространяются также на порядок декларирования данных, связанных
с исчислением и уплатой налогов и сборов, поступающих в
государственные внебюджетные фонды.
За непредставление налоговой декларации на налогоплательщика
может быть наложен штраф в размере:
- 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой
декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня,
установленного для ее представления, но не более 30% указанной
суммы и не менее 100 рублей, если просрочка составила 180 дней и
менее, или
- 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой
декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой
декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го
дня, если просрочка составила более 180 дней.
2). Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и
объектов налогообложения (статья 120 НК РФ).
Субъектом правонарушения, в соответствии с п. 1 статьи, могут
быть только организации.
Правонарушение может заключаться как в бездействии
организации, так и в совершении ею активных действий, грубо
нарушающих правила учета.
При квалификации деяния субъекта следует руководствоваться
содержащимся в статье описанием грубых нарушений правил учета, к
которым относятся:
- отсутствие первичных документов, или счетов - фактур, или
регистров бухгалтерского учета. Использование множественного числа
в данной формулировке исключает возможность привлечения к
ответственности по ст. 120 НК РФ за отсутствие какого-либо одного
документа, например, приходного кассового ордера или счета -
фактуры;
- несвоевременное или неправильное отражение на счетах
бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций,
денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и
финансовых вложений налогоплательщика, совершаемые систематически,
то есть два раза и более в течение календарного года. Пункт 2
вышеуказанной статьи предусматривает более строгую меру
ответственности за те же самые действия или бездействие, если они
совершались в течение двух и более налоговых периодов.
Пункт 3 статьи 120 НК РФ предусматривает как базу для расчета
санкции сумму неуплаченного налога. За грубое нарушение правил
учета, повлекшее занижение налоговой базы, на организацию может
быть наложен штраф в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но
не менее 15000 рублей.
3). Неуплата или неполная уплата сумм налога (статья 122).
Данное правонарушение характеризуется тем, что необходимым
условием привлечения налогоплательщика к ответственности за его
совершение является неуплата сумм налога.
При применении статьи 122 Кодекса необходимо иметь в виду, что
"неуплата или неполная уплата сумм налога" означает возникновение
у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом
(внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате
совершения указанных в данной статье действий или бездействия.
В связи с этим, если в предыдущем периоде у налогоплательщика
имеется переплата налога, которая перекрывает или равна сумме
налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в
бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее
зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав
правонарушения, предусмотренный ст. 122 НК РФ, отсутствует.
Если же у налогоплательщика переплата налога образуется в
более поздний период по отношению к тому периоду, когда возникла
задолженность перед бюджетом, то налогоплательщик может быть
освобожден от ответственности, предусмотренной вышеназванной
статьей, только при соблюдении им условий, определенных пунктом 4
ст. 81 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ, неуплата или неполная
уплата сумм налога является следствием занижения налоговой базы,
иного неправильного исчисления налога, совершения других
неправомерных действий или бездействия.
Под иным неправильным исчислением налога, повлекшим его
неуплату, помимо занижения налоговой базы понимаются все другие
деяния налогоплательщика, нарушающие порядок исчисления налога. К
ним, в частности, относятся неправильное применение налоговой
ставки (например, 26,1% вместо 35,6%), использование льгот, на
которые налогоплательщик не имеет права.
Неуплата или неполная уплата налога может быть также
следствием иных неправомерных действий или бездействия, не
связанных с неправильным исчислением налога.
Если неуплата или неполная уплата налога совершается по
неосторожности, деяние квалифицируется по п. 1 или по п. 2 ст. 122
НК РФ и влечет взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы
налога. За те же действия или бездействие, но совершенные
умышленно, согласно п. 3 ст. 122 НК РФ размер штрафа увеличивается
вдвое.
Особенность по применению данной статьи при проведении
налогового контроля по единому социальному налогу заключается в
том, что сумма налога исчисляется и уплачивается
налогоплательщиками отдельно в отношении каждого фонда и
определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Налогооблагаемая база исчисляется с начала календарного года,
включая последний отчетный налоговый период.
Порядок проведения выездной налоговой проверки определен ст.
89 НК РФ. По установленным выездной налоговой проверкой фактам
допущенных налогоплательщиком налоговых правонарушений
производится исчисление неуплаченных (не полностью уплаченных)
сумм налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет, и пени.
4). Непредставление налоговому органу сведений, необходимых
для осуществления налогового контроля (статья 126).
Данная статья предоставляет налоговым органам право в рамках
налогового контроля требовать у налогоплательщиков и налоговых
агентов документы, подтверждающие правильность исчисления
(удержания) налогов и своевременность их уплаты (перечисления) в
бюджет (пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ). Кроме того, налоговые органы
вправе истребовать документы, относящиеся к деятельности
проверяемого налогоплательщика, у третьих лиц (ч. 2 ст. 87 НК РФ).
К ответственности в соответствии с п. 2 ст. 126 НК РФ могут
привлекаться только организации. Исключение составляют банки в тех
случаях, когда они должны представлять налоговым органам справки
по операциям и счетам налогоплательщиков - своих клиентов,
поскольку ответственность за нарушение этой обязанности
предусмотрена ст. 135.1 гл. 18 НК РФ.
К субъектам правонарушения, предусмотренного п. 3 настоящей
статьи, относятся только физические лица.
Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного
п. 1 ст. 126 НК РФ, характеризуется бездействием виновного лица,
то есть неисполнением налогоплательщиком установленной законом
обязанности представить налоговому органу документы, необходимые
для налогового контроля.
К документам и сведениям, о которых говорится в п. 1
комментируемой статьи, не относятся заявления о постановке на
учет, информация об открытии или закрытии банковского счета,
налоговые декларации, поскольку в Налоговом кодексе РФ имеются
специальные нормы, устанавливающие ответственность за их
непредставление (соответственно статьи 116 и 117, 118, 119).
Следовательно, в п. 1 ст. 126 НК РФ речь идет обо всех иных
документах и сведениях, которые в соответствии с законодательством
налогоплательщик или налоговый агент должен представить налоговому
органу. К документам, за непредставление каждого из которых может
быть наложен штраф в размере 50 рублей, можно отнести в том числе:
1) для налогоплательщиков:
- бухгалтерскую отчетность (пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ);
- документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (пп.
5 п. 1 ст. 23 НК РФ);
- документы, запрашиваемые должностным лицом налогового
органа, проводящим налоговую проверку (ч. 4 ст. 88, ст. 93 НК РФ).
В соответствии со ст. 243 Налогового Кодекса РФ и Приказом
Министерства по налогам и сборам от 29.12.2000 г. N БГ-3-07/469
данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей
налогоплательщики - работодатели отражают в расчете по авансовым
платежам, который представляется в территориальную налоговую
инспекцию МНС РФ по месту постановки на учет не позднее 20-го
числа месяца, следующего за отчетным.
Согласно ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок
налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных
сведений, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый не
представленный документ.
Следует обратить внимание на следующие особенности применения
налоговых санкций к плательщикам страховых взносов и единого
социального налога.
Вопрос 1: В ходе проведения выездных налоговых проверок
плательщиков страховых взносов за период 1998 - 2000 г.г.
налоговым органом установлены факты непредставления плательщиками
расчетных ведомостей в фонды. Какие налоговые санкции следует
применять к плательщикам страховых взносов? Чем руководствоваться
в данном случае - законодательными актами фондов или Налоговым
кодексом РФ?
Ответ: С 18 августа 1999 года новая редакция I части
Налогового кодекса (Федеральный закон от 09.07.99г. N 154-ФЗ "О
внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса
Российской Федерации") распространила действие части первой
Налогового кодекса на внебюджетные фонды. Согласно пункту 7 статьи
9 органы государственных внебюджетных фондов являются участниками
отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Распространение на внебюджетные фонды действия части первой
Налогового кодекса привело к тому, что отношения между
плательщиками взносов и фондами стали подчиняться процессуальным
нормам. В то же время платежи по-прежнему определяются
законодательством о фондах.
До внесения изменений в первую часть Налогового кодекса
финансовые санкции к плательщикам страховых взносов, нарушившим
порядок представления расчетов, применялись в соответствии с
правовыми актами фондов.
После внесения изменений и дополнений в I часть НК РФ
(09.07.99 г. N 154-ФЗ) инструктивными письмами фондов разъяснен
порядок применения статей НК РФ к плательщикам страховых взносов,
а именно:
- Пенсионный фонд - согласно письму фонда от 06.12.99 г. N
КА-16-27/10932 при проведении документальных проверок после 17
августа 1999 года (т.е. с 18 августа 1999 г. - дата введения в
действие Федерального закона N 154-ФЗ) независимо от проверяемого
периода применяются порядок и условия взыскания штрафных санкций
за сокрытие или занижение выплат, начисленных в пользу работников,
предусмотренные главами 15 и 16 НК РФ. Также письмом ПФР от
15.08.2000 г. N МЗ-09-25/7298 определено, что с 18 августа 1999
года отношения, связанные с уплатой страховых взносов в ПФР,
регулируются частью I НК РФ, а также специальным
законодательством, регулирующим деятельность фонда, а именно:
статья 126 НК РФ, регулирующая ответственность плательщика за
непредставление или уклонение от представления сведений, подлежит
применению органами ПФ в связи с полномочиями, установленными ст.
93 НК РФ об истребовании у проверяемого плательщика необходимых
для проверки документов. При отсутствии признаков правонарушения,
предусмотренного ст. 126 НК РФ, применяются положения ст. 129.1 НК
РФ.
- Фонд социального страхования РФ - статьей 10 Федерального
закона от 02.01.2000 г. N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального
страхования РФ на 2000 год" установлено, что применение финансовых
санкций к плательщикам страховых взносов при нарушении ими порядка
уплаты страховых взносов в Фонд осуществляется в соответствии с
частью I НК РФ. При нарушении установленных сроков представления
расчетной ведомости по средствам государственного социального
страхования применяется статья 119 НК РФ (п. 3 письма ФСС РФ от
24.11.99 г. N 02-10/05-6150 "О разъяснении некоторых положений НК
РФ").
- Фонд обязательного медицинского страхования - нормы НК РФ на
фонд распространяются в том же объеме, но инструктивных писем по
вопросам применения норм Налогового кодекса фондом не рассылалось.
За непредставление в установленные сроки расчетной ведомости по
страховым взносам (платежам) к плательщикам применялись финансовые
санкции в виде штрафа в размере 10 процентов причитающихся к
уплате в отчетном квартале сумм страховых взносов (платежей).
- Фонд занятости населения РФ - с 01.01.99 г. финансовые
санкции за неуплату страховых взносов в Государственный фонд
занятости населения в соответствии с письмом МНС России и Минтруда
России от 08.06.99 г. N ВГ-6-08/469, 3795-ВР определяются согласно
разделу VI НК РФ.
Статьей 8 Федерального закона от 31.07.98 г. N 147-ФЗ "О
введении в действие части I НК РФ" предусмотрено, что в случаях,
когда часть первая Налогового кодекса РФ устанавливает более
мягкую ответственность за правонарушение, чем было установлено
действовавшим ранее законодательством о налогах и сборах, то за
соответствующее правонарушение, совершенное до 1 января 1999 года,
применяется ответственность, установленная частью I НК РФ.
Согласно статье 126 Налогового кодекса РФ непредставление в
установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в
налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных
настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и
сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый не
представленный документ.
С момента введения в действие изменений и дополнений в НК РФ
(Федеральный закон от 09.07.99 г. N 154-ФЗ) фонды (кроме ФОМС и
ФСС РФ) при непредставлении плательщиками расчетной ведомости
применяли финансовые санкции согласно статье 126 НК РФ.
С учетом вышеизложенного, в ходе проведения выездных налоговых
проверок плательщиков страховых взносов за период 1998 - 2000 г.г.
и при установлении фактов непредставления плательщиками расчетных
ведомостей в фонды, следует применять финансовые санкции,
установленные статьей 126 НК РФ.
Вопрос 2: Возможно ли применение ст. 122 НК РФ в отношении
плательщика страховых взносов во внебюджетные фонды, занизившего
базу для начисления страховых взносов? Каким образом необходимо
применять данную статью в том случае, когда занижение базы для
начисления страховых взносов было допущено в первом и втором
месяце отчетного квартала, а в третьем месяце - наоборот, база
была завышена?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или
неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы,
иного неправильного исчисления налога или других неправомерных
действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от
неуплаченной суммы налога. Взыскание штрафов в соответствии с
данной статьей производится с суммы страховых взносов,
доначисленных на сумму заниженной базы для начисления страховых
взносов (выплат в пользу работников).
Взыскание штрафа осуществляется за каждый истекший месяц, в
котором допущено нарушение. Таким образом, в акте выездной
налоговой проверки проверяющим отражаются суммы штрафов по каждому
нарушению, исчисленные помесячно.
Зачет (возврат) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых
взносов производится в соответствии с Приказом МНС РФ от
29.12.2000 г. N БГ-3-07/466 "Об утверждении Методических указаний
о порядке взыскания задолженности плательщиков по страховым
взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, зачету
(возврату) переплаты сумм страховых взносов в эти фонды и единого
социального налога (взноса)".
Вопрос 3: Должен ли налоговый орган устанавливать наличие
умысла у плательщика, допустившего неуплату или неполную уплату
сумм страховых взносов в результате занижения налогооблагаемой
базы для начисления страховых взносов, иного неправильного
исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных
действий, для взыскания финансовой санкции, установленной в ч. 3
ст. 122 НК РФ?
Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 110 НК РФ налоговое
правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его
совершившее, осознавало противоправный характер своих действий
(бездействия), желало либо сознательно допускало наступление
вредных последствий таких действий (бездействия). Вывод о наличии
умысла в действиях налогоплательщика делается в каждом конкретном
случае, исходя из фактических обстоятельств. Об умышленной
неуплате или неполной уплате страховых взносов, например, могут
говорить следующие обстоятельства: налогоплательщик вообще не
платит страховые взносы и не сдает расчетные ведомости либо сдает
"нулевые" расчетные ведомости несмотря на то, что ведет активную
хозяйственную деятельность; ведет двойную бухгалтерию,
страхователь использует фиктивные документы (составляет задним
числом от лица организаций и граждан, которые их никогда не
подписывали); скрывает документы, подтверждающие начисление выплат
в пользу работников, в ходе проводимой проверки и т.д.
Исходя из изложенного, а также учитывая то, что в соответствии
со ст. 101, 104 НК РФ налоговые органы по результатам
проведенной ими проверки плательщика принимают решение о
привлечении его к ответственности за совершение налогового
правонарушения и обращаются с исковым заявлением в суд о взыскании
с него соответствующей налоговой санкции, налоговый орган должен
до обращения в суд определить, с учетом фактических обстоятельств
на месте, форму вины плательщика и соответственно размер штрафной
санкции, подлежащей взысканию с данного плательщика.
Таким образом, применение пункта 3 статьи 122 НК РФ возможно
при условии, если налоговый орган сможет предоставить необходимую
доказательную базу наличия умысла.
Вопрос 4: За период с 01.01.2000 г. по 01.10.2000 г. на
предприятии не были составлены некоторые регистры бухгалтерского
учета, за что предприятие привлечено к налоговой ответственности
на основании п. 1 ст. 120 НК РФ (за грубое нарушение правил учета
доходов и расходов и объектов налогообложения) и п. 1 ст. 126 НК
РФ (за непредставление документов для осуществления налогового
контроля). Можно ли применить п. 1 ст. 126 НК РФ при
непредставлении документов из-за их отсутствия?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 126 части первой Налогового
кодекса Российской Федерации непредставление в установленный срок
налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы
документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ, и иными
актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание
штрафа в размере 50 руб. за каждый не представленный документ.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговым
правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в
нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие
или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц,
за которое Налоговым кодексом установлена ответственность. Это
означает, что если при определении вида нарушения отсутствует
любой из квалификационных признаков, в том числе вина лица, то
данное деяние не может считаться налоговым правонарушением, и,
соответственно, санкции не налагаются. Однако следует иметь в
виду, что НК РФ устанавливаются различные формы вины, при наличии
которых лицо может быть привлечено к ответственности за совершение
налогового правонарушения, при этом формы вины иногда неправомерно
идентифицируют с отсутствием вины.
В рассматриваемом случае, когда у организации отсутствуют
документы налоговой отчетности по причине их утраты, иной утери,
необходимо исходить из следующего. В соответствии со ст. 110
Кодекса виновным в совершении налогового правонарушения признается
лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по
неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным по
неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало
противоправного характера своих действий (бездействия) либо
вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий
(бездействия). Это означает, что если документы, необходимые для
представления в налоговые органы, были утеряны организацией
(должностными лицами организации) и не восстановлены к указанному
сроку, хотя должностные лица организации по своему статусу и
должностным обязанностям должны и могли осознавать характер
последствия этой утери (своего бездействия), то присутствует вина
в форме неосторожности. В данном случае налоговые органы
правомерно квалифицируют непредставление документов как налоговое
правонарушение и привлекают налогоплательщиков к налоговой
ответственности. В связи с изложенным при непредставлении
необходимых документов по требованию налогового органа, которые
организация должна была иметь, поскольку за отсутствие их
налоговым органом применена ст. 120 Кодекса, возможно применение
ст. 126, поскольку указанные статьи по смыслу не дублируют
наложенную ответственность по НК РФ и могут применяться независимо
в качестве меры по конкретному налоговому правонарушению.
Согласно п. 3 статьи 120 НК РФ под грубым нарушением правил
учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается
отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета,
систематическое (два раза и более в течение календарного года)
несвоевременное или неправильное отражение на счетах
бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций,
денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и
финансовых вложений налогоплательщика. Так, под грубым нарушением
правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения по
единому социальному налогу считается отсутствие, систематическое
(два раза и более в течение налогового периода) несвоевременное
или неправильное отражение операций в карточках - справках
(лицевых счетах) или книгах по расчетам с рабочими и служащими,
платежных и расчетно - платежных ведомостях на выплату зарплаты,
премий, пособий, сводных (накопительных) ведомостях по начислению
всех видов зарплаты, обобщение бухгалтерских проводок в
журналах - ордерах и мемориальных ордерах и их фиксация в Главной
книге или в книге "Журнал - главная", а также ведение
бухгалтерской отчетности без учета пп. 1, 4 статьи 243 НК РФ.
Следует иметь ввиду, что положения пунктов 1 и 3 статьи 120 и
пункта 1 статьи 122 НК РФ согласно Определения Конституционного
суда РФ от 18.01.2001 г. N 6-О "По запросу Федерального
Арбитражного суда Восточно - Сибирского округа о проверке
конституционности пунктов 1 и 3 статьи 120 и пункта 1 статьи 122
НК РФ" не могут применяться одновременно в качестве основания
привлечения к ответственности за совершение одних и тех же
неправомерных действий.
Вопрос 5: Какой порядок применения штрафных санкций при
непредставлении в установленный срок расчета по авансовым платежам
по единому социальному налогу для юридических и физических лиц,
выступающих в качестве работодателей и налоговой декларации?
Ответ: В соответствии со статьей 243 Налогового кодекса РФ и
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от
29.12.2000 г. N БГ-3-07/469 данные о суммах исчисленных и
уплаченных авансовых платежей налогоплательщики - работодатели
отражают в расчете по авансовым платежам, который представляется в
территориальную налоговую инспекцию МНС России по месту постановки
на учет не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
Согласно статье 126 Налогового кодекса РФ непредставление в
установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в
налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных
настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и
сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый не
представленный документ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 243 данные
налогоплательщики - работодатели представляют в налоговые органы
налоговую декларацию за налоговый период (за год) не позднее 30
марта года, следующего за истекшим периодом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 244 Налогового кодекса РФ
налогоплательщики, не являющиеся работодателями, представляют
налоговую декларацию в налоговый орган не позднее 30 апреля года,
следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно статье 119 Налогового кодекса РФ непредставление
налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации в
налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков
налогового правонарушения, влечет взыскание штрафа в размере 5
процентов суммы, налога, подлежащей уплате (доплате) на основе
этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня,
установленного для ее представления, но не более 30 процентов
указанной суммы и не менее 100 рублей.
Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в
налоговый орган в течение более 180 дней по истечении
установленного законодательством о налогах срока представления
такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов
суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10
процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой
декларации, за каждый полный месяц начиная со 181-го дня.
Вопрос 6: Какие налоговые санкции применяются к плательщикам
страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования,
если в ходе выездных налоговых проверок установлены нарушения
порядка уплаты страховых взносов в фонд (сокрытие или занижение
выплат, начисленных в пользу работников)?
Ответ: До введения части второй Налогового кодекса РФ порядок
уплаты страховых взносов в фонд обязательного медицинского
страхования установлен Инструкцией о порядке взимания и уплаты
страховых взносов (платежей) по обязательному медицинскому
страхованию, утвержденной Постановлением правительства РФ от
11.10.93 г. N 1018. В соответствии с пунктом 27 указанной
Инструкции к плательщикам при нарушении порядка уплаты страховых
взносов применялись финансовые санкции в виде штрафа в размере
страховых взносов (платежей) с сокрытой или заниженной суммы,
взимаемой сверх причитающего платежа с учетом пени, а также штраф
в размере 10 процентов причитающихся к уплате в отчетном квартале
сумм страховых взносов (платежей) за непредставление в
установленные сроки расчетной ведомости по страховым взносам
(платежам).
С 01.01.2001 г. на территории РФ введен единый социальный
налог (взнос). Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты единого
социального налога налогоплательщиками - работодателями определены
статьей 243 Налогового кодекса РФ. Сумма налога исчисляется и
уплачивается налогоплательщиками отдельно в отношении каждого
фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой
базы. Налогооблагаемая база исчисляется с начала календарного
года, включая последний отчетный период.
Порядок проведения выездной налоговой проверки определен
статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации. По
установленным выездной налоговой проверкой фактам допущенных
налогоплательщиком налоговых правонарушений производится
исчисление неуплаченных (не полностью уплаченных) сумм налогов и
сборов, подлежащих уплате в бюджет и пени.
В соответствии со статьей 122 Налогового кодекса РФ неуплата
или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой
базы, иного неправильного исчисления налога или других
неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в
размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога. Деяния,
совершенные умышленно, влекут штрафы в размере 40 процентов от
неуплаченных сумм налога.
Вышеназванные финансовые санкции, с учетом пунктов 3 и 4
статьи 5 НК РФ, применяются при выездной налоговой проверке,
проводимой в текущем году по вопросу правильности исчисления
страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования
как за отчетный период текущего года, так и за предыдущие годы,
согласно установленному законодательству.
Вопрос 7: Применяется ли статья 122 НК РФ при представлении
уточненных расчетов по авансовым платежам по единому социальному
налогу? Каким образом учитывается переплата по налогу: в целом по
всем фондам или по каждому фонду отдельно?
Ответ: При обнаружении налогоплательщиком в поданном им
расчете по авансовым платежам ошибок, приводящих к занижению суммы
единого социального налога, подлежащего уплате в бюджет,
налогоплательщик обязан внести необходимые изменения и дополнения
в представленный ранее расчет.
Если уточненный расчет представляется до момента, когда
налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом фактов
занижения налогооблагаемой базы, либо о назначении выездной
налоговой проверки, то налогоплательщик освобождается от
ответственности, предусмотренной статьей 122 части I Налогового
кодекса РФ при условии, что до представления уточненного расчета
налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и
соответствующие ей пени.
С введением единого социального налога (взноса) предусмотрено
обособление долей этого налога, уплачиваемых налогоплательщиками
отдельными платежными поручениями по каждому Фонду и зачисляемых
на лицевые счета органов федерального казначейства. Согласно
статье 9 Федерального закона N 118-ФЗ суммы излишне уплаченных
страховых взносов в Фонды по состоянию на 01.01.2001 г. подлежат
зачету в счет уплаты единого социального налога (взноса) в
порядке, определенном статьей 78 Кодекса.
Таким образом, если по страховым взносам в какой либо Фонд
имеются излишне уплаченные суммы, то по решению налогового органа,
принятого на основании письменного заявления налогоплательщика,
эти суммы могут быть зачтены в счет предстоящих платежей той доли
единого социального налога (взноса), которая подлежит зачислению в
этот Фонд.
Зачет сумм страховых взносов или доли единого социального
налога (взноса), излишне уплаченных (взысканных) в один Фонд, в
счет погашения задолженности по страховым взносам или доли единого
социального налога (взноса), образовавшихся по другому Фонду, не
производится.
Вопрос 8: Плательщик производит уплату единого социального
налога с применением централизованного порядка расчетов, уплаты,
представления всех необходимых документов и сведений по налогу по
месту постановки на налоговый учет головной организации за те
обособленные подразделения, которые не имеют расчетных счетов, не
начисляют и не производят выплаты в пользу работников и иных
физических лиц. Применяется ли штраф по статье 126 НК РФ, если
расчет по авансовым платежам представлен позже установленного
срока и нарушен срок уплаты налога?
Ответ: В соответствии со статьей 240 Кодекса отчетным периодом
по единому социальному налогу (взносу) признается календарный
месяц. Согласно пункту 3 статьи 243 Кодекса уплата авансовых
платежей по единому социальному налогу (взносу)
налогоплательщиками - работодателями производится ежемесячно в
срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда
за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на
оплату труда со счетов налогоплательщика на счета работников, или
по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го
числа месяца, следующего за отчетным.
Статьей 75 Кодекса установлено, что пеня начисляется за
несвоевременную уплату налога. Начисление производится за каждый
календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога
или сбора, начиная со следующего за установленным
законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 20
постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения
части первой Налогового кодекса Российской Федерации" определил,
что пени за просрочку уплаты авансовых платежей могут быть
взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о
конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам
отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в
соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса. Налоговая база по налогу
для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором - пятом
подпункта 1 пункта 1 статьи 235 Кодекса, определяется как сумма
выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236
Кодекса, начисленных работодателями за налоговый период в пользу
работников (статья 237 Кодекса).
Учитывая изложенное, при несвоевременной уплате единого
социального налога (взноса) производится начисление пени, начиная
с 16-го числа месяца, следующего за отчетным.
Суммы исчисленных и уплаченных авансовых платежей
налогоплательщик отражает в расчете, который в соответствии с
пунктом 3 статьи 243 НК РФ должен быть представлен в налоговый
орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. При
несоблюдении установленного срока налоговый орган применяет
штрафные санкции в соответствии со статьей 126 НК РФ.
Вопрос 9: Каков порядок передачи в суд материалов о
задолженности по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды,
если налогоплательщикам своевременно не были вручены уведомления
на уплату взносов за 1998 - 2000 г.г.? Правомерно ли в этом случае
применение налоговых санкций и каковы сроки, предъявляемые
налогоплательщикам для погашения недоимки прошлых лет?
Ответ: Налоговая инспекция при проведении проверки
налогоплательщика, имеющего задолженность по страховым взносам в
фонды, принимает решение о привлечении плательщика к
ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов и
применении к нему штрафных санкций, руководствуясь
соответствующими положениями Налогового Кодекса Российской
Федерации. Согласно статье 113 НК РФ лицо не может быть привлечено
к ответственности, если со дня совершения правонарушения либо со
следующего дня после окончания налогового периода, в течение
которого было совершено это правонарушение, истекли три года.
Отсчет срока начинается с существенно разных дат в зависимости от
того, носило правонарушение разовый или длящийся характер и можно
ли такому правонарушению сопоставить точную дату его совершения.
Только статьи 120 и 122 связаны с правонарушениями длящегося
характера, определенными как грубое нарушение правил учета в
течение налогового периода и неуплата или неполная уплата налога в
результате занижения налоговой базы по итогам налогового периода.
И только для этих правонарушений отсчет срока давности начинается
со дня, следующего за днем окончания налогового периода. Для
остальных правонарушений отсчет срока давности начинается со дня
их совершения (для правонарушений, связанных с невыполнением
предписанных законом действий в установленные сроки, - со дня,
следующего за днем истечения этого срока).
Пунктом 2 статьи 104 НК РФ определено, что налоговый орган
подает исковое заявление о взыскании налоговой санкции с
организации или индивидуального предпринимателя в арбитражный суд,
а с физического лица (не являющегося индивидуальным
предпринимателем) в суд общей юрисдикции. До обращения в суд
налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно
уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. Если плательщик
отказался добровольно уплатить сумму штрафа или пропустил срок
уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с
исковым заявлением, но не позднее шести месяцев со дня обнаружения
налогового правонарушения и составления соответствующего акта
(статья 115 НК РФ).
Вопрос 10: Каков порядок внесения изменений (исправлений) в
текущем году в расчетные ведомости по отчислениям во внебюджетные
фонды за 1998 - 2000 г.г. при самостоятельном обнаружении
плательщиком ошибки в исчислении страховых взносов во внебюджетные
фонды?
Ответ: В соответствии с распоряжением Правительства РФ от
16.10.2000 г. N 1462-р и Порядком завершения расчетов по страховым
взносам и другим платежам в государственные социальные
внебюджетные фонды плательщиков, указанных в пункте 10
распоряжения Правительства РФ от 16.10.2000 г. N 1462-р,
внебюджетные фонды поэтапно передают в налоговые органы сведения о
плательщиках страховых взносов. Распоряжением и Порядком
установлены конкретные сроки передачи актов сверки расчетов
плательщиков взносов. Если фонды передали в налоговый орган акты
сверки расчетов по юридическому или физическому лицу (подписанный
плательщиком и фондом), но по результатам аудиторской проверки или
плательщик самостоятельно обнаружил ошибки в исчислении страховых
взносов за период деятельности плательщика до 1 января 2001 года
было произведено доначисление страховых взносов, то фонды передают
в налоговый орган уточненный акт сверки по доначисленным суммам.
По суммам, доначисленным с 1 января 2001 года, плательщик
представляет в налоговый орган уточненный расчет самостоятельно.
Вопрос 11: Каков порядок зачисления сумм штрафных санкций за
неуплату или неполную уплату единого социального налога?
Ответ: В разъяснениях МНС России от 22.03.99 г. N АС-6-09/192@
определено, что по согласованию с Департаментом налоговых реформ
Минфина России налоговые санкции за нарушение налогового
законодательства РФ распределяются между уровнями бюджетов в той
же пропорции, что и основной платеж.
По аналогии с вышеизложенным распределение между фондами сумм
штрафных санкций, поступающих на единый социальный налог,
производится пропорционально долям единого социального налога в
соответствующие фонды.
Вопрос 12: Каков порядок возврата плательщикам Фонда занятости
населения излишне уплаченных сумм?
Ответ: Пунктом 8 распоряжения Правительства РФ от 16.10.2000
г. N 1462-р определено, что при установлении фактов излишне
уплаченных (взысканных) сумм Минтруда России до 16 января 2001
года осуществляет возврат за счет имеющихся остатков на счетах
Государственного фонда занятости населения РФ.
Согласно статьи 116 Федерального закона РФ от 27.12.2000 г. N
150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" остатки средств бюджета
Государственного фонда занятости населения РФ по состоянию на 1
января 2001 года, зачисленные на счета Главного управления
федерального казначейства Министерства финансов РФ, направляются
на мероприятия, связанные с реорганизацией органов Федеральной
государственной службы занятости населения, в порядке,
определяемом Правительством РФ.
Правительство РФ постановлением от 06.03.2001 г. N 167 "О
финансировании в 2001 году расходов, связанных с реорганизацией
территориальных органов Министерства труда и социального развития
Российской Федерации по вопросам занятости населения" определило
мероприятия, на которые направляются остатки средств бюджета Фонда
занятости, в том числе указан возврат плательщикам излишне
уплаченных (взысканных) сумм, установленных при проведении выверки
уплаченных ими страховых взносов в Фонд занятости.
С учетом вышеизложенного возврат плательщикам Фонда занятости
населения излишне уплаченных сумм осуществляют территориальные
органы Министерства труда и социального развития РФ.
Согласно приказу МНС России от 29.12.2000 г. N БГ-3-07/466 "Об
утверждении Методических указаний о порядке взыскания
задолженности плательщиков по страховым взносам в государственные
социальные внебюджетные фонды, зачета (возврата) переплаты сумм
страховых взносов в эти фонды и единого социального налога
(взноса)" зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых
взносов в Государственный фонд занятости населения РФ в счет
предстоящих платежей по единому социальному налогу или иным
налогам, поступающим в федеральный бюджет, не производится. Также
указанные суммы не подлежат возврату за счет средств от
поступления единого социального налога или из федерального
бюджета.
Вопрос 13: Предусмотрена ли ответственность за неверное
ведение плательщиком учета по начислению единого социального
налога, т.е. не по карточкам индивидуального учета, утвержденным
Приказом МНС РФ от 27.02.2001 г. N БГ-3-07/63?
Ответ: Индивидуальная карточка учета сумм начисленных выплат и
иных вознаграждений, а также сумм начисленного единого социального
налога разработана в соответствии с п. 4 статьи 243 НК РФ и
утверждена Приказом МНС России от 27.02.2001 г. N БГ-3-07/63 "Об
утверждении формы индивидуальной карточки учета сумм начисленных
выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленного единого
социального налога (взноса) и порядка ее заполнения".
В связи с тем, что в Приказе МНС РФ от 27.02.2001 г. N
БГ-3-07/63 применение налогоплательщиками - работодателями формы
индивидуальной карточки учета носит рекомендательный характер, то
налогоплательщик имеет право разработать свою форму индивидуальной
карточки, но обязательно в ней должны присутствовать все
необходимые реквизиты, которые есть в вышеуказанной форме.
Ведение учета по начислению единого социального налога по
произвольной форме не относится к налоговым правонарушениям и
Налоговым кодексом РФ не предусмотрено привлечение
налогоплательщика к ответственности за ведение учета не в
соответствии с вышеуказанной формой.
Зам. руководителя Управления
МНС РФ по Краснодарскому краю
П.В.ФИСЕНКО
Начальник отдела
единого социального налога
УМНС РФ по Краснодарскому краю
А.В.ОДИНОКИЙ
|