УТРАТИЛ СИЛУ - ЗАКОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ОТ 28.12.2004 N 818-КЗ
10 июля 2001 года N 377-КЗ
-------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ОПЕКИ
И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
(в ред. Закона Краснодарского края
от 16.12.2003 N 649-КЗ)
Принят
Законодательным Собранием Краснодарского края
29 июня 2001 года
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство об органах опеки и попечительства
Статья 2. Понятия, применяемые в настоящем законе
Статья 3. Органы опеки и попечительства
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПОЛНОМОЧИЯ
ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
Статья 4. Задачи органов опеки и попечительства
Статья 5. Полномочия органов опеки и попечительства
Статья 6. Функции по опеке и попечительству муниципальных
органов управления образованием, здравоохранением и муниципальных
органов социальной защиты населения
Статья 7. Специальные функции по опеке и попечительству
муниципальных органов управления образованием
Статья 8. Специальные функции по опеке и попечительству
муниципальных органов управления здравоохранением
Статья 9. Специальные функции по опеке и попечительству
муниципальных органов социальной защиты населения
Статья 10. Полномочия по опеке и попечительству органов
исполнительной власти Краснодарского края
Статья 11. Кадровое обеспечение
Глава 3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 12. Вступление в силу настоящего закона
______________________________________________________________________________
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство об органах опеки и попечительства
Органы опеки и попечительства руководствуются в своей
деятельности Конституцией Российской Федерации, Гражданским
кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами
Российской Федерации, настоящим законом и уставами муниципальных
образований.
Статья 2. Понятия, применяемые в настоящем законе
В настоящем законе используются следующие понятия:
опека - форма защиты личных имущественных прав и интересов
несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, а также граждан,
признанных судом недееспособными вследствие психического
расстройства;
попечительство - форма защиты личных и имущественных прав и
интересов несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, а также
граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие
злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами;
патронаж - особая форма попечительства совершеннолетних
дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут
самостоятельно осуществлять, защищать свои права и исполнять
обязанности, устанавливаемая по их просьбе;
несовершеннолетние - дети, не достигшие возраста 18 лет;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - несовершеннолетние,
родители (единственный родитель) которых: умерли; лишены судом
родительских прав, ограничены в родительских правах; признаны
судом недееспособными, ограниченными в дееспособности, длительно
отсутствующими; находятся в лечебных учреждениях; заключены под
стражу, отбывают наказание в виде лишения свободы; уклоняются от
воспитания детей или защиты их прав и интересов, в том числе
отказываются брать своих детей из лечебных, воспитательных
учреждений, учреждений социальной защиты населения и других
аналогичных учреждений;
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба
родителя или единственный родитель;
приемная семья - форма устройства ребенка (детей), оставшегося
без попечения родителей, на воспитание в семью на основании
договора между органами опеки и попечительства и приемными
родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью;
усыновление (удочерение) - форма устройства ребенка (детей),
оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью,
устанавливаемая в судебном порядке.
Статья 3. Органы опеки и попечительства
В соответствии с законодательством Российской Федерации
органами опеки и попечительства являются органы местного
самоуправления.
Организация деятельности органов местного самоуправления по
осуществлению полномочий по опеке и попечительству определяется
уставами муниципальных образований в соответствии с
законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.
Для осуществления полномочий по опеке и попечительству
образуется орган местного самоуправления, являющийся юридическим
лицом, или соответствующие функции в целях реализации указанных
полномочий могут возлагаться исполнительно-распорядительным
органом муниципального образования:
(абзац 3 в ред. Закона Краснодарского края от 16.12.2003 N 649-КЗ)
в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, - на
муниципальные органы управления образованием;
в отношении лиц, признанных судом недееспособными или
ограниченно дееспособными, - на муниципальные органы управления
здравоохранением;
в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся в
попечительстве (патронаже) по состоянию здоровья, - на
муниципальные органы социальной защиты населения.
абзац 7 исключен. - Закон Краснодарского края от 16.12.2003 N
649-КЗ.
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПОЛНОМОЧИЯ
ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
Статья 4. Задачи органов опеки и попечительства
Основными задачами органов опеки и попечительства являются:
обеспечение необходимых условий для жизни и воспитания детей,
оставшихся без попечения родителей или не имеющих необходимых
условий для проживания в семье и нуждающихся в защите и помощи со
стороны государства;
осуществление контроля за содержанием, воспитанием и
образованием подопечных;
защита личных и имущественных прав и интересов детей,
оставшихся без попечения родителей или не имеющих необходимых
условий для проживания в семье и нуждающихся в защите и помощи со
стороны государства, а также граждан, признанных судом
недееспособными или ограниченными в дееспособности, и
совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию
здоровья не могут самостоятельно осуществлять, защищать свои права
и исполнять обязанности.
Статья 5. Полномочия органов опеки и попечительства
В соответствии с возложенными на них задачами органы опеки и
попечительства:
организуют выявление детей, оставшихся без попечения родителей
или не имеющих необходимых условий для проживания в семье и
нуждающихся в защите и помощи со стороны государства, а также
совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию
здоровья не могут самостоятельно осуществлять, защищать свои права
и исполнять обязанности;
устанавливают опеку и попечительство над детьми, оставшимися
без попечения родителей, и гражданами, признанными судом
недееспособными или ограниченными в дееспособности;
устанавливают патронаж;
назначают опекунов и попечителей;
освобождают и отстраняют опекунов и попечителей от исполнения
своих обязанностей;
заключают с приемными родителями договоры о передаче ребенка
(детей) на воспитание в приемную семью;
принимают решения о помещении детей, оставшихся без попечения
родителей, в воспитательные, образовательные, лечебные учреждения,
учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные
учреждения;
принимают меры по защите жилищных прав подопечных, по
обеспечению их жилой площадью в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
дают предварительное разрешение на совершение сделок по
отчуждению, в том числе обмену или дарению, имущества подопечных и
несовершеннолетних, сдаче его внаем (аренду), в безвозмездное
пользование или в залог; сделок, влекущих отказ от принадлежащих
подопечным и несовершеннолетним прав на раздел их имущества или
выделение из него долей; сделок, в которых затрагиваются
имущественные интересы подопечных и несовершеннолетних;
назначают управляющего имуществом подопечного в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
принимают решения об объявлении несовершеннолетних полностью
дееспособными в порядке эмансипации с согласия обоих родителей или
лиц, их замещающих;
предъявляют в судах иски, связанные с защитой личных и
имущественных прав и интересов подопечных, а также о признании
граждан недееспособными или ограниченными в дееспособности;
осуществляют надзор за деятельностью опекунов, попечителей и
оказывают им необходимую помощь и содействие;
рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по
вопросам усыновления (удочерения), опеки и попечительства и
принимают по ним необходимые меры;
реализуют иные полномочия и функции по опеке и попечительству в
соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим
Законом.
(абзац 16 в ред. Закона Краснодарского края от 16.12.2003 N 649-
КЗ)
Статья 6. Функции по опеке и попечительству муниципальных
органов управления образованием, здравоохранением и муниципальных
органов социальной защиты населения
Муниципальные органы управления образованием, здравоохранением
и муниципальные органы социальной защиты населения при возложении
на них органами местного самоуправления функций по опеке и
попечительству:
осуществляют подбор граждан, способных к выполнению
обязанностей опекуна или попечителя, и ведут их учет;
подготавливают документы по назначению опекуна или попечителя,
а также по освобождению или отстранению опекуна или попечителя от
исполнения ими своих обязанностей;
обеспечивают временное устройство в специализированные
учреждения граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве, а
также сохранность их имущества;
ведут учет граждан, над которыми установлена опека или
попечительство;
осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и
образования подопечных;
осуществляют защиту личных и имущественных прав и интересов
подопечных в случае ненадлежащего исполнения опекуном или
попечителей своих обязанностей;
подготавливают документы о назначении и выплате денежных
средств на содержание подопечного;
участвуют в судебных заседаниях по делам подопечных;
привлекают общественность к работе органов опеки и
попечительства;
рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по
вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые
меры;
осуществляют иные функции по опеке и попечительству в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Специальные функции по опеке и попечительству
муниципальных органов управления образованием
Кроме функций, перечисленных в статье 6 настоящего закона,
муниципальные органы управления образованием при возложении на них
органами местного самоуправления функций по опеке и
попечительству:
выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, и ведут их
учет;
осуществляют подбор и учет лиц, способных к выполнению
обязанностей усыновителя, ведут учет лиц, в отношении которых
произведено усыновление (удочерение);
осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей
приемных родителей, дают заключение о возможности быть приемными
родителями;
подготавливают необходимые документы для усыновления
(удочерения), установления опеки или попечительства над детьми,
оставшимися без попечения родителей, передачи их в приемную семью;
обеспечивают устройство детей, оставшихся без попечения
родителей, нуждающихся в защите и помощи со стороны государства, в
случае необходимости в образовательные, лечебные учреждения или
учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные
учреждения;
при наличии правовых оснований для усыновления (удочерения)
ребенка и невозможности передачи ребенка на воспитание в семью в
течение месяца направляют сведения о таком ребенке в орган
исполнительной власти Краснодарского края для постановки на
централизованный учет в региональном банке данных о детях,
оставшихся без попечения родителей;
дают заключение о возможности раздельного проживания опекуна
или попечителя с подопечными;
дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего
полностью дееспособным в порядке эмансипации;
оказывают помощь опекунам и попечителям, приемным родителям в
воспитании, обучении и организации отдыха подопечных;
участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении дел, связанных
с содержанием, воспитанием и образованием детей, нуждающихся в
защите и помощи со стороны государства;
проводят обследование жизни ребенка и лица, обратившегося в
соответствующий орган и изъявившего желание его усыновить
(удочерить) либо выполнять обязанности опекуна, попечителя или
приемного родителя;
представляют в суд заключения по спорам, связанным с
содержанием, воспитанием и образованием несовершеннолетних;
участвуют в исполнении решений судов о передаче или отобрании
детей;
осуществляют иные полномочия по опеке и попечительству в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 8. Специальные функции по опеке и попечительству
муниципальных органов управления здравоохранением
Кроме функций, перечисленных в статье 6 настоящего закона,
муниципальные органы управления здравоохранением при возложении на
них органами местного самоуправления функций по опеке и
попечительству:
выявляют граждан, которые вследствие психического расстройства
нуждаются в установлении над ними опеки, и новорожденных детей,
оставшихся без попечения родителей;
оказывают необходимую помощь до установления опеки гражданам,
признанным судом недееспособными;
осуществляют устройство новорожденных детей, оставшихся без
попечения родителей, в учреждения здравоохранения;
обеспечивают медицинское освидетельствование граждан,
обратившихся в соответствующий орган и изъявивших желание
усыновить (удочерить) ребенка (детей), выполнять обязанности
опекуна или попечителя;
участвуют в судебных заседаниях по делам подопечных и
несовершеннолетних, нуждающихся в защите и помощи со стороны
государства, в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации;
выполняют иные полномочия по опеке и попечительству в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 9. Специальные функции по опеке и попечительству
муниципальных органов социальной защиты населения
Кроме функций, перечисленных в статье 6 настоящего закона,
муниципальные органы социальной защиты населения при возложении на
них органами местного самоуправления функций по опеке и
попечительству:
выявляют несовершеннолетних, нуждающихся в защите и помощи со
стороны государства;
оказывают правовую, социальную и материальную помощь
несовершеннолетним, нуждающимся в защите и помощи со стороны
государства;
оказывают помощь дееспособным совершеннолетним лицам, которые
по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять,
защищать свои права и исполнять свои обязанности, до установления
попечительства;
осуществляют устройство дееспособных совершеннолетних граждан в
дома-интернаты для престарелых и инвалидов в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
осуществляют патронаж;
осуществляют устройство несовершеннолетних, нуждающихся в
защите и помощи со стороны государства, в специализированные
учреждения;
участвуют в судебных заседаниях по делам подопечных в случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации;
выполняют иные полномочия по опеке и попечительству в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 10. Полномочия по опеке и попечительству органов
исполнительной власти Краснодарского края
Департамент образования и науки Краснодарского края:
контролирует осуществление функций по опеке и попечительству
муниципальными органами управления образованием и образовательными
учреждениями;
контролирует обеспечение необходимых условий содержания,
воспитания и образования детей, оставшихся без попечения
родителей, в случае их усыновления (удочерения), передачи в
приемные семьи, образовательные учреждения, под опеку или
попечительство;
формирует региональный банк данных о детях, оставшихся без
попечения родителей и проживающих не территории Краснодарского
края;
ведет учет иностранных граждан и лиц без гражданства,
изъявивших желание усыновить (удочерить) ребенка, являющегося
гражданином Российской Федерации, и предоставляют им информацию о
детях, в отношении которых возникли установленные законом
основания для их усыновления (удочерения) иностранными гражданами
или лицами без гражданства, выдает им направления для посещения
ребенка (детей) по фактическому месту жительства (нахождения) и
решения вопроса о передаче на воспитание в семью в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации;
комплектует учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, специальные (коррекционные) школы-интернаты.
Департамент здравоохранения Краснодарского края:
контролирует осуществление функций по опеке и попечительству
муниципальными органами управления здравоохранением, учреждениями
здравоохранения;
комплектует дома ребенка;
организует работу экспертной медицинской комиссии для выдачи
медицинского заключения о состоянии здоровья, физическом и
умственном развитии ребенка, передаваемого на воспитание в
приемную семью.
Департамент социальной защиты населения Краснодарского края:
контролирует осуществление функций по опеке и попечительству
муниципальными органами социальной защиты населения, учреждениями
социальной защиты населения;
разрабатывает и осуществляет мероприятия по расширению сети
учреждений социального обслуживания населения, контролирует их
работу, оказывает им правовую, организационную и методическую
помощь.
Статья 11. Кадровое обеспечение
Осуществление функций по опеке и попечительству в муниципальных
органах управления образованием в отношении несовершеннолетних
возлагается на инспекторов (специалистов) школ по охране прав
детства. Количественный состав инспекторов (специалистов) школ по
охране прав детства в муниципальных органах управления
образованием устанавливается из расчета один специалист по охране
прав детства на 5 тысяч детей, если иное не установлено
законодательством Российской Федерации.
(в ред. Закона Краснодарского края от 16.12.2003 N 649-КЗ)
Глава 3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 12. Вступление в силу настоящего закона
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Глава администрации
Краснодарского края
А.ТКАЧЕВ
Краснодар
10 июля 2001 года
N 377-КЗ
|