УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
ПИСЬМО
от 25 января 2001 г. N 05-03-07-37@
Управление МНС РФ по Краснодарскому краю доводит до сведения,
что в Российской газете от 17.01.01 N 10 было опубликовано
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от
14.12.2000 г. N 244-О по жалобам граждан А.И. Косика и Т.Ш.
Кенчхаидзе на нарушение их конституционных прав положениями абзаца
шестого статьи 6 и абзаца второго части первой статьи 7 Закона
Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением".
Граждане А.И. Косик и Т.Ш. Кенчхаидзе, зарегистрированные в
качестве индивидуальных предпринимателей без образования
юридического лица, которые были подвергнуты штрафу за неприменение
в принадлежащих им торговых точках контрольно - кассовых машин на
основании абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго части первой
статьи 7 Закона Российской Федерации от 18.06.93 г. N 5215-1 "О
применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением".
В своей жалобе А.И. Косик и Т.Ш. Кенчхаидзе утверждали, что
поскольку указанное нарушение было совершено продавцами, то именно
они должны привлекаться к административной ответственности;
примененные к ним законоположения, позволяющие привлекать к
административной ответственности юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей за действия (бездействия) наемных работников
(продавцов, кассиров), по мнению заявителей, нарушают их
конституционные права.
Из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом
Российской Федерации в постановлении от 12.05.98 г. и
подтвержденной в определении от 01.04.99 г. по жалобам ряда
граждан на нарушение их конституционных прав положениями абзацев
третьего и пятого части первой статьи 7 Закона Российской
Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением", следует, что
законодатель вправе предусматривать штраф как меру
административной ответственности предприятия - юридического лица,
а также физического лица, осуществляющего предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица (индивидуального
предпринимателя), за нарушение правил применения контрольно -
кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.
По смыслу абзаца второго части первой статьи 7 Закона, к
ответственности привлекается не продавец, а предприятие, поскольку
продавец в данном случае вступает в правоотношения с покупателем
от имени предприятия, т.е. стороной в договоре купли - продажи
является именно предприятие. Соответственно в налоговом
правоотношении, возникающем по поводу предпринимательской
деятельности, стороной выступает не продавец, а предприятие.
Поэтому и такую публично - правовую ответственность, как
административная ответственность за нарушение правил применения
контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
покупателями, государство вправе возложить именно на предприятие,
что не препятствует последнему в установленном законом порядке
предъявлять требования о возмещении ущерба, нанесенного ему по
вине работника.
При этом при наложении штрафов, предусмотренных частью первой
статьи 7 Закона Российской Федерации "О применении контрольно -
кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением",
подлежит доказыванию как сам факт правонарушения, так и степень
вины правонарушителя. Ответственность предприятия наступает при
наличии его вины, в том числе если им не обеспечено выполнение
правил применения контрольно - кассовых машин соответствующими
физическими лицами (конкретными работниками), действующими от
имени предприятия при расчете с покупателями на основании
гражданского законодательства.
Таким образом, оспариваемыми положениями абзаца шестого статьи
6 и абзаца второго части первой статьи 7 Закона Российской
Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением", действующими с
учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от
12.05.98 г., права и свободы, в делах граждан А.И. Косика и Т.Ш.
Кенчхаидзе не нарушены.
Конституционно - правовой смысл положений абзаца шестого
статьи 6 и абзаца второго части первой статьи 7 Закона Российской
Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением", выявленный
Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от
12.05.98 г., а также в настоящем Определении, имеет
общеобязательный характер и исключает любое иное их истолкование в
правоприменительной практике, в том числе в практике арбитражных
судов.
Следовательно, в случае неприменения контрольно - кассовой
машины при осуществлении денежных расчетов с населением штраф как
мера административной ответственности может быть наложен при
условии, что доказаны не только сам факт совершения указанного
правонарушения, но и вина данного предприятия - юридического или
физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица (индивидуального
предпринимателя), которая проявляется в виновном действии
(бездействии) соответствующих лиц, действующих от имени
предприятия и допустивших неприменение контрольно - кассовой
машины. При этом наложенное взыскание (конкретная сумма) должно
быть соразмерно степени вины правонарушителя.
Исходя из изложенного, Конституционный Суд Российской
Федерации определил:
1. Конституционные критерии допустимости привлечения к
административной ответственности предприятия - юридического лица,
а также физического лица, осуществляющего предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, за неприменение
контрольно - кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с
населением были выявлены Конституционным Судом Российской
Федерации в постановлении от 12.05.98 г. и в определении от
01.04.99 г.
В соответствии с названными решениями и мотивировочной частью
настоящего Определения законодатель вправе предусмотреть в
качестве меры административной ответственности предприятия -
юридического лица или индивидуального предпринимателя,
осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, штраф за виновное нарушение правил применения
контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением. В случае неприменения контрольно - кассовой машины
штраф может быть наложен при условии, что доказаны не только факт
совершения правонарушения, но и вина предприятия - юридического
лица или физического лица, осуществляющего предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица (индивидуального
предпринимателя), которая проявляется в виновном действии
(бездействии) соответствующих лиц, действующих от имени
предприятия и допустивших неприменение контрольно - кассовой
машины.
Возложение ответственности на предприятие (предпринимателя) не
может служить препятствием последнему в установленном
законодательством порядке требовать возмещения ущерба, нанесенного
ему по вине его работника.
2. Конституционно - правовой смысл положений абзаца шестого
статьи 6 и абзаца второго части первой статьи 7 Закона Российской
Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением", выявленный
Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от
12.05.98 г. и настоящим Определением, имеет общеобязательный
характер и исключает любое иное их истолкование в
правоприменительной практике.
В соответствии с данным Определением Конституционного Суда
Российской Федерации при проведении проверок соблюдения
законодательства по применению контрольно - кассовых машин,
необходимо в обязательном порядке устанавливать факт отношений
лица совершившего виновное действие (бездействие) с предприятием
(предпринимателем).
Зам. руководителя Управления,
Государственный советник
налоговой службы III ранга
П.В.ФИСЕНКО
|