ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2000 г. N 950
О СОСТОЯНИИ КИНООТРАСЛИ КРАЯ И МЕРАХ
ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЕЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО
ОСНАЩЕНИЯ И УЛУЧШЕНИЮ КИНООБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Придавая важное значение использованию средств кино в
воспитании подрастающего поколения и обеспечении досуга различных
возрастных групп зрителей, а также учитывая сложившуюся в крае
ситуацию с организацией кинообслуживания населения, постановляю:
1. Направить записку департамента культуры администрации края
"О состоянии киноотрасли края и мерах по укреплению ее материально
- технического оснащения и улучшению кинообслуживания населения"
органам местного самоуправления городов и районов края
(прилагается).
2. Рекомендовать главам муниципальных образований края:
2.1. Разработать мероприятия по сохранению и развитию
кинематографии, предусмотрев в них необходимые средства на
финансирование деятельности (в том числе для погашения из бюджета
кредиторской задолженности по коммунальным платежам) и укрепление
материально - технической базы кинозрелищных и кинопрокатных
организаций.
2.2. Разрешить киноорганизациям, осуществляющим деятельность
на базе муниципальной собственности, самостоятельно сдавать в
аренду нежилые помещения с условием направления полученной
арендной платы после уплаты всех налогов и других обязательных
платежей на повышение уровня и объемов услуг по кинообслуживанию
населения, а также на укрепление материально - технической базы.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя председателя правительства Краснодарского края
Денисова Н.Г.
4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Глава администрации
Краснодарского края
Н.И.КОНДРАТЕНКО
Приложение
к постановлению главы
администрации Краснодарского края
от 9 декабря 2000 г. N 950
ЗАПИСКА
"О СОСТОЯНИИ КИНООТРАСЛИ КРАЯ И МЕРАХ ПО УКРЕПЛЕНИЮ
ЕЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ И УЛУЧШЕНИЮ
КИНООБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ"
За годы экономической и социально - политической
нестабильности в стране кинематография, как и вся культура в
целом, в полной мере испытала на себе все последствия этих
преобразований. В крае более чем в пять раз сократилось общее
количество киноустановок (с 1777 до 333), закрылось 42 кинотеатра,
в том числе почти все (15 из 17) детские специализированные
кинотеатры.
Тем не менее, край сохранил развитую сеть организаций
кинематографии: 64 действующих кинотеатра, 9 кинопрокатных
организаций (в г.г. Краснодаре, Новороссийске, Сочи, Туапсе,
Армавире, Тихорецке, Курганинске, Ейске и Тимашевске, 3 из которых
- Курганинская, Тимашевская и Тихорецкая - объединены с киносетью)
и предприятие "Кубанькинотехсервис". По форме собственности вся
киносеть края, кроме трех кинопрокатных организаций,
муниципальная.
Сегодня кино для многих социальных групп населения края,
особенно на селе, - единственный доступный вид досуга,
обеспечивающий возможность общаться и объединять разобщенные слои
общества. Средняя цена кинобилетов в кинотеатрах городов
составляет 15,4 рубля для взрослых зрителей и 3,2 рубля для детей,
на селе соответственно - 5,8 рубля и 1,6 рубля.
С 1998 года растет востребованность кинотеатров зрителями и,
как следствие, количество проведенных сеансов, обслуженных
зрителей и валовой сбор. Так, общее число обслуженных зрителей в
1999 году составило 1238 тыс. человек, что почти на 150 тыс.
больше, чем в 1998 г., из них 740 тысяч взрослых зрителей и около
500 тысяч детей.
Кинозрелищными организациями получен валовой сбор в размере 11
млн. 600 тыс. рублей, что более чем в два раза превышает факт
предыдущего года. Наилучших результатов по сбору средств от кино
достигли: к/т "Аврора" г. Краснодара, к/т "Октябрь" г. Анапы, к/т
"Буревестник" г. Геленджика, к/т "Звезда" г. Ейска, кинотеатры г.
Новороссийска, к/т "Спутник" г. Сочи, к/т "Родина" г. Туапсе,
предприятие "Киновидеосервис" г. Тихорецка, а также
киноорганизации Выселковского, Гулькевичского, Красноармейского,
Мостовского, Староминского, Тбилисского и ряда других районов.
Как положительный фактор следует отметить улучшение
показателей работы большинства районных кинозрелищных организаций.
Принятие 4 марта 1998 года Закона Краснодарского края "О
государственной поддержке кинематографии в Краснодарском крае"
способствовало упрочению в крае позиций кинематографии, реализации
протекционистской политики администрации края и органов местного
самоуправления в сфере кино, увеличению в 1999 году в целом по
сравнению с предыдущим годом на 46,6 процента объема
финансирования киноорганизаций из местных бюджетов.
Значительно возросло бюджетное финансирование киноорганизаций
в г.г. Армавире, Геленджике, Ейске, Сочи, Тихорецке, Туапсе, в
Выселковском, Каневском, Красноармейском, Курганинском,
Мостовском, Тбилисском, Темрюкском и др. районах, а в г.г. Ейске,
Новороссийске и Ленинградском и Отрадненском районах органами
местного самоуправления приняты программы развития кинематографии
своих территорий.
Более чем в 3 раза увеличено финансирование киноотрасли из
краевого бюджета:
1998 г. - 459,0 тыс. рублей
1999 г. - 1531,5 тыс. рублей
2000 г. - 3300,0 тыс. рублей.
В целях реализации краевого закона, улучшения кинообслуживания
населения, создания необходимых условий для развития киноотрасли,
технического ее перевооружения департаментом культуры разработана
Комплексная целевая программа развития кинематографии в
Краснодарском крае на 2000 - 2003 годы.
В 2000 году департамент культуры уже работает по ее основным
разделам.
Средства краевого бюджета направляются на две статьи:
укрепление материально - технической базы киноорганизаций и
приобретение фильмофонда.
Следует отметить, что в условиях отсутствия в отрасли единой
управленческой вертикали департаменту культуры удалось найти пути
взаимодействия с органами местного самоуправления, одним из
которых является заключение паритетных договоров на участие в
финансировании проектов укрепления материально - технической базы
киноорганизаций. В результате такого взаимодействия вдвое
увеличивается общий объем направляемых на эти цели средств.
С 1997 года на проведение капитального ремонта зданий 29
кинотеатров и 4 кинопрокатных организаций из краевого бюджета
направлено 1900 тыс. рублей, закуплено 8 единиц
спецавтотранспорта. Приобретено 17 комплектов видеопроекционного
оборудования на сумму 562 тыс. рублей для видеофикации сельских
кинотеатров, которое в значительной мере способствует увеличению
количества обслуженных зрителей, стабилизации экономического
положения киноорганизаций. Так, например, в Тбилисском районе
дирекция киносети уже не имеет задержки с выплатой заработной
платы, как это было в 1998 году, почти в два раза возросло в
районе количество обслуженных зрителей, а по итогам 1999 года она
вошла в десятку лучших районных киноорганизаций.
Одной из базовых составляющих обеспечения работы киноотрасли
является фильмофонд. В соответствии с принятым краевым законом
средства краевого бюджета направляются на закупку фильмов только
отечественного производства. За три последних года на 973,8 тыс.
рублей приобретено 83 художественных фильма, из них 42 киноленты
для детей и семейного просмотра, 15 фильмов - экранизаций
литературных произведений в помощь школьной программе и 11
документальных фильмов.
В целях реализации краевой программы по духовному и
физическому оздоровлению населения в кинотеатрах края работают
кинолектории и киноклубы, организован системный показ фильмов в
помощь школьной программе, демонстрация фильмов к знаменательным
датам и памятным событиям, проводятся специальные сеансы для детей
в дни школьных каникул.
Департаменту культуры удалось существенно повлиять на
репертуарную политику. Экраны кинотеатров края постепенно
освобождаются от фильмов, пропагандирующих насилие, жестокость,
садизм, эротику, от всего того, что так разрушительно влияет на
неокрепшие умы и души юных граждан.
На коллегии департамента культуры в период с 1997 по 2000 год
трижды заслушивались вопросы организации кинообслуживания
населения, содержания деятельности кинотеатров. Как положительный
опыт отмечена работа киновидеоцентра "Луч" Курганинского района по
объединению в составе одного учреждения функций кинозрелищного и
кинопрокатного предприятий, внедрение видеопоказа в практику
работы кинотеатра "Родина" г. Приморско - Ахтарска, работа
детского специализированного кинотеатра "Смена" г. Новороссийска.
Примером протекционистской политики органов местного
самоуправления в сфере кино может служить поддержка местной
администрацией кинотеатра "Родина" г. Туапсе, использующего
разнообразные формы работы с детским зрителем, строительство в
станице Гостагаевской курорта Анапа летнего кинотеатра,
оснащенного современным кинотехнологическим оборудованием. Под
патронажем непосредственно главы администрации находятся
кинотеатры г. Армавира, где в текущем году создан единый комплекс
кинотеатров на основе кинотеатра "Родина", который многообразием
средств работы с фильмами обеспечил себе постоянную молодежную
зрительскую аудиторию.
Следует отметить, что фестивальное движение и особенно
проводимый с 1992 года в Анапе Открытый фестиваль кино стран СНГ и
стран Балтии "Киношок" в определенной мере способствуют
возрождению интереса зрителей к новым произведениям отечественного
киноискусства.
При всех положительных тенденциях в киноотрасли ее дальнейшее
развитие не может быть обеспечено без осуществления комплекса мер
по приведению в порядок кинотеатров и их техническому
переоснащению.
Наиболее актуальным для обеспечения ее жизнедеятельности
остается вопрос привлечения зрителей в кинотеатры, главная причина
низкой посещаемости которых связана со стремительным отставанием
сервисных и технологических условий показа фильмов.
Отсутствие экономической заинтересованности органов местного
самоуправления в модернизации кинотеатров и финансирование
киноорганизаций в течение почти целого десятилетия по остаточному
принципу самым негативным образом отразилось на состоянии
материально - технической базы киноотрасли края: все кинопрокатные
организации и более 50 процентов кинотеатров нуждаются в
проведении капитального и текущего ремонта зданий, 17 из них
находятся в аварийных помещениях, 20 кинотеатров не отапливаются в
зимний период. Большинству кинотеатров необходим ремонт
коммуникаций и электрооборудования, требуют замены 145 единиц
спецавтотранспорта.
Действующая в киносети края кинопроекционная техника
многократно превысила сроки эксплуатации (в основном 1987 года
выпуска), качество изображения и звука не соответствует нормам. За
последние 13 лет централизованные поставки запасных частей по
линии Госкино не осуществлялись, средства на их приобретение, а
также на замену кинооборудования практически не направлялись.
Не удалось решить вопрос создания в г. Краснодаре центра
российской кинематографии. В результате край не получил из Госкино
России по этой программе современное кинопроекционное и звуковое
оборудование, стоимость которого составляет более 4 млн. рублей.
Не менее острой проблемой является пополнение фильмофонда.
Краевым законом регламентирована закупка только отечественных
фильмов. Однако количественное соотношение их производства с
потребностью, низкие художественные и эксплуатационные возможности
большинства российских фильмов последних лет, а также ситуация на
кинорынках не позволяют приобретать фильмы в необходимом
количестве, несмотря на увеличение средств на эти цели в краевом
бюджете. При этом краевой фильмофонд зарубежными фильмами высоких
эксплуатационных возможностей не пополняется.
Вследствие этого сохраняется крайне низкая обеспеченность
кинотеатров новыми фильмами. При минимальной потребности киносети
края - 100 - 120 новых художественных фильмов в год, новые
отечественные киноленты составляют в репертуаре кинотеатров всего
8 - 10 процентов экранного времени.
Отнесение организаций кинематографии к различным видам
собственности самым пагубным образом отразилось на деятельности
кинопрокатных организаций края.
Несмотря на краевой закон, по которому право на получение
финансирования распространяется на все организации кинематографии,
кинопроката по сложившейся практике не входят в число организаций,
частично финансируемых из бюджета.
Результаты работы кинопрокатных организаций почти целиком
зависят от демонстрации фильмов. Недофинансирование отрасли в
течение ряда последних лет привело к ситуации, при которой
прокатная плата большинством сельских киноорганизаций не
включается в число обязательных платежей. Общая дебиторская
задолженность по прокатной плате кинопрокатным организациям края
составляет около 100 тыс. рублей. В результате они не только не
имеют средств для развития, но и возможности сохранять кадры
специалистов, своевременно выплачивать заработную плату. В
особенно трудном положении находятся 2 из них - в Тимашевске и
Армавире, где задолженность по заработной плате составляет более
года.
В текущем году департаменту культуры совместно с
администрацией района удалось найти решение вопроса по
Тимашевскому прокату: проведена его реорганизация путем
присоединения к кинотеатру и создано единое районное
кинопредприятие "Экран".
Киноотрасль по-прежнему не обеспечивается нормативным
бюджетным финансированием. За рассматриваемый период оно, как и
прежде, в большинстве сельских районов края осуществлялось по
остаточному принципу. В таких районах края, как Абинский,
Апшеронский, Белоглинский, Кореновский, Новопокровский,
Павловский, Тимашевский, Отрадненский и др. финансирование
организаций кинематографии составляет всего от 17 до 50 тыс.
рублей в год.
Крайне низкое финансирование киноорганизаций из местных
бюджетов лишь на 17 - 20% покрывает их расходы, не позволяет в
полном объеме оплачивать коммунальные услуги, в отдельных районах
края от 3 до 6 месяцев задерживается выплата заработной платы.
Сложившиеся за эти годы в результате недофинансирования отрасли
убытки киноорганизаций в целом по краю составляют более 8 млн.
рублей.
Органами местного самоуправления по-прежнему принимаются
решения о перепрофилировании или изъятии части помещений
кинотеатров для размещения сторонних организаций. Последнее имеет
место в г.г. Кропоткине, Сочи, Славянске-на-Кубани, Калининском и
ряде других районов.
Наиболее показательным в этом вопросе стал краевой центр, где
еще в начале 90-х годов работало 8 кинотеатров, к 2000 году -
четыре, а к концу текущего года осталось всего 2 - "Аврора" и
"Северный", т.к. кинотеатры "Болгария" и "Дружба" переданы
муниципальному предприятию "Арт - Парад", несмотря на Закон
Краснодарского края от 6 июня 1995 г. N 6-КЗ "Об ограничении
приватизации и перепрофилирования учреждений культуры, искусства,
кинематографии, памятников истории и культуры в Краснодарском
крае".
Имеют место случаи передачи кинотеатров в частные руки, как,
например, в г. Белореченске, где в текущем году единственный
кинотеатр передан бывшему арендатору части здания, несмотря на то,
что с 1997 г. Белореченск только из краевого бюджета получил по
паритетным договорам около 100 тыс. рублей на ремонт зрительного
зала и видеоаппаратуру.
Необходимы конкретные меры со стороны органов местного
самоуправления по восстановлению кинопоказа в г.
Славянске-на-Кубани, Ейском и Новокубанском районах, улучшению
кинообслуживания населения в Динском, Северском, Кавказском,
Павловском, Тимашевском, Туапсинском и Успенском районах.
Достаточно тревожная ситуация сложилась с обеспечением
организаций кинематографии кадрами квалифицированных специалистов
инженерно - технических и рабочих профессий, отток которых из
отрасли достиг угрожающего предела из-за вынужденного сокращения
штатных единиц и низкой заработной платы. В 1999 году средняя
заработная плата по киноотрасли составила 450 рублей, в городах -
600 рублей и 307 рублей - в районах. В отдельных районах края -
Абинском, Апшеронском, Белореченском, Калининском, Кореновском,
Новопокровском - она едва превышает 200 рублей, а в Отрадненском
районе - всего 83 рубля.
Объединение усилий краевых и муниципальных органов власти в
решении экономических и технических проблем киноотрасли края
позволит поэтапно восстановить кинотеатры, активно использовать
кино в воспитании подрастающего поколения, вернуть в кинозалы
массового зрителя, без которого невозможно возрождение кино.
Генеральный директор
департамента культуры
Л.П.ПЯТИГОРА
|