УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
СООБЩЕНИЕ
от 30 ноября 2000 года
ВНОВЬ О ЕДИНОМ СОЦИАЛЬНОМ НАЛОГЕ
С введением с 01.01.2001 года главы 24 Налогового кодекса РФ
(далее НК РФ) (ст.ст. 234 - 235) взносы в государственные
социальные внебюджетные фонды, которыми являются: Пенсионный фонд
РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные
фонды обязательного медицинского страхования объединены в единый
социальный налог (далее - ЕСН). При этом ликвидируется
Государственный фонд занятости.
В соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ
"О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской
Федерации и внесения изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации о налогах" с 01.01.2001 года контроль за
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения
взносов во внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе ЕСН,
возложен на налоговые органы в порядке и объемах, предусмотренных
Налоговым кодексом РФ.
Таким образом, вся ответственность за сбор данного налога,
как, впрочем, и полномочия, будет сосредоточена в одних руках. На
взгляд налоговых органов, это закономерно. Ведь страховые взносы -
это те же налоги.
Это удобно не только тем, кто собирает налоги, но и тем, кто
их платит. Вместо четырех контролеров, чьи требования зачастую не
совпадали, а санкции были чрезмерны, останется один.
По прогнозам, введение ЕСН позволит повысить собираемость
платежей во внебюджетные фонды и, в первую очередь, за счет
увеличения числа налогоплательщиков, в связи с тем, что на учете в
фондах их состоит меньше, чем в МНС РФ.
Единый социальный налог предусматривает:
- единую налоговую базу по социальному налогу, подлежащему
зачислению в соответствующие социальные внебюджетные фонды;
- сохранение государственных внебюджетных социальных фондов
(кроме Государственного фонда занятости населения Российской
Федерации) как государственных институтов, осуществляющих
оперативное управление и расходование средствами этих фондов;
- снижение платежей, перечисляемых в государственные
внебюджетные социальные фонды (тариф страховых взносов снижается с
39,5% до ставки единого социального налога 35,6% от налоговой базы
с применением регрессивной шкалы налогообложения);
- укрепление системы налогового администрирования, которое
должно осуществляться налоговыми органами;
- упрощение налогового контроля.
Налогоплательщики
Плательщиками единого социального налога признаются:
работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том
числе:
- организации;
Филиалы и иные обособленные подразделения организаций
исполняют обязанности этих организаций по уплате налога по месту
нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
- индивидуальные предприниматели;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- физические лица;
Индивидуальные предприниматели (в том числе физические лица,
зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, а также частные нотариусы, частные охранники и частные
детективы), крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты, а также
индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему
налогообложения.
Родовые, семейные общины малочисленных народов Севера,
занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, также
определены налогоплательщиками, но для Краснодарского края данный
вид хозяйствования нетипичен.
В сравнении с ныне действующим законодательством по социальным
фондам расширен круг плательщиков, а именно: плательщиками единого
социального налога стали физические лица, выступающие в качестве
работодателей и производящие выплаты наемным работникам. Кроме
того, законодательно установлена норма (п. 2 ст. 235 НК РФ), в
соответствии с которой налогоплательщик, относящийся одновременно
к нескольким категориям налогоплательщиков, указанным в подпунктах
1 и 2 п. 1 ст. 235 НК РФ, признается отдельным налогоплательщиком
социального налога как со своего дохода, так и с дохода,
начисленного в пользу наемных работников (индивидуальные
предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты).
Объект налогообложения
Объект налогообложения, определенный ст. 236 НК РФ, по
сравнению с действующими в настоящее время нормами для исчисления
страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды,
значительно расширен.
Наряду с ранее облагаемыми выплатами, вознаграждениями и иными
доходами, начисляемыми работодателями в пользу работников по всем
основаниям, в том числе вознаграждениями по договорам гражданско -
правового характера, предметом которых является выполнение работ
(оказание услуг), а также по авторским договорам, в объект
налогообложения с 1 января 2001 года включены выплаты,
производимые по лицензионным договорам, а также выплаты в виде
материальной помощи и иные безвозмездные выплаты
налогоплательщиков (работодателей) (за исключением
налогоплательщиков - физических лиц) в пользу физических лиц, не
связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором
гражданско - правового характера, предметом которого является
выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным
договором. Что касается ФСС, то в его налогооблагаемую базу не
включались любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по
договорам гражданско - правового характера, авторским и
лицензионным договорам. Согласно п. 3 ст. 238 НК РФ эта норма
будет действовать и с 01.01.2001 г.
В отношении индивидуальных предпринимателей сохранился подход
к налогообложению, действующий до вступления и силу главы 24, а
именно:
объектом налогообложения являются доходы от
предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за
вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную
систему налогообложения, сохранена норма, в соответствии с которой
объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из
стоимости патента.
Налоговая база
Статья 237 предусматривает, что при определении налоговой базы
налогоплательщиками (работодателями) учитываются любые доходы (за
исключением доходов, указанных в ст. 238), начисленные работникам
в денежной или натуральной форме, в виде материальных, социальных
и иных благ.
При этом доходы, полученные в натуральной форме в виде товаров
(работ, услуг), учитываются в составе налогооблагаемых доходов как
стоимость этих товаров (работ, услуг) на день получения таких
доходов, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов),
определенных с учетом положений статьи 40 НК РФ, а при
государственном регулировании исходя из цен (тарифов) на эти
товары.
В аналогичном порядке в составе доходов учитывается
дополнительная материальная выгода, полученная работником и
(или) членами его семьи от работодателя.
К дополнительной материальной выгоде, на которую увеличивается
налоговая база, в частности относятся:
- дополнительная выгода от приобретения работником и (или)
членами его семьи у работодателя товаров (работ, услуг) на
условиях, более выгодных по сравнению с представляемыми в обычных
условиях их продавцами, не являющимися взаимосвязанными с
покупателями (клиентами);
- материальная выгода в виде экономии на процентах при
получении работником от работодателя заемных средств на льготных
условиях, определяемая по правилам, предусмотренным пунктом 2
статьи 212 НК РФ;
- материальная выгода, получаемая работником в виде суммы
страховых взносов по договорам добровольного страхования (за
исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 9 п. 1
ст. 238 НК РФ), в случае если страховые взносы полностью или
частично вносились за него работодателем.
Не признаются объектом налогообложения выплаты в виде
материальной помощи и иные безвозмездные выплаты
налогоплательщиков (работодателей) в пользу физических лиц, не
связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором
гражданско - правового характера, предметом которого является
выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным
договором, если они производятся из прибыли, остающейся в
распоряжении организации.
Выплаты в виде материальной помощи, иные безвозмездные
выплаты, выплаты в натуральной форме, производимые
сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей,
включаются в налоговую базу в части сумм, превышающих 1000 рублей
в расчете на календарный месяц.
Особенностью единого социального налога является то, что
работодатель должен будет определять налоговую базу отдельно по
каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого
месяца нарастающим итогом.
Пунктом 2 ст. 237 части второй НК РФ установлено, что при
определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные
работниками от других работодателей (то есть по нескольким местам
работы).
Если работник получает налогооблагаемые доходы от нескольких
работодателей и совокупная налоговая база, исчисленная по
нескольким местам работы, подпадает под иную ставку социального
налога, право на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога
не возникает. Это обусловлено тем, что плательщиком единого
социального налога является не сам работник, а работодатель. При
этом производится начисление налога на выплаты в пользу работника,
а не его удержание из заработной платы, как в налоге на доходы
физических лиц.
Следует также обратить внимание, что при исчислении налоговой
базы для индивидуальных предпринимателей, крестьянских
(фермерских) хозяйств, адвокатов в расходах учитываются только
профессиональные вычеты (ст. 221 НК РФ). Стандартные налоговые
вычеты (ст. 218 главы 23 НК РФ), социальные налоговые вычеты (ст.
219) и имущественные налоговые вычеты (ст.220) при расчете единого
социального налога не уменьшают налоговую базу.
Суммы, не подлежащие налогообложению
Статьей 238 НК РФ устанавливается довольно широкий перечень
доходов, не подлежащих налогообложению. Сюда отнесены суммы,
выплаченные работодателями за счет средств, оставшихся в их
распоряжении после уплаты налога на доходы организаций, а именно:
- суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок в
расположенные на территории Российской Федерации санаторно -
курортные и оздоровительные учреждения (за исключением
туристических путевок), выплачиваемые работодателями своим
работникам и (или) членам их семей;
- суммы, уплаченные работодателями за лечение и медицинское
обслуживание работников, их супругов, родителей или детей, при
наличии у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также
при наличии документов, подтверждающих фактические расходы на
лечение и медицинское обслуживание.
Указанные доходы освобождаются от налогообложения как в случае
безналичной оплаты работодателями медицинским учреждениям расходов
на лечение и медицинское обслуживание работников (членов их
семей), так и при выдаче денежных средств, предназначенных на эти
цели непосредственно работнику (членам его семьи), или зачислении
средств, предназначенных на эти цели, на счета работников (членов
их семей) в учреждениях банков.
На материальную помощь, оказываемую бывшим работникам,
уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по
возрасту, в состав доходов не включаются суммы, не превышающие в
год 2000 рублей.
Удовлетворены долгожданные просьбы и ожидания садоводов,
гаражных и жилищно - строительных кооперативов в части
освобождения от уплаты страховых взносов в государственные
социальные внебюджетные фонды, суммы, выплаченные за счет членских
взносов лицам, выполняющим работы (услуги) этим организациям.
Что касается доходов членов крестьянского (фермерского)
хозяйства, то в состав доходов, подлежащих налогообложению, не
включаются доходы, которые получены в этом хозяйстве от
производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также
от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и
реализации, в течение пяти лет начиная с года регистрации
хозяйства.
Вместе с тем вышеуказанная льгота действует только в отношении
доходов тех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, которые
ранее не пользовались такой нормой, как члены другого подобного
хозяйства (подпункт 7 п. 1 ст. 238 Кодекса).
Налоговые льготы
Главой 24 введены ограничения по льготам, предоставленным в
виде освобождения от уплаты налога.
Так, организации любых организационно - правовых форм
освобождены от уплаты налога с сумм доходов, не превышающих 100000
рублей в течение налогового периода, начисленных работникам,
являющимся инвалидами I, II и III групп.
Для других льготных категорий работодателей введен также
критерий до 100000 рублей, но с некоторыми особенностями его
исчисления, а именно: таковые освобождены от уплаты налога с сумм
доходов, не превышающих 100000 рублей в течение налогового периода
на каждого отдельного работника, независимо от того, является он
инвалидом или нет. Данный критерий установлен для:
- общественных организаций инвалидов (в том числе созданных
как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов
которых инвалиды и их законные представители составляют не менее
80%, и их структурных подразделений;
- организаций, уставный капитал которых состоит из вкладов
общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная
численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной
платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;
- учреждений, созданных для достижения образовательных,
культурных, лечебно - оздоровительных, физкультурно - спортивных,
научных, информационных и иных социальных целей, а также для
оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям - инвалидам и их
родителям, единственными собственниками имущества которых являются
указанные общественные организации инвалидов (данная категория
работодателей ранее от уплаты страховых взносов в государственные
социальные внебюджетные фонды не освобождалась).
Аналогичное ограничение установлено для индивидуальных
предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов,
являющихся инвалидами I, II и III групп, а именно: таковые
освобождены от уплаты единого социального налога в части доходов
от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной
деятельности в размере, не превышающем 100000 рублей в течение
налогового периода.
Следует отметить, что перечисленные льготы не распространяются
на организации, занимающиеся производством и (или) реализацией
подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных
ископаемых, а также иных товаров по перечню Правительства
Российской Федерации.
Подпунктом 4 п. 1 ст. 239 НК РФ введена новая льгота,
касающаяся освобождения от уплаты единого социального налога в
части сумм налога, зачисляемых в ФСС, индивидуальных
предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов.
Пунктом 2 ст. 239 Кодекса установлена норма, согласно которой
иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие свою
деятельность на территории Российской Федерации, не обладающие
правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и
медицинскую помощь за счет средств ПФР, ФСС, ФОМС, освобождаются
от уплаты налога в части, зачисляемой в эти фонды.
Налоговый период
Налоговым периодом согласно статье 240 НК РФ признается
календарный год.
Ставки налога
С введением единого социального налога на налогоплательщика -
работодателя ложится обязанность по начислению данного налога в
расчете на каждого отдельного работника нарастающим итогом с
начала года по регрессивной шкале по ставкам, установленным ст.
241 главы 24 НК РФ для различных категорий плательщиков.
При исчислении суммы социального налога используется величина
налоговой базы в среднем на одного работника, а затем производится
расчет суммы налога в зависимости от того, в какой уровень
регрессивной шкалы попала налогооблагаемая база, то есть:
- до 100000 рублей;
- от 100001 рубля до 300000 рублей;
- от 300001 рубля до 600000 рублей;
- свыше 600000 рублей.
Следует отметить, что Налоговым кодексом РФ предусмотрены
следующие необходимые условия для использования регрессивной шкалы
налогоплательщиками - работодателями, а именно:
- в предыдущем налоговом периоде величина налоговой базы в
среднем на одного работника должна превышать 50000 тыс. рублей.
Согласно статье 245 НК РФ в течение 2001 года ставки,
предусмотренные пунктом 1 статьи 241 настоящего Кодекса,
применяются налогоплательщиками, указанными в подпункте 1 пункта 1
статьи 235 настоящего Кодекса, при условии, что фактический размер
выплат, начисленных в среднем на одного работника и принимавшихся
за базу при расчете платежей в государственные внебюджетные фонды
во втором полугодии 2000 года, превышал 25000 рублей. При расчете
фактического размера выплат, начисленных в среднем на одного
работника и принимавшихся за базу при расчете платежей в
государственные внебюджетные фонды, в организациях с численностью
работников свыше 30 человек не учитываются выплаты 10 процентов
работников, имеющих наибольшие по размеру выплаты, а в
организациях с численностью работников до 30 человек
(включительно) - выплаты 30 процентов работников, имеющих
наибольшие по размеру выплаты.
Если налогоплательщик осуществляет деятельность менее одного
налогового периода, но не менее трех месяцев, в целях расчета
величины налоговой базы в среднем на одного работника накопленная
за последний квартал величина налоговой базы в среднем на одного
работника должна быть умножена на четыре.
Кроме того, при расчете величины налоговой базы в среднем на
одного работника в организациях с численностью работников свыше 30
человек не должны учитываться 10% работников, имеющих наибольшие
по размеру доходы, а в организациях с численностью работников до
30 человек (включительно) - 30% работников, имеющих наибольшие по
размеру доходы;
- на момент уплаты налога за истекший месяц накопленная с
начала года величина налоговой базы в среднем на одного работника
должна быть больше суммы, равной 4200 рублям, умноженным на
количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде.
В случае невыполнения вышеназванных условий расчет социального
налога производится по ставкам, установленным для величины
налоговой базы на каждого отдельного работника до 100000 рублей (в
данном федеральном законе они являются максимальными), независимо
от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного
работника.
Порядок исчисления и уплаты налога
Статья 243 НК РФ определяет, что налогоплательщики -
работодатели должны представлять налоговую декларацию один раз в
год, а в течение года производить уплату авансовых платежей по
налогу ежемесячно в срок, установленный для получения средств в
банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа
следующего месяца.
Кроме того, банк не вправе выдавать своему клиенту -
налогоплательщику средства на оплату труда, если последний не
представил платежных поручений на перечисление налога.
В свою очередь, налогоплательщики, не являющиеся
работодателями, будут обязаны производить уплату авансовых
платежей на основании налоговых уведомлений:
- за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в
размере половины годовой суммы авансовых платежей;
- за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в
размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
- за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года
в размере одной четвертой суммы авансовых платежей.
Исчисление суммы авансовых платежей на текущий налоговый
период, подлежащих уплате налогоплательщиками, не являющимися
работодателями, за исключением адвокатов, будет производиться
налоговым органом в порядке, определенном главой 24.
Следует особо отметить, что несмотря на то, что
налогоплательщики должны теперь представлять отчетность по единому
социальному налогу налоговым органам, в НК РФ предусмотрена норма,
в соответствии с которой за ними (налогоплательщиками) также
закреплена обязанность представлять сведения в:
- ПФР - в соответствии с федеральным законодательством об
индивидуальном персонифицированном учете в системе
государственного пенсионного страхования;
- ФСС - о суммах, использованных на выплаты по
государственному социальному страхованию.
Необходимость представления данных сведений в ФСС продиктована
тем, что по ФСС в законодательстве заложен "остаточный" принцип
зачисления части суммы социального налога, подлежащей зачислению в
данный фонд.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 05.08.2000
г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса
Российской Федерации и внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации о налогах" до 1 января
2002 года при определении налоговой базы на каждого отдельного
работника с суммы, подлежащей уплате в Пенсионный фонд Российской
Федерации, превышающей 600000 рублей, применяется ставка в размере
5 процентов.
Пресс-служба УМНС РФ
по Краснодарскому краю
|