ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2000 г. N 776-П
О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ"
Законодательное собрание Краснодарского края постановляет:
1. Принять в первом чтении проект закона Краснодарского края
"О внесении изменений и дополнений в Устав Краснодарского края",
внесенный прокурором Краснодарского края (прилагается).
2. Комитету Законодательного собрания Краснодарского края по
законодательству и правовой политике обобщить предложения и
замечания субъектов законодательной инициативы, с учетом
поступивших поправок доработать указанный законопроект и внести
его на рассмотрение Законодательного собрания Краснодарского края
во втором чтении.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на комитет Законодательного собрания Краснодарского края по
законодательству и правовой политике.
Председатель
Законодательного собрания Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ
Краснодар
26 октября 2000 года
N 776-П
Приложение
к постановлению
Законодательного собрания Краснодарского края
от 26 октября 2000 г. N 776-П
Проект
ЗАКОН
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В УСТАВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Статья 1. Внести в Устав Краснодарского края следующие
изменения и дополнения:
1. Пункт 3 статьи 1 изложить в следующей редакции:
"3. Изменение статуса Краснодарского края как субъекта
Российской Федерации возможно по взаимному согласию Краснодарского
края и Российской Федерации в соответствии с федеральным
конституционным законом.".
2. Второе предложение пункта 1 статьи 2 исключить.
3. В статье 7:
в пункте 1:
подпункт "а" изложить в следующей редакции:
"а) обеспечение соответствия Устава, законов и иных
нормативных правовых актов Краснодарского края Конституции
Российской Федерации и федеральным законам;";
в подпункте "о" слова "субъектов Российской Федерации"
заменить словами "Краснодарского края";
подпункты "п" - "у" исключить;
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. По вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,
Краснодарский край осуществляет правовое регулирование в пределах
своей компетенции, определенной федеральными законами.
До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к
предметам совместного ведения, Краснодарский край вправе
осуществлять собственное правовое регулирование. После принятия
соответствующего федерального закона законы и иные нормативные
правовые акты Краснодарского края приводятся в соответствие с
принятым федеральным законом.".
4. Пункт 1 статьи 10 изложить в следующей редакции:
"1. Разграничение предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти Краснодарского края осуществляется
Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными
договорами о разграничении предметов ведения и полномочий,
заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и
федеральными законами.".
5. В статье 12:
пункт 2 исключить;
в пункте 3 слова ", законами края" исключить;
пункт 3 считать пунктом 2.
6. Статью 16 изложить в следующей редакции:
"Статья 16.
1. Государственная власть в крае осуществляется на основе
разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
2. Систему органов государственной власти края составляют
Законодательное собрание края и администрация края.
Федеральные органы исполнительной власти осуществляют свои
полномочия на территории края непосредственно или через
создаваемые ими территориальные органы.
3. Судебная власть осуществляется федеральными судами и судами
края.".
7. В пункте 1 статьи 18 слово "постоянно" исключить.
8. Пункт 1 статьи 19 изложить в следующей редакции:
"1. Референдум края проводится по законопроектам, действующим
законам Краснодарского края, для принятия решений по важнейшим
вопросам государственной или общественной жизни края, входящим в
компетенцию органов государственной власти края, за исключением
вопросов:
о досрочном прекращении или продлении срока полномочий,
приостановлении осуществления полномочий, а также о проведении
досрочных выборов либо отсрочки выборов органов государственной
власти края;
о формировании состава и персональном составе органов
государственной власти края;
об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на
назначение на должность или на освобождение от должности депутатов
и должностных лиц;
о принятии или об изменении краевого бюджета, исполнении и
изменении финансовых обязательств края;
о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья
и безопасности населения.".
9. Пункт 4 статьи 21 дополнить словами ", но не ранее двух лет
после их принятия, либо признаны недействительными в судебном
порядке".
10. В пункте 2 статьи 26:
слова "постоянно проживающий на территории края не менее 5 лет
и" исключить;
слова "имеющий право участвовать в выборах" заменить словами
"обладающий пассивным избирательным правом".
11. Второе предложение пункта 2 статьи 27 дополнить словами
", если иное не предусмотрено законодательством Российской
Федерации".
12. Пункт 3 статьи 32 изложить в следующей редакции:
"3. Законами Краснодарского края:
а) утверждается краевой бюджет и отчет о его исполнении;
б) устанавливаются основы организации и деятельности
Законодательного собрания края;
в) устанавливается порядок проведения выборов в органы
местного самоуправления, а также определяется порядок их
деятельности;
г) утверждаются программы социально - экономического развития
края, представленные главой администрации (губернатором) края;
д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых
отнесено федеральным законом к ведению субъектов Российской
Федерации, а также порядок их взимания;
е) устанавливается порядок управления и распоряжения
собственностью края, в том числе долями (паями, акциями) в
капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных
организационно - правовых форм;
ж) утверждаются заключение и расторжение договоров края;
з) устанавливается порядок назначения и проведения референдума
края;
и) устанавливается порядок проведения выборов в
Законодательное собрание края, а также главы администрации
(губернатора) края;
к) устанавливается административно - территориальное
устройство края и порядок его изменения;
л) утверждается схема управления краем, определяется структура
высшего исполнительного органа государственной власти края;
м) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и
законами Краснодарского края к полномочиям Краснодарского края.
Постановлениями Законодательного собрания края:
а) определяется порядок деятельности Законодательного собрания
края;
б) назначаются на должность и освобождаются от должности
отдельные должностные лица края, а также оформляется согласие на
их назначение на должность;
в) назначается дата выборов в Законодательное собрание края, а
также дата выборов главы администрации (губернатора) края;
г) назначается референдум края;
д) оформляется решение о недоверии главе администрации
(губернатору) края и руководителям органов исполнительной власти
края;
е) утверждается соглашение об изменении границ Краснодарского
края;
ж) назначаются на должность судьи Уставного суда
Краснодарского края;
з) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным
Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к
ведению Законодательного собрания края.".
13. Статью 33 исключить.
14. Статьи 34 - 50 считать соответственно статьями 33 - 49.
15. Статью 40 изложить в следующей редакции:
"Статья 40.
1. Администрация края:
а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по
реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и
гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с
преступностью;
б) разрабатывает проекты краевого бюджета и программ социально
- экономического развития края;
в) обеспечивает исполнение краевого бюджета и готовит отчет о
его исполнении;
г) управляет и распоряжается собственностью края в
соответствии с законами Краснодарского края, а также федеральной
собственностью, переданной в управление краю, в соответствии с
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации;
д) заключает в соответствии с федеральным законом договоры с
федеральными органами исполнительной власти о разграничении
предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной
передаче осуществления части своих полномочий;
е) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными
законами, законами Краснодарского края, а также соглашениями с
федеральными органами исполнительной власти.".
16. В пункте 3 статьи 41 слова "от 30 до 65 лет, проживший на
территории края не менее 5 лет, в том числе 1 год перед
регистрацией в качестве кандидата на указанную должность и
обладающий" заменить словами "не моложе 30 лет, обладающий".
17. Третье предложение пункта 2 статьи 45 дополнить словами
"или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд
Российской Федерации с запросом об их соответствии Конституции
Российской Федерации".
18. Статью 48 дополнить абзацем седьмым следующего содержания:
"Глава администрации (губернатор) края вправе обратиться в
Законодательное собрание края с предложением о внесении изменений
и (или) дополнений в постановления Законодательного собрания края
либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные
постановления в судебном порядке.".
19. Главу 6 раздела II изложить в следующей редакции:
"Глава 6. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 50. Федеральные суды образуются и осуществляют свою
деятельность на территории края в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О
судебной системе Российской Федерации", иными федеральными
законами.
Статья 51.
1. Порядок организации и деятельности Уставного суда края
определяется федеральным законом и законом Краснодарского края.
2. Уставный суд края создается для рассмотрения вопросов
соответствия законов Краснодарского края, нормативных правовых
актов органов государственной власти края, органов местного
самоуправления Уставу Краснодарского края, а также для толкования
Устава Краснодарского края.
Статья 52.
1. Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает
гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда
первой инстанции.
2. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи
устанавливаются федеральным законом и законом Краснодарского
края.".
20. Статьи 62 - 89 считать соответственно статьями 53 - 80.
21. Пункт 4 статьи 54 изложить в следующей редакции:
"4. Принятый закон направляется для обнародования главе
администрации (губернатору) края, который обязан обнародовать
закон либо отклонить его в течение семи дней с момента поступления
закона.
В случае отклонения закона главой администрации (губернатором)
края он может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством
не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов
Законодательного собрания края.
Закон, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть
повторно отклонен главой администрации (губернатором) края и
подлежит обнародованию в течение трех дней.".
22. Статью 66 изложить в следующей редакции:
"Статья 66.
1. Бюджетные полномочия Законодательного собрания края и
администрации края определяются законодательством Российской
Федерации и нормативными правовыми актами края.
2. Законодательное собрание края рассматривает и утверждает
краевой бюджет и отчет о его исполнении, осуществляет последующий
контроль за исполнением краевого бюджета, формирует и определяет
правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением
краевого бюджета, осуществляет иные полномочия в соответствии с
федеральным и краевым законодательством.
3. Администрация края осуществляет составление проекта
краевого бюджета, внесение его с необходимыми документами на
утверждение Законодательного собрания края, исполнение краевого
бюджета, в том числе сбор доходов краевого бюджета, управление
государственным долгом, ведомственный контроль за исполнением
краевого бюджета, осуществляет иные полномочия, определенные
федеральным и краевым законодательством.".
23. В статье 74:
пункт 2 исключить;
пункт 3 считать пунктом 2.
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ЗАКОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ"
Необходимость внесения изменений и дополнений в Устав
Краснодарского края вызвана тем, что со времени его принятия в
ныне действующей редакции на федеральном уровне приняты новые
нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и
деятельности органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, претерпели изменения федеральные законы,
регламентирующие процедуру проведения выборов и референдума, а
также затрагивающие бюджетные полномочия субъектов Российской
Федерации. Помимо этого, отдельные нормы Устава края изначально не
соответствовали Конституции и законодательству Российской
Федерации.
Предлагаемый законопроект направлен на устранение имеющихся в
Уставе Краснодарского края разночтений с законодательными актами
Российской Федерации.
В частности, предлагается внести изменения в норму Устава,
касающуюся изменения статуса Краснодарского края, как субъекта
Российской Федерации. Статьей 66 Конституции предусмотрена
возможность изменения статуса субъекта Российской Федерации по
взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта в
соответствии с федеральным конституционным законом. Текст данной
статьи не содержит механизма, формы и способа выражения субъектом
согласия на изменение своего конституционно - правового статуса.
Более того, указанная норма предполагает разработку по данному
вопросу федерального конституционного закона, который пока не
принят. При отсутствии такого закона закрепление в нормативно -
правовых актах субъекта Российской Федерации каких-либо условий,
касающихся вопросов изменения его статуса неправомерно.
Согласно Конституции Российской Федерации права и свободы
человека и гражданина являются непосредственно действующими на
всей территории Российской Федерации, равноправие граждан должно
обеспечиваться независимо от пола, расы, национальности,
происхождения, места жительства, а также других обстоятельств.
Помимо этого, правовое регулирование прав и свобод человека и
гражданина отнесено к исключительному ведению Российской
Федерации. Права и свободы человека и гражданина могут быть
ограничены только федеральным законом только в той мере, в какой
это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ряд норм
Устава края не согласуется с названными конституционными
положениями. Так, пункт 1 статьи 2 Устава закрепляет в качестве
обстоятельства, учитываемого при формировании и деятельности
органов государственной власти и местного самоуправления
преимущество русского народа, что не соответствует Конституции
Российской Федерации, противоречит преамбуле Устава, выражающего
согласно ей волю и интересы многонационального народа
Краснодарского края.
Нельзя рассматривать положения данного пункта как установление
права субъекта Российской Федерации и муниципальных образований
учитывать исторические и иные местные традиции при установлении
системы органов государственной власти и местного самоуправления,
их наименовании, наделении полномочиями по следующим основаниям.
Во-первых, преобладание русского населения не является местной
либо исторической традицией; во-вторых, формирование и
деятельность органов государственной власти и местного
самоуправления не тождественны установлению их системы,
наименования, наделению полномочиями.
Пункт 2 статьи 12 Устава, предусматривающий возможность
предоставления отдельных прав, льгот и преимуществ гражданам
Российской Федерации, постоянно проживающим на территории края,
недопустимость предоставления каких-либо льгот и преимуществ вновь
прибывшим и временно находящимся на территории края также
противоречит Конституции Российской Федерации по указанным выше
причинам. Регулирование прав и свобод человека и гражданина
отнесено Конституцией к исключительному ведению Российской
Федерации, поэтому пункт 3 статьи 12 также необходимо изложить в
другой редакции.
Пункт 1 статьи 18 Устава также необходимо привести в
соответствие с Конституцией и Федеральным законом "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 32 Конституции Российской Федерации
граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении
делами государства как непосредственно, так и через своих
представителей. Пункт 2 данной статьи установил право граждан
Российской Федерации избирать и быть избранными в органы
государственной власти, а также участвовать в референдуме. Эти
нормы необходимо рассматривать во взаимосвязи, неотделимо друг от
друга. И если право избирать в органы государственной власти
субъекта и участия в региональном референдуме в соответствии с
пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" может быть предоставлено гражданам,
постоянно или преимущественно проживающим на территории субъекта
Российской Федерации, то ограничение пассивного избирательного
права, связанное с преимущественным или постоянным проживанием на
определенной территории Российской Федерации, согласно пункту 5
статьи 4 данного Федерального закона недопустимо.
Пункт 2 статьи 26 и пункт 3 статьи 42 Устава края ограничивают
право граждан Российской Федерации на участие в осуществлении
государственной власти в крае: быть избранными депутатами
Законодательного собрания и главой администрации (губернатором)
края, связывая приобретение пассивного избирательного права с
5-летним цензом оседлости и устанавливая максимальный возраст
кандидата на должность губернатора, что также противоречит пунктам
5 и 6 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации".
Подпункты "а" и "о" пункта 1 и пункт 2 статьи 7 предлагается
настоящим законопроектом изложить в соответствии с Конституцией и
Федеральным законом "О принципах и порядке разграничения предметов
ведения и полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации", поскольку перечисленные выше нормы
позволяют неоднозначно толковать полномочия края по предметам
совместного ведения. Так, в частности, подпункт "о" пункта 1
статьи 7 предполагает, что иные нормативные правовые акты края
могут не соответствовать Конституции и федеральным законам, а к
ведению края согласно подпункту "о" относится координация краем
совместно с Российской Федерацией международных и
внешнеэкономических связей других субъектов Федерации.
Федеральный закон "О принципах и порядке разграничения
предметов ведения и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации" гласит, что договор между органами
государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъекта Российской Федерации может
конкретизировать предметы совместного ведения с учетом
политических, экономических, социальных и других особенностей
субъектов Российской Федерации. Подпункты "с", "т", "у" пункта 1
статьи 7 Устава охватываются правоотношениями, вытекающими из
норм, закрепленных подпунктами "к" и "б" этого же пункта. Помимо
этого, согласно статье 11 Конституции разграничение предметов
ведения и полномочий осуществляется Конституцией Российской
Федерации, Федеративным и иными договорами, а не уставами
субъектов Российской Федерации.
Кроме того, подпункт "п" пункта 1 статьи 7 Устава края не
соответствует статье 71 Конституции Российской Федерации, в
соответствии с которой регулирование прав и свобод человека и
гражданина является предметом ведения Российской Федерации. В
Российской Федерации действует Закон Российской Федерации "О праве
граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не
предполагающий принятие субъектами Российской Федерации каких-либо
нормативных правовых актов, регулирующих процессы передвижения в
пределах России граждан Российской Федерации и иностранных
граждан. И несмотря на то, что Договором о разграничении предметов
ведения и полномочий от 30.01.96 установление условий
регулирования миграции на территорию края до принятия
соответствующего федерального закона отнесено к ведению органов
государственной власти Краснодарского края, применению подлежит
статья 4 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения
предметов ведения и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации", согласно которой в случае
несоответствия положений договора Конституции и федеральным
законам действуют положения Конституции и федеральных законов.
Предлагается также изменить формулировку пункта 1 статьи 10
Устава, так как согласно Конституции Российской Федерации
разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется прежде
всего Конституцией и Федеративным договором.
Конституция Российской Федерации, закрепляя самостоятельность
субъектов Российской Федерации в определении системы их органов
государственной власти, установила, что в решении этих вопросов
субъекты Российской Федерации должны руководствоваться основами
конституционного строя. Согласно части 2 статьи 11, части 1 статьи
77 Конституции, Федеральному закону "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в
систему органов государственной власти субъектов входят
представительные (законодательные) и исполнительные органы. Однако
пункт 1 статьи 16 Устава края в число органов государственной
власти края необоснованно включает суды, вследствие чего требует
иной редакции.
Законопроектом предлагается изложить в новой редакции статьи
Устава, касающиеся проведения референдума края, что позволит
максимально приблизить их формулировку к требованиям,
предъявляемым Федеральным законом "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации".
Блок, представленный пунктами 12, 13, 16, 18, 19, 22 и 23
статьи 1 проекта закона, отражает положения, заложенные в
Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации" и Бюджетном кодексе Российской
Федерации.
Предлагается изложить в другой редакции главу 6 Устава,
исключив из нее положения, регулирование которых не входит в
компетенцию субъектов Федерации.
Необходимость исключения из Устава нормы, регулирующей вопросы
купли - продажи земельных участков, обусловлена тем, что в
качестве гражданско - правовых сделок вопросы купли - продажи
отнесены к сфере действия гражданского законодательства, которое
находится в исключительном ведении Российской Федерации, поэтому
самостоятельно разрешая эти вопросы край вторгается в сферу
федерального регулирования.
Прокурор Краснодарского края
А.Н.ШКРЕБЕЦ
|