ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2000 г. N 550-П
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ И ТЕПЛОВУЮ
ЭНЕРГИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Рассмотрев и обсудив проект федерального закона "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном
регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в
Российской Федерации", внесенный комитетом Законодательного
Собрания Краснодарского края по финансам, бюджету, банкам,
налогам, инвестиционной деятельности и внешнеэкономическим связям,
Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Внести в порядке законодательной инициативы в
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на
электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"
(прилагается).
2. Направить проект федерального закона "О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании
тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской
Федерации" в Государственного Думу Федерального Собрания
Российской Федерации, законодательным (представительным) органам
государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Назначить представителем Законодательного Собрания
Краснодарского края в Государственной Думе Федерального Собрания
Российской Федерации при рассмотрении указанного проекта
федерального закона председателя комитета Законодательного
Собрания Краснодарского края по финансам, бюджету, банкам,
налогам, инвестиционной деятельности и внешнеэкономическим связям
Ремезкова А.А.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по
финансам, бюджету, банкам, налогам, инвестиционной деятельности и
внешнеэкономическим связям.
Первый зам. председателя
Законодательного Собрания Краснодарского края
Н.И.ОСАДЧИЙ
Краснодар
24 мая 2000 года
N 550-П
Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания Краснодарского края
от 24 мая 2000 г. N 550-П
Вносится Законодательным
Собранием Краснодарского края
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ТАРИФОВ НА
ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ И ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принят
Государственной Думой
Одобрен
Советом Федерации
Статья 1. Внести в Федеральный закон "О государственном
регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1995, N 16, ст. 1316, 1999, N 7, ст. 880) следующие
изменения и дополнения:
1. Статью 2 изложить в следующей редакции:
"Статья 2. Сущность государственного регулирования тарифов
Тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую
коммерческими организациями независимо от организационно -
правовых форм, подлежат государственному регулированию.
Государственное регулирование цен и тарифов осуществляют
Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти
объектов Российской Федерации в пределах их компетенции.
Цены и тарифы на электрическую и тепловую энергию регулируются
путем установления в соответствии с принципами, изложенными в
настоящем Законе:
- предельных значений цен и тарифов на электрическую и
тепловую энергию в пределах объемов ее поставок по
государственному заказу предприятиям и учреждениям оборонного и
военно - промышленного комплекса, космической промышленности,
машиностроения, а также предприятиям сельского хозяйства;
- предельных значений цен и тарифов на электрическую и
тепловую энергию в пределах объемов ее поставок по
государственному социальному заказу предприятиям и учреждениям
образования, науки, культуры;
- предельных значений цен и тарифов на электрическую и
тепловую энергию в пределах объемов ее поставок по
государственному социальному заказу для населения.
При установлении для отдельных потребителей льготных цен и
тарифов на электрическую и тепловую энергию, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, не допускается повышение
цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию для других
потребителей.".
2. В статье 3:
- абзац третий изложить в следующей редакции:
"обеспечения паритета цен и тарифов на электрическую и
тепловую энергию и цен на готовую продукцию промышленного и
сельскохозяйственного производства, а также соответствия цен и
тарифов на электрическую и тепловую энергию бюджетному обеспечению
предприятий социальной сферы и доходам населения;";
- дополнить абзацем следующего содержания:
"приоритетного обеспечения электрической и тепловой энергией
потребителей Российской Федерации перед зарубежными
потребителями.".
3. Дополнить статьями 4/1 и 4/2 следующего содержания:
"Статья 4/1. Объекты государственного регулирования тарифов
Объектами государственного регулирования цен и тарифов на
электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации являются:
- поставки электрической и тепловой энергии на внутренний
рынок Российской Федерации для удовлетворения потребностей
населения, предприятий хозяйственного комплекса страны,
предприятий и учреждений здравоохранения, просвещения, культуры,
социальной защиты населения, правоохранительных органов и служб
(по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации);
- поставки электрической и тепловой энергии на внешний рынок
хозяйствующими субъектами Российской Федерации в пределах объемов,
установленных Министерством торговли Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации может расширять перечень
объектов государственного регулирования цен и тарифов, на которые
может распространяться действие настоящего Федерального закона.
Статья 4/2. Государственная монополия на поставки
электрической и тепловой энергии на внешний рынок
Правительство Российской Федерации, исходя из потребностей
предприятий хозяйственного комплекса страны и расходов
федерального бюджета на очередной финансовый год, устанавливает
объемы поставок электрической и тепловой энергии на внешний рынок.
Контракты на поставку электрической и тепловой энергии на
внешний рынок заключает уполномоченный на то орган Правительства
Российской Федерации.
Уполномоченный орган Правительства Российской Федерации
устанавливает объемы поставок электрической и тепловой энергии на
внешний рынок для государственных и акционерных компаний
пропорционально планируемым объемам ее выработки и соглашениям о
разделе продукции.
Нормативная рентабельность государственных и акционерных
компаний, осуществляющих выработку и поставку электрической и
тепловой энергии на внутренний рынок, не должна превышать 25
процентов.
Прибыль, полненную сверх 25-процентного уровня нормативной
рентабельности, указанные государственные и акционерные компании
распределяют в следующем порядке:
- федеральный бюджет - 30 процентов;
- бюджеты субъектов Российской Федерации, на территории
которых вырабатывается электрическая или тепловая энергия, - 30
процентов;
- оставляют в своем распоряжении с целевым направлением на
развитие производства - 40 процентов.
Компании, осуществляющие выработку и поставку электрической и
тепловой энергии на внешний рынок, 75 процентов прибыли,
полученной от разницы между ценами на электрическую и тепловую
энергию на внутреннем рынке и контрактными ценами на внешнем
рынке, перечисляют в федеральный бюджет.
Суммы средств, направляемые из бюджетов субъектов Российской
Федерации на компенсацию затрат по предоставлению населению льгот,
установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации,
уменьшающих для отдельных категорий населения размеры платежей за
электрическую и тепловую энергию, полностью возмещаются субъектам
Российской Федерации из средств федерального бюджета. Указанные
средства предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой
и имеют статус защищенных статей федерального бюджета на очередной
финансовый год.".
4. В статье 6:
- абзац второй изложить в следующий редакции:
"Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
и региональные энергетические комиссии субъектов Российской
Федерации (далее - региональные энергетические комиссии) в
соответствии с принципами, изложенными в настоящем Федеральном
законе, и исходя из нормативно - методических основ регулирования
цен и тарифов на электрическое и тепловую энергию, утверждаемых
Правительством Российской Федерации, регулируют указанные цены и
тарифы для потребителей на территориях соответствующих субъектов
Российской Федерации.";
- дополнить абзацами следующего содержания:
"Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
вносят в Правительство Российской Федерации предложения:
а) о возмещении бюджетам субъектов Российской Федерации из
средств федерального бюджета:
- сумм средств, недополученных бюджетами субъектов Российской
Федерации за счет предоставления ими льгот населению,
установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- сумм средств, недополученных бюджетами субъектов Российской
Федерации при регулировании Правительством Российской Федерации
цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию для отдельных
отраслей хозяйственного комплекса, предприятий и учреждений
здравоохранения, просвещения, культуры, социальной защиты
населения;
б) о размерах отчислений от экспортных пошлин на
электрического и тепловую энергию, поставляемого на внешний рынок,
подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить
Правительству Российской Федерации привести свои нормативные
правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ И ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на
электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"
подготовлен на основании статьи 104 Конституции Российской
Федерации.
Указом Президента РСФСР от 3 декабря 1991 года N 297 "О мерах
по либерализации цен" (с изменениями от 28 февраля 1995 года)
решено "осуществить со 2 января 1992 года переход, в основном, на
применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под
влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно -
технического назначения, товары народного потребления, работы и
услуги".
На основании этого Указа была развернута работа но
выравниванию (повышению) цен на энергоносители до уровня мировых.
Три научно - практические конференции ученых и производственников,
проведенные в Краснодарском крае в 1997 - 1998 годах, посвященные
прогнозированию конкурентоспособности нашей продукции в различных
отраслях народного хозяйства, обнаружили, что заниматься
производством любого товара при нынешнем экономическом механизме
нецелесообразно, потому что производство продукции убыточно
(продукция неконкурентоспособна), в лучшем случае - на грани
убыточности.
В систематическом повышении цен на энергоносители и кроется
главная причина развала экономики.
В структуре себестоимости каждого вида уже около 60 процентов
затрат - прямых (т.е. непосредственных) и опосредованных (т.е.
заключенных в прошлом овеществленном труде - добыче руды, выплавке
чугуна, стали, изготовлении машин, механизмов для технологических
целей и т.д.) - приходится на долю энергоносителей.
ДОЛЯ ЗАТРАТ НА ЭНЕРГОНОСИТЕЛИ В СТРУКТУРЕ
СЕБЕСТОИМОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, %
(В ДИНАМИКЕ, НАЧИНАЯ С 1991 ГОДА)
-----------------------------T------------T-----------T----------¬
¦ ¦ 1991 год ¦ 1995 год ¦ 1997 год ¦
+----------------------------+------------+-----------+----------+
¦Оплата труда и материальные¦ 80 ¦ 49 ¦ 40 ¦
¦затраты ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+------------+-----------+----------+
¦Прямые и опосредованные зат-¦ 20 ¦ 51 ¦ 60 ¦
¦раты на энергоносители ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------------+------------+-----------+-----------
Государство сохранило за собой право регулирования цен на газ
и электроэнергию, отпустив цены на другие энергоносители в
саморегулирование на рыночной основе. Однако каждый раз, когда
государство повышало цены на газ и электроэнергию, немедленно и
закономерно поднимались цены на уголь, нефть и другие виды
топлива, регулируемые рынком.
За период с начала реформ (1991 - 1998 годы) в России:
- цена реализации на газ повышалась 38 раз и возросла в 5952
раза;
- тарифы на электроэнергию повышались 25 раз и возросли в
20000 раз;
- цены на нефтепродукты за этот период возросли:
на дизтопливо - в 36549 раз;
на бензин Аи-93 - в 40600 раз;
на бензин А-76 - в 47541 раз.
Соотношение индексов цен на сельскохозяйственную продукцию и
энергоносители (горюче - смазочные материалы) показано в следующей
таблице:
ИНДЕКСЫ ЦЕН НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННУЮ ПРОДУКЦИЮ
И ЭНЕРГОНОСИТЕЛИ (ГСМ)
--------------------------T----------T--------T---------T--------¬
¦ ¦ 1991 г. ¦1993 г. ¦ 1995 г. ¦ 1997 г.¦
+-------------------------+----------+--------+---------+--------+
¦Индекс цен на сельхозпро-¦ 1 ¦ 99 ¦ 852 ¦ 1433 ¦
¦дукцию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+----------+--------+---------+--------+
¦Индекс цен на энергоноси-¦ 1 ¦ 525 ¦ 5885 ¦ 9894 ¦
¦тели ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------------------------+----------+--------+---------+---------
В результате этого прямые затраты на энергоносители в
себестоимости железнодорожного тонно - километра составляют 11
процентов, опосредованные - более 40 процентов, что сделало
экономически невыгодным транспортировать сырье, комплектующие,
готовые изделия с востока на запад и с севера на юг.
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на
электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", вносимый
Законодательным Собранием Краснодарского края, направлен на
стабилизацию, а в дальнейшем на оживление и развитие экономики
Российской Федерации.
Законодательное Собрание Краснодарского края считает, что цены
и тарифы на энергоносители не могут устанавливаться компаниями,
осуществляющими выработку и поставку электроэнергии, добычу,
переработку, транспортировку и реализацию нефти и газа, ввиду
того, что в соответствии со статьей 72 Конституции Российской
Федерации вопросы владения, пользования, распоряжения недрами и
другими природными ресурсами находятся в совместном ведении
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Исходя из того, что недра являются достоянием всего населения
страны, а не компаний, осуществляющих выработку и поставку
электроэнергии, добычу, переработку, транспортировку и реализацию
нефти и газа, проект данного федерального закона предполагает
регулирование цен и тарифов на внутреннем рынке со стороны
государства и контроль за соблюдением дисциплины цен как со
стороны государства, так и со стороны органов, уполномоченных на
это объектами Российской Федерации.
Предусматривается, что на территории Российской Федерации
нормативная рентабельность компаний, осуществляющих выработку и
поставку электроэнергии, добычу, переработку, транспортировку и
реализацию газа, не должна превышать 25 процентов. Прибыль,
полученную сверх 25-процентного уровня нормативной рентабельности,
государственные и акционерные компании обязаны перечислять: в
федеральный бюджет - 30 процентов, 30 процентов - в бюджеты
субъектов Российской Федерации, на территории которых
вырабатываются, добываются, перерабатываются, реализуются
энергоносители или по территории которых по трубопроводам
транспортируются нефть и газ. Остающаяся прибыль направляется
государственным и акционерным компаниям на развитие собственного
производства.
При экспорте электроэнергии, нефти и газа 75 процентов разницы
между ценами на энергоносители на внутреннем рынке и контрактными
ценами на внешнем рынке изымается в федеральный бюджет.
Проектом федерального закона устанавливается, что контракты на
поставки энергоносителей от имени Правительства Российской
Федерации будет заключать Министерство торговли Российской
Федерации.
Проект федерального закона предусматривает также, что
Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации не только
должна представлять Правительству Российской Федерации на
утверждение проекты цен и тарифов, но и координировать работу
региональных энергетических комиссий.
Дополнительных средств на реализацию Федерального закона не
потребуется, а наоборот, федеральный бюджет и бюджеты субъектов
Российской Федерации получат дополнительные средства за счет
изъятия сверхприбылей компаний, осуществляющих выработку и
поставку электроэнергии, добычу, переработку, транспортировку и
реализацию нефти и газа.
Введение в действие данного Федерального закона позволит за
счет полученных в указанные бюджеты дополнительных средств
остановить рост цен и тарифов на электроэнергию, газ и продукты
его переработки.
Первый зам. председателя
Законодательного Собрания Краснодарского края
Н.И.ОСАДЧИЙ
|