МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ МНС РФ ПО ГОРОДУ КРАСНОДАРУ
СООБЩЕНИЕ
от 24 мая 2000 года
КОНТРОЛЬ ЗА РАСХОДАМИ ГРАЖДАН
Что такое налоговый контроль за расходами физического лица?
Это установление соответствия крупных расходов физического лица
его доходам для целей выявления доходов, с которых не был уплачен
подоходный налог. Он осуществляется с 1 января 2000 года в
соответствии со статьями 86.1, 86.2 и 86.3 части первой Налогового
кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от
09.07.1999 N 154-ФЗ). Порядок его осуществления регламентируется
Положением о порядке проведения налогового контроля за расходами
физического лица, утвержденного Приказом МНС РФ от 22 декабря 1999
N АП-3-08/408.
Налоговому контролю подлежат расходы физического лица,
являющегося налоговым резидентом РФ (то есть находящегося на
территории РФ не менее 183 дней в календарном году),
приобретающего в собственность следующее имущество: недвижимое
имущество, за исключением многолетних насаждений; механические
транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу;
акции открытых акционерных обществ, государственные и
муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты;
культурные ценности; золото в слитках.
К недвижимому имуществу в соответствии со ст. 130 Гражданского
кодекса РФ относятся земельные участки, участки недр, обособленные
водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть
объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их
назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, а также
квартиры и доли в этих квартирах, комнаты, гаражи и т.д. К
недвижимости относятся также подлежащие государственной
регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания,
космические объекты.
К механическим транспортным средствам, не относящимся к
недвижимому имуществу, относятся механические транспортные
средства, имеющие не менее 2 колес, рабочий объем двигателя более
50 куб. см и максимальную скорость более 50 км/ч, а также прицепы
и полуприцепы различной грузоподъемности.
Культурными ценностями в соответствии со статьей 4
Федерального закона от 15.04.1998 N 64-ФЗ "О культурных ценностях,
перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и
находящихся на территории Российской Федерации" признаются
имущественные ценности религиозного или светского характера,
имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное
значение: произведения искусства, книги, рукописи, инкунабулы,
архивные материалы, составные части и фрагменты архитектурных,
исторических, художественных памятников, а также памятников
монументального искусства.
Также к культурным ценностям в соответствии со статьей 7
Закона РФ от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных
ценностей" относятся: исторические ценности, связанные с
историческими событиями в жизни народов, развитием общества и
государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни
и деятельности выдающихся личностей (государственных,
политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки,
литературы, искусства); предметы и фрагменты предметов, полученные
в результате археологических раскопок; художественные ценности, в
том числе картины и рисунки целиком ручной работы, выполненные на
любой основе и из любых материалов; оригинальные скульптурные
произведения из любых материалов, в том числе рельефы;
оригинальные художественные композиции и монтажи из любых
материалов; художественно оформленные предметы культового
назначения, в частности иконы; гравюры, эстампы, литографии и их
оригинальные печатные формы, произведения декоративно -
прикладного искусства, в том числе художественные изделия из
стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других
материалов, изделия традиционных народных художественных
промыслов; составные части и фрагменты архитектурных,
исторических, художественных памятников и памятников
монументального искусства; старинные книги, издания,
представляющие особый интерес (исторический, художественный,
научный и литературный), отдельно или в коллекциях; редкие
рукописи и документальные памятники; архивы, в том числе фоно-,
фото-, кино-, видеоархивы; уникальные и редкие музыкальные
инструменты; почтовые марки, иные филателистические материалы,
отдельно или в коллекциях; старинные монеты, ордена, печати и
другие предметы коллекционирования; редкие коллекции и образцы
флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей
науки, как минералогия, анатомия, палеонтология; другие движимые
предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное,
научное или иное культурное значение, а также взятые государством
под охрану как памятники истории и культуры.
Организации и уполномоченные лица, осуществляющие регистрацию
имущества, регистрацию сделок с имуществом, регистрацию прав на
имущество, регистрацию сделок с ценными бумагами, регистрацию
сделок с золотом в слитках, удостоверение сделок купли продажи
культурных ценностей, в 15-дневный срок направляют в налоговый
орган по месту своего нахождения извещение установленной формы.
Должностные лица налоговых органов сопоставляют данные о
суммах, указанных в сведениях о совершенных сделках с суммами
доходов, отраженных в декларации о доходах физического лица и с
иными сведениями, имеющимися в налоговом органе.
Если произведенные расходы превышают доходы, то составляется
акт об обнаруженном несоответствии и в месячный срок физическому
лицу отправляется требование о даче пояснений об источниках и
размерах средств, которые были использованы на приобретение
имущества и бланк специальной декларации об источниках и размерах
средств, израсходованных на приобретение имущества. Декларацию
следует заполнить, приложить копии документов, подтверждающих
доходы, и представить в шестидневный срок.
При заполнении специальной декларации в разделе 2 "Сведения о
приобретенном имуществе" отражаются сведения о приобретенном
имуществе: полное наименование приобретенного имущества (для
недвижимости указывается место нахождения); дата приобретения;
стоимость приобретенного имущества на дату совершения сделки.
В разделе 3 "Сведения об источниках средств, израсходованных
на приобретение имущества" отражаются сведения о полученных
средствах, израсходованных на приобретение:
- наименование источника получения средств, израсходованных на
приобретение имущества. К источникам, от которых были получены
средства, израсходованные на приобретение имущества, относятся
физические и юридические лица, от которых были получены средства,
направленные на совершение сделки по приобретению имущества;
- адрес местонахождения источника средств, израсходованных на
приобретение имущества. В случаях, когда источником средств,
израсходованных на приобретение имущества, являлось юридическое
лицо, указывается полный адрес фактического местонахождения и
идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица.
Если же источником средств являлось физическое лицо, то
указывается полный адрес постоянного места жительства физического
лица, в том числе и за пределами РФ. В случаях, когда источником
средств являлось физическое лицо, осуществляющее
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, и адрес постоянного места жительства его не известен, то
указывается фактический адрес места осуществления
предпринимательской деятельности и идентификационный номер
налогоплательщика - индивидуального предпринимателя физического
лица;
- период получения средств, израсходованных на приобретение
имущества, выраженный в месяце и (или) годе получения дохода;
- вид полученных средств, израсходованных на приобретение
имущества: включает заработную плату, различные вознаграждения и
пособия, а также имущество, полученное в порядке наследования или
дарения, средства, полученные от продажи имущества, займы, кредиты
и другие поступления.
Суммы иностранной валюты при отсутствии подтверждающих
документов о ее продаже пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ на
дату совершения сделки по приобретению имущества.
В конце таблицы физическим лицом проставляется итоговая сумма
всех средств, направленных на приобретение имущества.
При выявлении в процессе налогового контроля средств, с
которых физическим лицом не был уплачен подоходный налог,
выносится решение о привлечении к налоговой ответственности за
совершение налогового правонарушения. При необходимости налоговый
контроль может осуществляться во взаимодействии с другими органами
государственной власти РФ.
Пресс-центр МРИ МНС РФ
города Краснодара
|