УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
СООБЩЕНИЕ
от 2 марта 2000 года
ИТОГИ 1999 ГОДА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЗАКРЕПЛЕНЫ
Расширенная коллегия Управления МНС РФ по Краснодарскому краю
обсудила итоги работы налоговых органов Кубани за 1999 г. и задачи
по дальнейшему увеличению поступлении налогов и других платежей в
бюджет в 2000 г.
В работе коллегии приняли участие также представители
контролирующих и правоохранительных органов: полномочный
представитель Президента РФ в Краснодарском крае В.И. Темников,
руководитель Южного регионального центра Федеральной службы России
по валютному и экспортному контролю Я.И. Алексанов, руководитель
Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю В.И.
Бибик, начальник Управления Федеральной службы налоговой полиции
РФ по Краснодарскому краю М.М. Крапивный, начальник ГУВД
Краснодарского края А.Г. Сапрунов, председатель комитета по
финансам, бюджету, банкам, налогам, инвестиционной деятельности и
внешнеэкономическим связям А.А. Ремезков, главный судебный пристав
Краснодарского края В.И. Филипчук и др. Оно и понятно - совместные
действия этих ведомств по осуществлению первоочередных
мероприятий, направленных на обеспечение доходной части
федерального и местного бюджетов, скоординированы межведомственным
планом. Следовательно, не только налоговики должны радеть о
наполнении госказны.
В НЕПРОСТОЙ СИТУАЦИИ
С большим вниманием участники коллегии прослушали доклад
руководителя УМНС РФ по Краснодарскому краю государственного
советника налоговой службы II ранга И.А. Перонко. В 1999 г. сбор
налогов в крае осуществлялся в неоднозначных экономических
условиях, подчеркнул докладчик. С одной стороны, наблюдался рост
промышленного производства (на 13%) и продукции сельского
хозяйства (на 15%), способствовавший расширению налогооблагаемой
базы. С другой, неустойчивым оставалось финансовое состояние
многих предприятий (значительное их количество имеют убытки).
Просроченная кредиторская задолженность достигла более 20 млрд.
руб., дебиторская - более 9 млрд. руб.), неурегулированными -
платежно - расчетные отношения, крайне несовершенным - порядок
исполнения банками обязанностей налогоплательщиков по уплате
налогов, что приводит к значительному недопоступлению платежей в
бюджеты всех уровней.
В этой ситуации налоговые органы края первостепенное значение
уделяли выполнению основных направлений контрольной работы МНС РФ
и межведомственного плана первоочередных мероприятий по
обеспечению доходной части федерального и местного бюджетов.
Данная работа проводилась совместно с правоохранительными и
другими контролирующими органами края.
Укреплению налоговой и бюджетной дисциплины в значительной
степени способствовала временная чрезвычайная комиссия при
администрации края. Она рассмотрела деятельность 27 предприятий,
имеющих большую задолженность по уплате платежей в бюджеты всех
уровней.
Принимаемые меры носили в основном фискальный характер. Они
значительно влияли на улучшение налоговой дисциплины. И как
следствие - достигнут рост собираемости налогов, которые поступали
главным образом "живыми" деньгами.
В 1999 г. налоговыми органами края в бюджеты всех уровней
мобилизовано налогов и других обязательных платежей в сумме 18,8
млрд. руб. (почти в 2 раза больше, чем в 1998 г.). При этом
поступления налогов в денежной форме увеличились в 2,3 раза: в
федеральный бюджет в 2,8 раза, в бюджеты территорий - в 2 раза.
Темпы поступлений налогов в бюджеты всех уровней опережали
инфляцию. То есть пополнение доходной части бюджетов
осуществлялось не только за счет инфляционной составляющей, но и в
результате расширения налоговой базы. Такого не наблюдалось многие
годы.
Необходимо отметить: рост налоговых поступлений в виде "живых"
денег неодинаков. Так, в г.г. Горячий Ключ, Новороссийск, Туапсе,
районах Ейском, Мостовском, Новокубанском, Северском показатели
значительно выше среднекраевых. Напротив, в г.г. Белореченск,
Лабинск, Кущевском, Туапсинском, Щербиновском районах они намного
ниже темпов инфляции.
Наибольшие объемы налоговых поступлений в консолидированный
бюджет обеспечены в г.г. Краснодар, Новороссийск, Сочи, Туапсе. Их
доля около 65% от общей массы налогов, собранных на территории
края. Увеличение доли налогов, уплаченных в денежной форме,
повлияло на то, что в 1999 г., впервые за ряд лет, перевыполнены
задания по сбору налогов во все уровни бюджетов.
Контрольные показатели по федеральному бюджету, с учетом
дополнительного задания ноября - декабря, выполнены на 101%, по
краевому бюджету - на 106,5%. Обеспечено исполнение доходной части
бюджетов муниципальных образований. Надо сказать, что выполнение
бюджетных назначений шло напряженно, особенно в декабре. Чтобы
выполнить установленные задания, налоговым органам края пришлось
мобилизовать "живыми" деньгами 1065 млн. руб. в федеральный и 551
млн. руб. - в краевой бюджет. Результат декабря намного превышает
уровень поступлений налогов за предыдущие месяцы.
Особенно эффективно сработали инспекции Анапы, Новороссийска,
Тихорецка, Динского, Ейского, Кущевского, Новопокровского,
Староминского, Тихорецкого, Кореновского, Выселковского районов.
Вместе с тем 28 инспекций с установленными заданиями по сбору
налогов в федеральный бюджет не справились, что свидетельствует о
недостаточном уровне организационных мероприятий и концентрации
усилий на этом направлении.
Статьей 29 закона Краснодарского края "О краевом бюджете на
1999 год" налоговым органам было установлено задание по вовлечению
в краевой бюджет недоимки в размере 152,4 млн. руб. Фактически
вовлечено 85,4 млн. руб. (56%). Показатели выполнения этого
задания в инспекциях также различны: в 15 - в полном объеме, а
инспекции г.г. Горячий Ключ и Тихорецк, районов Кореновского,
Усть-Лабинского добились его значительного перевыполнения.
Остальные инспекции не сумели организовать эту работу, что привело
к невыполнению задания в целом по краю.
ЗА СЧЕТ ЧЕГО НАПОЛНЯЛСЯ БЮДЖЕТ
Что же сказалось на увеличении наполняемости бюджетов? По
мнению И.А. Перонко, комплекс мероприятий по вовлечению в платежи
сумм задолженности по налогам. И хотя размер недоимки остается
довольно высоким - около 3 млрд. руб. в федеральный бюджет и более
2 млрд. руб. в бюджеты территорий, - темпы ее роста были заметно
ниже, чем в предыдущие годы. При этом прирост объемов поступления
налогов значительно превышал прирост задолженности по ним, что
сказалось на повышении процента собираемости налогов. В результате
принятых мер по принудительному взысканию недоимки в бюджеты всех
уровней поступило более 5 млрд. руб., в том числе изъято наличных
денег более 450 млн. руб., за счет реализации арестованного
имущества должников в госказну внесено 81 млн. руб. То есть каждый
четвертый рубль, поступивший в бюджетную систему, явился итогом
принудительного взыскания.
Инспекции по г. Туапсе, Динскому и Кавказскому районам
добились абсолютного снижения недоимки. В то же время в инспекциях
по г. Новороссийску, Новокубанскому, Отрадненскому, Туапсинскому,
Щербиновскому и ряду других районов недоимка возросла более чем в
2 раза (значительно выше, чем в целом по краю).
Согласно Налоговому кодексу РФ с 1 января 1999 г. налоги за
счет имущества налогоплательщика - организации взыскиваются
исполнителями управления юстиции края. Однако до настоящего
времени в большинстве инспекций так и не налажена работа со
службой судебных приставов: от реализации ими имущества в казну
поступило менее 8 млн. руб. То есть эффективность этой работы
крайне низка.
В 1999 г. для налогоплательщиков был установлен более удобный
и выгодный порядок реструктуризации задолженности. Он позволял им
на длительное время и под низкие проценты отсрочить накопившиеся
суммы недоимки, штрафные санкции и тем самым обеспечить уплату
текущих платежей, а при определенных условиях списать штрафные
санкции и пени. Но большинство предприятий не использовали такую
возможность. Так, на 01.01.2000 г. налоговыми органами края
принято всего 370 заявлений юридических лиц на проведение
реструктуризации, а недоимку свыше 1 тыс. руб. имеют более 14 тыс.
предприятий. Управлению МНС РФ и всем налоговым органам следует не
только усилить общие разъяснительные мероприятия, но и
индивидуально работать с каждым плательщиком. К этому необходимо
подключить глав администраций городов и районов края. Как
известно, срок подачи заявлений на реструктуризацию продлен до 1
апреля, и важно не упустить время.
В 1999 г. продолжалась работа с коммерческими банками и их
филиалами, расположенными на территории края. Организовано 1510
проверок кредитных учреждений, выявлено 10200 случаев задержки
исполнения платежных поручений - на 63 млн. руб. За нарушения
банкам предъявлено пени в размере около 19 млн. руб., в бюджет
взыскано 0,6 млн. руб.
С введением в действие Налогового кодекса РФ особый размах
приняло такое явление, как уплата налоговых платежей через так
называемые проблемные банки, имеющие неудовлетворительное
финансовое состояние. Пользуясь пробелами в действующем
законодательстве, целый ряд предприятий, преимущественно в сфере
производства алкогольной продукции и перерабатывающей
промышленности края, проводили расчеты с бюджетом через проблемные
банки, расположенные главным образом в г. Москве. И как следствие,
на доходные счета бюджета не поступило 602 млн. руб. Это 3%
консолидированного бюджета, или около 35% от суммы задолженности,
образовавшейся в 1999 г.
Налоговыми органами края вскрыты случаи, когда
налогоплательщики пытались воспользоваться подложными банковскими
документами о списании с их расчетных счетов средств в уплату
налогов - на 17,5 млн. руб. Об этих нарушениях сообщено органам
налоговой полиции и прокуратуры.
В целом на федеральном и краевом уровнях приняты определенные
меры, и к концу года удалось приостановить дальнейший рост таких
"расчетов" с бюджетом. Однако предстоит немалая работа по
взысканию платежей, зависших в проблемных банках.
Общеизвестно, что уплата налогов органично связана с
постановкой на учет налогоплательщиков, сказал далее И.А. Перонко.
На 1 января 2000 г. налоговыми органами края взято на учет 111,9
тыс. организаций и 130,8 тыс. индивидуальных предпринимателей. На
эту дату налоговые органы края должны были заменить ранее выданные
учетные документы на свидетельства о постановке на учет. Однако
эта работа полностью не завершена: на 01.01.2000 г. свидетельства
выданы 43,5% юридических и 60% физических лиц. Слабо ведется эта
работа в территориальных инспекциях г.г. Краснодара и Сочи, в
инспекциях г. Анапы, Динского и Успенского районов. В то же время
в Горячем Ключе, Кропоткине, Калининском, Кореновском, Кущевском,
Темрюкском, Выселковском, Красноармейском, Приморско-Ахтарском
районах свидетельства выданы полностью.
В 2000 г. эта задача налоговых органов меняется. Так,
расширяется применение ИНН физическими лицами - получателями
доходов, что должно обеспечить собираемость подоходного налога в
полном объеме. Около 2 млн. работающих обязаны получить в
налоговых органах края Свидетельства о постановке на учет и ИНН.
Он должен указываться в декларациях и других документах вместо
паспортных данных. Желаемых результатов в этой работе можно
добиться только во взаимодействии с администрациями городов и
районов, органами внутренних дел, предприятиями и организациями.
В 1999 г. совершенствовался учет поступления налогов.
Разработаны и внедрены мероприятия по разделению лицевых счетов по
ряду налогов на отдельные лицевые счета по уровням бюджетов в
связи с изменением порядка их уплаты. Пересчитана задолженность
налогоплательщиков (налоговых агентов) по уплате пени по налогам и
сборам. И далее в этом направлении предстоит кропотливая работа, В
связи с изменением порядка зачисления налогов в различные уровни
бюджетов инспекции обязаны оперативно провести разъяснительную
работу с налогоплательщиками по порядку зачисления налогов и
сборов в 2000 г., особенно по подоходному налогу с физических лиц.
С 01.01.2000 г. устанавливается исключительно денежный
характер исполнения налогоплательщиками обязанностей по уплате
регулируемых налогов в бюджет: запрещено проведение неденежных
расчетов. Это в определенной степени повлияет на состояние
уплачиваемости налогов. Инспекциям совместно с органами местного
самоуправления необходимо разработать мероприятия по уплате таких
налогов в денежной форме.
Важнейшая задача налоговых органов - изучение деятельности
производственных и экономических структур, функционирующих на
территории региона, с целью увеличения налогооблагаемой базы. На
этой основе должен быть обеспечен устойчивый рост поступлений
налоговых платежей в бюджеты всех уровней.
В 1999 г. Управление и налоговые органы на местах активно
влияли на совершенствование налогового законодательства. Всего
подготовлено свыше 120 заключений к проектам законов
Краснодарского края. В МНС РФ внесено более 50 предложений. Многие
из них были учтены в нормативных актах, принятых в 1999 г.
Краснодарский край одним из первых среди субъектов РФ ввел
законы о налоге с продаж и едином налоге на вмененный доход.
Одновременно отменен целый ряд региональных и местных налогов,
уплачиваемых предприятиями. То есть часть налогового бремени
перенесена из сферы производства в сферу потребления. Это решение
оказалось эффективным: за 1999 г. в краевой и местные бюджеты
поступило свыше 502 млн. руб. налога с продаж, что позволило
полностью компенсировать выпадающие доходы по отмененным налогам.
Единого налога на вмененный доход перечислено 491 млн. руб., в том
числе 286 млн. руб. организациями.
Как и ранее, в 2000 г. основным источником доходов
федерального бюджета является налог на добавленную стоимость. Его
доля в общей массе налогов - 35%. От того, насколько эффективно
организован контроль за поступлениями данного налога, во многом
зависит выполнение установленных бюджетных назначений. Тем более
что здесь есть проблемы. Например, снижение размера ставки НДС с
01.07.2000 г. на ряд продовольственных товаров, с 20% до 10%,
ставит край в сложное положение по наполнению доходной части
бюджета. В связи с этим необходимо усилить контроль за
поступлением налога на добавленную стоимость от крупных
налогоплательщиков - предприятий электросвязи,
газонефтедобывающих, энергоснабжающих, топливноснабжающих,
филиалов и подразделений головных организаций, находящихся за
пределами края, в том числе по строительству газопровода.
Следует выработать эффективные меры по изучению различных
схем расчетов между организациями с использованием договоров мены,
бартера, переуступки прав требования различных форм и видов
векселей. Под нашим контролем должно быть все то, что позволяет
налогоплательщикам выстраивать сложные схемы в цепи взаимных
расчетов, погашать имеющуюся задолженность между собой, не
уплачивая при этом в бюджет налог с объемов реализации.
Острая проблема - порядок исчисления и уплаты налога на
добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг). В
1999 г. из федерального бюджета предприятиям - экспортерам
возмещено НДС в сумме 127 млн. руб. В связи с этим И.А. Перонко
заострил внимание на том, что возмещение сумм налога возможно
только при условии полного документального подтверждения реального
экспорта товаров и оплаты поставщикам за материальные ресурсы, а
по суммам, превышающим 10 млн. руб., - только после экспертной
оценки МНС РФ обоснованности решений территориальных налоговых
органов о возмещении НДС.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА - СУЩЕСТВЕННЫЙ ДОВЕСОК
Налоговыми органами края принимаются определенные меры по
усилению и совершенствованию контроля за соблюдением
законодательства о налогах и сборах, полным и своевременным
поступлением налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех
уровней и государственные внебюджетные фонды. Однако, как
показывают отчетные данные, в 1999 г. снизились важнейшие
показатели контрольной работы, прежде всего определяющие ее
эффективность. Отпечаток на это наложило вступление в силу части 1
Налогового кодекса. Смягчение мер ответственности
налогоплательщиков за допущенные нарушения налогового
законодательства, предъявление и взыскание штрафов только в
судебном порядке, увеличение сроков проведения выездной налоговой
проверки и процедуры принятия решения по результатам рассмотрения
материалов проверки значительно снизило такие показатели, как:
сумма доначисленных и взысканных платежей по результатам налоговых
проверок, сумма доначислений на одного работника налоговых органов
и на одну проверку.
В 1999 г. по результатам выездных налоговых проверок
доначислено по всем видам налогов (платежей), с учетом налоговых
санкций, 814 млн. руб. (4% к общей сумме фактических поступлений
денежных средств в бюджеты всех уровней). В отдельных налоговых
органах (города Горячий Ключ, Лабинск, Туапсе; районы
Гулькевичский и Славянский) этот показатель оказался ниже
среднекраевого более чем в 2 раза; в инспекциях по г. Туапсе,
Апшеронскому, Мостовскому и Северскому районам доначисления
составили лишь третью часть от уровня прошлого года. В результате
доначисленная сумма платежей по краю уменьшилась почти вдвое.
На снижение общего объема доначислений повлияло уменьшение в
среднем в 5 раз размера санкций за налоговые нарушения. При этом
сумма налогов, доначисленных за 1999 г. по результатам выездных
налоговых проверок, увеличилась в 1,8 раза и составила 590 млн.
руб.
В 1999 г. проведено 25 тыс. выездных налоговых проверок у 21
тыс. налогоплательщиков - юридических лиц, или 22% от их общего
количества. Совместно с органами налоговой полиции организовано
463 проверки, что ниже аналогичных показателей за 1998 г. в
среднем на 20%.
В 1999 г. активизировалась работа с территориальными органами
налоговой полиции по выявлению и проверке предприятий,
осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, и иностранных
юридических лиц, занимающихся на территории края
предпринимательской деятельностью. За допущенные нарушения
налогового и валютного законодательства дополнительно начислено в
бюджет свыше 330 млн. руб., в том числе по иностранным юридическим
лицам - более 30 млн. руб. Совместными проверками кредитных
организаций дополнительно начислено в бюджет около 5 млн. руб.,
или более 530 тыс. руб. на одну проверку. Низка эффективность этой
работы в г. Краснодаре, где эффективность проверок почти в 7 раз
ниже среднекраевого показателя.
Далее руководитель УМНС РФ по Краснодарскому краю И.А. Перонко
остановился на такой проблеме, как непредставление
налогоплательщиками отчетности или представление ими в налоговые
органы "нулевой отчетности". Этому вопросу уделяется большое
внимание как на федеральном уровне, так и правительством края,
подчеркнул он. Поэтому работа с данной категорией плательщиков
предусмотрена межведомственными планами и включается в отчет о
контрольной работе. К сожалению, количество таких
налогоплательщиков составляет почти третью часть от состоящих на
учете в налоговых органах края. Нельзя, например, мириться с тем,
что за 1999 г. не разыскано ни одного плательщика в Белоглинском,
Тихорецком и Щербиновском районах.
Из 7 тыс. организаций, местонахождение которых установлено,
выездными налоговыми проверками охвачено более 2 тыс. Кроме того,
проведено свыше 4 тыс. проверок юридических лиц, представляющих
"нулевые балансы". По результатам этих проверок доначислено около
93 млн. руб., 2 тыс. руководителей предприятий предъявлено
административных штрафов в сумме 427 тыс. руб.
В 1999 г. проведена 21 тыс. проверок соблюдения
законодательства о применении ККМ, каждой третьей проверкой были
установлены нарушения. По результатам этих проверок предъявлены
штрафные санкции на сумму 12,5 млн. руб., что на 16% больше, чем в
1998 г., взыскано 10 млн. руб., или 80%.
Вместе с тем налоговыми органами зачастую не используются
данные фискальной памяти кассовых аппаратов в ходе выездных
налоговых проверок. Такие факты установлены в территориальной
инспекции N 1 г. Краснодара, будут проверены и другие инспекции.
В 1999 г. в среднем по краю количество логических камеральных
проверок отчетов и расчетов на одного инспектора по сравнению с
1998 г. выросло в 1,7 раза и 1,8 раза соответственно и составило
486 отчетов и 5252 расчета. При этом дополнительно начислено
платежей и финансовых санкций 208 млн. руб., из них 67% взыскано в
бюджет. Камеральные проверки становятся реальным источником
пополнения его доходной части. Дополнительно начислено платежей на
одного работника 568 тыс. руб., что выше уровня предшествующего
года на 48%.
В то же время при общем повышении среднекраевого показателя
сумма дополнительно начисленных платежей на одного работника в
инспекциях МНС РФ по Красноармейскому, Приморско-Ахтарскому и
Кореновскому районам снизилась более чем в 4 раза, по городу
Лабинску, Ейскому и Отрадненскому районам - более чем в 3 раза.
РЫНОК АЛКОГОЛЯ: ДЕЛА ПОШЛИ В ГОРУ
За последние три года в Краснодарском крае наметилась
тенденция увеличения производства алкогольной продукции. В 1999 г.
выпуск водки и ликеро - водочных изделий превысил произведенное в
1997 г. в 5 раз, в 1998 г. - в 1,9 раза. Производство вина
возросло в 1999 г. в сравнении с 1998 г. в 11,5 раза.
В 1999 г. в бюджеты всех уровней от алкогольной отрасли
поступило более 760 млн. руб., что в 1,8 раза превышает уровень
1998 г. Поступление акцизов выросло в 1,7 раза и составило 541
млн. руб.
Определенное влияние на положительный сдвиг в этой сфере
оказала проводимая Управлением и инспекциями на местах совместно с
правоохранительными органами работа. Проведено более 300 проверок
предприятий - производителей алкогольной продукции. Выявлено 191
нарушение лицензионных условий, технологии производства,
невыполнения предписания предыдущих проверок. 54 нарушения
установлены в проверенных 143 предприятиях оптовой торговли.
Решениями комиссий в истекшем году были приостановлены
лицензии 32 производителей алкогольной продукции и 9 предприятий
оптовой торговли.
В МНС РФ направлено 11 представлений на аннулирование действия
лицензий производителей алкогольной продукции и спирта, 52
представления на аннулирование лицензий оптовой торговли. Кроме
того, в 1999 г. выявлено 2444 нарушения действующего
законодательства у хозяйствующих субъектов, осуществляющих
деятельность по реализации алкогольной продукции. К
административной ответственности привлечено 2117 юридических и
физических лиц, предъявлено административных штрафов на сумму 6,3
млн. руб. По представлениям налоговых органов за различные
нарушения в данной сфере приостановлено действие 300 лицензий на
розничную торговлю, из незаконного оборота изъято алкогольной
продукции на сумму 5,7 млн. руб.
Не менее важный вопрос - это усиление контроля в сфере
производства и оборота табачной продукции. Несмотря на то что в
отчетном году производство табачных изделий по сравнению с 1998 г.
возросло в 1,8 раза, а уплата акцизов - в 1,5 раза, контроль
налоговых органов на этом участке работы еще недостаточен. Тут все
действия налоговиков должны проводиться с учетом предстоящего
лицензирования этого вида деятельности.
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК СТАЛ ГРАМОТНЕЙ
Налоговыми органами края за истекший год мобилизовано в
бюджеты почти 2,5 млрд. руб. подоходного налога, удерживаемого
предприятиями, учреждениями, организациями, или на 70% больше, чем
в 1998 г. В связи с задержкой принятия Федерального закона "О
внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О подоходном налоге с
физических лиц" напряженная обстановка сложилась с поступлением
подоходного налога в федеральный бюджет. Однако налоговым органам
удалось не только восполнить допущенное отставание первого
полугодия, но и мобилизовать в федеральный бюджет более 494 млн.
руб., обеспечив выполнение установленных заданий октября, ноября и
декабря 1999 г.
Важный резерв дополнительных доходов бюджета - привлечение к
налогообложению иностранцев. Только за 1999 г. от них поступило
более 10 млн. руб. подоходного налога (в 2 раза больше 1998 г.).
Далее эту работу необходимо организовать на постоянной основе,
привлекая к ней миграционную, паспортно - визовую службу на
местах.
В 1999 г. налоговыми органами края принято более 190 тыс.
деклараций о доходах 1998 г. и более 18 тыс. деклараций о доходах
и имуществе госслужащих. Получено около 3 млн. сведений о доходах,
в том числе 1,6 млн. - на магнитных носителях. То есть все больше
граждан осознают: своевременная и полная уплата налогов является
их конституционной обязанностью. На это указывает и то, что с
нарушением срока представлено почти на 14 тыс. деклараций меньше,
чем в 1998 г.
По полученным декларациям исчислено более 222 млн. руб.
подоходного налога, в том числе 56 млн. руб. к доплате, что на 20%
больше, чем в 1998 г. По проверенным декларациям дополнительно
доначислено около 10 млн. руб.
В связи с принятием закона Краснодарского края "О едином
налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от
индивидуальных предпринимателей поступило более 257 млн. руб.
данного налога, в том числе в краевой бюджет около 86 млн. руб. В
результате работы по налогообложению предпринимательской
деятельности поступления платежей по сравнению с 1998 г.
увеличились в 1,9 раза. Однако на этом участке еще немало скрытых
резервов и недостатков. Ослаблена работа по переводу плательщиков
на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. В
1999 г. ее применяли около 5 тыс. предпринимателей. А инспекциями
по Ейскому и Кущевскому районам на нее за год не переведено ни
одного плательщика.
На налоговые органы возложены обязанности по организации
контроля за расходами физических лиц. Главная задача в текущем
году заключается в том, чтобы организовать данную работу в
соответствии с предъявляемыми требованиями, обеспечив необходимое
взаимодействие с административными и правоохранительными органами.
Тесное взаимодействие с органами законодательной и
исполнительной властей, проведение мероприятий по выявлению и
привлечению к налогообложению граждан - плательщиков имущественных
налогов, установление оптимальных критериев по налогообложению
строений и земельных участков позволили сохранить в 1999 г.
достигнутую ранее положительную динамику поступления в бюджеты
налога на имущество физических лиц, земельного налога и арендной
платы, а также государственной пошлины. В бюджеты всех уровней от
граждан - налогоплательщиков поступило более 130 млн. руб.
вышеназванных платежей. Прирост составил 18 процентов.
Активно использовалась судебная практика принудительного
взыскания недоимки с физических лиц. Почти в 2 раза возросло
количество исков к гражданам - неплательщикам налогов. В
результате впервые сократилась недоимка по налогу на имущество
физических лиц при увеличении суммы начисления этого вида налога
по сравнению с 1998 г.
Вместе с тем в некоторых инспекциях слабо организована работа
по 100% инвентаризационной оценке строений, находящихся в
собственности граждан. Если не примем надлежащих мер, за пределами
обложения налогом могут оказаться более 700 тыс. домовладений,
квартир и других объектов. В конечном счете доходная часть местных
бюджетов недосчитается более 11 млн. руб.
2000 ГОД - ОСОБЕННЫЙ ГОД
В 2000 г. перед налоговыми органами по всем направлениям их
деятельности поставлены ответственные задачи. Для того чтобы в
полном объеме выполнить установленные бюджетные назначения,
необходимо значительно увеличить объем поступлений налогов.
Итоги работы в январе т.г. свидетельствуют о том, что
положительные тенденции, наметившиеся в прошлом году, продолжают
сохраняться. В федеральный бюджет за указанный период поступило
налогов в денежной форме 837 млн. руб., в собственно краевой
бюджет - 313 млн. руб., или, соответственно, в 2,5 и 2,0 раза
больше, чем в январе 1999 г.
Назначения по платежам в федеральный бюджет выполнены на 120%.
Однако далеко не все инспекции начали год с хорошими показателями.
Перевыполнение достигнуто в основном за счет г.г. Новороссийска и
Краснодара, обеспечивших в совокупности 61% поступлений в бюджет.
2000 год - особый в истории налоговой службы России,
подчеркнул, заканчивая доклад, И.А. Перонко: 1 июля исполнится 10
лет ее деятельности. На Кубани к этой дате уже ведется активная
подготовка. Мы глубоко надеемся на наши кадры, в первую очередь на
руководителей всех подразделений службы на уровнях края, городов и
районов. Их знания, упорство, опыт, вне сомнения, позволяют
наращивать результаты по формированию доходной части бюджетов всех
уровней. И решение этой центральной задачи, возложенной на
налоговую службу, должно сочетаться с неуклонным повышением
налоговой культуры в нашем обществе. Ее формирование также наш
долг и обязанность.
В заключение руководитель УМНС РФ по Краснодарскому краю И.А.
Перонко выразил уверенность в том, что во взаимодействии с
законодательной и исполнительной властями, со всеми
заинтересованными краевыми правоохранительными и контролирующим
структурами налоговые органы Кубани с честью выполнят напряженное
задание 2000 года.
После доклада, как водится, начались прения. Желающих
выступить, прямо скажем, было немало - ведь всех руководителей
инспекций МНС РФ по городам и районам края беспокоят не только
плановые задания по наполнению доходной части бюджетов, но и
конструктивные меры по успешной реализации этих планов. Так,
Ю.В. Беликов из г. Сочи, например, остановился на проблемах
черноморских курортных городов; В.Б. Филин - Колдаков из
г. Армавира - на уплате единого налога автозаправочными станциями
(АЭС); П.М. Григорович из Абинского района - на необходимости
дифференциации налогообложения в зависимости от экономического
состояния города или района; А.А. Любченко из г. Лабинска - на
специфике реструктуризации задолженности сельскохозяйственных
предприятий. О насущных заботах своих подразделений рассказали и
начальники отделов Управления: Е.А. Верба, С.Б. Мишнева,
А.Ф. Прилипов, А.Н. Шеян.
В качестве резюме. Коллегия прошла на высоком организационном
уровне и еще раз доказала: налоговая служба Кубани - жизненно
важная для региона структура, достойно справляющаяся с
возложенными на нее задачами.
Пресс-служба Управления МНС РФ
по Краснодарскому краю
|