ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 февраля 2000 года
НА ВЫБОРАХ В ГОСДУМУ БЫЛИ ДОПУЩЕНЫ НАРУШЕНИЯ
Крохмалю В.В.
Светличному П.В.
В ходе изучения материалов, изложенных в ваших жалобах,
установлено следующее.
В заявлениях ставился вопрос о несоответствии по целому ряду
избирательных участков копий протоколов, полученных наблюдателями,
членами комиссий с правом совещательного голоса, с оригиналами
протоколов этих же участков или данными сводных таблиц, имеющимися
в территориальных избирательных комиссиях.
Действительно, в 73 случаях налицо невыполнение контрольных
соотношений в заверенных копиях протоколов участковых
избирательных комиссий.
К наиболее распространенным относятся:
- нарушение контрольных соотношений, когда общее число
бюллетеней, полученных комиссией, должно равняться сумме
бюллетеней, выданных избирателям в день голосования (в помещении и
вне помещения для голосования), бюллетеней, погашенных как
неиспользованные, и бюллетеней, выданных досрочно (20
избирательных участков);
- не соблюдено условие, при котором число бюллетеней,
обнаруженных в стационарных и переносных ящиках, должно равняться
сумме действительных и недействительных бюллетеней (32
избирательных участка);
- не соблюдается контрольное соотношение, когда сумма голосов
за всех кандидатов и против всех кандидатов должна равняться числу
действительных бюллетеней (11 избирательных участков), а также
другие несоответствия.
В ходе обсуждения поставленной вами проблемы в Туапсинской
окружной избирательной комиссии было принято решение о повторном
подсчете голосов избирателей только на одном избирательном
участке - N 0303.
Комиссией не установлены причины появления по целому ряду
избирательных участков протоколов, отличных от выданных копий.
В соответствии с п. 35 ст. 77 Федерального закона "О выборах
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации" в случае, если участковая избирательная комиссия
выявила в протоколе неточность (описку, опечатку либо ошибку),
она обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении
уточнений в протокол. О принятом решении в обязательном порядке
информируются члены комиссии с правом совещательного голоса,
наблюдатели и другие лица, присутствовавшие при составлении ранее
утвержденного протокола об итогах голосования. В этом случае
составляется протокол об итогах голосования с отметкой
"повторный".
В этом случае этого сделано не было или же это было выполнено
с нарушением процедуры, установленной действующим
законодательством.
Касаясь вопросов затронутых вами нарушений правил проведения
предвыборной агитации в ходе выборов депутатов Государственной
Думы, хочу сообщить, что этот вопрос специально изучался в
Правовом управлении ЦИК России.
В Центральную избирательную комиссию Российской Федерации
поступило несколько жалоб о нарушении Федерального закона в части
порядка и правил проведения предвыборной агитации со стороны
губернатора Краснодарского края Н.И. Кондратенко, а также были
представлены печатные и видеоматериалы, подтверждающие факты
нарушения Федерального закона.
Проанализированы представленные печатные и видеоматериалы, а
также проблема правомерности участия лиц, замещающих
государственные должности категории "А", к которой, собственно, и
относится Н.И. Кондратенко, в проведении предвыборной агитации.
Так, в газетах "Голос Отечества" N 5 за 8 декабря 1999 года,
"Буревестник Кубани" N 34 за 9 декабря 1999 года, "Кубань сегодня"
за 10 декабря 1999 года, "Апшеронский рабочий" за 15 декабря 1999
года и "Кубанские новости" за 10 декабря 1999 года опубликовано
обращение к землякам губернатора Краснодарского края Н.И.
Кондратенко под названием "Скажи свое слово на выборах". В этом
обращении Н.И. Кондратенко открыто призвал избирателей принять
участие в выборах и отдать свои голоса за кандидатов, выдвинутых в
одномандатных избирательных округах в Краснодарском крае
избирательным объединением "Коммунистическая партия Российской
Федерации", в том числе и за В.И. Севастьянова, победившего по
результатам голосования по Туапсинскому одномандатному
избирательному округу N 44. Кроме того, в газете "Голос Отечества"
N 5 за 8 декабря 1999 года размещены агитационные печатные
материалы, содержащие автобиографические данные кандидатов (в том
числе и В.И. Севастьянова), с призывом Н.И. Кондратенко отдать
свои голоса именно за этих людей. Как установлено, обращение
губернатора Краснодарского края Н.И. Кондратенко опубликовано в
вышеназванных периодических печатных изданиях без оплаты его из
избирательных фондов кандидатов, в чью поддержку высказался Н.И.
Кондратенко, за исключением газеты "Кубанские новости", в которой
указанная публикация была оплачена. Анализ представленных
видеоматериалов (2 видеоролика) показал, что первый ролик является
закадровым воспроизведением диктором на фоне фотографии Н.И.
Кондратенко его обращения к землякам, опубликованного в
вышеназванных печатных изданиях. Данный видеоматериал был дважды
показан телерадиокомпанией "Кубань - РТВ": 9 и 10 декабря 1999
года. Второй видеоматериал представляет собой интервью Н.И.
Кондратенко телерадиокомпании "Кубань - РТВ", в котором он также
открыто призвал избирателей принять участие в выборах и
проголосовать за кандидата по Туапсинскому одномандатному
избирательному округу N 44 В.И. Севастьянова. Во время интервью на
телеэкране несколько раз появлялась бегущая строка с надписью
"Глава администрации Краснодарского края". Это интервью тоже было
неоднократно показано краевыми телерадиокомпаниями.
Следует учесть, что Н.И. Кондратенко не являлся кандидатом в
депутаты Государственной Думы, а Федеральный закон запрещает
использовать преимущества должностного или служебного положения в
целях избрания только кандидатам, зарегистрированным кандидатам.
Н.И. Кондратенко, как губернатор, имеет доступ к краевым средствам
массовой информации для выступления перед населением по
социальным, экономическим и другим вопросам. Однако
Н.И. Кондратенко, используя указанное время и выступая в печати и
по телевидению в поддержку кандидата только одного избирательного
объединения, создал неравные условия для кандидатов, выдвинутых
другими избирательными объединениями, избирательными блоками, так
как своими действиями способствовал избранию тех кандидатов,
которых он поддержал.
Как уже отмечалось, запрещается проводить предвыборную
агитацию и распространять любые предвыборные агитационные
материалы лицам, замещающим государственные и муниципальные
должности при исполнении ими своих должностных обязанностей или с
использованием преимуществ должностного положения. Как следует из
смысла Федерального закона, предвыборную агитацию через средства
массовой информации могут проводить только зарегистрированные
кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки.
Физическим лицам проведение такой агитации запрещено.
Касаясь вопроса изготовления избирательных бюллетеней,
поднятого вами, необходимо отметить, что для их изготовления была
использована бумага с химической (повышенной) защитой,
приобретенная в Республике Беларусь. При этом избирательной
комиссией Краснодарского края были нарушены подпункт "р" пункта 3
ст. 24 Федерального закона о выборах в депутаты ГД и постановления
ЦИК РФ 38/409-3 от 29.10.99 г. "О форме и степени защиты
избирательного бюллетеня для голосования по одномандатному округу
на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации третьего созыва", N 38/466-3 от 05.11.99 г.
"Об утверждении формы и степени защиты избирательного бюллетеня
для голосования по федеральному округу на выборах депутатов
Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации
третьего созыва".
Для приобретения вышеназванной бумаги, согласно распоряжению
главы администрации Краснодарского края N 1785-р от 23.11.99 г. за
счет краевого бюджета были выделены денежные средства в сумме 2267
тыс. руб., что является нарушением пункта 1 статьи 9 Федерального
закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации".
Однако должен проинформировать вас, что так как большинство
нарушений Федерального закона "О выборах депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации" было установлено
после официального опубликования результатов выборов, то
определение того, повлияли ли имевшиеся нарушения на
волеизъявление избирателей, входит в соответствие с пунктом 2 ст.
92 вышеназванного Федерального закона исключительно в компетенцию
судебных органов.
Член Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
С.ДАНИЛЕНКО
|