ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 1999 г. N 379-П
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЦЕН И ТАРИФОВ НА ЭНЕРГОНОСИТЕЛИ"
Рассмотрев и обсудив проект федерального закона "Об основах
государственного регулирования цен и тарифов на энергоносители",
внесенный комитетом Законодательного собрания Краснодарского края
по финансам, бюджету, банкам, налогам, инвестиционной деятельности
и внешнеэкономическим связям, Законодательное собрание
Краснодарского края постановляет:
1. Принять за основу текст проекта федерального закона "Об
основах государственного регулирования цен и тарифов на
энергоносители" (прилагается).
2. Направить проект федерального закона "Об основах
государственного регулирования цен и тарифов на энергоносители" на
заключение в Правительство Российской Федерации, в администрацию
Краснодарского края, муниципальные образования Краснодарского края
и субъекты Российской Федерации.
3. Комитету Законодательного собрания Краснодарского края по
финансам, бюджету, банкам, налогам, инвестиционной деятельности и
внешнеэкономическим связям обобщить поступившие замечания и
предложения, с их учетом доработать проект федерального закона "Об
основах государственного регулирования цен и тарифов на
энергоносители" и внести в Законодательное собрание края для
внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации в порядке законодательной инициативы.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на комитет Законодательного собрания Краснодарского края по
финансам, бюджету, банкам, налогам, инвестиционной деятельности и
внешнеэкономическим связям.
Председатель
Законодательного собрания Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ
Краснодар
28 декабря 1999 года
N 379-П
Приложение
к постановлению
Законодательного собрания Краснодарского края
от 28 декабря 1999 г. N 379-П
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН
И ТАРИФОВ НА ЭНЕРГОНОСИТЕЛИ
Принят Государственной Думой
Одобрен Советом Федерации
Настоящий Федеральный закон определяет экономические,
организационные и правовые основы государственного регулирования
цен и тарифов на энергоносители в Российской Федерации.
Статья 1. Сущность государственного регулирования цен и
тарифов
Цены и тарифы на энергоносители, поставляемые на внутренний
рынок государственными и акционерными компаниями независимо от их
организационно - правовых форм, подлежат государственному
регулированию.
Государственное регулирование цен и тарифов осуществляется
посредством установления экономически обоснованных цен и тарифов
на нефть, продукты ее переработки, газ (в дальнейшем -
энергоносители) для различных категорий потребителей в
соответствии с принципами, изложенными в настоящем Федеральном
законе.
Срок действия установленных цен и тарифов на территории
Российской Федерации не может быть менее года.
При установлении на внутреннем рынке для отдельных
потребителей (категорий потребителей) льготных цен и тарифов на
энергоносители, предусмотренных законодательством Российской
Федерации, не допускается повышение цен и тарифов на
энергоносители для других потребителей (категорий потребителей).
Статья 2. Цели государственного регулирования цен и тарифов
Государственное регулирование цен и тарифов обусловлено
естественной монополией предприятий и организаций топливно -
энергетического комплекса и осуществляется в целях:
защиты экономических интересов потребителей от монопольного
повышения цен и тарифов;
обеспечения паритета цен и тарифов на энергоносители и готовую
продукцию промышленных отраслей, сельскохозяйственного
производства, а также соответствия цен и тарифов на энергоносители
бюджетному обеспечению предприятий социальной сферы и доходам
населения;
приоритетного обеспечения энергоносителями потребителей
Российской Федерации перед зарубежными потребителями;
создания механизма согласования интересов производителей и
потребителей энергоносителей;
создания экономических стимулов, обеспечивающих использование
энергосберегающих технологий в производственных процессах.
Статья 3. Государственная монополия на поставки
энергоносителей на внешний рынок
Правительство Российской Федерации, исходя из потребности
хозяйственного комплекса страны и расходов бюджета на очередной
финансовый год, устанавливает объемы поставок энергоносителей за
пределы Российской Федерации.
Контракты на поставку энергоносителей заключает от имени
Правительства Российской Федерации Министерство торговли
Российской Федерации.
Министерство торговли Российской Федерации устанавливает
объемы поставок энергоносителей за пределы Российской Федерации
для государственных и акционерных компаний пропорционально
планируемым объемам добычи и соглашениям о разделе продукции.
На территории Российской Федерации нормативная рентабельность
государственных и акционерных компаний, осуществляющих выработку и
поставку электроэнергии, добычу, переработку, транспортировку и
реализацию нефти и газа, не должна превышать 25 процентов.
Прибыль, полученную сверх 25 процентного уровня нормативной
рентабельности, государственные и акционерные компании обязаны
перечислять: 30 процентов - в Федеральный бюджет и 30 процентов в
бюджеты субъектов Российской Федерации, на территории которых
вырабатываются, перерабатываются, реализуются энергоносители или
по территории которых по трубопроводам транспортируются нефть и
газ; 40 процентов оставляют в своем распоряжении и направляют ее
на развитие производства.
Компании, осуществляющие выработку и поставку электроэнергии,
добычу, переработку, транспортировку и реализацию нефти и газа на
экспорт, 75 процентов разницы между ценами на энергоносители на
внутреннем рынке и контрактными ценами на внешнем рынке
перечисляют в федеральный бюджет.
Суммы средств, направляемые бюджетами субъектов Российской
Федерации на компенсацию предоставляемых льгот, установленных
нормативными правовыми актами Российской Федерации, уменьшающих
для отдельных категорий населения размеры платежей за
электроэнергию и газ, полностью возмещаются федеральным бюджетом
бюджетам субъектов Российской Федерации.
Указанные средства предусматриваются в федеральном бюджете
отдельной строкой и имеют статус защищенных статей бюджета на
очередной финансовый год.
Статья 4. Принципы государственного регулирования цен и
тарифов
Государственное регулирование цен и тарифов осуществляется на
основе следующих принципов:
определение экономической обоснованности планируемых
(расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен
и тарифов;
открытость, доступность для потребителей и общественности
материалов по рассмотрению и утверждению цен и тарифов на
энергоносители;
обеспечение экономической обоснованности затрат
государственных и акционерных компаний на производство, передачу и
распределение энергоносителей и продуктов их переработки;
обеспечение государственных и акционерных компаний в сфере
добычи и переработки энергоресурсов финансовыми средствами на
развитие производства, научно - техническое и социальное развитие,
в том числе средствами, направляемыми на энергосбережение и
обеспечение энергетической, технической и экологической
безопасности (включая ядерную и радиационную безопасность)
Российской Федерации, осуществляемое путем привлечения заемных
средств, частных инвестиций, средств коммерческих организаций
(инвестиционных фондов, страховых фондов, фондов научно -
исследовательских и опытно - конструкторских работ) и иных
средств;
создание оптимальных условий для привлечения отечественных и
иностранных инвестиций;
определение размера средств, направляемых на оплату труда, в
соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями;
выбор поставщиков оборудования для добычи и переработки
энергоресурсов, а также подрядных строительных организаций на
конкурсной основе.
Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской
Федерации в области государственного регулирования цен и тарифов
на энергоносители
Правительство Российской Федерации:
регулирует ценообразование на энергоносители на территории
Российской Федерации (общероссийский оптовый рынок);
утверждает нормативно - методическую основу деятельности
органов государственного регулирования цен и тарифов;
формирует сводный баланс производства и переработки
энергоносителей по Российской Федерации и ее субъектам;
определяет вопросы государственного регулирования цен и
тарифов на энергоносители, поставляемые за пределы территории
Российской Федерации;
вносит одновременно с проектом федерального бюджета на
очередной финансовый год в Федеральное Собрание Российской
Федерации для утверждения предложения по размерам ставок
таможенных пошлин, взимаемых при экспорте энергоносителей.
Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов
Российской Федерации в области государственного регулирования цен
и тарифов за энергоносители
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в
соответствии с принципами, изложенными в настоящем Федеральном
законе, нормативно - методическими основами регулирования цен и
тарифов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации,
регулируют цены и тарифы на энергоносители потребителям,
расположенным на территориях соответствующих субъектов Российской
Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
вносят в Правительство Российской Федерации:
предложения о суммах средств, недополученных субъектами
Российской Федерации за счет предоставления льгот населению и
подлежащих покрытию из средств федерального бюджета;
предложения о суммах средств, недополученных субъектами
Российской Федерации при регулировании цен и тарифов для отдельных
отраслей хозяйственного комплекса, здравоохранения, просвещения,
культуры, социальной защиты населения и подлежащих покрытию из
средств федерального бюджета;
предложения по размерам отчислений от экспортных пошлин в
части средств, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской
Федерации;
предложения по размерам отчислений от транзита (в том числе
прокачки) энергоресурсов через территории соответствующих
субъектов Российской Федерации.
Принятые Правительством Российской Федерации решения о
принятии на основании обоснованных расчетов субъектов Российской
Федерации предложений, изложенных в части второй настоящей статьи,
подлежат обязательному исполнению сторонами.
Статья 7. Органы Правительства Российской Федерации и органы
государственной власти субъектов Российской Федерации по
регулированию цен и тарифов и соблюдению дисциплины цен
Органом Правительства Российской Федерации по регулированию
цен и тарифов и соблюдению дисциплины цен является Государственный
комитет цен.
Правительство Российской Федерации утверждает положение о
Государственном комитете цен, в котором определяются функции,
права, обязанности и ответственность комитета в вопросах расчета,
утверждения, применения цен и тарифов на энергоресурсы и другие
регулируемые государством цены и тарифы, а также проверки
соблюдения дисциплины цен.
Субъекты Российской Федерации создают территориальные комитеты
цен, утверждают на основании нормативно - методических документов
Правительства Российской Федерации положение о территориальном
комитете цен и принимают нормативные правовые акты по вопросам
регулирования цен и тарифов.
Государственный комитет цен и территориальные комитеты цен
имеют право проверки обоснованности введения цен и тарифов на
услуги федеральных, территориальных и муниципальных органов,
осуществляющих лицензирование, сертифицирование и услуги
разрешительного, экспертного и иного характера, деятельность
которых финансируется полностью или частично за счет средств
соответствующих бюджетов.
Цены и тарифы на услуги унитарных предприятий, учреждений,
организаций, создаваемых органами власти всех уровней, также
подлежат проверке федеральными и территориальными комитетами цен
на предмет соблюдения государственной дисциплины цен.
Статья 8. Объекты регулирования цен и тарифов
Объектами регулирования цен и тарифов на энергоресурсы
являются:
поставки энергоресурсов на внутренний рынок Российской
Федерации для удовлетворения потребностей хозяйственного комплекса
страны, здравоохранения, просвещения, культуры, социальной защиты
населения, правоохранительных органов и служб (по перечню,
утверждаемому Правительством Российской Федерации);
поставки энергоресурсов на внешний рынок хозяйствующими
субъектами Российской Федерации в пределах объемов, установленных
Министерством торговли Российской Федерации, а также поставки
энергоресурсов на внешний рынок, осуществляемые в соответствии с
соглашениями о разделе продукции.
В соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат
регулированию цены и тарифы на:
на электроэнергию;
на газ и продукты его переработки;
на нефть и продукты ее переработки;
на услуги федеральных, территориальных и муниципальных
органов, осуществляющих лицензирование, сертифицирование и другие
услуги разрешительного, экспертного характера.
Правительство Российской Федерации может расширять перечень
цен и тарифов, на которые может распространяться действие
настоящего Федерального закона, а также передавать часть функций
Государственного комитета цен территориальным комитетам цен
субъектов Российской Федерации в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Статья 9. Способы регулирования цен и тарифов
Цены и тарифы регулируются Правительством Российской Федерации
и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
пределах их компетенции.
Цены и тарифы регулируются путем:
установления предельных значений цен и тарифов по видам
энергоресурсов в пределах объемов их поставок по государственному
заказу (предприятия оборонного и военно - промышленного комплекса,
космической промышленности, машиностроения);
установления предельных значений цен и тарифов по видам
энергоресурсов в пределах объемов их поставок по государственному
социальному заказу (образование, наука, культура, сельское
хозяйство);
установления предельных значений цен и тарифов по видам
энергоресурсов в пределах объемов их поставок по государственному
социальному заказу для населения;
установления цен и тарифов на услуги федеральных,
территориальных и муниципальных органов, осуществляющих
лицензирование, сертифицирование и выполняющих другие услуги
разрешительного, экспертного и иного характера.
Статья 10. Вступление настоящего Федерального закона в силу
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить
Правительству Российской Федерации привести свои нормативные
правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации
Б.Н.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
|