ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 1999 г. N 298-П
О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
"О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ"
Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Принять в первом чтении проект закона Краснодарского края
"О пожарной безопасности в Краснодарском крае", внесенный главой
администрации Краснодарского края (прилагается).
2. Комитету Законодательного Собрания края по законодательству
и правовой политике обобщить предложения и замечания депутатов, с
учетом поступивших поправок доработать указанный законопроект и
внести его на рассмотрение Законодательного Собрания края во
втором чтении.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на комитет Законодательного Собрания края по законодательству и
правовой политике.
Председатель
Законодательного собрания Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ
Краснодар
27 октября 1999 года
N 298-П
Приложение
к постановлению
Законодательного собрания Краснодарского края
от 27 октября 1999 г. N 298-П
Проект
ЗАКОН
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом "О
пожарной безопасности" определяет основы обеспечения пожарной
безопасности в Краснодарском крае, регулирует в этой области
взаимоотношения между органами государственной власти, органами
местного самоуправления, юридическими лицами, в том числе
иностранными, независимо от их организационно - правовых форм и
форм собственности (далее - организации), общественными
объединениями и гражданами Российской Федерации, иностранными
гражданами, лицами без гражданства, проживающими на территории
Краснодарского края (далее - граждане).
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе применяются следующие понятия:
- объект - недвижимое и движимое имущество, в отношении
которого устанавливаются требования пожарной безопасности;
- опасные факторы пожара - пламя и искры, повышенная
температура окружающей среды, дым, токсичные продукты горения и
термического разложения, пониженная концентрация кислорода;
- пожароугрожаемое состояние - состояние объекта, при котором
вследствие невыполнения установленных требований пожарной
безопасности создаются условия и реальная возможность
возникновения пожара и угроза безопасному пребыванию людей;
- добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в
организации предупреждения пожаров и их тушении в населенных
пунктах и в организациях;
- добровольный пожарный - гражданин, непосредственно
участвующий на добровольной основе (без заключения трудового
договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по
предупреждению и тушению пожаров;
- особый противопожарный режим - совокупность мер
организационного и технического характера, направленных на
усиление пожарной безопасности в период неблагоприятных погодных и
иных условий на определенной территории.
Статья 2. Правовая основа обеспечения пожарной безопасности
Правовой основой обеспечения пожарной безопасности на
территории Краснодарского края являются Конституция Российской
Федерации, Устав Краснодарского края, Федеральный закон "О
пожарной безопасности", иные федеральные законы и нормативные
правовые акты, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты
Краснодарского края, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
ГЛАВА II. ПОЖАРНАЯ ОХРАНА
Статья 3. Виды, задачи и полномочия пожарной охраны в
Краснодарском крае
Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:
- Государственная противопожарная служба;
- ведомственная пожарная охрана;
- добровольная пожарная охрана;
- объединения пожарной охраны.
Основными задачами подразделений пожарной охраны в области
пожарной безопасности являются:
- организация предупреждения пожаров;
- тушение пожаров.
В целях содействия деятельности Государственной
противопожарной службы и участия в обеспечении пожарной
безопасности в Краснодарском крае создаются общественные
объединения (организации) пожарной охраны, осуществляющие свою
деятельность в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации.
Статья 4. Гарантии социальной защиты личного состава
Государственной противопожарной службы
Меры социальной защиты личного состава подразделений
Государственной противопожарной службы, содержащегося за счет
средств краевого и местных бюджетов, а также за счет средств
организаций, не могут устанавливаться ниже мер социальной защиты
сотрудников подразделений внутренних дел, содержащихся за счет
средств федерального бюджета.
Сотрудники Государственной противопожарной службы пользуются
правом на приобретение вне очереди билетов на все виды транспорта
при следовании в командировку, к новому месту службы, а также к
месту проведения отпуска и обратно.
Сотрудникам Государственной противопожарной службы и членам их
семей, проживающим с ними, предоставляется 50-процентная скидка в
оплате жилой площади в домах государственного, муниципального и
ведомственного жилищного фонда, всех коммунальных услуг, а также в
абонентской плате за пользование телефоном.
Добровольным пожарным предоставляются социальные гарантии,
устанавливаемые Законодательным Собранием Краснодарского края,
органами местного самоуправления, а также организациями,
зарегистрировавшими добровольных пожарных.
Органы местного самоуправления имеют право устанавливать иные,
не предусмотренные федеральным и краевым законодательством
гарантии правовой и социальной защиты личного состава
Государственной противопожарной службы.
ГЛАВА III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 5. Принципы гражданской безопасности
Меры пожарной безопасности разрабатываются и реализуются
органами государственной власти и органами местного самоуправления
в соответствии с их полномочиями, правами, обязанностями.
Пожарная безопасность на территории Краснодарского края
обеспечивается за счет:
- соблюдения требований пожарной безопасности на всей
территории края;
- контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и
оперативного реагирования на их нарушения;
- координации деятельности органов государственной власти,
органов местного самоуправления, организаций, объединений, граждан
и Государственной противопожарной службы;
- совершенствования форм и методов борьбы за жизнь и здоровье
людей, оказавшихся в зоне пожара, а также за сохранность
имущества;
- укрепления и развития материально - технической базы
пожарной охраны;
- совершенствования средств тушения пожара и спасения людей;
- проведения противопожарной пропаганды и обучения населения
правилам применения средств тушения пожаров.
Статья 6. Целевые программы
В целях совершенствования системы обеспечения пожарной
безопасности в Краснодарском крае администрацией Краснодарского
края утверждается на каждые три года региональная целевая
программа. Органы местного самоуправления края, участвуя в
выполнении федеральных и региональных целевых программ, вправе
самостоятельно разрабатывать и утверждать аналогичные программы.
Статья 7. Комиссии Краснодарского края по пожарной
безопасности
В целях координации деятельности органов государственной
власти и различных служб Краснодарского края по обеспечению
пожарной безопасности, совершенствования работы в данном
направлении создается комиссия Краснодарского края по пожарной
безопасности, которую возглавляет заместитель главы администрации
Краснодарского края.
В состав комиссии входят представители служб края,
занимающихся вопросами пожарной безопасности, жизнеобеспечения,
финансирования, строительства, ликвидации чрезвычайных ситуаций,
управления имуществом, охраны общественного порядка.
Положение о комиссии и ее персональный состав утверждаются
администрацией Краснодарского края.
Статья 8. Обеспечение пожарной безопасности
Обеспечение пожарной безопасности является составной частью
деятельности организаций, их должностных лиц и работников. Это
требование отражается в должностных инструкциях, разрешениях
(лицензиях), дающих право заниматься отдельными видами
деятельности, и, при необходимости, в трудовых договорах
(контрактах).
Обеспечение пожарной безопасности возлагается на:
- руководителей организацией или уполномоченных ими лиц, если
иное не предусмотрено соответствующим договором (контрактом);
- органы архитектуры и градостроительства, заказчиков,
застройщиков, проектные и строительные организации при
проектировании зданий и застройке территорий края, строительстве,
расширении, реконструкции и техническом переоснащении объектов;
- собственников, арендаторов и нанимателей жилых помещений
государственного и муниципального жилого фонда, жилищно -
строительных кооперативов и кондоминиумов.
Собственники систем водоснабжения обязаны:
- содержать источники хозяйственно - питьевого,
противопожарного и технологического водоснабжения в исправном
состоянии;
- обеспечить оборудование открытых водоемов в черте населенных
пунктов и на территориях объектов пирсами для пожарных
автомобилей;
- оборудовать и вести техническое обслуживание пожарных
гидрантов на линиях водоснабжения;
- обеспечивать режим бесперебойной подачи воды на тушение
пожаров.
Статья 9. Основные полномочия администрации Краснодарского
края по обеспечению пожарной безопасности
К полномочиям администрации Краснодарского края в области
пожарной безопасности относятся:
- нормативное правовое регулирование в области пожарной
безопасности на территории края в пределах ее компетенции;
- определение порядка организации деятельности добровольной
пожарной охраны на территории Краснодарского края;
- заключение с Государственной противопожарной службой
договоров о создании и содержании за счет краевого бюджета
подразделений по пожарной охране территорий городов и районов,
численность которых определяется в соответствии с установленными
нормативами;
- организация разработки и исполнение краевого бюджета в части
расходов на обеспечение пожарной безопасности, в том числе на
содержание пожарной охраны;
- организация подготовки и контроль за выполнением целевых
программ Краснодарского края по обеспечению пожарной безопасности;
- социальное и экономическое стимулирование пожарной
безопасности, в том числе производства и закупок пожарно -
технической продукции, а также участия населения в борьбе с
пожарами;
- осуществление мер по правовой и социальной защите личного
состава пожарной охраны, а также членов их семей.
Статья 10. Основные права организаций в области пожарной
безопасности
Организации имеют право:
- создавать, реорганизовывать, ликвидировать в установленном
порядке подразделения пожарной охраны, которые они создают за счет
собственных средств, в том числе на основе договоров с
Государственной противопожарной службой;
- устанавливать меры социального и экономического
стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
- вносить в органы государственной власти и органы местного
самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;
- участвовать в установлении причин и обстоятельств пожаров,
происшедших на их объектах;
- получать информацию по вопросам пожарной безопасности;
- проводить независимую экспертизу причин пожара.
Создание объектовых подразделений пожарной охраны для
отдельных категорий предприятий осуществляется в обязательном
порядке. Перечень таких предприятий утверждается Правительством
Российской Федерации.
В организациях могут создаваться противопожарные формирования
в виде пожарно - технических комиссий, пожарных дружин, пожарных
команд, а в школах и детских спортивно - оздоровительных лагерях -
дружины (команды) южных пожарных.
Статья 11. Основные права граждан по обеспечению пожарной
безопасности
Граждане на территории Краснодарского края имеют право на:
- защиту их жизни, здоровья и имущества от пожаров;
- возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке,
установленном действующим законодательством;
- получение информации по вопросам пожарной безопасности;
- участие в обеспечении пожарной безопасности;
- участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их
здоровью и имуществу.
Статья 12. Особый противопожарный режим
В случае повышения пожарной опасности решением администрации
Краснодарского края или органов местного самоуправления на
соответствующих территориях может устанавливаться особый
противопожарный режим.
На период действия особого противопожарного режима на
соответствующих территориях устанавливаются дополнительные
требования пожарной безопасности, согласованные с Государственной
противопожарной службой.
Статья 13. Научно - техническое обеспечение пожарной
безопасности
Научно - техническое обеспечение пожарной безопасности
осуществляют научно - исследовательские, опытно - конструкторские,
проектные и иные научно - технические учреждения и организации, а
также соответствующие учебные заведения.
Финансирование научно - технических разработок в области
пожарной безопасности осуществляется за счет средств федерального
бюджета, средств краевого бюджета, средств местных бюджетов,
средств организаций и средств Краснодарского отделения Фонда
пожарной безопасности Российской Федерации, а также за счет других
источников финансирования.
Статья 14. Сертификация
В соответствии с утвержденным Государственной противопожарной
службой Перечнем продукции и услуг, подлежащих обязательной
сертификации, работы и услуги в области пожарной безопасности,
производимые или реализуемые на территории Краснодарского края,
подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям
пожарной безопасности с выдачей сертификата пожарной безопасности.
Статья 15. Лицензирование
Производство пожарно - технической продукции, выполнение работ
(оказание услуг) в области пожарной безопасности осуществляется
организациями и индивидуальными предпринимателями, получившими на
это в соответствии с действующим законодательством специальное
разрешение (лицензию).
Статья 16. Противопожарная пропаганда и обучение мерам
пожарной безопасности
Государственная противопожарная служба в порядке и на
основаниях, предусмотренных Федеральным законом "О средствах
массовой информации", публикует на безвозмездной основе в
средствах массовой информации сведения, содержащие информацию о
противопожарном состоянии объектов и населения пунктов края, о
происшедших пожарах, их причинах, последствиях, мерах по
предотвращению пожаров и действия в случае их возникновения.
Обучение населения края мерам пожарной безопасности проводится
в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской
Федерации и положением об обучении населения Краснодарского края
правилам пожарной безопасности, утверждаемым администрацией края,
по следующим направлениям:
- информирование населения через средства массовой информации;
- ведение разъяснительной работы среди населения и работников
организаций;
- обучение работников в организациях;
- обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и
лиц, обучающихся в образовательных учреждениях.
Обучение работников организаций может проводиться на учебной
материально - технической базе территориального органа управления
Государственной противопожарной службы с привлечением его
специалистов по специальной программе, согласованный с управлением
Государственной противопожарной службы.
Лица, осуществляющие обучение мерам пожарной безопасности для
собственных нужд организаций, обучение детей в дошкольных
образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных
учреждениях, должны иметь соответствующую пожарно - техническую
подготовку в учебном центре территориального органа управления
Государственной противопожарной службы или в других учреждениях и
организациях, имеющих соответствующие лицензии.
ГЛАВА IV. ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
Статья 17. Источники финансирования Государственной
противопожарной службы
Финансовое обеспечение Государственной противопожарной службы,
строительство ее объектов и сооружений осуществляется в первую
очередь из следующих источников:
- органы управления и подразделения Государственной
противопожарной службы (за исключением подразделений, созданных на
основе договоров) - за счет средств федерального бюджета;
- территориальные подразделения Государственной
противопожарной службы, созданные на основе договоров с
администрацией Краснодарского края и органами местного
самоуправления, - за счет средств краевого бюджета и бюджетов
муниципальных образований;
- объектовые подразделения Государственной противопожарной
службы, созданные ею на основе договоров с организациями, - за
счет средств этих организаций, в случае необходимости - за счет
других источников финансирования.
Для выполнения возложенных на пожарную охрану задач органами
местного самоуправления устанавливаются обязательные отчисления в
размере 0,5 процента от общей сметной стоимости работ по
строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов,
расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий,
сооружений и других объектов, за исключением работ, финансируемых
за счет средств местных бюджетов.
Плательщиком обязательных отчислений является заказчик
строительных работ.
Организации, разрабатывающие проектно - сметную документацию,
включают обязательные отчисления в смету расходов на производство
строительных работ.
Должностные лица Государственной противопожарной службы
осуществляют приемку законченных строительством объектов в
эксплуатацию только после внесения полной суммы обязательных
отчислений на специальный счет Государственной противопожарной
службы.
Для финансирования Государственной противопожарной службы
используются средства от выполненных ею платных работ (услуг),
взносов, пожертвований и из других источников, не запрещенных
законом.
Средства на финансирование Государственной противопожарной
службы предусматриваются отдельной строкой в краевом бюджете, при
этом Государственная противопожарная служба является
непосредственным получателем бюджетных средств. Средства,
запланированные в краевом бюджете на содержание Государственной
противопожарной службы как службы жизнеобеспечения, выделяются в
первоочередном порядке.
Статья 18. Специальный счет
В целях решения задач в области пожарной безопасности, защиты
прав и законных интересов личного состава пожарной охраны
открывается специальный счет, который формируется из следующих
источников:
- отчисления от строительных работ согласно статье 17
настоящего Закона;
- средства, полученные от оказания Государственной
противопожарной службой платных услуг в области пожарной
безопасности;
- добровольные взносы и пожертвования.
Средства со специального счета расходуются по следующим
направлениям:
- укрепление материально - технической базы Государственной
противопожарной службы;
- решение вопросов социальной защиты и улучшения быта личного
состава Государственной противопожарной службы.
Статья 19. Фонд пожарной безопасности
В целях реализации мер пожарной безопасности в Краснодарском
краев установленном порядке создается Краснодарское отделение
Фонда пожарной безопасности Российской Федерации.
Деятельность Краснодарского отделения Фонда пожарной
безопасности Российской Федерации осуществляется согласно уставу
Фонда.
ГЛАВА V. ОБЯЗАННОСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 20. Обязанности администрации Краснодарского края по
обеспечению пожарной безопасности
Администрация Краснодарского края обязана:
- принимать меры по соблюдению требований пожарной
безопасности на территории края;
- оказывать содействие работе комиссии Краснодарского края по
пожарной безопасности и контролировать ее деятельность;
- принимать меры по обеспечению подразделений пожарной охраны
пожарно - технической продукцией, необходимой для выполнения
возложенных на них задач;
- оказывать содействие в создании и деятельности организаций,
специализирующихся на проведении работ и оказании услуг в области
пожарной безопасности, изготовлении противопожарного оборудования.
Статья 21. Обязанности организаций в области пожарной
безопасности
Организации обязаны:
- разрабатывать и утверждать в соответствии с действующими
нормативными документами положения, инструкции, другие акты,
направленные на обеспечение пожарной безопасности, осуществлять
контроль за их соблюдением;
- осуществлять меры по внедрению автоматических средств
противопожарной защиты;
- обеспечивать возможность свободного подъезда и установки к
зданиям и сооружениям пожарной техники для спасения людей,
материальных ценностей и тушения пожара;
- информировать пожарную охрану о неисправностях пожарной
техники, систем противопожарной защиты, водоснабжения, а также о
закрытии дорог и проездов на всей территории и одновременно
принимать меры к устранению имеющихся неисправностей;
- выпускать продукцию или оказывать услуги, соответствующие
противопожарным требованиям стандартов, норм и правил;
- уведомлять Государственную противопожарную службу о
заключенных договорах противопожарного страхования;
- проводить служебное расследование обстоятельств всех пожаров
и предоставлять по требованию должностных лиц Государственной
противопожарной службы материалы служебных расследований;
- соблюдать требования пожарной безопасности, а также
выполнять предписания, постановления и иные законные требования
должностных лиц пожарной охраны;
- проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих
работников мерам пожарной безопасности;
- включать в коллективный договор (соглашение) вопросы
пожарной безопасности;
- содержать в исправном состоянии системы и средства
противопожарной защиты, включая первичные средства тушения
пожаров, не допускать их использования не по назначению;
- создавать и содержать в соответствии с установленными
нормами органы управления и подразделения пожарной охраны, в том
числе на основе договоров с Государственной противопожарной
службой;
- оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров,
установлении причин и условий их возникновения и развития, а также
при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной
безопасности и возникновении пожаров;
- предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на
территории организаций необходимые силы и средства, горюче -
смазочные материалы, а также продукты питания и места отдыха для
личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых
действий по тушению пожаров, и привлеченных к тушению пожаров сил;
- обеспечить доступ должностным лицам пожарной охраны при
осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания,
сооружения и на иные объекты организаций;
- предоставлять по требованию должностных лиц Государственной
противопожарной службы сведения и документы о состоянии пожарной
безопасности в организациях, в том числе о пожарной безопасности
производимой продукции, а также о происшедших на их территориях
пожарах и их последствиях;
- содействовать деятельности добровольных пожарных.
Статья 22. Обязанности граждан в области пожарной безопасности
Граждане на территории Краснодарского края обязаны:
- соблюдать законодательство о пожарной безопасности,
требования норм и правил пожарной безопасности, выполнять
предписания, постановления и иные законные требования должностных
лиц пожарной охраны;
- предоставлять в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, возможность должностным лицам пожарной
охраны проводить обследования, проверки принадлежащих им
производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений
в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и
пресечения их нарушений;
- парковать личный транспорт, а также устанавливать
автомобильные укрытия с учетом возможности обеспечения работы
пожарной техники и выполнения требований пожарной безопасности;
- иметь в помещениях и их собственности (пользовании),
первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в
соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями,
утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
- при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную
охрану;
- до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по
спасению людей и тушению пожаров;
- оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров.
Статья 23. Ответственность за нарушение требований пожарной
безопасности
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
в соответствии с действующим законодательством несут:
- собственники имущества;
- лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться
имуществом, в том числе руководители организаций;
- лица, в установленном порядке назначенные ответственными за
обеспечение пожарной безопасности;
- должностные лица в пределах их компетенции.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и
ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных
квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено
соответствующим договором.
Лица, указанные в настоящей статье, иные граждане за нарушение
требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в
области пожарной безопасности могут быть привлечены к
дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в
соответствии с действующим законодательством.
Статья 24. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
|