КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
РЕШЕНИЕ
от 1 октября 1999 года
1 октября 1999 года судебная коллегия по гражданским делам
Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего А.В. Беспалова,
народных заседателей А.В. Полухиной,
М.Ф. Пруткиной,
при секретаре И.В. Рябчиковой,
с участием прокурора О.Н. Савушкиной,
адвоката А.И. Плющука,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по обращению
Законодательного собрания Краснодарского края о даче заключения о
несоответствии действий Усть-Лабинского районного совета депутатов
статье 21 Устава Усть-Лабинского района по оставлению К.Э.
Горового в должности главы района и о несоответствии деятельности
главы Усть-Лабинского района К.Э. Горового Уставу Краснодарского
края и Уставу Усть-Лабинского района,
установила:
22 декабря 1996 года К.Э. Горовой был избран главой
администрации Усть-Лабинского района Краснодарского края.
Приговором Курганинского районного суда Краснодарского края от 26
мая 1999 года К.Э. Горовой признан виновным в совершении
преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 129 УК РФ, и ему назначено
наказание в виде штрафа в доход государства в размере 100
минимальных размеров оплаты труда (л.д. 10 - 12).
10 июля 1999 года Совет Усть-Лабинского района Краснодарского
края, рассмотрев обращение инициативной группы депутатов Совета
Усть-Лабинского района в адрес главы района, признал отсутствие
оснований для досрочного прекращения полномочий главы
Усть-Лабинского района К.Э. Горового (л. д.).
16 сентября 1999 года Законодательное собрание Краснодарского
края приняло постановление об обращении в Краснодарский краевой
суд за заключением в соответствии с п. 3 ст. 49 Федерального
закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" о несоответствии действий Усть-Лабинского
районного совета депутатов ст. 21 Устава Усть-Лабинского района по
оставлению К.Э. Горового в должности главы администрации района
после вступления в силу в отношении его обвинительного приговора и
о признании деятельности главы Усть-Лабинского района
несоответствующей Уставу Краснодарского края и Уставу
Усть-Лабинского района.
В заявлении Законодательное собрание ссылается на то, что
К.Э. Горовой в период работы главой администрации Усть-Лабинского
района систематически допускал нарушения гражданского, налогового,
земельного законодательства, принимал решения с превышением своих
должностных полномочий и нарушением действующего законодательства
и актов местного самоуправления. Указанные нарушения закона
установлены решениями судов и протестами прокурора. Приговором
суда К. Горовой признан виновным в совершении уголовно -
наказуемого деяния, что в силу статьи 21 Устава Усть-Лабинского
района является основанием для досрочного прекращения его
полномочий как главы района.
Представитель Законодательного собрания Краснодарского края
(ЗСК) Н.А. Школа и представитель инициативной депутатской группы
Совета Усть-Лабинского района из девяти депутатов А.А. Малеванный
поддержали заявление ЗСК.
Представитель К.Э. Горового и одиннадцати депутатов Совета
Усть-Лабинского района: М.С. Курганского, С.М. Симонова, Н.Т.
Ломакина, Г.Л. Чантурия, А.И. Короленко, В.А. Савиной, Т.П.
Елагиной, Н.В. Жирикова, А.А. Боровкина, В.Г. Макуха и В.П.
Архипова - А.И. Плющук и К.Э. Горовой изложенные в заявлении
Законодательного собрания Краснодарского края обстоятельства не
признали, полагая, что статья 21 Устава Усть-Лабинского района,
предусматривающая основанием для досрочного прекращения полномочий
главы района вступление в законную силу обвинительного приговора в
отношении главы района противоречит Конституции РФ, а признание
недействительными нескольких постановлений главы района в судебном
порядке обусловлено изменением действующего законодательства.
Выслушав пояснения представителя Законодательного собрания
Краснодарского края, представителей депутатов Совета
Усть-Лабинского района, К.Э. Горового, исследовав и дав оценку
собранным по делу доказательствам, выслушав заключения прокурора о
несоответствии действий Усть-Лабинского районного совета депутатов
статье 21 Устава Усть-Лабинского района и о несоответствии
деятельности главы Усть-Лабинского района К.Э. Горового
федеральным законам, законам Краснодарского края и Уставу
Усть-Лабинского района, судебная коллегия находит, что заявление
Законодательного собрания Краснодарского края подлежит
удовлетворению.
Согласно п.п. 1 п. 2 ст. 6 Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" от 28.08.95 г. N 154-ФЗ с последующими изменениями
принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль
за их соблюдением относится к вопросам местного значения.
В соответствии с п.п. 9 - 10 п. 1 ст. 8 указанного
федерального закона муниципальное образование имеет устав, в
котором указывается порядок отзыва, выражение недоверия населением
или досрочного прекращения полномочий выбранных органов местного
самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления,
статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных
органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного
самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий.
Согласно п.п. "н" п. 2 ст. 5, п. 7 ст. 15 Закона
Краснодарского края "О местном самоуправлении в Краснодарском
крае" Устав муниципального образования закрепляет порядок отзыва,
выражения недоверия населением или досрочного прекращения
полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления.
Глава муниципального образования освобождает должность в порядке,
предусмотренном уставом муниципального образования.
В силу изложенного судебная коллегия полагает, что статья 21
Устава Усть-Лабинского района, являющаяся императивной и
предусматривающая одним из оснований для досрочного прекращения
полномочий главы района вступление в законную силу обвинительного
приговора суда в отношении главы района, не противоречит указанным
выше нормативным актам.
Принимая во внимание то, что приговор Курганинского районного
суда от 26 мая 1999 года, которым К. Горовой признан виновным в
совершении преступления, предусмотренного ч. 2 статьи 129 УК РФ,
вступил в законную силу, постановлением Усть-Лабинского районного
суда от 2 августа 1999 года К.Э. Горовому отказано в
удовлетворении ходатайства о снятии судимости, а назначенное К.Э.
Горовому приговором суда наказание в виде штрафа не имеет
существенного значения для разрешения вопроса о продолжении его
деятельности в качестве главы района, судебная коллегия приходит к
выводу, что решение Совета Усть-Лабинского района от 10 июля 1999
года, которым признано отсутствие оснований для досрочного
прекращения полномочий главы Усть-Лабинского района К.Э. Горового,
противоречит статье 21 Устава Усть-Лабинского района ввиду
вступления в законную силу в отношении главы района К.Э. Горового
обвинительного приговора.
Доводы представителя К.Э. Горового А.И. Плющука и группы
депутатов Совета Усть-Лабинского района из одиннадцати человек о
несоответствии статьи 21 Устава Усть-Лабинского района Конституции
РФ и принятому Государственной Думой 20 января 1999 года
Федеральному закону "Об основах статуса выборного лица местного
самоуправления в Российской Федерации", согласно которому
полномочия выборного лица местного самоуправления прекращаются
досрочно, в случае вступления в законную силу в отношении его
обвинительного приговора, содержащего в качестве меры наказания
лишение свободы либо лишение права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью (п.п. "д" п. 2 ст. 9),
являются необоснованными, поскольку согласно письму Президента РФ
от 4 февраля 1999 года N Пр-140 указанный федеральный закон,
направленный Президенту РФ для подписания и обнародования,
отклонен Президентом РФ, а в абзаце 5 письма указано, что
конкретные вопросы определения статуса выборных лиц местного
самоуправления, в том числе сроков их полномочий, досрочного
прекращения полномочий и отзыва, должны быть урегулированы
законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных
образований.
Разрешая вопрос о несоответствии деятельности главы
Усть-Лабинского района К.Э. Горового Уставу Краснодарского края и
Уставу Усть-Лабинского района, судебная коллегия на основании ст.
195 ГПК РСФСР полагает выйти за пределы обращения Законодательного
собрания края в этой части и рассмотреть вопрос о несоответствии
деятельности главы Усть-Лабинского района К.Э. Горового
Конституции РФ, федеральным законам и законам Краснодарского края.
Дав оценку обстоятельствам, установленным решениями судов,
судебная коллегия пришла к выводу, что К.Э. Горовой в период своей
деятельности в качестве главы Усть-Лабинского района допускал
нарушения законов. Так, решением Совета Усть-Лабинского района от
29 мая 1998 года N 4 протокол N 8 под N 333/1 "Об утверждении
Положения о создании муниципальной налоговой инспекции" в
Усть-Лабинском районе была создана муниципальная налоговая
инспекция. Данное решение и постановление, принятое К.Э. Горовым,
противоречат действующему законодательству, в частности ст. 30
Налогового кодекса РФ от 8 января 1998 года, согласно которой
налоговыми органами в Российской Федерации являются
Государственная налоговая служба РФ и ее территориальные
подразделения. В случаях, предусмотренных Налоговым кодексом,
полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы.
Незаконность действий К.Э. Горового по созданию муниципальной
налоговой инспекции подтверждена решением Усть-Лабинского
районного суда от 30 марта 1999 года, оставленного без изменения
определением кассационной инстанции от 6 мая 1999 года.
Постановлением от 12 мая 1999 года N 380/1 К.Э. Горовой объявил
центральный рынок города Усть-Лабинска муниципальной
собственностью. Постановлением N 1308/1 от 24 декабря 1997 года в
постановление N 380/1 были внесены изменения, согласно которым в
состав муниципальной собственности включено имущество центрального
рынка.
Данные постановления противоречат принятому в соответствии с
Постановлением СМ СССР от 27.04.1987 года N 173 "О мерах по
улучшению работы колхозных рынков, увеличению закупок
сельскохозяйственной продукции у населения организациями
потребительской кооперации", решению Краснодарского крайисполкома
N 288 от 27.04.1987 года и постановлению правления Краснодарского
крайпотребсоюза о передаче колхозных рынков от Управления торговли
крайисполкома в ведение крайпотребсоюза, согласно которым
Усть-Лабинский колхозный рынок был передан Усть-Лабинскому
райпотребсоюзу.
Указанные постановления К.Э. Горового признаны
недействительными вступившим в законную силу решением арбитражного
суда Краснодарского края от 25 мая 1998 года.
Постановлением от 06.07.1998 года N 441 К.Э. Горовой отменил
решение местного Совета Усть-Лабинского районного совета народных
депутатов "О регистрации Устава районного Союза потребительских
обществ". Однако в силу действующего положения о порядке
регистрации субъектов предпринимательской деятельности и
требования Федерального закона "О потребительской кооперации"
регистрирующему органу не предоставлено прав отмены регистрации.
Постановлением апелляционной инстанции арбитражного суда
Краснодарского края от 30 марта 1999 года постановление главы
администрации Усть-Лабинского района К.Э. Горового от 6 июля 1998
года N 441 признано недействительным. Решением арбитражного суда
Краснодарского края от 28 апреля 1999 года, вступившим в законную
силу, признано недействительным постановление главы администрации
Усть-Лабинского района К.Э. Горового от 7 сентября 1998 года N 565
"Об объявлении муниципальной собственностью 2-этажного здания,
расположенного по адресу: г. Усть-Лабинск, ул. Пролетарская, 72",
поскольку данное здание является собственностью "Фирмы "Дорстрой".
Решением арбитражного суда Краснодарского края от 27.07.1999
года, вступившим в законную силу, признано недействительным
постановление главы Усть-Лабинского района К.Э. Горового от
19.09.1997 года N 402 "О выдаче регистрационного удостоверения
объединению предприятий общественного питания Усть-Лабинского
райпотребсоюза на подвальное помещение здания загса в городе
Усть-Лабинске по ул. Куйбышева, 31", поскольку согласно ст. 131 ГК
РФ регистрация сделок с недвижимостью и выдача
правоустанавливающего документа осуществляются на основании
ходатайства правообладателя и не могут производиться на основании
постановлений должностных лиц местного самоуправления (л. д.). По
протесту прокурора постановлением от 25.06.1997 года N 575 "О
внесении изменений в постановление главы администрации
Усть-Лабинского района "Об упорядочении денежных отчислений
юридическими и физическими лицами за нарушение Правил дорожного
движения" от 09.04.1994 года N 261" были исключены п. 1, п.п. 1.1,
1.2, противоречащие Кодексу РСФСР об административных
правонарушениях, и предусматривающие штрафные санкции за
управление автомототранспортом в нетрезвом состоянии и сокращении
срока лишения водительского удостоверения (л.д. 49 - 50). По
протестам прокурора Усть-Лабинского района К.Э. Горовым были
внесены изменения в постановление от 10.08.1998 года N 514 "О
приведении тарифов на оплату жилищно - коммунальных услуг в
соответствие с краевыми стандартами", которым было приостановлено
предоставление предусмотренных действующим законодательством льгот
проживающим в районе военнослужащим, ветеранам, инвалидам и
участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (л.
д.), изменен пункт 5 постановления от 14.09.1998 года N 576/1 "О
мерах по снижению напряженности на рынке труда и сокращению уровня
безработицы в Усть-Лабинском районе", которым необоснованно
расширен круг условий, необходимых для признания гражданина
безработным, а также исключено требование закона об обязательности
соответствия среднего заработка гражданина с предполагаемым
заработком при направлении на подходящую работу (л. д. 41),
отменено постановление от 29.01.1998 года N 67 "О передаче акций
ОАО "Фармация", находящихся в муниципальной собственности в
доверительное управление МУП "Усть-Лабинскфармсервис" (л. д. 46).
Из записки о результатах проверки финансово - хозяйственной
деятельности администрации и предприятий Усть-Лабинского района и
представления прокурора Усть-Лабинского района от 20.01.1999 года
N 126, адресованного Совету Усть-Лабинского района, следует, что
согласно акту КРУ МФ РФ по Краснодарскому краю от 30.10.1998 года
в нарушение требований "Порядка введения кассовых операций в РФ"
К.Э. Горовой, не являясь работником МУП "Агросервис", получил на
этом предприятии подотчетные суммы на командировку в США (л.д.).
Оценивая деятельность К.Э. Горового в выборной должности
главы Усть-Лабинского района, как разновидность ответственности
соразмерно степени совершенных нарушений и значимости защищаемых
интересов, судебная коллегия учитывает указанные выше нарушения
действующего законодательства, допущенные им в своей деятельности,
вступивший в законную силу в отношении его обвинительный приговор
суда и тот факт, что К.Э. Горовой, не являясь работником МУП
"Агросервис", в нарушение требований порядка введения кассовых
операций в РФ получил на указанном предприятии подотчетные суммы
на командировочную поездку в США, и полагает необходимым признать
деятельность главы администрации Усть-Лабинского района К.Э.
Горового несоответствующей Конституции Российской Федерации,
федеральным законам и законам Краснодарского края, Уставу
Краснодарского края и Уставу Усть-Лабинского района (ст.ст. 19,
35), в силу которых глава района обязан обеспечивать на территории
муниципального образования соблюдение законов актов
государственной власти и управления, охрану прав и свобод граждан.
Принимая во внимание то, что выборы главы администрации
Усть-Лабинского района могут быть проведены совместно с выборами в
Государственную Думу Российской Федерации, назначенными на 19
декабря 1999 года, судебная коллегия на основании п. 5 ст. 210 и
п. 3 ст. 211 ГПК РСФСР полагает необходимым обратить решение к
немедленному исполнению. Руководствуясь ст.ст. 191 - 197 ГПК
РСФСР, судебная коллегия
решила:
Признать действия Усть-Лабинского районного совета депутатов
по оставлению К.Э. Горового в должности главы администрации
Усть-Лабинского района не соответствующими статье 21 Устава
Усть-Лабинского района.
Признать деятельность главы администрации Усть-Лабинского
района К.Э. Горового не соответствующей Конституции Российской
Федерации, федеральным законам и законам Краснодарского края,
Уставу Краснодарского края, Уставу Усть-Лабинского района. Решение
обратить к немедленному исполнению.
Копию решения направить Законодательному собранию
Краснодарского края для рассмотрения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ через
Краснодарский краевой суд в течение десяти дней.
Председательствующий
А.В. БЕСПАЛОВ
Народные заседатели
А.А.ПОЛУХИНА,
М.Ф. ПРУТКИНА
------------------------------------------------------------------
|