Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Новые документы РБ

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Краснодарского края

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 01.10.1999 О НЕСООТВЕТСТВИИ ДЕЙСТВИЙ УСТЬ-ЛАБИНСКОГО РАЙОННОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ СТАТЬЕ 21 УСТАВА УСТЬ-ЛАБИНСКОГО РАЙОНА ПО ОСТАВЛЕНИЮ К.Э. ГОРОВОГО В ДОЛЖНОСТИ ГЛАВЫ РАЙОНА И О НЕСООТВЕТСТВИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАВЫ УСТЬ-ЛАБИНСКОГО РАЙОНА К.Э. ГОРОВОГО УСТАВУ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И УСТАВУ УСТЬ-ЛАБИНСКОГО РАЙОНА

(по состоянию на 10 июля 2006 года)

<<< Назад


                       КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

                 СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

                                РЕШЕНИЕ
                         от 1 октября 1999 года

       1 октября  1999  года  судебная  коллегия по гражданским делам
   Краснодарского краевого суда в составе:
       председательствующего               А.В. Беспалова,
       народных заседателей                А.В. Полухиной,
                                           М.Ф. Пруткиной,
       при секретаре                       И.В. Рябчиковой,
       с участием прокурора                О.Н. Савушкиной,
       адвоката                            А.И. Плющука,
       рассмотрев в  открытом  судебном  заседании  дело по обращению
   Законодательного собрания Краснодарского края о даче заключения  о
   несоответствии действий Усть-Лабинского районного совета депутатов
   статье 21  Устава  Усть-Лабинского  района  по   оставлению   К.Э.
   Горового  в должности главы района и о несоответствии деятельности
   главы Усть-Лабинского района К.Э.  Горового Уставу  Краснодарского
   края и Уставу Усть-Лабинского района,

                              установила:

       22  декабря  1996  года  К.Э.  Горовой   был   избран   главой
   администрации Усть-Лабинского    района    Краснодарского    края.
   Приговором  Курганинского районного суда Краснодарского края от 26
   мая  1999  года  К.Э.  Горовой  признан  виновным   в   совершении
   преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 129 УК РФ, и ему назначено
   наказание  в  виде  штрафа  в  доход  государства  в  размере  100
   минимальных размеров оплаты труда (л.д. 10 - 12).
       10 июля 1999 года Совет Усть-Лабинского района  Краснодарского
   края,  рассмотрев  обращение  инициативной группы депутатов Совета
   Усть-Лабинского района в адрес главы  района,  признал  отсутствие
   оснований для     досрочного    прекращения    полномочий    главы
   Усть-Лабинского района К.Э. Горового (л. д.).
       16  сентября 1999 года Законодательное собрание Краснодарского
   края  приняло  постановление  об обращении в Краснодарский краевой
   суд за заключением в соответствии  с  п.  3  ст.  49  Федерального
   закона  "Об  общих принципах организации местного самоуправления в
   Российской Федерации"  о  несоответствии  действий Усть-Лабинского
   районного совета депутатов ст. 21 Устава Усть-Лабинского района по
   оставлению  К.Э.  Горового  в должности главы администрации района
   после вступления в силу в отношении его обвинительного приговора и
   о признании     деятельности    главы    Усть-Лабинского    района
   несоответствующей Уставу    Краснодарского    края    и     Уставу
   Усть-Лабинского района.
       В  заявлении  Законодательное  собрание  ссылается на то,  что
   К.Э. Горовой  в период работы главой администрации Усть-Лабинского
   района систематически допускал нарушения гражданского, налогового,
   земельного законодательства,  принимал решения с превышением своих
   должностных полномочий и нарушением действующего  законодательства
   и   актов  местного  самоуправления.  Указанные  нарушения  закона
   установлены решениями судов  и  протестами  прокурора.  Приговором
   суда   К.   Горовой  признан  виновным  в  совершении  уголовно  -
   наказуемого деяния,  что в силу статьи 21  Устава  Усть-Лабинского
   района   является   основанием   для  досрочного  прекращения  его
   полномочий как главы района.
       Представитель  Законодательного собрания  Краснодарского  края
   (ЗСК)  Н.А.  Школа и представитель инициативной депутатской группы
   Совета Усть-Лабинского района из девяти депутатов А.А.  Малеванный
   поддержали заявление ЗСК.
       Представитель  К.Э.  Горового и одиннадцати  депутатов  Совета
   Усть-Лабинского района:  М.С.  Курганского,  С.М.  Симонова,  Н.Т.
   Ломакина,  Г.Л.  Чантурия,  А.И.  Короленко,  В.А.  Савиной,  Т.П.
   Елагиной,  Н.В.  Жирикова,  А.А.  Боровкина,  В.Г.  Макуха и  В.П.
   Архипова  -  А.И.  Плющук  и  К.Э.  Горовой изложенные в заявлении
   Законодательного собрания Краснодарского  края  обстоятельства  не
   признали, полагая,  что  статья  21 Устава Усть-Лабинского района,
   предусматривающая основанием для досрочного прекращения полномочий
   главы района вступление в законную силу обвинительного приговора в
   отношении главы района противоречит Конституции  РФ,  а  признание
   недействительными нескольких постановлений главы района в судебном
   порядке обусловлено изменением действующего законодательства.
       Выслушав  пояснения  представителя  Законодательного  собрания
   Краснодарского края,     представителей      депутатов      Совета
   Усть-Лабинского  района,  К.Э.  Горового,  исследовав и дав оценку
   собранным по делу доказательствам, выслушав заключения прокурора о
   несоответствии действий Усть-Лабинского районного совета депутатов
   статье 21  Устава  Усть-Лабинского  района  и   о   несоответствии
   деятельности главы    Усть-Лабинского    района    К.Э.   Горового
   федеральным законам,  законам   Краснодарского   края   и   Уставу
   Усть-Лабинского района,  судебная коллегия находит,  что заявление
   Законодательного    собрания    Краснодарского    края    подлежит
   удовлетворению.
       Согласно  п.п. 1  п. 2  ст. 6  Федерального  закона "Об  общих
   принципах  организации  местного   самоуправления   в   Российской
   Федерации"  от  28.08.95  г.  N 154-ФЗ  с последующими изменениями
   принятие и изменение уставов муниципальных  образований,  контроль
   за их соблюдением относится к вопросам местного значения.
       В  соответствии  с  п.п.  9  -  10   п. 1  ст.  8   указанного
   федерального  закона  муниципальное  образование  имеет  устав,  в
   котором указывается порядок отзыва, выражение недоверия населением
   или  досрочного  прекращения полномочий выбранных органов местного
   самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления,
   статус  и  социальные  гарантии депутатов,  членов других выборных
   органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного
   самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий.
       Согласно   п.п. "н"  п.  2  ст.  5,  п.  7   ст.   15   Закона
   Краснодарского  края  "О  местном  самоуправлении  в Краснодарском
   крае" Устав муниципального образования закрепляет порядок  отзыва,
   выражения   недоверия   населением   или   досрочного  прекращения
   полномочий органов  и  должностных  лиц  местного  самоуправления.
   Глава  муниципального образования освобождает должность в порядке,
   предусмотренном уставом муниципального образования.
       В  силу изложенного судебная коллегия полагает,  что статья 21
   Устава Усть-Лабинского    района,    являющаяся   императивной   и
   предусматривающая одним из оснований  для  досрочного  прекращения
   полномочий  главы района вступление в законную силу обвинительного
   приговора суда в отношении главы района, не противоречит указанным
   выше нормативным актам.
       Принимая  во внимание то, что приговор Курганинского районного
   суда от 26 мая 1999 года,  которым  К. Горовой признан виновным  в
   совершении преступления,  предусмотренного  ч. 2 статьи 129 УК РФ,
   вступил в законную силу,  постановлением Усть-Лабинского районного
   суда  от  2  августа  1999   года   К.Э.   Горовому   отказано   в
   удовлетворении ходатайства о снятии судимости,  а назначенное К.Э.
   Горовому  приговором  суда  наказание  в  виде  штрафа  не   имеет
   существенного  значения  для  разрешения вопроса о продолжении его
   деятельности в качестве главы района, судебная коллегия приходит к
   выводу, что  решение Совета Усть-Лабинского района от 10 июля 1999
   года,  которым  признано  отсутствие  оснований   для   досрочного
   прекращения полномочий главы Усть-Лабинского района К.Э. Горового,
   противоречит статье  21  Устава   Усть-Лабинского   района   ввиду
   вступления в законную силу в отношении главы района К.Э.  Горового
   обвинительного приговора.
       Доводы  представителя  К.Э. Горового   А.И. Плющука  и  группы
   депутатов Совета Усть-Лабинского района из одиннадцати  человек  о
   несоответствии статьи 21 Устава Усть-Лабинского района Конституции
   РФ  и  принятому  Государственной  Думой  20  января   1999   года
   Федеральному  закону  "Об  основах статуса выборного лица местного
   самоуправления  в   Российской   Федерации",   согласно   которому
   полномочия  выборного  лица  местного  самоуправления прекращаются
   досрочно,  в случае вступления в законную  силу  в  отношении  его
   обвинительного  приговора,  содержащего  в качестве меры наказания
   лишение свободы либо лишение права занимать определенные должности
   или заниматься определенной деятельностью (п.п.  "д" п.  2 ст. 9),
   являются необоснованными,  поскольку согласно письму Президента РФ
   от  4  февраля  1999  года  N  Пр-140 указанный федеральный закон,
   направленный  Президенту  РФ  для  подписания   и   обнародования,
   отклонен  Президентом  РФ,  а  в  абзаце  5  письма  указано,  что
   конкретные  вопросы  определения  статуса  выборных  лиц  местного
   самоуправления,  в  том  числе  сроков  их полномочий,  досрочного
   прекращения  полномочий  и  отзыва,  должны   быть   урегулированы
   законами  субъектов  Российской Федерации и уставами муниципальных
   образований.
       Разрешая вопрос    о    несоответствии    деятельности   главы
   Усть-Лабинского района К.Э.  Горового Уставу Краснодарского края и
   Уставу Усть-Лабинского района,  судебная коллегия на основании ст.
   195 ГПК РСФСР полагает выйти за пределы обращения Законодательного
   собрания  края  в этой части и рассмотреть вопрос о несоответствии
   деятельности главы   Усть-Лабинского    района    К.Э.    Горового
   Конституции РФ, федеральным законам и законам Краснодарского края.
       Дав  оценку обстоятельствам,  установленным  решениями  судов,
   судебная коллегия пришла к выводу, что К.Э. Горовой в период своей
   деятельности в  качестве  главы  Усть-Лабинского  района  допускал
   нарушения законов.  Так, решением Совета Усть-Лабинского района от
   29 мая 1998 года N 4 протокол N 8  под  N  333/1  "Об  утверждении
   Положения о   создании   муниципальной   налоговой   инспекции"  в
   Усть-Лабинском  районе  была   создана   муниципальная   налоговая
   инспекция.  Данное решение и постановление, принятое К.Э. Горовым,
   противоречат действующему законодательству,  в  частности  ст.  30
   Налогового  кодекса  РФ  от  8 января 1998 года,  согласно которой
   налоговыми    органами    в    Российской    Федерации    являются
   Государственная   налоговая   служба   РФ   и  ее  территориальные
   подразделения.  В  случаях,  предусмотренных  Налоговым  кодексом,
   полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы.
       Незаконность действий  К.Э. Горового по созданию муниципальной
   налоговой инспекции    подтверждена    решением    Усть-Лабинского
   районного суда от 30 марта 1999 года,  оставленного без  изменения
   определением   кассационной   инстанции   от   6  мая  1999  года.
   Постановлением от 12 мая 1999 года N 380/1  К.Э.  Горовой  объявил
   центральный рынок      города      Усть-Лабинска     муниципальной
   собственностью.  Постановлением N 1308/1 от 24 декабря 1997 года в
   постановление  N 380/1 были внесены изменения,  согласно которым в
   состав муниципальной собственности включено имущество центрального
   рынка.
       Данные постановления  противоречат  принятому в соответствии с
   Постановлением СМ СССР от  27.04.1987  года  N  173  "О  мерах  по
   улучшению    работы    колхозных    рынков,   увеличению   закупок
   сельскохозяйственной   продукции   у    населения    организациями
   потребительской кооперации",  решению Краснодарского крайисполкома
   N 288 от 27.04.1987 года и постановлению правления  Краснодарского
   крайпотребсоюза о передаче колхозных рынков от Управления торговли
   крайисполкома  в   ведение   крайпотребсоюза,   согласно   которым
   Усть-Лабинский   колхозный   рынок   был  передан  Усть-Лабинскому
   райпотребсоюзу.
       Указанные постановления       К.Э.      Горового      признаны
   недействительными вступившим в законную силу решением арбитражного
   суда Краснодарского края от 25 мая 1998 года.
       Постановлением от 06.07.1998 года N 441  К.Э. Горовой  отменил
   решение местного Совета Усть-Лабинского районного совета  народных
   депутатов  "О  регистрации  Устава районного Союза потребительских
   обществ".  Однако  в  силу  действующего   положения   о   порядке
   регистрации    субъектов    предпринимательской   деятельности   и
   требования  Федерального  закона  "О  потребительской  кооперации"
   регистрирующему органу не предоставлено прав отмены регистрации.
       Постановлением  апелляционной   инстанции   арбитражного  суда
   Краснодарского края от 30  марта  1999  года  постановление  главы
   администрации Усть-Лабинского района К.Э.  Горового от 6 июля 1998
   года  N 441 признано недействительным.  Решением арбитражного суда
   Краснодарского края от 28 апреля 1999 года,  вступившим в законную
   силу,  признано недействительным постановление главы администрации
   Усть-Лабинского района К.Э. Горового от 7 сентября 1998 года N 565
   "Об  объявлении  муниципальной  собственностью  2-этажного здания,
   расположенного по адресу:  г. Усть-Лабинск, ул. Пролетарская, 72",
   поскольку данное здание является собственностью "Фирмы "Дорстрой".
       Решением арбитражного суда Краснодарского края  от  27.07.1999
   года,   вступившим  в  законную  силу,  признано  недействительным
   постановление главы  Усть-Лабинского  района  К.Э.   Горового   от
   19.09.1997  года  N  402  "О выдаче регистрационного удостоверения
   объединению предприятий  общественного   питания   Усть-Лабинского
   райпотребсоюза на  подвальное  помещение  здания  загса  в  городе
   Усть-Лабинске по ул. Куйбышева, 31", поскольку согласно ст. 131 ГК
   РФ     регистрация     сделок    с    недвижимостью    и    выдача
   правоустанавливающего  документа   осуществляются   на   основании
   ходатайства  правообладателя и не могут производиться на основании
   постановлений должностных лиц местного самоуправления (л.  д.). По
   протесту  прокурора  постановлением  от  25.06.1997  года N 575 "О
   внесении изменений    в    постановление    главы    администрации
   Усть-Лабинского   района   "Об  упорядочении  денежных  отчислений
   юридическими и физическими лицами за  нарушение  Правил  дорожного
   движения" от 09.04.1994 года N 261" были исключены п. 1, п.п. 1.1,
   1.2,   противоречащие   Кодексу    РСФСР    об    административных
   правонарушениях,   и   предусматривающие   штрафные   санкции   за
   управление автомототранспортом в нетрезвом состоянии и  сокращении
   срока лишения водительского  удостоверения  (л.д.  49  -  50).  По
   протестам  прокурора  Усть-Лабинского  района  К.Э.  Горовым  были
   внесены изменения в постановление от  10.08.1998  года  N  514  "О
   приведении  тарифов  на  оплату  жилищно  -  коммунальных  услуг в
   соответствие с краевыми стандартами",  которым было приостановлено
   предоставление предусмотренных действующим законодательством льгот
   проживающим  в  районе  военнослужащим,  ветеранам,  инвалидам   и
   участникам  ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (л.
   д.),  изменен пункт 5 постановления от 14.09.1998 года N 576/1  "О
   мерах по снижению напряженности на рынке труда и сокращению уровня
   безработицы  в  Усть-Лабинском  районе",   которым   необоснованно
   расширен   круг  условий,  необходимых  для  признания  гражданина
   безработным, а также исключено требование закона об обязательности
   соответствия   среднего   заработка  гражданина  с  предполагаемым
   заработком при  направлении  на  подходящую  работу  (л.  д.  41),
   отменено  постановление  от 29.01.1998 года N 67 "О передаче акций
   ОАО  "Фармация",  находящихся  в  муниципальной  собственности   в
   доверительное управление МУП "Усть-Лабинскфармсервис" (л.  д. 46).
   Из  записки  о  результатах  проверки  финансово  -  хозяйственной
   деятельности  администрации и предприятий Усть-Лабинского района и
   представления прокурора Усть-Лабинского района от 20.01.1999  года
   N 126,  адресованного Совету Усть-Лабинского района,  следует, что
   согласно акту КРУ МФ РФ по Краснодарскому краю от 30.10.1998  года
   в  нарушение  требований "Порядка введения кассовых операций в РФ"
   К.Э.  Горовой,  не являясь работником МУП "Агросервис", получил на
   этом предприятии подотчетные суммы на командировку в США (л.д.).
       Оценивая   деятельность  К.Э. Горового  в  выборной  должности
   главы Усть-Лабинского района,  как  разновидность  ответственности
   соразмерно  степени  совершенных нарушений и значимости защищаемых
   интересов,  судебная коллегия учитывает указанные  выше  нарушения
   действующего законодательства, допущенные им в своей деятельности,
   вступивший в законную силу в отношении его обвинительный  приговор
   суда  и  тот  факт,  что К.Э.  Горовой,  не являясь работником МУП
   "Агросервис",  в нарушение требований  порядка  введения  кассовых
   операций  в  РФ получил на указанном предприятии подотчетные суммы
   на командировочную поездку в США,  и полагает необходимым признать
   деятельность главы   администрации   Усть-Лабинского  района  К.Э.
   Горового  несоответствующей  Конституции   Российской   Федерации,
   федеральным   законам   и   законам  Краснодарского  края,  Уставу
   Краснодарского края и Уставу Усть-Лабинского  района  (ст.ст.  19,
   35), в силу которых глава района обязан обеспечивать на территории
   муниципального    образования     соблюдение     законов     актов
   государственной власти и управления, охрану прав и свобод граждан.
       Принимая  во  внимание  то,  что  выборы  главы  администрации
   Усть-Лабинского района могут быть проведены совместно с выборами в
   Государственную Думу  Российской  Федерации,  назначенными  на  19
   декабря 1999 года,  судебная коллегия на основании п.  5 ст. 210 и
   п.  3 ст.  211 ГПК РСФСР полагает необходимым обратить  решение  к
   немедленному  исполнению.  Руководствуясь  ст.ст.  191  -  197 ГПК
   РСФСР, судебная коллегия

                                решила:

       Признать действия Усть-Лабинского районного  совета  депутатов
   по оставлению   К.Э.  Горового  в  должности  главы  администрации
   Усть-Лабинского района  не  соответствующими  статье   21   Устава
   Усть-Лабинского района.
       Признать деятельность  главы   администрации   Усть-Лабинского
   района  К.Э.  Горового  не  соответствующей Конституции Российской
   Федерации,  федеральным законам  и  законам  Краснодарского  края,
   Уставу Краснодарского края, Уставу Усть-Лабинского района. Решение
   обратить к немедленному исполнению.
       Копию  решения     направить     Законодательному     собранию
   Краснодарского края для рассмотрения.
       Решение  может  быть  обжаловано  в  Верховный  Суд  РФ  через
   Краснодарский краевой суд в течение десяти дней.

                                                 Председательствующий
                                                        А.В. БЕСПАЛОВ

                                                  Народные заседатели
                                                        А.А.ПОЛУХИНА,
                                                        М.Ф. ПРУТКИНА


   ------------------------------------------------------------------


<<< Назад

 
Реклама

Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

Право Беларуси

Юмор

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz