ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 1999 г. N 191-П
О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ ПО ВНЕСЕНИЮ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЗАЩИТЕ РАСТЕНИЙ"
В соответствии с частями первой и второй статьи 104
Конституции Российской Федерации Законодательное Собрание
Краснодарского края постановляет:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект
федерального закона "О защите растений" (прилагается).
2. Направить настоящее постановление в законодательные
(представительные) органы государственной власти субъектов
Российской Федерации с просьбой поддержать законодательную
инициативу Законодательного Собрания Краснодарского края по
данному вопросу.
3. Просить членов Совета Федерации и депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Краснодарского
края поддержать законодательную инициативу Законодательного
Собрания Краснодарского края.
Председатель
Законодательного Собрания Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ
Краснодар
23 июня 1999 года
N 191-П
Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания Краснодарского края
от 23 июня 1999 г. N 191-П
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ЗАЩИТЕ РАСТЕНИЙ
Принят Государственной Думой
Одобрен Советом Федерации
Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические
и организационные основы защиты растений на территории Российской
Федерации и направлен на защиту земель, растительности, лесов и
сельскохозяйственной продукции от вредителей, болезней и сорных
растений.
Настоящий Федеральный закон направлен на предотвращение
отрицательного воздействия деятельности в области защиты растений
на здоровье людей, сельскохозяйственных животных и окружающую
природную среду.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные
понятия:
вредные организмы - организмы, отрицательно действующие на
почву, растительность, сельскохозяйственную продукцию и наносящие
экономический ущерб (вредители, возбудители болезней, сорная
растительность);
государственный фитосанитарный надзор - государственный
контроль и надзор за исполнением законодательства Российской
Федерации в области защиты растений;
защита растений - деятельность по обеспечению, выполнению и
обслуживанию комплекса защитных мероприятий, включающего
использование устойчивых сортов, агротехнического, биологического,
химического и других методов предупреждения развития и борьбы с
вредными организмами;
интегрированная система защиты растений - система комплексных
защитных мероприятий, предполагающая максимальное использование
устойчивых сортов, агротехнических и биологических приемов
подавления численности и активности вредных организмов с учетом
принципов экономической и экологической обоснованности,
оптимизирующая флору и фауну агробиоценозов;
виды обращения с пестицидами - разработка, производство
реализация, хранение, транспортировка, применение, обезвреживание,
утилизация, уничтожение, захоронение, реклама, ввоз, вывоз;
особо опасные вредные организмы - организмы, способные к
массовому распространению и увеличению численности и приводящие к
нанесению существенных экономически значимых потерь состоянию
земель, лесов, растительности, семенному и посадочному материалу,
а также хранящемуся урожаю;
страховой фонд пестицидов - запас пестицидов, формируемый для
предупреждения развития и распространения, локализации и
ликвидации особо опасных вредных организмов;
токсические остатки - остаточные микроколичества пестицидов и
(или) их метаболитов и микотоксинов, могущие оказать отрицательное
воздействие на здоровье людей, сельскохозяйственных животных и
окружающую среду;
фитосанитарный мониторинг - прогноз и установление наиболее
вероятного уровня распространения, численности, интенсивности
развития и вредоносности организмов;
фитосанитарная обстановка - состояние земель, лесов и
растительности, определяемое численностью вредителей растений,
распространением болезней растений и наличием сорных растений;
фитосанитарные правила - действующее законодательство,
нормативные правовые акты в области защиты растений;
фитосанитарные правонарушения - нарушение фитосанитарных
правил, совершенные умышленно или по неосторожности физическими
или юридическими лицами.
Статья 2. Защита растений в Российской Федерации
1. Защита растений - область деятельности по обеспечению,
выполнению и обслуживанию комплекса организационных,
агротехнических, биологических и химических мероприятий,
направленных на предупреждение развития и борьбу с вредными
организмами, наносящими ущерб землям, лесам, растительности,
семенному и посадочному материалу, а также продовольственному
урожаю на территории Российской Федерации.
2. Российская Федерация провозглашает защиту растений как
важнейшую неотъемлемую часть агропромышленного производства страны
с целью сохранения ее природных богатств.
3. Защита растений в Российской Федерации достигается:
- реализацией достижений научно - технического прогресса,
научно - обоснованных технологий и программ в области защиты
растений;
- соблюдением законодательства Российской Федерации и
законодательств субъектов Российской Федерации в области защиты
растений;
- проведением мероприятий по защите земель, растительности,
лесов и сельскохозяйственной продукции от вредных организмов на
территории Российской Федерации;
- обеспечением пестицидами и техническими средствами для их
применения;
- соблюдением правил безопасного обращения с пестицидами и
применения технических средств для их использования;
- осуществлением фитосанитарного мониторинга, в том числе при
хранении семенного, посадочного материала и сельскохозяйственной
продукции;
- осуществлением государственного фитосанитарного надзора и
сертификации в области защиты растений;
- лицензированием деятельности в области защиты растений;
- осуществлением единой государственной политики при
организации научных исследований в области защиты растений,
подготовке специалистов по защите растений.
Статья 3. Правовое регулирование в области защиты растений
1. Правовое регулирование в области защиты растений
осуществляется настоящим Федеральным законом, иными федеральными
законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а
также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации, а также законными предписаниями должностных
лиц.
2. Законодательство Российской Федерации в области защиты
растений регулирует отношения, возникающие при осуществлении
государственного управления, полномочия органов местного
самоуправления в области защиты растений.
Статья 4. Государственная поддержка в области защиты растений
Основными направлениями государственной поддержки в области
защиты растений являются:
- создание условий, обеспечивающих выполнение настоящего
Федерального закона, а также условий для инвестиционной
деятельности в области защиты растений;
- развитие производства пестицидов и технических средств для
их применения;
- размещение государственных заказов на производство
пестицидов и технических средств для их применения;
- создание Федерального страхового фонда пестицидов Российской
Федерации;
- создание условий для разработки научно - исследовательских
программ, проведения исследований и подготовки кадров в области
защиты растений;
- предоставление налоговых льгот и иных мер экономического
стимулирования.
Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ
Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской
Федерации в области защиты растений
К полномочиям органов государственной власти Российской
Федерации в области защиты растений относятся:
- проведение в Российской Федерации единой государственной
политики в области защиты растений;
- принятие федеральных законов и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации в области защиты растений;
- организация разработки и утверждения целевых программ по
предупреждению и ликвидации особо опасных вредных организмов,
проведению научных исследований в области защиты растений, а также
контроль за их реализацией;
- создание и обеспечение деятельности специально
уполномоченного государственного органа в области защиты растений;
- осуществление государственного фитосанитарного надзора;
- организация фитосанитарного мониторинга на территории
Российской Федерации;
- создание и обеспечение Федерального страхового фонда
пестицидов Российской Федерации;
- организация лицензирования, аттестации и государственной
аккредитации в области защиты растений;
- осуществление международного сотрудничества в области защиты
растений;
- организация научных исследований в области защиты растений и
подготовке специалистов по защите растений:
- осуществление иных полномочий, предусмотренных
законодательством Российской Федерации в области защиты растений.
Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов
Российской Федерации в области защиты растений
К полномочиям органов государственной власти субъектов
Российской Федерации в области защиты растений относятся:
- исполнение законодательства Российской Федерации в области
защиты растений;
- обеспечение соответствия законодательств субъектов
Российской Федерации в области защиты растений законодательству
Российской Федерации в области защиты растений и контроль за его
исполнением;
- рассмотрение иных вопросов в области защиты растений в
соответствии с установленной компетенцией.
Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в области
защиты растений
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными
государственными полномочиями в области защиты растений в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
Глава III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ
Статья 8. Государственное управление в области защиты растений
Государственное управление в области защиты растений
осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно
или через федеральный орган управления сельским хозяйством и
продовольствием.
Выполнение задач, связанных с реализацией настоящего
Федерального закона, решений Правительства Российской Федерации и
федерального органа управления сельским хозяйством и
продовольствием в области защиты растений возлагается на
специально уполномоченный государственный орган в области защиты
растений.
Федеральный орган управления сельским хозяйством и
продовольствием издает нормативные акты, необходимые для
выполнения возложенных на него задач в области защиты растений,
которые являются обязательными для всех физических и юридических
лиц, осуществляющих свою деятельность в области защиты растений.
Статья 9. Специально уполномоченный государственный орган в
области защиты растений
1. Специально уполномоченный государственный орган в области
защиты растений является единой функциональной системой, основными
направлениями работы которой является:
- осуществление государственной политики в области защиты
растений, государственного фитосанитарного надзора за соблюдением
фитосанитарных правил и проведением мероприятий в области защиты
растений; представление интересов Российской Федерации в области
защиты растений в международных и иностранных организациях;
- лицензирование деятельности в области защиты растений;
- защита земель сельскохозяйственного назначения от вредных
организмов и последствий применения пестицидов;
- проведение фитосанитарного мониторинга;
- организация проведения и обеспечение мероприятий по защите
растений, семенного и посадочного материала, в том числе
хранящейся сельскохозяйственной продукции;
- сертификация в области защиты растений;
- выполнение иных функций в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
2. Специально уполномоченный государственный орган в области
защиты растений подчинен федеральному органу управления сельским
хозяйством и продовольствием и включает в свою структуру:
- центральный орган управления специально уполномоченного
государственного органа в области защиты растений в составе
федерального органа управления сельским хозяйством и
продовольствием;
- территориальные органы специально уполномоченного
государственного органа в области защиты растений в субъектах
Российской Федерации - государственные центры (станции) защиты
растений;
- федеральные государственные учреждения, другие профильные
организации.
3. Специально уполномоченный государственный орган в области
защиты растений осуществляет свою деятельность в соответствии с
положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
4. Имущество органов и организаций специально уполномоченного
государственного органа в области защиты растений является
исключительно федеральной собственностью и приватизации не
подлежит.
5. Земли, на которых размещаются органы и организации
специально уполномоченного государственного органа в области
защиты растений, безвозмездно предоставляются им в постоянное
пользование органами государственной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления в пределах своих
полномочий.
6. Финансирование специально уполномоченного государственного
органа в области защиты растений осуществляется за счет средств
федерального бюджета, внебюджетных средств, формируемых в
установленном порядке из выручки от реализации товаров, работ,
услуг и других не запрещенных законом поступлений.
7. Главным государственным инспектором Российской Федерации по
защите растений по должности является руководитель центрального
органа управления специально уполномоченного государственного
органа в области защиты растений.
Заместителями Главного государственного инспектора Российской
Федерации по защите растений по должности являются руководители
подразделений центрального органа управления специально
уполномоченного государственного органа в области защиты растений.
Главным государственным инспектором субъекта Российской
Федерации по защите растений и его заместителем по должности
являются руководители территориальных органов специально
уполномоченного государственного органа в области защиты растений
- начальники государственных центров (станций) защиты растений
субъектов Российской Федерации и их заместители.
Государственными инспекторами по защите растений являются
специалисты центрального органа управления специально
уполномоченного государственного органа в области защиты растений
и руководители учреждений при нем, руководители городских,
районных (межрайонных) государственных центров (станций) защиты
растений.
Инспекторами по защите растений являются заместители
руководителей и специалисты учреждений при специально
уполномоченном государственном органе в области защиты растений,
специалисты в области защиты растений государственных центров
(станций) защиты растений.
Главные государственные инспекторы субъектов Российской
Федерации, их заместители, государственные инспекторы по защите
растений рассматривают в установленном порядке дела об
административных нарушениях в области защиты растений.
8. Должностные лица и специалисты специально уполномоченного
государственного органа в области защиты растений носят форменную
одежду и имеют удостоверения установленного образца.
Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИТОСАНИТАРНЫЙ НАДЗОР
Статья 10. Порядок осуществления государственного
фитосанитарного надзора
Осуществление государственного фитосанитарного надзора на
территории Российской Федерации возлагается на должностных лиц и
специалистов специально уполномоченного государственного органа в
области защиты растений. Порядок осуществления государственного
фитосанитарного надзора устанавливается федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 11. Предмет государственного фитосанитарного надзора
1. Государственный фитосанитарный надзор включает контроль за:
- соблюдением фитосанитарных правил;
- проведением всеми землевладельцами и землепользователями на
территории Российской Федерации систематических наблюдений за
посевами и насаждениями для выявления вредных организмов и
принятия мер, предупреждающих их распространение;
- проведением обязательных мероприятий по защите растений и
сельскохозяйственной продукции, их качеством и своевременностью;
- выполнением предписаний специально уполномоченного
государственного органа в области защиты растений;
- качеством и номенклатурой пестицидов, их транспортировкой,
вывозом (экспортом), хранением, применением и реализацией,
соблюдением всеми физическими и юридическими лицами техники
безопасности при работе с ними;
- наличием токсических остатков в сельскохозяйственной
продукции, почве, воде и других объектах окружающей среды;
- технологией проведения работ по борьбе с вредными
организмами;
- использованием зараженного вредными организмами посевного и
посадочного материала и складских помещений для их хранения;
- иными видами деятельности, отнесенными законодательством
Российской Федерации к области защиты растений.
2. Лица, осуществляющие государственный фитосанитарный надзор,
имеют право:
- беспрепятственно посещать сельскохозяйственные угодья,
приусадебные участки, индивидуальные и коллективные сады и
огороды, складские помещения и иные сельскохозяйственные объекты
физических и юридический лиц;
- требовать от физических и юридических лиц представления
необходимых сведений о фитосанитарном состоянии объектов, а также
о проведенных и предстоящих мероприятиях по борьбе с вредными
организмами;
- давать физическим и юридическим лицам обязательные для
исполнения предписания в области защиты растений;
- запрещать применение, транспортировку, хранение и реализацию
пестицидов при невыполнении рекомендаций по безопасному обращению
с пестицидами;
- приостанавливать в случае фитосанитарных правонарушений
работы в области защиты растений до устранения нарушений;
- отбирать образцы сельскохозяйственной продукции, пестицидов,
рабочих растворов пестицидов и пробы объектов окружающей природной
среды для лабораторных исследований;
- осуществлять иные права в соответствии с законодательством
Российской Федерации в области защиты растений.
Глава V. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ
Статья 12. Деятельность по защите растений
1. Основные методы защиты растений:
- организационные;
- агротехнические;
- биологические;
- химические.
2. Схема защиты растений включает:
1) фитосанитарный мониторинг, осуществляемый по следующим
основным направлениям:
а) систематическое наблюдение за появлением, развитием и
распространением вредных организмов;
б) прогнозирование неблагоприятной фитосанитарной обстановки,
своевременное оповещение о ней землепользователей и
землевладельцев;
в) определение площадей, подлежащих защите от вредных
организмов, и обоснованная оценка потребности в пестицидах;
г) выявление факторов, способствовавших массовому развитию и
распространению вредных организмов;
д) разработка краткосрочных прогнозов о периоде наибольшей
опасности вредных организмов;
2) проведение мероприятий по защите растений:
а) доведение до землепользователей и землевладельцев
фитосанитарной обстановки, сроков, способов проведения защитных
мероприятий, основанных преимущественно на интегрированной системе
защиты растений и обязательных для исполнения всеми физическими и
юридическими лицами;
б) проведение землепользователями и землевладельцами
предписанных мероприятий;
в) запрещение или ограничение обращения
фитосанитарнонепригодного семенного и посадочного материала,
выращивания видов культур, организмов, способствующих
возникновению неблагоприятной фитосанитарной обстановки;
г) запрещение, ограничение использования складов и других
помещений, представляющих фитосанитарную опасность, до проведения
в них обеззараживающих мероприятий;
3) обеспечение мероприятий по защите растений и по их
экологической безопасности:
а) проведение научно - исследовательских работ в области
защиты растений;
б) разработка экологически безопасных систем и отдельных
приемов защиты земель, лесов, растительности и хранящейся
сельскохозяйственной продукции от вредных организмов и их
зональная адаптация;
в) разработка требований к техническим средствам применения
пестицидов;
г) производственная оценка биологической и экономической
эффективности проводимых мероприятий и отдельных приемов по защите
растений;
д) оценка качества проведения мероприятий по защите растений,
а также качеств пестицидов и технических средств для их
применения;
е) производство пестицидов, технических средств для их
применения и обеспечение ими;
ж) организация исследований сельскохозяйственной продукции и
объектов окружающей природной среды на содержание токсических
остатков, вредных организмов;
з) выдача фитосанитарных паспортов и заключений;
и) проведение работ по стандартизации и сертификации в области
защиты растений, включая технические средства применения
пестицидов;
к) создание страховых фондов пестицидов;
л) пропаганда в области защиты растений и доведение
оперативной информации до физических и юридических лиц;
м) выполнение работ, оказание услуг, реализация пестицидов и
технических средств для проведения агротехнических, химических и
биологических мероприятий в области защиты растений;
н) выполнение требований по технике безопасности в области
защиты растений;
о) подготовка кадров в области защиты растений, научное
обеспечение в области защиты растений.
Статья 13. Система организаций защиты растений
1. Для обеспечения деятельности в области защиты растений
создается система государственных и негосударственных организаций
(предприятий), и государственных учреждений (фондов) защиты
растений.
2. Организацией защиты растений является организация,
выполняющая одну или несколько задач в области защиты растений.
Учреждение защиты растений является специализированной
организацией в области защиты растений.
3. Организация защиты растений является юридическим лицом и
имеет статус сельскохозяйственного товаропроизводителя.
4. Действие законодательства Российской Федерации в области
защиты растений распространяется на все организации защиты
растений на территории Российской Федерации независимо от их
организационно - правовых форм и подчиненности.
5. Деятельность государственных и муниципальных организаций
защиты растений регулируется типовыми положениями об организациях
соответствующих типов и видов, утверждаемыми федеральными органами
государственной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами и
положениями этих организаций защиты растений.
6. Специализированным организациям защиты растений не может
быть отказано в государственной регистрации по мотивам
нецелесообразности их создания.
7. Реорганизация и ликвидация организации защиты растений
может осуществляться по решению ее учредителя (учредителей), а
ликвидация - также по решению суда.
8. Государственный фитосанитарный надзор, лицензирование
деятельности и иные государственные функции в области защиты
растений возлагаются исключительно на специально уполномоченный
государственный орган в области защиты растений и организации,
входящие в его структуру.
Статья 14. Учредитель (учредители) организаций (предприятий,
учреждений, фондов) защиты растений
1. Учредителем (учредителями) учреждений и фондов защиты
растений могут быть федеральные органы государственной власти в
пределах их компетенции, специально уполномоченный государственный
орган в области защиты растений.
2. Учредителем (учредителями) организаций (предприятий) защиты
растений могут быть:
1) органы государственной власти Российской Федерации, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления;
2) российские организации всех форм собственности (в том числе
с иностранным участием), их объединения (ассоциации и союзы);
3) общественные и частные фонды Российской Федерации;
4) граждане Российской Федерации.
3. Допускается совместное учредительство организации защиты
растений.
4. В случае реорганизации учредителя (учредителей) его права
переходят к соответствующим правопреемникам.
Статья 15. Отношения собственности в организациях защиты
растений
1. За организацией защиты растений в целях обеспечения
деятельности и в соответствии с ее уставом (положением) учредитель
(учредители) закрепляет объекты права собственности.
2. Объекты права собственности закрепляются за организациями
защиты растений в соответствии с действующим гражданским
законодательством Российской Федерации. Земельные участки
закрепляются за государственными учреждениями защиты растений в
бессрочное бесплатное пользование.
3. Организации защиты растений несут ответственность перед
учредителем (учредителями) за сохранность и эффективное
использование закрепленных за ними объектов собственности.
4. Государственная и (или) муниципальная собственность,
закрепленная за организациями защиты растений, может отчуждаться
учредителем (учредителями) или отчуждаться по другим основаниям,
предусмотренным действующим законодательством Российской
Федерации.
5. Негосударственные организации защиты растений пользуются
преимущественным правом на приобретение ранее закрепленной за ними
или арендуемой ими отчуждаемой государственной и (или)
муниципальной собственности.
6. Организациям защиты растений принадлежит право
собственности на денежные средства, имущество и иные объекты
собственности, переданные им физическими и (или) юридическими
лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию (кроме
учреждений, осуществляющих надзорные и разрешительные функции), на
продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся
результатом их деятельности, а также на доходы от собственной
деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности.
7. Негосударственные организации защиты растений могут быть
признаны банкротами на общих основаниях, установленных законом.
8. При ликвидации организаций защиты растений денежные
средства и иные объекты собственности, принадлежащие им, за
вычетом платежей по покрытию обязательств организации, как
правило, направляются на цели развития и совершенствования системы
защиты растений по решению учредителя (учредителей).
9. Организации защиты растений вправе выступать в качестве
арендатора и арендодателя имущества. Средства, полученные
организациями защиты растений в качестве арендной платы,
используются на развитие данных организаций и обеспечение
деятельности по защите растений.
10. С государственного учреждения защиты растений арендная
плата за пользование закрепленными за ним государственными и
муниципальными объектами собственности не взимается.
11. Государственные учреждения защиты растений в части
непредпринимательской деятельности, предусмотренной их уставами,
освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за
землю.
Статья 16. Права организаций защиты растений на пользование
финансовыми и материальными средствами
1. Организации защиты растений самостоятельно осуществляют
финансово - хозяйственную деятельность, определяют направления и
порядок использования своих внебюджетных средств, в том числе их
долю, направляемую на оплату труда и материальное стимулирование
работников. Они имеют самостоятельный баланс и расчетный счет, в
том числе валютный, в банковских и иных кредитных организациях
Российской Федерации.
2. Организации защиты растений, если это разрешено
учредительными и лицензионными документами, имеют право
самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность.
3. Не использованные в текущем году (квартале, месяце)
финансовые средства учредителя (учредителей) используются
организациями защиты растений в следующем финансовом году и не
засчитываются в объем финансирования следующего года.
4. Государственное учреждение защиты растений вправе с
согласия учредителя (учредителей) использовать закрепленные за ним
финансовые средства и иные объекты собственности в осуществляемой
им деятельности, связанной с получением выручки.
5. Государственное учреждение защиты растений в пределах
имеющихся у него средств на оплату труда работников данного
учреждения самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда,
а также размеры доплат, надбавок, премий и других мер
материального стимулирования.
Статья 17. Платные дополнительные услуги государственных
учреждений (фондов) защиты растений
1. Государственное учреждение (фонд) защиты растений вправе
реализовывать населению и организациям товары, выполнять платные
дополнительные работы и оказывать услуги в пределах своей уставной
деятельности.
Данная деятельность не относится к предпринимательской, если
выручка от указанной деятельности государственного учреждения
(фонда) защиты растений ими реинвестируется в специально
уполномоченный государственный орган в области защиты растений,
специализированный фонд защиты растений или в данное учреждение
(фонд).
2. Платные услуги не могут быть оказаны вместо деятельности,
финансируемой за счет бюджетных средств.
Статья 18. Требования к специалистам и техническому персоналу
в области защиты растений
1. К работе в качестве специалистов в области защиты растений
допускаются люди, имеющие диплом (аттестат) по этой специальности
или прошедшие соответствующую переподготовку.
2. К профессиональной работе с пестицидами и техническими
средствами для их применения допускается персонал, прошедший
обучение при специально уполномоченном государственном органе в
области защиты растений и не имеющих медицинских противопоказаний.
Землепользователи и землевладельцы используют пестициды в
личных подсобных хозяйствах в соответствии с действующим
законодательством.
Статья 19. Лицензирование деятельности в области защиты
растений
Лицензирование деятельности в области защиты растений
осуществляется специально уполномоченным государством органом в
области защиты растений.
Глава VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ
Статья 20. Источники финансирования деятельности в области
защиты растений
1. Все мероприятия по борьбе с вредными организмами (кроме
вошедших в перечень, утвержденный Правительством Российской
Федерации), локализации и ликвидации их очагов, организации
хранения и транспортировки пестицидов осуществляются за счет
землепользователей, землевладельцев и собственников объектов.
2. Финансирование деятельности специально уполномоченного
государственного органа в области защиты растений, а также
мероприятий по предупреждению развития и распространения особо
опасных вредных организмов по перечню, утвержденному
Правительством Российской Федерации, осуществляется из средств
федерального бюджета.
3. Устранение последствий фитосанитарных правонарушений
производится за счет виновных физических и юридический лиц.
4. Выплата денежных компенсаций пострадавшим в результате
фитосанитарных правонарушений производится за счет виновных
физических и юридических лиц.
5. Выполнение научно - исследовательских работ и подготовка
специалистов в области защиты растений финансируются в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
6. Другими дополнительными источниками финансирования в
области защиты растений могут являться:
- средства бюджетов субъектов Российской Федерации;
- средства местных бюджетов; - средства специализированных
фондов;
- части сумм административных штрафов и платы за
лицензирование деятельности в области защиты растений в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- средства, полученные от проведения фитосанитарной
экспертизы, обязательного государственного контроля, арбитражных
анализов, от выполнения прочих исследований (испытаний), работ и
услуг, оказываемых всем категориям землепользователей, физическим
и юридическим лицам;
- часть ассигнований, выделяемых федеральному органу
управления сельским хозяйством и продовольствием и соответствующим
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на
мероприятия по гражданской обороне и развитие научно -
технического прогресса;
- кредиты кредитных организаций;
- иные не запрещенные законом источники.
7. За счет внебюджетных поступлений могут образовываться
специальные централизованные фонды, предназначенные для
финансирования затрат на развитие специально уполномоченного
государственного органа в области защиты растений и его структуры,
выполнение научно - исследовательских и опытно - конструкторских
работ в области защиты растений, повышение эффективности и
экологической безопасности мероприятий по защите земель, лесов,
растительности и хранящейся сельскохозяйственной продукции от
вредных организмов.
8. Привлечение учреждением защиты растений дополнительных
средств не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных
размеров его финансирования за счет средств учредителя.
Глава VII. НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ
Статья 21. Научное обеспечение исследований в области защиты
растений
Научное обеспечение, координацию фундаментальных и
приоритетных прикладных исследований в области защиты растений и
их материально - технического обеспечения, а также подготовку
научных кадров высшей квалификации, научное сотрудничество с
зарубежными странами осуществляет Российская академия
сельскохозяйственных наук. Прикладные исследования обеспечивают
Российская академия сельскохозяйственных наук совместно со
специально уполномоченным государственным органом в области защиты
растений.
Основными направлениями фундаментальных и приоритетных
прикладных исследований является разработка теории интегрированной
защиты растений, фитосанитарного мониторинга, новейших методов
биотехнологии и генной инженерии в области защиты растений,
теоретических основ создания химических, биологических и
технических средств защиты растений, технологий их применения и
региональной адаптации, вопросов экономики и экологии защиты
растений.
Глава VIII. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ
Статья 22. Экологические требования в области защиты растений
Деятельность в области защиты растений должна осуществляться
при условии соблюдения экологических требований, установленных
законодательством Российской Федерации.
Статья 23. Обязанности физических и юридических лиц в области
защиты растений
Физические и юридические лица обязаны:
- систематически проводить комплекс предписанных специально
уполномоченным государственным органом в области защиты растений и
его структурными подразделениями мероприятий по борьбе с вредными
организмами в целях предупреждения их массового развития и
распространения на смежные территории и предотвращения ущерба
урожаю;
- не выращивать виды растений, запрещенные специально
уполномоченным государственным органом в области защиты растений,
не использовать фитосанитарнонепригодный семенной и посадочный
материал, выполнять другие указания специально уполномоченного
государственного органа в области защиты растений;
- строго соблюдать фитосанитарные правила и регламенты
применения пестицидов, не допуская случаев загрязнения окружающей
среды и сельскохозяйственной продукции;
- по указанию специально уполномоченного государственного
органа в области защиты растений осуществлять рекомендованными
методами и способами обеззараживание объектов, содержащих вредные
организмы, и ликвидацию очагов их распространения;
- представлять должностным лицам и специалистам специально
уполномоченного государственного органа в области защиты растений
информацию о фитосанитарном состоянии земель, лесов,
растительности и хранящейся сельскохозяйственной продукции, о
проведении мероприятий по защите растений, образцы продукции, а
также возможность беспрепятственно посещать обследуемые объекты;
- своевременно информировать специально уполномоченный
государственный орган в области защиты растений о ситуациях,
которые могут иметь опасные фитосанитарные последствия;
- иметь выдаваемое специально уполномоченным государственным
органом в области защиты растений свидетельство о прохождении
техническими средствами, используемыми для применения пестицидов,
ежегодного технического осмотра;
- в обязательном порядке пройти государственный контроль
ввезенной и (или) реализуемой товарной партии пестицидов,
семенного и посадочного материала;
- иметь фитосанитарный паспорт полей.
Статья 24. Контроль за содержанием токсических остатков в
сельскохозяйственной продукции
1. Сельскохозяйственная продукция подлежит реализации только
при наличии сертификата, удостоверяющего содержание токсических
остатков в пределах максимально допустимого уровня, установленного
в соответствии с требованиями специально уполномоченного
федерального органа исполнительной власти в области
государственного санитарно - эпидемиологического надзора.
Сертификаты выдаются в порядке, установленном действующим
законодательством Российской Федерации.
2. Сельскохозяйственная продукция, содержащая токсические
остатки выше максимально допустимого уровня, реализации не
подлежит. Решение о возможности ее использования принимается
территориальным органом специально уполномоченного федерального
органа исполнительной власти в области государственного санитарно
- эпидемиологического надзора и (или) государственной ветеринарной
службой Российской Федерации.
Сельскохозяйственная продукция, не подлежащая использованию,
уничтожается.
Статья 25. Решение споров в области защиты растений
Споры, возникающие в области защиты растений, разрешаются в
порядке, установленном действующим законодательством Российской
Федерации.
Глава IX. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ
Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации в области защиты растений
Физические и юридические лица, виновные в нарушении
законодательства Российской Федерации в области защиты растений,
несут ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Глава X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Статья 28. Приведение нормативных правовых актов в
соответствии с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить
Правительству Российской Федерации привести свои нормативные
правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Б.Н.ЕЛЬЦИН
Приложение
к проекту федерального закона
"О защите растений"
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЗАЩИТЕ РАСТЕНИЙ"
Реализация проекта федерального закона "О защите растений" не
потребует дополнительных финансовых затрат из средств федерального
бюджета.
Председатель
Законодательного Собрания Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ
23 июня 1999 года
Приложение
к проекту федерального закона
"О защите растений"
ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ,
ПОДЛЕЖАЩИХ ОТМЕНЕ, ИЗМЕНЕНИЮ И ДОПОЛНЕНИЮ
В СЛУЧАЕ ПРИНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЗАЩИТЕ РАСТЕНИЙ"
В случае принятия Федерального закона "О защите растений" до
вступления его в силу необходимо внести изменения и дополнения в:
1) Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов
деятельности" (перечень) от 25.09.98 N 158-ФЗ;
2) постановление Совета Министров СССР от 10.02.69 N 113 "Об
улучшении организации защиты сельскохозяйственных растений от
вредителей и болезней".
Председатель
Законодательного Собрания Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ
23 июня 1999 года
Приложение
к проекту федерального закона
"О защите растений"
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
О РАЗРАБОТКЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,
ПРИНЯТИЕ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЗАЩИТЕ РАСТЕНИЙ"
В случае принятия Федерального закона "О защите растений"
должны быть разработаны и введены в действие:
1) постановление Правительства Российской Федерации "О порядке
лицензирования в области защиты растений";
2) постановление Правительства Российской Федерации "О
государственной службе защиты растений в Российской Федерации";
3) постановление Правительства Российской Федерации "Порядок
обеспечения проведения государственной политики в области защиты
растений на территории Российской Федерации".
Председатель
Законодательного Собрания Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ
23 июня 1999 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЗАЩИТЕ РАСТЕНИЙ"
1. Обоснование необходимости принятия федерального закона "О
защите растений".
Потери урожая от вредителей, болезней и сорняков значительны
во всем мире (см. таблицу).
(в %)
Культура Вредители Болезни Сорняки В сумме
Пшеница 5 9,1 9,8 23,9
Кукуруза 12,4 9,4 13 34,8
Просо, сорго 9,6 10,6 17,8 38
Рис 26,7 8,9 10,8 46,4
Хлопчатник 11 9,1 4,5 24,6
Соя 4,5 11,1 13,5 29,1
Картофель 17,1 21,8 4 32,3
Томаты 7,5 11,6 5,4 24,5
Существенно снизить потери урожая от вредителей, болезней и
сорняков позволяет защита растений - область деятельности по
обеспечению, выполнению и обслуживанию комплекса защитных
мероприятий, включающего использование устойчивых сортов,
агротехнического, биологического, химического и других методов
предупреждения развития и борьбы с вредными организмами.
Однако отсутствие в Российской Федерации современной
законодательной базы в области защиты растений не позволяет
эффективно выполнять комплекс защитных мероприятий, что наносит
экономический ущерб и в отдельных случаях приводит к негативному
воздействию на окружающую среду.
Для обеспечения эффективности сельскохозяйственного
производства, защиты окружающей среды во всех развитых странах
мира существуют законы, регламентирующие правовые отношения при
осуществлении мероприятий по защите растений.
Большое внимание этой проблеме уделяется международными
организациями. Создана Международная Конвенция по защите растений.
В связи с радикальными социально - экономическими и
политическими изменениями, а также принятием ряда федеральных
законов необходимость принятия федерального закона "О защите
растений" стала еще более актуальной.
Необходимо законодательно определить правовые, экономические и
организационные основы защиты растений на территории Российской
Федерации для предупреждения появления вредных организмов и борьбы
с ними, наносящими ущерб землям, растительности, лесам, и
обеспечения получения высоко качественных урожаев
сельскохозяйственных культур, обеспечения его сохранности.
Принятие федерального закона "О защите растений" будет
способствовать обеспечению продовольственной и экологической
безопасности Российской Федерации, благодаря законодательному
регулированию работы Федеральной системы защиты растений.
Государственная служба защиты растений Министерства сельского
хозяйства и продовольствия Российской Федерации в настоящее время
работает на основании устаревших документов: постановления Совета
Министров СССР от 10 февраля 1969 года N 113 и постановления
Совета Министров РСФСР от 9 июля 1970 года N 416.
В последние годы в Российской Федерации наблюдается резкое
ухудшение фитосанитарной обстановки. Эти негативные тенденции
обусловлены в определенной степени и недостаточным правовым
регулированием в области защиты растений.
2. Общая характеристика и основные положения законопроекта.
Законопроект направлен на решение двух задач:
введение законодательных норм в области защиты растений,
соответствующих Конституции Российской Федерации и Гражданскому
кодексу Российской Федерации;
введение законодательных норм, необходимость разработки
которых предусмотрена действующим законодательством Российской
Федерации и подтверждена практикой работы в области защиты
растений, сегодняшними потребностями сельхозтоваропроизводителя.
Законопроект предусматривает проведение единой государственной
политики в области защиты растений на территории Российской
Федерации: определяет полномочия органов государственной власти
Российской Федерации, органов государственной власти субъектов
Федерации и органов местного самоуправления в области защиты
растений, организацию защиты растений в Российской Федерации и
порядок ее финансирования, определяет обязанности
землепользователей, землевладельцев, граждан и должностных лиц,
осуществляющих деятельность в области защиты растений, порядок
осуществления государственного фитосанитарного надзора и
лицензирования деятельности в области защиты растений, а также
терминологию в области защиты растений в Российской Федерации.
В целях усиления и ужесточения системы государственного
фитосанитарного контроля и надзора и надлежащего выполнения
мероприятий по защите растений в законопроект введены понятия о
специально уполномоченном государственном органе в области защиты
растений.
Принятие проекта федерального закона "О защите растений"
потребует внесения изменений и дополнений в федеральные законы и
иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также
разработки и принятия новых нормативных правовых актов, перечень
которых прилагается.
Председатель
Законодательного Собрания Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ
|