ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 1999 г. N 382
ОБ ИСПОЛНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО СОЗДАНИЕ,
ФОРМИРОВАНИЕ И ЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФОНДОВ
В 1997 - 98 годах прокуратурой края с привлечением
специалистов контрольно-ревизионного управления Министерства
финансов Российской Федерации по Краснодарскому краю и
контрольно-счетной палаты Краснодарского края проведена проверка
исполнения законодательства, регулирующего создание, формирование
и целевое использование средств экологических фондов.
В результате выявлено, что краевой и территориальные комитеты
по охране окружающей среды и природных ресурсов превратили
государственные внебюджетные экологические фонды в дополнительный
источник своего финансирования. За счет средств этих фондов
проводятся ремонты, собственное строительство, приобретаются
автомобили, персональные компьютеры, телевизоры, мебель,
оплачиваются хозрасходы и загранкомандировки.
Сметы доходов и расходов экологических фондов без согласования
с администрацией края утверждены Законодательным Собранием края.
Многие статьи смет не подтверждены экономическими расчетами и
обоснованиями затрат, что сделало планируемые расходы
приблизительными и создало предпосылки для неэффективного
использования средств.
Кроме того, отдельные отчетные данные Государственного
комитета по охране окружающей среды Краснодарского края (далее -
комитет) искажают действительное положение дел в расходовании
средств экофондов.
Так, по отчетам комитета, на финансирование природоохранных
мероприятий в 1997 году направлено из экофонда 31538,3 тыс. руб.
По данным проверки эта сумма составила 16481 тыс. руб., или почти
в 2 раза меньше, чем по отчету. Остальные средства - более 14,8
млн. руб., или 44% - использованы не на природоохранные
мероприятия, а на затраты, связанные с деятельностью комитета.
Также, по отчетным данным, на один из основных видов деятельности
комитета - экологический мониторинг - израсходовано 9744 тыс. руб.
Фактически на мероприятия по экологическому мониторингу
использовано 5846 тыс. руб. (60%), остальные средства направлены в
фонд социального развития и материального поощрения работников
комитета, на содержание производственных помещений и т.д.
Отсутствие должного контроля со стороны комитета за
использованием средств экологического фонда привело к их
нецелевому использованию на местах.
Так, учхозу "Кубань" - базовому хозяйству комитета - на
научно-исследовательские работы по сохранению плодородия почв было
выделено 470 тыс. руб. без конкретного научного задания. Средства
использовались на финансирование производственной деятельности
хозяйства в целом.
В нарушение Закона РСФСР "Об охране окружающей природной
среды" средства фонда направлялись на содержание сверхлимитного
транспорта, на проведение семинаров, совещаний, встреч, покупку
напитков, продуктов, на образование фонда социального развития
комитета, который частично формировался за счет платежей в
экофонд.
Выявленные в ходе проверок финансовой деятельности комитета
нарушения нашли свое отражение в постановлении главы администрации
края от 31.12.98 N 756 "Об акте проверки контрольно-счетной
палатой края целевого и эффективного расходования средств
территориального экологического фонда в 1997 году", которое
показывает основные моменты нецелевого расходования средств и
предусматривает устранение отмеченных недостатков комитетом.
Информация председателя комитета Половинко П.А. от 19.02.99 N
01-20/106 в администрацию края по выполнению постановления не
раскрывает полностью картины по исправлению вскрытых нарушений.
Так, в данной информации указано, что все затраты, отмеченные в
акте ревизоров как нецелевые, произведены за счет Федерального
экологического фонда. Документов, подтверждающих это, нет.
Неэффективному расходованию средств, предназначенных на
природоохранные мероприятия, в значительной степени способствовало
отсутствие необходимого контроля со стороны структур
исполнительной власти за их использованием.
Указанные экономически необоснованные расходы имели место в то
время, когда, по экспертной оценке Государственного комитета
Российской Федерации по охране окружающей среды, территория
Краснодарского края характеризуется сложной экологической
обстановкой. В городах и районах края в аварийном состоянии
находятся очистные сооружения, отсутствует необходимое количество
свалок для твердых бытовых отходов, происходит заиливание рек и
подтопление почв.
В связи с этим прокуратурой Краснодарского края по результатам
проверки подготовлено представление об устранении нарушений
природоохранного законодательства и привлечении к дисциплинарной
ответственности председателя комитета Половинко П.А. Данное
представление 26.02.99 направлено в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации для внесения его в Государственный комитет
Российской Федерации по охране окружающей среды.
Кроме того, по протесту прокурора края 15.01.99 решением
судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого
суда признано недействительным решение Малого Совета
Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 12.04.93 N
128 "Об утверждении Положения об экологических фондах
Краснодарского края", как противоречащее федеральному
законодательству.
В связи с вышеизложенным ПОСТАНОВЛЯЮ:
1.Государственному комитету по охране окружающей среды
Краснодарского края (Половинко):
1.1.Устранить недостатки, отраженные в актах
контрольно-ревизионного управления Министерства финансов
Российской Федерации и контрольно-счетной палаты края по проверке
целевого и эффективного расходования средств экологического фонда.
Обеспечить незамедлительное выполнение постановления главы
администрации края от 31.12.98 N 756. Принять меры по
предотвращению подобных нарушений при использовании внебюджетного
экологического фонда в 1999 году.
1.2.Подготовить в месячный срок совместно с департаментом по
финансам, бюджету и контролю администрации края (Ярошенко) проект
закона Краснодарского края "Об экологических фондах Краснодарского
края" для внесения его в установленном порядке на рассмотрение
Законодательного Собрания края.
1.3.Положение о фонде социального развития Краснодарского
краевого комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов
привести в соответствие с действующим законодательством.
2.Контроль за выполнением постановления возложить на первого
заместителя председателя правительства края Хворостину Н.И. и
начальника контрольно-аналитического управления администрации края
Небосова Ю.Л.
3.Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Глава администрации
Н.И.КОНДРАТЕНКО
|