ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 19 марта 1999 года
НОВОЕ В НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ
С вступлением в законную силу первой части Налогового кодекса
произошли некоторые изменения в налоговом учете. На наши вопросы
по этому поводу отвечает начальник отдела учета налогоплательщиков
Государственной налоговой инспекции по Краснодарскому краю,
советник налоговой службы I ранга С.Б. МИШНЕВА.
- Светлана Борисовна, что нового в учете налогоплательщиков
предполагается в 1999 году в связи с введением в действие
Налогового кодекса РФ?
- В части первой Налогового кодекса РФ более четко
сформулированы обязанности налогоплательщиков-организаций и
индивидуальных предпринимателей - по представлению сведений,
связанных с их учетом в Едином государственном реестре
налогоплательщиков. Это обязанность по сообщению в налоговый орган
по месту учета:
- об открытии или закрытии счетов - в пятидневный срок;
- обо всех случаях участия в российских и иностранных
организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала
такого участия;
- обо всех обособленных подразделениях, созданных на
территории РФ - в срок не позднее одного месяца со дня их
создания, реорганизации или ликвидации;
- о прекращении своей деятельности, объявлении
несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации - в
срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
- об изменении своего места нахождения - в срок не позднее 10
дней со дня принятия такого решения;
- об изменениях в уставных и других учредительных документах -
в 10-дневный срок с момента регистрации изменений в учредительных
документах.
- Какие особенности постановки на налоговый учет организаций,
имеющих свои подразделения?
- С введением в действие с 1 января 1999 года части первой
Налогового кодекса следует иметь в виду следующее.
Организация, в состав которой входят филиалы и (или)
представительства, расположенные на территории РФ, а также в
собственности которой находится недвижимое имущество, обязана
встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как
по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого
своего филиала и (или) представительства и месту нахождения
принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
- Как изменения в учете филиалов, представительств других
обособленных подразделений юридических лиц отразятся на порядке
уплаты ими налогов?
- В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О введении в
действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
филиалы и представительства российских юридических лиц, являвшиеся
до 1 января 1999 года налогоплательщиками по отдельным налогам и
сборам, самостоятельно представляют необходимую отчетность в
налоговые органы и уплачивают налоги, сборы, пени и штрафы,
подлежащие уплате на 1 января 1999 года.
Если по состоянию на 1 января 1999 года у филиалов и
представительств российских юридических лиц имеются неисполненные
обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то эти
обязанности с 1 января 1999 года переходят к юридическим лицам,
создавшим эти филиалы и представительства.
- Изменился ли срок, в течение которого налогоплательщики
должны явиться в налоговый орган для постановки на налоговый учет?
- Налоговым кодексом более четко определены теперь сроки
постановки на налоговый учет и орган, в который налогоплательщику
следует обращаться. Кроме того, в связи с обязанностью постановки
на учет недвижимого имущества и транспортных средств определены и
эти сроки. Напомним их:
Заявление о постановке на учет организации или индивидуального
предпринимателя подается в налоговый орган по месту нахождения или
месту жительства в течение 10 дней после их государственной
регистрации, а при осуществлении деятельности в Российской
Федерации через филиал или представительство - в течение 10 дней
после создания филиала или представительства.
Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения
подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных
средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого
имущества в течение 30 дней со дня его регистрации.
Заявление о постановке на учет частных нотариусов, частных
детективов, частных охранников подается в налоговый орган по месту
их жительства в течение 10 дней после выдачи им лицензии,
свидетельства или иного документа, на основании которого
осуществляется их деятельность.
Физические лица, не относящиеся к индивидуальным
предпринимателям, изъявившие желание встать на налоговый учет,
получить идентификационный номер налогоплательщика, могут
обратиться в налоговый орган по месту жительства и пройти
процедуру постановки на учет. Одновременно налоговые органы,
начиная с 1999 года, на основе имеющейся информации,
предоставляемой им органами, осуществляющими регистрацию
недвижимого имущества и сделок с ним, самостоятельно (до подачи
заявления налогоплательщиком) принимают меры к постановке на учет
физических лиц, информация о которых получена, и незамедлительно
уведомляют их об этом.
- Как определить, в какой налоговый орган следует обращаться в
связи с постановкой на учет недвижимого имущества, транспорта?
- В статье 83 части первой Налогового кодекса РФ определено,
что место нахождения имущества признается:
1) для недвижимого имущества - место фактического нахождения
имущества;
2) для морских, речных и воздушных транспортных средств -
место нахождения (жительства) собственника имущества;
3) для иных транспортных средств - место (порт) приписки или
место государственной регистрации, а при отсутствии таковых -
место нахождения (жительства) собственника имущества.
В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с
определением места постановки на учет решение на основе
представленных им данных принимается налоговым органом.
- Как долго налоговый орган осуществляет процедуру постановки
налогоплательщика на учет?
- Налоговый орган обязан осуществить постановку
налогоплательщика на учет в течение пяти дней со дня подачи им
всех необходимых документов и в этот же срок выдать свидетельство
о постановке на налоговый учет установленной формы. Постановка на
учет, переучет, снятие с учета осуществляются бесплатно.
- Действительны ли в настоящее время ранее выданные налоговым
органом документы, подтверждающие постановку на налоговый учет, и
присвоенный идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)?
- В течение 1999 года налоговыми органами должна быть
произведена замена ранее выданных налогоплательщикам-организациям
и налогоплательщикам - физическим лицам информационных писем о
постановке на учет на свидетельство о постановке на учет в
налоговом органе. При этом по мере проведения работы по замене
информационных писем о постановке на учет на свидетельства ИНН,
присвоенные ранее юридическим лицам, образованным в соответствии с
законодательством РФ, при постановке на учет в налоговом органе до
1 января 1999 года, сохраняются. Кроме того, им также
присваиваются коды причины постановки на учет.
ИНН, присвоенные до 1 января 1999 года филиалам,
представительствам и иным обособленным подразделениям юридического
лица, являвшимся самостоятельным плательщиком хотя бы одного вида
налога или иного обязательного платежа в федеральный бюджет,
бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, признаются
недействительными и повторно не присваиваются.
Ранее выданные информационные письма о постановке на налоговый
учет налогоплательщиков - организаций и физических лиц,
занимающихся в установленном законодательством порядке
предпринимательской деятельностью или частной практикой,
недействительны с 31 декабря 1999 года.
- Существует ли теперь у налогоплательщика ответственность за
неисполнение требований Налогового кодекса РФ в части постановки
на учет?
- Налоговым кодексом определена достаточно серьезная
ответственность за налоговые правонарушения, связанные с учетом
налогоплательщика. Так, нарушение срока подачи заявления о
постановке на учет в налоговый орган влечет взыскание штрафа в
размере пяти тысяч рублей.
За уклонение от постановки на учет, выразившееся в
осуществлении организацией или индивидуальным предпринимателем
деятельности без постановки на учет в налоговом органе в течение
более 90 дней со дня истечения срока подачи заявления о постановке
на учет в налоговом органе, взыскивается штраф в размере десяти
процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в
результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.
Наряду с этим Налоговым кодексом предусмотрена и
ответственность за нарушение налогоплательщиком установленного
срока представления документов и иных сведений, за отказ
должностному лицу налогового органа представить документы и (или)
иные сведения, необходимые для проведения проверки, а также
уклонение от их представления. Данные налоговые правонарушения
влекут за собой штраф в размере пятидесяти рублей за каждый
непредставленный документ.
- Возможно ли в связи с какими-либо обстоятельствами
увеличивать или уменьшать размер штрафа, применяемого к
налогоплательщику?
- Следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 114
Налогового кодекса при совершении одним лицом двух и более
налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое
правонарушение в отдельности без погашения менее строгой санкции
более строгой.
При совершении налогового правонарушения лицом, ранее
привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение,
размер штрафа увеличивается на 100 процентов.
Однако при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства
размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по
сравнению с размером, установленным соответствующей статьей
Налогового кодекса за совершение налогового правонарушения.
- Какие жизненные ситуации могут смягчить ответственность
налогоплательщика за совершение налогового правонарушения?
- Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение
налогового правонарушения, признаются:
- совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных
и семейных обстоятельств;
- совершение правонарушения под влиянием угрозы или
принуждения либо в силу материальной, служебной или иной
зависимости;
- иные обстоятельства, которые налоговым органом или судом
могут быть признаны смягчающими ответственность.
- Изменилась ли ответственность налогоплательщика за сокрытие
счета без сообщения налоговому органу?
- Да, с 1 января 1999 года за нарушение налогоплательщиком
срока представления в налоговый орган информации об открытии и
закрытии им счета в каком-либо банке, если это не повлекло за
собой неуплату налогов, налагается штраф в размере пяти тысяч
рублей. В случае, если данное нарушение повлекло за собой неуплату
налогов, взыскивается штраф в размере десяти процентов от общей
суммы денежных средств, поступивших на счет за период задержки
представления или непредставления сведений об открытии этого
счета.
- Что вы хотели посоветовать или пожелать читателям, которые
наверняка являются налогоплательщиками?
- Для руководителей организаций и предпринимателей неплохо
более подробно ознакомиться с содержанием части первой Налогового
кодекса РФ. Кроме того, в "Российской газете" за 14 января 1999
года опубликован полный текст приказа Госналогслужбы РФ от
27.11.98 г., которым утвержден порядок и условия присвоения,
применения, а также изменения идентификационного номера
налогоплательщика и форм документов, используемых в учете
юридических и физических лиц. Данный документ также будет весьма
полезен.
Для налогоплательщиков, уже состоящих на учете, будет нелишним
и визит к налоговому инспектору для уточнения сведений в ранее
представленных учредительных документах, связанных с их
постановкой на учет, открытием (закрытием) счетов.
Принятые вами заблаговременно меры, знание и выполнение
требований Налогового кодекса избавят вас от необходимости оплаты
столь значительных сумм штрафов и хождения по судебным инстанциям.
Пресс-служба ГНИ по
Краснодарскому краю
|