ПЕРВОМАЙСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА КРАСНОДАРА
РЕШЕНИЕ
от 19 февраля 1999 года
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
судьи Зеленского Д.В.
при секретаре Инкиной Е.Е.
с участием прокурора Стамлера А.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
прокурора г. Краснодара о признании недействительным решения
городской Думы г. Краснодара,
установил:
Прокурор г. Краснодара, обратившись в суд, в обоснование
своего заявления указал, что решением Городской Думы г. Краснодара
от 05.03.1998 г. за N 19 п.9 установлены штрафные санкции для
коммерческих банков за несвоевременное зачисление платежей в
бюджет г. Краснодара, налагать которые вправе финансовое
управление мэрии совместно с отделением федерального казначейства
по г. Краснодару. Прокурор просит признать указанное решение
недействительным. По мнению прокурора, это решение принято с
нарушением федерального законодательства. В соответствии со ст. 71
п. "ж" Конституции РФ установление основ финансового и кредитного
регулирования находится в ведении Российской Федерации. Закон "Об
общих принципах организации местного самоуправления в РФ"
устанавливает, что полномочия по контролю за деятельностью
кредитных организаций не входят в предмет ведения органов местного
самоуправления, наделение органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями осуществляется
федеральным законом. Из Указа Президента РФ N 1556 от 08.12.1992
г. "О федеральном казначействе" следует, что правом налагать
штрафные санкции на банки, финансово - кредитные организации
наделены руководители центрального и территориальных органов
федерального казначейства, руководитель отделения по г. Краснодару
в их число не входит. Данный вопрос уже урегулирован действующим
законодательством: в ст. 15 Закона "Об основах налоговой системы
Российской Федерации" указано, что в случае установления задержки
исполнения перечислений налогов в бюджет или во внебюджетный фонд
налоговый орган взыскивает полученный доход, привлекая
руководителя к административной ответственности. Поскольку
протест, принесенный прокуратурой 13.04.1998 г., отклонен решением
Городской Думы от 16.06.1998 г. N 22 п.17, прокурор обратился с
заявлением в суд.
Представители Городской Думы и мэрии г. Краснодара требований
не признали, указав, что Указом Президента "О федеральном
казначействе" урегулирован вопрос о санкциях на банки в случае
несвоевременного исполнения платежных документов на перечисление и
зачисление средств в доход федерального бюджета, но не
урегулирован аналогичный вопрос с доходами муниципального
(городского) бюджета. Тем не менее Конституцией РФ (ст. 8 ч. 2), а
также ст. 212 ГК РФ признаются и равным образом защищаются
частная, государственная, муниципальная и иные формы
собственности. В состав муниципальной собственности входят и
средства местного бюджета, контроль за исполнением которого
возложен на органы местного самоуправления. Следовательно, орган
местного самоуправления вправе принимать акты, обеспечивающие
защиту муниципальной собственности наравне с государственной.
Поэтому заявление прокурора следует полагать необоснованным.
Заслушав прокурора, представителей Городской Думы и мэрии г.
Краснодара, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявление
прокурора обосновано, подлежит удовлетворению.
Суд полагает, что ссылка представителей Городской Думы и мэрии
г. Краснодара на то, что принятое решение направлено на защиту
муниципальной собственности по аналогии с имеющейся в
законодательстве процедурой защиты государственной, не может иметь
правового значения. Речь идет фактически именно о возложении на
финуправление и подразделение казначейства по г. Краснодару
надзорных (в части своевременного прохождения платежей в бюджет
города) функций, и принятия соответствующих санкций при выявлении
нарушений. Это положение противоречит федеральному закону "О
банках и банковской деятельности": такой надзор осуществляется
Банком России. Применение же (или принятие нормы, делающей
возможным такое применение) права по аналогии в данном случае
невозможно для органа местного самоуправления в силу положений
Конституции о разграничении полномочий - 71 п. "ж" Конституции РФ.
Наличие или отсутствие тех или иных полномочий у подразделения
федерального казначейства по г. Краснодару также не может
определяться решением органа местного самоуправления.
Исходя из указанного, руководствуясь ст. 41, 191, 197 ГПК
РСФСР,
решил:
признать недействительным решение Городской Думы г. Краснодара
от 05.03.1998 г. N 19 п.9 "Об установлении санкций для
коммерческих банков за несвоевременное зачисление платежей в
бюджет города Краснодара".
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в
течение 10 дней.
|