ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 1999 г. N 80
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО УПОРЯДОЧЕНИЮ И КООРДИНАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ФИЛИАЛОВ,
РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Согласно Законам Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N
3267-1 "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13
января 1996 г. N 12-ФЗ, и от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем
и послевузовском профессиональном образовании" в Краснодарском
крае ведется работа по упорядочению и координации деятельности
негосударственных учебных заведений высшего профессионального
образования.
Результатами проведенной в крае работы по стабилизации и
развитию системы высшего профессионального образования являются
сохранение образовательного потенциала Кубани и расширение перечня
образовательных услуг различного уровня, увеличение объема
подготовки специалистов, востребованных рыночной экономикой. В
настоящее время система высшего профессионального образования
Краснодарского края включает 10 государственных, 22
негосударственных высших учебных заведения, 25 филиалов
государственных и 18 негосударственных вузов.
В рамках реализации краевой программы развития высшего
профессионального образования в 1998 году государственными вузами
Кубани создано 18 филиалов и открыто более 10 новых
специальностей, формируется региональная система непрерывного
многоуровневого профессионального образования, осуществляется
поддержка одаренных студентов, аспирантов и ведущих ученых вузов,
социальная защита студентов из малообеспеченных семей.
Общая численность обучающихся и прием в государственные вузы
Кубани за последние пять лет не сократились и находятся на уровне
54,5 и 13,5 тыс. чел. Набор студентов на бесплатной основе
остается на уровне прошлых лет, в 1998-99 учебном году против
предыдущего увеличился на 200 мест.
В то же время в сфере высшего образования края имеет место
тенденция снижения качества подготовки специалистов в
государственных, негосударственных вузах и их филиалах.
Установлены случаи, когда образовательная деятельность в ряде
филиалов вузов начата до получения лицензий в нарушение п. 6 ст.
33 Закона РФ "Об образовании" в редакции от 13 января 1996 г. N
12-ФЗ и п. 3 ст. 10 Федерального закона "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ.
Отмечены также и уклонения от процедур лицензирования и аттестации
путем создания представительств вузов и других подразделений,
которые на самом деле ведут образовательную деятельность. Кроме
того, при изменении контингента обучающихся, учебно-материальной
базы и юридического адреса, руководители отдельных
негосударственных вузов и филиалов не представляют в орган
управления образованием, выдавший лицензию, дополнительные
документы о соответствии условий осуществления образовательного
процесса государственным и региональным нормативам.
Установлены вышеуказанные и другие факты нарушений
образовательной деятельности в городах Сочи, Анапе, Армавире,
Новороссийске, Краснодаре, Ейске, где в настоящее время выявлены
15 филиалов вузов, ведущих образовательную деятельность без
лицензии.
Прокуратурой г. Краснодара возбуждено уголовное дело в
отношении руководителей Кубанского института общегуманитарной и
специальной подготовки по факту незаконной деятельности с 1995
года без лицензии.
Несовершенство законодательной и нормативной базы,
регламентирующей деятельность в сфере образования, при
необеспечении надлежащего контроля и инициативы со стороны
ответственных работников департамента образования и науки
администрации края, органов местного самоуправления привели к
непомерному увеличению числа негосударственных вузов и филиалов,
осуществляющих в основном подготовку кадров по специальностям
экономического и юридического профиля, без учета реальной
потребности хозяйственного комплекса Кубани и рынка труда.
В целях улучшения качества подготовки специалистов,
сбалансированного удовлетворения индивидуальных потребностей
человека и отраслей хозяйственного комплекса Кубани в
квалифицированных кадрах, совершенствования работы краевых и
муниципальных органов власти ПОСТАНОВЛЯЮ:
1.Просить Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации:
1.1.Внести на рассмотрение Государственной Думы и
Правительства РФ предложения по принятию дополнений и изменений в
Законы Российской Федерации "Об образовании", "О высшем и
послевузовском профессиональном образовании", направленных на
расширение полномочий субъектов федерации при создании
негосударственных учебных заведений и введению системы подготовки
и трудоустройства специалистов, учитывающих не только
индивидуальные потребности человека, но и хозяйственного комплекса
страны и регионов.
1.2.Разработать и принять в 1999 году изменения и дополнения в
положения о лицензировании, аттестации и аккредитации учреждений
профессионального образования, предоставляющие субъектам
Российской Федерации полномочия, позволяющие с учетом особенностей
их социально-экономического развития обеспечивать реализацию
государственной политики в сфере образования на региональном
уровне.
1.3.Ускорить разработку и утверждение положений о филиалах,
представительствах учреждений высшего профессионального
образования, правовой базы дистанционного образования и
нормативных документов по регламентации деятельности создаваемых
интегрированных образовательных учреждений.
1.4.Принять меры по своевременному выполнению руководителями
государственных вузов приказов о лицензировании их филиалов и
письма Министерства от 11 июля 1998 г. N 34 "О мерах по
обеспечению выполнения законодательства РФ в сфере высшего
профессионального образования", направленных на упорядочение
деятельности учебных подразделений вузов, расположенных на
территории Краснодарского края.
2.Департаменту образования и науки администрации
Краснодарского края (Телегин), прокуратуре Краснодарского края
(Шкребец), государственной налоговой инспекции по Краснодарскому
краю (Перонко), территориальному управлению государственного
антимонопольного комитета Российской Федерации (Баев):
2.1.Проводить систематические совместные и самостоятельные
проверки деятельности образовательных учреждений высшего
профессионального образования, их учебных подразделений (филиалов,
представительств), с целью недопущения нарушений законодательства
в сфере образования.
2.2.Принять оперативные меры в отношении выявленных филиалов
вузов, ведущих незаконную деятельность на территории края, вплоть
до приостановки их работы и ликвидации в судебном порядке.
Сообщать населению края через средства массовой информации о
вскрытых нарушениях и принятых мерах по их устранению.
3.Департаменту образования и науки администрации
Краснодарского края:
3.1.Разработать и внести дополнения к действующему Соглашению
между Минобразованием РФ и администрацией Краснодарского края от
25 ноября 1993 г. N 10/600 о передаче департаменту образования и
науки полномочий по контролю за соблюдением высшими учебными
заведениями, филиалами лицензионных требований, и в случаях их
невыполнения приостанавливать образовательную деятельность путем
изъятия лицензий.
3.2.Внести в правительство края согласованные с
Минобразованием РФ предложения о проведении эксперимента по
оптимизации сети учреждений профессионального образования Кубани
на основе их интеграции и кооперации в целях улучшения качества
подготовки специалистов с учетом реальной и перспективной
потребности в кадрах отраслей хозяйственного комплекса региона и
спроса населения на образовательные услуги.
3.3.Внести в проект Закона Краснодарского края "Об
образовании" дополнения, направленные на обеспечение
функционирования и приоритетного развития региональной системы
образования в современных условиях.
3.4.Совместно с органами местного самоуправления края до 1
марта 1999 года разработать территориальные программы развития
профессионального образования и внести соответствующие дополнения
в ранее утвержденные краевые программы развития высшего, среднего
и дополнительного профессионального образования.
3.5.Ежегодно составлять реестры (списки) государственных и
негосударственных учреждений высшего профессионального образования
и их филиалов, имеющих соответствующие лицензии на право ведения
образовательной деятельности, и через средства массовой информации
доводить их до населения края перед началом учебного года.
4.Рекомендовать главам муниципальных образований края на
основании действующего законодательства в сфере образования:
4.1.Привести структуру управлений образованием в соответствие
с фактически сложившейся ситуацией на подведомственной территории
в сфере профессионального образования, определить ответственных
лиц и их функциональные обязанности по выполнению данного
постановления.
4.2.В установленном порядке согласовывать вопросы создания,
реорганизации и ликвидации государственных, негосударственных,
муниципальных учреждений профессионального образования и их
филиалов с департаментом образования и науки администрации
Краснодарского края.
Своевременно представлять в департамент образования и науки
администрации края списки зарегистрированных и получивших лицензии
негосударственных учреждений высшего профессионального
образования, а также филиалов государственных вузов.
4.3.Совместно с налоговой инспекцией, прокуратурой осуществить
действенные меры по упорядочению деятельности негосударственных
учреждений профессионального образования, их филиалов и филиалов
государственных учебных заведений, расположенных на
подведомственной территории, осуществляющих образовательную
деятельность без соответствующих лицензий. До конца текущего
учебного года провести проверки всех вышеназванных учебных
заведений по выполнению ими лицензионных требований.
4.4.Обратить внимание глав муниципальных образований городов
Сочи - Карпова Н.И., Новороссийска - Прохоренко В.Г., Анапы -
Боюра М.И., Армавира - Королева Г.Ю., Краснодара - Самойленко
В.А., Ейска - Баклицкого Л.В. на несвоевременное выполнение
постановления главы администрации края от 19 июля 1995 г. N 403
"Об упорядочении деятельности негосударственных учебных заведений
высшего, среднего, дополнительного профессионального образования и
учебных подразделений вузов России, расположенных на территории
Краснодарского края" и письма Минобразования РФ от 11 июля 1998 г.
N 34 "О мерах по обеспечению выполнения законодательства
Российской Федерации в сфере высшего профессионального
образования".
5.Считать нецелесообразным дальнейшее пребывание в должности
заместителя генерального директора департамента образования и
науки администрации края Марченко В.П.
6.Рекомендовать руководителям государственных и
негосударственных высших учебных заведений края, директорам
филиалов российских вузов разработать и принять меры по
совершенствованию системы приема абитуриентов, исключающие поборы
и другие злоупотребления, обеспечить доступность обучения детям из
малообеспеченных семей.
7.Руководителям государственных высших учебных заведений
Кубани предусматривать при разработке новых или корректировке
принятых программ развития вузов мероприятия по созданию филиалов,
интеграции и кооперации вузов с негосударственными и
государственными учебными заведениями различного уровня
образования, научными учреждениями края.
В целях социальной защиты студентов, успешно обучающихся в
аккредитованных негосударственных вузах и желающих учиться на
хозрасчетной основе в государственных, осуществлять прием таких
студентов в свои вузы путем перевода с выдачей дипломов
государственного образца.
8.Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя председателя правительства края Денисова Н.Г.
9.Постановление вступает в силу с дня его подписания.
Глава администрации
Н.И.КОНДРАТЕНКО
|