ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 января 1999 г. N 1
О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "О ГОСУДАРСТВЕННОМ
СТИМУЛИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ"
В соответствии с порядком подготовки проектов законодательных
нормативных актов края в администрации Краснодарского края
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1.Согласиться с проектом Закона Краснодарского края "О
государственном стимулировании инвестиционной деятельности в
Краснодарском крае", представленным департаментом экономики и
прогнозирования администрации края (Гордиенко).
2.Направить проект Закона Краснодарского края "О
государственном стимулировании инвестиционной деятельности в
Краснодарском крае" Законодательному Собранию Краснодарского края
для рассмотрения в установленном порядке (прилагается).
3.Назначить представителем администрации Краснодарского края
при обсуждении данного законопроекта в Законодательном Собрании
Краснодарского края заместителя председателя правительства края,
генерального директора департамента экономики и прогнозирования
администрации края Гордиенко С.В.
4.Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя главы администрации Краснодарского края,
полномочного представителя администрации края в Законодательном
Собрании края Горбаня А.В.
5.Постановление вступает в силу со дня подписания.
Глава администрации
Н.И.КОНДРАТЕНКО
Приложение
к Постановлению главы
администрации
от 5 января 1999 г. N 1
ПРОЕКТ
З А К О Н
К Р А С Н О Д А Р С К О Г О К Р А Я
О ГОСУДАРСТВЕННОМ СТИМУЛИРОВАНИИ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
Настоящий Закон направлен на стимулирование инвестиционной
деятельности на территории Краснодарского края и привлечение
инвестиций на основе создания режима наибольшего
благоприятствования российским и иностранным инвесторам, а также
обеспечение равной защиты прав, интересов и имущества субъектов
инвестиционной деятельности вне зависимости от
организационно-правовых форм инвесторов и форм собственности.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство, регулирующее инвестиционную
деятельность в Краснодарском крае
Правовые и экономические условия инвестиционной деятельности
на территории Краснодарского края регулируются в соответствии с
международными договорами, Конституцией Российской Федерации,
действующим законодательством Российской Федерации и
Краснодарского края, Уставом Краснодарского края, Договором о
разграничении предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти Краснодарского края, а также настоящим
Законом.
Статья 2. Сфера действия настоящего Закона
Настоящий Закон в совокупности с законодательными актами
Российской Федерации и Краснодарского края устанавливает формы
государственной поддержки, порядок ее оказания органами
государственной власти и гарантии прав субъектов инвестиционной
деятельности на территории края.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
1.Инвестиции - все виды имущественных и интеллектуальных
ценностей, вкладываемых инвестором в объекты предпринимательской и
иных видов деятельности в целях получения прибыли и (или)
достижения положительного Социального эффекта.
2.Инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и
осуществление совокупности практических действий, направленных на
реализацию любых форм инвестиций, предусмотренных
законодательством Российской Федерации.
3.Объектом инвестиционной деятельности может являться любой
объект, не запрещенный законодательством Российской Федерации.
4.Инвестор - субъект инвестиционной деятельности,
осуществляющий вложение собственных, заемных или привлеченных
средств в форме инвестиций и обеспечивающий их целевое
использование.
5.Инвестиционная программа края - нормативный правовой
документ, определяющий основные направления инвестиционной
политики в Краснодарском крае, механизмы и инструменты ее
осуществления, перечень объектов инвестирования с указанием
объемов и источников финансирования.
6.Инвестиционный проект - пакет организационно-правовых и
расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления
инвестиционной деятельности.
7.Поручительство администрации края - обязательство органов
государственной власти края по обеспечению исполнения условий, на
которых были привлечены инвестиции.
Статья 4. Стимулирование инвестиционной деятельности
В целях стимулирования инвестиционной деятельности органы
государственной власти Краснодарского края в пределах своих
полномочий могут осуществлять следующие действия:
- принятие нормативных правовых актов Краснодарского края;
- участие в разработке и реализации федеральных и краевых
целевых и комплексных программ, а также инвестиционной программы
края;
- выделение средств негосударственным коммерческим
организациям из краевого бюджета в порядке долевого участия в
реализации инвестиционных проектов на условиях передачи в краевую
собственность пакета акций или активов организаций на сумму,
эквивалентную предоставленным средствам;
- выделение средств на возвратной, срочной и платной основе
для реализации отдельных проектов (бюджетные кредиты);
- предоставление поручительств администрации края;
- предоставление налоговых льгот в части платежей, зачисляемых
в краевой бюджет;
- выпуск облигационных займов для финансирования крупных
проектов, имеющих особую значимость для края;
- разработка и экспертиза инвестиционных проектов особой
значимости за счет средств краевого бюджета;
- предоставление нефинансовых льгот - оказание помощи по
созданию инфраструктуры бизнеса, предоставление в аренду или
передача в собственность объектов недвижимости, являющихся краевой
собственностью, предоставление права пользования землей,
природными ресурсами, являющимися краевой собственностью, в
установленном порядке.
Статья 5. Порядок формирования инвестиционной программы края
1.Инвестиционная программа края определяет цель и основные
направления поддержки за счет средств краевого бюджета, перечень
проектов и мероприятий, социально значимых объектов с указанием
объемов и условий выделения инвестиций из краевого бюджета.
2.Инвестиционная программа разрабатывается администрацией края
в пределах средств, предусмотренных законом о краевом бюджете на
очередной финансовый год на государственные инвестиции, и
утверждается Законодательным Собранием края.
3.Дополнительное включение объектов инвестиционной
деятельности в инвестиционную программу края осуществляется в
порядке, установленном для формирования инвестиционной программы,
при наличии соответствующих дополнительных поступлений в краевой
бюджет или сокращении расходов по конкретным статьям краевого
бюджета на текущий финансовый год.
4.Изменения, связанные с исключением объектов инвестиционной
деятельности из инвестиционной программы края, вносятся в
соответствии с порядком, установленным для ее формирования.
Статья 6. Порядок принятия решений по инвестициям из краевого
бюджета
1.Решения по осуществлению инвестиций из краевого бюджета для
реализации инвестиционной программы края принимаются
администрацией края на основе прогнозов экономического и
социального развития края, схем развития и размещения
производительных сил, краевых целевых и комплексных программ,
наличия утвержденной в установленном порядке проектно-сметной
документации и заключения государственной экспертизы,
технико-экономических обоснований, определяющих целесообразность
этих инвестиций.
2.Краевые целевые и комплексные программы разрабатываются и
утверждаются в порядке, установленном законодательством
Краснодарского края.
3.Государственный заказ на инвестирование за счет средств
краевого бюджета размещается на конкурсной основе.
4.Приостановка или прекращение государственной поддержки
программ и отдельных объектов производится по причинам:
- нецелевого использования средств;
- прекращения или приостановки деятельности исполнителей
программ;
- признания организации банкротом;
- стихийных или иных бедствий, катастроф;
- введения чрезвычайного положения;
- если продолжение инвестиционной деятельности может привести
к нарушению установленных законом экологических,
санитарно-гигиенических и других норм и правил, охраняемых законом
прав и интересов граждан, юридических лиц и государства.
5.Приостановка, а также возобновление реализации краевых
целевых и комплексных программ осуществляются администрацией края
с указанием сроков приостановки и условий возобновления их
реализации.
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
Статья 7. Предоставление поручительств администрации края
1.Администрация края может выступать поручителем при
реализации высокоэффективных и социально значимых проектов по
обязательствам юридических лиц, зарегистрированных на территории
края, вытекающим из их отношений с инвесторами, в том числе
иностранными.
2.Порядок предоставления поручительств администрации края
разрабатывается администрацией края. Перечень инвестиционных
проектов, по которым предоставляются поручительства администрации
края, утверждается Законодательным Собранием края.
3.Источниками обеспечения гарантий администрации края
являются:
- средства краевого бюджета, предусмотренные в законе о
краевом бюджете на очередной финансовый год в пределах верхней
границы поручительств администрации края;
- недвижимость, ценные бумаги и иное имущество, отнесенное в
установленном порядке к собственности Краснодарского края.
4.При предоставлении поручительств администрация края вправе
требовать страхования инвестиций и предоставления обеспечения со
стороны заемщика.
Статья 8. Предоставление бюджетных кредитов
1.Администрацией края могут выделяться средства организациям
для реализации высокоэффективных, приоритетных проектов в пределах
средств, предусмотренных на эти цели законом о краевом бюджете на
очередной финансовый год. Средства представляются на конкурсной,
возвратной срочной и платной основе.
2.Порядок и условия предоставления средств утверждаются
администрацией края.
3.Перечень приоритетных отраслей, видов производств и секторов
экономики края определяется администрацией края и утверждается
Законодательным Собранием края.
ГЛАВА III. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ СУБЪЕКТАМ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 9. Общие условия предоставления налоговых льгот
1.Предоставление налоговых льгот инвесторам по платежам в
краевой бюджет осуществляется в рамках действующего
законодательства Краснодарского края.
2.Предоставление налоговых льгот не может распространяться на
организации, находящиеся в процессе ликвидации. В случае, если
юридическое лицо, в отношении которого был установлен льготный
режим налогообложения, ликвидируется или перерегистрируется в
другом субъекте Российской Федерации до истечения двухлетнего
срока с момента окончания действия налоговых льгот, то суммы
налогов, исчисленные без учета льгот (за вычетом уплаченных
ранее), подлежат уплате в краевой бюджет в полном размере.
3.Право на налоговые льготы имеют только те хозяйствующие
субъекты, инвестиционные проекты которых прошли
технико-экономическую экспертизу в установленном порядке и по ним
заключены договоры (соглашения) с администрацией края.
4.Обоснование права на налоговые льготы возлагается на
налогоплательщика.
5.Сумма налоговых льгот не может превышать сумму инвестиций,
направляемых на реализацию проекта.
6.Льготное налогообложение устанавливается при условии
обязательного ведения раздельного бухгалтерского учета
деятельности организации по реализации инвестиционного проекта и
иным видам деятельности.
7.Перечень организаций, реализующих инвестиционные проекты,
которым предоставляются налоговые льготы, ежегодно утверждается
законом о предоставлении налоговых льгот по платежам в краевой
бюджет.
Статья 10. Категории субъектов инвестиционной деятельности,
которым предоставляются налоговые льготы
1.Льготы по налогам в части платежей, зачисляемых в краевой
бюджет, предоставляются категориям инвесторов:
а) осуществляющим вложения собственных и привлеченных средств
в высокоэффективные инвестиционные проекты, отнесенные к
приоритетным в соответствии с пунктом 3 статьи 8 настоящего
Закона, со сроком окупаемости не более трех лет;
б) банкам, страховым, лизинговым и иным организациям,
предоставляющим кредитные ресурсы в размере не менее 50 процентов
средств, необходимых для реализации проектов, отнесенных к
приоритетным в соответствии с пунктом 3 статьи 8 настоящего
Закона.
2.Освобождение категорий инвесторов, перечисленных в пункте 1
настоящей статьи, от налогов в части средств, зачисляемых в
бюджеты муниципальных образований, осуществляется соответствующими
органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации.
Статья 11. Налоговые льготы, предоставляемые субъектам
инвестиционной деятельности
1.Организации, направляющие собственные и привлеченные
средства на реализацию инвестиционных проектов в соответствии с
подпунктом а) пункта 1 статьи 10 настоящего Закона, имеют право на
получение налоговых льгот в части платежей, зачисляемых в краевой
бюджет:
- по налогу на прибыль - в размере 50 процентов действующей
ставки на срок окупаемости проекта, предусмотренный проектной
документацией, но не более трех лет с начала реализации продукции
(работ, услуг), произведенной на созданных (приобретенных) в
рамках проекта мощностях или посредством внедрения технологий;
- по налогу на имущество, создаваемое или приобретаемое для
реализации инвестиционного проекта - в размере 50 процентов
действующей ставки на срок окупаемости проекта, но не более трех
лет с начала реализации продукции (работ, услуг), произведенной на
созданных (приобретенных) в рамках проекта мощностях или
посредством внедрения технологий.
2.Банки, страховые, лизинговые и иные организации,
предоставляющие кредитные ресурсы для реализации инвестиционных
проектов в соответствии с подпунктом б) пункта 1 статьи 10
настоящего Закона освобождаются от налога на прибыль, полученную в
результате предоставления кредита, в части платежей, зачисляемых в
краевой бюджет.
ГЛАВА IV. ГАРАНТИИ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАЩИТА ИНВЕСТИЦИЙ
Статья 12. Государственные гарантии прав субъектов
инвестиционной деятельности
1.Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной
деятельности и защита инвестиций осуществляются в крае в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.На инвестора, осуществлявшего инвестиционную деятельность до
принятия нормативных правовых актов Краснодарского края,
ухудшающих условия ведения хозяйственной деятельности, вновь
принятые акты не распространяются в течение трех лет с момента
введения их в действие.
Статья 13. Гарантии прав инвестора на земельные участки
1.Земельные участки, на которых будут расположены объекты
инвестирования, предоставляются инвесторам в порядке и на
условиях, предусмотренных законодательством Краснодарского края.
2.Договор инвестиционной деятельности должен предусматривать
прекращение прав инвестора на земельный участок в случае нарушения
его существенных условий.
Статья 14. Обязательства органов государственной власти края
по отношению к инвесторам
1.Органы государственной власти края поощряют инвестиционную
деятельность, способствуют расширению информационного поля в
интересах потенциальных и осуществляющих деятельность инвесторов и
обеспечивают инвесторам свободный доступ к нему, развивают
правовую базу, регулирующую инвестиционную деятельность, принимают
меры для устранения недобросовестной конкуренции и могут
предоставлять поручительства (гарантии) по обязательствам
инвесторов, возникающим при осуществлении инвестиционной
деятельности.
2.По отношению к инвесторам органы государственной власти
края:
- создают благоприятный режим для инвестиционной деятельности;
- не противодействуют тем или иным образом инвестиционной
деятельности, в том числе распоряжению инвесторами их
собственностью;
- своевременно информируют инвесторов об изменениях и
дополнениях краевого законодательства, так или иначе способного
повлиять на условия инвестиционной деятельности;
- оказывают всестороннюю поддержку иностранным
предпринимателям, обнаруживающим интерес к инвестированию в
экономику края;
- рекомендуют органам местного самоуправления принимать на
себя обязательства по отношению к инвесторам и осуществлять меры
стимулирования инвестиционной деятельности, установленные
настоящим Законом.
Статья 15. Правовой режим иностранных инвестиций
1.Иностранные инвестиции на территории края пользуются полной
и безусловной правовой защитой, которая обеспечивается
международными договорами, действующими на территории Российской
Федерации, законодательством Российской Федерации, настоящим
Законом, нормативными правовыми актами Краснодарского края.
Правовой режим для иностранных инвесторов не может быть менее
благоприятным, чем режим, установленный для российских инвесторов.
2.Иностранные инвесторы вправе вкладывать капитал во все
отрасли экономики, заниматься всеми видами деятельности, за
исключением отраслей и производств, видов деятельности и
территорий края, на инвестирование которых вводятся ограничения,
установленные законодательством Российской Федерации и
Краснодарского края.
3.Предприятиям с долей иностранного инвестора в уставном
капитале не менее 500 млн. долларов США, занимающимся
производственной деятельностью, зарегистрированным на территории
Краснодарского края после 1 января 1999 года, предоставляются
льготы по налогу на прибыль в части платежей, поступающих в
краевой бюджет.
Размер льгот может составлять от 50 до 100 процентов ставки
налога на прибыль в части платежей, зачисляемых в краевой бюджет,
и определяется в каждом конкретном случае.
Налоговые льготы предоставляются в первые два года работы
предприятия при условии, что прибыль от производственной
деятельности превышает 70 процентов общей суммы прибыли от
реализации продукции (работ, услуг).
При прекращении указанными предприятиями деятельности до
истечения трехлетнего срока, начиная со дня их государственной
регистрации, сумма налогов подлежит внесению в краевой бюджет в
полном объеме за весь период их деятельности.
ГЛАВА V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 16. Ответственность субъектов инвестиционной
деятельности
1.При несоблюдении требований законодательства Российской
Федерации и Краснодарского края, обязательств, предусмотренных в
договорах между субъектами инвестиционной деятельности, последние
несут имущественную и иную ответственность в порядке,
установленном указанными актами.
2.Органы государственной власти края и их должностные лица при
неисполнении или ненадлежащем исполнении возложенных на них
обязанностей, предусмотренных Законом или соглашением, несут
ответственность в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации.
3.Споры, возникающие в процессе осуществления инвестиционной
деятельности, разрешаются в судебном порядке в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Статья 17. Введение в действие настоящего Закона
Действие настоящего Закона распространяется на инвестиционные
проекты, реализуемые после вступления Закона в силу.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования. Нормативные правовые акты, принятые на территории
края до введения в действие настоящего Закона, действуют в части,
не противоречащей нормам настоящего Закона.
Глава администрации
Н.И.КОНДРАТЕНКО
Зам. председателя правительства,
генеральный директор департамента
экономики и прогнозирования
администрации края
С.В.ГОРДИЕНКО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ЗАКОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
"О ГОСУДАРСТВЕННОМ СТИМУЛИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ"
Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности на
территории Российской Федерации определены федеральными законами
"Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (от 26 июня 1991 г.), "Об
иностранных инвестициях в РСФСР" (от 4 июля 1991 г.) и другими
законодательными актами.
Целью данного законопроекта является расширение рамок
федерального законодательства в инвестиционной сфере, создание
режима наибольшего благоприятствования для привлечения капитала в
экономику региона в пределах полномочий органов государственной
власти края.
Актуальность принятия такого закона особенно возросла в
последнее время в связи со значительным сокращением бюджетного
финансирования и снижением инвестиционной активности хозяйствующих
субъектов в силу объективных причин.
В настоящее время региональные законодательные акты,
предусматривающие меры по стимулированию инвестиционной
деятельности, приняты почти в 30 субъектах России. При разработке
проекта краевого закона администрацией края использован
положительный опыт других регионов.
В проекте закона определены формы стимулирования
инвестиционной деятельности со стороны органов государственной
власти края, порядок формирования краевой инвестиционной программы
и принятия решения по инвестициям из краевого бюджета. Основой
государственной поддержки коммерческих инвестиционных проектов в
проекте закона определен конкурсный подход.
Особое место в законопроекте отведено предоставлению
поручительств администрации края как одной из форм стимулирования
частных инвестиций. Постановлением главы администрации края от 23
июля 1998 года N 418 "О порядке предоставления гарантий
администрации края для реализации инвестиционных проектов"
определены условия предоставления поручительств администрации
края. Утвержденный порядок предусматривает обязательное участие
собственных средств предприятий в реализации проекта. Размер
предоставляемых гарантий администрации края составляет 40 и более
процентов заемных средств.
Проектом закона предусматривается предоставление отдельным
категориям инвесторов налоговых льгот в части платежей,
зачисляемых в краевой бюджет. Это, прежде всего, инвесторы,
осуществляющие вложения собственных и привлеченных средств в
приоритетные высокоэффективные проекты со сроком окупаемости не
более трех лет.
Учитывая сложное положение с формированием доходов краевого
бюджета, проектом предусматривается не полное освобождение от
налогов, а уменьшение налоговой ставки на срок окупаемости проекта
- на 50 процентов по налогу на прибыль и на 50 процентов по налогу
на имущество, создаваемое или приобретаемое в рамках реализации
инвестиционного проекта.
Законопроектом также устанавливается льготное налогообложение
для банков, страховых, лизинговых и других организаций,
предоставляющих кредитные ресурсы для реализации приоритетных
краевых проектов в размере не менее 50 процентов их стоимости.
Указанные структуры освобождаются от налога на прибыль, полученную
от предоставления кредита.
Особый режим налогообложения предусмотрен в проекте закона для
иностранных инвесторов, вкладывающих свои средства в развитие
производственной сферы. Льготы по налогу на прибыль
предоставляются предприятиям, создаваемым после 1 января 1999 года
при условии, что доля иностранного инвестора в уставном капитале
составляет не менее 500 тыс. долларов США. В крае таких
предприятий немного. Из 714 зарегистрированных предприятий с
иностранным капиталом уставный капитал свыше 500 тыс. долларов США
имеют лишь 31 предприятие. Законопроект состоит из 5 глав.
Глава I. Общие положения. Определяет сферу действия закона,
основные понятия и термины, меры по стимулированию инвестиционной
деятельности, порядок формирования инвестиционной программы края и
принятия решений о выделении средств из краевого бюджета.
Глава II. Государственная поддержка инвестиционных проектов.
Содержит порядок оказания поддержки инвестиционных проектов в виде
поручительств администрации края и предоставления бюджетных ссуд.
Глава III. Предоставление налоговых льгот субъектам
инвестиционной деятельности. Определяет общие условия и размер
предоставляемых льгот для различных категорий инвесторов.
Глава. IV. Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности
и защита инвестиций. Предусматривает гарантии инвесторам при
изменении законодательства, политической ситуации в крае, гарантии
прав на земельные участки, обязательства органов государственной
власти по отношению к инвесторам, правовой режим иностранных
инвестиций.
Глава V. Заключительные положения. Регламентирует
ответственность субъектов инвестиционной деятельности, порядок
разрешения споров, механизм введения в действие закона.
Введение в действие данного закона позволит создать
стимулирующие условия для привлечения отечественного и
иностранного капитала в развитие экономики края, положительную
основу формирования нормативной правовой базы в инвестиционной
сфере региона.
Положения законопроекта согласованы с действующим федеральным
и краевым законодательством.
Зам. председателя правительства края -
генеральный директор департамента
экономики и прогнозирования
администрации края
С.В.ГОРДИЕНКО
|