ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 1998 г. N 543
ОБ УТРАТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ И
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В МОРСКИХ ПОРТАХ
АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ КУБАНИ
Комиссией администрации края осуществлена проверка
финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций,
функционирующих в морских портах края. Рассмотрение результата
этой проверки на заседании правительства края показало, что в
настоящее время Кубанью и Россией в целом практически утрачена
экономическая безопасность в морских портах Азово-Черноморского
бассейна.
Вскрыты грубые нарушения в ходе приватизации государственной
собственности, использования земельных ресурсов и бюджетных
средств, арендных отношений, антимонопольного и валютного
законодательства.
Критического уровня достигла криминализация всей
внешнеэкономической деятельности. В противоправную деятельность
вовлечены работники органов власти и управления,
правоохранительных и контролирующих государственных органов. При
этом надо особо отметить негативную деятельность аппарата
Министерства транспорта РФ, которая привела к существующей
вакханалии.
При устойчивом росте экспортно-импортного грузооборота,
соответствующего увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех
уровней не происходит, что оказывает отрицательное влияние на
решение острых социально-экономических проблем.
На основании сделанных правительством края выводов и оценок
ситуации, сложившейся в морских портах края, ПОСТАНОВЛЯЮ:
1.Признать обстановку в морских портах Азово-Черноморского
побережья края как критическую, наносящую экономический ущерб
государству и не обеспечивающую национальную безопасность России.
2.Во исполнение Распоряжения Президента РФ от 30 марта 1998
года N 100-рп в целях усиления государственного влияния на
внешнеэкономическую деятельность в морских портах предложить
Президенту и правительству РФ провести национализацию объектов
морского транспорта края, приватизация которых проведена с
нарушением действующего законодательства.
3.В целях комплексного решения проблем, связанных с развитием
и функционированием предприятий и организаций морского транспорта,
на территории края создать при администрации Краснодарского края
единый орган управления морскими администрациями портов с
передачей ему прав управления финансовыми средствами морских
администраций портов, действующих на территории края. Председателю
правительства края В.А. Мельникову согласовать данный вопрос с
правительством РФ.
4.Заместителю главы администрации края, ведающему вопросами
кадровой политики (Харченко) до 1 ноября 1998 года разработать по
согласованию с федеральными службами, порядок назначения,
освобождения и двойного подчинения руководителей федеральных
ведомств, правоохранительных и контролирующих органов,
функционирующих на территории края.
5.Комитету по управлению государственным имуществом
Краснодарского края совместно с комитетом по транспорту и связи
администрации края (Сай) в срок до 1 декабря 1998 года разработать
и представить на утверждение правительству Краснодарского края
комплекс мер по повышению эффективности использования
государственной собственности, ее сохранности и безопасности.
6.Учитывая, что на деятельность портов края со стороны
Ростовского регионального отделения Федеральной комиссии по рынку
ценных бумаг за выпуском и обращением акций и долговых
обязательств краевых эмитентов осуществляется недостаточный
государственный контроль, поручить департаменту экономики и
прогнозирования администрации края подготовить дополнительные
предложения в правительство РФ о создании краевого отделения ФКЦБ.
7.Правительству Краснодарского края (Мельников) в целях
совершенствования таможенной политики выйти с предложением
правительству РФ по изменению таможенного законодательства в плане
его оптимизации и дифференцированного распределения таможенных
платежей с учетом интересов региона.
8.С целью совершенствования структуры управления предложить
Законодательному собранию Краснодарского края внести изменения в
Устав Краснодарского края, предусматривающие объединение
администраций города Туапсе и Туапсинского района, города Ейска и
Ейского района.
9.За допущенные серьезные недостатки в управлении и
сохранности государственного имущества в морских портах края,
ненадлежащее исполнение Распоряжения Президента Российской
Федерации от 30 марта 1998 года N 100-рп считать невозможным
дальнейшее пребывание в должности председателя комитета по
управлению государственным имуществом администрации края Федотова
Петра Петровича. Предложить Министерству государственного
имущества Российской Федерации освободить его от занимаемой
должности.
10.За непринятие своевременных мер по пресечению нарушений
земельного законодательства, что привело к потере значительных
бюджетных средств, строго указать председателю комитета по
земельным ресурсам и землеустройству Краснодарского края
А.С. Виднову. Комитету по земельным ресурсам и землеустройству
Краснодарского края совместно с главами муниципальных образований
в месячный срок устранить выявленные недостатки и обеспечить
неукоснительное выполнение земельного законодательства.
11.За проявленную беспринципность при защите государственных
интересов, нетребовательность к кадрам, серьезные упущения в их
подборе и расстановке, необъяснимые компромиссы и попустительство,
непринятие должных мер по устранению причин и условий,
способствующих криминализации практически всех сфер деятельности
города Новороссийска, нанесших серьезный материальный и
политический ущерб интересам города и края, рассмотреть вопрос об
освобождении от занимаемой должности главы администрации города
Новороссийска Прохоренко Валерия Георгиевича. Проинформировать по
этому вопросу Законодательное собрание Краснодарского края и
городскую Думу города Новороссийска.
12.За злоупотребление служебным положением, выразившееся в
нецелевом использовании средств морской администрации, непринятие
своевременных мер по поддержанию на должном уровне технического
состояния объектов государственной собственности, считать
невозможным дальнейшее пребывание в должности начальника морской
администрации порта Новороссийск Попова Виктора Вениаминовича и
предложить Министерству транспорта РФ освободить его от занимаемой
должности.
13.За ненадлежащее исполнение функциональных обязанностей,
беспринципность непринятие своевременных мер, что привело к угрозе
утраты экономической безопасности России и края в морских портах
Азово-Черноморского побережья Кубани, усилению позиций
организованной преступности и коррупции, считать невозможным
дальнейшее пребывание в занимаемых должностях следующих
должностных лиц:
Восьмирко Владимира Владимировича - начальника отдела по
г. Новороссийску УФСНП РФ по Краснодарскому краю;
Володарского Константина Константиновича - начальника
государственной налоговой инспекции г. Новороссийска;
Шестакова Виктора Ивановича - начальника государственной
налоговой инспекции г. Туапсе;
Хачатуряна Михаила Ивановича - Новороссийского транспортного
прокурора;
Саркисяна Арама Суреновича - туапсинского транспортного
прокурора;
Слышика Александра Григорьевича - начальника ОБЭП УВД
г. Новороссийска;
Федорякина Евгения Петровича - начальника Новороссийского
линейного ОВД на транспорте;
Яшкина Сергея Алексадровича - начальника Темрюкской таможни;
Бессмертного Виктора Петровича - начальника службы в
г. Новороссийске УФСБ России по Краснодарскому краю.
Предложить руководителям вышестоящих организаций в месячный
срок решить вопрос об освобождении от занимаемых должностей
вышеуказанных должностных лиц.
14.За разбазаривание имущества ОАО "Новороссийскрыбпром",
финансовые нарушения, приведшие к утрате рыболовного флота и
поставившие предприятие на грань банкротства, считать дальнейшее
пребывание Печорова Германа Георгиевича в должности генерального
директора ОАО "Новороссийскрыбпром" невозможным. Правительству
Краснодарского края поручить общему собранию акционеров
рассмотреть вопрос о его освобождении от занимаемой должности.
15.За финансовые нарушения, сокрытие от налогообложения
полученных доходов считать дальнейшее пребывание Еремина Геннадия
Елизаровича в должности президента ОАО "Новороссийсклесэкспорт"
невозможным. Правительству Краснодарского края поручить общему
собранию акционеров рассмотреть вопрос о его освобождении от
занимаемой должности.
16.За допущенные нарушения в процессе приватизации, приведшие
к значительному экономическому ущербу, незаконную эксплуатацию
государственной собственности, повлекшую за собой сокращение
бюджетных поступлений, считать дальнейшее пребывание Антонова
Олега Петровича в должности генерального директора ОАО
"Туапсинский морской торговый порт" невозможным. Правительству
Краснодарского края поручить общему собранию акционеров
рассмотреть вопрос о его освобождении от занимаемой должности.
17.Строго указать начальнику краснодарского территориального
управления Государственного антимонопольного комитета РФ
М.Г. Баеву на серьезные просчеты в действиях по пресечению
нарушений антимонопольного законодательства хозяйствующими
субъектами в морских портах края и устранению последствий их
неправомерных действий. В срок до 1 декабря 1998 года разработать
комплекс мероприятий, направленных на обеспечение строгого
соблюдения действующего законодательства в портах Краснодарского
края в современных нормативно-правовых условиях.
18.Управлению федеральной службы налоговой политики РФ по
Краснодарскому краю (Барсуков), Южному региональному центру
Федеральной службы РФ по валютному и экспортному контролю
(Алексанов), Государственной налоговой инспекции по Краснодарскому
краю (Перонко) усилить контроль за выполнением налогового
законодательства и других нормативных актов ГНИ РФ на территории
края, принимать жесткие и своевременные меры по наведению порядка
в формировании налогооблагаемой базы и поступлений в бюджеты всех
уровней.
19.Комитету по охране окружающей среды (Половинко) в 4
квартале 1998 года провести комиссионные проверки экологического
состояния в морских портах края, принять дополнительные меры по
наведению надлежащего порядка.
20.Управлению администрации края по работе с
правоохранительными органами (Дявочка) внести предложения по
координации действий правоохранительных органов в портовых зонах и
на территории края в целом.
21.Потребовать от руководителей местного самоуправления
городов Новороссийск, Туапсе, Сочи, Геленджика, Ейска, Анапы и
Темрюка принять дополнительные меры по усилению государственного
влияния и контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в
морских портах, расположенных на подведомственных территориях.
22.Материалы проверки финансово-хозяйственной деятельности
предприятий и организаций в морских портах края передать в
прокуратуру края для принятия мер по выявленным злоупотреблениям и
привлечению виновных к ответственности в соответствии с
действующим законодательством.
23.Записку правительства Краснодарского края "Об утрате
экономической безопасности России и Краснодарского края в морских
портах Азово-Черноморского побережья Кубани" и настоящее
постановление направить Президенту РФ, председателю правительства
РФ, генеральному прокурору РФ, в Государственную Думу и Совет
Федерации Федерального Собрания РФ.
24.В марте 1999 года рассмотреть в порядке контроля на
заседании правительства края ход выполнения настоящего
постановления.
25.Настоящее постановление вместе с запиской опубликовать в
средствах массовой информации (Мухина).
26.С целью разъяснения позиции администрации края по
рассматриваемой проблеме управлению по организационно-кадровой
работе и взаимодействию с органами местного самоуправления
(Кириченко) в течение недели со дня подписания настоящего
постановления организовать в городах Новороссийске, Туапсе, Ейске
и Темрюкском районе проведение собраний общественности с участием
членов правительства края, на которые пригласить депутатов,
руководителей предприятий, организаций и учреждений городов и
района, работников правоохранительных и контролирующих органов,
представителей политических партий и общественный движений.
До 15 октября 1998 года организовать с участием членов
правительства края и представителей Министерства транспорта РФ
проведение собраний трудовых коллективов работников морской
отрасли, на которых обсудить настоящее постановление и решить
вопрос об ответственности руководителей коллективов и других
должностных лиц.
27.Контроль за исполнением данного постановления возложить на
первого заместителя главы администрации Краснодарского края,
председателя правительства края Мельникова В.А.
28.Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Глава администрации
Н.И.КОНДРАТЕНКО
Приложение
к Постановлению Главы
Администрации края
от 22 сентября 1998 г. N 543
ЗАПИСКА
ОБ УТРАТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ И
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В ПОРТАХ АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКОГО БАССЕЙНА
История развития и становления политических и экономических
интересов России в регионе Черного моря и Кавказа, ее отношений с
другими государствами свидетельствует о том, что юг России
представляет собой зону переплетения и противостояния традиционных
интересов и устремлений ряда промышленно развитых иностранных
государств, ведущих последовательную и настойчивую политику по
ослаблению и вытеснению интересов России в южно-российском
регионе, в частности, в области транспортных сообщений, как одной
из ключевых отраслей экономики.
Произошедшие за последние годы политические и экономические
изменения в стране, повлекшие, в частности, потерю мощного
потенциала транспортной системы морских портов стран Балтии и
Украины, во многом определили исключительную важность и значение
для страны экономической зоны черноморского побережья.
Портовая инфраструктура Краснодарского края включает 9
основных объектов: порт Новороссийск с портопунктами Геленджик и
Анапа, порт Туапсе, порт Сочи с портопунктом Адлер - на Черном
море и порты Кавказ, Темрюк, Ейск - на Азовском море. Дублируя
отдельные функции друг друга, каждый из указанных объектов
обладает рядом присущих ему особенностей по обработке отдельных
видов грузов.
НОВОРОССИЙСК - наиболее развитый и глубоководный российский
портовый узел, состоящий из 6 специализированных зон: грузовой,
пассажирский, нефтяной, лесной, рыбный и геологоразведочный.
Преобладает перегрузка внешнеторговых и импортных грузов широкой
номенклатуры: нефть сырая, руды, металлы, цемент, зерно, лес,
другие грузы. Развиты пассажирские паромные перевозки. Имеет 76
причалов, 21 га крытых складов.
ТУАПСЕ - второй по величине порт на черноморском побережье
края. Имеет 3 специализированных зоны (сухогрузную, наливную,
пассажирскую), 13 причалов. Преобладает погрузка нефтепродуктов,
обрабатываются разнообразные сухие грузы: лес и пиломатериалы,
уголь, руды, удобрения, окатыши, металлы, сахар, зерно. Создана и
функционирует паромная переправа, обслуживаемая судовладельческой
компанией "Ченк" (Турция).
Порты Темрюкского района Краснодарского края КАВКАЗ и ТЕМРЮК
ведут основную перевалку грузов на Азовском море, обрабатывая
нефтепродукты предприятий Нижнекамска, Волгограда, Орска и других
городов России. Обеспечивается работа комбинированной паромной
переправы на украинский порт Керчь.
Порт ЕЙСК осуществляет перевалку преимущественно сухих грузов.
Способен принимать самые крупные суда класса река-море.
Специализируется на экспорте ряда генеральных грузов, зерновых и
семян.
Через морские порты Кубани осуществляется перевалка основной
части стратегического товарно-экспортного потенциала страны.
Грузооборот в 1997 году составил 60735,1 тысячи тонн, что почти на
200 тысяч тонн больше, чем в 1996 году. Обработано около 5500
судов, что на 13 % больше, чем в 1996 году. В ближайшие годы роль
морского портового комплекса может существенно возрасти в связи с
перспективой строительства экспортного нефтепровода
"Тенгиз-Новороссийск" по проекту федерального значения КТК-Р.
Однако в силу отсутствия единой и скоординированной
государственной стратегии в этой области морские порты Кубани с их
мощной инфраструктурой до настоящего времени так и не стали опорой
промышленного и социального развития региона.
В результате скоротечной приватизации морские порты,
расположенные в Краснодарском крае, превратились из
государственных предприятий в акционерные общества, причем доля
государства в этих акционерных обществах постоянно снижается. В
настоящее время государственный пакет акций Новорослесэкспорта
составляет 15 , Новороссийского и Туапсинского морских торговых
портов - по 20 %, Ейского морского порта - 25,5 %, Новороссийского
морского пароходства - 45 %.
В процессе приватизации, при бесконтрольности со стороны
Госкомимущества, допущены серьезные нарушения. Как следствие,
некоторые объекты государственной собственности (причалы) попали в
собственность акционерных обществ. Так произошло с причалами
лесного порта г. Новороссийска, судоремонтного завода
г. Новороссийска, причалами ОАО "Стройкомплект".
Есть вопросы и к ОАО "Новороссийское морское пароходство"
(далее "Новошип") - руководитель Л.И. Лоза. В рамках
правительственной программы "Возрождение торгового флота России" в
целях обновления флота "Новошип" разработал финансовую схему
привлечения кредитов иностранных банков под залог имеющихся судов
в целях финансирования строительства нового современного флота.
В этой связи 31.10.95 г. получена лицензия Центрального банка
РФ N 12-21-034095, разрешающая "Новошипу" создать собственную
дочернюю компанию (100 акций) в Либерии - компания "Интриг
Шиппинг". В лицензии сказано, что компания "Интриг" с рядом
дочерних компаний (их число и наименования строго оговорены в
лицензии) создает "для оформления залога судов, приобретаемых в
счет кредитов иностранных банков и передаваемых АО "Новошип" с
последующей их на баланс АО "Новошип" по истечении срока действия
соглашений" Указанные дочерние компании было разрешено создать
исключительно с целью проведения операций по кредитным соглашениям
между "Интриг" и иностранными банками.
Впоследствии Центральный банк РФ разрешает "Новошипу" продать
в пользу "Интриг" ряд судов по минимальной цене "1 доллар США за
судно" для оформления залога под новые кредиты. В последующем ЦБ
РФ дополнениями N 1, 2, 3 к вышеуказанной лицензии расширяет
количество дочерних компаний "Интриг" и, соответственно, разрешает
продавать уже новые построенные суда на тех же условиях.
В данной части действия "Новошипа" по формальным признакам
законны и попадают под лицензионное поле Центрального банка.
Тем не менее, в нарушение вышеуказанной лицензии ЦБ РФ
"Новошип" позволил компании "Интриг" создать дополнительные 4
компании в Великобритании, США, Либерии, Швеции под общим
наименованием "Новошип", деятельность которых никак не связана с
кредитной схемой, легализированной ЦБ РФ. По материалам выборочной
проверки Южным региональным центром валютно-экспортного контроля
России были выявлены расчеты между АО "Новошип" и "Новошип Швеция"
за 1996-1997 годы в объеме более 6 миллионов долларов США.
На ряде объектов госимущество продолжает эксплуатироваться
бесконтрольно. Так ОАО "Новорослесэкспорт" использует два причала
(N 28 и N 29), которые являются государственной собственностью,
без договора аренды в течение пяти лет.
Дочернее государственное предприятие "Геопорт" (руководитель
В.В. Охрименко), используя государственное имущество с 1994 года,
платежей в бюджет не производило. ОАО "Ейский морской торговый
порт", оплатив арендную плату в размере 34 миллиона
неденоминированных рублей, получил за 1997 год прибыль около 27
миллиардов неденоминированных рублей.
Приватизация Туапсинского морского торгового порта также
проведена с рядом нарушений действующего на тот период
законодательства:
- рабочей комиссией по приватизации не проводилось общее
собрание трудового коллектива по согласованию плана приватизации и
Устава акционерного общества;
- не рассматривался вопрос утверждения Положения о порядке
использования при приватизации средств фондов экономического
стимулирования;
- при оценке капитала не учтены доли порта в уставном капитале
двух совместных предприятий на общую сумму 1195 тысяч рублей
(отраженные в плане приватизации, не включенные в баланс на
01.07.92);
- имели место нарушения сроков проведения закрытой подписки (9
дней вместо 7);
- 05.01.93 был открыт в Туапсинском филиале Кубаньбанка якобы
депозитный счет для оплаты за акции (741), указываемый и в
соглашениях об оплате акций. В средствах массовой информации было
объявлено, что накопительным счетом является расчетный счет (433)
и касса порта при этом на средства, хранящиеся на 741 счете,
банком начислялись проценты. Счет был закрыт 30.11.93. Сумма
начисленных процентов составила 21771743 рубля. Счет работал в
активном режиме, с него "гасили" долги физических лиц - участников
приватизации, снимали наличные средства, производили расчеты. Все
это происходило в нарушение действующего законодательства.
Заключение соглашения о приобретении акций согласно
договору-поручению от 02.04.93 года Фондом госимущества было
поручено АО "ТМТП", в лице юриста Ю.В. Лапшина. Лапшин при
проведении этой работы произвольно изменил форму Соглашения:
- В качестве продавца вместо Фонда госимущества значится АО
"ТМТП".
- В Соглашении неправомерно указан "депозитный" счет N
423741901 (741) порта, а не расчетный (приватизационный) счет,
указанный в договоре-поручении.
- АО при этом неправомерно присвоило себе право (п. 3
Соглашения) внести покупателя в реестр акционеров после полной
оплаты акций. Тогда как в соответствии с договором-поручением оно
было правомочно это сделать только после перечисления средств по
оплате за акции на счет фонда, представления справки из банка о
погашении приватизационных чеков, предоставлении фонду поименного
списка лиц, внесших оплату за акции по установленной форме и после
получения документов из Фонда госимущества, подтверждающих оплату
за акции. Все это позволяет сделать вывод об отсутствии со стороны
Федерального фонда госимущества должного контроля за заключением
соглашений. А ведь этот контроль договором-поручением был возложен
на специалиста фонда.
- 108 акционеров в нарушение условий Соглашения не вносили в
оплату за акции приватизационные чеки.
В денежном выражении, по заключению транспортной прокуратуры,
только неправомерные операции с так называемым "депозитным" счетов
(741) средства, полученные в виде процентов и направленные на
погашение заемных средств для оплаты акций, т. е. сумма скрытого
дохода за сентябрь 1997 года составляла 1874046322
неденоминированных рубля. В том числе использовано 17 работниками
порта на возврат личного займа 1419189000 рублей. При этом следует
отметить, что заемные средства использовали лица, которые имели
непосредственное влияние на процесс приватизации портов: начальник
порта А.П. АНТОНОВ, заместитель начальника порта по экономике Б.В.
ТИМЧЕНКО, главный бухгалтер порта, член рабочей комиссии Т.К.
ТОЧИЛИН, председатель профсоюзного комитета С.С.ШАЛАХОВ.
При проверке морской администрации порта МАП Туапсе
установлено, что в ходе проведения государственной регистрации
гидротехнических сооружений порта Туапсе, произведенной институтом
"Союзморниипроект", выявлено 3 объекта федеральной собственности,
не учтенные при передаче в оперативное управление МАП Туапсе:
- причал в ковше (угольная пристань);
- берегоукрепления вертикального типа между причалами 2 и 3;
- набережная в ковше.
Остаточная стоимость сооружений по состоянию на 1.12.95
составляла 2441 миллионов рублей.
Все эти объекты являются гидротехническими, функционально
законченными сооружениями, строительство которых осуществлялось за
государственный счет, то есть до проведения акционирования порта,
и являются неотделимым имуществом действующего порта.
На запросы МАП Туапсе АООТ "Туапсинский морской торговый порт"
информацию о принадлежности этих объектов представить
отказывается, хотя в соответствии с Государственной программой
приватизации, Указом Президента РФ от 1.07.92 N 721 и
распоряжением Госкомимущества гидротехнические сооружения
приватизации не подлежат.
МАП в течение 1995-1998 годов неоднократно обращалась в
комитет по управлению государственным имуществом Краснодарского
края с просьбой оказать содействие в установлении принадлежности
вышеперечисленных гидротехнических сооружений с последующим
закреплением за морской администрацией в оперативное управление,
Однако до настоящего времени решение по этому вопросу не принято.
Подобные действия со стороны комитета госимущества вызывают
недоумение, так как бюджет в данном случае теряет довольно
значительные суммы в связи с неполучением арендной платы, налога
на имущество и других платежей.
Парадоксальная ситуация сложилась с морскими вокзалами,
которые в результате приватизации попали в состав АО. В настоящее
время государственные учреждения - морские администрации портов
вынуждены арендовать или вновь приобретать за государственные
средства у акционерных обществ помещения для размещения служб,
обеспечивающих безопасность мореплавания. Так произошло в Ейске и
Новороссийске.
Еще более страшные метаморфозы произошли с лоцманскими
службами и портофлотом. В результате одна их самых важных функций
АП - обеспечение безопасности мореплавания - перешла в
коммерческие структуры. Так произошло с лоцманскими службами
Новороссийска и Туапсе. Как результат, огромные прибыли от услуг
лоцманов не попали в государственный бюджет. Для примера можно
сказать, что доход компании, осуществляющей проводку судов в порту
Новороссийск, за неполных два года составил 19 миллионов долларов
США, по порту Туапсе эта сумма составила около 1 миллиона
долларов.
Подобная ситуация сложилась и с буксирным флотом. Из-за
необоснованно завышенных расценок на портовые услуги ЗАО "Флот
НМТП" (руководитель Файлыш) с 1994 года от его услуг, в частности
буксировочных работ, отказались пассажирские суда, работающие на
линии "Новороссийск-Стамбул-Салоники", судовладельцы малых судов,
работающих на лесном, рыбном причалах и в Новороссийском
судоремонтном заводе. В результате ухода судов в другие порты
федеральный бюджет, по ориентировочным оценкам специалистов, за
указанный период недополучил в виде налогов 2,5 миллиона долларов
США.
В складывающейся обстановке значительную позитивную роль в
организации работы и управлении деятельностью морскими портами
должны были бы играть местные морские администрации портов, но, к
сожалению, этого не произошло.
Морские администрации портов (далее МАПы) Кубани являются
государственными учреждениями, созданными соответствующим
приказом министра транспорта Российской Федерации на основании
постановления Совета Министров - правительства Российской
Федерации от 17.12.93 N 1299 "Об организации управления морскими
портами". Этим же приказом утверждено Положение о морских
администрациях.
При рассмотрении деятельности МАП особое место занимает вопрос
портовых сборов, взимать которые вменено в обязанность морским
администрациям. Портовые сборы не являются ни пошлиной, ни
налогом, ни платой за использование причалок или какие-либо другие
услуги, а представляют собой особый вид платежей, которые
производятся капитанами судов за вход в порт.
По общепринятой международной практике средства от портовых
сборов поступают в муниципальные бюджеты городов-портов или
бюджеты территориальных образований. Получение данных средств не
является результатом собственной производственной или коммерческой
деятельности государственных учреждений МАП. В то же время
Положением предусмотрено, что портовые сборы являются одним из
источников формирования имущества МАП. Таким образом, имеет место
ситуация, при которой производится скрытое финансирование
ведомственной структуры Минтранса РФ за счет средств бюджета.
Только 1997 году МАП порта Новороссийск полученные портовые сборы
составили 177 млрд. рублей. Государственное учреждение МАП должно
финансироваться из федерального бюджета в соответствии с
утвержденной сметой расходов, в данном же случае собранные суммы
расходуются бесконтрольно, по усмотрению руководителей МАП.
Назначенный начальником МАП порта Новороссийск в 1994 году
бывший начальник транспортного отдела администрации г.
Новороссийска А.И. Михайличенко в 1995 году незаконно разместил на
депозитном счете в коммерческом банке "Бата" 5 миллионов долларов
США бюджетных средств. Позже эти средства были кредитованы банком
Новороссийскому ТОО "Инвестор-Юг" (руководитель И.Н. Шарун, убитый
в сентябре 1997 года в г. Москве). ТОО "Инвестор-Юг" вложило эти
средства в коммерческие проекты, окончившиеся неудачей. В
дальнейшем банк "Бата" был признан банкротом и большая часть
указанной суммы была утрачена для государства. Установлены и
другие факты необоснованного расходования Михайличенко
государственных средств. В отношении Михайличенко было возбуждено
уголовное дело, и он был отстранен от занимаемой должности.
В марте 1996 года в должности начальника МАПН утвержден В.В.
Попов, который также продолжает перечисление бюджетных средств в
сторонние организации. В 1996 году им переведено около 2 миллионов
долларов США на депозитный счет МАПН в московском акционерном
"Морбанке", при том, что значительные средства затрачивались на
оплату услуг посреднических фирм за поиск инвестиций на
реконструкцию и строительство портовых сооружений.
1996-1997 годах московскому юридическому агенству "Юнилекс"
перечислено около 1 миллиарда рублей за юридическое обслуживание,
несмотря на то, что в МАПН имеется укомплектованный штатом
юридический отдел, а в Министерстве транспорта - соответствующая
юридическая служба.
1,4 миллиарда рублей перечислено коммерческим аудиторским
фирмам за проверки. Интересно заметить, что уже после проведения
проверок МАПН этими фирмами ГНИ г. Новороссийска было начислено
более 10 миллиардов рублей штрафных санкций, что дает возможность
предположить, что эти аудиторские проверки носили формальный
характер.
В 1997 году московскому страховому агенству "Якорь" МАПН
перечислила 1,8 миллиарда рублей за страховку причалов, в то время
как их строительство не было завершено и они не имели балансовой
стоимости. Расчеты показывают, что стоимость страховки завышена
более чем в 20 раз.
Допускались не вызванные производственной необходимостью
миллиардные расходы на дорогостоящие ремонты, приобретение
легковых автомобилей, мебели, оргтехники и т. п.
Данные затраты производились на фоне критического состояния
значительного числа гидротехнических сооружений Новороссийского
порта и необходимости их капитального ремонта.
Акционерное общество открытого типа "Новороссийский морской
торговый порт" (руководитель В.Н. Ковбасюк) учреждено на базе
государственного предприятия Новороссийского ордена Трудового
Красного Знамени морского торгового порта в соответствии с Указом
Президента РФ от 01.07.92 г. N 721. Учредитель - комитет по
управлению госимуществом Краснодарского края. Устав АООТ "НМТП"
зарегистрирован Постановлением главы администрации
г. Новороссийска от 11.12.92 г.
Уставный капитал АО "НМТП" на момент образования составил 211
млн. рублей с государственной долей 42 млн. рублей (20%).
Процесс приватизации порта изначально пошел не по пути
соблюдения государственных интересов, а в угоду узкой группы
руководителей порта и Минтранса.
Вопреки распоряжению Госкомимущества (ГКИ) N 490, запрещающему
портам акционироваться по первому варианту, в ноябре 1992 года
А.Б. Чубайс подписал постановление ГКИ N 750, в развитие которого
зам. пред. ГКИ П.П. Мостовой 11.11.92 г. утвердил документы о
создании АО "НМТП" по второму варианту.
В итоге 51% акций был продан трудовому коллективу порта по
закрытой подписке (эти акции в последствии у работников активно
скупались руководством порта и коммерческими структурами), 29%
было продано на аукционе, 25% из которых были выкуплены
структурами "ЛукОйл" (в настоящее время владеет 29%), 20%
закреплено за государством сроком на 3 года (затем срок был
продлен еще на 3 года).
Новороссийский морской порт занимает высокие рейтинговые
позиции в списке российских и мировых компаний. В то же время
рыночные экономические показатели свидетельствуют, что стоимость
акций порта до настоящего времени целенаправленно занижена.
Отношение рыночной стоимости (капитализации) НМТП к его чистой
прибыли составляет 0,63; отношение годового объема реализации к
капитализации компании - 3,30. Для сравнения: Мурманский морской
торговый порт соответственно - 2,08 и 3,08, что позволяет с
увеличением расходной части искусственно занижать доходы порта и
не платить соответствующие налоги в бюджет.
Еще при подготовке плана приватизации и акта оценки имущества
государственного предприятия "Новороссийский морской торговый
порт" руководством порта были скрыты учредительные взносы: ТОО
"Сименс Клаб" (г. Новороссийск) - 50 тыс. рублей, АОЗТ
"Международный центр малого предпринимательства"
(г. Санкт-Петербург) - 10 тыс. рублей, АОЗТ "Новопрот ЛТД"
г. Лондон) - 3000 фунтов стерлингов (250 тыс. рублей). Это привело
к занижению уставного капитала на сумму свыше 300 тыс. рублей и
позволило длительное время осуществлять неконтролируемую советом
директоров "НМТП" и, в частности, представителем государства в
совете финансово-хозяйственную деятельность, в том числе за
рубежом.
На июнь 1995 года АО "НМТП" являлся учредителем 54
предприятий с долевым участием 2,8 млрд. рублей и 1800 фунтов
стерлингов. Отдельные из указанных предприятий функционировали без
лицензии Центробанка России, доходов от их деятельности, по данным
НМТП, получено не было. В итоге использование государственных
средств в виде 20 % участия в уставном фонде НМТП в деятельности
указанных предприятий ожидаемой прибыли ему не принесло.
В октябре 1994 года, несмотря на предложения МАПН о передаче
причалов в аренду владельцам технологий на конкурсной основе по
указанию директора департамента морского транспорта РФ Н.П. Цаха в
нарушение антимонопольного законодательства, передано в аренду АО
"НМТП" государственное имущество морского порта, не подлежащее
приватизации, в количестве 81 единицы общей балансовой стоимостью
109 млрд. рублей и остаточной стоимостью на 01.10.94 г. 60 млрд.
рублей. Вопреки здравому смыслу и мировой практике была определена
мизерная арендная плата в размере 3 % от остаточной стоимости (но
не рыночной) арендованного имущества. При этом в течение трех лет
госимущество эксплуатировалось бесплатно, АО "НМТП" расчеты с
бюджетом не производило.
АО "НМТП", в свою очередь, как арендатор государственного
имущества, в нарушение нормативных документов и без согласования с
комитетом по управлению госимуществом Краснодарского края
(Собственником государственного имущества) передано в пользование
фактически в субаренду, все государственное имущество (причалы,
другие гидротехнические сооружения, портовый флот и т. п.) уже по
рыночной цене, получая от его эксплуатации доходы, сопоставимые со
100 % рентабельностью производства. По указанной схеме (договор от
04.01.94 г.) была осуществлена передача в субаренду ЗАО "Флот
НМТП" госимущества, в том числе 17 морских судов и плавучего
крана.
Кроме неэффективной, с точки зрения федеральных интересов,
эксплуатации арендованного государственного имущества, необходимо
отметить отсутствие соответствующих затрат на его содержание,
ремонт и реконструкцию. Например, акционерным обществом
"Черномортранснефть", эксплуатирующим нефтяные причалы на условиях
субаренды, на указанные цели были выделены средства в сумме 70
млн. долларов США. Однако по назначению они использованы так и не
были. Их дальнейшая судьба не известна.
Причалы Новороссийского морского торгового порта, строившиеся
в 20-е-70-е годы, были рассчитаны на эксплуатацию с учетом
ежегодной профилактики. Однако из-за нарушения сроков профилактики
они приходят в негодность.
Так, нефтегавань "Шесхарис", являющаяся крупнейшим в России
портом по экспорту нефти и, соответственно, источником валютных
поступлений в российскую экономику, работает на пределе своих
возможностей. Износ причалов нефтегавани, по оценкам экспертов,
достигает 70 %. Это касается как надводной, так и подводной части
причалов.
Основные причалы по перевалке нефти (за исключением причала
N 1) - причалы N 2 и N 3 нуждаются в срочном ремонте гидротехники.
На всей территории нефтегавани "Шесхарис" снижена готовность к
проведению противопожарных мероприятий. По мнению экспертов, при
разливе 1000 тонн нефти в апреле 1997 года только счастливый
случай спас город и порт Новороссийск от пожара.
Причалы N 26 и 27 для обработки жидких пищевых грузов опасны
для швартовки судов и грузовых работ. В итоге они используются для
перестоя судов малого водоизмещения. Причал N 25 полностью вышел
из строя и на своих фрагментах используется как свалка
металлолома. Причалы N 25, 26 и 27 ранее использовались для
перевалки жидких пищевых продуктов (виноматериалы, растительные
масла и т. п.) до 1,5 тысячи тонн в год. В настоящее время их
возможности утрачены.
Основные причалы N 8, 9, 10, 16, 17, 18, 19, расположенные в
торцах Центрального и Западного районов порта, имеют повреждения
подводных частей и несущих конструкций и требуют срочных ремонтных
работ.
Таким образом, сложилась ситуация, когда в отсутствие
государственной концепции развития морских портов практическая
финансово-хозяйственная деятельность АО "НМТП" (руководитель -
В.Н. Ковбасюк) - бывшей структуры федерального подчинения - явно
не вписывается в представление о государственных транспортных
приоритетах.
В соответствии с Постановлением правительства РФ "О мерах по
упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" от
07.03.95 г. N 239 тарифы на погрузочно-разгрузочные работы в
портах регулируются правительством РФ и федеральными органами
исполнительной власти. Однако, воспользовавшись бездействием
федеральных органов, НМТП использовал для своей деятельности
собственные договорные тарифы, утвержденные генеральным
директором. В.Н. Ковбасюком. Так, с 15.10.93 г. по коммерческим
договорам ставка грузового сбора была утверждена в размере 3,50
долл. США за тонну, с 01.01.97 г. - 3,15 долл. США. Анализ объемов
отгруженных нефтепродуктов за 1996-1997 годы показал, что
фактически тарифы на перевалку экспортных нефтепродуктов
устанавливались руководством НМТП произвольно: от 3,50 долл. США
(фирмы - нерезиденты "КМС Лтд", "ОАС Лтд", "Петрако Ойл Ко") до
0,02 долл. США ("Фобуар Трйдинг"), 0,55 долл. США (Ансидекс
Трейдинг", "Сэвил Трейдинг") в 1996 году; от 3,00 долл. США
("Картина Трейд Лтд"), 2,60 долл. США ("Силеко Транс", "АОС Лтд")
до 0,02 долл. США ("Фобуар Трейдинг") в 1997 году. Более того, по
федеральным программам в 1997 году отгружались нефтепродукты по
льготной ставке 109 руб. 47 кон. + 20 % НДС не только по
российским клиентам ("ЛукОйл-Черноморье", "Машиноимпорт",
"Нефта"), но и по нерезидентам - фирмам "Хайтрейд", "Силеко Транс"
и "ТрансОйлСервис" (постановления правительства РФ N ПП707,
ПП1244, 1142, 81Б и ПП31 соответственно).
Объяснение предлагается такое: Новороссийский морской торговый
порт является акционерным обществом, у которого государству
принадлежит всего 20% акций, поэтому в отсутствие государственного
регулирования естественных монополий порт, как коммерческая
структура, действует исходя из цели получения прибыли и защиты
интересов своих акционеров.
Созданная в апреле 1997 года Федеральная служба РФ по
регулированию естественных монополий на транспорте ввела в 1998 г.
для НМТП тариф в размере 2,60 долларов за тонну. В последующем
этот тариф уменьшился до 2,30 долл. США. В настоящее время он
составляет 2,00 долл.
Результатом такой безумной федеральной политики стало
ухудшение финансового положения порта, уменьшение налоговых
отчислений и, как ни странно, переориентация части экспортных
грузопотоков на более дорогие порты Украины и Прибалтики (5,50 -
6,00 долл. США за тонну).
Но это еще не все. Отгружаемая в 1998 году на экспорт
азербайджанская нефть от Каспийского нефтяного консорциума
переваливается через НМТП согласно правительственному распоряжению
бесплатно, таким образом, вместо прибыли НМТП имеет ничем не
компенсируемые затраты.
Снижение тарифов на перевалку нефти и нефтепродуктов,
безусловно, выгодно частным российским экспортерам нефти: это
снижает их издержки в период резкого падения мировых цен на нефть.
В равной степени выгодна российским экспортерам обвальная
девальвация рубля.
С другой стороны, политика снижения тарифов на перевалку
экспорта грузов пагубно влияет на финансовые показатели НМТП и не
отвечает интересам Краснодарского края.
Необходимо также отметить один немаловажный факт. Рынок
экспедиторских услуг на нефть и нефтепродукты делят между собой в
г. Новороссийске три компании: две российские: "ЛукОйл-Черноморье"
(20%) и "Нафта-Москва" (25%), которые исправно платят налоги, а
также французская фирма "Силеко Транс" - фактически монополист,
занимающий в экспедиторском бизнесе монопольную долю в 52-53%.
Фирма "Силеко Транс" заключает договоры о
транспортноэкспедиторском обслуживании с экспортерами нефти, с АК
"Транснефть" с НМТП, и реально осуществляет экспедиторское
обслуживание. Таким образом, французская фирма ведет активную
финансово-хозяйственную деятельность на территории России, при
этом она нигде не зарегистрирована и налогов не платит.
На наш взгляд, вопросы тарифного регулирования естественных
монополий должны решаться федеральными органами исполнительной
власти с учетом мнения администрации и Законодательного собрания
края. В противном случае краю придется самостоятельно принимать
соответствующие законы и другие нормативные акты во избежание
финансового развала Новороссийского порта.
Причалы Новороссийского морского рыбного порта находятся в
оперативном управлении государственной морской администрации
Новороссийского рыбного порта. Эти причалы переданы в аренду ОАО
"Новороссийскрыбпром" (руководитель Г.Г. Печоров). За
четырехлетний период хозяйственных отношений задолженность перед
государственной администрацией Новороссийского морского рыбного
порта составила на 01.01.98 г. 5 миллиардов (неденоминированных)
рублей.
Перезаключив договор аренды 20.02.97, Рыбпром уклоняется от
заключения договора хозяйственных взаимоотношений с
государственной администрацией НМРП. Рыбпром параллельно учредил
компанию ООО СП "Норороссийский морской рыбный порт" (руководитель
В.Г. Гавриленко). Указанная компания, не имея договорных
документов на пользование причалами, эксплуатирует их, получая
прибыль. При это государственная администрация не получает
платежей.
В связи с этим государственная администрация имеет
задолженность перед бюджетом на 1.01.98 (без учета пени) 1136
миллионов неденоминированных рублей. Из этой суммы 744 миллиона
составляет налог на имущество.
На 01.01.96 ОАО "Новороссийскрыбпром" имело 16 судов
балансовой стоимостью 386664720 рублей. На 01.07.98 на балансе
осталось только 8 судов.
Комиссией Южного регионального центра валютного контроля
России установлено, что в 1994 году ОАО "Новороссийскрыбпром"
создало на Кипре оффшорную компанию "Новороссийскрыбпром Компани
Лимитед" и произвело вложение в его уставный фонд основными
средствами стоимостью транспортного судна "К. Волкович". Доля
прибыли, полученная предприятием от деятельности незаконно
созданной оффшорной компании за 1995-1996 годы, составила 4978895
тыс. неденоминированных рублей. Данная валютная операция,
связанная с движением капитала, произведена при отсутствии
лицензии ЦБ РФ.
По вышеуказанному факту решением ТГНИ г. Новороссийска от
04.03.97 вынесены штрафные санкции в сумме 5374824 тысячи
неденоминированных рублей. Однако до настоящего времени это
решение не выполнено, судно в порт прописки не возвращено.
По кредитному соглашению в иностранной валюте между
Новороссийским филиалом АБ "Мосбизнесбанк" и ТОО "Альфа"
(г. Новороссийск) "Новороссийскрыбпром" выступает поручителем. В
связи с неисполнением обязательств ссудозаемщиком со счета
предприятия в январе 197 году списывается 241568 долларов США в
погашение чужого кредита.
По аналогичной схеме списаны валютные средства со счета
предприятия по кредиту ТОО "Аверс" (402821 доллар США). Что
характерно, обращение взыскания на валютные средства предприятия
происходит ранее срока возврата самого кредита.
"Новороссийскрыбпром" также выступает поручителем за ТОО
"Арбис" по кредитному соглашению последнего с Новороссийским
Мосбизнесбанком на сумму 2103600 долларов США. С связи с
возложением обязательств на "Новороссийскрыбпром" с его счета с
апреля 1997 года списываются проценты по чужому кредиту в размере
688468 долларов США.
Кроме этого, кредиты в наличной валюте выдаются
Мосбизнесбанком и лично директору "Новороссийскрыбпрома" Г.Г.
Печорову. В обеспечение этих кредитов, также по договорам
поручительства, предлагаются валютные средства на счетах
"Новороссийскрыбпрома". В 1997 году Печоровым таким образом
получено 202654 доллара США.
В результате поручительства за кредиты в иностранной валюте
данного "Новороссийскрыбпромом" филиалу Мосбизнесбанка в 1997 году
со счета предприятия было списано более полутора миллионов
долларов США.
В результате бесконтрольной и, на наш взгляд, противоправной
деятельности предприятие оказалось на грани банкротства.
По данным КРУ на 1.09.98 г. задолженность предприятия
всевозможным кредиторам составляет более 32 миллионов американских
долларов, 30 миллионов немецких марок и более 10 миллиардов
рублей.
В сложнейшее положение из-за противоправных действий бывшего
директора А.Н. Гридасова попало государственное предприятие
"Новороснефтепродукт". Установлено, что в период с 1995 года по
1997 год на его базе сформировалась и действовала организационная
преступная группа, длительное время занимавшаяся противоправными
сделками с нефтепродуктами. В сговоре с руководителями ряда
московских коммерческих структур, используя коррумпированные связи
в органах государственной власти и управления различных уровней,
они организовали устойчивую схему экспорта энергоносителей,
включающую всю цепочку добычи, переработки, реализации и перевалки
нефтепродуктов.
16.11.94 г. между администрацией г. Новороссийска в лице главы
администрации В.Г. Прохоренко, администрацией города Нефтеюганска
в лице главы администрации В.Г. Севрина и ГП "Новороснефтепродукт"
в лице директора А.Н. Гридасова был заключен договор о совместной
деятельности, согласно которому администрация г. Нефтеюганска
организует регулярные поставки нефтепродуктов на ГП
"Новороснефтепродукт", а оно, в свою очередь, организует прием,
хранение и реализацию нефтепродуктов, поступающих от различных
поставщиков по поручению администрации г. Нефтеюганска.
Нефть и нефтепродукты похищались в Нефтеюганске,
перерабатывались на ряде российских нефтеперерабатывающих заводах,
в т. ч. и на Краснодарском НПЗ (благодаря связям президента
Новороссийского СП "Инвестор-Юг" И.Н. Шаруна), реализовывались
через Новороссийск, принося баснословные прибыли. в Эти аферы
также был втянут строительный трест N 12, входящий в систему
"Спецстроя" России, директор которого странно погиб в 1996 году.
Позже в Москве неустановленными лицами был убит и И.Н. Шарун.
В 1998 году В.Г. Севрин проиграл очередные выборы на должность
главы администрации г. Нефтеюганска Петухову, который попытался
навести порядок в организации нефтедобычи, но в июне 1998 года был
убит.
Прокуратурой Краснодарского края, ГУВД края и УФСБ России по
Краснодарскому краю в настоящее время расследующему уголовное дело
N 23019 в отношении Гридасова, привлеченного по данному уголовному
делу в качестве обвиняемого.
Скрывшийся вместе со своими сообщниками от следствия и
выехавший в США Гридасов в начале 1997 года прислал факс, в
котором назначает директором ГП "Новороснефтепродукт" своего
заместителя Чалбаша, который продолжил противоправную
деятельность.
В результате махинаций с нефтепродуктами и денежными
средствами у ГП "Новороснефтепродукт" сформировался мнимый долг
более 40 миллиардов деноминированных рублей.
На данный момент "Новороснефтепродукту" в арбитражный суд
Краснодарского края предъявлены иски на сумму более 20 миллиардов
рублей. Уже имеются решения в пользу истцов.
Таким образом создалась угроза того, что государственное
предприятие стратегического значения "Новороснефтепродукт" в
результате умышленных действий бывшего руководства и
заинтересованных криминальных структур станет банкротом и будет
приватизировано.
В г. Туапсе с 1996 года идет борьба между финансово-
коммерческими структурами за право владения глубоководным причалом
бывшего рыбколхоза "Родина" стоимостью 11 миллионов рублей. За
время многочисленных сделок, совершавшихся различными фирмами в
отношении этого причала, были убиты коммерческий директор
Южночерноморского банка Н.В. Мельник, сожитель управляющей банком
В.В. Банкаловой А. Швырев (один из криминальных авторитетов
города) и его сын, которые руководили фирмой "Богема". Дважды
покушались на жизнь руководителя фирмы "Новекс", имеющей свою долю
в причале, тяжело ранили В.В. Ярового - директора Туапсинского
морского рыбного порта.
В июне 1997 года Южночерноморский коммерческий банк был
признан банкротом. Его задолженность перед юридическими и
физическим лицами составила 27 миллиардов неденоминированных
рублей. В частности, 2 миллиарда рублей задолжала банку фирма
"Тэквандо", владельцем которой является депутат Законодательного
собрания края В.Н. Дьяконов.
Не по поводу ли этого причала дважды была предпринята попытка
покушения на жизнь "несговорчивой" главы администрации г. Туапсе
Джигун Н.А.? Можно ли при таком беспределе утверждать, что в
портах у нас все обстоит хорошо?
Отсутствие четкой стратегии защиты государственных интересов
привело к захвату рынка морских грузопассажирских перевозок на
линии Новороссийск-Стамбул, иностранными, в первую очередь
турецкими, компаниями. При попустительстве налоговых органов
иностранные фирмы работают без регистрации и постановки на
налоговый учет по месту осуществления финансово-хозяйственных
операций. Этим они ставят отечественного добросовестного
перевозчика в неравные условия конкуренции, что сильно ущемляет
интересы российских компаний.
Неурегулированность действующего законодательства позволяет
иностранным компаниям оказывать услуги по перевозке пассажиров без
соответствующих лицензий, ввиду того, что морская администрация по
существующим правилам лицензий иностранным компаниям не выдает.
Поэтому создается "законная" ситуация, когда возможно осуществлять
деятельность без регистрации и лицензирования. Так, по данным
налоговой полиции, греческая компания "Посейдон лайнс",
осуществляя регулярные рейсы Новороссийск-Салоники-Стамбул-
Новороссийск и используя для этой цели собственное судно,
реализовывало билеты на территории Новороссийского порта и
осуществляло пассажирские перевозки российских граждан без
соответствующей лицензии и регистрации в налоговых органах.
По аналогичной схеме, не уплачивая ни одного налога, работает
мальтийское судно "Любовь Орлова". Примечательно, что мальтийская
компания, которой принадлежит теплоход "Любовь Орлова",
агентируемый Новороссийском фирмой "Интранс" (руководитель
Ульянченко), не имеет представительства на территории России, не
состоит на налоговом учете, не имеет лицензии.
Такие примеры характерны и для деятельности иностранных фирм
при осуществлении паромных перевозок. По данным экспертов, общая
цифра ежемесячного транзита грузовых автомобилей только через
Новороссийский порт составляет около 2000 единиц (в обоих
направлениях), однако доходы преимущественно получают турецкие
компании. Аналогичная проблема имеется и на паромной переправе
Керчь-Порт Кавказ. В связи с тем, что паромы принадлежат Украине,
российская сторона получает от услуг переправки только 30% сборов
и только по Порту Кавказ.
Фактически зарубежные фирмы, действующие в южных портах
России, серьезно нарушают общепринятый мировой баланс соотношения
резидентов и нерезидентов на канале мировых перевозок,
перехватывающих значительную долю грузов и пассажиров, которые
могли бы перевозиться отечественными судовладельцами и
грузоотправителями, вытесняют их из наших портов, укрывают от
российских налоговых органов значительные суммы.
Так, в апреле т. г. Новороссийская фирма "Крафт" (руководитель
Кочарян), предприняла дальнейшие усилия по вытеснению с рынка
грузопассажирских перевозок российских судовладельцев. Она
поставила на линию, с участием турецких партнеров,
грузопассажирский паром "Капитан Заман-2" (флаг Белиза), способный
перевозить более 6000 м3 груза и до 200 пассажиров. 24 апреля
фирмой "Крафт" в Новороссийске была проведена презентация с
приглашением представителей турецкой стороны, отдельных
представителей местной администрации, правоохранительных органов,
ряда известных в городе "теневиков", имевшая целью
продемонстрировать неограниченные возможности фирмы.
С постановкой на линию "Капитана Заман-2" турецкая сторона
резко снизила цены на билеты и тарифы на перевозку грузов, что
сразу привлекло к нему основную массу грузоперевозчиков и ударило
по интересам российских компаний, понесших ощутимые потери.
Складывающаяся таким образом ситуация по вытеснению
российских компаний на рынке транспортных услуг весьма серьезна.
Если Министерство транспорта РФ не примет экстренных мер по защите
интересов российских перевозчиков, то в ближайшее время они
будут полностью вытеснены с рынка.
Значительный ущерб интересам государства наносит так
называемый псевдоэкспорт нефтепродуктов. Анализ имеющихся
материалов свидетельствует, что якобы отправленные за границу
нефтепродукты на практике не покидают Россию и реализуются после
экспортного контракта на российском рынке. При этом для
покупателей за хозяина продукции выдается иностранное лицо, а для
налоговых органов сделка представляется как оказание транспортно-
экспедиторских услуг. Этот способ уклонения от уплаты налогов
хорошо известен правоохранительным и контролирующим органам.
В ходе проверки установлены нарушения в землепользовании.
В соответствии с постановлением главы администрации
Краснодарского края от 30.09.93 г. N 347 "Об изъятии и
представлении земельных участков для морских и речных портов и
портовых сооружений" главам администраций городов и районов края
предписывалось "производить изъятие и предоставление земельных
участков в зонах, примыкающих к существующим морским и речным
портам, или для строительства новых, при наличии
технико-экономических обоснований развития портов, с согласия
краевой администрации".
То же самое оговорено в статьях 4, 7 Закона Краснодарского
края "Об особом порядке землепользования в Краснодарском крае".
Однако администрация г. Новороссийска (В.Г. Прохоренко)
грубо нарушила требования вышеуказанных нормативных актов. Так,
своими постановлениями от 13.07.95 г. N 1575 и от 31.08.95 г.
N 2088 она предоставила морской администрации порта Новороссийск
земельные участки общей площадью 19,1557 га в бессрочное
пользование под проектирование и строительство объектов порта, а
затем постановлением от 26.01.98 г. N 96 изъяла из пользования МАП
Новороссийска земельный участок площадью 2,103 га, на который уже
был выдан государственный акт на право бессрочного (постоянного)
пользования, и признала его недействительным.
Постановлением главы администрации г. Новороссийска от
25.04.94 г. N 1548 "Об утверждении тарифных ставок за аренду
земельных участков" установлена базовая ставка арендной платы за
1 м2 земельного участка, расположенного на городских землях, в
размере 2250 неденоминированных рублей в год. Этим же
постановлением утверждены поправочные (повышающие) коэффициенты к
расчету арендной платы в зависимости от вида деятельности и
местоположения участка.
Однако в приложении дано всего лишь 10 видов деятельности,
из-за чего нельзя увеличить размер арендной платы за земельные
участки, расположенные за портами, и в целом на территории города
за земельные участки, занимаемые АЗС, СТО, гостиницами, офисами,
банками и т. д.
Кроме того, администрацией города Новороссийска было принято
постановление от 7.07.94 г. N 2769 "О переоформлении землеотводных
документов под приватизированными предприятиями", п. 3 которого
предусматривает установление с 1.04.94 г. ставки арендной платы за
1 кв. м земельного участка, равной ставке налога, согласно решению
малого Совета от 15.09.93 г. N 227 и внесение соответствующих
изменений в ранее заключенные договоры аренды.
В результате этого сложилась ситуация, при которой арендная
плата за землю под приватизированными предприятиями (за которыми,
в соответствии с действующим законодательством, земля должна быть
закреплена в аренду) не превышала земельного налога.
В соответствии с Законом РФ от 9.08.94 г. N 22-ФЗ "О внесении
изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" морские
порты, судоремонтные заводы освобождены от уплаты земельного
налога.
С юридических лиц, освобожденных от уплаты земельного налога,
при передаче ими земельных участков в аренду взимается земельный
налог с площади, переданной в аренду.
Постановлением главы администрации г. Новороссийска от
31.03.93 г. N 1025 за акционерным обществом "Новороссийский
морской торговый порт" был закреплен бессрочное (постоянное)
пользование земельный участок площадью 113,638 га. Постановлением
от 25.04.95 г. N 871 АО "Новороссийский морской порт" предоставлен
в долгосрочную аренду земельный участок площадью 94,534 га под
существующими сооружениями порта (в том числе технические причалы,
пирсы, морвокзал). Согласно п. 2 указанного постановления, АО
"Новороссийский морской торговый порт" обязано было заключить
договор долгосрочной аренды земельного участка, но до настоящего
времени договор не заключен.
В то же время АО "Новороссийский морской торговый порт"
заключает договоры на передачу в аренду зданий и сооружений порта
коммерчески структурам. Так, согласно договору аренду от 1.01.97
г. N 11, заключенному между АО "Новороссийский морской торговый
порт" и ТОО "Мортур-сервис", "Новороссийской морской торговый
порт" передает в аренду здание и имущество морвокзала общей
балансовой стоимостью более 7 миллиардов рублей. Арендная плата
составляет 25 миллионов рублей в месяц. Аналогичные договоры
заключены с ООО "Морское агенство Дело", ТОО "Черноморская
охранная фирма", ТОО "Эврика-1", ООО "Жар", ТОО "Сименс Клаб" и
др. А так как договоры аренды зданий и сооружений регистрировались
только органами БТИ, то это позволило указанным коммерческим
структурам уйти от земельных платежей.
Комитетом по земельным ресурсам для рассмотрения в органы
прокуратуры г. Новороссийска в 1997 году переданы 12 материалов по
самовольному занятию земель, в 1998 году уже передано 5 таких
материалов.
В администрацию края приходят многочисленные жалобы и
заявления от граждан и различных организаций о злоупотреблениях,
допускаемых рядом ответственных работников администрации
г. Новороссийска, в том числе и мэром города В.Г. Прохоренко.
Правоохранительным органам будет поручено провести проверки
сведений, изложенных в этих заявлениях, и дать правовую оценку.
Аналогичные нарушения выявлены в портах Туапсе и Порт Кавказ.
Неурегулированность на протяжении длительного времени земельного
вопроса (в части передачи земли в аренду и, соответственно,
взимания арендной платы) значительно снижает налогооблагаемую базу
местного бюджета.
С развитием внешнеэкономической деятельности, увеличением
числа ее участников, ростом товарооборота растет и преступность.
При этом морские перевозки особо привлекательны для преступников
своей высокой прибыльностью, возможностью получения значительных
доходов в валюте, вывоза ее за рубеж, быстротой деловых оборотов,
рядом сохраняющихся налоговых льгот. Используя несовершенство
налогового законодательства, посредством осуществления фиктивных
внешнеэкономических сделок, различные дельцы создают исключительно
благоприятные возможности для ухода из-под контроля
правоохранительных органов крупных сумм и оседания валютной
выручки на зарубежных счетах. Этим государству наносится
значительный экономический ущерб. При существующих сегодня
пробелах пограничного, таможенного, банковского, валютного,
регистрационного контроля нарушения в сфере внешнеэкономической
деятельности приняли массовый и устойчивый характер.
Обстановка осложняется и тем, что наряду с основными
участниками внешнеэкономической деятельности функционирует большое
количество юридических лиц, специализирующихся на выполнении
различного рода вспомогательных работ и оказании сопутствующих
услуг. Значительная их доля - филиалы, представительства, дочерние
компании, образования, зарегистрированные в оффшорных зонах,
находятся вне сферы эффективного контроля органов налоговой
полиции. Только в Новороссийском порту, в соответствии с
полученными лицензиями по различным видам деятельности, на морском
транспорте работает 135 предприятий, занимающихся
грузопассажирскими перевозками, бункировкой судов, агентским,
сюрвейерским обслуживанием, осуществляющих складские операции,
погрузочно-разгрузочные работы, транспортно-экспедиторское
обслуживание.
Основными видами налоговых нарушений в рассматриваемом секторе
экономики являются занижение объемов направленной на экспорт
продукции с оставлением части валютной выручки на неконтролируемых
счетах за рубежом, занижение объемов перевозимых грузов,
неотражение в бухгалтерской отчетности предприятия выручки за
услуги по перевалке за границу энергоносителей, грузов, сокрытие
доходов при проведении обменно-закупочных операций по
бункировочному топливу.
Например, в марте 1998 года рейдовым мероприятием в
г. Новороссийске на теплоходе "Полюс" (ООО "В5 Практик")
установлен и пресечен факт провоза незадекларированного товара
объемом 1620 куб. м при заявленных таможне 177 куб. м, что
соответствует неоплате за провоз багажа около 200 тысяч рублей.
Хозяйственная деятельность государства пока, к сожалению,
организована таким образом, что на экспорт идут в основном нефть,
лес, металл, некоторые виды сельскохозяйственной продукции. Импорт
же представлен ширпотребом. При этом мы вынуждены признать, что,
имея огромную армию правоохранительных и контролирующих органов,
не смогли должным образом организовать контроль за разработкой и
вывозом природных ресурсов.
По данным Северо-Кавказского управления государственного
таможенного комитета, за 15 месяцев 1997-1998 годов с территории
Краснодарского края экспортировано круглого леса ценных пород
около 64 тысячи куб. м, в то время как управлением лесами края
выдано пропусков на указанные виды древесины на 6,6 тысячи куб. м,
что составляет около 10% от вывезенного.
Пассивность правоохранительных органов привела к проникновению
в порты иногородних криминальных образований на земляческой или
национальной основе.
В 197-1998 годах обострилась ситуация с переделом сфер влияния
и перераспределением легальной собственности криминального мира.
Это привело к ряду вооруженных столкновений между
противоборствующими преступными группировками в городах
Новороссийске, Туапсе, Анапе.
Подписание соглашений между членами Каспийского консорциума о
разработке новых нефтяных месторождений новых нефтяных терминалов
в городах Новороссийске и Туапсе, строительство
нефтеперерабатывающего завода в Крымске стали причиной заметной
активизации и повышенного интереса со стороны зарубежных спецслужб
и преступных обществ.
Криминальные структуры принимают различные меры по уклонению
от уплаты налогов, снижению рентабельности производства, прибыли
от сделок, подведению производств к экономическому краху. На ряде
участков они уже серьезно противодействуют государственным
интересам.
На некоторых объектах морского транспорта за последние годы
отменена тенденция к росту так называемой "беловоротничковой"
преступности (Новороссийск, Туапсе). В ходе проверки выявлены
признаки концентрации прибылей от соответствующих перевозок в
руках узкой группы предпринимателей, имеющих родственные и иные
связи с руководством портов, некоторыми центральными
министерствами и ведомствами, крупными московскими финансово-
промышленными группами. Например, группа компаний "Дело"
контролирует, при поддержке некоторых сотрудников Минтранса, более
половины агентских, посреднических и иных услуг по перевалке
грузов в г. Новороссийске.
Рассматривая ситуацию в портах, их влияние на всю
инфраструктуру, в том числе городов, следует отметить, что
механизм непродуманных преобразований вызвал в них и в крае в
целом необратимые разрушительные процессы, сделал невозможным
достижением стабилизации социально-экономической ситуации.
Приватизация в портах, разрыв их хозяйственных связей, ценовой
хаос, отсутствие четкой законодательной базы и координирующей роли
государства создали благоприятные условия для коррупции и
криминализации во всех сферах деятельности ведущих портов Кубани.
С помощью федеральных органов в портах созданы структуры,
которые изначально были заинтересованы только в своих личных
финансовых интересах. Сращивание частных и государственных
интересов породило невиданную коррупцию органов исполнительной
власти, правоохранительных органов и коммерческих структур в
портах края.
Можно с уверенностью констатировать, что приведенный анализ
ситуации в портах свидетельствует о полном провале работы комитета
по управлению государственным имуществом (Федотов), комитета по
земельным ресурсам и землеустройству (Виднов), мэрии
г. Новороссийска (Прохоренко), спецслужб и правоохранительных
органов по защите государственных экономических интересов.
Пассивность всех этих структур дает повод предполагать их
незаинтересованность в стабилизации обстановки в портах.
Одной из причин сложившегося положения стала практика, когда
руководители центральных федеральных силовых и иных ведомств
назначают в портах, городах и районах руководителей без
согласования с исполнительной властью края.
Отсутствие должного государственного контроля со стороны
Министерства транспорта РФ, непринятие своевременных мер по
предупреждению массовых нарушений в порту главой администрации
города Новороссийска В.Г. Прохоренко, новороссийским транспортным
прокурором М.И. Хачатуряном, туапсинским транспортным прокурором
А.С. Саркисяном, начальником отдела налоговой полиции
Новороссийска В.В. Восьмирко, начальником службы УФСБ РФ по
г. Новороссийску В.П. Бессмертным, начальником Новороссийского
ЛОВДТ Федорякиным, начальником налоговой инспекции
г. Новороссийска К.К. Володарским, другими должностными лицами
привело к захвату криминальными структурами контроля над основными
сферами деятельности предприятий портов, создало реальную угрозу
экономической безопасности России, дестабилизации обстановки на
Кубани.
Председатель комиссии,
первый заместитель
главы администрации,
председатель правительства
В.МЕЛЬНИКОВ
|