ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПИСЬМО
от 8 января 1998 г. N 08-13-16
О ПРИМЕНЕНИИ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 17.12.96 Г. N 20-П
Государственные налоговые инспекции
по городам и районам края
В связи с поступившими письмами Госналогслужбы РФ от 24.11.97
г. N ВК-6-18/824 и Конституционного Суда РФ от 11.07.97 г. N 4994
доводим до Вашего сведения разъяснения по вопросу применения
постановления Конституционного Суда РФ от 17.12.96 г. N 20-П по
делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой
статьи 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции".
Своим постановлением Конституционный Суд РФ признал
правомерным бесспорный порядок взыскания с юридических лиц сумм
налога (недоимки) и пени, исходя из того, что такое взыскание
носит восстановительный характер, поскольку налог является
обязательным платежом государству, а пеня - компенсацией потерь
государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в
срок в случае задержки уплаты налога, то есть они не относятся к
мерам ответственности. Поэтому требование налогового органа в
данной части не может быть временно прекращено или приостановлено.
Исходя из вышеуказанного определения пени также следует, что
она должна начисляться и при самостоятельном выявлении
налогоплательщиком допущенных ошибок (п. 13 Указа Президента РФ от
08.05.96 г. N 685), которые повлекли неуплату налога в срок.
Взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода
(прибыли), а также штрафов, предусмотренное ст. 13 Закона РФ "Об
основах налоговой системы в РФ", пп. 8 - 9 ст. 7, ст. 8 Закона РФ
"О Государственной налоговой службе РФ" без согласия
налогоплательщика (в бесспорном порядке) является неправомерным,
поскольку носит карательный характер, является наказанием за
налоговое правонарушение. Поэтому налогоплательщику должен быть
предоставлен срок, в течение которого можно обжаловать решение о
взыскании дохода и/или штрафа.
Поскольку в налоговом законодательстве прямо не предусмотрен
срок обжалования решений, вынесенных по результатам актов
документальных проверок, необходимо руководствоваться по аналогии
ст. 14 Закона РФ "О Государственной налоговой службе РФ",
предусматривающей срок обжалования решений, принятых по жалобам
налогоплательщиков, в течение одного месяца. Моментом начала
течения срока обжалования является день получения плательщиком
решения по акту проверки. При этом надлежит разъяснять
налогоплательщику его право на обжалование решения, срок
обжалования, порядок вступления в силу решения в части взыскания
налога и пени, а также особый порядок его вступления в силу в
части применения ответственности (взыскание дохода и/или штрафов),
о чем делать запись в самом решении. Соответствующие изменения в
стандарт будут доведены до Вас дополнительно.
Если налогоплательщик согласен с вынесенным решением (о чем
также делается соответствующая запись в решении по акту проверки),
тогда возможно осуществлять взыскание в полном объеме в бесспорном
порядке по истечении 5-дневного срока с момента получения
плательщиком такого решения.
В случае же обжалования решения в течение одномесячного срока
взыскание санкций не может производиться в бесспорном порядке, а
должно быть приостановлено до вынесения решения по жалобе
соответственно вышестоящим налоговым органом и/или судом.
Если решение по акту проверки в течение предоставленного срока
не обжаловано в вышестоящий налоговый орган и/или в суд, то
решение о применении санкций приводится в исполнение в бесспорном
порядке после окончания этого срока. При последующем обращении
налогоплательщика в суд, учитывая, что общий срок исковой давности
составляет 3 года, вопрос о возможности возврата денежных средств,
уже списанных со счета должника в бесспорном порядке, подлежит
решению в обычном порядке посредством судебного разбирательства.
В таком же порядке надлежит осуществлять взыскание другого,
помимо денежных средств, имущества.
Кроме того, обращаем внимание налоговых инспекций, что
действие постановления Конституционного Суда РФ относится только к
тем штрафам, которые предусмотрены в вышеназванных статьях, и не
может быть распространено на иного рода положения о взыскании
штрафа, хотя и связанные с деятельностью налоговых органов,
например, Закон РФ "О применении ККМ...", ст. 22 Закона РФ "О
подоходном налоге с физических лиц", поскольку они не являлись
предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ по данному делу.
Выполнение требований постановления Конституционного Суда РФ и
настоящего письма необходимо осуществлять с 1 января 1998 г.
Начальник инспекции,
Государственный советник
налоговой службы II ранга
И.А.ПЕРОНКО
|