Утверждено
Постановлением
Главного государственного врача
по Краснодарскому краю
от 30 декабря 1997 г. N 5
Дата введения с 01.01.1998 г.
УСТРОЙСТВО, ОБОРУДОВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ
ПЛЯЖЕЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
СанПиН
2.1.2 - 03.1.12.366-97
1. Область применения
1.1. Санитарные правила и нормы "Устройство, оборудование и
эксплуатация пляжей Краснодарского края" (далее - Санитарные
правила) устанавливают гигиенические, инженерно - технические,
геологические и физико - географические требования к устройству,
оборудованию, содержанию, эксплуатации пляжей, качеству воды
акватории пляжа, почвы, организации лабораторного контроля.
1.2. Настоящие санитарные правила предусматривают внедрение в
практику комплекса санитарно - гигиенических и инженерно -
технических мероприятий, обеспечивающих условия использования
пляжей.
1.3. Санитарные правила разработаны на основании Закона РСФСР
"О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", "Основ
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан",
"Положения о Государственном санитарно - эпидемиологическом
нормировании", "Положения о Государственной санитарно -
эпидемиологической службе Российской Федерации" и постановления
санитарно - противоэпидемической комиссии Краснодарского края от
18 апреля 1997 года "О неотложных мерах по обустройству пляжей и
берегоукрепительных работ курортных мест Черноморского и Азовского
побережья Краснодарского края".
1.4. Санитарные правила предназначены для органов
государственной исполнительной власти и органов местного
самоуправления, предприятий, организаций, учреждений, и иных
юридических лиц (далее - организации), должностных лиц и граждан -
предпринимателей без образования юридического лица, деятельность
которых связана с проектированием, строительством новых,
реконструкций и эксплуатацией пляжей.
2. Нормативные ссылки
2.1. Закон РФ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии
населения" от 19 апреля 1991 г.
2.2. Положение о государственном санитарно -
эпидемиологическом нормировании, утвержденное постановлением
Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. N 625.
2.3. Положение о Государственной санитарно -
эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденное
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня
1994 г. N 625.
2.4. Водный кодекс Российской Федерации от 18 октября 1995 г.
2.5. Постановление Правительства Российской Федерации от 7
декабря 1996 г. N 1425 "Об утверждении Положения об округах
санитарной и горно - санитарной охраны лечебно - оздоровительных
местностей и курортов федерального значения".
2.6. Закон Краснодарского края "О природных лечебных ресурсах,
лечебно - оздоровительных местностях и курортах Краснодарского
края" от 23.07.96 г.
2.7. СанПиН 4631-88. "Санитарные правила и нормы охраны
прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования
населения".
2.8. СанПиН 4630-88. "Санитарные правила и нормы охраны
поверхностных вод от загрязнения".
2.9. СанПиН 4060-85. "Лечебные пляжи. Санитарные правила
устройства, оборудования и эксплуатации".
2.10. СанПиН 03-5-14-94. "Устройство, содержание и организация
режима оздоровительных учреждений для родителей с детьми на
территории Краснодарского края".
2.11. СанПиН 42-128-4690-88. "Санитарные правила содержания
территорий населенных мест".
2.12. СанПиН 2.1.4.559-96. "Гигиенические требования к
качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
Контроль качества".
2.13. СанПиН 2.1.4.544-96. "Требования к качеству воды
нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников".
2.14. СанПиН 3.2.569-96. "Профилактика паразитарных болезней
на территории Российской Федерации".
2.15. СанПиН 2.1.6.575-96. "Гигиенические требования к охране
атмосферного воздуха населенных мест".
2.16. СанПиН 2.07.01.-89. "Градостроительство. Планировка и
застройка городских и сельских поселений".
2.17. ГОСТ 17.1.5.02-80. "Гигиенические требования к зонам
рекреации водных объектов".
2.18. ГН 2.6.1.054-96. "Нормы радиационной безопасности
(НРБ-96)".
3. Общие положения
3.1. Пляж - это участок побережья естественного или
искусственного водоема (моря, озера, водохранилища, реки) с
прибрежными водами, оборудованный и пригодный по санитарно -
гигиеническим, геологическим и физико - географическим показателям
для приема лечебно - профилактических процедур и купаний.
3.2. Пляжи подразделяются:
3.2.1. по характеру акватории:
- свободный;
- с пляжеудерживающими сооружениями;
3.2.2. по механическому составу пляжного материала:
- песчаный (размер песчинок от 0,1 до 1 мм);
- гравийно - галечный (от 20 до 150 мм);
- смешанный (содержит песок, галечник, валуны);
3.2.3. по функциональному назначению:
- лечебные пляжи санаториев, лечебно - оздоровительных
комплексов и курортных учреждений;
- пляжи гостиниц, домов отдыха, пансионатов и туристических
баз;
- общегородские, размещаемые в городской черте (удаление таких
пляжей от селитебной территории должно быть в пределах 30 - 40
минут ходьбы или 20 минут езды на городском транспорте),
поселковые;
3.2.4. по степени благоустройства, оборудованию и природным
условиям:
- первая категория;
- вторая категория;
- третья категория;
- четвертая категория.
Категорийность пляжа определяется по приложению 1.
3.3. Ответственность за выполнение необходимых мероприятий по
безопасности и охране жизни людей, Санитарных правил на пляжах
несут организации, в ведении которых находятся пляжи.
3.4. Нарушение Санитарных правил при строительстве,
реконструкции и эксплуатации пляжей влечет дисциплинарную,
административную и уголовную ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
4. Требования к выбору участка для размещения пляжа
4.1. Пляжи должны располагаться в пределах зон отдыха и
курортов на территориях, обладающих благоприятными природно -
климатическими и лечебными факторами, пригодных по
микроклиматическим, ландшафтным и санитарно - гигиеническим
условиям к их размещению.
4.2. Участок под строительство пляжа выбирается в соответствии
с действующими строительными нормами и настоящими Санитарными
правилами. При выборе учитывается отрицательное влияние
электромагнитных факторов, шума (от автомобильных и железных
дорог, промышленных предприятий и др.) холодных ветров, оползневых
явлений и волновых воздействий, химического и бактериального
загрязнения воды, почвы и воздуха, определяются меры по их
устранению.
4.3. Уровень загрязнения атмосферного воздуха в местах
размещения пляжей не должен превышать 0,8 предельно допустимых
концентраций (ПДК) химических и биологических веществ с учетом
суммации биологического действия этих загрязнителей или продуктов
их трансформации в атмосфере.
4.4. Уровень шума на пляжах не должен превышать 45 дбА в
дневное время суток, и кратковременно (в течение 1 мин.) не более
80 дбА.
4.5. Пляж необходимо располагать на сухом участке, без выхода
грунтовых вод, заболоченных и затопляемых поверхностей, влияющих
на его санитарно - гигиеническое состояние.
4.6. На территории пляжа должна быть ликвидирована возможность
неблагоприятных и опасных процессов - оползней, обвалов, селей.
4.7. Берегозащитные мероприятия должны разрабатываться в
комплексе с противооползневыми мероприятиями и предусматривать
меры активной защиты прибрежных территорий, а также возможность
сохранения и расширения существующих или создания искусственных
пляжей.
4.8. При использовании пляжевого материала для создания
искусственных пляжей, реконструкции или подсыпки, качество его по
санитарно - химическим, микробиологическим, гельминтологическим
показателям должно соответствовать требованиям, изложенным в
приложении 2. По показателям радиационной безопасности должны
отвечать 1 классу, т.е. суммарная эффективная активность
естественных радионуклидов не должна превышать 370 Бк/кг (НРБ-96).
Качество используемого материала должно быть подтверждено
лабораторными испытаниями.
4.9. Расстояние от границ пляжа следует принимать не менее:
- до жилой застройки, учреждений коммунального хозяйства
складов - 500 м;
- до садоводческих товариществ - 300 м;
- автомобильных дорог 1, 2, 3 категории - 500 м;
- автомобильных дорог 4 категории - 200 м.
Расстояние может быть уменьшено при проведении шумозащитных
мероприятий (устройство полосы из зеленых насаждений) и
обосновании их эффективности соответствующими расчетами.
4.10. К зонам рекреации водных объектов предъявляются
следующие требования:
- соответствие качества воды водного объекта требованиям ГОСТа
17.1.5.02-80, СанПиН N 4630-88, СанПиН N 4631-88 (приложение N 3);
- наличие или возможность устройства удобных и безопасных
подходов к воде;
- наличие подъездных путей в зону рекреации;
- безопасный рельеф дна (отсутствие ям, зарослей, водных
растений, острых камней и пр.);
- зона купания на детских пляжах должна иметь песчано -
гравийное или галечное дно с уклоном не более 0,02;
- благоприятный гидрологический режим (отсутствие водоворотов,
течений более 0,5 м/сек, резких колебаний уровня воды);
- отсутствие возможности неблагоприятных и опасных процессов
(оползней, обвалов, селей, лавин).
4.11. На одного отдыхающего нормативная площадь пляжа должна
составлять не менее:
- 5 кв. м на морском;
- 8 кв. м на водотоках и водоемах;
- 4 кв. м на детском;
- 8 - 12 кв. м на специализированном лечебном пляже для
лечения больных с ограниченной подвижностью.
Минимальная протяженность береговой полосы морской - 0,2 м,
речной - 0,25 м на одного посетителя.
4.12. Рассчитывать число одновременных посетителей на пляжах
следует с учетом одновременной загрузки пляжа:
- санаториев - 0,6 - 0,8;
- учреждений отдых и туризма - 0,7 - 0,9;
- лагерей для детей - 0,5 - 1,0;
- пляжей общего пользования для местного населения - 0,2;
- отдыхающих без путевок - 0,5.
4.13. При размещении на пляже лодочной станции и других
сооружений для плавсредств, границы коридоров для выхода последних
следует определять вне зоны купания. Для моторных лодок,
гидромотоциклов это расстояние должно составлять не менее 30
метров.
4.14. Граница акватории для купания обозначается буйками или
поплавками, расположенными через 25 - 30 м. На лечебных пляжах в
секторе купания для больных, находящихся на лечении по режиму N 1,
на воде устанавливаются плотики для отдыха через каждые 10 м.
4.15. Максимальное расстояние от уреза воды до буйков в зоне
купания не должна превышать:
- для взрослых - 75 м;
- для родителей с детьми - 40 м;
- для детей - 30 м.
Эти расстояния могут уточняться в каждом конкретном случае в
зависимости от местных условий и технических возможностей
спасательных служб.
4.16. Участок акватории для прогулочных шлюпок ограничивается
удалением от уреза воды не более чем на 500 м, для
гидровелосипедов - на 200 м.
4.17. Отвод земельного участка под пляж производится в
установленном порядке.
5. Санитарная охрана пляжей и зон рекреации
5.1. Санитарная охрана пляжа и зон рекреации должна быть
направлена на сохранение основных свойств природных лечебных
факторов, предохранение их от порчи, загрязнения и истощения.
Водные объекты и их берега, используемые для рекреации, должны
быть защищены от систематического и случайного загрязнения.
5.2. Пляж на реках должен быть расположен на расстоянии не
менее 500 м выше по течению от мест выпуска сточных вод, участков,
используемых для хозяйственно - бытовых целей, стойбищ, водопоя
скота.
5.3. В границах зон рекреаций и в непроточных водоемах
площадью до 10 кв. км, используемых для рекреационных целей не
допускается сброс сточных вод и разведение водоплавающей птицы.
5.4. При необходимости отведения сточных вод в водные объекты,
используемые для рекреации, сброс сточных вод может быть разрешен
при соблюдении правил охраны поверхности вод от загрязнения
сточными водами.
5.5. Мероприятия по предотвращению загрязнения прибрежных вод
морей должны проводиться с учетом требований СанПиН N 4631-88.
5.6. В зону купания не должны допускаться транспортные
средства (лодки, катера, суда, гидромотоциклы и др.) за
исключением плавсредств спасательной службы.
6. Функциональное зонирование территории пляжей
6.1. Для улучшения организации отдыха территория пляжного
комплекса разделена на четыре функциональные зоны:
- зона отдыха 40 - 60% - аэрарии, солярии, теневые навесы.
Затенение отдельных участков пляжа теневыми навесами, зонтами,
тентами должно обеспечивать до 40% отдыхающих на пляже;
- зона обслуживания 5 - 8% - гардеробные, медпункт,
спасательная станция, здания проката, киоски и т.д.;
- спортивная зона 10% - площадки для настольного тенниса,
волейбола, баскетбола, бадминтона, вышки для прыжков в воду,
лодочная станция и т.д.;
- зона озеленения 20 - 40%;
- детский сектор 5 - 7% (для детей до 8 лет игровые сооружения
- песочницы, качели и т.д.);
- пешеходные дорожки 3 - 5%.
Размеры и расположение зон определяются в зависимости от
функционального назначения учреждения и местных особенностей.
6.2. Лечебный пляж - лечебная зона для взрослых и родителей с
детьми имеют три сектора.
Сектор один - размещается 20% больных с предписанием лечения
по режиму 1 (слабое воздействие). В нем предусмотрены: аэрарий
сплошной тени (50% от вместимости сектора), солярий (50% от
вместимости сектора) оборудованные лежаками. В секторе выделяется
участок строгого медицинского контроля с постом дежурной
медицинской сестры, - 5% лежаков для больных, проходящих адаптацию
к курортным условиям.
Сектор два - вместимостью 30% для больных, находящихся на
лечении по режиму два (умеренное воздействие климатических
факторов). В него входят аэрарий рассеянной радиации, солярий,
оборудованные лежаками.
Сектор три - вместимостью 50% для больных, находящихся на
лечении по режиму три (умеренное воздействие климатических
факторов). В его составе аэрарий рассеивающей радиации и солярий,
оборудованные лежаками.
Разделение лечебной зоны на сектора осуществляется с помощью
построек и расстановкой оборудования. Сектора обозначаются
указателями. Разделение лечебной зоны на сектора с помощью
ограждений запрещено.
В лечебной зоне детских санаториев, санаториев для подростков,
санаторных лечебных лагерях лечебный процесс организуется по
режиму 1. Зона разделяется на сектора, оборудованные соляриями и
аэрариями, в которых образуются три климатических участка:
сплошной тени, рассеянной и активной радиации.
Сооружения, элементы благоустройства и оборудование для
участка лечебного пляжа приведены в приложении 4.
6.3. Общегородской пляжный комплекс имеет следующие зоны:
- зона обслуживания: вход, раздевалка, гардеробы, пункты
проката, медпункт, спасательная станция;
- зона отдыха: парковая часть пляжа с площадками и лужайками
для принятия солнечных ванн, прибрежная часть пляжа с соляриями,
аэрариями, теневыми навесами;
- спортивная зона с площадками для игр: бадминтон, волейбол,
настольный теннис и т.п.;
- детский сектор;
- зона купания.
Сооружения, элементы благоустройства и оборудование
общегородского пляжного комплекса приведены в приложении 4.
6.4. Пляжи курортных городов, пансионатов, загородных гостиниц
рассчитываются из условия 80% посещения их отдыхающими и имеют:
- зону купания;
- зону отдыха, оборудованную соляриями, аэрариями, теневыми
грибками;
- спортивную зону с площадками для игр;
- зону водных спортивных устройств;
- зону детского сектора.
Сооружения, элементы этих пляжей приведены в приложении 4.
7. Инженерное благоустройство
7.1. Водоснабжение территории пляжа питьевой водой принимается
от городского водопровода или водопроводной сети курортного
городка, в отдельных случаях от источников нецентрализованного
водоснабжения. Количество воды определяется расчетом в зависимости
от размеров пляжа и наличия потребителей. Качество воды должно
соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.559-96 или СанПиН
2.1.4.544-96.
7.2. Пляж должен быть оборудован центральной канализацией с
передачей стоков на очистные сооружения. В отдельных случаях при
размещении пляжа на неканализованной территории допускается
устройство на не затапливаемом участке туалета с водонепроницаемым
выгребом для последующего вывоза нечистот в места, определенные
местными органами жилищно - коммунального хозяйства (ЖКХ).
7.3. Вертикальная планировка территории пляжа должна
обеспечить отвод поверхностных вод после их сбора системой
открытых ливнеспусков в акваторию вне участка пляжа. Этой же
планировкой предусматриваются площади, необходимые для организации
спорта и отдыха, для строительства сооружений, а также не
затапливаемые паводком площадки для размещения основных сооружений
пляжа. На участках с падением рельефа производится террасирование
территории с устройством террас, откосов и подпорных стен.
Для удобной связи зон пляжа, расположенных на разных отметках,
устраиваются пандусы и лестницы. При их устройстве необходимо
учитывать пользование ими различными как по возрасту, так и по
здоровью посетителями.
Исходя из этого, уклоны маршей лестниц рекомендуется делать
более 22 градусов, с размерами проступи и подступенек 32,5 - 35 см
и 13 - 14 см. Количество ступеней в марше не должно быть более 16,
уклоны пандусов принимаются не выше 4 - 5 градусов. Через 2 - 3
марша следует устраивать площадки со скамьями для отдыха.
На территориях санаториев и домов отдыха применяется
чередование маршей с различными уклонами в 20 и 10 градусов, что
облегчает подъем отдыхающих по лестницам.
Размещение лестничных маршей может быть: прямыми маршами, а
также комбинированными.
8. Оборудование пляжей
Оборудование пляжей должно соответствовать их функциональному
назначению и обеспечивать оптимальные условия пребывания
отдыхающих.
Состав пляжных сооружений определяется заданием на
проектирование. С целью максимальной реализации гигиенических
требований при размещении и проектировании пляжей должно
учитываться санитарное задание.
Запрещается при проектировании пляжных сооружений исключать из
их состава питьевые фонтанчики, души, туалеты, раздевалки.
8.1. Ограждения
8.1.1. Вход на территорию пляжа может быть один или несколько
в зависимости от размеров и месторасположения участка. На площадке
у входа следует организовать стоянку для городского автотранспорта
и индивидуальных машин. Чтобы входящие не мешали выходящим,
предусматривается вход и выход.
При платном посещении пляжа у входа сооружают кассовые
павильоны из расчета одна касса на 0,5 - 1,0 тыс. посетителей в
день. В этом варианте необходимо устройство ограждения с калитками
или турникетами.
8.1.2. По границе пляжа с платным входом и на лечебных пляжах
устанавливается ограда. Граница пляжей свободного посещения
ограждается живой изгородью.
8.1.3. Детский сектор пляжа, особенно его акватория должна
быть защищена оградой (сеткой) высотой 1,5 м.
8.1.4. Для обозначения границ купания и опасных для плавания
мест применяются плавучие ограждения в виде буйков из
металлических или пластмассовых шаров с прикрепленной к ним
цепочкой ограждения из пенопласта. Ограждение может быть выполнено
из отдельных буев, швартующихся на специальных якорях на
расстоянии 25 - 30 м друг от друга. Плавучие ограждения должны
иметь яркую окраску, хорошо заметную для плавающих.
8.1.5. Вдоль полосы акватории, в местах купания через каждые
25 м на расстоянии 4 - 5 м от воды устанавливаются столбы со
щитами, на которые прикрепляются спасательные средства -
спасательные круги, шары и т.д. Щиты делаются из деревянных досок
или реек. Стойки деревянные, металлические или железобетонные.
8.2. Покрытия
8.2.1. Покрытие дорог, аллей, дорожек, тропинок, площадок,
находящихся на территории пляжа, должно быть выполнено из
непылящих материалов, не должно быстро и сильно нагреваться от
солнечных лучей, быть стойким к атмосферным осадкам и удобным для
ходьбы.
8.2.2. Покрытия спортивных площадок типовые, из специальной
смеси, уложенной по двум слоям щебня.
8.2.3. Площадки для массовых игр и отдыха создаются на
травянистых основах. Рекомендуются следующие составы в %
отношении:
- мятлик боровой - 15, овсяница луговая - 35, овсяница красная
- 15, полевица белая - 35;
- мятлик луговой - 25, овсяница красная - 35, райграс
пастбищный - 10, клевер ползучий - 30;
- овсяница красная - 20, гребенник обыкновенный - 40, полевица
белая - 20, полевица столообразующая - 10, райграс пастбищный -
10.
В зависимости от грунтов, влажности и затененности состав
травосмесей необходимо менять. Газоны подвергаются регулярной
стрижке и поливке.
8.3. Озеленение
8.3.1. Для защиты пляжа от неблагоприятного в гигиеническом
отношении окружения, создания оптимальных микроклиматических
условий, уменьшения запыленности, изоляции от шума должно
предусматриваться озеленение не менее 10 процентов площади его
территории.
8.3.2. На галечниковых пляжах рекомендуется высаживать
вьющиеся однолетки и цветы в бетонных вазах, ящиках, корзинах.
Цветение растений должно быть непрерывным от весны до осени.
8.4. Указатели, витрины
8.4.1. Данные наблюдений за водой, ветром, воздухом, грунтом
вывешиваются на специальном стенде так, чтобы информация была
хорошо видна отдыхающим на пляже.
8.4.2. Для ориентации и ознакомления посетителей с размещением
зон и объектов, с правилами поведения на пляже устанавливаются
различные указатели и щиты. Они выполняются на металлических и
деревянных стойках с прикрепленными к ним брелками с надписями или
деревянными щитами.
8.5. Ориентация питьевого водоснабжения
8.5.1. Для снабжения отдыхающих питьевой водой на территории
пляжа устанавливают питьевые фонтанчики. Подаваемая в них вода
должна соответствовать СанПиН 2.1.4.559-96, а сама установка
следующим требованиям:
- наконечник фонтанчика защищен от непосредственного
соприкосновения со ртом или руками человека;
- исключено обратное попадание выбрасываемой водной струи на
наконечник;
- высота струи регулируется;
- высота питьевого фонтанчика от земли до струйки 90 - 100 см;
- материал для изготовления должен быть гигиеническим и
долговечным.
Отвод использованных вод осуществляется в сети канализации или
в проточные водоемы на расстоянии не менее 100 м ниже по течению
реки от границы пляжа. Запрещается отвод воды из питьевых
фонтанчиков в места, не предназначенные для этих целей.
8.6. Устройство туалетов, сбор бытовых отходов
8.6.1. На территориях пляжей необходимо устраивать
общественные туалеты из расчета одно место на 75 посетителей с
централизованным отводом хозяйственно - фекальных стоков на
очистные сооружения. При отсутствии централизованной канализации
устраиваются туалеты с водонепроницаемым выгребом с обеспечением
подъезда к ним автотранспорта.
Туалеты размещают на расстоянии не менее 50 м и не более 200 м
от места купания, зон отдыха, спортивной зоны.
8.6.2. Контейнеры для мусора емкостью 0,75 куб. м
располагаются на бетонированных площадках с удобными подъездными
путями из расчета один контейнер на 3500 - 4000 кв. м площади
пляжа. Общая вместимость контейнеров не должна быть менее
суточного объема твердых бытовых отходов, образующихся на пляже.
8.6.3. На расстоянии 3 - 5 м от полосы зеленых насаждений и не
менее 10 м от уреза воды необходимо устанавливать урны для сбора
мусора из расчета не менее одной на 1600 кв. м территории пляжа. В
случае необходимости количество их может быть увеличено.
Рекомендуется использовать разовые мешки для мусора, удаляемые из
урн по мере необходимости при проведении патрульной уборки.
Торговые киоски, павильоны и др. объекты, расположенные в зоне
обслуживания пляжа должны быть обеспечены собственными урнами для
мусора и отходов.
8.7. Гардеробы. Кабины для переодевания
8.7.1. Посетители переодеваются в общих, закрытых или открытых
раздевалках, а также в индивидуальных кабинах. Определение
количества мест для переодевания и расчет вместимости гардеробов
для хранения одежды производится из расчета, что 20% посетителей
пляжа переодеваются в открытых кабинах и хранят свою одежду на
вешалках под теневыми грибками, соляриями, аэрариями возле лежаков
и скамеек (приложение 5).
8.7.2. Вблизи раздевалок или при них по пути следования с
акватории или солярия до места переодевания предусматривается
устройство для мытья ног. Оно состоит из низкой бетонной
скамеечки, под которой монтируется форсунка душа. Использованная
вода стекает по специальному наклонному желобу, в специальный
приемник с песколовкой. Пуск воды ручной. Количество душей
принимается из расчета 1 форсунка на 40 человек.
8.7.3. На пляжах устанавливается открытый душ с пресной водой,
который принимают отдыхающие после купания (приложение 5).
При пониженной температуре воды в душе для ее нагрева
применяют солнечные нагреватели. Душ устанавливают на защищенных
от ветров и открытых солнцу местах. В душевые установки подается
вода, соответствующая требованиям СанПиН 2.1.4.559-96.
8.8. Скамьи, лежаки, шезлонги
8.8.1. Каждый пляж оборудуется скамьями, лежаками, шезлонгами
из расчета:
- в воде 2 скамьи на 25 - 30 м пляжа, на суше 100 - 125 скамей
на пляж (из расчета посещаемости 10000 чел. в день), шезлонги 30 -
40 шт. на пляж, лежаки для галечникового пляжа 800 - 900 шт.,
лежаки на песчаных пляжах 100 - 200 шт.
8.8.2. Скамьи делаются переносными с уборкой их после
окончания сезона. Материал для их изготовления: для сидения -
дерево, для ножек - металл, длина 2 - 3 м.
8.8.3. Шезлонги изготавливаются из гнутых труб, деревянных
реек, для сиденья применяются деревянные рейки или плотная ткань.
Шезлонги должны быть легкими и удобными для переноса.
8.8.4. Лежаки для аэросоляриев делаются легкими и прочными.
Ложе лежака должно предохранять отдыхающего от радиационного
охлаждения почвы. Материалы для изготовления - малотеплопроводные
и безопасные в отношении ожога (дерево, металлические трубки,
обтянутые материей и т.п.). Размер лежаков: 1,9 м длина, 0,7 м
ширина, высота - 0,5 м. Угол наклона подголовника 20 градусов.
При расстановке лежаков на площадке солярия рекомендуется
следующее количество рядов: по направлению с севера на юг не более
трех, в соляриях до 30 мест и не более четырех - в соляриях на 50
мест и более; в аэрариях лежаки следует размещать в 2 и не более,
чем в три ряда. В последнем случае пол задних рядов под лежаками
необходимо делать с возвышением на 10 - 15 см.
8.8.5. Для принятия солнечных ванн на галечных пляжах
применяются облегченные лежаки без ножек. Такое ложе сбивается из
6-миллиметровых досок с зазорами между ними в 3 - 4 см.
С этой целью рекомендуется применение ковриков из деревянных
реек, нанизанных на мягкую проволоку или капроновый шнур. При
переноске такие коврики скатываются в рулон. Лежаки и коврики,
выдаваемые на прокат, должны быть легкими и удобными для
переноски.
8.8.6. Для одного лежака, устанавливаемого под навесом,
следует предусмотреть площадь в 3,3 - 3,5 кв. м с расстоянием
между лежаками по длинной стороне 0,55 м и по короткой - 1 м.
Такое размещение не позволяет поворачивать лежаки.
8.8.7. На открытых солнечных площадках с учетом поворота
лежаков по направлению движения солнца размеры площади
увеличиваются до 4,5 - 4,7 кв. м с расстоянием между лежаками 1 м
по длине и 1 м по ширине. При расположении лежаков на траве между
ними должно быть еще больше, чем чтобы сохранить поверхность
травы.
8.8.8. Для лучшей сохранности скамей, шезлонгов и лежаков их
окрашивают масляной краской светлых тонов, но не белой, которая
способствует излишнему облучению отдыхающих.
8.9. Солярии, аэрарии
8.9.1. Принятие солнечных ванн с прямой солнечной радиацией
производится в соляриях. Для них необходимо выбирать наиболее
солнечные площадки пляжей. Количество человек, пользующихся
солярием принимается:
- 30% от общего числа отдыхающих на общегородских пляжах;
- 30 - 40% от общего числа отдыхающих на лечебных пляжах.
Размеры площадки солярия на одного отдыхающего должны
составлять:
- на общегородском пляже 3 - 5 кв. м;
- на пляже курортных городков не менее 5 кв. м;
- на лечебных пляжах 6 кв. м.
Качество поверхностного слоя площадки должно обеспечивать
равномерное ее нагревание и охлаждение. Лучшими грунтами для
соляриев является мелкий гравий, крупный песок. Недопустимы глины,
мергель, крупный гравий, бетон, асфальт.
К аэросоляриям, расположенным на террасах, должны быть удобные
подходы и подъемы, а также выходы к воде. Площадка, сходы к воде,
лестницы для подъема на верхнюю террасу все должно иметь перила с
поручнями.
8.9.2. Для приема воздушных ванн рассеянной солнечной радиации
на пляжах устраивают аэрарии. Количество отдыхающих или больных,
пользующихся аэрариями:
- для общегородских пляжей 8 - 10% от общего количества
отдыхающих на пляже;
- для лечебных пляжей 20%.
Норма площадки на одно место 4,0 - 4,5 кв. м.
Аэрарии обеспечивают:
- максимальное облучение рассеянной радиацией;
- защиту от попадания прямых солнечных лучей;
- хорошую вентиляцию.
Оборудование аэрариев - стойки, стены, лежаки для лучшей
сохранности и придания им эстетического вида - окрашиваются
влагоустойчивой краской светлых тонов, но не белой, т.к.
она способствует излишнему облучению.
8.9.3. Площадки соляриев и аэрариев должны быть защищены от
пыли, т.к. она препятствует прохождению солнечных лучей через
атмосферу. Между площадками и проезжими дорогами, пыльными
участками необходим разрыв не менее 50 м с устройством на нем
защитной зеленой зоны.
8.10. Медпункт, спасательная станция
8.10.1. Медпункт, как правило, блокируется с гардеробами,
павильонами климатолечения, аэросоляриями, спасательной станцией.
Помещение медпункта площадью 15 - 18 кв. м оборудуется
водопроводом, телефоном, канализацией и подключается к
электрическим сетям. Отделка стен и полов производится в
соответствии с требованиями, установленными для лечебных
учреждений. Медпункты должны быть обеспечены необходимыми
медикаментами и медицинским инвентарем для оказания первой
медицинской помощи.
8.10.2. Здание спасательной станции на территории пляжа
располагается так, чтобы из него можно было хорошо обозревать и
контролировать акваторию. Помещения спасательной станции состоят
из комнаты для дежурного персонала площадью - 15 - 20 кв. м и
комнаты начальника спасательной службы - 9 кв. м. Для наблюдения
за купающимися рядом со зданием находится вышка. Наблюдательная
вышка имеет грозозащиту. Здание спасательной службы и вышка
оборудуются телефоном и установкой для радиотрансляции. Возле
станции предусматривается причал для стоянки спасательных судов, а
для их хранения - площадка или навес на берегу.
8.11. Спортивные сооружения, площадки для игр и отдыха
8.11.1. Устройство спортивной зоны зависит от рельефа и
решений генерального плана пляжа. Спортивную зону следует
изолировать от зоны тихого отдыха. Игровые площадки для
общегородского пляжа рассчитываются исходя из расчета пользования
5% отдыхающих. Все площадки располагаются на минимальном
расстоянии друг от друга с проходами между ними. Зеленая зона
должна составлять не менее 30% ее территории.
8.11.2. Спортивные площадки оборудуются:
- волейбольная - сетка, натянутая между двумя металлическими
или деревянными стойками и вышка для судьи;
- баскетбольная - стойками со щитами и корзинами для
вбрасывания мяча. Стойки изготавливаются из дерева или металла;
- столы для игр в настольный теннис;
- площадки для игры в бадминтон;
- навес для хранения инвентаря.
8.11.3. Спортивные площадки комплексов курортного городка,
пансионатов, лечебных пляжей должны быть расположены отдельно от
пляжа.
8.11.4. На лечебных пляжах устраиваются площадки для занятия
лечебной физкультурой из расчета 4 - 5 кв. м на одного
отдыхающего.
8.11.5. На общегородских пляжах и пляжах курортных городов
устраиваются такие спортивные сооружения, как: вышки для прыжков в
воду, трамплины, тобогганы, причалы для гребли судов, водяных
велосипедов, лыж и т.д.
8.11.6. Для стоянки маломерных судов устраиваются специальные
причалы.
8.11.7. Размеры выше для прыжков в воду определяются размерами
стандартов, установленными правилами соревнований, их высота 10;
7,5; 5,0; 3,0; 2,0 м. Вышка может быть стационарной,
устанавливаемая на суше или пирсе, либо плавучая на специальных
понтонах. Площадка вышки имеет ширину не менее 2 м и длину 5,0 -
6,0 м. Ее пол не должен быть скользким, для чего на поверхность
наклеивается или набивается рифленая резиновая дорожка. Глубина
воды у вышки должна соответствовать данным таблицы 1.
Таблица 1.
-------------------------------------T---------------------------¬
¦ Высота от уровня моря, м ¦ Глубина воды, м ¦
+------------------------------------+---------------------------+
¦ 10 ¦ не менее 4,5 ¦
+------------------------------------+---------------------------+
¦ 5 ¦ 4,0 ¦
+------------------------------------+---------------------------+
¦ 3 ¦ 4,0 ¦
+------------------------------------+---------------------------+
¦ 1 ¦ 3,5 ¦
L------------------------------------+----------------------------
8.11.8. Трамплины имеют высоту 1 и 3 м над уровнем воды. Доска
покрыта рифленой резиновой дорожкой.
8.11.9. На общегородских пляжах для отдыха и игр детей
дошкольного и младшего школьного возраста оборудуются специальные
площадки детского сектора площадью 20 - 30 кв. м на 1 га пляжа.
Дно водоема в секторе имеет пологий уклон с глубинами 40 - 50 см,
но не более 70 см. В секторе размещаются теневые навесы, грибки,
скамьи, карусели, горки, тобогганы.
Высота спуска детского тобоггана 2,5 - 3,5 м, глубина воды у
места входа в воду 50 см.
Для игр детей с песком на галечниковых пляжах устраивают
песочницы. Для защиты от солнца возле них ставится теневой зонт.
Песок в песочнице меняют ежемесячно.
8.11.10. Для отдыха отдыхающих предназначен так называемый
участок тихого отдыха. Эта часть пляжа озеленена, оборудована
беседками, скамьями, павильоном - читальней и местом для тихих
игр. Для хранения книг и игрового инвентаря имеется закрытое
помещение площадью 15 - 20 кв. м. На этом участке
предусматривается место для отдыха и сна в гамаках, раскладных
кроватях, шезлонгах.
8.11.11. Для хранения спортивного и пляжного инвентаря
предусматривается склад или открытый навес, площадью 40 - 50 м на
10000 чел.
8.12. Учреждения торговли и общественного питания
8.12.1. На территории пляжа запрещается размещение предприятий
общественного питания (кафе, закусочных, баров, буфетов и т.д.).
8.12.2. В зоне обслуживания пляжа возможно размещение объектов
мелкорозничной торговой сети для реализации продовольственных
товаров (кондитерских изделий, напитков и т.д.) в фабричной
упаковке и промышленных товаров курортного назначения.
9. Требования к содержанию и эксплуатации пляжей
9.1. Технический персонал пляжа ежедневно после его закрытия
должен производить основную уборку берега, раздевалок, туалетов,
зеленой зоны, мойку тары и дезинфекцию туалетов. Днем следует
проводить патрульную уборку. Вывозить собранные отходы необходимо
ежедневно до 8 утра (до открытия пляжа).
9.2. Открытые и закрытые раздевалки, павильоны для раздевания,
гардеробы следует мыть ежедневно с применением дезинфицирующих
средств.
9.3. Для обеспечения санитарного порядка и нормативных
показателей качества воды, при необходимости, следует
предусмотреть закрытие пляжей на "санитарный час" или "санитарный
день" в соответствии с графиком или по предписанию органов
госсанэпиднадзора.
9.4. Ежегодно на пляже необходимо проводить планировку.
9.5. На песчаных пляжах ежедневно проводится рыхление верхнего
слоя песка граблями с целью улучшения процесса обеззараживания
солнечными лучами.
9.6. При наличии специальных механизмов на песчаных пляжах не
реже одного раза в неделю следует производить механизированное
рыхление поверхностного слоя песка с удалением собранных отходов.
После рыхления песок необходимо выравнивать.
Платные песчаные пляжи оснащаются механизмами для рыхления
поверхностного слоя песка с удалением собранных отходов в
обязательном порядке.
9.7. В местах, предназначенных для купания, категорически
запрещается стирать белье и купать животных.
10. Порядок открытия пляжей
10.1. Перед началом купального сезона эксплуатирующая
организация производит:
- обследование пляжа с целью определения объемов необходимых
работ для подготовки пляжной зоны;
- проверку состояния и проводит необходимые ремонтно -
восстановительные работы по гидротехническим сооружениям и
оборудованию пляжа (канализация, водоснабжение, душ, кабины для
переодевания, здания спасателей и медпункт, склад для хранения
пляжного инвентаря, буны, подпорные стенки, пирсы, необходимая
подсыпка пляжа);
- проводит санитарную уборку пляжа и акватории моря;
- обследует поверхность дна с промерами и водолазным осмотром,
с целью удаления стекла, острых камней и других предметов;
- проводит ревизию и дезинфекцию хозяйственно - питьевых
водопроводных систем.
10.2. Органам госсанэпиднадзора перед открытием купального
сезона проводятся контрольные исследования пляжного материала,
донных отложений, воды, по расширенной схеме на общесанитарные,
органолептические, санитарно - токсикологические,
бактериологические и гельминтологические показатели, согласно
приложениям 2, 3. Выбор исследуемых химических веществ
определяется органами госсанэпиднадзора с учетом возможных
источников загрязнения. Кроме того, в обязательном порядке
проводятся исследования питьевой воды из питьевых фонтанчиков на
соответствие требованиям СанПиН 2.1.4.559-96.
10.1. Отбор проб воды перед началом купального сезона
проводится на расстоянии 1 км выше по течению от зоны купания на
водотоках и на расстоянии 0,1 - 1,0 км от нее на водоемах и в
море, а также в границах зоны купания.
10.4. Для осуществления контроля за эксплуатацией пляжной зоны
заполняется "Паспорт пляжа" сроком на 1 год в соответствии с
приложением 5.
10.5. Разрешение на открытие всех типов оздоровительно -
рекреационных объектов дается перед началом сезона (в апреле -
мае) сроком на 1 год, с оформлением "Разрешения", в соответствии с
приложением 6.
10.6. Запрещается открытие лечебного и рекреационного
учреждения и заезд отдыхающих без разрешения и оформления паспорта
пляжа (приложения 5 и 6).
11. Организация контроля за санитарным состоянием пляжа
11.1. Контроль за санитарным состоянием пляжа (водного
объекта, береговой зоны, сооружений) проводится администрацией
оздоровительного учреждения или эксплуатирующей организацией, а
также органами госсанэпиднадзора.
11.2. При контроле за санитарным состоянием района пляжей
необходимо оценивать следующие показатели:
- механический состав грунтов;
- соблюдение зонирования пляжа;
- благоустройство и оборудование пляжа;
- рекреационную нагрузку на пляж и водную поверхность;
- режим санитарной уборки и очистки пляжа;
- состав и качество воды и донных отложений по общесанитарным,
органолептическим, санитарно - токсикологическим,
бактериологическим, гельминтологическим показателям;
- состав почвы по химическим, бактериологическим и
гельминтологическим показателям.
11.3. Водопользователи обязаны обеспечить систематический
лабораторный контроль за качеством воды водоема (водотока) у
ближайших пунктов водопользования населения, морской воды в
контрольных пунктах прибрежного охраняемого района
водопользования.
11.4. Порядок контроля, осуществляемого водопользователем
(выбор пунктов контроля, перечень анализируемых показателей с
учетом степени опасности вредных компонентов сточных вод для
здоровья населения, частота исследований), согласовывается
органами госсанэпиднадзора в зависимости от местных условий на
водном объекте и вида пользования. Лабораторный контроль
осуществляется производственными лабораториями водопользователей
или лабораториями других организаций, аккредитованными в
установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний)
качества воды открытых водоемов и морской воды.
11.5. Текущий контроль за качеством воды, почвы, донных
отложений в местах купания населения осуществляется в рамках
государственного санитарно - эпидемиологического надзора в
соответствии с разработанными региональными программами
мониторинга на соответствующих территориях (приложение 7).
11.6. Показатели качества воды, донных отложений и почвы в
районе пляжа должны отвечать требованиям, приведенным в
приложениях 2, 3. Эти требования распространяются на качество воды
водотока в створе, расположенном в 1 километре выше зоны купания,
а для непроточных водоемов (озера, водохранилища, моря) в пределах
от уреза воды до буйков и не менее 1 километра в обе стороны от
границ пляжа.
11.7. В порядке текущего санитарного контроля определяют
основные микробиологические показатели эпидемической безопасности
воды (индекс лактозоположительных кишечных палочек (ЛКП) и индекс
колифагов), органолептические и общесанитарные показатели качества
воды.
11.8. Определение холерных вибрионов в воде рекреаций проводят
в зависимости от эпидемической ситуации и погодных условий в
соответствии с действующими нормативами.
11.9. Для воды рек, озер, водохранилищ производится
определение жизнеспособных яиц гельминтов (аскарид, власоглава,
токсокар, фасциол), онкосфер тениид, жизнеспособных цист
патогенных кишечных простейших.
11.10. Определение санитарно - токсикологических показателей
проводится в случае обнаружения их при расширенных исследованиях
на уровне предельно - допустимых концентраций (ПДК).
11.11. Дополнительные исследования воды и донных отложений на
наличие возбудителей инфекционных заболеваний (брюшного тифа,
паратифов, дизентерии) и других патогенных микроорганизмов
(парагемолитических вибрионов, лецитиназоположительных
стафилококков, энтерококков, эшерихии коли) проводят при повторном
обследовании районов водопользования в случае превышения
допустимых уровней загрязнения по основным микробиологическим
показателям, а также с учетом эпидситуации.
В воде не должны обнаруживаться возбудители инфекционных
заболеваний. Индекс парагемолитических вибрионов не должен
превышать 1000, индекс лецитиназоположительных стафиллококков -
100, индекс эшерихий коли и энтерококков - 1000. В донных
отложениях допускается увеличение микробного загрязнения в 10 раз
по сравнению с показателями качества воды.
11.12. При отсутствии в воде возбудителей инфекционных
заболеваний и нормативных индексах патогенных микроорганизмов
органы гассанэпиднадзора в каждом конкретном случае могут
разрешить рекреационное водопользование в данном участке при
условии:
- если в период максимальных рекреационных нагрузок индекс ЛКП
не превышает 25000, индекс коли - фага не превышает 500 в морской
воде;
- если индекс ЛКП не превышает 10000 в воде рек, водохранилищ
и озер.
11.13. Рекреационное водопользование не ограничивается, если
уровень загрязнения водного объекта по органолептическим,
токсикологическим показателям загрязнения и санитарному режиму
оценивается как допустимый (приложение 8).
11.14. Решение о запрещении или ограничении рекреационного
водопользования принимается органом местного самоуправления по
постановлению главного государственного санитарного врача по
соответствующей территории на основании оценки опасности и риска
для здоровья населения.
11.15. В случае принятия решения о запрещении или ограничении
рекреационного водопользования органами местного самоуправления,
владельцами пляжей по согласованию с центром госсанэпиднадзора,
разрабатываются и осуществляются мероприятия, направленные на
выявление и устранение причин загрязнения рекреационных объектов и
обеспечение их эксплуатации в соответствии с Санитарными
правилами.
11.16. Орган местного самоуправления, центр госсанэпиднадзора
в обязательном порядке информируют население о принятом решении о
запрещении или ограничении рекреационного водопользования,
качестве водных объектов, осуществляемых мероприятиях, а также о
рекомендациях по действиям населения в данной ситуации.
Приложение N 1
ПОКАЗАТЕЛИ КАТЕГОРИЙНОСТИ ПЛЯЖЕЙ
------T------------------------T-----------------------------T-----------------------------T----------------------------¬
¦ N ¦Наименование показателей¦Пляжи лечебно - оздоровитель-¦Пляжи учреждений отдыха, гос-¦Городские, поселковые и дру-¦
¦пока-¦ ¦ного и курортного учреждений¦тиниц, пансионатов и турбаз¦гие пляжи общего пользования¦
¦зате-¦ +------T-------T-------T------+------T-------T-------T------+------T------T-------T------+
¦ля ¦ ¦ I ¦ II ¦ III ¦ IV ¦ I ¦ II ¦ III ¦ IV ¦ I ¦ II ¦ III ¦ IV ¦
+-----+------------------------+------+-------+-------+------+------+-------+-------+------+------+------+-------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ 13 ¦ 14 ¦
+-----+------------------------+------+-------+-------+------+------+-------+-------+------+------+------+-------+------+
¦ 1. ¦Удаленность от селитеб-¦более ¦1000 -¦700 - ¦500 - ¦более ¦500 - ¦300 - ¦менее ¦ не нормируются ¦
¦ ¦ной застройки автомо-¦1000 ¦ 700 ¦500 ¦400 ¦500 ¦300 ¦100 ¦100 ¦ ¦
¦ ¦бильных магистралей, же-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+-------+------+ ¦
¦ ¦лезных дорог и промыш-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦С устройством защитных¦ ¦
¦ ¦ленных предприятий (м) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лесных насаждений ¦ ¦
+-----+------------------------+------+-------+-------+------+------+-------T-------T------+----------------------------+
¦ 2. ¦Удаленность от спальных¦менее ¦300 - ¦500 - ¦800 - ¦менее ¦500 - ¦800 - ¦1200 -¦ не нормируются ¦
¦ ¦корпусов (м) ¦300 ¦500 ¦800 ¦1200 ¦500 ¦800 ¦1200 ¦1500 ¦ ¦
+-----+------------------------+------+-------+-------+------+------+-------+-------+------+----------------------------+
¦ 3. ¦Уклон пешеходной тропы к¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 7 ¦ 7 ¦ 9 ¦ 12 ¦ 15 ¦ не нормируются ¦
¦ ¦пляжу (промилле) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+------------------------+------+-------+-------+------+------+-------+-------+------+------T------T-------T------+
¦ 4. ¦Средний уклон на аквато-¦ 0,05 ¦ 0,07 ¦ 0,10 ¦ 0,15 ¦ 0,10 ¦ 0,12 ¦ 0,15 ¦ 0,20 ¦ 0,10¦ 0,12¦ 0,15 ¦ 0,20 ¦
¦ ¦рии пляжа в зоне купания¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+------------------------+------+-------+-------+------+------+-------+-------+------+------+------+-------+------+
¦ 5. ¦Механический состав пля-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦жевого материала (мм) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦а) песчаные пляжи ¦0,5 -¦0,5 - ¦0,25 - ¦0,1 -¦0,5 -¦0,5 - ¦0,25 -¦0,1 -¦0,5 -¦0,5 -¦0,25 -¦0,1 -¦
¦ ¦ ¦1,0 ¦1,0 ¦0,5 ¦0,25 ¦1,0 ¦1,0 ¦0,5 ¦0,25 ¦1,0 ¦1,0 ¦0,5 ¦0,25 ¦
¦ +------------------------+------+-------+-------+------+------+-------+-------+------+------+------+-------+------+
¦ ¦б) гравийно - галечные¦менее ¦25 - 50¦50 - ¦50 - ¦менее ¦25 - 50¦50 - ¦50 - ¦менее ¦25 - ¦50 - ¦50 - ¦
¦ ¦ пляжи ¦20 ¦ ¦100 ¦100 ¦20 ¦ ¦100 ¦100 ¦20 ¦50 ¦100 ¦100 ¦
+-----+------------------------+------+-------+-------+------+------+-------+-------+------+------+------+-------+------+
¦ 6. ¦Ширина пляжа (м) ¦более ¦35 - 30¦30 - 25¦25 - ¦более ¦35 - 30¦30 - 25¦25 - ¦более ¦35 - ¦30 - 25¦25 - ¦
¦ ¦ ¦35 ¦ ¦ ¦20 ¦35 ¦ ¦ ¦20 ¦35 ¦30 ¦ ¦20 ¦
+-----+------------------------+------+-------+-------+------+------+-------+-------+------+------+------+-------+------+
¦ 7. ¦Качество воды в зоне ку-¦ Согласно нормативу по приложениям 2 и 3 настоящего СанПина ¦
¦ ¦пания ¦ ¦
L-----+------------------------+-----------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------
Примечания: 1. При снижении показателя ширины пляжа менее 20 м
эксплуатация пляжа запрещается и категория пляжу не присваивается.
2. В зоне купания для пляжей 3 и 4 категории допускается
повышение ЛКП до 250006 но не в более 5% проб от общего их
количества за сезон.
3. Категория пляжу присваивается по конкретным показателям,
как среднеарифметическая величина, определенная по первым шести
показателям с округлением.
Приложение N 2
ПОКАЗАТЕЛИ САНИТАРНОГО СОСТОЯНИЯ ПОЧВЫ ПЛЯЖЕЙ
--------------------------------------T--------------------------¬
¦ Показатели ¦ Требования и нормы ¦
+-------------------------------------+--------------------------+
¦Аммонийный азот мг/кг почвы ¦не регламентируется ¦
+-------------------------------------+--------------------------+
¦Нитратный азот мг/кг почвы ¦не регламентируется ¦
+-------------------------------------+--------------------------+
¦Пестициды (остаточные количества),¦не более ПДК и ОДУ для¦
¦удобрения мг/кг, нефтепродукты мг/кг,¦почвы селитебных террито-¦
¦радиоактивные вещества Бк/кг, канце-¦рий ¦
¦рогенные вещества мг/кг ¦ ¦
+-------------------------------------+--------------------------+
¦Число лактозоположительных кишечных¦не более 1 ¦
¦палочек в 1 г почвы ¦ ¦
+-------------------------------------+--------------------------+
¦Число перфрингенс в 1 г почвы ¦не более 10 ¦
+-------------------------------------+--------------------------+
¦Патогенные микроорганизмы ¦отсутствуют ¦
+-------------------------------------+--------------------------+
¦Яйца и личинки гельминтов (жизнеспо-¦отсутствуют ¦
¦собные) шт/1кг почвы ¦ ¦
+-------------------------------------+--------------------------+
¦Личинки и куколки (жизнеспособные)¦отсутствуют ¦
¦синантропных мух шт/1кг почвы ¦ ¦
+-------------------------------------+--------------------------+
¦Число лактозоположительных кишечных¦не более 10 ¦
¦палочек в 1 г донных отложений ¦ ¦
L-------------------------------------+---------------------------
Приложение N 3
ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ВОДЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ РЕКРЕАЦИИ
-------------------------T------------------T--------------------¬
¦Наименование показателей¦ Для морской воды ¦Для пресных водоемов¦
+------------------------+------------------+--------------------+
¦ Общесанитарные ¦
+------------------------T------------------T--------------------+
¦БПК ¦не более 3,0 мг¦ ¦
¦ 5 ¦ 3 ¦ ¦
¦ ¦О /дм ¦ ¦
¦ ¦ 2 ¦ ¦
+------------------------+------------------+--------------------+
¦БПК ¦ ¦не более 3,0 мг¦
¦ 20 ¦ ¦ 3 ¦
¦ ¦ ¦О /дм ¦
¦ ¦ ¦ 2 ¦
+------------------------+------------------+--------------------+
¦Растворенный кислород ¦не менее 4 мг/куб.¦не менее 4 мг/куб.¦
¦ ¦дм в любой период¦дм в любой период¦
¦ ¦года в пробе, ото-¦года в пробе, отоб-¦
¦ ¦бранной до 12 ча-¦ранной до 12 часов¦
¦ ¦сов дня ¦дня ¦
+------------------------+------------------+--------------------+
¦Водородный показатель ¦не должен выходить¦не должен выходить¦
¦ ¦за пределы 6,5 -¦за пределы 6,5 - 8,5¦
¦ ¦8,5 ¦ ¦
+------------------------+------------------+--------------------+
¦Минеральный состав ¦ ¦не должен превышать¦
¦ ¦ ¦по сухому остатку¦
¦ ¦ ¦1000 мг/куб. дм, в¦
¦ ¦ том числе хлоридов¦
¦ ¦ ¦350 мг/куб. дм,¦
¦ ¦ ¦сульфатов 500¦
¦ ¦ ¦мг/куб. дм. ¦
+------------------------+------------------+--------------------+
¦ Органолептические ¦
+------------------------T------------------T--------------------+
¦Плавающие примеси ¦на поверхности и в¦на поверхности и в¦
¦ ¦верхнем слое не¦верхнем слое не¦
¦ ¦должны обнаружи-¦должны обнаруживать-¦
¦ ¦ваться пленки,¦ся пленки, пятна ми-¦
¦ ¦пятна минеральных¦неральных масел и¦
¦ ¦масел и скопления¦скопления других¦
¦ ¦других примесей ¦примесей ¦
+------------------------+------------------+--------------------+
¦Прозрачность ¦не менее 30 см по¦ ¦
¦ ¦шрифту Снеллена ¦ ¦
+------------------------+------------------+--------------------+
¦окраска ¦не должна обнару-¦не должна обнаружи-¦
¦ ¦живаться в столби-¦ваться в столбике 10¦
¦ ¦ке 10 см ¦см ¦
+------------------------+------------------+--------------------+
¦запах ¦интенсивность нео-¦вода не должна при-¦
¦ ¦бычных запахов для¦обретать не свойст-¦
¦ ¦морской воды не¦венных ей запахов¦
¦ ¦должна превышать¦интенсивностью более¦
¦ ¦порога восприятия¦1 балла ¦
¦ ¦(2 балла) ¦ ¦
+------------------------+------------------+--------------------+
¦ Санитарно - микробиологические ¦
+------------------------T------------------T--------------------+
¦возбудители инфекционных¦не должны обнару-¦не должны обнаружи-¦
¦заболеваний ¦живаться ¦ваться ¦
+------------------------+------------------+--------------------+
¦лактозоположительные ¦не более 5000 в¦не более 5000 в куб.¦
¦кишечные палочки (ЛКП) ¦куб. дц ¦дц ¦
+------------------------+------------------+--------------------+
¦колифаги ¦не более 100 в¦не более 100 в куб.¦
¦ ¦куб. дц ¦дц ¦
+------------------------+------------------+--------------------+
¦ Санитарно - токсилогические ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ Содержание химических веществ (исключая солевой состав морской ¦
¦ воды) не должно превышать ПДК и ОДУ для водоемов ¦
¦ культурно - бытового водопользования ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ Гельминтологические ¦
+------------------------T------------------T--------------------+
¦кишечные патогенные¦отсутствие ¦отсутствие ¦
¦простейшие (цисты бямб-¦ ¦ ¦
¦лий, дизентерийных амеб,¦ ¦ ¦
¦балатидии, криптоспори-¦ ¦ ¦
¦дии ¦ ¦ ¦
+------------------------+------------------+--------------------+
¦яйца тениид ¦отсутствие ¦отсутствие ¦
+------------------------+------------------+--------------------+
¦геогельминиты (яйца ас-¦отсутствие ¦отсутствие ¦
¦карид, васоглавов, тихо-¦ ¦ ¦
¦стронгилид) ¦ ¦ ¦
L------------------------+------------------+---------------------
Приложение N 4
СООРУЖЕНИЯ, ЭЛЕМЕНТЫ БЛАГОУСТРОЙСТВА И
ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ПЛЯЖЕЙ
---------------------T----------------------------------------------------¬
¦ Наименование ¦ Расчетные данные ¦
¦ элемента +--------------T------------------T------------------+
¦ ¦Лечебные и ку-¦ Общегородские ¦Пляжи тур. баз от-¦
¦ ¦рортные пляжи ¦ пляжи ¦дыха пансионатов и¦
¦ ¦ ¦ ¦гостиниц ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦Стоянки транспорта: ¦ ¦ ¦ ¦
¦общегородского ¦ ¦на 4 - 5 автобусов¦на 4 - 5 автобусов¦
+--------------------+ +------------------+------------------+
¦автомашины ¦ ¦на 10 - 12 автома-¦на 10 - 12 автома-¦
¦ ¦ ¦шин; стоянки такси¦шин; стоянки такси¦
+--------------------+ +------------------+------------------+
¦мотоциклы, моторол-¦ ¦20 - 30 единиц ¦20 - 30 единиц ¦
¦леры, мопеды ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+ +------------------+------------------+
¦велосипеды ¦ ¦40 - 60 велосипе-¦40 - 60 велосипе-¦
¦ ¦ ¦дов ¦дов, стоянки орга-¦
¦ ¦ ¦ ¦низуются за преде-¦
¦ ¦ ¦ ¦лами пляжной тер-¦
¦ ¦ ¦ ¦ритории у основных¦
¦ ¦ ¦ ¦входов на пляж ¦
¦ ¦ ¦Стоянки организу-¦Стоянки организу-¦
¦ ¦ ¦ются за пределами¦ются за пределами¦
¦ ¦ ¦пляжной территории¦пляжной территории¦
¦ ¦ ¦у основных входов¦у основных входов¦
¦ ¦ ¦на пляж ¦на пляж ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦Вход на пляж с кас-¦ ¦Для оплачиваемых¦Для оплачиваемых¦
¦сами ¦ ¦пляжей (на 1000¦пляжей (на 1000¦
¦ ¦ ¦чел. - 1 касса) ¦чел. - 1 касса) ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦Павильон: ¦ ¦ ¦ ¦
¦Администрация ¦ - ¦15 кв. м ¦ - ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦Милиция, дружинники ¦ - ¦15 кв. м ¦ - ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦Радиоузел ¦12 кв. м. По-¦10 кв. м. Помеще-¦10 кв. м. Помеще-¦
¦ ¦мещение может¦ния могут быть¦ния могут быть¦
¦ ¦быть объедине-¦объединены со зда-¦объединены со зда-¦
¦ ¦но со зданием¦нием гардероба,¦нием гардероба,¦
¦ ¦раздевалок, ¦раздевалок, спаса-¦раздевалок, спаса-¦
¦ ¦спасательной ¦тельной станции ¦тельной станции ¦
¦ ¦станции ¦ ¦ ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦Гардероб ¦ - ¦На один крючок -¦На один крючок -¦
¦ ¦ ¦0,08 кв. м (при¦0,08 кв. м (при¦
¦ ¦ ¦хранении на вешал-¦хранении на вешал-¦
¦ ¦ ¦ках) ¦ках) ¦
¦ +--------------+------------------+------------------+
¦ ¦ - ¦на одно место -¦на одно место -¦
¦ ¦ ¦0,24 - 0,20 кв. м¦0,24 - 0,20 кв. м¦
¦ ¦ ¦(при хранении в¦(при хранении в¦
¦ ¦ ¦ящиках) ¦ящиках) ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦Раздевалки закрытые ¦ - ¦80% - от посетите-¦80% - от посетите-¦
¦ ¦ ¦лей. Кратность¦лей. Кратность¦
¦ ¦ ¦пользования местом¦пользования местом¦
¦ ¦ ¦в раздевалке в¦в раздевалке в¦
¦ ¦ ¦смену 20 - 24 ра-¦смену 20 - 24 ра-¦
¦ ¦ ¦за; ¦за; ¦
¦ +--------------+------------------+------------------+
¦ ¦на 30% от об-¦на 1 место в инди-¦ - ¦
¦ ¦щего кол-ва¦видуальной кабине¦ ¦
¦ ¦больных в сме-¦1,5 кв. м ¦ ¦
¦ ¦ну, по 2.5 кв.+------------------+ ¦
¦ ¦м на одного¦на одно место в¦ ¦
¦ ¦больного ¦общих раздевалках¦ ¦
¦ ¦ ¦1 кв. м ¦ ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦Раздевалки открытые ¦ ¦Пользуются 20% от¦Пользуются 20% от¦
¦ ¦ ¦общего количества¦общего количества¦
¦ ¦ ¦отдыхающих ¦отдыхающих ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦Медпункт ¦Комната врача¦15 кв. м. Комната¦При здании пансио-¦
¦ ¦12 - 18 кв. м ¦может быть в зда-¦ната или курортно-¦
¦ ¦ ¦нии спасательной¦го городка, удале-¦
¦ ¦ ¦станции, гардероба¦ние от пляжа не¦
¦ ¦ ¦ ¦более 400 м. ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦Спасательная станция¦Может быть¦Комната дежурного¦В зависимости от¦
¦с наблюдательной¦расположена ¦персонала - 12 -¦местных условий¦
¦вышкой ¦вне территории¦15 кв. м ¦может быть разме-¦
¦ ¦пляжа +------------------+щена в здании пан-¦
¦ ¦ ¦Комната начальника¦сионата ¦
¦ ¦ ¦- 9 - 10 кв. м ¦ ¦
¦ ¦ +------------------+ ¦
¦ ¦ ¦Санузел ¦ ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦Актионометрическая ¦15 - 15 кв. м ¦15 - 18 кв. м. Мо-¦При здании пансио-¦
¦станция ¦ ¦жет быть в здании¦ната или курортно-¦
¦ ¦ ¦спасательной стан-¦го городка, удале-¦
¦ ¦ ¦ции, администра-¦ние от пляжа не¦
¦ ¦ ¦тивном здании,¦более 400 м. ¦
¦ ¦ ¦гардеробе. ¦ ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦Вышка с показателями¦Одна на пляж ¦Одна на пляж ¦Одна на пляж ¦
¦погоды, температуры ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦Спасательные средст-¦Один щит со¦Один щит со спаса-¦Один щит со спаса-¦
¦ва ¦спасательными ¦тельными средства-¦тельными средства-¦
¦ ¦средствами на¦ми на 25 м берего-¦ми на 25 м берего-¦
¦ ¦25 м береговой¦вой полосы ¦вой полосы ¦
¦ ¦полосы ¦ ¦ ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦Туалеты ¦Одно очко на¦3 очка на 1000 по-¦При здании пансио-¦
¦ ¦100 мест ¦сетителей женщин ¦ната или курортно-¦
¦ ¦женское отде-+------------------+го городка, уда-¦
¦ ¦ление - 1 оч-¦2 очка на 1000 по-¦ление от пляжа не¦
¦ ¦ко ¦сетителей мужчин ¦более 400 м ¦
¦ +--------------+------------------+ ¦
¦ ¦мужское отде-¦3 писсуара на 1000¦ ¦
¦ ¦ление - 1 оч-¦посетителей мужчин¦ ¦
¦ ¦ко ¦ ¦ ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦Устройство для мытья¦ ¦Одна насадка на 40¦ ¦
¦ног ¦ ¦чел. ¦ ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦Души для морских¦Один рожок на¦на 1000 посетите-¦1 душевая на 75¦
¦пляжей ¦10 - 15 чел. ¦лей 8 - 10 рожков ¦человек ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦Души для речных пля-¦ ¦на 1000 посетите-¦ ¦
¦жей ¦ ¦лей 2 - 4 рожка ¦ ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦Душевые морской воды¦1 рожок на 50¦ ¦ ¦
¦на открытом воздухе ¦чел. ¦ ¦ ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦Питьевые фонтанчики ¦Одна насадка¦Одна насадка на¦Одна насадка на¦
¦ ¦на 100 человек¦100 человек ¦100 человек ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦Павильон - читальня,¦ ¦Хранение книг,¦ ¦
¦тихие игры ¦ ¦журналов, игрового¦ ¦
¦ ¦ ¦имущества - 20,0¦ ¦
¦ ¦ ¦кв. м ¦ ¦
¦ ¦ +------------------+ ¦
¦ ¦ ¦Место для игр,¦ ¦
¦ ¦ ¦чтения 60 - 80 кв.¦ ¦
¦ ¦ ¦м (под навесом или¦ ¦
¦ ¦ ¦тентом) ¦ ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦Склад имущества. ¦Площадь 20 кв.¦Площадь 50 - 60¦Площадь 50 - 60¦
¦Прокат инвентаря. ¦м ¦кв. м ¦кв. м ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦Солярий ¦6 кв. м на од-¦На 30% от общего¦по 3 кв. м на чел.¦
¦ ¦ного больного¦количества, нахо-¦ ¦
¦ ¦из расчета¦дящихся на пляже¦ ¦
¦ ¦пребывания ¦из расчета 3 кв. м¦ ¦
¦ ¦30 - 40% боль-¦на чел. ¦ ¦
¦ ¦ных находящих-¦ ¦ ¦
¦ ¦ся на пляже ¦ ¦ ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦Теневые навесы. Тен-¦На 20% от на-¦На 20% от общего¦по 3 кв. м на чел.¦
¦ты. ¦ходящихся на¦количества находя-¦ ¦
¦ ¦пляже, считая¦щихся на пляже, из¦ ¦
¦ ¦по 4,5 кв. м¦расчета 4,0 кв. м¦ ¦
¦ ¦на одного¦на человека ¦ ¦
¦ ¦больного ¦ ¦ ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦Теневые зонты. ¦ ¦На 25% от общего¦Один на 25 кв. м¦
¦ ¦ ¦количества находя-¦пляжа ¦
¦ ¦ ¦щихся на пляже, из¦ ¦
¦ ¦ ¦расчета 1,0 кв. м¦ ¦
¦ ¦ ¦на человека ¦ ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦Шезлонги. ¦30 - 40 на¦30 - 40 на пляж ¦30 - 40 на пляж ¦
¦ ¦пляж ¦ ¦ ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦Лежак (для соляриев)¦для галечных¦для галечных пля-¦для галечных пля-¦
¦ ¦пляжей 800 -¦жей 800 - 900,¦жей 800 - 900,¦
¦ ¦900, песчаных¦песчаных - 100 -¦песчаных - 100 -¦
¦ ¦- 100 - 200 шт¦200 шт. ¦200 шт. ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦Тобогган. ¦ ¦Один ¦Один ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦Детский сектор. Об-¦ ¦20 - 30 кв. м на 1¦20 - 30 кв. м на 1¦
¦щая площадь ¦ ¦га пляжа ¦га пляжа ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦Тобогган. ¦ ¦Один ¦Один ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦Игровые приборы и¦ ¦4 - 5 шт. ¦3 - 4 шт. ¦
¦устройства. ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦Спортивные площадки¦ ¦ ¦ ¦
¦<*> волейбольная¦1 - 2 ¦2 - 4 ¦1 - 2 ¦
¦площадка ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦баскетбольная пло-¦1 ¦1 - 2 ¦1 ¦
¦щадка ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦площадка для игры в¦1 - 2 ¦3 - 4 ¦1 - 2 ¦
¦бадминтон ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦площадка для игры в¦1 - 2 ¦2 - 5 ¦1 - 2 ¦
¦настольный теннис ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦гимнастическая пло-¦1 ¦1 ¦1 ¦
¦щадка ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦вышка для прыжков ¦ ¦Одна на пляж ¦Одна ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦трамплины ¦ ¦Два. Высота 1 м и¦Два (могут быть¦
¦ ¦ ¦3 м. ¦объединены с выш-¦
¦ ¦ ¦ ¦кой). ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦Причал и стоянка ло-¦ ¦Один или два на 30¦на 15 - 20 лодок ¦
¦док. ¦ ¦- 50 лодок. ¦ ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦Ангар для хранения¦ ¦Навес 40 - 60 кв.¦ ¦
¦лодок ¦ ¦м. Мастерская 20 -¦ ¦
¦ ¦ ¦30 кв. м. ¦ ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦Площадь мощенных до-¦10 - 15% общей¦10 - 15% общей¦10 - 15% общей¦
¦рог, аллей, дорожек,¦площади пляжа¦площади пляжа ¦площади пляжа ¦
¦тропинок ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦Озеленение ¦Не менее 50%¦20 - 40% площади¦20 - 40% площади¦
¦ ¦площади зе-¦пляжа, в зависи-¦пляжа, в зависи-¦
¦ ¦мельного учас-¦мости от местных¦мости от местных¦
¦ ¦тка учреждений¦условий ¦условий ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦Наводный аэросолярий¦6 - 8 кв. м на¦ ¦ ¦
¦с использованием для¦один топчан¦ ¦ ¦
¦сна над водой ¦считая проходы¦ ¦ ¦
¦ ¦и лестницы ¦ ¦ ¦
+--------------------+--------------+------------------+------------------+
¦Навес для мусоро-¦Площадь 4 - 6 ¦Площадь 4 - 6 кв. ¦Площадь 4 - 6 ¦
¦сборников ¦кв. м ¦м ¦кв. м ¦
L--------------------+--------------+------------------+-------------------
<*> СНиП 2.08.02-89
Приложение N 5
Дата составления _________________________________________________
Учреждение _______________________________________________________
Адрес, телефон ___________________________________________________
ПАСПОРТ ПЛЯЖА
Длина (м) ________________________________________________________
Ширина (м) _______________________________________________________
Общая площадь (кв. м) ____________________________________________
Количество мест __________________________________________________
Характер дна (песок, галька, валуны) _____________________________
Водопровод _______________________________________________________
Питьевые фонтанчики (шт.) ________________________________________
Души (рожков, шт.) _______________________________________________
Канализация ______________________________________________________
Туалеты (очков, шт.) _____________________________________________
Лежаки (шт.) _____________________________________________________
ЛФК ______________________________________________________________
Площадки детские игровые (к-во, кв. м) ___________________________
спортивные _______________________________________________________
Медицинский пункт ________________________________________________
Спасательные посты ________________________________________ лодки
катера ___________________________________________________________
Метеостенд _______________________________________________________
Категория пляжа __________________________________________________
Владелец пляжа (должность, фамилия, подпись) _____________________
__________________________________________________________________
Приложение N 6
РАЗРЕШЕНИЕ
НА ОТКРЫТИЕ ПЛЯЖА
__________________________________________________________________
(наименование, ведомственная принадлежность, адрес)
Разрешение дано на основании:
1. Акта обследования от
__________________________________________________________________
2. Результатов лабораторных исследований
__________________________________________________________________
(протоколы N от )
3. Штатной ведомости сотрудников в количестве
__________________________________________________________________
Подписи:
Глава администрации территории ___________________________________
подпись М.П.
Главный государственный санитарный врач
по территории ____________________________________________________
подпись М.П.
Главный инженер ГУСНПП "Краснодарберегозащита"
(для морских пляжей) _____________________________________________
подпись М.П.
Приложение N 7
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ МОНИТОРИНГА
ЗА КАЧЕСТВОМ ВОДЫ, ДОННЫХ ОТЛОЖЕНИЙ,
ПОЧВЫ ЗОН РЕКРЕАЦИИ
1. Организация наблюдений осуществляется в зависимости от
санитарной ситуации и условий водопользования с учетом всех
возможных источников загрязнения зоны рекреации на основе
предварительного санитарно - топографического обследования.
2. Наблюдение за качеством воды должно проводиться в
стационарных контрольных точках (створах на водотоках). Точки
отбора проб выбирают:
- на участках оздоровительно - спортивного использования
(минимум 1 точка);
- на участках купания (не менее 2-х точек на расстоянии не
более 500 м);
- на границе района водопользования по направлению к источнику
загрязнения (1 точка);
- в 1 км выше по течению от района водопользования, за
исключением тех случаев, когда конкретная санитарная ситуация
требует более близкого их размещения (1 створ на водотоке);
- в зоне влияния глубоководных выпусков сточных вод;
- в устьевых участках рек, впадающих в зону водопользования и
в 500 м от устья реки вверх по течению.
3. Частота отбора проб воды устанавливается в каждом
конкретном случае органами госсанэпиднадзора, но не менее 1 раза в
декаду в период купального сезона для основных микробиологических
показателей эпидемической безопасности воды, органолептических
показателей загрязнения воды, показателей, характеризующих
санитарный режим водоема и химических веществ, которые были
обнаружены в воде при проведении расширенных исследований в
концентрациях на уровне ПДК. Пробы воды рекомендуется отбирать до
начала купания и 12 - 14 часов, что позволяет дифференцировать
загрязнение за счет посторонних источников или самих купающихся, а
также определить интенсивность процессов самоочищения. Отбор проб
проводить с поверхности воды или с глубины 10 - 15 см.
4. Контроль за содержанием пестицидов в воде производится в
границах зон водоплавания и в устьях впадающих в них рек не реже 1
раза в месяц в купальный сезон до начала применения пестицидов в
текущем году (в апреле) в качестве контроля. При определении
номенклатуры исследуемых веществ учитывается перечень применяемых
пестицидов в бассейне водоема.
5. Отбор проб донных отложений производится на содержание
биоаккумулируемых веществ (хлорированные дифинилы, тяжелые
металлы, радионуклиды и др.) в границах функциональных зон
районного водопользования не реже одного раза в сезон. Отбор проб
производится из верхнего 5 см слоя грунта на доступных глубинах в
пределах района водопользования, не реже 1 раза в сезон.
6. Кроме того, при возможности вторичного загрязнения
прибрежных вод также производится отбор проб донных отложений. Для
мелководных районов водопользования, где снижение прозрачности
воды обусловлено местными гидрофизическими, топографо -
гидрологическими и другими природно - климатическими факторами,
отбор и исследование донных отложений является обязательным.
7. В случаях ухудшения качества воды в местах водопользования
населения и (или) в случаях ухудшения санитарно - эпидемической
обстановки осуществляют также лабораторный контроль за сбросом
сточных вод в водные объекты.
8. Отбор проб почвы следует проводить вокруг возможных
источников загрязнения, в местах наибольшего скопления людей и в
теневых павильонах. Пробы отбираются конвертообразно на участке 25
кв. м с последующим составлением среднего образца. Кратность
отбора проб определяется территориальным органом
госсанэпиднадзора, но не должна быть менее 2-х раз за сезон. Объем
исследуемых средних проб должен составлять 5 - 8.
Приложение N 8
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
ПО СТЕПЕНИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ
------------T----------------------------------------------------¬
¦ Степень ¦Оценочные показатели загрязнения для водных объектов¦
¦загрязнения+-----------------T----------T-----------------------+
¦ ¦органолептический¦токсилоги-¦ санитарный режим ¦
¦ ¦ ¦ческий ¦ ¦
¦ +-------T---------+----------+----------T------------+
¦ ¦запах, ¦ПДК орг.¦ПДК токс. ¦БПК , ¦растворенный¦
¦ ¦привкус¦(степень ¦(степень ¦ 20 ¦кислород, ¦
¦ ¦(баллы)¦превыше- ¦превыше- ¦мг/куб. дм¦мг/куб. дм ¦
¦ ¦ ¦ния) ¦ния) ¦ ¦ ¦
+-----------+-------+---------+----------+----------+------------+
¦Допустимая ¦ 2 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 6 ¦ 4 ¦
+-----------+-------+---------+----------+----------+------------+
¦Умеренная ¦ 3 ¦ 4 ¦ 3 ¦ 8 ¦ 3 ¦
+-----------+-------+---------+----------+----------+------------+
¦Высокая ¦ 4 ¦ 8 ¦ 10 ¦ 10 ¦ 2 ¦
+-----------+-------+---------+----------+----------+------------+
¦Чрезвычайно¦более 4¦более 8 ¦ 100 ¦более 10 ¦ 1 ¦
¦высокая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------+-------+---------+----------+----------+-------------
|