ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПИСЬМО
от 25 ноября 1997 г. N 01-03-605
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ФИЛИАЛОВ,
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ И ДРУГИХ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Понятия представительства и филиала даются в ст. 55 ГК РФ.
Определение представительства включает в себя четыре признака:
- подразделение юридического лица;
- обособленное;
- расположенное вне места нахождения юридического лица;
- представляет интересы юридического лица и осуществляет их
защиту.
Филиал отличается от представительства тем, что выполняет вне
места расположения юридического лица не одну, а все его функции
или часть, в том числе функции представительства. Филиалы и
представительства должны действовать на основе Положения,
утверждаемого юридическим лицом.
Руководители обособленных подразделений должны иметь
полномочия, оформленные доверенностью юридического лица, либо
предусмотренные в его уставе, либо в Положении об обособленном
подразделении.
Филиал и представительство наделяются имуществом самим
юридическим лицом. Закрепленное за филиалом или представительством
имущество продолжает оставаться имуществом самого юридического
лица. Именно по этой причине взыскание по долгам юридического лица
может быть обращено на имущество, выделенное филиалу или
представительству, независимо от того, связаны долги юридического
лица с деятельностью филиалов и представительств или нет. Точно
также по долгам, связанным с деятельностью филиалов и
представительств, юридическое лицо несет ответственность всем
принадлежащим ему имуществом.
Имущество у филиалов и представительств может находиться на
отдельном балансе, который представляет собой часть
самостоятельного баланса юридического лица.
Филиалы и представительства не имеют уставного фонда и не
являются юридическими лицами. Филиалы и представительства,
зарегистрированные как юридическое лицо, либо имеющие об этом
запись в учредительных документах обязаны совместно со своей
вышестоящей (головной) организацией привести учредительные
документы в соответствие с действующим законодательством.
Представительства и филиалы должны быть указаны в
учредительных документах создавшего их юридического лица. Филиалы
и представительства, занимающиеся коммерческой деятельностью и
имеющие расчетный счет и ведущие отдельный баланс, подлежат
включению в Государственный реестр предприятий. Филиалы,
представительства и другие обособленные подразделения юридического
лица, созданные после введения в действие ГК РФ государственной
регистрации не подлежат.
Однако, если органами местной власти установлен порядок
обязательного согласования размещенных филиалов и представительств
на данной территории, то филиалы и представительства должны пройти
такое согласование.
Юридическое лицо вправе по своему усмотрению самостоятельно
устанавливать внутреннюю организационную структуру предприятия,
открывать филиалы, представительства и другие обособленные
подразделения, наделять их правом открытия счета, ведением
отдельного баланса, либо не наделять этими правами, определять
учетную политику для себя и своих структурных подразделений.
2. ПОРЯДОК ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ ФИЛИАЛОВ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ
И ДРУГИХ ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Процедура постановки на налоговый учет филиалов,
представительств и других подразделений юридического лица (далее
по тексту "подразделения") осуществляется исходя из его статуса,
который должен быть определен в Положении о таком подразделении. В
случае, если в Положении о подразделении указано, что оно
наделяется правом открытия счета (расчетный, текущий), ведением
отдельного баланса и является самостоятельным плательщиком хотя бы
одного вида налога, такие подразделения подлежат постановке на
учет самостоятельно, ему присваивается собственный ИНН.
Для постановки на налоговый учет такие подразделения
представляют:
- Заявление о постановке на налоговый учет согласно
установленной формы.
- Карту постановки на налоговый учет в 3-х экземплярах.
- Выписку из решения компетентного органа управления
вышестоящей (головной) организации о его создании.
- Копию Положения о подразделении, утвержденную вышестоящей
(головной) организацией.
- Копию учредительных документов вышестоящей (головной)
организации.
- Копию свидетельства о регистрации вышестоящей организации
(Основание: п. 2.4 Приложения N 1 Указаний по процедуре постановки
на учет налогоплательщиков-организаций, созданных в соответствии с
законодательством РФ N ПВ-6-12\520 от 29.07.96 г.).
- Информационное письмо статистики о присвоении кодов
структурному подразделению (основание: п.4 Приложения N 1 к
Инструкции о порядке учета юридических лиц и обособленных
подразделений в ЕГРПО, утвержденной Госкомстатом от 23.05.95 г.).
Подразделения, занимающиеся некоммерческой деятельностью,
имеющие счет и ведущие самостоятельный баланс и являющиеся
плательщиком хотя бы одного вида налога встают на налоговый учет
аналогичным образом, но в Государственный реестр предприятий не
включаются.
В случае, если подразделение не наделено правом открытия счета
и ведением отдельного баланса и самостоятельным плательщиком
налогов не является, на учете в налоговом органе по месту
нахождения подразделения должно стоять юридическое лицо, его
создавшее, на которое налоговым законодательством возложена
обязанность перечислять налоги в соответствующие бюджеты по месту
нахождения подразделения.
При этом при постановке на учет в налоговых органах новый ИНН
не присваивается, а применяется уже присвоенный номер с признаком
"7".
Такие подразделения представляют в налоговый орган по месту
своего нахождения следующие документы:
- Копию Карты постановки на учет, выданную юридическому лицу в
налоговой инспекции, где оно состоит на налоговом учете.
- Положение о структурном подразделении.
- Копию приказа юридического лица о создании подразделения.
- Копию учредительных документов юридического лица.
- Другие документы, определяющие его учетную политику
(Основание: п.19 Инструкции ГНС от 13.06.96 г. N ВА-3-12\49).
Заявление о постановке на учет и Карта постановки на налоговый
учет такими подразделениями не заполняются. Сведения о
налогоплательщике в госналогинспекции по месту нахождения
подразделения формируются в автоматизированной базе данных на
основании сведений, указанных в предъявленной налогоплательщиком
Карте постановки на налоговый учет.
В период деятельности юридическое лицо может изменять свою
учетную политику и порядок уплаты налогов. В случае, если
подразделение ранее самостоятельно стояло на налоговом учете и
уплачивало налоги от своего имени, но в связи с изменением учетной
политики представило документ об отсутствии обязанности по уплате
налогов (налоги за него стала уплачивать вышестоящая организация)
в автоматизированной базе данных по учету налогоплательщиков
должны быть внесены изменения в реквизиты r54 "признак к ИНН" и
r58 "код причины исключения ИНН из Госреестра и номера ГРП".
Реквизит r54 принимает значение - "11". При этом производится
условное снятие с учета налогоплательщика с переносом сведений о
нем из активной в архивную часть базы данных ГРН. Реквизит r58
принимает значение равное "14".
В соответствии с п.20 Инструкции о порядке учета
налогоплательщиков, утвержденной приказом ГНС России от
13.06.96 г. N ВА-3-12\49, наличие у подразделений льгот по
налогообложению не является основанием для освобождения от
постановки на учет в налоговой инспекции.
Если подразделение в соответствии с действующим
законодательством не имеет обязанности уплачивать и или
перечислять налоги и иные обязательные платежи в бюджеты всех
уровней и по этой причине ранее не являлось в налоговую инспекцию
для постановки на налоговый учет, оно вправе представить в
налоговую инспекцию уведомление об этом в установленной форме.
Подразделениям, состоящим на налоговом учете в ГНИ до введения в
действие Инструкции о порядке учета налогоплательщиков, т.е. до
01.09.96 г., и представившим такое Уведомление, в
автоматизированной базе данных по учету значение реквизита r 54
следует изменить на "10".
В соответствии с п. 2.2 совместного письма Госналогслужбы
России от 02.06.95 г. N ВГ-4-13\22н, Минфина России от 02.06.95 г.
N 46 и Банка России от 05.06.95 г. N 171 "Об изменении пункта 2
Порядка применения положений Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г.
N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и
полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей"
филиалу юридического лица по ходатайству юридического лица или его
уполномоченного органа может быть открыт текущий счет. Текущий
счет в банке или иной кредитной организации открывается при
предъявлении справки о постановки на учет в налоговом органе
юридического лица, в которой указан его ИНН и который будет в
дальнейшем указываться при оформлении расчетно-платежных
документов (письмо ГНС РФ N 12-1-06\450 от 28.08.96 г.).
3. ПРИ ЗАПОЛНЕНИИ КАРТЫ ПОСТАНОВКИ НА
НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ СЛЕДУЕТ ИМЕТЬ ВВИДУ СЛЕДУЮЩЕЕ:
- филиалам, представительствам и другим обособленным
подразделениям юридического лица присваивается код
организационно-правовой формы "90";
- код формы собственности подразделения юридического лица
соответствует КФС юридического лица, его создавшего;
- вышестоящей (головной) организацией для него будет
юридическое лицо;
- сведения об уставном капитале не заполняются;
- сведения об учредителях не заполняются;
- сведения о регистрации отсутствуют (после введение в
действие ГК РФ).
4. СНЯТИЕ ФИЛИАЛОВ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ И ДРУГИХ
ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА С УЧЕТА
Процедура снятия с учета подразделения, в связи с ликвидацией
юридического лица, производится на основании следующих документов:
1. Заявление о снятии с учета подразделения.
2. Копии распорядительных документов о ликвидации
подразделения (приказ, распоряжение вышестоящей организации).
3. Копии распорядительных документов о порядке и
предполагаемом сроке ликвидации подразделения.
4. Копии распорядительного документа о создании ликвидационной
комиссии.
5. Копии объявления в СМИ о ликвидации юридического лица и
филиалов.
6. Ликвидационного баланса подразделения.
7. Подтверждения из банка о закрытии счетов.
8. Первого экземпляра Карты постановки на учет подразделения.
9. Других документов, необходимых налоговой инспекции.
(Основание: п.1.2. Методических указаний по осуществлению
процедуры снятия с учета от 31.07.96 г. N ВП-6-12\528, письмо ГНИ
по Краснодарскому краю от 13.08.96 г. N 03-3-205).
При снятии с учета налогоплательщика-организации ей выдается
Информационное письмо о снятии с налогового учета согласно
Приложению N 3 Методических Указаний ГНС РФ от 29.07.96 г. N
ПВ-6-12\520, а по требованию налогоплательщика и Информационное
письмо об исключении из ГРП (приложение N 4 к Положению о порядке
ведения Госреестра предприятий).
Снятие с учета подразделения в связи с ликвидацией только
подразделения, без ликвидации юридического лица, производится на
основании следующих документов:
1. Копии распорядительного документа юридического лица о
закрытии подразделения;
2. Ликвидационного баланса;
3. Справка о закрытии счета;
4. Первого экземпляра Карты постановки на налоговый учет;
5. Других документов, необходимых налоговой инспекции.
Налоговые инспекции обязаны осуществлять между собой
информационное взаимодействие, если ликвидируемое юридическое лицо
и его филиалы стоят на учете в налоговых инспекциях, расположенных
на территории разных субъектов РФ, районов, городов, районов в
городах (т.е. проверить по указанному ИНН вышестоящей организации
его достоверность, запросить дополнительные документы).
Учет изменений сведений о подразделениях налоговыми органами
производится в соответствии с Методическими указаниями от 31.07.96
г. N ПВ-6-12\529, письмо ГНИ по Краснодарскому краю от 13.08.96 г.
N 03-3-205.
Учет сведений о подразделении, имеющем значение реквизита
r54=7 прекращается на основании представленных юридическим лицом
приказа о ликвидации подразделения и заявления о ликвидации
объекта налогообложения. Снятие с учета налогоплательщика,
имеющего r54=7 сопровождается переносом в архивную часть
Госреестра сведений о налогоплательщике с присвоением реквизиту
r58=01. После проверки предоставленных документов, реквизиту r58
присваивается значение в соответствии с причиной из справочника
кодов причин исключения ИНН.
5. ПОРЯДОК УПЛАТЫ В БЮДЖЕТЫ ТЕРРИТОРИЙ
СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ И СБОРОВ
Согласно Закону Российской Федерации "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации" от
28.08.95 г. N 154-Ф3, решения законодательных органов местного
самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для
исполнения всеми расположенными на подведомственной территории
предприятиями, организациями и учреждениями всех
организационно-правовых форм.
Органы местного самоуправления определяют плательщиков,
конкретные ставки, сроки, порядок исчисления и уплаты, а также
виды местных налогов и сборов, установленные законодательством РФ.
Предприятие, имеющее в своем составе структурное
подразделение, представляет в налоговую инспекцию по месту своей
регистрации (в сроки, установленные для уплаты местных налогов)
реестр платежей на уплату в бюджет местных налогов в разрезе
обособленных подразделений, видов налогов и копии платежных
поручений на их уплату в бюджеты соответствующих территорий, а по
месту нахождения структурных подразделений - расчеты по платежам в
местный бюджет.
Распределение налогооблагаемой базы (объем реализации
продукции (работ, услуг), фонд оплаты труда) предприятиями,
имеющими структурные подразделения на нескольких территориях,
производится между структурными подразделениями пропорционально
доле работников этих структурных подразделений в общей численности
работников предприятия. Налогооблагаемая база, определенная данным
способом, принимается для исчисления местных налогов и сборов,
введенных законодательными органами на подведомственной
территории.
Расчет налога по каждому из обособленных подразделений
производится исходя из порядка, установленного территориальным
органом местного самоуправления с учетом ставки налога, введенной
на данной территории.
Проверка расчетов на уплату в бюджет местных налогов и сборов
по структурным подразделениям осуществляется налоговой инспекцией
по месту нахождения структурного подразделения в установленные
сроки. Пеня за нарушение платежной дисциплины начисляется в
порядке, определенном налоговым законодательством.
В случае, если по месту расположения подразделений местными
органами власти не введен какой-либо из налогов, установленных
статьей 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", то
предприятиями по таким подразделениям по данному налогу платежи не
исчисляются и в бюджет не уплачиваются.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации" ответственность по уплате налогов
в бюджеты всех уровней возложена на налогоплательщика.
(Основание: письмо ГНИ по Краснодарскому краю от 17.03.97 г.
N 02-05-35-154)
Первый заместитель
начальника инспекции,
Государственный советник
налоговой службы III ранга
Г.В.ЧЕРНЫХ
|