ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 1997 г. N 437
О КРАЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ РОССИИ" НА 1997-1998 ГОД
В соответствии с постановлением главы администрации
Краснодарского края от 17 февраля 1994 года N 70 "Об утверждении
краевой целевой программы "Здоровая мать - здоровый ребенок" в
1996 году было предусмотрено выделить 6 млрд. рублей, фактически
израсходовано - 11 млрд. 585 млн. рублей за счет фонда
обязательного медицинского страхования. Из бюджета денег на
программу "Здоровая мать - здоровый ребенок" не выделялось ввиду
отсутствия средств.
Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах
жизни государства закреплен в Конвенции о правах ребенка, принятой
Генеральной Ассамблеей ООН в 1939 году, обязательства по
выполнению которой взяла на себя Российская Федерация.
Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года N
543 "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об
обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы"
проблема выживания, защиты и развития детей признана приоритетной
на федеральном и региональном уровнях. В соответствии с этим
Правительством Российской Федерации разработана федеральная
программа "Дети России", которой Указом Президента Российской
Федерации от 18 августа 1994 года N 1696 придан статус
президентской программы.
Значимость проводимых мероприятий подтверждается Указом
Президента Российской Федерации от 19 февраля 1996 года N 210 "О
продлении действия президентской программы "Дети России" на 1997 -
1998 год". Во исполнение этого указа разработаны дополнительные
мероприятия на 1997 - 1998 год по целевым подпрограммам:
"Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Дети Чернобыля", "Детское
питание", "Организация летнего отдыха", "Охрана здоровья семьи",
входящим в федеральную программу "Дети России". В целях улучшения
здоровья женщин, матерей и детей ПОСТАНОВЛЯЮ:
1.Переименовать краевую программу "Здоровая мать - здоровый
ребенок" в "Дети России". Утвердить краевую программу "Дети
России" на 1997 - 1998 год (приложение N 1).
2.Департаменту по финансам, бюджету и контролю администрации
края (Ярошенко) обеспечить финансирование материально-технических
затрат в 1997 - 1998 году в пределах ассигнований, выделяемых в
бюджете на краевые учреждения здравоохранения (приложение N 2).
3.Исполнительной дирекции краевого фонда обязательного
медицинского страхования (Басин) рекомендовать выделение средств
для выполнения краевой целевой программы "Дети России" при наличии
временно свободных средств.
4.Рекомендовать исполнительным органам муниципальных
образований края:
4.1.Разработать и принять на 1997 - 1998 год аналогичные
программы, обеспечить их финансирование из местных бюджетов и
выполнение в установленные сроки.
5.Департаменту по здравоохранению администрации края (Долгов):
5.1.Обеспечить выполнение целевой программы "Дети России" в
Краснодарском крае в 1997 - 1998 году.
5.2.К 1 декабря 1997 года разработать систему контроля и
отчетности по реализации краевой программы "Дети России".
Осуществлять ежеквартальные проверки реализации программы.
6.Контроль за выполнением постановления возложить на
генерального директора департамента по здравоохранению
администрации края Долгова В.Н.
7.Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Глава администрации
Н.И.КОНДРАТЕНКО
Приложение N 1
к Постановлению главы
администрации
от 13 октября 1997 г. N 437
КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ РОССИИ"
Подпрограмма "Дети Чернобыля" на 1997 - 1998 гг.
Подпрограмма "Дети-инвалиды" на 1997 - 1998 гг.
Подпрограмма "Дети-сироты" на 1997 - 1998 гг.
Подпрограмма "Охрана здоровья семьи" на 1997 - 1998 гг.
Подпрограмма "Дети Чернобыля"
на 1997 - 1998 гг.
Характеристика проблемы
Авария на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. привела к
радиоактивному загрязнению экологической среды 14 административных
территорий России, на которых проживают более 600 тыс. детей.
Опасность радиационного облучения заключается не только в
возможном влиянии на здоровье самого ребенка, но и на его
потомство. Чернобыльская катастрофа отрицательно отразилась также
на эмоционально-психологическом и социально-нравственном
самочувствии детей. В Краснодарском крае проживает около 10 тыс.
участников ликвидации последствий аварии, у которых к 1996 году
родилось 1410 детей. Кроме того, в край организовано переселение
семей из загрязненных территорий не только России, но и Украины,
Белоруссии; детей-переселенцев к 1996 г. - 886 человек. При
проведении диспансеризации выявлено 1248 больных детей. В
структуре заболеваемости на 1-ом месте - болезни органов дыхания,
на 2-ом - гиперплазия щитовидной железы II-ой степени, на 3-ем -
болезни органов пищеварения.
Цель и задачи программы
Целью программы является снижение воздействия неблагоприятных
факторов чернобыльской катастрофы на здоровье детей и обеспечение
им психологической, социальной и правовой защиты на основе
комплексного решения проблем медицинской и психологической
реабилитации.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- проведение целевой специализированной диспансеризации
детского населения,
- развитие психологической службы, включающей единую сеть
специализированных кабинетов медицинской, социальной и
психологической помощи детям и семье.
Основные направления реализации программы
Оказание медицинской помощи детям, подвергшимся радиационному
воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС,
предусматривает дооснащение современной лечебно-диагностической
аппаратурой медицинских учреждений, приобретение лекарственных
средств и препаратов.
Оздоровительное и восстановительное лечение детей,
подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на
ЧАЭС.
Научное обеспечение реализации программы
Намечается осуществление медико-социального обеспечения
реализации программы по следующим аспектам: медицинскому и
социально-психологическому, что позволит научно прогнозировать
состояние здоровья групп детского населения, исследовать влияние
радиационного фактора в развитии наследственных заболеваний и
врожденных аномалий, социально-психологических последствий аварии,
диагностировать состояние здоровья и отклонения в развитии детей.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит
добиться снижения воздействия на детей и беременных женщин
неблагоприятных факторов чернобыльской катастрофы, улучшить
качество медицинской помощи, обеспечить психологическую и
социальную защиту детей, пострадавших от последствий аварии на
Чернобыльской АЭС.
Подпрограмма "Дети-инвалиды"
на 1997 - 1998 гг.
Характеристика проблемы
В Краснодарском крае официально зарегистрировано 1,1%
детей-инвалидов от общей популяции, или 12664 ребенка. Эта цифра
значительно возрастет, если принять во внимание детей с дефектами
умственного и физического развития, которые не могут быть признаны
инвалидами, но нуждаются в специальных условиях воспитания и
обучения. По экспертным оценкам число аномальных детей составляет
4,5% от числа обучающихся в неполной средней школе, однако
специальные школы или классы посещают только 1/3 из них. Переход
на новые критерии живорождения, соответствующие требованиям
Всемирной организации здравоохранения, может привести к увеличению
числа детей-инвалидов, если мы вовремя не создадим необходимые
условия полноценного выхаживания и последующей реабилитации
новорожденных с низкой массой тела. В 60 - 70% случаев детская
инвалидность обусловлена перинатальной патологией, что
свидетельствует о возможности существенного снижения детской
инвалидности за счет повышения качества оказания медицинской
помощи беременным женщинам, роженицам и новорожденным, развития
медикогенетической помощи. Не в полной мере решаются проблемы
психолого-педагогической, социальной и медицинской реабилитации
детей-инвалидов. Только 60% детей-инвалидов могут ежегодно получит
курс реабилитации, в т.ч. в санаторных условиях - 10%. Не все
специализированные интернатные учреждения края для детей-инвалидов
имеют возможности для проведения реабилитационных мероприятий.
Цели и задачи программы
Краевая целевая программа направлена на формирование основ
комплексного решения проблем предупреждения детской инвалидности,
создания условий для адаптации и независимой жизни детей с
отклонениями в развитии.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- повышение эффективности профилактической работы по
предупреждению детской инвалидности;
- улучшение возможностей для комплексной психологической
педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов;
- обеспечение детей-инвалидов техническими средствами,
облегчающими бытовое самообслуживание;
- создание системы информационного обеспечения решения проблем
детской инвалидности;
- обеспечение систематического повышения квалификации кадров,
работающих с детьми, имеющими физические и умственные ограничения;
- организация научных исследований актуальных проблем детской
инвалидности;
- укрепление материально-технической базы специальных
учреждений для детей-инвалидов.
Ожидаемые конечные результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных условиями программы,
позволит:
- уменьшить степень риска рождения детей с врожденными
заболеваниями, детей-инвалидов и детей с различными
функциональными нарушениями, приводящими к инвалидности,
предотвратить инвалидизацию детей от травм и хронических
заболеваний;
- приблизиться к обеспечению равных возможностей для детей с
отклонениями в развитии, интеграции детей-инвалидов в общество и в
дальнейшем - к их независимой жизни.
Подпрограмма "Дети-сироты"
на 1997 - 1998 гг.
Характеристика проблемы
Социальное сиротство, как широкое социальное явление,
отражение и порождение общих социально-экономических процессов,
как в России, так и в крае.
В связи с низкой материально-технической базой,
неудовлетворительной укомплектованностью медицинскими кадрами
детских закрытых учреждений, а также с перегруженностью и
недостатками в медицинском обслуживании заболеваемость детей
данных учреждений в два раза выше, чем в среде обычных детей. На
первое место у воспитанников закрытых учреждений выходят
нервно-психические расстройства (интеллектуальная недостаточность,
эмоционально-волевая незрелость). Изменения кадрового состава
детских закрытых учреждений привели к тому, что 30% учреждений
края не имеют узких специалистов, 37% - врачей-педиатров, 14% - ни
врачей-педиатров, ни узких специалистов. Материально-техническая
база домов ребенка края, где на государственном обеспечении
находятся 379 детей в возрасте от 0 до 4 лет, 72,8% которых
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждается
в финансовой и материальной поддержке. На сегодняшний день дома
ребенка края оснащены мягким и твердым инвентарем на 40%, учебными
пособиями и игрушками на 30%, одеждой и обувью - на 30 - 20%.
Финансирование домов ребенка идет только по статьям 1, 9, 10.
Обострилась проблема обеспечения учреждений для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, автотранспортом.
Здоровье детей домов ребенка в 1995 году, несмотря на проводимые
реабилитационные мероприятия, имеет высокий показатель выявленной
патологии: детей, отстающих в психическом развитии - 73%;
отстающих в физическом развитии - 58%; с заболеваниями центральной
нервной системы - 44%; детей, страдающих эндокринопатиями - 33,8%;
с врожденной патологией - 18% детей.
Принятие программы "Дети-сироты" позволит осуществить ряд мер,
направленных на медико-психологическую и социальную реабилитацию
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
обеспечить им полноценную интеграцию в общество.
Цель и задачи программы
Основной целью программы является создание условий для
личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, медицинская и социальная реабилитация, подготовка их к
самостоятельной жизни в современном обществе.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- укрепление материально-технической базы учреждений для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- создание условий медицинской, психологической и социальной
помощи детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей;
- осуществление мер по совершенствованию системы
медико-психологической и социальной реабилитации этих детей,
расширение социально-правовых гарантий несовершеннолетних, защита
имущественных, жилищных и других интересов детей сиротских
учреждений;
- подготовка и переподготовка кадров для организации
проведения работы с детьми-сиротами и детьми, оставшихся без
попечения родителей.
Основные направления реализации программы
Предупреждение социального сиротства
Комплекс мер по развитию форм устройства детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, по сокращению роста числа
детей-сирот при живых родителях.
Психологическая поддержка развития и социальная адаптация
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Создание эффективной системы психологической, медицинской и
педагогической помощи, социальной и трудовой адаптации,
полноценной интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей.
Нормативно-правовое обеспечение охраны прав детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей
Расширение правовых гарантий несовершеннолетних, защита
имущественных и других интересов детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей.
Кадровое обеспечение
Подготовка врачей, психологов, педагогов, социальных
работников для работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без
попечения родителей.
Материально-техническое обеспечение учреждений сиротского типа
Создание финансовых возможностей для удовлетворения
полноценного физического, психического и социального развития
детей в течение всего периода социализации.
Капитальное строительство
Совершенствование материально-технической базы учреждений для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- улучшить физическое и психическое здоровье детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей;
- расширить сеть образовательных реабилитационных учреждений
нового типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей;
- создать необходимые условия социализации воспитанников
детских домов, домов ребенка и интернатных учреждений, подготовки
их к самостоятельной жизни и труду;
- обеспечить равные возможности для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
- укрепить материально-техническую базу для учреждений данного
типа.
Подпрограмма "Охрана здоровья семьи"
на 1997 - 1998 гг.
Основой программы ВОЗ и ЮНИСЕФ стала идея безопасного
материнства, как совокупность социально-экономических, медицинских
и правовых мероприятий, обеспечивающих рождение детей без
отрицательного влияния на здоровье матери.
Материнская смертность в крае 1993 г. превышала российский
уровень в 1,5 раза и, как показали результаты 1994 - 95 годов, при
выполнении краевой программы "Здоровая мать - здоровый ребенок" и
ее финансировании эти показатели пошли вниз (1994 г. - 22,5; 1995
- 25,2). Также снижаются показатели перинатальной смертности (1994
- 16,3; 1995 - 12,5). Но вызывает тревогу снижающийся индекс
здоровья женщин и новорожденных. В связи с этим представляется
целесообразным предложить вариант региональной программы и пути ее
реализации.
При формировании программы учитывались:
- динамика рождаемости;
- особенности реализации репродуктивной функции;
- частота, структура, причины перинатальной смертности;
- частота и структура причин материнской смертности;
- частота абортов, частота и структура использования
контрацептивов;
- коэффициент социальной удовлетворенности на примере опроса
женщин после родов в отношении контрацепции.
Основой для разработки программы послужили рекомендации ВОЗ.
Цель программы
Снижение материнской и перинатальной патологии за счет
обеспечения всех беременных женщин, новорожденных и подростков
современным уровнем медицинской помощи, обеспечение потребности
этих контингентов населения в услугах планирования семьи.
Основные разделы программы:
- дородовая медицинская помощь беременным;
- медицинская помощь в родах и после родов;
- медицинская помощь новорожденным;
- услуги планирования семьи.
Раздел I. Дородовая медицинская помощь беременным
Включает:
- уточнение стандартов антенатального контроля при
физиологической и патологической беременности. Для этого с целью
повышения ответственности будущих родителей, семьи, близких
необходимо повышать информированность их о беременности, ее
течении и прогнозе путем введения картограммы. Изменить количество
посещений беременной женской консультации, предоставить ей право
выбора учреждения и врача, повышать ее информированность о
беременности через все средства коммуникаций (брошюры, буклеты,
видеопрограммы и т.д.);
- уточнение факторов риска перинатальной патологии, для чего
использовать все методы диагностики: УЗИ, лабораторные,
медико-генетическую консультацию и т.д.;
- уточнение показаний для госпитализации в отделение патологии
беременности, четкое их дифференцирование;
- обеспечение, при наличии показаний, всех беременных
витаминами, препаратами железа, минеральных добавок за счет
выделенных средств территориальной программы "Здоровая мать -
здоровый ребенок".
Критерии оценки этого раздела:
частота и структура акушерской и экстрагенитальной патологии,
частота и структура перинатальной патологии; разработка анкет для
выявления мнения медицинского персонала о перинатальной помощи и
мнения женщин о пренатальной помощи. Данные анализа анкет
представить в правительство края, департамент по здравоохранению
для определения дальнейшего пути развития службы родовспоможения.
Раздел II. Медицинская помощь в родах и после родов
Включить:
- введение картограмм при всех родах;
- расширение участия акушерок при ведении нормальных родов
(наблюдение, ведение историй родов при наличии врача-консультанта,
привлечение врача, который вел во время беременности, наблюдение
беременных врачами родильных домов до родов, во время родов и
после родов);
- раннее прикладывание к груди и совместное пребывание матери
и ребенка сразу после родов;
- присутствие на родах мужа, родственников;
- создание групп поддержки в родах.
Критерии оценки этого раздела:
осложнения в родах (частота, структура осложнений),
мертворождаемость. Внедрение анкет для определения мнения женщин о
помощи в родах и мнения персонала о работе в этих условиях.
Раздел III. Послеродовый период
- раннее прикладывание к груди и совместное пребывание матери
и ребенка для обеспечения грудного вскармливания;
- контроль течения послеродового периода (УЗИ-мониторинг,
лабораторные наблюдения);
- сокращение сроков пребывания;
- применение индивидуальных гигиенических пакетов;
- контрацепция после родов;
- патронаж после родов в течение недели, профилактика
инфекционных заболеваний.
Критерии оценки этого раздела:
частота и структура послеродовых осложнений; частота грудного
вскармливания, структура рекомендованной контрацепции после родов;
частота совместного пребывания матери и ребенка. Оценка мнения
женщин и персонала. Мнение персонала детских поликлиник, динамика
наблюдения, учет сроков грудного вскармливания.
Раздел IV. Медицинская помощь детям
- совместное пребывание и грудное вскармливание;
- отмена режима вскармливания, "докорма", "допаивания" и
режима пеленания;
- посещение отца и близких в палате, начиная с предродовой;
- соблюдение критериев оценки состояния ребенка;
- выполнение стандартов при наблюдении за новорожденными, в
т.ч. интенсивно-реанимационный помощи (карта первичной
реанимационно-интенсивной помощи);
- обеспечение аппаратурой и лекарственными препаратами;
- доступность ухода матери за больным ребенком.
Критерии оценки этого раздела:
заболеваемость новорожденных (частота, структура), летальность
новорожденных (частота, структура), мнение персонала и мнение
женщин.
Раздел V. Планирование семьи
- доступность и информированность населения, женщин о данной
программе через все средства СМИ, наглядная агитация (буклеты,
брошюры, листовки, видеопрограммы);
- широкое использование контрацептивов, их доступность,
разнообразие и бесплатность на всех этапах;
- подготовка для использования стерилизации;
- безопасный аборт;
- подготовить 2 - 3 врача родильного дома, которые будут вести
беременность до родов, в родах и после;
- врачи-неонатологи: пройти подготовку, затем тренинг по
первичной реанимации новорожденных, невынашиванию беременности и
экстрагенитальной патологии. Ввести наблюдение за детьми после
выписки из родильного дома. Необходимо провести семинар по
планированию семьи с коллективами, организовать кабинет по
планированию семьи в родильном доме.
Важно в этой работе поменять отношение персонала, все этапы
проведения этой программы должны осуществляться очень
добросовестно. Для оценки проведенной работы необходимо
придерживаться рекомендаций ВОЗ. Например: из 15 поступивших в
родильный дом 80% сообщили, что были выполнены все
вышеперечисленные условия, работа считается проведенной. Следующий
этап оценки программы - оценка методом анкетирования через 8 - 10
месяцев. Но здесь необходима помощь государственных структур:
оборудование, медикаменты, контрацептивы, улучшение материальной
базы.
И.о. генерального директора
департамента по здравоохранению
Л.Б.РЕЗНИКОВА
Приложение N 2
к Постановлению главы
администрации
от 13 октября 1997 г. N 437
Для выполнения президентской программы "Дети России" (краевая
программа "Здоровая мать - здоровый ребенок") необходимо
приобретение медицинского оборудования, инструментария и
реанимационного оснащения детских и родильных отделений в
территориях края.
Перечень медицинского оборудования для родовспомогательных
учреждений:
1. Наркозно-дыхательная аппаратура PC-6 с приставкой - 30 шт.
Всего: 1500 млн. рублей
2. Инструментарий для отделений реанимации и родильных -
50 наборов (40 шт. х 5,1)
Всего: 210 млн. рублей
3. Лабораторные анализаторы - 12 шт.
Всего: 705 млн. рублей
в т.ч. экспресс-тесты - 150 тыс. шт.
Всего: 2400 млн. рублей
4. Кювезы (инкубаторы) для выхаживания новорожденных
(11 шт. х 7,7 млн.)
Всего: 77 млн. рублей
5. Реанимобили для территориальных центров - 1 шт.
Всего: 1116 млн. рублей
6. Столы операционные многопрофильные - 13 шт.
Всего: 351 млн. рублей
7. Аппарат УЗИ - 5 шт. (5 шт. х 102 млн. руб.)
Всего: 511 млн. рублей
8. Пульсоксиметр - 22 шт. (22 шт. х З млн. руб.)
Всего: 176 млн. рублей
9. Шприцевые инфузионные насосы - 13 шт.
(5,8 млн. руб. х 13 шт.)
Всего: 76 млн. рублей
10. Пупочные катетеры - 30 тыс. шт. (15 тыс. руб. х 30 тыс.)
Всего: 45 млн. рублей
Исчислено в ценах на 1.11.96 г., всего 5 млрд. рублей (пять
миллиардов рублей).
И.о. генерального директора
департамента по здравоохранению
Л.Б.РЕЗНИКОВА
|