УТРАТИЛ СИЛУ
ЗАКОН Краснодарского края от 13.08.1999 N 207-КЗ
9 ноября 1997 года N 100-КЗ
------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ СОХРАННОСТИ И ПОРЯДКЕ СОДЕРЖАНИЯ
РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ВОЕННЫХ МОГИЛ
И ВОИНСКИХ ЗАХОРОНЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Принят
Законодательным собранием Краснодарского края
30 сентября 1997 года
Священный долг каждого гражданина - свято помнить и чтить
память погибших в войнах и вооруженных конфликтах, бережно
относиться к их могилам.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Правовые основы обеспечения сохранности и порядка
содержания российских и иностранных могил и воинских захоронений
Законодательство Краснодарского края об обеспечении
сохранности и порядке содержания российских и иностранных военных
могил и воинских захоронений (далее - военные могилы и воинские
захоронения) основывается на положениях Конституции Российской
Федерации, международных соглашениях, действующих в Российской
Федерации, Законе Российской Федерации "Об увековечении памяти
погибших при защите Отечества", иных нормативных правовых актах
Российской Федерации, регулирующих вопросы сохранения и содержания
военных могил и воинских захоронений, в том числе поставленных на
государственную охрану как памятники истории культуры, Законе
Краснодарского края "Об охране и использовании памятников истории
и культуры на территории Краснодарского края" и состоит из
настоящего закона, а также принимаемых в соответствии с ним других
нормативных правовых актов Краснодарского края.
Статья 2. Совместная компетенция органов государственной
власти Российской Федерации и Краснодарского края в сфере
регулирования отношений по обеспечению сохранности, содержанию и
благоустройству военных могил и воинских захоронений
К совместной компетенции органов государственной власти
Российской Федерации и Краснодарского края в сфере отношений по
обеспечению сохранности и содержанию военных могил и воинских
захоронений относятся:
- владение, использование и распоряжение землей;
- охрана и содержание памятников истории и культуры;
- выполнение международных договоров Российской Федерации.
Статья 3. Основные понятия
В настоящем законе применяются следующие понятия:
военные могилы российских граждан - состоящие на учете могилы
российских граждан, урны с прахом погибших при защите Отечества и
в вооруженных конфликтах на общих кладбищах и вне кладбищ,
находящиеся на территории Краснодарского края;
воинские захоронения российских граждан - состоящие на учете
военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные
воинские участки на общих кладбищах, братские могилы на общих
кладбищах и вне кладбищ, места захоронений в акватории морей,
места гибели кораблей, морских, речных и воздушных судов с
экипажами ан территории Краснодарского края;
воинские захоронения иностранных граждан - состоящие на учете
кладбища или участки кладбищ на территории Краснодарского края,
которые существуют, могут быть обнаружены или заложены вновь и на
которых захоронены погибшие при защите России иностранные
граждане;
охранная (мемориальная) зона - территория с выявленными
неизвестными стихийными боевыми и санитарными захоронениями, а
также с непогребенными останками погибших при защите Отечества в
местах боевых действий;
охранная зона военной могилы или воинского захоронения -
участок земли, морского шельфа, водной поверхности, примыкающий к
военной могиле или воинскому захоронению, имеющий определенные
границы и особый режим использования, необходимый для обеспечения
их сохранности и установленный в соответствии с настоящим законом.
Глава 2. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ РАБОТУ
ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, УЧЕТУ, ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОХРАННОСТИ,
СОДЕРЖАНИЮ И БЛАГОУСТРОЙСТВУ ВОЕННЫХ МОГИЛ
И ВОИНСКИХ ЗАХОРОНЕНИЙ, И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ
Статья 4. Порядок учета и содержания военных могил и воинских
захоронений на территории края
1. Военные могилы и воинские захоронения на территории края
содержатся в соответствии с общепринятыми нормами международного
права.
2. Выявленные военные могилы и воинские захоронения до решения
вопроса о постановке их на государственный учет подлежат охране в
соответствии с действующим законодательством.
3. Документы по учету могил и воинских захоронений подлежат
бессрочному хранению.
Статья 5. Полномочия исполнительного органа государственной
власти Краснодарского края по учету, содержанию и благоустройству
военных могил и воинских захоронений
Исполнительный орган государственной власти Краснодарского
края:
- определяет в соответствии с межправительственными
соглашениями Российской Федерации земельные участки для воинских
захоронений иностранных граждан, погибших при защите России, ведет
их учет и обеспечивает предоставление этих участков в постоянное
пользование организации, уполномоченной правительством Российской
Федерации на выполнение задач по реализации указанных соглашений
(Ассоциации "Военные мемориалы"), с освобождением в установленном
порядке от платы за такие участки;
- создает резерв площадей для захоронений вновь обнаруженных
останков погибших в войнах и вооруженных конфликтах;
- устанавливает границы и режим использования охранных
(мемориальных) зон по согласованию с органами местного
самоуправления;
- осуществляет организацию проведения работ по содержанию и
благоустройству военных могил и воинских захоронений на территории
края;
- осуществляет финансирование мероприятий по реконструкции,
благоустройству воинских захоронений иностранных граждан, погибших
при защите России на территории края, на основе
межправительственных договоров и соглашений;
- осуществляет контроль за исполнением настоящего закона и при
обнаружении нарушений принимает меры по их устранению.
Статья 6. Специально уполномоченные государственные органы по
обеспечению сохранности, содержанию и благоустройству военных
могил и воинских захоронений
1. Специально уполномоченными государственными органами по
обеспечению сохранности, содержанию и благоустройству военных
могил и воинских захоронений являются:
- коллегия по увековечению памяти погибших при защите
Отечества при исполнительном органе государственной власти
Краснодарского края;
- краевой центр поисковых работ;
- органы военного управления;
- органы внутренних дел;
- орган по охране, реставрации и эксплуатации историко -
культурных ценностей (наследия) Краснодарского края (далее -
краевой орган охраны памятников).
2. Коллегия по увековечению памяти погибших при защите
Отечества при исполнительном органе государственной власти
Краснодарского края (далее - коллегия) состоит из представителей
специально уполномоченных государственных органов по обеспечению
сохранности, содержанию и благоустройству военных могил и воинских
захоронений, представителей органов местного самоуправления и
представителей краевого совета ветеранов войны и труда,
занимающихся решением вопросов обеспечения сохранности, содержания
и благоустройства военных могил и воинских захоронений на
территории Краснодарского края.
3. Деятельность коллегии осуществляется в порядке,
определяемым исполнительным органом государственной власти края.
Статья 7. Полномочия специально уполномоченных государственных
органов по обеспечению сохранности, содержанию и благоустройству
военных могил и воинских захоронений
1. Коллегия:
- руководит работой по обеспечению сохранности, содержанию и
благоустройству военных могил и воинских захоронений;
- координирует работу краевых органов управления, органов
местного самоуправления, общественных организаций по выявлению,
учету, обеспечению сохранности, содержанию и благоустройству
военных могил и воинских захоронений, а также по захоронению вновь
обнаруженных останков погибших в войнах и вооруженных конфликтах;
- разрабатывает нормативные документы, на основании которых
проводятся работы по обеспечению сохранности, содержанию и
благоустройству военных могил и воинских захоронений;
- утверждает планы и программы финансирования работ по
обеспечению сохранности, содержанию и благоустройству военных
могил и воинских захоронений;
- осуществляет взаимодействие с исполнительными органами
местного самоуправления по вопросам совместного финансирования
мероприятий, обеспечивающих сохранность, содержание и
благоустройство военных могил и воинских захоронений;
- контролирует целевое использование средств, выделенных на
проведение мероприятий по обеспечению сохранности, содержанию и
благоустройству военных могил и воинских захоронений;
- руководит работой по выявлению и организации
централизованного учета и паспортизации военных могил и воинских
захоронений на территории края.
2. Краевой центр поисковых работ:
- ведет выявление военных могил и воинских захоронений, не
состоящих на государственной охране как памятники истории и
культуры;
- осуществляет взаимодействие с исполнительными органами
местного самоуправления и общественными организациями по
содержанию и благоустройству военных могил и воинских захоронений;
- организует пропаганду подвигов погибших при защите
Отечества;
- рассматривает предложения граждан, органов местного
самоуправления, общественных объединений по вопросам обеспечения
сохранности, содержания и благоустройства военных могил и воинских
захоронений;
- участвует в ежегодном обследовании технического состояния
военных могил и воинских захоронений для определения перечня
объектов совместного финансирования с исполнительными органами
местного самоуправления;
- разрабатывает ежегодные планы проведения охранных
мероприятий, производства ремонтных работ и благоустройства
военных могил и воинских захоронений и осуществляет их реализацию.
3. Органы военного управления:
- ведут учет военных могил и воинских захоронений;
- координируют работу по паспортизации военных могил и
воинских захоронений на территории края;
- участвуют в организации пропаганды подвигов военнослужащих,
погибших при защите Отечества;
- оказывают практическую помощь краевому центру поисковых
работ, органам местного самоуправления, общественным объединениям
при захоронении вновь обнаруженных останков погибших в войнах и
вооруженных конфликтах.
4. Органы внутренних дел:
- организуют и проводят работу по профилактике и пресечению
повреждений или осквернении военных могил и воинских захоронений;
- принимают меры по привлечению к ответственности виновных лиц
за нарушение настоящего закона.
5. Краевой орган охраны памятников:
- ведет учет и паспортизацию воинских захоронений,
поставленных на государственную охрану как памятники истории и
культуры в установленном законом порядке;
- осуществляет постановку наиболее значимых воинских
захоронений на государственную охрану как памятников истории и
культуры в соответствии с действующим законодательством;
- принимает участие в воссоздании состоящих на государственной
охране памятников и мемориалов воинам, погибшим при защите
Отечества;
- разрабатывает ежегодные планы ремонтно - реставрационных
работ на военных могилах и воинских захоронениях, отнесенных в
установленном порядке к памятникам истории и культуры, и
осуществляет их реализацию;
- проводит обследование технического состояния военных могил и
воинских захоронений, состоящих на государственной охране как
памятники истории и культуры;
- осуществляет взаимодействие с органами государственного
управления, органами местного самоуправления, общественными
организациями, предприятиями, учреждениями и гражданами по
вопросам обеспечения сохранности, содержанию и благоустройству
военных могил и воинских захоронений.
Статья 8. Полномочия исполнительных органов местного
самоуправления городов и районов края
1. Исполнительные органы местного самоуправления:
- осуществляют выполнение, учет и паспортизацию военных могил
и воинских захоронений, не состоящих на государственной охране как
памятники истории и культуры;
- обеспечивают содержание военных могил и воинских захоронений
на подведомственной территории;
- создают резерв площадей для захоронений вновь обнаруженных
останков погибших в войнах и вооруженных конфликтах;
- определяют единого заказчика, организуют производство работ
по захоронению вновь обнаруженных останков погибших в войнах и
вооруженных конфликтах;
- закрепляют военные могилы и воинские захоронения на правах
хозяйственного ведения или оперативного управления за
предприятиями, учреждениями и организациями, на территории которых
они находятся, с целью обеспечения их надлежащего содержания;
- ежегодно создают комиссии с привлечением представителей
органов военного управления и краевого совета ветеранов войны и
труда для обследования военных могил и воинских захоронений,
осуществления мероприятий по их восстановлению, содержанию и
благоустройству, а также по вопросу совместного финансирования
указанных работ;
- разрабатывают ежегодные планы проведения ремонтных и
восстановительных работ на военных могилах и воинских захоронениях
и обеспечивают их реализацию;
- ведут профилактическую работу по предотвращению повреждений
или осквернений военных могил и воинских захоронений совместно с
органами внутренних дел;
- вносят на рассмотрение краевого органа охраны памятников
предложения о постановке на государственную охрану как памятников
истории и культуры отдельных наиболее значимых воинских
захоронений и соответствующий пакет документов;
- устанавливают границы охранных зон военных могил и воинских
захоронений и режим их использования.
2. Зоны охраны военных могил и воинских захоронений,
расположенных на землях, отнесенных к собственности края, подлежат
обязательному согласованию с исполнительным органом
государственной власти края.
Статья 9. Участие общественных организаций и граждан в
осуществлении мероприятий по обеспечению сохранности, содержанию и
благоустройству военных могил и воинских захоронений
1. Общественные организации и лица, заинтересованные в
постоянном участии в проведении мероприятий по сохранению,
содержанию и благоустройству военных могил и воинских захоронений,
в оказании содействия государственным органам и органам местного
самоуправления, занимающимся этими вопросами, осуществляют свою
деятельность по согласованию с соответствующими органами в
пределах их компетенции.
2. Краевой совет ветеранов войны и труда способствует
привлечению широких слоев населения к активному и
непосредственному участию в мероприятиях по охране, содержанию и
благоустройству военных могил и воинских захоронений, осуществляет
пропаганду подвигов военнослужащих, погибших при защите Отечества
и в военных конфликтах, активно содействует государственным
органам и органам местного самоуправления, проводящим работу по
сохранению, содержанию и благоустройству военных могил и воинских
захоронений.
Глава 3. ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
СОХРАННОСТИ, СОДЕРЖАНИЮ И БЛАГОУСТРОЙСТВУ ВОЕННЫХ
МОГИЛ И ВОИНСКИХ ЗАХОРОНЕНИЙ
Статья 10. Финансирование мероприятий по обеспечению
сохранности, содержанию и благоустройству военных могил и воинских
захоронений
1. Расходы на мероприятия, проводимые по реконструкции и
благоустройству иностранных воинских захоронений иностранных
граждан, погибших на территории края при защите России,
обустройство соответствующих территорий осуществляются и
финансируются на основе межправительственных договоров и
соглашений Российской Федерации.
2. Расходы на мероприятия по сохранению, содержанию и
благоустройству российских военных могил и воинских захоронений
осуществляются за счет средств муниципальных бюджетов тех
территорий, на которых расположенные военные могилы и воинские
захоронения, а также из краевого бюджета и внебюджетных фондов.
3. Финансирование мероприятий по обеспечению сохранности,
содержанию и благоустройству военных могил и воинских захоронений
осуществляется также за счет добровольных взносов и пожертвований
юридических и физических лиц, поступающих целевым назначением на
счета краевого центра поисковых работ, краевого органа по охране
памятников, краевого совета ветеранов войны и труда.
Глава 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА И КОНТРОЛЬ ЗА ЕГО ИСПОЛНЕНИЕМ
Статья 11. Виды ответственности
1. Ответственность за содержание и благоустройство военных
могил и воинских захоронений на территории Краснодарского края
возлагается на исполнительные органы государственной власти
Краснодарского края и исполнительные органы местного
самоуправления в пределах их компетенции, а на закрытых
территориях воинских гарнизонов - на начальников этих гарнизонов.
2. Предприятия, учреждения, организации и граждане, виновные в
нарушении настоящего закона либо допустившие уничтожение,
повреждение или осквернение мест захоронения, надмогильных
сооружений, несут административную, гражданско - правовую и
уголовную ответственность в соответствии с законодательством.
3. Предприятия, учреждения и организации несут ответственность
за необеспечение сохранности военных могил и воинских захоронений
и их охранных зон, а также за несоблюдение режима использования
охранных (мемориальных) зон, расположенных на их территории.
Статья 12. Восстановление и возмещение убытков в случае
причинения вреда военным могилам и воинским захоронениям
Предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие
вред военным могилам и воинским захоронениям или их охранным
зонам, обязаны восстановить их в прежнем состоянии, при
невозможности этого - возместить причиненные убытки по фактическим
затратам на их восстановление.
Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 13. Вступление в силу настоящего закона
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Глава администрации
Краснодарского края
Н.КОНДРАТЕНКО
Краснодар
9 октября 1997 года
N 100-КЗ
|