УТРАТИЛ СИЛУ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ главы администрации края от 28.12.2000 N 1015
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 1997 г. N 406
О МЕРАХ ПО ЗАЩИТЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ
РЕКЛАМЫ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЕЕ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НА
КРИМИНОГЕННУЮ ОБСТАНОВКУ В КРАЕ
(В ред. Постановления главы администрации края
от 08.01.1998 N 7)
Результаты государственного контроля, осуществляемого
Краснодарским антимонопольным управлением, опыт работы краевого
общественного совета по рекламе, а также материалы краевых
правоохранительных органов свидетельствуют о том, что
несовершенство законодательства Российской Федерации о рекламной
деятельности дает возможность размещать в средствах массовой
информации рекламные сообщения, которые не только вводят
потребителей в заблуждение, но и обостряют криминогенную
обстановку в крае.
Пользуясь пробелами в законодательстве, некоторые
рекламодатели вместе с рекламораспространителями - средствами
массовой информации - предлагают потребителям не только
недобросовестную рекламу, но и пропагандирующую в ряде случаев
обман, насилие и другие пороки человечества.
В 1997 году рассмотрено около 6000 рекламных сообщений,
распространяемых в краевой периодической печати, в
телерадиопередачах, наружными способами. Выявлено более 200
различных нарушений. Антимонопольным управлением направлено
рекламодателям и рекламораспространителям 170 информационно -
предупредительных писем, возбуждено пять дел по признакам
нарушения законодательства о рекламе.
В результате выдаваемых предписаний реклама оперативно
приводится в соответствие с требованиями закона о рекламе. Вместе
с тем периодически повторяются случаи, когда отдельные требования
закона о рекламе не соблюдаются и в средствах массовой информации
появляется ненадлежащая реклама.
Наиболее распространенными нарушениями являются:
- рекламирование товаров, услуг, видов деятельности без
наличия реквизитов рекламодателя (его наименования и юридического
адреса);
- отсутствие в рекламе сведений о лицензии на вид деятельности
или обязательной сертификации товаров, услуг;
- употребление в рекламе без документального подтверждения
терминов в превосходной степени "самый", "только", "лучший",
"абсолютный" и других;
- рекламирование свойств товаров, в том числе лекарственных
препаратов, на практике не обладающих таковыми;
- рекламирование видов деятельности, граничащих с
мошенничеством, шарлатанством, уголовными преступлениями
(обналичивание средств, гадание, заговоры и отговоры, сомнительное
трудоустройство за границей, легкий заработок на дому и т.д.).
Например, в газетах "Пионер", "Авторынок" рекламируются
коммерческие фирмы, реализующие радиотелефоны офисного типа
дальнего радиуса действия, которые по своим техническим условиям
запрещены к использованию на территории России.
В ряде номеров газеты "Все для всех" публиковались рекламные
объявления о "приятном отдыхе", организуемом фирмами "Шалунья" и
"Каприз". Органами УВД города Краснодара выявлена причастность
сотрудников этих фирм к преступной деятельности по статьям 226 и
210 Уголовного кодекса Российской Федерации, так как их работа не
соответствовала заявленному в рекламе виду деятельности и
запрещена на территории России. В результате расследования обе
фирмы закрыты.
Следственным отделом УВД города Сочи возбуждено уголовное дело
в отношении местной жительницы Т.А. Денисовой, которая не без
помощи недобросовестной рекламы организовала сбор денежных средств
жителей с последующим использованием их на собственные нужды.
Кроме непосредственной рекламы своеобразное влияние на
восприятие оказывают публикации в газетах и телерадиовещательных
программах, раскрывающие технологию преступлений. Изощренность в
описании необычных эпизодов из жизни личностей, игнорирующих
законы и нормы общества, нередко носит характер рекламы такого
образа жизни, особенно опасной для молодых, неискушенных умов.
Средства массовой информации, используя повышенный интерес
читателей и зрителей к описанию преступлений, вызывающим острые
ощущения, не всегда заботятся о публикации фактов их раскрытия,
что создает ложное впечатление безнаказанности и вседозволенности.
В этом недостаточно сотрудничают со средствами массовой
информации правоохранительные органы, не всегда своевременно
предоставляющие информацию о неотвратимости наказания
преступлений.
В целях обеспечения защиты потребителей от недобросовестной
рекламы, предотвращения ее пагубного влияния на жителей Кубани,
снижения криминогенной обстановки в крае постановляю:
1. Руководствуясь требованиями Федерального закона от 14 июня
1995 года N 108-ФЗ "О рекламе" и статей 8, 9, 10 Федерального
закона от 9 января 1996 года N 2-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав
потребителей" и Кодекс РСФСР об административных правовых
нарушениях" считать обязательным предоставление рекламодателями
следующих сведений при размещении рекламы в средствах массовой
информации и в общественных местах:
- наименование рекламодателя, сведения о госрегистрации;
- юридический адрес и телефон рекламодателя;
- сведения о сертификации товаров, услуг о наличии лицензии на
вид деятельности;
- содержание достоверной рекламной информации о товарах,
деятельности, идеях рекламодателя;
- организации и граждане при размещении в средствах массовой
информации края рекламных объявлений, содержащих сведения о
реализации ими товаров, выполнении работ, оказании услуг,
предоставляют документ, подтверждающий их постановку на налоговый
учет с указанием идентификационного номера налогоплательщика.
Таким документом является информационное письмо (его копия) о
постановке на налоговый учет организации, физического лица,
выданное соответствующим налоговым органом, с подписью
руководителя и печатью на бланке налоговой инспекции, имеющие дату
и исходный номер.
(в ред. Постановления главы администрации края от 08.01.1998 N 7)
2. Руководителям рекламораспространителей (средств массовой
информации, рекламных фирм, агентств) не принимать в производство
рекламные сообщения без предоставления обязательных сведений,
указанных в п. 1 настоящего постановления, а рекламные сообщения о
рекламодателе, деятельность которого не подлежит лицензированию и
вызывает сомнения в ее законности, - без согласования с
Краснодарским антимонопольным управлением (Баев). Согласование
проводить на безвозмездной основе.
3. Руководителям телекомпаний не допускать демонстрацию
кино-, видеофильмов без наличия лицензий на право их публичной
демонстрации и прокатного удостоверения на них в соответствии с
Правилами по кинообслуживанию населения, утвержденными
постановлением правительства Российской Федерации от 17 ноября
1994 года N 1264.
4. Главному управлению внутренних дел края (Сапрунов)
организовать работу по выявлению и пресечению фактов нанесения
ущерба физическим и юридическим лицам, причинами которого явилась
заведомо ложная реклама, проводить расследования в соответствии с
законом.
5. Краснодарскому территориальному управлению Государственного
антимонопольного комитета Российской Федерации (Баев) при
выявлении рекламных сообщений о рекламодателях, деятельность
которых сомнительна и сопряжена с нарушениями законодательства,
информацию направлять в ГУВД края для проверки законности их
деятельности.
6. Главному управлению внутренних дел края (Сапрунов),
Краснодарскому территориальному управлению Государственного
антимонопольного комитета Российской Федерации (Баев), управлению
информации и социально - политического прогнозирования
администрации края (Мухина) организовать разъяснения через
средства массовой информации по практическому применению закона от
14 июня 1995 года N 108-ФЗ "О рекламе", Федерального закона "О
внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О
защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных
правонарушениях", статьи 182 Уголовного кодекса Российской
Федерации "Заведомо ложная реклама" и других нормативных актов о
рекламе, с целью предупреждения рекламодателей и
рекламораспространителей об ответственности за нарушение
законодательства о рекламе и распространение недостоверной
рекламы.
7. Управлению по работе с правоохранительными органами
администрации края (Небосов) совместно с управлением информации и
социально - политического прогнозирования администрации края
(Мухина) направлять в средства массовой информации материалы для
публикации о раскрытии преступлений и неотвратимости наказаний
преступников.
8. Главам администраций городов и районов края принять
необходимые меры по координации взаимодействия правоохранительных
органов, служб по защите прав потребителей при администрациях
городов и районов со средствами массовой информации, для
обеспечения соблюдения действующего законодательства о рекламе и
предотвращения ее воздействия на обострение криминогенной
обстановки в крае.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя главы администрации края Н.И. Харченко.
10. Постановление опубликовать в краевых средствах массовой
информации.
11. Постановление вступает в силу со дня его опубликования.
Глава администрации
Краснодарского края
Н.И.КОНДРАТЕНКО
|