КОМИССИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 1997 г. N 2/3
О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ПРОКУРОРА КРАЯ ОТ 13 ИЮНЯ 1997 Г.
"О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НАПРАВЛЕННОГО НА ЗАЩИТУ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ"
Рассмотрев представление прокурора края и обсудив информации
первого заместителя генерального директора департамента по
образованию и науке Логачевой С.В. и заместителя генерального
директора департамента по здравоохранению Резниковой Л.Б.,
межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при
правительстве края отмечает, что в Краснодарском крае имеются
серьезные нарушения законодательства, направленного на защиту
несовершеннолетних от жестокого обращения.
Нарастание неблагополучия в экономической и социальной сферах,
усиление процесса криминализации общества, ухудшение обстановки в
семьях, бесконтрольность со стороны родителей способствуют тому,
что дети нередко становятся жертвами преступлений.
В 1996 году в отношении детей и подростков совершено 890
общественно опасных преступных посягательств, в т. ч. 304
хулиганских действий, 212 грабежей, разбоев, вымогательств
имущества, 213 преступлений, связанных с угрозой либо причинением
телесных повреждений, более 100 половых преступлений.
Анализ материалов уголовных дел свидетельствует о том, что
грабежи, разбои, вымогательства, хулиганские действия, в
большинстве случаев, совершаются в отношении несовершеннолетних их
же сверстниками.
Нарастает внутрисемейное насилие. Обращает внимание тот факт,
что многие половые преступления совершаются в отношении детей их
отцами, отчимами, сожителями матерей.
Все чаще становятся объектом иных форм преступно-жестокого
отношения к ним со стороны родителей. Например, в Красноармейском
районе в 1996 году было выявлено 11 детей, ставших жертвами
такого обращения.
На учете в ОППН ГРУВД края состоит 4615, в КДН - 7820 злостно
уклоняющихся от выполнения своих родительских обязанностей лиц.
Большинство из таких родителей дебоширят в семье, злоупотребляют
спиртными напитками, обрекая своих детей на голодное
существование.
Вместе с тем, органами опеки и попечительства, ОППН не всегда
своевременно ставится вопрос о лишении родительских прав при
наличии данных о безответственном отношении родителей к воспитанию
детей, вредного, а порой и жестокого воздействия на них.
Так, в 1996 оду по инициативе прокурора Приморско-Ахтарского
района были предъявлены иски о лишении родительских прав Лашко
Е.И., Беляк И.Н., Самбура В.Н., Дробыш Г.Н., хотя необходимость
принятия подобной меры реагирования имелась давно. Данные семьи
несколько лет стояли на учете в ОППН РОВД, неоднократно
привлекались к административной и уголовной ответственности, но
меры профилактического воздействия не давали должного результата.
Дети зачастую после судебного решения продолжают жить у родителей,
лишенных родительских прав, что в отдельных случаях способствовало
совершению ими преступлений.
В отдельных регионах главами администраций, органами
социальной защиты не решается вопрос об открытии центров
реабилитации с целью своевременной изоляции детей от
злоупотребляющих обязанностями родителей до определения их в
детское интернатное учреждение (например г. Анапа, Ленинградский,
Кавказский, Новокубанский районы и др.).
В этих случаях дети вынужденно помещаются в лечебные
учреждения либо остаются в семьях.
Имеют место случаи жестокого обращения с детьми со стороны
педагогов.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Абинского района в
апреле месяце с. г. в Ахтырском детском доме, из бесед с его
воспитанниками была получена информация о случаях оставления
подростков без еды в наказание за нарушения, применения некоторыми
воспитателями физического насилия к подросткам в качестве
воспитательной меры, ограничения свободы путем помещения их в так
называемый "карцер" в подвале детского дома, По материалам
проверки Абинским РОВД возбуждено уголовное дело по ст. 156 УК РФ.
Кроме того, проверкой установлено, что из-за бесконтрольности
в вечернее и ночное время в спальных комнатах воспитанники курят,
токсикоманят, избивают своих сверстников. По данным врача-
нарколога на учет в связи с употреблением психотропных веществ
поставлено 16 воспитанников Ахтырского детского дома.
Однако, как показало изучение состояния дел в работе органов
исполнительной власти интернатных учреждений края по решению
проблем жизнеустройства воспитанников, существует комплекс
нерешенных вопросов: отсутствие механизма выполнения действующего
законодательства Российской Федерации в части защиты социального
сиротства, межведомственная разобщенность, несвоевременность
финансирования, дефицит учреждений, куда бы пошли учиться
воспитанники-выпускники вспомогательных школ-интернатов для
детей-сирот и т. д.
Сложно решаются вопросы трудоустройства, обеспечения жильем
выпускников интернатных учреждений.
Растет число детей-сирот, оставшихся без попечения родителей,
с проблемами в развитии, с нарушениями поведения, общения, с
отклонениями в психофизическом развитии.
Вместе с тем, межведомственная комиссия по делам
несовершеннолетних при правительстве края отмечает положительный
опыт работы по защите прав детей-сирот органов опеки и
попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних гг. Армавира,
Славянска-на-Кубани и Славянского района. Межведомственная
комиссия по делам несовершеннолетних при правительстве
Краснодарского края ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1.Информацию ведущего специалиста департамента образования и
науки Пидшморги Л.Л. принять к сведению.
2.Рекомендовать главам муниципальных образований края:
- принять меры по повышению ответственности органов
исполнительной власти всех уровней в решении проблем
жизнеустройства выпускников детских домов, школ-интернатов,
специальных и коррекционных образовательных учреждений,
специализированных социально-реабилитационных учреждений,
безусловному выполнению законодательства по социальной защите
детей-сирот, оставшихся без попечения родителей;
- обеспечить выплату опекунского пособия согласно
постановлению Правительства РФ N 409 от 20.06.92 г. "О неотложных
мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей";
- определить дополнительные меры по охране прав
несовершеннолетних и защите их интересов и с этой целью решить
вопрос о введении дополнительной ставки инспектора по охране прав
детства;
- изучить положительный опыт работы по защите прав и интересов
детей-сирот, оставшихся без попечения родителей г. Армавира.
3.Председателям межведомственных комиссий по делам
несовершеннолетних городов (районов) края:
- регулярно рассматривать на заседаниях следующие вопросы:
- о защите и реализации жилищно-имущественных прав и интересов
детей-сирот, оставшихся без попечения родителей;
- об организации работы по их социальной реабилитации;
- о трудоустройстве и дальнейшем образовании выпускников
учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей.
4.Информировать межведомственную комиссию по делам
несовершеннолетних при правительстве края о выполнении данного
постановления до 1 октября 1997 года.
Председатель межведомственной комиссии
по делам несовершеннолетних при
правительстве края
Н.Г.ДЕНИСОВ
Зам. председателя межведомственной
комиссии по делам несовершеннолетних
при правительстве края
Л.С.ДИКАЛОВА
|