ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 1997 г. N 2/2
О ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ОРГАНОВ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И
УСТРОЙСТВУ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ
Заслушав и обсудив информацию ведущего специалиста
департамента образования и науки Пидшморга Л.Г., межведомственная
комиссия при делам несовершеннолетних при правительстве
Краснодарского края отмечает, что в крае обострились проблемы
социального сиротства. В регионе насчитывается более 3200
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
функционируют 23 учебно-воспитательных учреждения.
Основными причинами, способствующими широкой
распространенности сиротства, являются: понижение стабильности
брака, материальные и жилищные трудности родителей, рост
внебрачной рождаемости.
В сложившихся условиях проблемы социальной защиты детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, достигли максимальной
остроты, что требует новых подходов к их разрешению.
Вопросы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, находятся в зоне постоянного внимания органов
исполнительной власти.
Ведется активный поиск возможностей расширения трудовой
подготовки выпускников интернатных учреждений.
Так, в Тимашевске, на базе школы-интерната для детей-сирот
функционирует школа-центр профессиональной подготовки и социальной
адаптации детей-сирот.
Для защиты индивидуальных жилищных и других интересов
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в штаты
интернатных учреждений введена должность социального педагога.
Самовольные уходы воспитанников, во время которых подростки
могут стать объектами преступных посягательств, а 11 сами
совершили в 1996 году преступления, стали привычным явлением в
детском доме. Многие воспитанники отсутствуют по нескольку
месяцев, меры к их розыску не принимаются.
Из проживающих на момент проверки (март 1997 года) в детдоме
145 воспитанников ежедневно присутствовало от 83 до 116 человек.
Администрацией принимались решения, ставящие под угрозу жизнь,
здоровье детей.
В 1996-1997 годах имели место случаи рукоприкладства со
стороны работников средних школ N 29, 33 Красноармейского района,
школы N 11 г. Лабинска.
28.08.96 Геленджикским горсудом осужден за разглашение тайны
усыновления Филимонова Н., повлекшее причинение ребенку
психологической травмы, преподаватель школы N 7 пос. Кабардинка
Андреев Х.И.
Многочисленны случаи покушения несовершеннолетних на
самоубийство. При этом наиболее распространенным способом
покушения на жизнь стало употребление недозволенных доз
медикаментов.
Так, из 15 попыток самоубийства в 1996 году в возрасте 12-15
лет, проживающими в Приморско-Ахтарском районе, 95 % составили
случаи медикаментозного отравления.
Как показывает анализ причинами покушений подростков на
собственную жизнь являются конфликтные ситуации с родителями,
педагогами, сверстниками, порождающие психологические стрессы у
молодых людей.
Вместе с тем, органы, в поле зрения которых попадают такие
подростки (здравоохранения, следствия, образования), не всегда
принимают меры к установлению и устранению причин, толкнувших их
на такой шаг, оказанию психологической помощи.
Органами здравоохранения отдельных регионов нарушается порядок
учета травм криминального характера и информирования о них органов
внутренних дел.
Так, в 1996-1997 годах в ЦРБ Кущевского района с травмами
различного характера поступило более 100 подростков, однако в РОВД
направлены сообщения лишь по 23 таким случаям.
Районной больницей курорта Анапа в нарушение совместного
указания УВД КК и департамента по здравоохранению администрации
края от 21.05.95 "О порядке учета травм криминального характера"
не было сообщено в правоохранительные органы о 15 обращениях в
1996 г. несовершеннолетних для оказания медицинской помощи в связи
с полученными травмами.
Руководством Анапской детской больницы не было
проинформировано УВД района о 30 случаях медикаментозного
отравления несовершеннолетних, а также о 5 отравлениях подростков
алкоголем, наркотическими, психотропными веществами.
Курганинской ЦРБ не были направлены в 1996 году в
правоохранительные органы района сообщения о 18 таких отравлениях
подростков.
В ходе проведенных органами прокуратуры края проверок
исполнения законодательства, направленного на защиту
несовершеннолетних от жестокого обращения, выявлены факты
ненадлежащего выполнения администрациями Домов ребенка
обязанностей опекунства (попечительства) по защите прав и
интересов воспитанников, возложенных на них в соответствии со
ст. ст. 56, 147, Семейного Кодекса РФ.
Дети, помещенные в эти учреждения, длительное время не
получают социальные выплаты, их нарушенные права
восстанавливались зачастую лишь после вмешательства органов
прокуратуры.
Так, прокурором г. Армавира в 1996-1997 годах в интересах
брошенных родителями детей, помещенных в Армавирский Дом ребенка,
предъявлено 26 исков о лишении таких родителей родительских прав
и взыскании с них алиментов. При этом 7 детей пребывали с этом
лечебном учреждении более полугода.
Аналогичные факты непринятых своевременных мер по защите
имущественных прав отдельных воспитанников вскрыты в деятельности
Новороссийского Дома ребенка, Анапской межрайонной прокуратурой
выявлены грубые нарушения законности, допущенные должностными
лицами ЦРБ при передаче детей, оставленных матерями, на
усыновление. В отношении этих лиц возбуждены уголовные дела по
ст. 175 УК РСФСР, предусматривающие ответственность за должностной
подлог.
Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при
правительстве края ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1.Принять к сведению информации первого заместителя
генерального директора департамента образования и науки Логачевой
С.В. и заместителя генерального директора департамента по
здравоохранению Резниковй Л.Б. о принятых мерах по устранению
отмеченных в представлении прокурора края недостатков и нарушений
законодательства.
2.Председателям комиссий по делам несовершеннолетних городов
(районов) края:
- обеспечить реальное и в полном объеме осуществление
возложенных на комиссии контрольных и координационных
обязанностей, связанных с защитой несовершеннолетних от жестокого
обращения.
3.Председателям комиссий по делам несовершеннолетних
Абинского, Апшеронского, Красноармейского, Лабинского, Приморско-
Ахтарского района:
- провести комплексные проверки исполнения законов,
направленных на защиту несовершеннолетних от жестокого обращения
в деятельности органов исполнительной власти.
4.Департаменту образования и науки (Чистяков) рассмотреть
вопросы:
- обеспечения вновь созданных коррекционно-образовательных
учреждений специалистами дефектологического профиля;
- организации подготовки социальных педагогов для работы в
коррекционных учреждениях;
- создания территориальных социально-психологических центров
в системе образования.
5.Информировать межведомственную комиссию по делам
несовершеннолетних при правительстве края о выполнении данного
постановления до 10 октября 1997 года.
Председатель межведомственной комиссии
по делам несовершеннолетних
при правительстве края
Н.Г.ДЕНИСОВ
Заместитель председателя межведомственной
комиссии по делам несовершеннолетних
при правительстве края
Л.И.ДИКАЛОВА
|