18 июля 1997 года N 96-КЗ
------------------------------------------------------------------
З А К О Н
К Р А С Н О Д А Р С К О Г О К Р А Я
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
Принят
Законодательным Собранием Краснодарского края
4 июля 1997 года
Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", Государственным Уставом Краснодарского края, Законом
Краснодарского края "О местном самоуправлении в Краснодарском
крае" определяет общие принципы и формы организации
территориального общественного самоуправления в Краснодарском
крае, полномочия и виды деятельности органов территориального
общественного самоуправления, их права и гарантии.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие территориального общественного
самоуправления
1.Территориальное общественное самоуправление -
самоорганизация граждан по месту их жительства на части
территории муниципального образования для самостоятельного и под
свою ответственность осуществления собственных инициатив в
вопросах местного значения непосредственно населением или через
создаваемые ими органы территориального общественного
самоуправления. В соответствии с уставом муниципального
образования указанные органы могут являться юридическими лицами.
2.Территориальное общественное самоуправление является частью
системы местного самоуправления и призвано обеспечить развитие
инициативы граждан по непосредственному решению отдельных
вопросов социально-экономического развития соответствующей
территории.
3.Порядок организации и осуществления территориального
общественного самоуправления определяется уставами муниципальных
образований в соответствии с настоящим Законом и нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 2. Правовая основа осуществления территориального
общественного самоуправления
Территориальное общественное самоуправление осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации,
Государственным Уставом Краснодарского края, законами
Краснодарского края, уставами муниципальных образований.
Статья 3. Основные принципы территориального общественного
самоуправления
Территориальное общественное самоуправление в Краснодарском
крае осуществляется на принципах:
- законности;
- защиты законных прав и интересов населения;
- гласности и учета общественного мнения;
- выборности и подконтрольности органов территориального
общественного самоуправления населению;
- сочетания интересов населения соответствующей территории с
интересами населения всего муниципального образования;
- широкого участия граждан в выработке и принятии решений по
вопросам, затрагивающим их интересы;
- взаимодействия с органами местного самоуправления;
- учета исторических и иных местных традиций;
- свободы выбора гражданами форм осуществления
территориального общественного самоуправления.
Статья 4. Система территориального общественного
самоуправления
1.Система территориального общественного самоуправления
включает в себя собрания (сходы), конференции граждан, иные формы
непосредственной демократии, а также органы территориального
общественного самоуправления.
2.Территории, на которых действует территориальное
общественное самоуправление, устанавливаются главой муниципального
образования по предложению граждан, исходя из исторических,
культурных, социально-экономических и иных местных условий с
учетом границ деятельности жилищно-коммунальных служб и
архитектурнопланировочных зон.
3.Органы территориального общественного самоуправления могут
объединяться в союзы (ассоциации).
Статья 5. Взаимоотношения органов территориального
общественного самоуправления с органами
местного самоуправления
1.Органы местного самоуправления:
- содействуют органам территориального общественного
самоуправления в осуществлении их полномочий;
- вправе устанавливать условия и порядок передачи органам
территориального общественного самоуправления отдельных своих
полномочий и контролировать осуществление органами
территориального общественного самоуправления переданных им
полномочий;
- вправе устанавливать сферы совместной компетенции с
органами территориального общественного самоуправления, а также
перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без
согласования с органами территориального общественного
самоуправления;
- координируют деятельность органов территориального
общественного самоуправления, оказывают им организационную и
методическую помощь;
- осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим
Законом.
2.Органы территориального общественного самоуправления вправе
участвовать в заседаниях органов местного самоуправления при
рассмотрении вопросов, затрагивающих их интересы.
3.Органы местного самоуправления в своей работе с населением
опираются на помощь органов территориального общественного
самоуправления, изучают их мнение по вопросам, затрагивающим
интересы жителей соответствующей территории.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО
ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 6. Собрания (сходы) граждан
1.Собрания (Сходы) граждан могут созываться органами местного
самоуправления, органами территориального общественного
самоуправления или инициативными группами граждан по мере
необходимости, но не реже одного раза в год.
2.В работе собраний (сходов) могут принимать участие граждане,
достигшие 18 лет, проживающие на данной территории и обладающие
избирательным правом.
Собрания (сходы) правомочны, если в них принимает участие 25
процентов жителей соответствующей территории, обладающих
избирательным правом.
3.К компетенции собраний (сходов) граждан относятся следующие
вопросы:
- избрание органов территориального общественного
самоуправления и принятия положений о них;
- утверждение программ деятельности органов территориального
общественного самоуправления по социально-экономическому развитию
соответствующей территории и отчетов об их выполнении;
- досрочное прекращение полномочий (роспуск) органов
территориального общественного самоуправления, а также отзыв
отдельных их членов;
- решение других вопросов, затрагивающих интересы населения
соответствующей территории.
4.Решения собраний (сходов) граждан принимаются большинством
голосов присутствующих и оформляются протоколом. Решения собраний
(сходов) граждан в течение 10 дней доводятся до сведения органов
местного самоуправления и заинтересованных лиц.
Статья 7. Конференция представителей граждан
1.В случаях, когда созыв собрания (схода) граждан затруднен,
может проводиться конференция представителей граждан. Конференция
представителей граждан может созываться органами местного
самоуправления, органами территориального общественного
самоуправления или инициативными группами граждан по мере
необходимости.
Норму представительства и порядок выдвижения граждан на
конференцию устанавливают органы местного самоуправления с учетом
предложений граждан.
2.В работе конференции могут принимать участие граждане,
достигшие 18 лет, проживающие на данной территории и обладающие
избирательным правом.
Конференция правомочна при участии в ней не менее двух третей
представителей жителей соответствующей территории, обладающие
избирательным правом.
3.В компетенцию конференции входят следующие вопросы:
- избрание органов территориального общественного
самоуправления и принятия положений о них;
- утверждение программ деятельности органов территориального
общественного самоуправления по социально-экономическому развитию
соответствующей территории и отчетов об их выполнении;
- досрочное прекращение полномочий (роспуск) органов
территориального общественного самоуправления, а также отзыв
отдельных их представителей;
- решение других вопросов, затрагивающих интересы населения
соответствующих территорий.
4.Решения конференции принимаются большинством голосов
присутствующих и оформляются протоколом. Решения конференции в
течение 10 дней доводятся до сведения органов местного
самоуправления и заинтересованных лиц.
Статья 8. Опросы граждан
1.Опросы граждан могут проводиться по инициативе органов
местного самоуправления, органов территориального общественного
самоуправления или инициативных групп граждан по вопросам,
затрагивающим интересы жителей соответствующей территории.
2.Опросы граждан проводятся инициаторами самостоятельно за
свой счет. В опросе имеют право участвовать граждане, проживающие
на соответствующей территории и обладающие избирательным правом.
3.Волеизъявление граждан, участвующих в опросе, закрепляется в
опросном листе, Опросный лист содержит вопросы, варианты их
ответов, а также фамилию, имя, отчество опрашиваемого, паспортные
данные и подпись. Подписной лист должен быть подписан лицом,
проводящим опрос, с указанием его фамилии, имени, отчества и
паспортных данных. Форма опросного листа утверждается
представительным органом местного самоуправления.
Статья 9. Органы территориального общественного самоуправления
1.Органы территориального общественного самоуправления
создаются по инициативе граждан на основе из добровольного
волеизъявления.
Выборы (формирование) органов территориального общественного
самоуправления проводятся на собрания (сходах), конференциях
граждан, как правило, на срок полномочий органов местного
самоуправления.
Собрания (сходы), конференции граждан вправе установить иной
срок полномочий органов территориального общественного
самоуправления.
2.Подготовка и проведение выборов органов территориального
общественного самоуправления осуществляются открыто и гласно.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов,
производятся за счет средств органов территориального
общественного самоуправления.
3.Органы территориального общественного самоуправления,
исходя из принципов их организации, осуществляемых ими полномочий
правового статуса и специфики соответствующих территорий
подразделяются на:
а) советы (комитеты) микрорайонов, жилищных комплексов,
населенных пунктов;
б) объединение жителей-собственников в едином комплексе
недвижимого имущества (жилищно-строительные кооперативы,
молодежные жилищные кооперативы);
в) квартальные, уличные, домовые советы (комитеты).
4.Совет (комитет) микрорайонов, жилищного комплекса,
населенного пункта избирается на собрании (сходе) или конференции
граждан соответствующей территории и может наделяться правами
юридического лица по решению собрания (схода) или конференции
граждан в порядке, установленном законодательством.
Порядок избрания совета (комитета) микрорайона, жилищного
комплекса, населенного пункта, организации его работы,
компетенция, полномочия, права, обязанности, ответственность,
виды деятельности, порядок распоряжения финансовыми ресурсами и
собственностью, а также иные положения, не противоречащие
законодательству, определяются уставом совета (комитета) в
соответствии с уставом соответствующего муниципального
образования, нормативными правовыми актами органов местного
самоуправления.
5.Объединение жителей-собственников в едином комплексе
недвижимого имущества (жилищно-строительные кооперативы,
молодежные жилищные кооперативы) формируется на общем собрании
собственников жилья и может наделяться правами юридического лица
по решению объединения жителей-собственников в порядке,
установленном законодательством. Порядок формирования объединения
жителей-собственников, организации его работы, компетенция,
полномочия, права, обязанности, ответственность, виды
деятельности, порядок распоряжения финансовыми ресурсами и
собственностью, а также иные положения, не противоречащие
законодательству, определяются уставом объединения
жителей-собственников в соответствии с уставом соответствующего
муниципального образования, нормативными правовыми актами органов
местного самоуправления.
6.Квартальный, уличный, домовой совет (комитет) избирается на
собрании (сходе) или конференции граждан или формируется из
старших по домам (подъездам) и может наделяться правами
юридического лица по решению собрания (схода) или конференции в
порядке, установленном законодательством.
Порядок избрания (формирования) квартального, уличного,
домового совета (комитета), организация его работы, компетенция,
полномочия, права, обязанности, ответственность, виды
деятельности, порядок распоряжения финансовыми ресурсами и
собственностью, а также иные положения, не противоречащие
законодательству, определяются положением о квартальных, уличных,
домовых советах (комитетах) в соответствии с уставом
соответствующего муниципального образования, нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 10. Устав (положение) органа территориального
общественного самоуправления
1.Органы территориального общественного самоуправления имеют
уставы (положения).
Устав (положение) должен соответствовать требованиям,
предъявленным к учредительным документам, представляемым на
регистрацию, в соответствии с законодательством и уставом
муниципального образования.
2.В уставе (положении) могут быть отражены соответствующие
обязательства и функции территориального общественного
самоуправления по сохранению и ремонту жилищного фонда,
поддержанию чистоты и порядка на данной территории, охране
зеленых насаждений, водоемов, созданию детских площадок, мест
отдыха, физкультурно-оздоровительных комплексов, сооружений и
поддержанию в порядке дорог и тротуаров, колодцев, других объектов
коммунального хозяйства и благоустройства, организации клубов по
интересам, кружков и клубов технического и художественного
творчества, спортивных кружков, ведению воспитательной работы
среди детей и подростков, оказанию помощи инвалидам, престарелым,
семьям военнослужащих и погибших воинов, малообеспеченным и
многодетным семьям, оставшимся без родителей, укреплению
общественного порядка, защите прав потребителей, оказанию помощи
школам, детским садам, больницам и поликлиникам,
благотворительным фондам и организациям, поддержанию в надлежащем
состоянии кладбищ и других мест захоронения, охране памятников
истории и культуры, правозащитной деятельности и другим вопросам.
Статья 11. Регистрация органа территориального общественного
самоуправления
1.Устав (положение) органа территориального общественного
самоуправления подлежит регистрации.
Правоспособность органа территориального общественного
самоуправления как юридического лица возникает с момента
регистрации.
2.Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.
Статья 12. Полномочия органов территориального общественного
самоуправления
1.Полномочия органов территориального общественного
самоуправления определяются их уставами (положениями), а также
решениями органов местного самоуправления о передаче органам
территориального общественного самоуправления отдельных полномочий
органов местного самоуправления на основе добровольно взятых на
себя обязательств органами территориального общественного
самоуправления с согласия жителей соответствующих территорий.
2.Органы территориального общественного самоуправления,
являются юридическими лицами, для осуществления своих задач и
обязательств имеют следующие полномочия:
1) создавать за счет собственных средств, добровольных взносов
и пожертвований населения, юридических лиц, общественных
объединений объекты коммунально-бытового и санаторно-курортного
назначения, обеспечивать их содержание и эксплуатацию;
2) учреждать в установленном законодательством порядке
предприятия для осуществления деятельности в интересах
территориального общественного самоуправления;
3) заключать договоры с юридическими лицами, связанные с их
участием в решении социально-экономических задач на данной
территории;
4) разрабатывать и представлять органам местного
самоуправления проекты планов и программ развития соответствующей
территории для использования их в составе планов экономического и
социального развития, программ, принимаемых органами местного
самоуправления;
5) представлять органам местного самоуправления заключения по
вопросам отвода земли на территории данного территориального
общественного самоуправления для строительства и расширения на
этой территории предприятий и других объектов производственного и
социально-культурного назначения, размещения предприятий
торговли, общественного питания, бытового обслуживания, школ,
поликлиник и других социально-культурных учреждений, режима их
работы, а также режима транспортного обслуживания этой территории;
6) выступать заказчиком по строительным и ремонтным работам,
осуществляемым за счет средств, находящихся в распоряжении данного
территориального общественного самоуправления;
7) принимать на свой баланс имущество, созданное за счет
средств и трудового участия населения или переданное органам
местного самоуправления;
8) объединять на договорных началах собственные средства и
средства юридических лиц, общественных объединений для
строительства и содержания различных объектов коммунально-
бытового и социально-культурного назначения, получать под свою
ответственность кредиты и предоставлять ссуды из собственных
средств, приобретать акции и облигации;
9) участвовать собственными ресурсами в создании и
деятельности финансово-кредитных учреждений;
10) организовывать иную экономическую деятельность, не
запрещенную законодательством, с целью удовлетворения социально-
экономических потребностей населения;
11) определять в соответствии со своим уставом (положением)
штаты и порядок оплаты труда работников органа территориального
общественного самоуправления;
12) созывать собрания (сходы), конференции граждан для
рассмотрения вопросов территориального общественного
самоуправления, проводить на своей территории опросы граждан,
содействовать созданию деятельности клубов избирателей, развитию
других форм гражданской активности населения;
13) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим
Законом, законами края, уставами муниципальных образований и
решениями собраний (сходов), конференций граждан.
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ ОСНОВА
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 13. Собственность органов территориального
общественного самоуправления
1.Органы территориального общественного самоуправления,
являющиеся юридическими лицами, могут иметь в собственности
денежные средства и имущество, передаваемое органами местного
самоуправления, иными субъектами, а также имущество, создаваемое
или приобретаемое за счет собственных средств.
2.Источниками формирования имущества органов территориального
общественного самоуправления, являющихся юридическими лицами,
также являются:
- добровольные взносы и пожертвования;
- доходы от предпринимательской деятельности;
- доходы от гражданско-правовых сделок;
- другие не запрещенные законом поступления.
Статья 14. Финансовые ресурсы органов территориального
общественного самоуправления
1.Финансовые ресурсы органов территориального общественного
самоуправления, являющихся юридическими лицами, состоят из
собственных, заемных средств, а также бюджетных средств,
передаваемых по договору органами местного самоуправления под
определенные цели.
2.Собственные финансовые ресурсы образуются за счет отчислений
от доходов от экономической деятельности органов территориального
общественного самоуправления внебюджетных средств, добровольных
взносов и пожертвований предприятий, учреждений, организаций,
граждан, а также других поступлений.
3.По ходатайству органа территориального общественного
самоуправления органы местного самоуправления вправе предоставлять
отдельным категориям плательщиков льготы по налогам и платежам,
поступающим в соответствующий бюджет, с учетом размеров
отчислений, направляемых этими плательщиками органам
территориального самоуправления с целью финансового обеспечения
социальноэкономического развития соответствующей территории.
ГЛАВА 4. ГАРАНТИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 15. Обязательность решений территориального
общественного самоуправления и его органов
Решения, принятые на собрании (сходе), конференции граждан, а
также решения органа территориального общественного
самоуправления, принятые в пределах их компетенции, подлежат
обязательному рассмотрению в установленные сроки теми органами
местного самоуправления и их должностными лицами, а также
юридическими лицами и гражданами, которым они адресованы.
Статья 16. Ответственность органов государственной власти,
органов местного самоуправления и их должностных
лиц
1.Органы государственной власти, органы местного
самоуправления и их должностные лица не вправе препятствовать
гражданам в их праве на осуществление территориального
общественного самоуправления, если эта деятельность отвечает
требованиям действующего законодательства и настоящего Закона.
Органы государственной власти края, соответствующие органы
местного самоуправления и их должностные лица, причинившие ущерб
органам территориального общественного самоуправления, несут
ответственность, предусмотренную законодательством.
2.Акты органов государственной власти, органов местного
самоуправления и их должностных лиц, нарушающие право граждан на
осуществление территориального общественного самоуправления,
установленное настоящим Законом, могут быть обжалованы в суде.
Статья 17. Подотчетность и ответственность органов
территориального общественного самоуправления
Ответственность органов территориального общественного
самоуправления перед жителями соответствующей территории наступает
в случае нарушения этими органами настоящего Закона, устава
муниципального образования, своего устава (положения).
Основания и виды ответственности органов территориального
общественного самоуправления определяются уставами ( положениями)
органов территориального общественного самоуправления.
Органы территориального общественного самоуправления
отчитываются о своей деятельности не реже 1 раза в год на
собраниях (сходах), конференциях жителей территорий общественного
самоуправления.
ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 18. О приведении нормативных правовых актов органов
государственной власти, органов местного
самоуправления в соответствие с настоящим Законом
1.Нормативные правовые акты органов государственной власти
края, органов местного самоуправления должны быть приведены в
соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня
его вступления в силу.
2.После вступления в силу настоящего Закона и до внесения
соответствующих изменений в нормативные правовые акты органов
государственной власти, органов местного самоуправления и их
должностных лиц эти акты действуют в части, не противоречащей
настоящему Закону.
Статья 19. О вступлении в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Глава администрации
Н.И.КОНДРАТЕНКО
г. Краснодар
18 июля 1997 года
N 96-КЗ
|