30 июня 1997 года N 93-КЗ
-------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
О НАУКЕ (НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) И РЕГИОНАЛЬНОЙ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
(в ред. Закона Краснодарского края
от 16.12.2003 N 648-КЗ)
Принят
Законодательным Собранием Краснодарского края
19 июня 1997 года
Настоящий Закон регулирует отношения между субъектами научной и
(или) научно-технической деятельности, органами государственной
власти и потребителями научной и (или) научно-технической
продукции (работ, услуг) на территории Краснодарского края.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе
Статья 2. Законодательство Краснодарского края о науке (научной
деятельности) и научно-технической политике
Глава 2. СУБЪЕКТЫ НАУЧНОЙ И (ИЛИ)
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 3. Общие положения о субъектах научной и (или) научно-
технической деятельности
Статья 4. Научный работник, специалист научной организации и
работник сферы научного обслуживания. Общественные объединения
научных работников
Статья 5. Научная организация
Статья 6. Академия наук в Краснодарском крае
Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ
И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 7. Управление научной и (или) научно-технической
деятельностью
Статья 8. Договоры (контракты) на создание, передачу и
использование научной и (или) научно-технической продукции
Статья 9. Информационное обеспечение научной и (или) научно-
технической деятельности
Статья 10 исключена. - Закон Краснодарского края от 16.12.2003
N 648-КЗ.
Глава 4. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Статья 11. Основные цели и принципы региональной научно-
технической политики Краснодарского края
Статья 12. Полномочия органов государственной власти
Краснодарского края в области формирования и реализации
региональной научно-технической политики
Статья 13. Порядок формирования региональной и научно-
технической политики Краснодарского края
Статья 14. Организация и проведение экспертиз научной и научно-
технической деятельности
Статья 15. Финансирование научной и (или) научно-технической
деятельности
Статья 16. Международное научное и научно-техническое
сотрудничество Краснодарского края
Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона
______________________________________________________________________________
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
научная (научно-исследовательская) деятельность (далее -
научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и
применение новых знаний, в том числе:
- фундаментальные научные исследования - экспериментальная или
теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний
об основных закономерностях строения, функционирования и развития
человека, общества, окружающей природной среды;
- прикладные научные исследования - исследования, направленные
преимущественно на применение новых знаний для достижения
практических целей и решения конкретных задач;
- научно-техническая деятельность - деятельность, направленная
на получение, применение новых знаний для решения технологических,
инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных
проблем, обеспечения функционирования науки, техники и
производства как единой системы;
экспериментальные разработки - деятельность, основанная на
знаниях, приобретенных в результате проведения научных
исследований или на основе практического опыта, и направленная на
сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов,
продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их
дальнейшее совершенствование;
государственная научно-техническая политика - составная часть
государственной социально-экономической политики, которая выражает
отношение государства к научной и научно-технической деятельности,
определяет цели, направления, формы деятельности органов
государственной власти Российской Федерации в области науки,
техники и реализации достижений науки и техники;
региональная научно-техническая политика Краснодарского края -
деятельность органов государственной власти Краснодарского края,
осуществляемая в интересах развития науки и техники в
Краснодарском крае;
научный и (или) научно-технический результат - продукт научной
и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания
или решения и зафиксированный на любом информационном носителе;
научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или)
научно-технический результат, в том числе результат
интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации;
гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и
безвозвратно гражданам и юридическим лицам, в том числе
иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а
также международными организациями, получившими право на
предоставление грантов на территории Российской Федерации в
установленном Правительством Российской Федерации порядке, на
проведение конкретных научных исследований на условиях,
предусмотренных грантодателями.
Статья 2. Законодательство Краснодарского края о науке (научной
деятельности) и научно-технической политике
Законодательство Краснодарского края о науке (научной
деятельности) и научно-технической политике основывается на
Федеральном законе "О науке и государственной научно-технической
политике" и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных
правовых актах Российской Федерации и состоит из настоящего Закона
и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов
Краснодарского края.
Глава 2. СУБЪЕКТЫ НАУЧНОЙ И (ИЛИ)
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 3. Общие положения о субъектах научной и (или) научно-
технической деятельности
1. Научная и (или) научно-техническая деятельность в
Краснодарском крае осуществляется в порядке, установленном
Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической
политике" и настоящим Законом, физическими лицами - гражданами
Российской Федерации, а также иностранными гражданами, лицами без
гражданства в пределах прав, установленных законодательством
Российской Федерации и законодательством Краснодарского края, и
юридическими лицами при условии, если научная и (или) научно-
техническая деятельность предусмотрена их учредительными
документами.
2. Органы государственной власти Краснодарского края в
соответствии с настоящим Законом:
гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической
деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора
направлений и методов проведения научных исследований и
экспериментальных разработок;
гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической
деятельности защиту от недобросовестной конкуренции;
признают право на обоснованный риск в научной и (или) научно-
технической деятельности;
обеспечивают свободу доступа к научной и научно-технической
информации, за исключением случаев, предусмотренных
законодательством Российской Федерации в отношении
государственной, служебной или коммерческой тайны;
гарантируют подготовку, повышение квалификации и переподготовку
научных работников и специалистов государственных научных
организаций;
гарантируют финансирование проектов, выполняемых по
государственным заказам на краевом уровне.
Статья 4. Научный работник, специалист научной организации и
работник сферы научного обслуживания. Общественные объединения
научных работников
1. Научным работником (исследователем) является гражданин,
обладающий необходимой квалификацией и профессионально
занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью.
Правовые основы оценки квалификации научных работников и
специалистов научной организации и критерии этой оценки
определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской
Федерации, и обеспечивается государственной системой аттестации.
Результаты аттестации могут быть обжалованы и отменены
вышестоящей аттестационной комиссией. В случаях нарушения порядка
или критериев оценки квалификации научных работников и
специалистов научной организации результаты аттестации могут быть
обжалованы и отменены в судебном порядке.
2. Специалистом научной организации (инженерно-техническим
работником) является гражданин, имеющий среднее профессиональное
или высшее профессиональное образование и способствующий получению
научного и (или) научно-технического результата или его
реализации.
3. Работником сферы научного обслуживания является гражданин,
обеспечивающий создание необходимых условий для научной и (или)
научно-технической деятельности в научной организации.
4. Научный работник имеет право на:
признание его автором научных и (или) научно-технических
результатов и подачу заявок на изобретения и другие результаты
интеллектуальной деятельности в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
получение в соответствии с законодательством Российской
Федерации доходов от реализации научных и (или) научно-технических
результатов, автором которых он является;
объективную оценку своей научной и (или) научно-технической
деятельности и получение вознаграждений, поощрений, льгот,
соответствующих его творческому вкладу;
осуществление предпринимательской деятельности в области науки
и техники, не запрещенной законодательством Российской Федерации;
подачу заявок на участие в научных дискуссиях, конференциях и
симпозиумах и иных коллективных обсуждениях;
участие в конкурсе на финансирование научных исследований за
счет средств соответствующего бюджета, фондов поддержки научной и
(или) научно-технической деятельности и иных источников, не
запрещенных законодательством Российской Федерации;
подачу заявок на участие в международном научном или научно-
техническом сотрудничестве (стажировки, командировки, публикации
научных и (или) научно-технических результатов за пределами
территории Российской Федерации);
доступ к информации о научных и (или) научно-технических
результатах, если она не содержит сведений, относящихся к
государственной, служебной или коммерческой тайне;
публикацию в открытой печати научных и (или) научно-технических
результатов, если они не содержат сведений, относящихся к
государственной, служебной или коммерческой тайне;
мотивированный отказ от участия в научных исследованиях,
оказывающих негативное воздействие на человека, общество и
окружающую природную среду;
повышение научной квалификации.
5. Научный работник обязан:
осуществлять научную, научно-техническую деятельность и (или)
экспериментальные разработки, не нарушая права и свободы человека,
не причиняя вреда его жизни и здоровью, а также окружающей
природной среде;
объективно осуществлять экспертизы представленных ему научных и
научно-технических программ и проектов, научных и (или) научно-
технических результатов и экспериментальных разработок.
6. Научные работники могут заключать договоры о совместной
научной и (или) научно-технической деятельности в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
7. Научные работники вправе создавать на добровольной основе
общественные объединения (в том числе научные, научно-технические
и научно-просветительские общества, общественные академии наук) в
порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об
общественных объединениях.
Общественные академии наук участвуют в координации научной и
(или) научно-технической деятельности и действуют в соответствии
со своими уставами и законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы
государственной власти Краснодарского края могут привлекать на
добровольной основе общественные объединения научных работников к
подготовке проектов решений в области науки и техники, проведению
экспертиз, а также на основе конкурсов к выполнению научных и
научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет
средств соответствующего бюджета.
Статья 5. Научная организация
1. Научной организацией в Краснодарском крае признается
юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и
формы собственности, а также общественное объединение научных
работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или)
научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и
действующие в соответствии с учредительными документами научной
организации.
Научные организации подразделяются на научно-исследовательские
организации, научные организации образовательных учреждений
высшего профессионального образования, опытно-конструкторские,
проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные
организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую
деятельность.
2. Администрация Краснодарского края в соответствии с
законодательством Российской Федерации и в порядке, определяемом
Правительством Российской Федерации, организует государственную
аккредитацию научных организаций, действующих на территории
Краснодарского края, и выдает им свидетельства о государственной
аккредитации.
В соответствии с законодательством Российской Федерации и в
порядке, определяемом Правительством Российской Федерации,
государственная аккредитация научной организации, действующая на
территории Краснодарского края, и выдача свидетельства о
государственной аккредитации могут быть произведены Правительством
Российской Федерации.
Свидетельство о государственной аккредитации выдается научной
организации, объем научной и (или) научно-технической деятельности
которой составляет не менее семидесяти процентов общего объема
выполняемых указанной организацией работ и уставом которой
предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический)
совет в качестве одного из органов управления.
Свидетельство о государственной аккредитации является
основанием для предоставления научной организации льгот на уплату
налогов, предусмотренных налоговым законодательством Российской
Федерации, и других льгот, установленных для научных организаций
законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.
Научной организации, которая имеет уникальное опытно-
экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и
специалистами высокой квалификации и научная и (или) научно-
техническая деятельность которой получила международное признание,
Правительством Российской Федерации может присваиваться статус
государственного научного центра.
Отказ в выдаче свидетельства о государственной аккредитации
научной организации не может являться препятствием к осуществлению
научной и (или) научно-технической деятельности.
3. Научная организация владеет, пользуется и распоряжается
имуществом, передаваемым ей учредителями для осуществления
деятельности, определенной учредительными документами.
Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом научной
организации определяется законодательством Российской Федерации.
4. Научная организация обязана поддерживать и развивать свою
научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную базу,
обновлять производственные фонды.
5. Научная организация осуществляет научное и научно-
техническое сотрудничество с иностранными юридическими лицами и
внешнеэкономическую деятельность в соответствии с
законодательством Российской Федерации и международными договорами
Российской Федерации, а также с учетом международных и
внешнеэкономических связей Краснодарского края.
6. Научная организация создается, реорганизуется и
ликвидируется в порядке, предусмотренном законодательством
Российской Федерации. При реорганизации государственной научной
организации должно обеспечиваться сохранение технологического
единства научной и (или) научно-технической деятельности. Не
допускается выделение из состава указанной научной организации
опытного, опытно-экспериментального, опытно-учебного, опытно-
фармацевтического производства и лечебных баз.
Органы исполнительной власти Краснодарского края, учредившие
государственную научную организацию, могут выделять средства на
возобновление, капитальный и текущий ремонт имущества данной
организации и при недостаточности средств у данной организации
несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в случае,
если государственная научная организация создана в форме
учреждения или унитарного предприятия, основанных на праве
оперативного управления.
7. За государственными научными организациями закрепляются в
бессрочное безвозмездное пользование земельные участки, выделенные
в установленном порядке.
Статья 6. Академия наук в Краснодарском крае
1. Кубанская академия наук создается, реорганизуется и
ликвидируется законом края по представлению главы администрации
Краснодарского края.
Структура Кубанской академии наук, порядок деятельности и
финансирования определяются ее уставом.
2. За Кубанской академией наук, ее научными организациями и
организациями научного обслуживания и социальной сферы могут быть
закреплены в бессрочное безвозмездное пользование земельные
участки, выделяемые в соответствии с установленным в Краснодарском
крае порядком.
Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ
И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 7. Управление научной и (или) научно-технической
деятельностью
1. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью
в Краснодарском крае осуществляется на основе сочетания принципов
государственного регулирования и самоуправления.
2. Органы государственной власти Краснодарского края, научные
организации и организации научного обслуживания и социальной сферы
в пределах своих полномочий определяют соответствующие
приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивают
формирование системы научных организаций, осуществление
межотраслевой координации научной и (или) научно-технической
деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических
программ и проектов, развитие форм интеграции науки и
производства, реализацию достижений науки и техники.
3. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью
осуществляется в пределах, не нарушающих свободу научного
творчества.
Органы государственной власти Краснодарского края, учреждающие
государственные научные организации:
утверждают уставы государственных научных организаций;
осуществляют контроль за эффективным использованием и
сохранностью предоставленного государственным научным организациям
имущества;
осуществляют другие функции в пределах их полномочий.
Руководители государственных научных организаций и научных
организаций Кубанской академии наук, а также негосударственных
научных организаций назначаются (избираются) в соответствии с
законодательством и в порядке, предусмотренном их уставами.
4. Ученые советы государственных научных организаций
разрабатывают и утверждают планы научных работ и развития
государственных научных организаций гласно, исходя из
государственных заданий Российской Федерации и Краснодарского
края, профиля государственных научных организаций, их научных и
экономических интересов.
Статья 8. Договоры (контракты) на создание, передачу и
использование научной и (или) научно-технической продукции
1. Основной правовой формой отношений между научной
организацией, заказчиком и иными потребителями научной и (или)
научно-технической продукции, в том числе органами исполнительной
власти Краснодарского края, являются договоры (контракты) на
создание, передачу и использование научной и (или) научно-
технической продукции, оказание научных, научно-технических,
инженерно-консультационных и иных услуг, а также другие договоры,
в том числе договоры о совместной научной и (или) научно-
технической деятельности и распределении прибыли.
2. На основе указанных договоров (контрактов) выполняются
научные исследования и экспериментальные разработки для
государственных нужд Краснодарского края. В этих случаях договоры
(контракты) заключаются между государственным органом
Краснодарского края - заказчиком и организацией-исполнителем.
Органы исполнительной власти Краснодарского края, учредившие
государственные научные организации, вправе устанавливать для
государственных научных организаций обязательный государственный
заказ на выполнение научных исследований и экспериментальных
разработок.
3. Условия владения, пользования и распоряжения научными и
(или) научно-техническими результатами определяются
законодательством Российской Федерации, а также не противоречащими
ему договорами (контрактами) сторон - субъектов научной и (или)
научно-технической деятельности и потребителей научной и (или)
научно-технической продукции.
Статья 9. Информационное обеспечение научной и (или) научно-
технической деятельности
1. Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности
имеют право на обмен информацией, за исключением информации,
содержащей сведения, относящиеся к государственной, служебной или
коммерческой тайне.
2. Администрация Краснодарского края обеспечивает создание
краевых информационных фондов и систем в области науки и техники,
осуществляющих сбор, государственную регистрацию, аналитическую
обработку, хранение и доведение до потребителей научной и
технической информации, содействует изданию научной и научно-
технической продукции, приобретению научных журналов, книг, иных
печатных изданий о научных и (или) научно-технических результатах
за пределами территории Краснодарского края.
Администрация Краснодарского края гарантирует субъектам научной
и (или) научно-технической деятельности доступ к указанной
информации, право на ее приобретение и обеспечивает им доступ в
международные информационные фонды и системы в области науки и
техники.
3. В случае ликвидации государственных научных организаций, при
которых функционируют банки данных и базы данных научной и (или)
научно-технической информации, обеспечивается сохранность
указанных банков данных и баз данных и передача их правопреемникам
в установленном порядке.
Статья 10 исключена. - Закон Краснодарского края от 16.12.2003
N 648-КЗ.
Глава 4. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Статья 11. Основные цели и принципы региональной научно-
технической политики Краснодарского края
1. Основными целями региональной научно-технической политики
Краснодарского края являются развитие, рациональное размещение и
эффективное использование научно-технического потенциала,
увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства
и Краснодарского края, реализация важнейших задач, обеспечение
прогрессивных структурных преобразований в области материального
производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности
продукции, улучшение экологической обстановки и защиты
информационных ресурсов государства и края, укрепление
обороноспособности государства и безопасности личности, общества и
государства, упрочнение взаимосвязи науки и образования.
2. Региональная научно-техническая политика Краснодарского края
осуществляется исходя из следующих основных принципов:
признание науки социально значимой отраслью, определяющей
уровень развития производственных сил государства и Краснодарского
края;
гласность и использование различных форм общественных
обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и
техники и экспертизе научных и научно-технических программ и
проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;
гарантии приоритетного развития фундаментальных научных
исследований;
интеграция научной, научно-технической и образовательной
деятельности на основе различных форм участия работников,
аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего
профессионального образования в научных исследованиях и
экспериментальных разработках посредством создания учебно-научных
комплексов на базе образовательных учреждений высшего
профессионального образования, научных организаций академии наук,
имеющих государственный статус, а также научных организаций
министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и
органов исполнительной власти Краснодарского края;
поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в
области науки и техники;
концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития
науки и техники;
стимулирование научной, научно-технической и инновационной
деятельности через систему экономических и иных льгот;
развитие научной, научно-технической и инновационной
деятельности посредством создания системы краевых государственных
научных центров и других структур;
стимулирование научной, научно-технической и инновационной
деятельности;
развитие международного научного и научно-технического
сотрудничества.
Статья 12. Полномочия органов государственной власти
Краснодарского края в области формирования и реализации
региональной научно-технической политики
1. К совместному ведению органов государственной власти
Российской Федерации и органов государственной власти
Краснодарского края относятся:
формирование экономического механизма осуществления
государственной научно-технической политики;
организация научно-технического прогнозирования;
размещение объектов научно-технического потенциала и создание
инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности;
формирование рынка научной и (или) научно-технической продукции
Краснодарского края как составной части рынка научной и (или)
научно-технической продукции Российской Федерации;
формирование научно-технической базы научных организаций
федерального значения, находящихся на территории Краснодарского
края;
разработка и реализация мер по социальной защите научных и
научно-технических работников, в том числе их материальное
обеспечение;
формирование совместных фондов научного, научно-технического и
технологического развития;
международные научные связи.
2. К ведению органов государственной власти Краснодарского края
относятся:
участие в выработке и реализации государственной и научно-
технической политики;
определение приоритетных направлений развития науки и техники в
Краснодарском крае;
формирование научных и научно-технических программ и проектов
Краснодарского края;
финансирование научной и научно-технической деятельности за
счет средств бюджета Краснодарского края;
формирование органов управления в сфере научной и научно-
технической деятельности Краснодарского края;
управление государственными научными организациями краевого
значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;
контроль за деятельностью государственных научных организаций
федерального значения по вопросам, относящимся к полномочиям
органов государственной власти Краснодарского края;
создание условий для более эффективного использования имеющихся
материальных и информационных ресурсов;
формирование межрегиональных и краевых фондов научного, научно-
технического и технологического развития;
осуществление иных полномочий, не отнесенных федеральными
законами к ведению органов государственной власти Российской
Федерации.
3. По вопросам совместного ведения органы государственной
власти Краснодарского края при осуществлении своих полномочий
взаимодействуют с органами государственной власти Российской
Федерации в форме:
подготовки совместных предложений о совершенствовании
организационно-экономического механизма научной и инновационной
деятельности;
участия представителей соответствующих органов государственной
власти Краснодарского края в составах научных и координационных
советов по проблемам науки и техники, научно-технических комиссий,
экспертных и рабочих групп, создаваемых органами государственной
власти Российской Федерации;
взаимной передачи отдельных полномочий на координацию научно-
технической деятельности, затрагивающей совместные интересы
Российской Федерации и Краснодарского края;
подготовки и реализации совместных мер по содержанию и развитию
социальной сферы научных организаций.
Статья 13. Порядок формирования региональной и научно-
технической политики Краснодарского края
1. Направления региональной научно-технической политики
Краснодарского края на среднесрочный и долгосрочный периоды
определяются администрацией Краснодарского края.
2. Законодательное Собрание Краснодарского края ежегодно в
соответствии с предложениями администрации Краснодарского края
определяет при утверждении краевого бюджета годовые объемы
средств, выделяемых для выполнения региональных и краевых научно-
технических проектов, программ и работ, объем финансирования
научных организаций и размер средств, направляемых в краевые фонды
поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, а также
систему экономических льгот, стимулирующих эту деятельность.
3. Определение основных направлений региональной научно-
технической политики Краснодарского края, научно-техническое
прогнозирование, выбор приоритетных направлений развития науки и
техники, разработка рекомендаций и предложений о реализации
научных и научно-технических программ и проектов, об использовании
достижений науки и техники осуществляются в условиях гласности, с
использованием различных форм общественных обсуждений, экспертиз и
конкурсов.
4. Региональная научно-техническая политика Краснодарского края
формируется и проводится при взаимодействии органов
государственной власти Краснодарского края и органов
государственной власти Российской Федерации.
Региональная научно-техническая политика Краснодарского края
разрабатывается и реализуется органами государственной власти
Краснодарского края с учетом единой государственной научно-
технической политики в Российской Федерации и интересов края.
5. Органы государственной власти Краснодарского края
содействуют сохранению высокого уровня научно-технического
потенциала организаций, выпускающих продукцию оборонного
назначения, и других организаций в условиях конверсии, оказывают
экономическую, организационную, социальную и иную поддержку их
научным коллективам.
Статья 14. Организация и проведение экспертиз научной и научно-
технической деятельности
1. Органы государственной власти Краснодарского края организуют
проведение экспертиз научных и научно-технических программ и
проектов, финансируемых за счет средств краевого бюджета.
2. Экспертиза проводится организациями, осуществляющими
независимую экспертизу, другими организациями, а также экспертами
с участием представителей организаций, финансирующих научную и
(или) научно-техническую деятельность, при:
выборе приоритетных направлений региональной научно-технической
политики Краснодарского края, а также развития науки и техники;
формировании научных и научно-технических программ и проектов;
проведении конкурсов на участие в научных и научно-технических
проектах, программах и работах, контроль за их осуществлением и
использованием полученных научных и (или) научно-технических
результатов в экономике Краснодарского края.
3. В экспертизе научной и (или) научно-технической деятельности
не может участвовать специалист, имеющий личную заинтересованность
в ее результатах.
4. По результатам экспертиз научных и научно-технических
программ и проектов органы исполнительной власти Краснодарского
края обязаны заблаговременно информировать население о
безопасности, в том числе экологической, об экономической и о
социальной значимости создаваемых производств и объектов,
использующих достижения науки и техники.
5. В случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации и Краснодарского края, в установленном порядке
производится обязательная государственная экспертиза научно-
технических программ и проектов.
Статья 15. Финансирование научной и (или) научно-технической
деятельности
1. Финансовое обеспечение научной и (или) научно-технической
деятельности в Краснодарском крае основывается на его целевой
ориентации и множественности источников финансирования.
Финансирование этой деятельности осуществляется за счет средств
федерального бюджета, краевого бюджета, внебюджетных источников
(собственных или привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их
объединений, а также средств заказчиков работ), иных источников в
соответствии с законодательством Российской Федерации и
Краснодарского края.
Средства на финансирование научных исследований и
экспериментальных разработок гражданского назначения выделяются из
краевого бюджета в размере не менее одного процента расходной
части бюджета.
2. Администрация Краснодарского края организует разработку и
исполнение краевого бюджета в части расходов на научные
исследования и экспериментальные разработки, определяет порядок
создания краевых фондов поддержки научной и (или) научно-
технической деятельности, утверждает распределение предусмотренных
краевым бюджетом средств на эти цели между заказчиками краевых
программ, научными организациями и указанными краевыми фондами.
3. Фундаментальные научные исследования финансируются
преимущественно за счет средств федерального бюджета. В целях
содействия инициативным проектам фундаментальных научных
исследований, отбираемым на основе конкурса, в порядке,
установленном администрацией Краснодарского края, создаются фонды
поддержки научной и (или) научно-технической деятельности.
4. Краевые научно-технические программы, приоритетные
прикладные научные исследования и экспериментальные разработки
финансируются за счет средств краевого бюджета, фондов поддержки
научной и (или) научно-технической деятельности и в порядке
долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков
и других хозяйствующих субъектов. В порядке долевого участия могут
финансироваться также научно-технические программы создания новой
техники и технологии двойного применения.
5. Работы краевого значения финансируются за счет средств
краевого бюджета, местных бюджетов, краевых и местных фондов
поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и в
порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений,
банков и других хозяйствующих субъектов.
Наиболее важные краевые научные и научно-технические программы
и проекты, результаты осуществления которых могут быть
использованы и в других регионах, могут финансироваться за счет
средств федерального бюджета.
Совместное использование средств, выделенных из федерального
бюджета, краевого бюджета и местных бюджетов на финансирование
научных исследований федерального значения, осуществляется на
долевых началах по согласованию между соответствующими органами
Российской Федерации, Краснодарского края и органами местного
самоуправления.
6. Финансирование научной и научно-технической деятельности в
крае осуществляется на основе сочетания финансовой поддержки
научных организаций и целевого финансирования конкретных научных и
научно-технических программ и проектов.
7. В Краснодарском крае действуют государственные,
негосударственные и международные фонды поддержки научной и (или)
научно-технической деятельности.
Государственные фонды поддержки научной и (или) научно-
технической деятельности создаются органами государственной власти
Краснодарского края в соответствии с законодательством Российской
Федерации как некоммерческие организации, деятельность которых
финансируется за счет средств соответствующего бюджета или иных
источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Государственный фонд поддержки научной и (или) научно-технической
деятельности является самоуправляемой организацией и осуществляет
свою деятельность в соответствии с законодательством Российской
Федерации и уставом фонда.
Государственные фонды поддержки научной и (или) научно-
технической деятельности организуют независимую экспертизу научных
и научно-технических программ и проектов, представляемых
субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, и на
основе конкурса выделяют средства на финансирование указанных
программ и проектов. Государственные фонды поддержки научной и
(или) научно-технической деятельности ведут раздельный учет
средств, выделяемых на реализацию деятельности, предусмотренной их
уставами, и на иные цели.
8. В органах государственной власти Краснодарского края в
установленном порядке могут создаваться внебюджетные фонды за счет
относимых на себестоимость производимой продукции отчислений
организаций для финансирования научных исследований и
экспериментальных разработок.
9. Органы государственной власти Краснодарского края
осуществляют контроль за расходованием средств, выделенных из
краевого бюджета или внебюджетных фондов на научную и (или) научно-
техническую деятельность, определяют формы и способы использования
ее результатов.
10. Научная и (или) научно-техническая деятельность может
осуществляться за счет грантов.
Гранты передаются научным работникам, научным организациям,
образовательным учреждениям высшего профессионального образования,
другим юридическим лицам и гражданам.
Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с
законодательством Российской Федерации или, в случае их
использования на территории иностранного государства, в
соответствии с законодательством этого государства, а также на
условиях, на которых эти гранты выделяются.
Статья 16. Международное научное и научно-техническое
сотрудничество Краснодарского края
1. Органы государственной власти Краснодарского края создают
необходимые условия для международного научного и научно-
технического сотрудничества.
Субъект научной и (или) научно-технической деятельности вправе
вступать в международные научные и научно-технические организации
и объединения, участвовать в международных научных и научно-
технических программах и проектах, научных и научно-технических
программах и проектах иностранных государств, заключать договоры
(контракты) и иные соглашения с иностранными юридическими лицами
на работу как в Российской Федерации, так и за пределами
территории Российской Федерации в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
На территории Краснодарского края в установленном порядке могут
создаваться научные организации и научные центры с участием
иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических
лиц.
2. Иностранные инвестиции в область науки и техники
осуществляются в порядке и в формах, которые предусмотрены
законодательством Российской Федерации.
3. Краснодарский край поддерживает научное и научно-техническое
сотрудничество с иностранными государствами на основе
соответствующих международных договоров Российской Федерации,
международных научных и научно-технических программ и проектов, а
также содействует расширению научно-технического сотрудничества
научных работников, научных и иных организаций.
Органы государственной власти Краснодарского края, учитывая
наличие высокоинтегрированного научно-технического потенциала
Содружества Независимых Государств и других государств - бывших
республик СССР, сложившиеся научно-технические связи, содействуют
развитию научно-технического сотрудничества на основе
многосторонних и двусторонних договоров с ними.
4. Органы государственной власти Краснодарского края
осуществляют контроль за передачей научной и (или) научно-
технической продукции за пределы территории Краснодарского края в
порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации и
Краснодарского края.
Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Глава администрации
Краснодарского края
Н.И.КОНДРАТЕНКО
Краснодар
30 июня 1997 года
N 93-КЗ
|