ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПИСЬМО
от 14 мая 1997 г. N 02.02-92
О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ЛИЦЕНЗИОННОГО СБОРА НА
ПРОИЗВОДСТВО, РОЗЛИВ, ХРАНЕНИЕ И ОПТОВУЮ РЕАЛИЗАЦИЮ"
В связи с поступающими запросами о порядке исчисления и уплаты
лицензионного сбора, о включении его в цену алкогольной продукции,
приобретении лицензий и применении нормативных документов
Государственная налоговая инспекция по Краснодарскому краю доводит
в обобщенном виде порядок исчисления и уплаты лицензионного сбора.
Указом Президента РФ от 11.06.93 г. N 918 "О восстановлении
государственной монополии на производство, хранение, оптовую и
розничную продажу алкогольной продукции" установлено, что
производство алкогольной продукции осуществляется только на
основании лицензии, в соответствии с порядком, установленным
Советом Министров - Правительством РФ.
Во исполнение вышеупомянутого Указа, Правительству РФ
постановлением от 28.02.95 г. N 197 "О введении платы за выдачу
лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу
алкогольной продукции" установило порядок по уплате лицензионных
сборов за производство, оптовую продажу и сбор за обследование
предприятий и его размеры.
Плата введена в виде сбора в процентах от установленного
законодательством минимального размера оплаты труда за 1 литр
продукции.
Механизм исчисления и уплаты лицензионного сбора изложен в
совместном письме Министерства Финансов РФ, Госинспекции по
обеспечению государственной монополии на алкогольную продукции при
Правительстве РФ и Госналоговой службы РФ от 30.03.95 г. N
28, 1-10/372, ВГ-6-04/173 "Порядок внесения в бюджет лицензионных
сборов за производство, розлив, хранение и оптовую продажу
алкогольной продукции".
В частности:
1.Лицензионный сбор за производство, розлив и хранение
алкогольной продукции.
Этот сбор установлен от минимального размера оплаты труда в
зависимости от наименования алкогольной продукции и независимо от
производимого количества
- по виноматериалам для натуральных вин и шампанского и винам
натуральным - 0,5%;
- по виноматериалам для крепленных вин, винам спиртованным,
винам крепленным виноградным, плодовоягодным, игристым,
шампанскому, прочим алкогольным напиткам и полуфабрикатам, а также
ликеро-водочным изделиям с содержанием до 20% включительно
объемной доли этилового спирта - 1%;
- по водке, ликеро-водочным изделиям, коньякам (бренди),
кальвадосам, прочим алкогольным напиткам и полуфабрикатам с
содержанием свыше 20% объемной доли этилового спирта - 1,5%;
- по спирту питьевому и этиловому из всех видов сырья - 2,5%.
В связи с этим сообщаем размеры в рублях на 1 литр в
зависимости от минимального фонда оплаты труда.
Данные
лицензионного сбора в рублях на 1 литр алкогольной
продукции исходя из минимального размера оплаты труда
С 01.05.95 г. минимальный размер оплаты труда 43 700 руб.
отсюда лицензионный сбор: в рублях на 1 л
-----------------------------------------------------------------¬
¦ а) на виноматериалы для натуральных вин и ¦
¦ шампанского и винам натуральным 218,5 ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ б) виноматериалам для крепленных вин, сокам ¦
¦ спиртованным, винам крепленным виноград- ¦
¦ ным, плодово-ягодным, игристым, шампан- ¦
¦ скому, прочим алкогольным напиткам и полу- ¦
¦ фабрикатам, а также ликеро-водочным изде- ¦
¦ лиям с содержанием до 20% включительно ¦
¦ объемной доли этилового спирта 437,0 ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ в) по водке, ликеро-водочным изделиям, ¦
¦ коньякам (бренди), кальвадосам, прочим ал- ¦
¦ когольным напиткам и полуфабрикатам с со- ¦
¦ держанием свыше 20% объемной доли этило- ¦
¦ вого спирта 655,5 ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ г) по спирту питьевому и спирту этиловому ¦
¦ из всех видов сырья 1092,5 ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ ¦
¦ С 01.08.95 г. - 55000 руб. С 01.12.95 г. - 60500 руб¦
¦ а) 275 а) 302,5 ¦
¦ б) 550 б) 605 ¦
¦ в) 825 в) 907,5 ¦
¦ г) 1375 г) 1512,5 ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ С 01.11.95 г. - 57750 руб. С 01.01.96 г. - 63250 руб¦
¦ а) 288,7 а) 316,2 ¦
¦ б) 577,5 б) 632,5 ¦
¦ в) 866,3 в) 948,8 ¦
¦ г) 1443,7 г) 1581,3 ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ С 15.01.97 г.- 83490 ¦
¦ а) 417,5 ¦
¦ б) 834,9 ¦
¦ в) 1252,3 ¦
¦ г) 2087,3 ¦
L-----------------------------------------------------------------
Организации, производящие, разливающие алкогольную продукцию
и реализующие ее для дальнейшей переработки другими организациями,
в оптовую и розничную торговлю уплачивают лицензионный сбор только
за производство и не уплачивают за оптовую продажу. Расходы,
связанные с уплатой сборов за производство, розлив и хранение
относят в виде надбавки к отпускным ценам на готовую продукцию с
выделением ее в отчетности отдельной строкой.
Например: произведено 100 литров водки, оптовой стоимостью
(себестоимость + прибыль) - 339,8 тыс. рублей.
В этом случае отпускная стоимость ее составит:
- оптовая стоимость 339,8 т.р.
- акциз (18,0 т.р. за литр согласно Закону от
10.01.97 г. N 12 ФЗ "Об акцизах" 1800 т.р.
- НДС 20% ((339,8+1800,0) х 20%) 428 т.р.
- лицензионный сбор (1252 х 100) 125,2 т.р.
- стоимость посуды (800 р. х 200) 160,0 т.р.
Всего отпускная 2853 т.р.
(339,8 + 1800 + 428 + 125,2 + 160,0)
В этом случае в счете выделяется отдельной строкой: акциз, НДС
и лицензионный сбор.
При получении заводами виноматериалов, спирта и др.,
лицензионный сбор, входящий в цену сырья, отражается по дебету
счета 10 "Сырье и материалы" субсчет "Лицензионный сбор,
уплаченный в цене сырья" в корреспонденции со счетами расчетов с
поставщиками.
По мере реализации готовой продукции, приходящаяся доля
лицензионного сбора по сырью на данный объем готовой продукции
относится в дебет 46 счета, субсчет "Лицензионный сбор уплаченный
в цене сырья" и кредиту 10 субсчет "Лицензионный сбор, уплаченный
в цене сырья" и возмещается за счет покупателя, путем отнесения в
виде надбавки к отпускной цене готовой продукции вместе с
лицензионным сбором по своей деятельности (п.13 "Порядка").
При продаже готовой продукции, лицензионный сбор по своей
деятельности в виде надбавки к отпускной цене относится с дебета
46 счета субсчет "Лицензионный сбор, уплаченный по своей
деятельности" и кредиту 68 счета.
При отнесении лицензионных сборов в виде надбавки к отпускной
цене готовой продукции на сумму этих сборов акцизы, налог на
добавленную стоимость, спецналог и налог на пользователей дорог не
начисляется (телеграмма Росминфина, Госалкогольинспекции и
Росгосналогслужбы от 13.06.95 N РФ 09-04-01/2, АБ-10/830,
ЮУ-6-04/319).
Суммы лицензионного сбора перечисляются плательщиками по месту
их нахождения в федеральный бюджет.
Уплачиваются они в течение всего срока действия лицензии (год,
2, 3) ежемесячно, не позднее 15 числа по фактическим оборотам
реализации за предыдущий месяц, а расчеты представляются
ежемесячно в ГНИ не позднее 20 числа месяца, следующего за
отчетным, по форме, указанной в "Порядке внесения в бюджет
лицензионных сборов за производство, розлив, хранение".
Не являются объектом обложения лицензионным сбором фактические
объемы фракции головной этилового спирта по ТУ 10-033479-10-91,
реализуемые для дальнейшей переработки на спирт ректификат первого
сорта и денатурированного спирта по ТУ 10-0334585-4-90,
направляемые на очистку фактические объемы синтетического спирта
(без учета его сверхнормативных потерь по этой операции),
фактические объемы технического спирта, используемые для
производства экспортной продукции (без учета его сверхнормативных
потерь на производство экспортной продукции).
Не начисляется и не уплачивается сбор за хранение
технологического запаса виноматериалов, обработанных коньяков,
спиртов, хранящихся на спиртовых производствах до момента
использования и реализации, закупленных запасов организациями
вторичного виноделия и ликеро-водочной промышленности для
переработки, розлива, а также хранящихся запасов до момента
реализации другим организациям по квотам федеральных или местных
органов управления.
2.Лицензионный сбор за оптовую продажу.
За оптовую продажу лицензионный сбор установлен вышеназванными
нормативными документами в размере 1,5% от минимальной оплаты
труда за 1 литр продукции.
Плательщиками его являются организации, формирующие свой доход
за счет оптовой наценки к отпускным ценам производителей и
предшествующих посредников в оптовой деятельности.
Если хозяйства, выращивающие виноград, плоды, ягоды являются
владельцами виноматериала, выработанного на других заводах, на
давальческих условиях и продают его, то уплачивают лицензионный
сбор за оптовую продажу алкогольной продукции и должны иметь
лицензии на оптовую продажу (разъяснение ГНС от 14.05.95 г.
N 04-8-11).
Вместе с тем, Законом Краснодарского края от 27 мая 1996 г.
N 33-КЗ "О государственном регулировании производства и оборота
этилового спирта и алкогольной продукции на территории
Краснодарского края", который введен в действие с 07.06.96 г. и
действует до настоящего времени, ст. 5 предусмотрена льгота по
уплате лицензионного сбора по оптовой продаже предприятиями -
изготовителями алкогольной продукции края и хозяйствами,
выращивающими виноград, плоды и ягоды и передающим собственное
сырье на переработку на давальческих условиях предприятиям
винодельческой промышленности.
В случае, если предприятия - производители и предприятия -
покупатели (если они являются посредниками) продают дальше оптом
виноматериалы, то уплачивают лицензионный сбор за оптовую продажу
алкогольной продукции. Если предприятие - покупатель разливает
закупленный виноматериал, то оно должно иметь лицензии на
производство и платить сбор как за производство.
Лицензионный сбор начисляется за оптовую продажу алкогольной
продукции, включая экспорт и импорт.
Вместе с тем, совместными телеграммами Министерства финансов
РФ и Госналогслужбы РФ от 28 ноября 1996 г. N 9-4-2/2, ВА-6-03/706
и от 16 декабря 1996 г. N 09-04-02/02, ВА-6-03/862 сообщено, что
объемы алкогольной продукции, отгружаемые на экспорт в
соответствии с контрактами, заключенными через ВАО
"Союзплодимпорт" на 1996 год исключаются из объектов уплаты
лицензионных сборов, как за производство, так и оптовую
реализацию.
Суммы лицензионного сбора, уплаченные экспортером в полученном
сырье, компенсируются за счет освобождения по готовой продукции,
предназначенной к реализации на Российском рынке. Суммы
лицензионного сбора по своей деятельности полностью относятся на
готовую продукцию для Российского рынка и в бюджет перечисляется
меньше на сумму потерь по экспортной продукции.
При этом следует иметь в виду, что суммы лицензионного сбора
(включая финансовые санкции), уплаченные до 18 ноября 1996 г. по
алкогольной продукции, отгруженной на экспорт по контрактам,
заключенным через ВАО "Союзплодоимпорт" на 1996 год, возврату
(возмещению) из бюджета не подлежат.
Лицензионный сбор за оптовую продажу уплачивается в бюджет
Российской Федерации до подачи предприятием заявки на проведение
обследования и относятся за счет прибыли, остающейся в
распоряжении предприятия (п.4 постановления Правительства РФ от
28.02.95 г. N 197).
Если сумма лицензионного сбора за оптовую продажу превышает
троекратный размер минимальной оплаты труда, то в этом случае сбор
уплачивается ежемесячно не позднее 15 числа, по фактическим
оборотам реализации за отчетный месяц.
Расчет представляется в ГНИ не позднее 22 числа месяца,
следующего за отчетным.
Не облагается лицензионным сбором за оптовую продажу продукции
собственного изготовления организаций - изготовителей, а также
реализуемые по поручению таможни, обращенные в федеральную
собственность алкогольные изделия (совместная телеграмма МФ РФ,
Росалкогольинспекции РФ, ГНС РФ от 23.08.95 N 09-04-01/2,
АБ-10/1148, РП-6-04/454).
Юридические лица, не отнесенные к изготовителям алкогольной
продукции и осуществляющие посредническую деятельность по оптовой
продаже этой продукции, должны иметь лицензию на оптовую продажу и
соответственно уплачивают лицензионный сбор.
В случае, если алкогольная продукция приобретается
организацией по лицензии на розничную торговлю для розничной
продажи через свои магазины, торговые точки, являющиеся филиалами,
подразделениями юридического лица, лицензии на оптовую продажу не
приобретаются и лицензионный сбор не начисляется (совместная
телеграмма МФ РФ, Госалкогольинспекции РФ, ГНС РФ от 28.07.95 г. N
09-04-01/2, АБ-10/1019, ВГ-6-04/395).
Принятое постановление Законодательного собрания
Краснодарского края от 1 августа 1995 г. N 124-П "О
приостановлении действия на территории края постановления
Правительства РФ от 28.02.95 г. N 197" было опротестовано
прокуратурой края в связи с тем, что оно противоречило ст. ст. 90
и 115 Конституции РФ и принято с превышением своих полномочий.
Впредь, до выхода Закона о лицензионном сборе, на территории
Российской Федерации действуют вышеназванные нормативные
документы, поскольку Законом Российской Федерации "О федеральном
бюджете на 1995 год" лицензионный сбор за производство, розлив и
хранение включен и в дальнейшем ежегодно включался в источник
формирования федерального бюджета.
Порядок введения лицензионного сбора и зачисление его в бюджет
не противоречит ст. 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации". К тому же лицензионный сбор за
производство, розлив, хранение зачисляется полностью в федеральный
бюджет.
Федеральный закон "О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции от
22.11.95 г. N 171 ФЗ и постановление Правительства РФ от 08.02.96
г. N 127 "О лицензировании деятельности по производству и оптовой
реализации этилового спирта и алкогольной продукции не отменено
постановлением Правительства РФ от 28.02.95 г. N 197".
В 1997 году Законом РФ от 10.01.97 г. N 15-ФЗ предусмотрено,
что сборы будут установлены Федеральным Законом, однако до
принятия его сбор уплачивается в ранее установленном порядке.
При занижении объемов алкогольной продукции производится
доначисление лицензионных сборов, а также налагаются
административные штрафы.
В случае осуществления деятельности без получения
соответствующей лицензии следует руководствоваться статьями 49,
169 и 172 Гражданского Кодекса и статьей 14 Закона РФ "Об основах
налоговой системы в РФ" и ст. 27 Порядка уплаты в бюджет сборов за
алкогольную продукцию (письмо ГНС от 12.04.95 г. N ЮБ-6-04/209).
За несвоевременное перечисление в доход бюджета лицензионных
сборов начисляются пени в размере 0,05% в общеустановленном
порядке, а также применяются меры бесспорного взыскания сборов.
Административные штрафы на должностных лиц предприятий -
плательщиков лицензионных сборов за неуплату сборов применяются в
порядке, установленном пунктом 12 Закона РФ от 21.03.91 г. "О
государственной налоговой службе РСФСР" (ст. 7).
За злостную неуплату лицензионных сборов аннулируется действие
лицензии (постановление Правительства РФ от 18.07.96 г. ФЗ-П об
отмене постановления Правительства РФ от 28.02.95 г. N 197
вводится в действие только с 19 августа 1997 г. и до этого времени
действуют все имеющиеся на сегодняшнюю дату законодательные и
нормативные документы.
В связи с изложенным, все предприятия края, производящие
алкогольную продукцию, должны уплачивать лицензионный сбор за
производство, розлив и хранение, а также оптовую реализацию в
общеустановленном порядке.
Для сведения сообщаем, что постановлением Правительства РФ от
23 июля 1996 г. N 675 "О мерах по стабилизации
виноградно-винодельческой отрасли Российской Федерации" п.2
предоставлялась отсрочка в установленном порядке до 15 декабря
1996 г. по уплате виноградно-винодельческим предприятиям
корпорации "Росвиноградвинпром" лицензионных сборов за 1995 - 1996
годы, а также начисленных по ним пеней за производство, розлив,
хранение и оптовую реализацию виноматериалов, вина виноградного и
плодового, натуральных виноградных и плодово-ягодных спиртованных
соков.
Согласно постановлениям Правительства РФ от 5 ноября 1996 г.
N 1222 "О мерах поддержки винодельческой промышленности" и от
28.01.97 г. N 78 "О внесении изменений в постановление
Правительства РФ от 05.11.96 г. N 1222" предусмотрено неприменение
в 1996 году и первом полугодии 1997 годах винодельческим
предприятиям санкций, предусмотренным п. 15 "Положения о
лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и
оптовой реализации алкогольной продукции, виноматериалов и
полуфабрикатов этой продукции (постановление Правительства РФ от
02.02.96 г. N 127), т.е. за неуплату лицензионных сборов и акцизов
не приостанавливается действие лицензий, выданных на производство,
розлив и оптовую продажу алкогольной продукции.
Исходя из вышеизложенного, Государственная налоговая инспекция
по Краснодарскому краю предлагает уточнить причитающиеся суммы
лицензионного сбора к оплате в бюджет за 1995 - 1996 г. и первый
квартал 1997 года с учетом вышеназванных документов и принять меры
к их поступлению.
Поступление лицензионных сборов в первом квартале 1997 года
против четвертого квартала 1996 года снизились, а недоимка
возросла.
Так, если в крае поступления в IV квартале 1996 года
составляли 10,5 млрд. рублей, то в I квартале 1997 г. - 6,4 млрд.
рублей или снизились на 39%, в то же время текущая недоимка
возросла с 35,5 млрд. рублей до 47,2 млрд. рублей, или на 33%.
Наибольшие суммы недоимки лицензионного сбора по Крымскому
району по 3 предприятиям - 12 млрд. рублей, Славянскому - по 1
предприятию - 1,9 млрд. рублей, Геленджику по 3 предприятиям - 1,6
млрд. рублей, Темрюкскому району - 49,4 млрд. рублей.
Зам. начальника инспекции -
Государственный советник
налоговой службы III ранга
Д.А.КАБАКЧЕЕВ
|