ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 11 апреля 1997 года
О НЕДОИМКИ И ПЕРЕПЛАТЕ
Какая проблема сегодня буквально изводит налоговую службу?
Недоимка бюджета: она увеличивает его дефицит, ставит под угрозу
реализацию социальных и экономических программ.
Нередко недоимка порождается банками и другими финансовыми
учреждениями, на которые законом возложена обязанность перечислять
в бюджет налоговые платежи по поручению налогоплательщиков.
Часто недоимки возникают из-за нестабильности на рынке
банковских услуг. Но существуют и другие причины.
Внимательно их проанализировав, кандидат экономических наук
И.С.Зуйков и начальник отдела учета ГНИ по Центральному району г.
Твери Л.В.Зуйкова приводят для примера такие ситуации.
1.Юридическое лицо, с учетом срока прохождения платежа,
поручает банку перечислить в бюджет денежные средства со своего
расчетного счета. Банк перечисление задерживает. И тогда отдел
учета ГНИ по месту регистрации налогоплательщика, обнаружив
недоимку по налогу, выставляет в банк распоряжение на списание с
расчетного счета суммы недоимки, начисляя при этом
налогоплательщику пеню.
И что же банк?
Он исполняет и поручение налогоплательщика, и распоряжение
налогового органа. В результате - двойное списание денежных
средств плюс пеня с налогоплательщика.
Как в таком случае закон защищает пострадавшего?
Статья 15 Закона "Об основах налоговой системы" от 27.12.91 г.
N 2118-1 (ред. от 01.07.94 г.), в частности, гласит: "В случае
неисполнения (задержки исполнения) по вине банка или кредитного
учреждения платежного поручения налогоплательщика с этого
учреждения взыскивается в установленном порядке пеня в размере 0,2
процента..." Потребовать взыскания с банка пени за задержку
перечисления налогоплательщик может и руководствуясь письмом
Госналогслужбы РФ от 23. 04.96 г. N НП-4-11/39н "Об
ответственности налогоплательщиков и банков за непоступление в
бюджет налогов".
В чем же загвоздка? Данная форма законодательства не совсем
корректна, считают ученый и практик, - устанавливать виновного
может только суд. Кроме того, бюджет не должен страдать от того,
что налогоплательщик выбрал неисполнительный банк(?). Но самое
"головоломительное" - к банку применить финансовые санкции
значительно труднее, чем к обыкновенному налогоплательщику...
2.В Министерстве финансов РФ и Госналог службы РФ поступали
многочисленные запросы налогоплательщиков с просьбой дать
разъяснение: можно ли проводить зачет переплат, числящихся на
лицевых счетах плательщиков по одним налогам, в счет погашения
недоимки по другим видам платежей этих плательщиков?
Минфин и Госналогслужба в 1996 г. направили для исполнения
нижестоящим налоговым органам письмо N ВЗ-6-09/24 от 12.01.96 г.,
в котором говорится: "В соответствии с Инструкцией Росналогслужбы
N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях
оперативно - бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других
обязательных платежей переплата (кроме переплат по НДС, вызванных
перечислением в счет авансовых платежей), числящаяся по лицевому
счету налогоплательщика по одному виду платежа (включая суммы
налога на добавленную стоимость, подлежащие возмещению из
бюджета), засчитывается налоговой инспекцией без заявления
плательщика в платежи по другим доходам. При этом пени на
зачтенную сумму недоимки не начисляются".
Может ли такая мера сокращать недоимку бюджета?
Да, считают теоретик и практик, но для выполнения положений
данного письма придется увеличить штаты отделов учета и отчетности
налоговых органов минимум вдвое. Допустим, у каждого
налогоплательщика хотя бы раз в месяц возникает недоимка (к
примеру, по НДС). Инспекторам, прежде чем выставить в банк
распоряжения на погашение недоимки, придется просмотреть все
регистры (карточки, магнитные носители информации) на предмет
переплаты по остальным налогам, которые по законодательству
уплачивает недоимщик - их не менее 10. Даже при высокой
квалификации персонала возникает необходимость привлечь
дополнительно не менее 12 человек. Такое увеличение дополнительных
расходов при дефиците бюджета невозможно.
Кроме того, у налогоплательщика появляется раздолье для
злоупотреблений: ведь если ему захочется сэкономить время, он
может вместо 11 поручений банку на перечисление различных налогов
напечатать одно на всю сумму обязательств по этим 11 налогам. И
зачет по 10 из них будет делать инспектор из переплаты по одному
налогу.
При этом срок поступления в бюджет остальных 10 налогов будет
зависеть от скорости работы инспектора.
Существующий порядок зачета переплат требует неотлагательного
изменения во избежание негативных последствий", - бьют в колокола
авторы.
Как видите, составителям проекта Налогового кодекса явно есть
над чем поразмышлять. Нельзя же допустить, чтобы недоимка и
переплата и дальше соседствовали, являясь составляющими одного
порока.
Подготовлено пресс-службой ГНИ
по Краснодарскому краю на основе
материалов Госналогслужбы РФ
|