1 апреля 1997 года N 75-КЗ
------------------------------------------------------------------
З А К О Н
К Р А С Н О Д А Р С К О Г О К Р А Я
ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И
КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Принят
Законодательным Собранием Краснодарского края
18 марта 1997 года
Памятники истории и культуры - это уникальные, ничем не
заменимые и не возобновимые свидетельства исторического развития
народа, общества и государства, произведения материального и
духовного творчества, представляющие историческую, научную,
художественную или иную культурную ценность, вне зависимости от
форм собственности или степени их сохранности, и служащие основами
духовной, моральной и интеллектуальной жизни. Они являются
неотъемлемым достоянием и национальным богатством народов
Российской Федерации и охраняются государством.
Охрана памятников истории и культуры на территории края
находится в совместном ведении Российской Федерации и
Краснодарского края и является одной из приоритетных задач органов
государственной власти Российской Федерации и Краснодарского края.
Настоящий Закон регулирует взаимоотношения между органами
государственной власти, органами местного самоуправления и
гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области
охраны и использования памятников истории и культуры на территории
Краснодарского края.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с
охраной государством памятников истории и культуры в целях их
сохранения для современников будущих поколений.
Статья 2. Законодательство о государственной охране и
использовании памятников истории и культуры
Законодательство о государственной охране и использовании
памятников истории и культуры на территории Краснодарского края
основывается на положениях Конституции Российской Федерации,
международных соглашениях, действующих в Российской Федерации,
нормативных правовых актах Российской Федерации, регулирующих
вопросы охраны и использования памятников истории и культуры, и
настоящем Законе.
Статья 3. Действие настоящего Закона в отношении собственности
на памятники истории и культуры
Памятники на территории Краснодарского края находятся под
охраной государства независимо от форм собственности, характера
использования, а также от степени их сохранности.
Установленный настоящим Законом порядок учета, охраны и
использования памятников истории и культуры применяется ко всем
памятникам истории и культуры, расположенным на территории
Краснодарского края.
Статья 4. Основные понятия
В настоящем Законе применяются следующие понятия:
памятники истории и культуры - движимые и недвижимые объекты,
иное имущество, обладающие общественно значимой (универсальной)
культурной ценностью и зарегистрированные в государственных
списках недвижимых памятников истории и культуры, вне зависимости
от форм собственности, управления, использования и степени их
сохранности;
движимые памятники истории и культуры - произведения живописи,
скульптуры, декоративно-прикладного искусства, произведения
народного творчества, документы, образцы книгопечатания,
археологические находки, составляющие архивные фонды, музейные,
библиотечные, иные государственные и частные коллекции;
недвижимые единичные памятники истории и культуры - здания или
сооружения, как отдельные, так и образующие четко локализуемые
ансамбли (монастыри, погосты, крепости, городские и сельские
усадьбы и т. д.), вместе с историческими территориями владений и
находящимися в них движимыми культурными ценностями; земельные
участки, содержащие археологические слои; древние захоронения;
подводные исторические объекты;
недвижимые ансамблевые памятники истории и культуры -
исторические или по единому замыслу сложившиеся комплексы
недвижимых единичных памятников истории и культуры в их
композиционной и ландшафтной взаимосвязи, исторические культурные
места и исторические ландшафты;
недвижимые объекты историко-культурного наследия - вновь
выявленные здания, сооружения, ансамбли, памятные и
достопримечательные места, наземные и подводные археологические,
погребальные, жилые и хозяйственные комплексы, фортификационные
сооружения, представляющие историческую, научную, художественную и
иную культурную ценность, не включенные в государственные списки
недвижимых памятников истории и культуры. К общему понятию
"недвижимые объекты историко-культурного наследия" относятся и
памятники, внесенные в государственные списки;
государственная охрана памятников истории и культуры - система
специальных, правовых, организационных, финансовых и иных мер,
принимаемых государственными органами и направленных на выявление
и учет, сохранение, реставрацию, использование (включая
обеспечение общественной доступности) памятники истории и
культуры;
государственные списки недвижимых памятников истории и
культуры - перечень недвижимых памятников истории и культуры,
находящихся под охраной государства;
список выявленных недвижимых памятников истории и культуры -
перечень недвижимых объектов, предлагаемых специально
уполномоченными государственными органами охраны памятников
истории и культуры Краснодарского края для включения в
государственный список недвижимых памятников истории и культуры;
список учета культурных ценностей - перечень недвижимых
культурных ценностей, выявленных при обследовании объектов
культурного наследия;
Списки всемирного наследия - перечень объектов культурного и
природного наследия, отнесенных решениями Международного совета по
охране памятников и исторических мест (ИКОМОС) и Комитета
всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО к особо
ценным объектам, имеющим международное культурное значение;
зоны охраны недвижимого памятника истории и культуры -
земельные и водные участки, как примыкающие к территории памятника
истории и культуры, так и иные участки, необходимые для
обеспечения его материальной и культурной сохранности и
закрепленные в установленном законодательством порядке;
земли историко-культурного назначения - территории недвижимых
памятников - фиксированная часть недвижимости, в том числе
земельные участки, на которых (и в которых) расположены недвижимые
памятники истории и культуры, включая зоны их охраны, а также
особо охраняемые территории с установленными для них режимами
использования и зонами охраны;
открытый лист - специальное разрешение, выдаваемое Институтом
археологии Российской академии наук археологу-исследователю на
право проведения археологических исследований;
особо охраняемые территории - территории музеев-усадеб,
музеев-заповедников, историко-культурных заповедников, музеев под
открытым небом, национальных историко-культурных парков и иных
государственных организаций хранения недвижимых памятников истории
и культуры;
список исторических городов и поселений - перечень городов и
поселений, обладающих историко-культурной ценностью планировки
застройки и получивших статус исторических;
государственные организации хранения памятников истории и
культуры - государственные музеи, библиотеки, архивы, музеи-
заповедники, и иные учреждения культуры, осуществляющие
государственное хранение памятников истории и культуры;
национальные историко-культурные парки - организации
государственного хранения памятников истории и культуры,
обеспечивающие сохранность крупных территориальных историко-
культурных комплексов, имеющих особое значение с точки зрения
науки, образования, культуры и охраны природы;
особо ценные объекты историко-культурного наследия - историко-
культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и
сооружения, организации культуры, а также другие объекты,
представляющие собой материальные, интеллектуальные и
художественные ценности эталонного или уникального характера с
точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и
искусства, включенные актами Президента Российской Федерации в
Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия
народов Российской Федерации;
исторический город, историческое поселение - города и иные
поселения в Краснодарском крае, обладающие выдающейся историко-
культурной ценностью и включенные в список исторических городов и
исторических поселений Российской Федерации;
реставрация - весь комплекс исследовательских, проектных и
производственных работ, производимых на памятниках истории и
культуры с целью максимального обеспечения их сохранности и
выявления культурной ценности;
специально уполномоченные государственные органы по охране и
использованию памятников истории и культуры - органы в системе
исполнительной власти, осуществляющие управление и контроль в
сфере государственной охраны памятников истории и культуры (далее
- органы охраны памятников);
местные органы охраны памятников - специально уполномоченные
органы местного самоуправления городов и районов (кроме районов,
округов, входящих в состав городов) края, наделенные отдельными
государственными полномочиями органов охраны памятников по
договору с краевым государственным органом охраны памятников.
Статья 5. Виды памятников истории и культуры
К памятникам истории и культуры относятся:
1) недвижимые объекты:
- памятники архитектуры и градостроительства:
единичные памятники - отдельные постройки, здания, сооружения
фортификационного, культового, дворцового, жилого, общественного,
административного, торгового, производственного, научного,
учебного назначения;
пещеры вместе с их историческими территориями и связанными с
ними предметами, представляющими историческую, научную,
художественную и иную ценность;
ансамбли - совокупность недвижимых единичных памятников и
открытых пространств, включая места музеефицированных
археологических или палентологических раскопок, составляющих
заселенные места в городах или сельской местности, обладающих
универсальной ценностью с археологической, архитектурной,
исторической, эстетической или социально-культурной точек зрения,
как то: исторические города и поселения; фрагменты исторических
планировок; старинные городские кварталы, деревни; архитектурные
ансамбли, произведения ландшафтной архитектуры, некрополи;
произведения монументального искусства - скульптурные памятники,
стелы, обелиски, произведения монументальной живописи, комплексы
монументально-декоративного искусства;
достопримечательные места - территории, имеющие универсальную
ценность как совместные творения природы и человека с точки зрения
истории, эстетики, энтологии;
- памятники истории - постройки с их исторически сложившимися
территориями, кладбища, воинские захоронения, могилы, ландшафты,
связанные с историческими событиями, жизнью городов, выдающихся
исторических личностей, ученых, деятелей искусств;
- памятники археологии:
объекты жилого назначения - культурные слои и постройки
древних городов, городищ, селищ, жилища, убежища,
архитектурно-археологические объекты;
объекты фортификационного назначения;
объекты религиозного назначения - храмы, церкви, монастыри,
святые места, культовые комплексы, святилища, места совершения
обрядов и иные культовые сооружения;
- погребальные комплексы - курганные грунтовые могильники,
отдельные погребения, некрополи, мавзолеи, дольмены и другие
наземные могильники;
- каменные кресты, культовые камни, изваяния, наскальная и
пещерная живопись, эпиграфические памятники, мангиры;
- объекты хозяйственного назначения - остатки и следы
охотничьих, скотоводческих, земледельческих, промысловых угодий,
добывающих и обрабатывающих производств, мастерских, ирригационных
сооружений, гидротехнических сооружений (пруды, каналы и другие),
транспортных артерий и сооружений (дороги, мосты, стоянки и
другие), инфраструктура водных и водноволоковых путей;
- подводные объекты - челны, лодки, остатки древних кораблей,
их снаряжение, вооружение, груз, древние корабельные (якорные)
стоянки, места морских сражений, остатки затонувших городов.
2) движимые объекты:
археологические предметы - древние предметы, извлеченные из
земли или найденные на поверхности земли, в обрывах, осыпях, на
берегах или на дне водоемов случайно, в результате хозяйственной
деятельности или научных раскопок (орудия труда и оружие, посуда,
домашняя утварь, произведения мелкой пластики, торевтики,
эпиграфики, монеты и монетные клады, печати, украшения, детали
одежды, снаряжения, останки домашних животных, любые предметы из
погребений и погребальных сооружений, культурного слоя древних
населенных пунктов, архитектурные детали и их фрагменты, другие
предметы, имеющие научную и художественную ценность);
элементы исторических памятников, подвергшихся
фрагментированию;
этнологические материалы;
исторические ценности, связанные с историей естественных наук
и техники, военной и общественной историей, а также с жизнью
народов и национальных руководителей, мыслителей, ученых и
деятелей искусства и важными историческими событиями;
произведения живописи и графики на любой основе и из любых
материалов полностью ручной работы, а также чертежи и промышленные
изделия, украшенные вручную;
афиши и фотографии как виды оригинального творчества;
оригинальные художественные подборки и монтаж из любых
материалов, диарамы;
произведения скульптуры из любых материалов;
произведения декоративно-прикладного искусства из любых
материалов (мебель, гобелены, ковры, шитье, костюмы, музыкальные
инструменты);
манускрипты, инкунабулы, кодексы, книги и издания
представляющие особый интерес;
предметы, представляющие особый интерес с точки зрения
нумизматики (медали, монеты и другие) или филателии;
предметы, представляющие интерес с точки зрения истории быта,
ремесла, промышленного производства;
архивные документы, включая рукописи, документы, записи
текстов, карты и другие картографические материалы, фотографии,
кинофильмы, видео и звукозаписи, машиночитаемые документы.
Памятниками истории и культуры могут являться также и
другие, не поименованные в данном перечне объекты и комплексы
объектов или их фрагменты.
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ПО ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 6. Государственное управление в области охраны и
использования памятников истории и культуры
На территории Краснодарского края устанавливается
государственное управление в области охраны и использования
памятников истории и культуры, осуществляемое специально
уполномоченными государственными органами охраны памятников.
Статья 7. Специально уполномоченные государственные органы по
охране и использованию памятников истории и культуры
1.Специально уполномоченным государственным органом
управления, контроля и осуществления мероприятий по охране,
использованию и реставрации памятников истории и культуры на
территории Краснодарского края является комитет по охране,
реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей
(наследия) Краснодарского края (далее - краевой орган охраны
памятников).
2.Указания (предписания) краевого органа охраны памятников в
пределах его компетенции обязательны для органов исполнительной
власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц.
Статья 8. Предметы ведения краевого органа охраны памятников
К предметам ведения краевого органа охраны памятников
относятся:
- осуществление федеральной политики в области охраны и
использования памятников истории и культуры, разработка на ее
основе территориальных и иных программ по выявлению, изучению,
учету, охране, реставрации и музеефикации памятников истории и
культуры местного значения, из реализация и материально-
техническое обеспечение;
- осуществление контроля за соблюдением законодательства об
охране и использовании памятников истории и культуры;
- информационное и научно-техническое обеспечение деятельности
в области охраны и использования памятников истории и культуры
местного значения, ведения их учета;
- организация подготовки, переподготовки и повышения
квалификации работников в области консервации, реставрации и
ремонта памятников истории и культуры местного значения.
Полномочия краевого органа охраны памятников определяются
органами государственной власти Краснодарского края в соответствии
с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.
Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления в области
охраны и использования памятников истории и культуры
1.Местными органами охраны памятников Краснодарского края
могут быть специально уполномоченные органы местного
самоуправления, городов и районов (кроме районов, округов,
входящих в состав городов) края, наделенные отдельными
государственными полномочиями органов охраны памятников по
договору (соглашению) с краевым органом охраны памятников.
2.Местным органам охраны памятников могут быть переданы
следующие полномочия:
разработка по согласованию с краевым органом охраны памятников
и утверждение в установленном порядке программы по обеспечению
охраны и использования памятников на подведомственной территории;
контроль за состоянием, содержанием памятников, переданных в
ведение муниципального образования как государственная
собственность;
выявление памятников, внесение предложений по постановке их
под охрану государства в краевой орган охраны памятников;
контроль за соблюдением режима зон охраны памятников, земель
историко-культурного назначения;
контроль за соблюдением законодательства в области охраны и
использования памятников истории и культуры;
создание банка информации об историко-культурном наследии
подведомственной территории;
составление на основе исследований историко-культурных опорных
планов;
издательская деятельность по вопросам охраны и использования
памятников истории и культуры и пропаганде историко-культурного
наследия.
3.Положения (уставы) местных органов охраны памятников
утверждаются исполнительными органами местного самоуправления по
согласованию с краевым органом охраны памятников.
4.Краевой орган охраны памятников может передать местным
органам охраны памятников и другие полномочия, что вносится в
договор между краевым органом охраны памятников и исполнительными
органами местного самоуправления, а также в положение о местных
органах охраны памятников.
5.Краевой орган охраны памятников осуществляется контроль за
деятельностью местных органов охраны памятников.
Статья 10. Научно-методический совет органа охраны памятников
истории и культуры
Научно-методический совет органа охраны памятников истории и
культуры создается при краевом органе охраны памятников, Состав
научно-методического совета и положение о нем утверждается
руководителем краевого органа охраны памятников. Совет наделяется
правами научной экспертизы любого направления деятельности органа
охраны памятников. На его рассмотрение выносятся сложные
программные, а также спорные вопросы учета, охраны, использования,
изучения и реставрации памятников истории и культуры.
Решения научно-методического совета являются рекомендательными
для краевого органа охраны памятников и могут быть пересмотрены
лишь решением высшего научно-методического совета при федеральном
органе охраны памятников.
Статья 11. Участие общественных организаций и граждан в
осуществлении мероприятий по охране и
использованию памятников истории и культуры
1.Общественные объединения и лица, заинтересованные в
постоянном участии в проведении мероприятий по популяризации дела
охраны историко-культурного наследия, а также по сохранению и
использованию памятников истории и культуры в целях науки,
образования, культуры и иных общественно-полезных целях либо в
оказании содействия государственным органам охраны памятников,
осуществляют свою деятельность по согласованию с соответствующим
государственным органом охраны памятников.
2.Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры
способствует привлечению широких слоев населения к активному и
непосредственному участию в охране памятников, осуществляет
пропаганду историко-культурного наследия и законодательства о его
охране и использовании, активно содействует работе государственных
органов охраны памятников.
ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ПАМЯТНИКОВ
ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 12. Организация государственного учета памятников
истории и культуры
1.Под государственным учетом памятников истории и культуры
понимается:
выявление объектов историко-культурного наследия, определение
их ценности;
принятие общественно значимых объектов на государственную
охрану в качестве памятников истории и культуры;
составление учетных документов на памятники истории и
культуры, их изучение, графическая и фотофиксация.
Государственный учет памятников истории и культуры
осуществляется краевым органом охраны памятников.
2.Государственный учет памятников истории и культуры, входящих
в состав архивных, музейных, библиотечных и иных фондов,
производится в порядке, определяемом законодательством Российской
Федерации Краснодарского края об архивных, музейных, библиотечных
и иных фондах.
3.Государственный учет недвижимых памятников истории и
культуры является основой системы их государственной охраны и
осуществляется на основании списков памятников истории и культуры.
Списки памятников истории и культуры подразделяются на:
списки выявленных недвижимых памятников истории и культуры;
государственные списки недвижимых памятников истории и
культуры;
списки учетных культурных ценностей.
Статья 13. Порядок выявления, обследования недвижимых объектов
историко-культурного наследия
Выявление, обследование, фотофиксацию недвижимых объектов
историко-культурного наследия (ценностей) проводит краевой орган
охраны памятников совместно с местными органами охраны памятников
или привлекаемые им специализированные организации, творческие
коллективы и специалисты.
Администрация Краснодарского края и органы местного
самоуправления обязаны обеспечивать условия выявления и
обследования историко-культурного наследия.
Организации и граждане обязаны содействовать краевого органу
охраны памятников в выявлении объектов историко-культурного
наследия. Орган охраны памятников обязан организовать экспертизу
обнаруженных культурных объектов (ценностей).
Недвижимые культурные объекты (ценности) ставятся на учет
краевым органом охраны памятников и вносятся в списки учетных
культурных ценностей. Недвижимые объекты, внесенные с списки
учетных культурных ценностей, находятся под наблюдением краевого
органа охраны памятников и до решения вопроса о принятии их на
государственный учет как памятников истории и культуры подлежат
охране в соответствии с требованиями настоящего Закона.
Статья 14. Списки выявленных недвижимых памятников истории и
культуры
1.В списки выявленных недвижимых памятников истории и культуры
включаются объекты из списков учетных культурных ценностей,
отнесенные по результатам экспертизы к объектам, обладающим
общественно значимой культурной ценностью.
Экспертиза выявленных культурных ценностей проводится краевым
органом охраны памятников с участием высококвалифицированных
специалистов в соответствующей области истории и культуры.
Статус недвижимого памятника истории и культуры
распространяется на объект в течение трех лет с момента включения
его в списки выявленных недвижимых памятников культуры до принятия
решения об отнесении объекта к памятникам истории и культуры. В
этот период на выявленный памятник, в том числе объект
градостроительства, распространяются все положения
законодательства, касающиеся государственного учета, охраны,
реставрации, сохранения и использования принятых на
государственную охрану недвижимых памятников истории и культуры на
территории Краснодарского края.
2.Списки выявленных недвижимых памятников истории и культуры
утверждаются краевым органом охраны памятников по видам памятников
и по административно-территориальному принципу.Объектам,
включенным в списки выявленных недвижимых памятников истории и
культуры, присваивается порядковый номер.
Краевой орган охраны памятников обязан направлять списки
выявленных недвижимых памятников истории и культуры в
исполнительные органы местного самоуправления городов и районов
края и в течение месяца извещать собственников (пользователей)
недвижимых культурных объектов о включении из в списки выявленных
недвижимых памятников истории и культуры.
3.Если выявленный памятник не будет принят на государственную
охрану в качестве памятника истории и культуры, он вновь
включается краевым органом охраны памятников в списки учетных
культурных ценностей.
Статья 15. Государственные списки недвижимых памятников
истории и культуры
1.Государственные списки недвижимых памятников истории и
культуры включают в себя объекты культурного наследия, отнесенные
федеральными органами исполнительной власти или органами
государственной власти Краснодарского края к охраняемым
государством памятникам истории и культуры.
Государственные списки недвижимых памятников истории и
культуры подразделяются на:
государственные списки недвижимых памятников истории и
культуры федерального (общероссийского) значения (далее - списки
памятников истории и культуры федерального значения);
государственные списки недвижимых памятников истории и
культуры регионального (краевого) значения Краснодарского края
(далее - списки памятников истории и культуры краевого значения).
2.Недвижимые объекты историко-культурного наследия принимаются
на государственную охрану как памятники истории и культуры не
ранее чем через 30 лет после из создания или связанных с ними
исторических событий, за исключением мемориальных объектов.
Недвижимые единичные памятники истории и культуры подлежат
постановке на государственную охрану в пределах их зон охраны.
3.Списки памятников истории и культуры краевого значения и
дополнения к ним формируются краевым органом охраны памятников на
основе списка выявленных недвижимых памятников истории и культуры.
Списки памятников истории и культуры краевого значения и
дополнения к ним утверждаются Законодательным собранием
Краснодарского края.
4.Объекты, включенные в списки памятников истории и культуры
краевого значения, по представлению (или согласованию) краевого
органа охраны памятников могут быть представлены федеральным
органам охраны памятников для принятия их на государственную
охрану в качестве памятников истории и культуры федерального
значения для внесения в государственный перечень объектов
историко-культурного наследия.
Статья 16. Порядок ведения учета недвижимых памятников истории
и культуры, принятых на государственную охрану
1.Государственные списки недвижимых памятников истории и
культуры формируются краевым органом охраны памятников по
категориям охраны памятников, видам памятников, административно-
территориальному принципу. Объектам, включенным в государственные
списки недвижимых памятников истории культуры, присваивается
охранный номер в общей последовательности. Четко локализуемые
ансамбли памятников истории и культуры включаются в списки
недвижимых памятников истории и культуры под одним номером и
обладают статусом единичных памятников истории и культуры.
Памятники истории и культуры федерального значения образуют единый
список памятников истории и культуры федерального значения, а
списки памятников истории и культуры местного значения формируются
в границах соответствующих территорий.
Государственные списки недвижимых памятников истории и
культуры подлежат публикации в периодической печати и специальных
изданиях.
2.На памятниках истории и культуры, принятых на
государственную охрану, органами местного самоуправления городов и
районов Краснодарского края устанавливаются охранные доски в
соответствии с утвержденными образцами. Охранные доски
изготавливаются за счет пользователей (собственников) памятников и
за счет органов местного самоуправления.
3.Краевой орган охраны памятников организует историко-
архитектурные, историко-культурные, историко-художественные,
инженерно-технические и другие исследования памятников, а также
составляет учетную документацию по установленным образцам, включая
историко-архитектурные опорные планы.
4.Краевой орган охраны памятников обязан готовить и издавать
государственные списки недвижимых памятников истории и культуры,
каталоги, справочники и другие учетно-информационные и
пропагандистские материалы.
Статья 17. Снятие с государственной охраны недвижимых
памятников истории и культуры
Недвижимые памятники истории и культуры федерального и
краевого значения снимаются с государственной охраны в случае их
полной физической утраты решением правительства Российской
Федерации.
Памятники истории и культуры, снятые с государственной охраны,
исключаются из государственных списков недвижимых памятников
истории и культуры.
Статья 18. Списки всемирного наследия
1.В Списки всемирного наследия включаются объекты культурного
и природного наследия, отнесенные решениями Международного совета
по охране памятников и исторических мест (ИКОМОС) и Комитета
всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО к объектам
всемирного наследия.
Объекты для включения в Списки всемирного наследия
представляются федеральным органом охраны памятников по
предложению краевого органа охраны памятников из числа памятников
культуры федерального значения в соответствии с утвержденными
ЮНЕСКО организационными и документальными формами.
2.Объекты, включенные в Списки всемирного наследия, отмечаются
установкой информационно-охранных досок в соответствии с
утвержденными образцами. Доски устанавливаются за счет средств
предприятий, учреждений, организаций, в пользовании или
собственности которых находятся памятники, за счет средств
местного и государственного (краевого, федерального) бюджетов и
специальных средств государственных органов охраны памятников.
ГЛАВА IV. СОБСТВЕННОСТЬ НА ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 19. Формы собственности на памятники истории и
культуры
1.Памятники истории и культуры могут находиться в любой форме
собственности, предусмотренной законодательством Российской
Федерации, за исключением памятников археологии. Памятники
археологии находятся в государственной собственности.
2.Единичные памятники истории и культуры, находящиеся в общей
собственности, и их территории разделу не подлежат, выдел
собственникам их доли в натуре не осуществляется.
Статья 20. Охранные договоры на памятники истории и культуры
1.Типовую форму и порядок заключения охраны договоров
устанавливает краевой орган охраны памятников. Собственники
памятников истории и культуры заключают охранные договоры
(обязательства) с краевым органом охраны памятников.
2.В случае отказа или уклонения собственника, пользователя от
заключения охранного договора краевой орган охраны памятников
вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению
договора.
3.Нарушение охранного договора является основанием для
отчуждения (изъятия) памятников истории и культуры или иных форм
административного и уголовного наказания в соответствии с
действующим законодательством.
Статья 21. Отчуждение недвижимых памятников истории и культуры
из государственной и муниципальной собственности
1.Недвижимые памятники истории и культуры могут отчуждаться:
из краевой собственности (государственной собственности) - в
порядке и на условиях, определяемых действующим
законодательством, по представлению краевого органа охраны
памятников;
из муниципальной собственности - на основании решений органов
местного самоуправления по согласованию с краевым органом охраны
памятников.
2.Отчуждение памятника истории и культуры из государственной и
муниципальной собственности производится только при условии
подписания будущим собственником памятника охранного договора.
Статья 22. Запрет на отчуждение памятников истории и культуры
из государственной и муниципальной собственности
1.Движимые и недвижимые памятники, находящиеся в
государственной и муниципальной собственности и входящие в состав
музейного, архивного, библиотечного фондов Российской Федерации, а
также помещения и здания, где они расположены, отчуждению из
государственной и муниципальной собственности не подлежат.
2.Памятники истории и культуры, отнесенные к особо ценным
объектам историко-культурного наследия народов Российской
Федерации либо являющиеся имуществом организаций, отнесенных в
особо ценным объектам историко-культурного наследия Российской
Федерации, отчуждению из государственной собственности не
подлежат.
Статья 23. Ограничения приватизации жилых помещений в зданиях-
памятниках и помещениях, являющихся памятниками
истории и культуры
Приватизация жилых помещений в зданиях-памятниках или
помещениях, являющихся памятниками истории и культуры, без
оформления охранных документов не допускается.
Статья 24. Собственность на выявленные памятники истории и
культуры
1.Выявленные памятники истории и культуры, которые не имеют
собственника, а также все памятники археологии поступают в
государственную (краевую) собственность до определения категории
их охраны в установленном законодательством порядке.
2.При продаже памятников истории и культуры краевой орган
охраны памятников, государственные организации хранения памятников
имеют право преимущественной покупки.
ГЛАВА V. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 25. Ограничения использования памятников истории и
культуры
1.Использование памятников истории и культуры допускается при
обеспечении их сохранности.
2.Использование культовых памятников по прямому назначению
допускается, если это не наносит ущерба их сохранности и культовой
ценности.
3.При передаче в пользование или собственность памятник и
связанные с ним движимые объекты историко-культурного наследия
подлежат обязательному страхованию в соответствии со списком и
описью. Составление страхового полиса должно производиться
пользователем при обязательном участии представителя краевого
органа охраны памятников в сроки и на условиях, согласованных
сторонами.
Статья 26. Права пользователей памятников истории и культуры
1.Пользователи памятников истории и культуры имеют право на
первоочередную приватизацию, если пользователь произвел ремонтно-
реставрационные работы на памятнике за свой счет.
2.Пользователи памятников истории и культуры имеют право на
возмещение произведенных ими затрат на реставрацию арендуемых ими
памятников за счет вносимой ими арендной платы по согласованию с
краевым органом охраны памятников в порядке, установленном
действующим законодательством.
3.Пользователь при выкупе имущества имеет право на зачет суммы
стоимости ремонтно-реставрационных работ, выполненных за счет
пользователя и не возмещенных ему за счет вносимой им арендной
платы, в цене выкупаемого имущества.
Статья 27. Права собственников памятников истории и культуры
Права собственников памятников истории и культуры
ограничиваются установленными правилами содержания и использования
памятников истории и культуры в целях их сохранения, что
фиксируется в охранных договорах.
Статья 28. Обязанности собственников, пользователей памятников
истории и культуры
Собственники, пользователи памятников истории и культуры
обязаны:
соблюдать порядок и правила охраны, использования и
реставрации памятников, предусмотренные настоящим Законом и
другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и
Краснодарского края;
заключать охранные и охранно-арендные договоры в установленном
порядке;
содержать памятники в надлежащем состоянии, производить их
ремонт, реставрацию, принимать другие меры по сохранению
памятников истории и культуры в установленном порядке;
своевременно уведомлять краевой орган охраны памятников о
своих намерениях по отчуждению, перемещению, разделу, ремонту,
реставрации и иному изменению состояния принадлежащих или
используемых ими памятников истории и культуры;
выполнять предписания краевого органа охраны памятников,
данные им в пределах своей компетенции и на основании настоящего
Закона;
обеспечивать доступ представителей краевого органа охраны
памятников и специалистов к памятникам истории и культуры с целью
осмотра и обследования, для проведения консервационных и
реставрационных работ и иных мероприятий по технической защите
памятников истории и культуры;
хранить и предоставлять краевому органу охраны памятников
документацию на принадлежащие или используемые ими памятники
истории и культуры;
финансировать охранные мероприятия, проводимые на памятнике
истории и культуры по предписанию государственного органа охраны
памятников, и оформление охранных договоров.
Статья 29. Охранно-арендные договоры на использование
памятников истории и культуры, находящихся в
государственной собственности
1.Памятники истории и культуры, находящиеся в государственной
собственности Краснодарского края, в том числе культовые,
используются при условии обязательного заключения их
пользователями охранноарендных договоров с краевым органом охраны
памятников.
2.Типовую форму и порядок заключения охранных, охранно-
арендных договоров на использование памятников истории и культуры
устанавливает краевой орган охраны памятников.
3.Охранно-арендный договор на использование единичного
памятника истории и культуры заключается в соответствии с
действующим законодательством.
4.За предоставленные в пользование памятники истории и
культуры арендатор независимо от результатов своей хозяйственной
деятельности выплачивает арендную плату.
5.Конфессиальные организации и объединения освобождаются от
арендной платы за используемые по прямому назначению культовые
постройки при заключении охранно-арендного договора с краевым
органом охраны памятников на особых условиях.
Статья 30. Изменение и расторжение охранно-арендных и охранных
договоров
Лицо, отчуждающее или сдающее в аренду памятник, обязано
уведомить приобретателя, арендатора о наличии охранно-арендного
или охранного договора и об условиях использования памятника.
Лицо, приобретающее памятник, принимает на себя обязательства
прежнего собственника, владельца и переоформляет охранные
документы, которые являются неотъемлемой частью договора
отчуждения (купли-продажи, дарения).
Статья 31. Одностороннее расторжение охранно-арендных и
охранных договоров
В случае нанесения ущерба, угрозы уничтожения, порчи,
разрушения памятников истории и культуры из-за систематического
невыполнения пользователями условий охранно-арендных или охранных
договоров органы, заключившие указанные договоры, вправе
расторгнуть в одностороннем порядке указанные договоры и принять
меры к возмещению ущерба.
Статья 32. Коммерческая деятельность, связанная с пропагандой
и популяризацией памятников истории и культуры
Коммерческая деятельность, связанная с пропагандой и
популяризацией памятников истории и культуры, осуществляется по
согласованию с краевым органом охраны памятников и с разрешения
собственников памятника.
ГЛАВА VI. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 33. Государственное хранение памятников истории и
культуры
1.Памятники истории и культуры в целях обеспечения сохранности
и оптимального использования могут быть переданы собственником на
государственное хранение.
2.Государственное хранение движимых памятников истории и
культуры производится музеями, архивами, библиотеками и другими
государственными органами хранения памятников, осуществляющими
свою деятельность в соответствии с законодательством Российской
Федерации и Краснодарского края о музейном, архивном, библиотечном
деле и настоящим Законом.
3.В целях обеспечения оптимального режима содержания и
использования в интересах культуры недвижимые памятники истории и
культуры могут объявляться музеями, историко-культурными
заповедниками или иными организациями хранения недвижимых
памятников истории и культуры.
4.Организации государственного хранения памятников истории и
культуры учреждаются:
краевые организации хранения - решением органов
государственной власти Краснодарского края по представлению
краевого органа охраны памятников;
муниципальные организации хранения - органами местного
самоуправления по согласованию с краевым органом охраны
памятников.
5.Государственные организации хранения недвижимых памятников
истории и культуры действуют в соответствии с уставами,
утвержденными учредителями.
6.Государственные и муниципальные организации хранения
памятников не могут быть ликвидированы без согласия краевого
органа охраны памятников.
7.Изъятие и использование не по целевому назначению движимого
и недвижимого имущества, в том числе земель, государственных
организаций хранения памятников истории и культуры запрещается.
Статья 34. Приостановление строительных и иных работ,
представляющих опасность для памятников истории
и культуры
1.Производство строительных, дорожных, мелиоративных, всех
видов подводных, ремонтно-реставрационных и других работ,
представляющих угрозу сохранности памятников истории и культуры,
должно быть приостановлено независимо от того, получено или нет
предписание краевого органа охраны памятников. После его
предписания работы должны быть немедленно прекращены.
Предприятия, учреждения и организации в случае обнаружения при
производстве строительных, дорожных, мелиоративных и иных работ
археологических, архитектурных и других объектов, которые могут
иметь историческую, научную, художественную или иную культурную
ценность, обязаны немедленно сообщить об этом органу охраны
памятников и приостановить дальнейшее ведение работ.
2.Приостановленные в указанных случаях работы могут быть
возобновлены по письменному разрешению краевого органа охраны
памятников в пределах его компетенции после устранения возникшей
опасности или допущенного нарушения установленных правил охраны и
использования памятников истории и культуры.
3.Все виды земляных, строительных, мелиоративных, дорожных,
инженерных и других работ на памятниках могут проводиться после
определения, разработки и осуществления мероприятий по охране
памятников истории и культуры.
Статья 35. Запрещение сноса, перемещения, изменения памятников
истории и культуры
1.Снос, перемещение, изменение недвижимых памятников истории и
культуры запрещается. Исключение из этого правила допускается в
каждом отдельном случае по решению правительства Российской
Федерации.
2.В случае получения разрешения на снос, изменение,
перемещение памятника истории и культуры краевой орган охраны
памятников обязан организовать до его сноса работы по научному
изучению и полной фиксации памятника. Расходы, связанные с
осуществлением указанных работ, производятся за счет юридических
или физических лиц, получивших разрешение на снос, перемещение или
изменение памятника истории и культуры.
3.В случае получения разрешения на перемещение или изменение
памятника истории и культуры производится страхование памятника за
счет лиц, получивших разрешение, на срок, согласованный с краевым
органом охраны памятников.
Статья 36. Ограничение движения транспортных средств в зонах
охраны памятников истории и культуры
Движение транспортных средств, самоходных машин и механизмов
по дорогам, прилегающим к памятникам истории и культуры или
пролегающим по их территориям, зонам охраны, а также по
территориям музеев-заповедников, историко-культурных заповедников,
при угрозе порчи иди разрушения памятников может быть ограничено
или запрещено в соответствии с указаниями краевого органа охраны
памятников.
Статья 37. Ограничение использования памятников археологии
1.Земельные участки в пределах территории памятников
археологии и их зон охраны подлежат изъятию из хозяйственного
пользования, если оно может привести к разрешению памятника, не
соответствует установленному режиму использования земель или
является препятствием для проведения археологических работ.
2.Порядок охраны и исследования памятников археологии
регулируется специальными законодательными актами и настоящим
Законом.
3.Мероприятия по обследованию и обеспечению сохранности
исторических некрополей или отдельных захоронений и связанных с
ними памятников истории и культуры (художественных надгробий)
осуществляется только с разрешения краевого органа охраны
памятников.
Статья 38. Раскопки и разведки памятников археологии,
обследование зданий и строений
1.Археологические (наземные и подводные) исследования
(раскопки, шурфы, разведки), в том числе сборы подъемного
материала, проводятся на основании специального разрешения -
открытого листа, выдаваемого археологу-исследователю Институтом
археологии Российской академии наук.
Открытые листы согласовываются с федеральным органом охраны
памятников по представлению краевого органа охраны памятников,
регистрируются краевым органом охраны памятников и органами
местного самоуправления, на территории которых проводятся
археологические раскопки.
2.Обследование зданий с целью выявления элементов
архитектурно-художественного убранства может производиться только
по специальным разрешениям, выдаваемым краевым органом охраны
памятников, с разрешения владельца или пользователя памятника.
3.Поиски и сбор древних предметов на территории
археологических объектов и вне их границ без открытого листа
запрещаются.
Статья 39. Охрана археологических предметов и коллекций
1.Археологические объекты, выявленные в результате
археологических разведок и раскопок, являются государственной
собственностью в соответствии с гражданским законодательством
Российской Федерации независимо от условий, места находки и формы
собственности на землю, в которой они найдены.
2.После камеральной обработки археологические предметы
передаются на постоянное хранение в государственные организации
хранения памятников истории и культуры - музеи Краснодарского
края.
3.Место постоянного хранения археологических предметов
определяется договором между организацией, производящей раскопки
или разведки, краевым органом охраны памятников и государственной
организацией хранения памятников.
4.Юридические и физические лица, осуществляющие в
установленном порядке исследования археологических предметов,
несут ответственность за их сохранность до передачи их на
постоянное хранение в государственные организации хранения
памятников истории и культуры.
5.Предметы, найденные в процессе раскопок, проводимых музеями
других регионов Российской Федерации, по согласованию с краевым
органом охраны памятников могут быть переданы по договору.
6.Предприятия, организации, учреждения, граждане, случайно
обнаружившие археологические предметы, обязаны прекратить работы,
немедленно поставить в известность краевой орган охраны
памятников. Краевой орган охраны памятников обязан организовать
экспертизу и оценку обнаруженных культурных ценностей. Особо
ценные предметы передаются государственным организациями хранения
памятников.
7.Физическое или юридическое лицо, обнаружившее
археологический предмет, обязано передать его в краевой орган
охраны памятников. Вознаграждение нашедшего производится в
соответствии с действующим законодательством.
8.Археологический предмет, не представляющий по заключениё
экспертизы особой ценности для государственных хранилищ, поступает
в собственность нашедшего, о чем последнему выдается
соответствующий документ.
9.В случае, если по представлению краевого органа охраны
памятников государственная организация хранения памятников
отказывается принять предмет на хранение либо выдать нашедшему
причитающееся вознаграждение, предмет поступает в собственность
нашедшего, о чем ему выдается соответствующий документ краевым
органом охраны памятников.
10.Если установлено, что предмет найден на территории
археологического памятника либо получен в результате самовольных
(грабительских) раскопок археологических объектов, предмет
изымается в судебном порядке и передается в музей Краснодарского
края.
ГЛАВА VII. ЗЕМЛИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Статья 40. Земли историко-культурного назначения
1.Отнесение земельных участков к категории земель историко-
культурного назначения производится в порядке, установленном
земельным законодательством Российской Федерации, Краснодарского
края и настоящим Законом.
2.Земли историко-культурного назначения включают в себя
территории недвижимых памятников истории и культуры и зоны их
охраны, особо охраняемые территории (музеи, музеи-заповедники,
иные организации хранения памятников истории и культуры) и зоны их
охраны.
Земельные участки, отнесенные к категории земель историко-
культурного назначения, учитываются в краевом органе охраны
памятников и в государственном земельном кадастре.
Статья 41. Определение границ земель историко-культурного
назначения
1.Границы территорий и зон охраны единичных недвижимых
памятников истории и культуры определяются краевым органом охраны
памятников на основании проектных разработок и историко-
архитектурных опорных планов и утверждаются администрацией края.
2.Границы особо охраняемых территорий и их зон охраны в
зависимости от категории памятников истории и культуры и статуса
организации утверждаются правительством Российской Федерации или
органами государственной власти Краснодарского края по
представлению федерального и краевого органов охраны памятников.
Статья 42. Использование земель историко-культурного
назначения
1.Целью установления режима использования земель историко-
культурного назначения является обеспечение сохранности
расположенных на них памятников истории и культуры.
2.Деятельность, не соответствующая установленному режиму
использования земель, запрещается.
3.Оформление отводов и перерегистрации земельных участков
любым категориям землепользователей осуществляется
соответствующими органами по согласованию с краевым органом охраны
памятников.
4.Земли историко-культурного назначения могут быть полностью
или частично изъяты из хозяйственного оборота и переданы в
пользование специально учрежденным государственным организациям
хранения памятников истории и культуры.
5.Изъятие земель историко-культурного назначения для нужд,
противоречащих их основному целевому назначению, не допускается.
Статья 43. Особо охраняемые территории историко-культурного
назначения
Для всех видов особо охраняемых территорий
историко-культурного назначения и зон их охраны федеральным
органом охраны памятников разрабатываются типовые режимы
содержания и использования, на основе которых для каждой особо
охраняемой территории историко-культурного назначения краевым
органом охраны памятников по согласованию с федеральным органом
охраны памятников утверждается индивидуальный режим. Для особо
ценных объектов историко-культурного наследия Российской Федерации
режим содержания и использования определяется в порядке,
установленном действующим федеральным законодательством, для
прочих историко-культурных земель - краевым законодательством.
Статья 44. Зоны охраны памятников истории и культуры
В целях обеспечения сохранности недвижимых памятников истории
и культуры на примыкающих к ним землях устанавливаются охранные
зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного
ландшафта (далее - зоны охраны).
Границы и режим зон охраны особо ценных объектов и объектов на
территории края, включенных в Списки всемирного наследия,
разрабатываются федеральным органов охраны памятников по
согласованию с органами государственной власти Краснодарского края
и утверждаются правительством Российской Федерации.
Границы и режим зон охраны памятников истории и культуры
федерального значения утверждаются федеральным органом охраны
памятников.
Границы и режим зон охраны памятников истории и культуры
местного значения утверждаются органами государственной власти
Краснодарского края по представлению краевого органа охраны
памятников в соответствии с законодательством Российской Федерации
и Краснодарского края.
Статья 45. Порядок проектирования и производства земельных,
строительных и других работ, градостроительной и
хозяйственной деятельности в зонах охраны
памятников истории и культуры
1.Проектирование, производство работ, градостроительная,
хозяйственная и иная деятельность в зонах охраны памятников
истории и культуры местного значения осуществляется только по
разрешению краевого органа охраны памятников, согласованному с
краевыми органами архитектуры и градостроительства.
2.Производство мелиоративных, дорожных, строительных,
геологоразведочных, инженерных и других работ, а также
градостроительная или хозяйственная деятельность в пределах зон
охраны памятников истории и культуры допускается только после
проведения специальных охранных мероприятий, устанавливаемых
государственным органом охраны памятников, и лишь в той степени,
которая не может привести в радикальному изменению или разрушению
памятников, нарушению их целостности и сохранности.
3.Проектирование, производство земляных, строительных и иных
работ, градостроительная, хозяйственная деятельность в зонах
охраны музеев, музейных комплексов, музеев-заповедников
федерального значения, а также памятников истории и культуры,
входящих в состав особо ценных объектов культурного наследия
народов Российской Федерации, всемирного наследия, особо
охраняемых историко-культурных территорий федерального значения,
осуществляется только по разрешению федерального органа охраны
памятников, согласованному с федеральным органом архитектуры и
градостроительства.
4.Мероприятия по обеспечению сохранности памятников истории и
культуры при производстве строительных, мелиоративных, дорожных и
других работ осуществляются юридическими физическими лицами,
производящими эти работы, с привлечением специализированных
научных и научно-реставрационных организаций (или отдельных
специалистов) и под надзором краевого органа охраны памятников
либо подведомственных ему специализированных органов, служб и их
полномочных представителей.
Указанные мероприятия включают выявление памятников, их
исследование и фиксацию, передачу вещественных находок в музеи и
другие государственные организации хранения памятников истории и
культуры, археологические раскопки, реставрационные и иные работы,
проводимые по указанию (предписанию) органов охраны памятников.
5.Финансирование указанных в данной статье мероприятий
производится за счет юридических и физических лиц, являющихся
заказчиками осуществляемых строительных, мелиоративных, дорожных и
других работ.
6.Правоустанавливающие документы на земельные участки,
включающие земли историко-культурного назначения, оформленные без
согласования с краевым органом охраны памятников, подлежат отмене
в установленном законом порядке.
ГЛАВА VIII. ОХРАНА ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И ПОСЕЛЕНИЙ
Статья 46. Списки исторических городов и поселений
Списки исторических городов и поселений Российской Федерации и
их статус утверждаются:
исторических городов и поселений федерального значения -
правительством Российской Федерации по представлению федерального
органа охраны памятников, согласованному с федеральным и краевым
органами архитектуры и градостроительства и органами
государственной власти Краснодарского края;
исторических городов и поселений местного значения
Краснодарского края - краевыми исполнительными органами
государственной власти по представлению краевого органа охраны
памятников, согласованному с федеральным органом охраны памятников
и краевым органом архитектуры и градостроительства.
Статья 47. Статус исторического города и поселения
Статус исторического города и поселения предоставляется
территориям, обладающим значительной историко-культурной ценностью
планировки и застройки в пределах административных границ этих
территорий, и закрепляется в уставе муниципального образования
Краснодарского края не позднее двух лет со дня внесения его в
список исторических городов и поселений.
Статья 48. Государственная охрана исторических городов и
поселений
1.Под государственной охраной исторических городов и поселений
понимается комплекс мер, обеспечивающих их защиту, физическую
сохранность памятников истории и культуры и историко-
градостроительной среды, реставрацию, регенерацию, непрерывность
развития и не искажающее их облик приспособление к современной
жизни, включая новое строительство.
2.В исторических городах и поселениях охране подлежат все
градоформирующие и художественные объекты: планировка, застройка,
композиция, природный и культурный ландшафт, археологический слой,
соотношение между различными городскими пространствами
(свободными, застроенными, озелененными), объемно-пространственная
структура, фрагментарное и руинированное градостроительное
наследие, форма и вид зданий и сооружений, определяемых масштабом,
объемом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными
элементами, соотношение с природным и созданным человеком
окружением, различные функции города, исторического места,
приобретенные им в процессе развития.
3.Все виды реконструктивных мероприятий в структуре
исторического города или поселения регулируются настоящим Законом,
а также специальными законодательными актами в сфере охраны
градостроительного наследия.
Статья 49. Порядок проектирования и регулирования застройки
исторических городов и поселений
1.Проектирование и застройка исторических городов и поселений
производятся и регулируются на основе системы последовательных и
взаимосвязанных мероприятий, проводимых краевым органом охраны
памятников и краевым органом архитектуры и градостроительства, как
то:
историко-архитектурные и археологические исследования городов
или поселений отдельных исторических территорий;
составление на основе исследований историко-архитектурных
опорных планов с обозначением расположения и оценкой всего фонда
недвижимых памятников истории и культуры с выявлением эволюции
градостроительной структуры и оценкой градоформирующих ценностей;
разработка проектов зон охраны единичных памятников истории и
культуры, градостроительных комплексов и ансамблей с установлением
режимов использования земель в пределах зон охраны как одной из
основ всех этапов градостроительного проектирования.
Историко-архитектурный опорный план утверждается органами
государственной власти Краснодарского края по представлению
краевого органа охраны памятников при согласовании с федеральным
органом охраны памятников.
Историко-архитектурный опорный план и проекты зон охраны
исторических городов и поселений разрабатываются в составе
генеральных планов исторических городов и поселений, а также как
самостоятельная стадия градостроительного проектирования и
являются обязательными исходными материалами для планов их
развития и строительства, принятия отдельных градостроительных и
хозяйственных решений.
2.Краевой орган охраны памятников совместно с краевыми
органами архитектурно-строительного надзора осуществляют контроль
за разработкой предпроектной и проектной градостроительной
документации на всех стадиях, а также контроль за отводом
земельных участков, реализацией градостроительной документации,
включая различные виды хозяйственной деятельности на территории
исторических городов и поселений.
3.Орган охраны памятников, согласующий материалы исследований
и рекомендаций, несет ответственность за достоверность сведений и
обоснованность рекомендаций. При изменении оценок и рекомендаций в
процессе историко-архитектурных исследований и осуществления
последующих стадий проектирования и выполнения работ затраты,
связанные с изменением проектных решений, возмещаются органом
охраны памятников.
Статья 50. Согласование с органами охраны памятников
градостроительной документации исторических
городов и других поселений, имеющих памятники
истории и культуры
Градостроительная документация для исторических городов и
поселений в зависимости от их категорий подлежит согласованию с
федеральным или краевым органом охраны памятников, для остальных
населенных пунктов, имеющих памятники истории и культуры, - с
краевым органом охраны памятников.
Органы исполнительной власти Краснодарского края и местного
самоуправления на территории Краснодарского края, ведающие
вопросами архитектуры и градостроительства, обязаны предоставлять
на согласование краевому органу охраны памятников, а для
исторических городов и поселений дополнительно федеральному органу
охраны памятников генеральные планы, проекты планировки, застройки
и реконструкции, проекты отдельных функциональных зон,
предприятий, проекты защиты от природных и техногенных процессов,
проекты инженерных систем, дорог и другую градостроительную
документацию городов, поселений и территорий имеющих памятники.
ГЛАВА IX. РЕСТАВРАЦИЯ НЕДВИЖИМЫХ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 51. Контроль за проведением реставрационных работ
1.Ремонт и реставрация памятников истории и культуры
проводятся с разрешения краевого органа охраны памятников и под
его контролем. Заказчики ремонтно-реставрационных работ обязаны
заключить с краевым органом охраны памятников договор на
технический надзор за ремонтно-реставрационными работами.
2.Реставрация движимых памятников истории и культуры
регулируется специальным законодательством Российской Федерации.
3.Реставрация недвижимых памятников истории и культуры
осуществляется в соответствии с реставрационными нормами и
правилами, утвержденными федеральным органом охраны памятников.
Строительные нормы и правила применяются в реставрации только в
случаях, не противоречащих интересам охраны памятников.
Статья 52. Обследование технического состояния недвижимых
памятников истории и культуры
Краевой орган охраны памятников обязан проводить не реже
одного раза в пять лет обследования технического состояния
памятников истории и культуры с целью разработки текущих и
перспективных программ реставрационных работ.
Статья 53. Воссоздание утраченных недвижимых памятников
истории и культуры
Воссоздание недвижимых памятников истории и культуры как
элементов исторических ансамблей, комплексов, градостроительных
образований осуществляется реставрационными методами в
исключительных случаях при наличии достаточных научных данных и
при особой исторической, научной, художественной или иной
общественной значимости утраченной культурной ценности.
Статья 54. Производство реставрационных работ
1.Все работы по реставрации недвижимых памятников истории и
культуры выполняются а основании задания, выдаваемого краевым
органом охраны памятников.
2.Разрешения на работы по реставрации недвижимых памятников
истории и культуры выдаются на основании согласованной и
утвержденной научно-проектной документации.
3.Научно-проектная документация на работы по реставрации
недвижимых памятников истории и культуры разрабатывается
юридическими и физическими лицами, имеющими необходимые лицензии и
аттестацию.
4.Лица, ведущие разработку научно-проектной документации для
реставрации недвижимого памятника истории и культуры, осуществляют
научное руководство и авторский надзор по всем видам работ на этом
памятнике до их завершения.
Проведение реставрационных работ с отклонением или нарушением
утвержденной в установленном порядке научно-проектной документации
и требуемой технологии не допускается.
После завершения реставрации лица, осуществляющие научное
руководство, представляют в краевой орган охраны памятников
научный отчет.
5.Согласования и разрешения на работы по реставрации
недвижимых памятников истории и культуры выдаются:
для памятников истории и культуры федерального значения -
федеральным органом охраны памятников;
для памятников истории и культуры местного значения - краевым
органом охраны памятников.
6.Выполнение реставрационные работы принимаются краевым
органом охраны памятников.
7.Окончательную приемку реставрационных работ на памятниках
истории и культуры осуществляют соответствующие органы охраны
памятников.
Статья 55. Лицензирование реставрационных работ на памятниках
истории и культуры
Все виды ремонтно-реставрационных работ на памятниках истории
и культуры производятся юридическими и физическими лицами на
основании лицензии. Лицензирование ремонтно-реставрационных работ
осуществляется в соответствии с действующим законодательством,
Лицензии не заменяют собой разрешений на производство работ,
выдаваемых краевых органом охраны памятников по конкретным
памятникам.
Статья 56. Ответственность за сохранность памятника истории и
культуры при проведении реставрационных работ
Исполнитель реставрационных работ несет ответственность за
сохранность памятника истории и культуры в соответствии с
действующим законодательством и договором на реставрационные
работы.
ГЛАВА Х. ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ И
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 57. Источники финансирования
Основными источниками финансирования деятельности по
государственной охране и использованию памятников истории и
культуры являются средства федерального бюджета Российской
Федерации и краевого бюджета.
На эти цели также направляются:
доходы организаций государственного хранения памятников
истории и культуры;
арендная плата за использование памятников истории и культуры,
находящихся в государственной собственности Краснодарского края;
отчисления от деятельности специализированных организаций,
учрежденных органом охраны памятников;
отчисления от доходов туристической деятельности;
добровольные отчисления и пожертвования юридических и
физических лиц;
средства от штрафных санкций за нарушение законодательства об
охране и использовании памятников истории и культуры;
средства от приватизации памятников истории и культуры в
соответствии с краевым законодательством;
доходы от разрешенной предпринимательской деятельности
краевого органа охраны памятников, организаций государственного
хранения памятников истории и культуры;
средства от иных источников, не запрещенных законодательством.
Средства, поступающие из всех источников, зачисляются на счет
краевого органа охраны памятников и расходуются на программы и
мероприятия по учету, реставрации и использованию памятников
истории и культуры, развитию их инфраструктуры, переподготовку
кадров органов охраны памятников, содержание краевого органа
охраны памятников.
Средства, поступающие на специальный счет краевого органа
охраны памятников, не подлежат обложению краевыми налогами и
сборами.
Статья 58. Средства собственников, владельцев, пользователей
памятников истории и культуры
1.Собственники, владельцы, пользователи памятников истории и
культуры обязаны в установленном порядке содержать, ремонтировать
и реставрировать памятники истории и культуры за свой счет.
2.Органы охраны памятников имеют право, с согласия
собственников, владельцев, пользователей, принимать долевое
участие в финансировании работ по сохранению памятников истории и
культуры. Функции заказчиков в этих случаях сохраняются за
собственниками, владельцами, пользователями либо по соглашению
сторон переходят к органам охраны памятников.
3.Функции государственного технического надзора за ведением
ремонтно-реставрационных работ осуществляет краевой орган охраны
памятников.
Статья 59. Средства, за счет которых осуществляются
реставрация, консервация и ремонт памятников
истории и культуры
1.Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и
культуры осуществляются за счет средств пользователей и
собственников памятников, а также за счет средств краевого органа
охраны памятников.
2.Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и
культуры, не находящихся в пользовании предприятий, учреждений и
организаций или подлежащих музейному показу, осуществляются за
счет средств государственных органов охраны памятников.
ГЛАВА XI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПАМЯТНИКОВ
ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 60. Ответственность за нарушение законодательства о
государственной охране и использовании памятников
истории и культуры
Лица, допустившие нарушения законодательства о государственной
охране и использовании памятников истории и культуры, несут
ответственность в соответствии с федеральным и краевым
законодательством.
Статья 61. Возмещение ущерба, причиненного памятникам истории
и культуры
Юридические и физические лица, нанесшие ущерб памятникам
истории и культуры, зонам охраны памятников, обязаны восстановить
памятники, зоны охраны памятников, а при невозможности этого
возместить убытки в соответствии с федеральным и краевым
законодательством.
Методика экспертных оценок стоимости памятников истории и
культуры и нанесенного им ущерба разрабатывается краевым органом
охраны памятников и утверждается исполнительными органами
государственной власти Краснодарского края.
Восстановление памятников истории и культуры осуществляется с
соблюдением установленного порядка всех видов работ за счет лиц,
причинивших вред памятнику.
ГЛАВА XII. ВЫВОЗ И ВВОЗ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 62. Вывоз и ввоз памятников истории и культуры
Вывоз и ввоз памятников истории и культуры регулируется
Законом Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных
ценностей".
ГЛАВА XIII. ВВЕДЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА В ДЕЙСТВИЕ
Статья 63. Введение настоящего Закона в действие
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Глава администрации
Н.КОНДРАТЕНКО
г. Краснодар
1 апреля 1997 года
N 75-КЗ
|