ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ГОРОДА КРАСНОДАРА
ПИСЬМО
от 24 февраля 1997 г. N 03-17
ОБЗОР ХАРАКТЕРНЫХ НАРУШЕНИЙ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
ВЫЯВЛЕННЫХ В ХОДЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ (КАМЕРАЛЬНЫХ)
ПРОВЕРОК РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГАМ В 1996 ГОДУ
Территориальные государственные
налоговые инспекции NN 1, 2, 3,
4, 5 города Краснодара
В результате анализа материалов камеральных проверок,
проведенных работниками отделов анализа, учета и отчетности
Государственной налоговой инспекции по г. Краснодару и
Территориальных государственных налоговых инспекций города
Краснодара в 1996 году очевидно, что значительное количество
налогоплательщиков допускает ошибки при составлении налоговых
расчетов.
За 1996 год в результате произведенных камеральных проверок,
перепроверок, оказания практической помощи из 541265 отчетов,
подлежащих камеральной проверке, проверено фактически 439757
(81,2%), дополнительно начислено платежей в бюджет 22346,8 млн.
рублей (по сравнению с 1995 годом - рост на 21,5 млн. рублей),
пени - 473940,3 млн. рублей (рост по сравнению с 1995 годом на
341789,6 млн. рублей). Количество проведенных проверок на 1
работника в 1996 году составило 6600,7 и возросло за год на 357,5,
сумма дополнительно начисленных платежей на одного инспектора в
1996 году составила (без пени) 272,5 млн. рублей и увеличилась по
сравнению с 1996 годом на 18,8 млн. рублей.
Проверками, произведенными работниками отдела Государственной
налоговой инспекции по г. Краснодару и Территориальных
госналогинспекций, выявлены характерные, наиболее часто
встречающиеся нарушения налогового законодательства, изучение
которых позволит повысить результативность камеральных проверок.
В нарушении Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль
предприятий и организаций" от 27.12.91 N 2116-1 (с изменениями и
дополнениями) (ст. 6, п. 7) имели место случаи, когда налоговые
льготы уменьшают фактическую сумму налога, исчисленную без учета
льгот, более чем на 50%: АО "Молоко" - 79,0 млн. руб., Кирпичный
завод - 3,4 млн. рублей.
Нарушается требование п. 1 ст. 6 "а" данного закона, когда
облагаемая прибыль уменьшается на суммы, направленные на
финансирование капитальных вложений без вычета начисленного за
отчетный период износа, что привело к занижению налога на прибыль
по ряду предприятий: СП "РайфлКраснодар" - 107,0 млн. рублей,
магазин N 10 - 4,0 млн. рублей, ООО "Нефтехимгазсервис" - 4,0 млн.
рублей, ТОО "Виктор" - 5,5 млн. рублей, ООО
"Далпорт-трейдинг"-35,5 млн. руб.
В нарушение п. 1 ст. 6 "а" некоторыми предприятиями при
оказании благотворительной помощи учреждениям и организациям,
предусмотренным данной статьей, облагаемая прибыль уменьшалась на
суммы, превышающие установленный предел льготирования в размере 3%
на благотворительные цели, в результате чего доначислено налога на
прибыль: АО "Стройоптторг" - 2,6 млн. рублей, АОЗТ "Сахпромсырье"
- 5,4 млн. рублей, Торговый дом "Лекарства Кубани" - 24,2 млн.
рублей.
В нарушение Положения о составе затрат по производству и
реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость
продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых
результатов, учитываемых при налогообложении прибыли,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от
05.08.92 г. N 552, письма Государственной налоговой службы
Российской Федерации от 22.01.96 N 13-0-15/21 налогооблагаемая
прибыль у ряда предприятий не увеличивалась на сумму убытка,
полученного от списания неполностью самортизированных основных
средств, по этой причине доначислено заводу ЖБИК 102,7 млн.
рублей.
В нарушение п. 36 Положения о бухгалтерском учете и отчетности
в Российской Федерации, утвержденного приказом N 170 от 27.12.94,
НПП "Автоаналитик", МП "Столовая N 3", "Кубаньдорблагоустройство",
Агрофирма "Центральная", ООО "Экстра", другие не внесли
исправления в бухгалтерский учет, т.е. на финансовые результаты
деятельности предприятий не отнесена прибыль прошлых лет,
выявленная документальными проверками налоговых инспекций, в
результате чего дополнительно начислено налога и штрафных санкций
на сумму 64,0 млн. рублей.
Одним из наиболее часто встречающихся нарушений является
занижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в результате
необоснованного отнесения в Дебет 80 счета сумм штрафных санкций,
уплаченных за нарушение налогового законодательства, пеней по
расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами, сумм
благотворительной помощи, платежей за превышение предельно
допустимых выбросов загрязняющих веществ в природную среду, в
результате доначислено: ИЧП "Лимб" - 10,0 млн. рублей; фирма
"Лион-В" - 6,3 млн. рублей; АООТ КОМЗ (опытно-механический завод)
- 0.8 млн. рублей, ВНИИРиса-78,6 млн. рублей, и другие.
В нарушение пункта 8 статьи 2 Закона Российской Федерации "О
налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27.12.91 N 2116-1
(с изменениями и дополнениями) при определении налога на прибыль
не учтена сумма отрицательной курсовой разницы, в результате
дополнительно начислено в бюджет по: АО "Краснодарский ЗИП" - 23,3
млн. рублей, АО "Кубаньтекс" - 2,5 млн. рублей, и другие.
Встречаются факты неисполнения налогоплательщиками письма
Государственной налоговой службы Российской Федерации и Росминфина
от 13.04.94 N ЮУ-4-01/53н/04-02-01 "О порядке определения и
полноты перечисления в бюджет разницы между суммой, подлежащей
внесению по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами
налога на прибыль, уточненной на сумму, рассчитанную исходя из
процента за пользование банковским кредитом, установленного в
истекшем квартале Центральным банком России".
Так, при исчислении дополнительных платежей в бюджет, в
расчетах авансовые платежи указывались без учета фактически
перечисленных. По этой причине дополнительно взыскано в доход
бюджета по: АОЗТ "Сувенир" - 40,0 млн. рублей, предприятию
"Горжилхоз" - 18,2 млн. рублей, КЭ НПП "Сириус" - 90,4 млн.
рублей, ТОО "Краснодарэконефть" - 370,3 млн. рублей, КПК
"Краснодарглавснаб" - 9,3 млн. рублей, Краснодарская биофабрика -
63,0 млн. рублей, ТОО "Бин-Си" - 44,3 млн. рублей, и другие.
Некоторыми предприятиями не представлялись авансовые справки
по налогу на прибыль, и дополнительные платежи не начислялись и не
уплачивались. В результате доначислено в бюджет по ЗАО "РДЖР по
маркетингу и продажам" - 65,3 млн. рублей, НОУ "Институт
современных технологий и экономики" - 9,4 млн. рублей, АО
"Кавказ-М" - 123,0 млн. рублей, АО "Грузовой автотранспорт" - 20,8
млн. рублей, АО "СиАЛ" - 199,0 млн. рублей, ООО "Радуга-М" - 0,9
млн. рублей, ЗАО "Юглесэнерго" - 3,0 млн. рублей, ТОО "Экстра" -
211,0 млн. рублей, ТОО "Предприятие МПК (мясоперерабатывающий
комплекс)" - 204,4 млн. рублей, СРАП "Краснодарэконефть" - 164,5
млн. рублей, совхоз "Солнечный" - 183,0 млн. рублей, и другие.
При наличии убытка за квартал предприятиями ВТК
"Кубань-импекс", "Ритм-Краснодар" исчислялись дополнительные
платежи, подлежащие возмещению из бюджета по ставке Центрального
банка России, в сумме соответственно 45,0 млн. рублей, 6,4 млн.
рублей.
Произведенными проверками расчетов налога с суммы превышения
фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой
величиной за 1995 год установлены факты неверного определения
нормируемой величины по фонду оплаты труда, расхождения данных по
численности персонала с формами статотчетности по труду.
В нарушение п. 2.15 Инструкции Государственной налоговой
службы Российской Федерации от 10.08.95 г. N 37 "О порядке
исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и
организаций" ТОО "Каск", Краснодарской продовольственной
корпорацией, ОАО "Кубаньнефтепродукт", МП "Мелисса", ТОО "Деметра"
неправильно исчислялась нормируемая величина расходов на оплату
труда, вследствие чего доначислен заниженный налог с сумм
превышения расходов на оплату труда - 50,5 млн. руб., штраф - 50,5
млн. руб., пеня - 33,2 млн. рублей.
В результате завышения налогоплательщиками численности в
расчетах налога с суммы превышения расходов на оплату труда
дополнительно начислено платежей в бюджет по: ТОО "Континенталь" -
0,5 млн. рублей, фирме "Славутич" - 2,1 млн. рублей, и др.
Анализ результатов камеральных проверок расчетов по налогу на
имущество показал, что большое количество ошибок допускается и в
расчетах налога на имущество.
В нарушение Закона Российской Федерации от 13.12.91 г. N
2030-1 "О налоге на имущество предприятий" и Инструкции
Государственной налоговой службы Российской Федерации от 08.06.95
N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество
предприятий" установлены факты расхождения остатков по счетам в
расчете среднегодовой стоимости имущества и указанных в балансе у
фирмы "Фрукты" (доначислено 14,2 млн. рублей), Краснодарский ЭТУС
(12,5 млн. рублей), межрайбаза крайпотребсоюза (60,0 млн. руб.),
Краснодарский художественно-творческий комбинат (6,0 млн. руб.), и
другие.
В связи с нарушением порядка расчета среднегодовой стоимости
имущества и неотражением в расчете результатов переоценки основных
средств, установленных постановлением Правительства Российской
Федерации от 25.11.95 N 1148 "О переоценке основных фондов",
приказа Минфина Российской Федерации от 19.12.95 N 130 "Об
отражении в бухгалтерском учете и отчетности результатов
переоценки основных фондов по состоянию на 01.01.96 г."
доначислено по "Кубаньлесхозпроекту" - 3,9 млн. рублей,
"Кубань-Питто" - 0,6 млн. рублей, АОЗТ "Кубанская недвижимость" -
4,3 млн. рублей, ТОО "Лесстройпродторг" - 0,4 млн. рублей, СФ
"Фриз" - 2,7 млн. руб., ИЧП "Айан-сервис" - 7,7 млн. рублей, СПГО
"Защита" - 8,4 млн. рублей, ТОО "Металлпластконструкция" - 2,5
млн. рублей, АО "Престиж" - 1,1 млн. рублей, ТОО "Ожидание" - 2,5
млн. рублей, и другие.
В нарушение статьи 1 Федерального закона от 13.12.91 N 2030-1
"О налоге на имущество предприятий" (с изменениями и
дополнениями), Инструкции N 33 от 08.07.95 г. Госналогслужбы
России (пункт 1), Закона Российской Федерации "О местном
самоуправлении" (статья 44, п. 7) головным предприятием АО ТКЦ
"ГАЗ" по месту нахождения структурного подразделения, не имеющего
отдельного баланса и расчетного (текущего) счета - СТО в поселке
Тлюстенхабль (Республика Адыгея), уплачивался налог на имущество
(за 1995 г. - 9,9 млн. руб., за 1996 г. - 43,6 млн. руб.).
Рядом предприятий допущена арифметическая ошибка в результате
неправильного применения ставки, неправильной методики расчета, в
результате доначислено по АООТ "Финансово-промышленный казачий
центр" - 2,0 млн. рублей, Краснодарской дистанции пути СКЖД - 10,7
млн. рублей, Хозрасчетному участку по водоснабжению и
водоотведению - 44,0 млн. рублей, АООТ "Промжелдортранс" - 20,0
млн. рублей, и др.
В нарушение п. 5 "к" Инструкции N 33 от 08.06.95 "О порядке
исчисления и уплаты налога на имущество" АООТ "Бурение"
неправильно применена льгота, предоставляемая предприятиям, в
объеме которых за отчетный год научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и экспериментальные работы составляют не
менее 70%, доначислено 74,6 млн. рублей.
Характерными нарушениями, установленными при проверке расчетов
по НДС и спецналогу, являются занижение облагаемого оборота,
невключение в облагаемый оборот авансов, полученных от покупателей
и заказчиков.
В нарушение Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1
"О налоге на добавленную стоимость" (с внесенными изменениями и
дополнениями) и Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39
"О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость"
имели место случаи занижения налогооблагаемой базы по налогу на
добавленную стоимость и спецналогу в связи с несоответствием
объема выручки в налоговых декларациях по налогу на добавленную
стоимость и спецналогу с аналогичными данными в отчете о
финансовых результатах и их использовании (ф. 2), в результате
доначислено ТОО "Контур" 2,2 млн. рублей налога на добавленную
стоимость и 0,2 млн. рублей - спецналога; СРАП "Краснодарэконефть"
1,0 млн. рублей - налога на добавленную стоимость; НПАО "Союз" -
3,4 млн. рублей НДС; ТОО "Ключ-Комплект" 3,8 млн. рублей НДС.
Допускаются случаи занижения налогооблагаемой базы по налогу
на добавленную стоимость и спецналогу по полученным авансам и
предоплатам от заказчиков (сч. 64) за счет невключения в
налогооблагаемую базу либо включения не в полном объеме сумм
полученных авансов и предоплат; доначислено по ТОО "Ренессанс" -
1,0 млн. рублей НДС; ТОО "Интеграл" - 2,8 млн. руб. налога на
добавленную стоимость; ТОО "Бин-Си" - 579,6 млн. рублей НДС, и др.
Краснодарское ТТУ суммы налога на добавленную стоимость,
уплаченные поставщикам по работам (услугам), отнесло на расчеты с
бюджетом, чем нарушался Закон Российской Федерации от 06.12.91 N
1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (изменения и дополнения
N 3), которым предусмотрено, что суммы налога на добавленную
стоимость, использованные при изготовлении продукции и
осуществлении операций, освобожденных от уплаты налога, должны
относиться на издержки (доначислено 1361,7 млн. рублей).
Аналогичные нарушения допущены РЭП-19 (27,7 млн. рублей), РЭП-23
(48,9 млн. рублей).
При исчислении налога на содержание жилищно-социального фонда
занижена налогооблагаемая база в связи с неправильным отражением
выручки от реализации продукции (работ, услуг), в нарушение
решения XV сессии Краснодарского городского Совета народных
депутатов XXI созыва от 23.04.93 N 15 (п. 6) "О налоге на
содержание жилищного фонда и объектов социальнокультурной сферы"
доначислено по ТОО "Контур" - 0,2 млн. рублей, ИЧП "Интеграл-2" -
0,7 млн. рублей, и другие.
В нарушение решения городской Думы Краснодара N 39 п. 6 от
19.09.96 "О налоге на содержание жилищного фонда и объектов
социально-культурной сферы" фирма "Гамаюн-2" необоснованно
применила льготу по налогу на ЖКХ, отмененную вышеуказанным
решением, в результате доначислено 3,8 млн. рублей.
У ряда предприятий оптовой торговли налог на содержание
жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы начислен с
товарооборота за минусом налога на добавленную стоимость с полной
стоимости товара: ООО "Элияр" - 0,2 млн. рублей, ТОО "Константа" -
0,2 млн. рублей.
Имеют место случаи неправильного применения ставки при расчете
налога на ЖКХ: ЗАО "Роскультимпекс" - 4,6 млн. рублей, и другие.
Одним из наиболее часто встречающихся нарушений является
заполнение в расчетах строки "сумма начисленных платежей", когда
вместо начисленной суммы ставится фактически перечисленная, что
приводит к занижению налогов. Вследствие выявленных фактов
доначислено: налога на прибыль по АООТ "Финансово-промышленный
казачий центр" - 1,9 млн. рублей, ИЧП "Зюйдмед" - 1,0 млн. рублей,
ГЭМК - 92,5 млн. рублей, ПО "Формат-АГ" - 2,3 млн. рублей; налога
на содержание объектов социально-культурной сферы по
"Кубаньлесхозпроекту" - 1,8 млн. рублей, хлебозаводу N 3 - 82,7
млн. рублей, Кубанскому казачьему банку - 5,8 млн. рублей, и др.
В нарушение Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1
"О плате за землю" некоторыми налогоплательщиками не применяется
при расчете налога на землю удвоенный коэффициент, в результате
доначислено по Компрессорному заводу - 96,0 млн. рублей.
Государственная налоговая инспекция по городу Краснодару
направляет данный обзор для изучения работниками отделов
камеральных проверок и принятия мер к выявлению и устранению
отмеченных нарушений налогового законодательства.
Начальник инспекции,
советник налоговой службы
I ранга
В.В.ГРУДИН
|