ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПИСЬМО
от 26 декабря 1996 г. N 02-1-11
О СОБЛЮДЕНИИ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ
НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ И ИМУЩЕСТВО ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Государственные налоговые
инспекции по городам и районам края
Государственная налоговая инспекция по Краснодарскому краю
направляет обзор характерных нарушений при рассмотрении писем,
заявлений, жалоб и разногласий по соблюдению налогового
законодательства при исчислении налога на прибыль и имущество
юридических лиц для изучения и устранения подобных нарушений в
работе.
Зам. начальника инспекции -
Государственный советник
налоговой службы III ранга
Л.А.КАБАКЧЕЕВ
ОБЗОР
РАССМОТРЕНИЯ ПИСЕМ, ЖАЛОБ, ЗАЯВЛЕНИЙ И РАЗНОГЛАСИЙ
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ПО СОБЛЮДЕНИЮ НАЛОГОВОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ (ДОХОД)
И ИМУЩЕСТВО ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Выполняя приказ Государственной налоговой инспекции по
Краснодарскому краю от 25.05.95 г. N 66 "Об организации проведения
документальных проверок юридических лиц и их эффективности" и
решения Коллегии п. 2 протокол 4 от 25.09.96 года "Об улучшении
контрольной работы налоговых органов края с юридическими лицами в
целях обеспечения налогов и других платежей в бюджетную систему
РФ", Государственными налоговыми инспекциями по городам и районам
края проведена определенная работа по контролю за соблюдением
налогового законодательства в части улучшения качества
документальных проверок.
Данный обзор подготовлен с целью активизировать работу
государственных налоговых инспекций по фактам характерных
нарушений налогового законодательства, допущенных работниками
нижестоящих налоговых инспекций при проверках и принятие мер по их
устранению при рассмотрении жалоб и разногласий.
Многие налоговые инспекции при проверках налогового
законодательства по исчислению и своевременному перечислению в
бюджет налогов со знанием дела, квалифицированно подходят к
исполнению действующего налогового законодательства,
инструктивного материала и Положений по бухгалтерскому учету, в
результате чего активно воздействуют на поступление платежей в
бюджет, принимают действенные меры по снижению и ликвидации
недоимки при работе с юридическими лицами.
При документальных проверках комитетов по земельным ресурсам
Армавирского, Курганинского и Мостовского районов было
установлено, что прибыль, полученная хозрасчетными группами при
указанных комитетах в течение всего периода их существования не
облагалась налогом на прибыль, в результате вышеназванным
комитетам были доначислены дополнительные платежи в бюджет вместе
со штрафными санкциями в суммах соответственно: 44 млн. рублей, 95
млн. рублей и 639,1 млн. рублей.
Это позволило Государственной налоговой инспекции по
Краснодарскому краю предложить краевому комитету по земельным
ресурсам и землеустройству привести учет доходов и расходов
хозрасчетных групп в городах и районах края нижестоящих комитетов
в соответствие с действующим законодательством.
При проверке Центра трудового обучения и профориентации
подростков и ТОО "СИБ" города Сочи установлено, что не облагались
платные услуги, предусмотренные Уставом государственного
муниципального образовательного учреждения, не связанные с
дополнительными образовательными программами этого учреждения и не
реинвестируемые в данное образовательное учреждение, в том числе
направленные на увеличение расходов по заработной плате, которые
являлись доходами от предпринимательской деятельности и подлежали
налогообложению в общеустановленном порядке. Предъявленные
штрафные санкции госналоговой инспекцией по Центральному району
города Сочи в сумме 120,7 млн. руб., в том числе по налогу на
прибыль 69,9 млн. руб. за нарушение налогового законодательства с
данного образовательного учреждения взысканы полностью. Жалоба,
направленная Центром трудового обучения в адрес госналоговой
инспекции по Краснодарскому краю, осталась неудовлетворенной.
В ходе проверки Кропоткинского локомотивного депо было
установлено, что предприятием за счет средств созданного
ремонтного фонда произведена реконструкция административного
здания локомотивного депо в сумме 416,8 млн. руб., которые
отнесены на себестоимость железнодорожных перевозок; кроме того, в
нарушение Положения о составе затрат, относимых на себестоимость
продукции (работ, услуг), утвержденного постановлением
Правительства РФ от 5.08.92 г. N 552 с внесенными в него
изменениями и дополнениями от 01.07.95 г. N 661, на себестоимость
железнодорожных перевозок списаны расходы в сумме 45,5 млн. руб.
по строительству, оборудованию и содержанию культурно-бытовых и
других объектов, а также расходы по оказанию помощи в деятельности
сторонних организаций.
Правомерность действий госналоговой инспекции по городу
Кропоткину подтверждена, жалоба налогоплательщика не
удовлетворена.
Вместе с тем анализ поступивших за 1996 год в Государственную
налоговую инспекцию по Краснодарскому краю и рассмотренных писем,
жалоб и разногласий свидетельствует о том, что в отдельных
налоговых инспекциях по городам и районам края не на должном
уровне применяется налоговое законодательство при исчислении
налогов и налогооблагаемой базы, штрафные санкции. Имеют место
случаи неправильного трактования работниками госналоговых
инспекций отдельных законодательных и нормативных документов,
допускают факты неправильного применения в практической работе
Законов РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
от 27.12.91 г. N 2118-1, "О налоге на прибыль предприятий и
организаций" от 27.12.91 г. N 2116-1, "О налоге на имущество
предприятий и организаций" от 13.12.91 г. N 2030-1, с учетом
последующих изменений и дополнений к ним, Положения о составе
затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг),
утвержденного постановлением Правительства РФ от 5.08.92 г. N 552,
изменений и дополнений к нему от 01.07.95 г. N 661, Указа
Президента РФ от 08.05.96 г. N 685 "Об основных направлениях
налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению
налоговой и платежной дисциплины", что приводит к возврату
материалов проверок и заключений по ним на дополнительные проверки
в соответствующие налоговые инспекции (АОЗТ "Птицефабрика
Динская"; ТОО фирма "Кавказ", гор. Анапа; АОЗТ
"Армавирпромбургаз"; Всекубанское казачье войско, гор. Краснодар;
ИЧП "Людмила", Староминской район; ПУ-73, Приморско-Ахтарский
район; ТОО "Весна" Мостовского района;
"Краснодарэлеваторспецстрой", гор. Краснодар, и другие).
Серьезные недостатки и упущения в организации работы по
соблюдению и исполнению налогового законодательства приводят в
ряде случаев к обоснованным жалобам и разногласиям со стороны
налогоплательщиков по актам проверок, к возврату необоснованно
взысканных в бюджет денежных средств и штрафных санкций.
За текущий период 1996 года только по налогообложению прибыли
(дохода) и имущества юридических лиц поступило более 330 писем,
заявлений, жалоб и разногласий (в том числе свыше 130 жалоб и
разногласий) на необоснованные действия государственных налоговых
инспекторов по городам и районам края при проведении проверок, о
возврате из бюджета необоснованно взысканных денежных средств в
сумме 16 млрд. 670 млн. рублей, из которых возвращено
налогоплательщикам более 9 млрд. рублей. Из общего количества
жалоб, разногласий удовлетворено - 19, в том числе частично - 11,
что составляет 14,6% к только поступившим жалобам и разногласиям.
Так, в ходе проверки государственной противопожарной службы
Калининского района госналоговой инспекцией не был учтен тот факт,
что с 01.01.96 г. указанная бюджетная организация в соответствии
со статьей 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и
организаций" от 27.12.91 г. N 2116-1 и Закона РФ "О внесении
изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ в связи
с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" от
27.12.95 г. N 211-ФЗ не является плательщиком налога на прибыль от
основной деятельности, а также не было учтено, что денежные
средства, полученные от предприятий, организаций за выполненные
работы в первом полугодии 1996 года были использованы по целевому
назначению. В результате жалоба бюджетной организации была
удовлетворена, штрафные санкции в размере 9,9 млн. руб. уменьшены.
В ходе документальной проверки АООТ
"Краснодарэлеваторспецстрой" территориальной налоговой инспекцией
N 5 по городу Краснодару не был учтен тот факт, что предприятие до
проведения документальной проверки самостоятельно внесло изменение
в бухгалтерский учет проверяемого периода (1994 г., 1995 г. и 1
полугодие 1996 г.) и все налоги в полном объеме внесло в доход
бюджета.
На основании п. 13 Указа Президента РФ от 08.05.96 г. N 685
"Об основных направлениях налоговой реформы в Российской
Федерации" госналоговой инспекции предложено сделать перерасчет
оспариваемых штрафных санкций в сумме 1169,5 млн. руб.,
предъявленных по акту документальной проверки.
АОЗТ "Армавирпромбургаз" в ходе документальной проверки
обоснованно доначислены платежи в бюджет вместе со штрафными
санкциями в сумме 11 млрд. 150 млн. руб., но вместе с тем
налоговая инспекция при проверке не учла того, что предприятие
самостоятельно и своевременно (до проверки налоговой инспекции)
исчислило и уплатило налог на прибыль.
В соответствии с требованиями вышеназванного указа исчисленные
и предъявленные ко взысканию пени в сумме 7 млрд. 250 млн. руб. в
полном объеме были возвращены налогоплательщику.
Кроме того, в отдельных госналоговых инспекциях слабо
поставлена разъяснительная работа среди налогоплательщиков по
исчислению налогооблагаемой базы при реализации продукции по ценам
не выше себестоимости или совершению товарообменных операций.
Так, после дополнительной проверки ТОО "Весна" Мостовского
района из доначисленных налоговых платежей по акту документальной
проверки в сумме 1153,8 млн. руб. предприятию возвращены 926,3
млн. руб. (в том числе по налогу на прибыль 347 млн. руб.) ввиду
неправильного исчисления средней цены реализации такой или
аналогичной продукции, рассчитанной за месяц, в котором
осуществлялся обмен горюче-смазочных материалов, для определения
налогооблагаемой прибыли.
По акту документальной проверки ООО "ЮСС" (акт от 26.09.96
г.), проведенной госналоговой инспекцией по Курганинскому району,
на выявленную заниженную выручку при реализации продукции по ценам
ниже себестоимости в сумме 95,1 млн. руб. за II полугодие 1995
года и I полугодие 1996 года обществом направлены возражения на
неправомерные действия госналоговой инспекции по данному вопросу.
Изучив материалы поступившей жалобы, госналоговая инспекция по
Краснодарскому краю установила, что работниками госналоговой
инспекции по Курганинскому району неправомерно была определена
рыночная цена пшеницы, и предложила провести дополнительную
проверку с учетом приказа МФ РФ от 26.12.94 г. N 170 п. 5 и ст. 2
Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от
27.12.91 г. N 2116-1.
После дополнительной проверки торгового центра "Стеклотара"
гор. Анапа ввиду неправильного применения госналоговой инспекцией
рыночных цен по реализации стеклопосуды по цене ниже себестоимости
из доначисленных по акту документальной проверки платежей в бюджет
в сумме 30,4 млн. руб. возвращено предприятию 15,6 млн. руб.
Следует отметить, что работниками отдельных налоговых
инспекций допускаются нарушения порядка реализации Указа
Президента РФ от 08.06.96 г. N 685 в части неправомерно
исчисленной и предъявленной ко взысканию пени по налоговым
платежам в завышенных размерах (0,7% вместо 0,3%).
ИЧП "Людмила" Староминского района по акту документальной
проверки (акт от 08.07.96 г.) предъявлены ко взысканию пени за
весь проверяемый период в размере 0,7% вместо 0,3%, завысив тем
самым размер предъявленной пени в 2,5 раза. После дополнительной
проверки сумма предъявленной к уплате пени в размере 3,4 млн. руб.
уменьшена до 1,3 млн. руб.
В ходе документальной проверки КФХ "Надежда" Павловского
района (акт от 31.05.96 г.) предъявлены ко взысканию пени в
размере 0,7% на сумму 1,3 млн. руб. вместо 0,3%, т.е. завышена
сумма пени в 2,5 раза.
В связи с поступающими с мест запросами следует остановиться
еще раз на вопросе о предоставлении льготы по налогу на имущество
предприятиям в соответствии с пунктом "ж" статьи 4 Закона РФ от
13.12.91 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", которым
определено, что имущество, используемое для образования запасов,
созданных в соответствии с решениями федеральных органов
исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и местного
самоуправления, налогом на имущество не облагается.
К таким запасам относятся основные средства, нематериальные
активы, запасы и затраты, временно законсервированные или
выведенные в резерв.
Для государственных предприятий основанием для освобождения от
налогообложения части имущества будет являться решение о его
консервации, принятое отраслевыми министерствами, ведомствами, для
негосударственных предприятий - решение законодательного органа
субъекта Российской Федерации или соответствующего органа
исполнительной власти по месту расположения этого юридического
лица. При этом следует иметь в виду, что имущество, которое
подлежит консервации, должно находиться в определенном комплексе,
имеющем законченный цикл производства.
Важное значение при оценке имущества для целей налогообложения
имеют результаты переоценки основных фондов, проводимой ежегодно
по постановлению Правительства РФ.
Постановлением Правительства РФ от 25.11.95 г. N 1148 "О
переоценке основных фондов" по состоянию на 1 января 1996 года
определено, что переоценке подлежат находящиеся на балансе
организаций здания, сооружения, передаточные устройства, машины,
оборудование, транспортные средства и другие виды основных фондов,
независимо от технического состояния (степени износа), как
действующие, так и находящиеся на консервации, в резерве, запасе
или незавершенном строительстве.
Подлежат переоценке основные фонды, подготовленные к списанию
ввиду их физического или морального износа, но не оформленные в
установленном порядке актами на списание.
Результаты проведенной переоценки основных фондов сообщались
органам государственной статистики до 15 февраля 1996 года и
отражались в бухгалтерском балансе организаций по состоянию на 1
апреля 1996 года, в т.ч. во вступительном балансе по графе "На
начало года". Других сроков не предусмотрено.
Если организация до 15 февраля 1996 года не произвела
переоценку основных фондов по состоянию на 1 января 1996 года, то
она утратила право прямого пересчета стоимости основных фондов по
рыночным ценам. В этом случае налоговые органы должны обеспечить
переоценку основных фондов путем индексации для приведения их
балансовой стоимости в соответствие с действующими ценами и
условиями производства.
К налогоплательщикам, которые в указанные выше сроки не
провели переоценку основных средств по состоянию на 1.01.96 г.,
чем занизили налогооблагаемую базу, применяются меры
ответственности в соответствии с налоговым законодательством.
Результаты уточненной переоценки после 1.04.96 г. по
инициативе предприятия не учитываются при исчислении налога на
имущество организаций.
Следует отметить, что отдельными ГНИ по городам и районам края
не проводится разъяснительная работа среди налогоплательщиков по
порядку обжалования действий госналоговых инспекций в соответствии
со статьей 14 Закона РСФСР от 21.03.91 г. "О государственной
налоговой службе РСФСР" с учетом внесенных изменений и дополнений,
в результате чего за 9 месяцев 1996 г. 16 налогоплательщиков из
городов Краснодара, Геленджика, Новороссийска и Сочи,
Приморско-Ахтарского, Темрюкского и других районов обратились за
разъяснениями в Государственную налоговую службу Российской
Федерации, минуя ГНИ по Краснодарскому краю, тогда как действующим
законодательством первой инстанцией обжалования решений налоговых
органов и действий их должностных лиц является ГНИ района, города.
Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются не позднее
одного месяца со дня поступления жалобы. О результатах
рассмотрения материалов проверки во всех случаях сообщается
налогоплательщику в письменной форме.
Государственная налоговая инспекция по Краснодарскому краю
доводит до сведения, что письмом от 14.11.96 г. N 02-1-11 всем
госналоговым инспекциям по краю направлены методические
рекомендации "О рассмотрении жалоб и разногласий по актам
документальных проверок налогоплательщиков" для руководства и
четкого применения при рассмотрении жалоб, разногласий, заявлений
налогоплательщиков, поступивших в государственные налоговые
инспекции по городам и районам края.
Зам. начальника инспекции -
Государственный советник
налоговой службы III ранга
Л.А.КАБАКЧЕЕВ
|