УТРАТИЛ СИЛУ
ПИСЬМО Управления МНС по краю от 22.05.2001 N 02-02-21
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
ПИСЬМО
от 30 сентября 1996 г. N 04-10
ОБЗОР ХАРАКТЕРНЫХ НЕДОСТАТКОВ, ОШИБОК И НАРУШЕНИЙ
НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ДОПУЩЕННЫХ НАЛОГОВЫМИ
ОРГАНАМИ КРАЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК
И ОФОРМЛЕНИИ АКТОВ ПРОВЕРОК ПО НАЛОГУ
НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Государственная налоговая инспекция по Краснодарскому краю
направляет для руководства и использования в практической работе
обзор характерных ошибок и нарушений в применении налогового
законодательства по налогу на добавленную стоимость при проведении
налоговыми органами края документальных проверок и рекомендации по
их устранению.
Зам. начальника инспекции -
Государственный советник
налоговой службы III ранга
С.В.ДЕРКАЧ
Приложение
к разъяснению Государственной налоговой
инспекции по Краснодарскому краю
от 30 сентября 1996 г. N 04-10
ОБЗОР
ХАРАКТЕРНЫХ НЕДОСТАТКОВ, ОШИБОК И НАРУШЕНИЙ НАЛОГОВОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ДОПУЩЕННЫХ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ КРАЯ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК И ОФОРМЛЕНИИ
АКТОВ ПРОВЕРОК ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Анализ поступивших в ГНИ по Краснодарскому краю писем, жалоб и
возражений налогоплательщиков по материалам документальных
проверок, проводимых налоговыми инспекциями по городам и районам
края, свидетельствуют о том, что налоговыми органами края в
соответствии с приказом Государственной налоговой инспекции по
Краснодарскому краю от 25.05.95 г. N 66 "Об организации проведения
документальных проверок юридических лиц и их эффективности" и п. 2
решения коллегии от 30.05.96 г. проводится определенная работа по
повышению качества документальных проверок, их эффективности и
результативности. Акты проверок носят более целенаправленный,
конкретный характер, отражающий необходимые вопросы, подлежащие
проверке, содержат пояснения и расшифровки допущенных
налогоплательщиками нарушений.
В то же время, в силу ряда объективных причин, связанных с
применением налогового законодательства по налогу на добавленную
стоимость, а также все еще недостаточный уровень квалификации
приводят к многочисленным ошибкам налоговых работников и
необоснованному доначислению и уменьшению налогов и применению
штрафных санкций. В результате ГНИ по Краснодарскому краю
отменяются принятые решения налоговых органов.
Из поступивших в 1996 году в ГНС РФ и ГНИ по Краснодарскому
краю 67 жалоб налогоплательщиков 32 удовлетворены полностью или
частично, при этом отменены суммы НДС и спецналога, незаконно
предъявленные налогоплательщикам, включая штрафные санкции в
размере 35181.8 млн. рублей.
Наиболее характерные ошибки и нарушения при проведении
проверок работниками налоговых органов имеют место при:
- доначислении сумм НДС за счет занижения предприятиями
объекта налогообложения при реализации продукции и товаров по
ценам не выше их фактической себестоимости;
- возмещении входного НДС, в том числе по товарообменным
операциями;
- применении льгот по налогу на добавленную стоимость;
- привлечении к налогообложению полученных денежных средств;
- в применении штрафных санкций на доначисленные в ходе
проверок сумм НДС.
При этом некачественное оформление актов, нечеткие записи,
отсутствие ссылок на статьи и пункты законов, отсутствие расчетов
и расшифровок доначисленных или уменьшенных сумм не позволяет
сделать вывод о достоверности произведенных записей в актах
проверок, обоснованности доначисленных или уменьшенных сумм
налогов и примененных штрафных санкций.
Так, по результатам проверки комбината "Азовский" (ГНИ по
г. Тихорецку) доначислены суммы НДС и спецналога за занижение
объектов налогообложения. Однако, вопросы правильности определения
сумм входного налога в акте отражены не были, поэтому признать
правомерность исчисленных к уплате налогов оказалось невозможным и
акт проверки был направлен в налоговую инспекцию на доработку.
Также были отправлены на доработку акты проверок фирмы
"Кавказ" (ГНИ по курорту Анапа), крайпотребсоюза (ТГНИ N 3
г. Краснодара), АОЗТ "Бирбино" (ГНИ по Темрюкскому району) и др.
1. В ходе рассмотрения в ГНИ по Краснодарскому краю большое
количество разногласий предприятий по актам проверок касается
фактов доначислений НДС и спецналога по реализации по ценам не
выше фактической себестоимости.
При проведении документальных проверок за ряд лет отдельные
работники не изучают детально законодательный и инструктивный
материал по периодам их действия и распространяют действие
последних нормативных актов на все предыдущие периоды, в
результате предприятиям необоснованно доначисляют суммы налогов и
предъявляют финансовые санкции.
По выявленным фактам реализации продукции по ценам не выше
фактической себестоимости следует иметь в виду, что в зависимости
от проверяемого периода налоговое законодательство регулировало
этот вопрос таким образом. По оборотам с 1992 года по 13 августа
1994 г. следует руководствоваться статьей 4 Закона РФ от
06.12.91 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (в
редакции Закона от 22.12.92 г. N 4178-1), согласно которой
правомерно облагаемого оборота исходя из рыночных цен, но не ниже
цен, определенных с учетом фактической себестоимости и прибыли,
исчисленной по предельному уровню рентабельности, установленному
Постановлением Правительства РФ от 11.08.92 г. N 576 "О
государственном регулировании цен и тарифов на продукцию и услуги
предприятий - монополистов в 1992 - 1993 г.г.". По оборотам с 13
августа 1994 г. основанием служит Указ Президента РФ от 10.08.94
г. N 1677 "Об уточнении действующего порядка взимания налога на
прибыль и налога на добавленную стоимость" и с 10 декабря 1994 г.
- Федеральный Закон РФ от 06.12.94 г. N 57-ФЗ "О внесении
изменений в Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость". При этом
во всех случаях доведение цен до рыночных следует производить по
отдельным отгрузкам конкретной продукции (товаров).
1.1. В ходе проверки торгового центра "Русь" (ГНИ по
Славянскому району) доначисление НДС произведено в целом за год, а
следовало за каждый отчетный период в отдельности, в соответствии
с разъяснениями ВАС РФ от 10.03.94 г. N ОЩ-7/ОП-142. Кроме того,
доводить цены реализации товаров до уровня фактической
себестоимости нужно было только по товарам, по которым не
предусмотрены предельные размеры наценок и надбавок, в
соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского
края от 22.10.93 г. N 387 и от 18.11.93 г. N 430). Следует
отметить, что указанный перечень товаров сокращен постановлением
главы администрации Краснодарского края от 27.12.95 г. "О мерах по
упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) в
Краснодарском крае".
По результатам рассмотрения жалобы уменьшено финансовых
санкций по НДС за 1993 год - 4852,) тыс. рублей, за 1994 год -
5051,1 тыс. рублей по НДС и 158 тыс. рублей по спецналогу, пени
уменьшено 22911 тыс. рублей.
1.2. В соответствии с письмом ГНС РФ от 23.09.93 г.
N ВЗ-4-05/150н и от 10.06.93 г. N 05-1-09/13 и ГНИ по
Краснодарскому краю от 27.08.93 г. N 04-10 для исчисления НДС по
реализации сельхозпродукции применяется себестоимость, сложившаяся
в отчетном периоде, и перерасчета по фактически сложившейся
годовой себестоимости сельхозпродукции производить не следует.
Однако при проверке ТОО "Гостагаевское" ГНИ по курорту Анапа были
начислены финансовые санкции по НДС при доведении цен реализации
сельхозпродукции до уровня фактически сложившейся за год
себестоимости.
2. Большое количество ошибок допускается при проверке
предприятий по суммам НДС, предъявляемых к возмещению из бюджета.
2.1. При осуществлении предприятиями товарообменных операций в
1992 - 1995 г.г. в случае приобретения материальных ресурсов в
счет поставки собственных товаров (работ, услуг), суммы входного
НДС и спецналога подлежат зачету (возмещению) в момент реализации
собственной продукции, т.е. при подтверждении факта поставки
собственной продукции, по которой налоги исчислены в установленном
порядке.
ГНИ по Усть-Лабинскому району в ходе проверки ПСХ
"Суворовское" не приняты к возмещению суммы НДС и спецналога
(590146 тыс. рублей и 91854 тыс. рублей соответственно) по
оприходованным материальным ресурсам, оплаченным в 1994 - 1995
г.г. головным предприятием "Мострансгаз" (структурным
подразделением которого оно является). В соответствии с Законом "О
налоге на добавленную стоимость" ПСХ "Суворовское" как
предприятие, осуществляющее сезонную заготовку ТМЦ до 01.05.95 г.
согласно Закону РФ от 25.04.95 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную
стоимость" в общеустановленном порядке, должно предъявлять к
возмещению суммы входного НДС и спецналога по оприходованным и
оплаченным материальным ресурсам. При рассмотрении жалобы
предприятия рекомендовано уменьшить доначисленные суммы НДС и
спецналога на суммы входных налогов в части собственной продукции
ПСХ, реализованной в адрес АО "Мострансгаз", в результате
уменьшены доначисленные суммы НДС на 25616 тыс. рублей и
спецналога на 7539 тыс. рублей.
2.2. Много вопросов возникает в ходе проверок о правомерности
отнесения на расчеты с бюджетом сумм налогов по приобретенным ТМЦ
в зависимости от оформления расчетных и первичных документов.
В ходе проверки совхоза "Восход" (ГНИ по Адлерскому району
г. Сочи) за IV квартал 1994 г. и февраль 1995 г. не приняты к
уменьшению суммы НДС - 24950,9 тыс. рублей и СН -
3863,0 тыс. рублей по оплаченным ТМЦ, которые были выделены в
первичных учетных документах и не выделены в расчетных документах
(согласно письма МФ N 04-03-11 от 30.08.94 г.). Однако, если факт
приобретения товаров (работ, услуг) подтверждается первичным
документом поставщика (накладная, счет - фактура и др.), на
основании которого производится оформление расчетных документов и
где суммы НДС и спецналога выделены отдельной строкой, то при
оприходовании и оплате таких товаров (работ, услуг) принятие к
зачету (возмещению) сумм уплаченных налогов возможно и на
основании первичных документов.
2.3. В ходе проверок нередко возникают вопросы о правомерности
возмещения сумм НДС в размере 20 % по приобретенным зерну,
зерносеменам, комбикорму, отрубям и фуражу, если в счетах на
поставку в 1993 - 1995 г.г. налог выделен по указанной ставке.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ "О налоге на добавленную
стоимость" от 06.12.91 г. N 1992-1 реализация продовольственных
товаров (кроме подакцизных) и реализация для промышленной
переработки и промышленного потребления сельскохозяйственной
продукции продовольственного назначения, продукции пищевых
отраслей должна осуществляться с 01.01.93 г. по ставке налога на
добавленную стоимость в размере 10 процентов.
Однако, учитывая, что в течение 1993 г. и с 28 апреля по
18 ноября 1995 г. четких указаний о разграничении
продовольственных товаров по которым принимается ставка в размере
10 процентов, в том числе на зерно, комбикорма, корневые смеси,
зерновые отходы, отруби и фураж не имелось, производить
перерасчеты за прошедшие периоды, если применялись иные ставки,
с бюджетом по уплате и возмещению налога и применять штрафные
санкции в ходе документальных проверок не следует.
2.4. Имеют место случаи неправильного применения ставки НДС по
реализации продукции.
Во II квартале 1994 г. АООТ "Отрадненское хлебоприемное
предприятие" (ГНИ по Отрадненскому району) в счетах за оказанные
предприятиям и организациям услуги по подработке, сортировке и
хранению зерна указывало суммы НДС, исходя из ставки 20 процентов.
В ходе документальной проверки произведен перерасчет сумм
налога, исходя из ставки 10 процентов, как это было предусмотрено
действовавшим в том периоде законодательством, и начислено к
уменьшению 1854,1 тыс. рублей НДС.
Однако, поскольку оплата сумм НДС потребителями услуг
производилась по ставке 20 процентов и в дальнейшем, в этих же
размерах предъявлялась к зачету (возмещению) из бюджета перерасчет
производить не следовало.
3. Следует более внимательно относится в ходе проверок к
льготируемым, в соответствии с налоговым законодательством,
оборотам по реализации товаров (работ, услуг).
3.1. Федеральным Законом от 01.04.96 г. N 25-ФЗ "О внесении
изменений и дополнений в Закон РФ "О налоге на добавленную
стоимость" освобождены от налогообложения работы и услуги по
реставрации и охране памятников истории и культуры, охраняемых
государством. До введения указанного закона в действие, в
соответствии с письмом ГНС РФ и МФ РФ от 07.08.92 г. N
ВЗ-6-05/251, 70 отмененного инструкцией ГНС РФ от 11.10.95 г. N
39, освобождалась от налога на добавленную стоимость реставрация и
охрана памятников культуры и искусства для бюджетных средств,
согласно договору с Комитетом по охране историко - культурного
наследия Краснодарского края, и доначислено в ходе проверки НДС -
5040 тыс. рублей, спецналога 756,4 тыс. рублей.
3.2. В ходе проверки Сочинского отдела Русского
географического общества РАН привлечены к обложению НДС научно -
исследовательские работы по договору с территориальным комитетом
по охране окружающей среды, финансируемые за счет средств
Сочинского территориального экологического фонда, и доначислено
НДС - 4758,9 тыс. рублей, СН - 607,0 тыс. рублей и начислены
штрафные санкции.
Рекомендовано ГНИ по Хостинскому району г. Сочи не взыскивать
указанные суммы и штрафные санкции в виду того, что в соответствии
с пунктом 1 статьи 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость"
от налога освобождаются НИОКР, выполняемые в т.ч. за счет
образованных для этих целей внебюджетных фондов министерств,
ведомств и ассоциаций, и, учитывая, что основными задачами и
направлениями средств экологического фонда является, в том числе,
и финансирование научных исследований по охране окружающей
природной среды, выполняемые этой организацией.
3.3. При проверке предприятий занимающихся строительством
жилья, в соответствии с пунктом 1 "Т" Закона не следует взыскивать
налог на добавленную стоимость по подрядным и субподрядным
работам, выполненным с 01.10.92 г. по 28.01.95 г. независимо от
источника финансирования, включенным в сводный сметный расчет
стоимости строительства жилого дома по главам распределения
средств, за исключением проектно - изыскательских работ, которые
облагаются в общеустановленном порядке.
В условиях массового строительства микрорайонов индивидуальных
жилых домов, в случае, если составляется сводный сметный расчет
стоимости жилого микрорайона, от НДС может быть освобождена
стоимость работ, которые облагаются в общеустановленном порядке.
В условиях массового строительства микрорайонов индивидуальных
жилых домов, в случае, если составляется сводный сметный расчет
стоимости жилого микрорайона, от НДС может быть освобождена
стоимость работ, выполненных с 01.10.92 г. по 28.04.95 г. по
локальным сметам на строительство, инженерное оснащение,
благоустройство жилых домов, строительство подводящих инженерных
сетей к домам с учетом прочих затрат, относящихся к стоимости
строительства жилых домов.
В общеустановленном порядке облагается налогом стоимость работ
по благоустройству территории микрорайона, устройству дорог,
уличных инженерных сетей, объектов подсобного и обслуживающего
назначения.
Этими же критериями следует руководствоваться при освобождении
от налогообложения работ по строительству жилых домов, в
соответствии с Законом РФ от 01.04.96 г. N 25-ФЗ, не менее 40
процентов финансирования которых производится за счет бюджетов
различных уровней и целевых внебюджетных фондов.
4. Большое количество жалоб налогоплательщиков связано с
практическим применением пункта 14 Указа Президента РФ от
22.12.93 г. N 227. "О некоторых изменениях в налогообложении и во
взаимоотношениях бюджетов различных уровней" в частях привлечения
к обложению НДС средств, полученных от других предприятий. При
этом действия ГНИ по городам и районам края по этому вопросу не
всегда оказывается правомерными.
4.1. В ходе проверки Комитета по земельным ресурсам и
землеустройству Мостовского района привлечены к налогообложению
средства, поступающие на счет Комитета за возмещение потерь
сельхозпроизводства. В результате рассмотрения материалов проверки
доначисленные суммы налогов и финансовые санкции были отменены,
принимая во внимание, что согласно действующего законодательства
указанные средства объектом обложения не являются.
4.2. ТГНИ N 3 г. Краснодара в ходе документальной проверки
привлечены к обложению НДС и спецналогом денежные средства,
полученные крайпотребсоюзом в качестве авансовых платежей под
поставку соли в размере торговой наценки.
Учитывая, что средства, полученные от нижестоящих
подразделений только аккумулировались у крайпотребсоюза для
последующей передачи в оплату продукции поставщикам, продукция
отгружалась непосредственно предприятиям - грузополучателям и,
принимая во внимание, что указанные средства в коммерческих целях
не использовались, доходов от данной операции крайпотребсоюз не
получал, рассматривать их как предоплаты и авансы в счет
предстоящей поставки товаров и взыскивать по ним НДС в сумме 10169
тыс. рублей и спецналог - в сумме 1990,0 тыс. рублей не следует.
4.3. Следует иметь в виду, что полученные заказчиками согласно
заключенным договорам денежные средства от предприятий дольщиков
или физических лиц в порядке долевого участия на строительство
объектов, являются источником целевого финансирования и, в
соответствии с письмом ГНС РФ от 26.01.96 г. N 03-1-09/27, не
подлежат обложению налогом на добавленную стоимость, если размер
долевого участия в строительстве каждого дольщика не превышает
фактические затраты по строительству переданной части объекта
предприятию - дольщику или физическому лицу.
Данные средства аккумулируются у заказчика и передаются
непосредственному исполнителю работ - подрядной организации.
Оплата выполненных работ за счет средств дольщиков производится с
налогом на добавленную стоимость в соответствии с действующим
законодательством.
В случае, если заказчик несет и функции исполнителя работ
собственными силами полученные им средства не облагаются в
пределах средств перечисленных подрядным организациям за
выполненные ими работы. Денежные средства, полученные под
выполнение работ заказчиком собственными силами следует
рассматривать как авансы и предоплаты и облагать налогом на
добавленную стоимость в общеустановленном порядке в соответствии с
Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость".
5. При рассмотрении жалоб налогоплательщиков по актам проверок
в каждой из них возникают вопросы по применению штрафных санкций,
при этом имеют случаи неправильного их применения.
5.1. Согласно письму ГНС РФ от 29.10.93 г. N ВЗ-4-05/169
завышение дебетовых оборотов по НДС приравнивается к нарушениям по
занижению облагаемых оборотов, поэтому применение штрафных санкций
в соответствии с пунктом 1 а статьи 13 Закона от 27.12.91 г.
N 2119-1 "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" правомерно.
В ходе проверки совхоза "Восход" г. Сочи (ГНИ по Адлерскому
району) доначислены суммы НДС и применены штрафные санкции по
отчетным периодам по отнесенным предприятием на расчеты с бюджетом
суммам НДС по приобретенным ТМП, оплата за которые была
произведена в последующих отчетных периодах, включенных в
проверяемый период, доначисление сумм налогов и штрафных санкций
производить не следует, поскольку на момент проверки условия
отнесения к зачету (возмещению) сумм налогов по оплаченным работам
(услугам) соблюдено. В данном случае следовало предъявить только
суммы пени. Ко взысканию в бюджет следует предъявлять суммы НДС
вместе с штрафными санкциями, неоплаченные на момент последней
отчетной даты проверяемого периода, отнесенные предприятием на
расчеты с бюджетом.
5.2. По результатам проверки частного торгово -
производственного предприятия "МАК" (ГНИ по Динскому району)
неправомерно применен штраф в размере 100 процентов от
доначисленной суммы налога за неправильное применение ставки (10
вместо 20 процентов) по алкогольной продукции на сумму 144,8 тыс.
рублей, а также применения расчетной ставки НДС в размере 16,67
процента из-за отсутствия на предприятиях раздельного
аналитического учета товаров в размере установленных ставок (10 и
20 процентов) налога на сумму 622,3 тыс. рублей.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 13 Закона РФ
от 27.12.91 г. N 2119-1 "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" штраф в размере суммы доначисленного налога применяется
сокрытый или неучтенный объект налогообложения.
Но поскольку, указанные выше нарушения связаны с
неправильным счислением налога, а облагаемые обороты (выручка или
доходы) определены предприятием верно, т.е. нет факта сокрытия
(неучета) объекта налогообложения, то штрафные санкции в размере
100 процентов доначисленного налога предусмотренные подпунктом "а"
п. 1 ст. 13 данного закона применять не следовало.
5.3. Допущенные предприятием ошибки при составлении налоговых
деклараций и, как следствие, неправильное исчисление налогов и
уплаты его в бюджет, должны быть выделены при камеральной проверке
расчета налоговыми органами и своевременно устранены. В указанных
случаях суммы налога взыскиваются в бюджет без применения штрафных
санкций, предусмотренных пунктом 1 а статьи 13 Закона "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации" с начислением пени.
В ходе проверки совхоза "Восход" г. Сочи выявлено включение
предприятием в расчеты по НДС сумм, уплаченных в предыдущем
периоде бюджет (Д-т 68 К-т 51), которое не связано с завышением
сумм НДС по приобретенным материальным ресурсам и с занижением
облагаемого оборота, и за III - IV кварталы 1994 г. доначислено
13836,3 тыс. рублей НДС и 6121,6 тыс. рублей спецналога, применен
штраф 100 %. Указано ГНИ по Адлерскому району штраф 100 %
отменить.
При проверке Ейского элеватора (ГНИ по Ейскому району) также
применен штраф 200 % на суммы налогов, повторно включенные
плательщиком в декларацию, уплаченные в бюджет в предыдущем
периоде. Штраф отменен, предъявлены к взысканию суммы налогов и
пени.
КФХ "Колос" (ГНИ по Тихорецкому району) сумма налога, ранее
исчисленную с авансовых платежей отразило по строке 8 расчета
(вместо 6). В результате возникла нереальная недоимка, поскольку к
уплате в бюджет ГНИ проведена большая сумма, не связанная с
оборотами по реализации, на сумму этой нереальной недоимки
начислялась пеня, которую рекомендовано отменить.
5.4. ГНС РФ и МФ РФ письмом от 10.05.95 г. N ВГ-14-17н
сообщили, что в случаях, когда налогоплательщик самостоятельно до
проверки налоговыми органом выявил ошибки в установленном порядке,
внес исправления в бухгалтерскую отчетность и в расчеты по налогам
и платежам, финансовые санкции, предусмотренные пунктом 1а статьи
13 Закона "Об основах налоговой системы в РФ", не применяются. В
указанных случаях с налогоплательщика взимается пеня за
несвоевременную уплату налогов.
Однако, в ходе проверки подсобного сельского предприятия
"Ейское" не приняты отдельные исправительные проводки,
произведенные хозяйством не оплаченные счета, где сумма налога
причиталась к возмещению.
Согласно пункту 13 Указа Президента от 08.05.96 г. технические
ошибки при составлении и расчете налоговых платежей,
самостоятельно выявленные налогоплательщиком, не являются
налоговыми нарушениями и по ним с 20 мая 1996 года пеня не
взыскивается, в случае, если налогоплательщик внес исправления в
бухгалтерскую отчетность и в расчеты по налогам до проверки
налоговым органом.
5.5. Согласно статьи 13 Закона "Об основах налоговой системы в
РФ" ответственность налогоплательщика возникает только при
сокрытии и неучете объекта налогообложения, а в случае
неправильного отражения в расчетах сумм авансов и, соответственно,
налогов, допущенные ошибки устраняются уплатой налогов по мере
реализации товаров, а ответственность налогоплательщика
прекращается уплатой налога (статья 11 Закона).
ТГНИ N 2 г. Краснодара привлечены к обложению суммы авансов,
фактически освоенных НПО "Муссон ЛТД" на дату последнего отчетного
периода (1.10.94 г.), и по ним НДС и СН к началу проведения
проверки внесен в бюджет по мере реализации, за просрочку внесения
платежа следует начислить пеню без применения штрафных санкций.
Аналогично, в ходе проверки АООТ "СиАЛ" штрафные санкции
начислены с учетом сумм недоимки по авансам. При рассмотрении акта
предложено отменить штраф 100 % по авансам в сумме 122309 тыс.
рублей по НДС 26985 тыс. рублей, по спецналогу.
В этом случае могут быть доначислены суммы НДС и СН с авансов,
не зачтены в реализацию в проверяемом периоде с применением штрафа
100 % и пени.
5.6. При исчислении пени на доначисленные суммы налогов
следует учитывать суммы налогов, излишне начисленные и уплаченные
в бюджет, а также суммы переплат налогов по лицевому счету
плательщика. С учетом изложенного, ГНИ по г. Туапсе рекомендовано
произвести перерасчет пени по акту проверки Туапсинского
судомеханического завода, с учетом переплаты по лицевому счету.
5.7. Следует отметить, что финансовые санкции по налогу на
добавленную стоимость и спецналогу, в соответствии с разъяснениями
Высшего Арбитражного суда от 10.03.94 г. N ОЩ-7/ОП-142, следует
применять за те налогооблагаемые периоды, в которых допущены
нарушения, поскольку данный налог не является налогом, исчисляемым
нарастающим итогом. Однако продолжается практика применения
финансовых санкций в виде штрафа 100 % с сумм исчисленных
нарастающим итогом по году или за весь проверяемый период
(например акт проверки КХ Монастырского, ГНИ по Крымскому району).
5.8. Финансовые санкции, предъявленные предприятием по итогам
документальных проверок, отражаются в бухгалтерском учете
следующим образом.
Суммы штрафов и пеней (как за прошлые, так и за текущий год),
подлежащие взысканию по актам проверок, источниками уплаты которых
является прибыль (доход), остающаяся в распоряжении предприятия
после уплаты налогов, отражаются по дебету счета 81 "Использование
прибыли", в корреспонденции с кредитом счета 68, субсчет "Расчеты
с бюджетом по НДС".
Дополнительно исчисленные суммы налогов и сборов (НДС, налог
на имущество предприятий и др.) прошлых лет, относимые в конечном
итоге на уменьшение налогооблагаемой прибыли (дохода) включается в
отчетные данные текущего года и отражаются в бухгалтерском учете
по дебету счета 80 "Прибыли и убытки" (субсчет "Прибыли и убытки"
прошлых лет, выявленные в отчетном году) в корреспонденции с
кредитом 68 "Расчеты с бюджетом" (субсчет "Расчеты с бюджетом по
НДС").
Суммы налогов, дополнительно исчисленные в результате
исправления искажений, допущенных в текущем году отражаются в
учете по учету балансовых счетов, на которых осуществляется учет
источников уплаты этих налогов, в корреспонденции с кредитом счета
68 "Расчеты с бюджетом".
Следовательно, суммы НДС, доначисленные за текущий год
вследствие неучета (занижения) объекта обложения (выручки)
подлежат восстановлению вместе с суммой выручки на соответствующий
счет реализации (счета 46, 47, 48) в том отчетном периоде, в
котором были обнаружены данные нарушения; и в дальнейшем
списываются в кредит счета 65 субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС".
Суммы НДС, доначисленные за текущий год вследствие завершения
дебетовых оборотов восстанавливаются в учете бухгалтерской
записью: дебет соответствующего субсчета 19 "НДС по приобретенным
ценностям" - кредит счета 68, субсчет "расчеты с бюджетом по НДС"
(либо сторнировочной записью по дебету счета 68 и кредиту счета 19
соответствующих субсчетов).
При установлении фактов завышения в текущем году дебетовых
оборотов за счет отнесения в дебет счета 68 сумм НДС по материалам
(работам, услугам), использованным для непроизводственной сферы,
имеющей специальные источники финансирования, делается, как было
отмечено выше, восстановительная бухгалтерская проводка: кредит
счета 68 субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС" и дебет
соответствующих счетов учета источников финансирования (покрытия).
Доначисленные и взысканные по актам проверок суммы налога в
налоговые декларации не включаются и повторно в бюджет не
вносятся.
5.9. По проверкам, законченным после 20 мая 1996 г., при
начислении финансовых санкций следует руководствоваться
положениями Указа Президента РФ от 08.05.96 г. N 685 "Об основных
направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по
укреплению налоговой платежной дисциплины" с учетом разъяснений
ГНС РФ от 28.06.95 г. N ПВ-6-09/450.
В частности, пунктом 14 Указа установлено, что начиная с
20.05.96 г. начисление и взыскание пени в размере 0,3 процента за
каждый день просрочки платежа производится на всю сумму, недоимки
во все уровни бюджетов, сложившуюся по состоянию на 20 мая 1996
года и на вновь образующуюся недоимку, т.е. за весь проверяемый
период.
В целях наиболее полной мобилизации поступлений налогов в
бюджетную систему, улучшения качества проверок, искоренения ошибок
при их проведении работникам налоговых инспекций следует
руководствоваться положениями настоящего обзора, более внимательно
относится к изучению налогового законодательства с учетом всех его
изменений, по периодам проверки, обстоятельно разъяснять
налогоплательщикам налоговое законодательство и согласовывать с
предприятиями результаты документальных проверок.
Зам. начальника инспекции -
Государственный советник
налоговой службы III ранга
С.В.ДЕРКАЧ
|