7 августа 1996 года N 41-КЗ
-------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
О ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСАХ,
ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЯХ
И КУРОРТАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
(в ред. Законов Краснодарского края
от 03.06.2003 N 585-КЗ, от 28.12.2004 N 818-КЗ)
Принят
Законодательным Собранием Краснодарского края
23 июля 1996 года
Руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Гражданским
кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской
Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральными
законами "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных
местностях и курортах", "Об особо охраняемых территориях", "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", Законом Российской Федерации "О недрах", Законами
Краснодарского края "Об особом порядке землепользования в
Краснодарском крае", "О Законодательном Собрании Краснодарского
края" и другими действующими законодательными актами Российской
Федерации, Краснодарского края, признавая важную роль курортного
дела в укреплении здоровья населения и развитии экономики
Краснодарского края, где курортная отрасль является одной из
ведущих и перспективных отраслей экономики, стремясь к
совершенствованию правового механизма, обеспечивающего развитие
санаторно-курортного комплекса в интересах населения
Краснодарского края и России в целом с учетом региональных условий
и особенностей края в качестве субъекта Российской Федерации,
Законодательное Собрание Краснодарского края принимает настоящий
Закон.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
природные лечебные ресурсы - минеральные воды, лечебные грязи,
рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и
условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и
организации отдыха. Лечебные свойства природных объектов и условий
устанавливаются на основании научных исследований, многолетней
практики и утверждаются федеральным органом исполнительной власти,
ведающим вопросами здравоохранения;
лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая
природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения
и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения;
курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических
целям особо охраняемая природная территория, располагающая
природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации
зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры;
курорт федерального значения - освоенная и используемая в
лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная
территория, находящаяся в установленном порядке в ведении
федеральных органов государственной власти;
курорт краевого значения - освоенная и используемая в лечебно-
профилактических целях особо охраняемая природная территория,
находящаяся в установленном порядке в ведении органов
государственной власти Краснодарского края;
курорт местного значения - освоенная и используемая в лечебно-
профилактических целях особо охраняемая природная территория,
находящаяся в установленном порядке в ведении органов местного
самоуправления;
курортный регион (район) - территория с компактно
расположенными на ней курортами, объединенная общим округом
санитарной (горно-санитарной) охраны;
курортное дело - совокупность всех видов научно-практической
деятельности по организации и осуществлению лечения и профилактики
заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов;
округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая
природная территория с установленным в соответствии с
законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования,
проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение
природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с
прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного
истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где
природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды,
лечебные грязи), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В
остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны.
Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны
является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта,
курортного региона (района);
пользователи - юридические и физические лица, осуществляющие
разработку и использование природных лечебных ресурсов на
основания лицензии;
технологическая схема разработки и использования природных
лечебных ресурсов - проектный документ, устанавливающий
технические методы, объемы добычи и использования природных
лечебных ресурсов, нормы потерь и способы сохранения и улучшения
лечебных свойств указанных ресурсов при эксплуатации;
Краснодарский краевой реестр природных лечебных ресурсов,
лечебно-оздоровительных местностей, курортов, санаторно-курортных
предприятий и учреждений отдыха - совокупность всех выявленных и
учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных
местностей, курортов, курортных регионов (районов), санаторно-
курортных предприятий и учреждений отдыха на территории
Краснодарского края.
(в ред. Закона Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ)
Статья 2. Законодательство Краснодарского края о природных
лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах
края
1. Законодательство Краснодарского края о природных лечебных
ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах
основывается на положениях Конституции Российской Федерации,
Федеральном законе "О природных лечебных ресурсах, лечебно-
оздоровительных местностях и курортах" и состоит из настоящего
Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных
правовых актов Краснодарского края.
2. Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-
оздоровительных местностях и курортах регулирует отношения
юридических и физических лиц, возникающие в связи с изучением,
развитием, использованием, охраной и защитой природных лечебных
ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов как в
пределах особо охраняемых природных территорий, так и
расположенных вне их границ.
3. Отношения, связанные с изучением, развитием, использованием,
охраной и защитой природных ресурсов, не отнесенных в
установленном законом порядке к лечебным, регулируются земельным,
водным, лесным и иным законодательством о природных ресурсах.
4. Имущественные отношения в области изучения, развития,
использования, охраны и защиты природных лечебных ресурсов,
лечебно-оздоровительных местностей и курортов регулируются
гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не
установлено законами Российской Федерации и законами
Краснодарского края.
5. Законы и иные нормативные правовые акты Краснодарского края
по вопросам, касающимся санаторно-курортного лечения и отдыха
граждан, действительны на всей территории Краснодарского края и
обязательны для выполнения всеми юридическими и физическими
лицами.
Статья 3. Краснодарский краевой реестр природных лечебных
ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов, санаторно-
курортных предприятий и учреждений отдыха
(наименование ст. 3 в ред. Закона Краснодарского края от
03.06.2003 N 585-КЗ)
1. Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные
местности, курорты, санаторно-курортные предприятия и учреждения
отдыха подлежат включению в Краснодарский краевой реестр, который
является перечнем природных лечебных ресурсов, лечебно-
оздоровительных местностей, курортов, санаторно-курортных
предприятий и учреждений отдыха на территории Краснодарского края,
признанных таковыми в установленном законом порядке.
(в ред. Закона Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ)
2. Краснодарский краевой реестр природных лечебных ресурсов,
лечебно-оздоровительных местностей, курортов, санаторно-курортных
предприятий и учреждений отдыха ведется специально уполномоченным
органом исполнительной власти Краснодарского края в области
управления курортами.
(в ред. Закона Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ)
Статья 4. Признание территории лечебно-оздоровительной
местностью, курортом в Краснодарском крае
1. Лечебно-оздоровительные местности и курорты на территории
Краснодарского края могут иметь федеральное, краевое и местное
значение.
2. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью,
курортом федерального значения Правительством Российской
Федерации, краевого значения - высшим исполнительным органом
государственной власти Краснодарского края по согласованию с
соответствующим федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным на то Правительством Российской Федерации, на
основании специальных курортологических, гидрогеологических,
геоэкологических и других необходимых исследований.
(в ред. Закона Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ)
3. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью,
курортом местного значения высшим исполнительным органом
государственной власти Краснодарского края по представлению
органов местного самоуправления на основании необходимых
исследований.
(в ред. Закона Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ)
4. Исключен. - Закон Краснодарского края от 28.12.2004 N 818-
КЗ.
5. Исключен. - Закон Краснодарского края от 28.12.2004 N 818-
КЗ.
6. В процессе развития курортов и курортных регионов (районов)
их статус может быть изменен в установленном законом порядке.
7. Порядок и особенности функционирования отдельного курорта
определяются положением о данном курорте. Положение о курорте
федерального значения утверждается Правительством Российской
Федерации, а краевого и местного значения - руководителем высшего
исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.
(в ред. Закона Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ)
Статья 5. Статус санаторно-курортных предприятий и учреждений
отдыха
1. На территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов
Краснодарского края могут создаваться и действовать в
предусмотренных действующим законодательством организационно-
правовых формах санаторно-курортные предприятия и учреждения
отдыха федерального, краевого и местного значения: санатории,
санатории-профилактории, пансионаты, базы и дома отдыха, детские
санатории, детские санаторно-оздоровительные лагеря,
бальнеофизиотерапевтические объединения (учреждения),
бальнеолечебницы, грязелечебницы, санатории для детей с
родителями, курортные поликлиники, лечебно-диагностические центры,
лечебно-оздоровительные комплексы, гостиницы, кемпинги, мотели и
другие лечебно-оздоровительные учреждения и предприятия.
2. Порядок создания, функционирования, реорганизации и
ликвидации предприятий сферы санаторно-курортного лечения и отдыха
определяется их уставами и положениями, принимаемыми в
соответствии с действующим законодательством.
3. Исключен. - Закон Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-
КЗ.
3. Реорганизация санаторно-курортных предприятий, учреждений и
организаций осуществляется с сохранением ими своей лечебно-
оздоровительной специализации, при этом превращение лечебных
предприятий, учреждений, организаций в оздоровительные допускается
только с разрешения органов исполнительной власти Краснодарского
края по представлению органов местного самоуправления.
(нумерация п. 3 в ред. Закона Краснодарского края от 03.06.2003 N
585-КЗ)
4. Юридические и физические лица осуществляют санаторно-
курортную и оздоровительную деятельность на территории
Краснодарского края в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
(п. 4 в ред. Закона Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ)
5. Регулирование деятельности санаторно-курортных предприятий и
учреждений отдыха иностранных государств на территории
Краснодарского края определяется договорами между правительствами
этих стран и высшим исполнительным органом государственной власти
Краснодарского края.
(в ред. Закона Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ)
Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ПРИРОДНЫХ
ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ
И КУРОРТОВ КРАЕВОГО И МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
(наименование главы 2 в ред. Закона Краснодарского края
от 03.06.2003 N 585-КЗ)
Статья 5.1. Полномочия законодательного (представительного)
органа государственной власти Краснодарского края в сфере
природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и
курортов краевого и местного значения
(ст. 5.1. введена Законом Краснодарского края от 03.06.2003 N
585-КЗ)
К полномочиям законодательного (представительного) органа
государственной власти Краснодарского края в сфере природных
лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов
краевого и местного значения относятся:
принятие законов и других нормативных правовых актов,
регулирующих отношения в сфере природных лечебных ресурсов,
лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого и местного
значения;
абзац 3 утратил силу. - Закон Краснодарского края от 28.12.2004
N 818-КЗ.
рассмотрение иных вопросов в сфере природных лечебных ресурсов,
лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого и местного
значения в соответствии с установленной законодательством
Российской Федерации компетенцией.
Статья 6. Полномочия высшего исполнительного органа
государственной власти Краснодарского края в сфере природных
лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов
краевого и местного значения
(наименование ст. 6 в ред. Закона Краснодарского края от
03.06.2003 N 585-КЗ)
К полномочиям высшего исполнительного органа государственной
власти Краснодарского края в сфере природных лечебных ресурсов,
лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого и местного
значения относятся:
(абзац в ред. Закона Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ)
- признание территории лечебно-оздоровительной местностью или
курортом краевого и местного значения;
- установление границ и режимов округов санитарной (горно-
санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов
краевого и местного значения на основании проектов округов
санитарной (горно-санитарной) охраны, согласованных в
установленном порядке;
- решение вопросов землепользования на лечебно-оздоровительных
местностях и курортах краевого значения;
- решение вопросов развития и совершенствования инфраструктуры
курортов краевого значения;
(в ред. Закона Краснодарского края от 28.12.2004 N 818-КЗ)
- определение формы и размеров платы за пользование
территориями курортов краевого и местного значения в пределах
норм, установленных законодательством Российской Федерации и
Краснодарского края;
абзац исключен - Закона Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-
КЗ.
- организация изучения, развития, использования, охраны и
защиты природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных
местностей и курортов;
- осуществление государственного и ведомственного контроля за
рациональным использованием, охраной и защитой природных лечебных
ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
- международное сотрудничество в сфере изучения, рационального
использования, охраны и защиты природных лечебных ресурсов,
лечебно-оздоровительных местностей, курортов.
- отнесение земель к землям лечебно-оздоровительных местностей
и курортов краевого и местного значения на основании специальных
курортологических, гидрогеологических и других исследований;
(абзац введен Законом Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ)
- определение порядка ведения Краснодарского краевого реестра
природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей,
курортов, санаторно-курортных предприятий и учреждений отдыха;
(абзац введен Законом Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ)
абзац 12 утратил силу. - Закон Краснодарского края от
28.12.2004 N 818-КЗ.
абзац 13 утратил силу. - Закон Краснодарского края от
28.12.2004 N 818-КЗ.
- рассмотрение иных вопросов в сфере природных лечебных
ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого и
местного значения в соответствии с установленной законодательством
Российской Федерации компетенцией.
(абзац введен Законом Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ)
Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления
(наименование ст. 7 в ред. Закона Краснодарского края от
03.06.2003 N 585-КЗ)
К полномочиям органов местного самоуправления в сфере природных
лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов
местного значения относятся:
(абзац в ред. Закона Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ)
- создание территориальных органов управления курортами
местного значения;
- представление в высший исполнительный орган государственной
власти Краснодарского края предложений о признании территории
лечебно-оздоровительной местностью, курортом местного значения,
обоснований по долгосрочному резервированию территорий под
указанные цели;
(в ред. Закона Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ)
- участие в разработке и реализации государственных программ
освоения береговой зоны и земель оздоровительного и рекреационного
значения, генеральных планов (программ) развития курортных
регионов (районов);
- контроль за рациональным использованием и охраной природных
лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, включая
береговую зону морей, а также курортов и их земель в пределах
своей компетенции;
- решение вопросов развития и совершенствования инфраструктуры
курортов местного значения;
- участие во внешнеэкономической деятельности, направленной на
привлечение инвестиций для развития курортного дела, сервиса,
индустрии отдыха, использование зарубежного опыта в развитии
лечебно-оздоровительной местности, курорта с устойчивым природно-
экологическим потенциалом.
- внесение предложений в высший исполнительный орган
государственной власти Краснодарского края об изменении границ
лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения, а
также об изменении и прекращении действия их особого статуса;
(абзац введен Законом Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ)
- решение вопросов о финансировании охраны лечебно-
оздоровительных местностей и курортов местного значения в пределах
средств, определенных местным бюджетом на соответствующий год;
(абзац введен Законом Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ)
- рассмотрение иных вопросов в сфере природных лечебных
ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного
значения в соответствии с установленной компетенцией, а также
осуществление полномочий, делегированных федеральными и краевыми
органами государственной власти.
(абзац введен Законом Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ)
Часть 2 утратила силу. - Закон Краснодарского края от
28.12.2004 N 818-КЗ.
Статья 8. Полномочия специально уполномоченного органа
исполнительной власти Краснодарского края в области управления
курортами
(наименование ст. 8 в ред. Закона Краснодарского края от
03.06.2003 N 585-КЗ)
Специально уполномоченный орган исполнительной власти
Краснодарского края в области управления курортами осуществляет:
(абзац в ред. Закона Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ)
- координацию деятельности санаторно-курортного комплекса в
области изучения, разработки, добычи, охраны и защиты природных
лечебных ресурсов, использования лечебно-оздоровительных
местностей, курортов краевого и местного значения, а также в сфере
санаторно-курортного лечения и отдыха граждан на территории края;
- обеспечение мер по реализации федеральных и настоящего
законов и других нормативных правовых актов;
- участие в разработке проектов федерального законодательства в
сфере курортов;
- участие совместно с заинтересованными организациями,
ведомствами и органами местного самоуправления в разработке
проектов округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-
оздоровительных местностей и курортов, имеющих краевое и местное
значение;
- участие в обеспечении социально-гигиенического и
противоэпидемического благополучия населения края;
- участие в разработке программ социально-экономического
развития курортного комплекса края;
- разработку и координацию краевых целевых и научно-
практических программ по развитию лечебно-оздоровительных
местностей и курортов для санаторно-курортного лечения и отдыха
граждан, а также участие в разработке и реализации федеральных
целевых программ развития курортов Краснодарского края;
(в ред. Закона Краснодарского края от 28.12.2004 N 818-КЗ)
- ведение Краснодарского краевого реестра природных лечебных
ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов, санаторно-
курортных предприятий и учреждений отдыха;
(в ред. Закона Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ)
- лицензирование и сертификацию деятельности санаторно-
курортных предприятий и учреждений отдыха в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации;
(в ред. Закона Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ)
- организацию проведения государственной и независимой
экспертизы в рамках ТЭО (технико-экономического обоснования) при
проектировании и строительстве различных объектов и сооружений на
территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов
Краснодарского края;
- разработку и координацию краевых программ подготовки и
переподготовки кадров для предприятий санаторно-курортного лечения
и отдыха;
- организацию и координацию проведения научных исследований в
целях расширения курортного фонда Краснодарского края и повышения
эффективности его использования.
- контроль за соблюдением качества санаторно-курортных и
оздоровительных услуг, предоставляемых санаторно-курортными
организациями, предприятиями и учреждениями отдыха, в пределах
полномочий, предусмотренных законодательством Российской
Федерации, во взаимодействии с депутатами Законодательного
Собрания Краснодарского края;
(абзац введен Законом Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ)
- получение статистической и другой информации о деятельности
санаторно-курортных и оздоровительных организаций, предприятий и
учреждений независимо от форм собственности и ведомственной
принадлежности в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
(абзац введен Законом Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ)
- согласование отвода земель лечебно-оздоровительных местностей
и курортов рекреационного назначения, находящихся в
государственной собственности Краснодарского края, а также других
земель в случаях, предусмотренных законодательством, для
строительства объектов общего и санаторно-курортного назначения.
(абзац введен Законом Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ)
Статья 9. Утратила силу. - Закон Краснодарского края от
28.12.2004 N 818-КЗ.
Глава 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ
РЕСУРСОВ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
Статья 10. Право государственной собственности на природные
лечебные ресурсы и предоставление природных лечебных ресурсов
1. Природные лечебные ресурсы на территории Краснодарского
края, относящиеся к государственной собственности, могут
принадлежать на праве собственности Российской Федерации либо
Краснодарскому краю.
(в ред. Закона Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ)
Вопросы владения, пользования и распоряжения природными
лечебными ресурсами находятся в совместном ведении Российской
Федерации и Краснодарского края.
(в ред. Закона Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ)
2. Природные лечебные ресурсы предоставляются в пользование
юридическим и физическим лицам для санаторно-курортного лечения,
профилактики заболеваний и отдыха граждан. Минеральные воды могут
быть также использованы для промышленного розлива.
Пункты 3 - 4 исключены. - Закон Краснодарского края от
03.06.2003 N 585-КЗ.
3. Содержание права государственной собственности на природные
лечебные ресурсы определяется федеральным законом на основании
Гражданского кодекса Российской Федерации.
(нумерация п. 3 в ред. Закона Краснодарского края от 03.06.2003 N
585-КЗ)
Статья 11. Использование земель лечебно-оздоровительных
местностей и курортов
1. Земельные участки в первой зоне округа санитарной (горно-
санитарной) охраны, на которых расположены гидроминеральные
ресурсы, изымаются высшим исполнительным органом государственной
власти Краснодарского края из собственности, владения и
пользования как физических, так и юридических лиц на
компенсационной основе в соответствии с действующим
законодательством и передаются в арендное пользование
специализированным гидрогеологическим организациям, осуществляющим
разработку этих гидроминеральных ресурсов.
(в ред. Закона Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ)
2. Изъятие (выкуп) и предоставление земельных участков
гражданам и юридическим лицам из земель, отнесенных к
государственной собственности Краснодарского края, производится
только высшим исполнительным органом государственной власти
Краснодарского края по представлению или согласованию с органом
местного самоуправления, в административных границах которого
находятся эти земли.
(в ред. Закона Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ)
3. На землях, на которых расположены природные лечебные
ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, курорты, отдельные
санаторно-курортные предприятия и учреждения отдыха либо их
группы, входящие в черту курорта, курортного региона (района),
устанавливается особый правовой режим их использования и охраны,
связанный с отнесением их в установленном законом порядке к особо
охраняемым природным территориям.
4. Особый правовой режим использования и охраны земель лечебно-
оздоровительных местностей, курортов краевого и местного значения
в пределах округа санитарной (горно-санитарной) охраны
регулируется настоящим Законом, Законом Краснодарского края "Об
основах регулирования земльных отношений в Краснодарском крае",
Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-
оздоровительных местностях и курортах", другими законами
Российской Федерации и Краснодарского края, издаваемыми в
соответствии с ними нормативными правовыми актами.
(в ред. Закона Краснодарского края от 28.12.2004 N 818-КЗ)
5. От имени Краснодарского края права собственника осуществляют
органы государственной власти в рамках их компетенции и другие
собственники, наделенные этими правами установленными нормативными
правовыми актами.
Статья 12. Разработка и использование месторождений минеральных
вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов
1. Месторождения минеральных вод, лечебных грязей и других
природных лечебных ресурсов в административных границах
Краснодарского края разрабатываются специализированными
гидрогеологическими (эколого-гидрогеологическими) предприятиями и
организациями, имеющими лицензию на этот вид деятельности.
(в ред. Закона Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ)
2. Исключен. - Закон Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-
КЗ.
2. Разработка месторождений минеральных вод и лечебных грязей
допускается только при наличии технологической схемы,
разработанной и согласованной в установленном законом порядке.
(нумерация п. 2 в ред. Закона Краснодарского края от 03.06.2003 N
585-КЗ)
3. Объемы добываемых минеральных вод, лечебных грязей, а также
других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных
ресурсов, лимитируются утвержденными по промышленным категориям
запасами и сроками эксплуатации. Качество природных лечебных
ресурсов регламентируется специальными медицинскими заключениями,
определяющими кондиционное содержание полезных и вредных для
человека компонентов.
(нумерация п. 3 в ред. Закона Краснодарского края от 03.06.2003 N
585-КЗ)
4. Государственный контроль за деятельностью специализированных
гидрогеологических предприятий осуществляют органы исполнительной
власти Российской Федерации и органы исполнительной власти
Краснодарского края в пределах полномочий, установленных
законодательством Российской Федерации.
(в ред. Закона Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ)
Пункты 5 - 6 исключены. - Закон Краснодарского края от
03.06.2003 N 585-КЗ.
Статья 13. Ограничение, приостановление и прекращение права
разработки и использования природных лечебных ресурсов
1. В случае нарушения установленных правил разработки и
использования природных лечебных ресурсов и условий лицензионного
соглашения право на эти виды деятельности может быть ограничено,
приостановлено или прекращено.
2. Право ограничения, приостановления и прекращения разработки
и использования природных лечебных ресурсов принадлежит органу
государственной власти, выдавшему лицензию на данный вид
деятельности, по представлению органов, осуществляющих
государственный контроль за данным видом деятельности.
3. Ограничение, приостановление, прекращение права разработки и
использования природных лечебных ресурсов не освобождает виновных
лиц от иных видов ответственности, предусмотренных
законодательством.
4. Решение об ограничении, приостановлении, прекращении права
разработки и использования природных лечебных ресурсов может быть
обжаловано в установленном законом порядке.
Глава 4. САНИТАРНАЯ (ГОРНО-САНИТАРНАЯ) ОХРАНА
ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ
МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ НА ТЕРРИТОРИИ КРАЯ
Статья 14. Организация санитарной (горно-санитарной) охраны
природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и
курортов
1. Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные
местности, курорты и их земли являются особо охраняемыми
природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется
посредством установления округов санитарной (горно-санитарной)
охраны.
2. Округа санитарной (горно-санитарной) охраны определяются
специализированными учреждениями на основании исследований,
необходимых для обоснования границ зон санитарной (горно-
санитарной) охраны и разработки устанавливаемых в них режимов и
планов (программ) санитарно-оздоровительных мероприятий.
3. Разработанные проекты округов санитарной (горно-санитарной)
охраны лечебно-оздоровительных местностей или курортов краевого и
местного значения согласовываются с органами исполнительной власти
Российской Федерации и органами исполнительной власти
Краснодарского края в пределах полномочий, установленных
законодательством Российской Федерации.
(п. 3 в ред. Закона Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ)
4. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны
для лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого и
местного значения устанавливаются высшим исполнительным органом
государственной власти Краснодарского края по согласованию с
органами местного самоуправления и заинтересованными
министерствами и ведомствами, осуществляющими государственный
контроль за охраной и рациональным использованием природных
лечебных ресурсов.
(в ред. Закона Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ)
5. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны
выделяется три зоны:
первая зона (зона строгого режима) - охватывает местности, где
выходят на поверхность, выводятся скважинами или иными
сооружениями минеральные воды, расположены месторождения лечебных
грязей, минеральные озера и лиманы, воду которых используют для
лечебных целей, пляжи, а также прибрежную полосу моря на
расстоянии не менее 2 морских миль (3,7 км) для Черного моря и
территории, прилегающие к пляжам, шириной не менее 100 метров. На
территории первой зоны запрещаются все виды деятельности, не
связанные непосредственно с исследованием, использованием
природных лечебных ресурсов курорта, постоянное и временное
проживание граждан, строительство объектов, производство горных и
земляных работ, а также другие действия, которые могут оказывать
вредное влияние на природные лечебные ресурсы и санитарное
состояние курорта.
На территории этой зоны разрешаются только работы, связанные с
эксплуатацией природных лечебных ресурсов, исследовательские,
горные и земляные работы, строительство сооружений (каптажей,
надкаптажных зданий, насосных станций, трубопроводов, резервуаров,
питьевых галерей и бюветов, эстакад и других устройств для добычи
лечебных грязей), оборудование пляжей (с учетом санитарно-
экологических норм), выполнение берегоукрепительных,
противооползневых и противоэрозионных работ и работ, направленных
на улучшение состояния окружающей среды, а также строительство и
ремонт средств связи и парковых сооружений. Продажа земли в первой
зоне округа санитарной (горно-санитарной) охраны запрещена.
Передача в аренду земли первой зоны округа санитарной (горно-
санитарной) охраны допускается в соответствии с требованиями
пункта 1 статьи 11 настоящего Закона;
вторая зона (зона ограничений) - охватывает территорию, с
которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к местам
выхода на поверхность минеральных вод и месторождениям лечебных
грязей, минеральным озерам и лиманам, к местам неглубокой от
поверхности земли циркуляции минеральных и пресных вод,
участвующих в образовании минеральных источников; территорию
хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, пляжей; территорию, на
которой расположены санаторно-курортные предприятия и учреждения
отдыха и туризма, а также территорию, предназначенную для
строительства таких учреждений (по генеральному плану развития
курорта); парки, лесопарки и другие зеленые насаждения,
использование которых без соблюдения правил, предусмотренных для
округа санитарной охраны курорта, может привести к загрязнению,
изменению состава или истощению запасов минеральных вод и лечебных
грязей или ухудшению всей совокупности природных лечебных ресурсов
курорта.
На территории второй зоны запрещается строительство объектов и
сооружений, производство земляных и горных работ, не связанных
непосредственно с развитием и благоустройством курорта, устройство
поглощающих колодцев, полей орошения и подземной фильтрации,
кладбищ, животноводческих комплексов и ферм, скотомогильников,
полигонов (свалок) для токсичных промышленных и бытовых отходов,
массовый прогон скота, применение ядохимикатов для борьбы с
сорняками, вредителями и болезнями растений, вырубка зеленых
насаждений (кроме санитарных рубок), распашка земель в пределах
месторождений лечебных грязей и всякое другое использование
земельных участков, лесных угодий и водоемов, которое может
привести к ухудшению качества или уменьшению количества природных
лечебный ресурсов курорта.
При массовом распространении опасных и карантинных вредителей и
болезней растений в парках, лесопарках и других зеленых
насаждениях в порядке исключения разрешается применение средств
защиты растений (согласно перечню, утвержденному краевым центром
Госсанэпиднадзора) по согласованию с органами санитарно-
эпидемиологического надзора при условии выполнения этой работы
специализированными организациями;
третья зона (зона наблюдения - внешние границы ее совпадают с
границами округа санитарной охраны курорта) - охватывает всю
область питания и формирования гидроминеральных ресурсов, лесные
насаждения, окружающие курорт, а также территории,
народнохозяйственное использование которых без соблюдения правил,
установленных для округа санитарной охраны курорта, может
оказывать неблагоприятное влияние на гидрогеологический режим
месторождений минеральных вод и лечебных грязей, морскую акваторию
и пляжи курорта, на санитарные и ландшафтно-климатические условия
курорта.
На территории третьей зоны допускаются все виды работ, которые
не могут оказывать отрицательного влияния на природные лечебные
ресурсы и санитарное состояние курорта.
6. Установленный режим санитарной (горно-санитарной) охраны
курорта обеспечивается:
в первой зоне - пользователями;
во второй и третьей зонах - пользователями, землепользователями
и проживающими в этих зонах гражданами.
7. Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов
загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны
осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей и
граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны.
8. Контроль и надзор за обеспечением санитарной (горно-
санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-
оздоровительных местностей и курортов осуществляют в пределах
полномочий органы исполнительной власти Российской Федерации и
органы исполнительной власти Краснодарского края во взаимодействии
с депутатами Законодательного Собрания Краснодарского края.
(п. 8 в ред. Закона Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ)
9. В пределах округа санитарной (горно-санитарной) охраны
лечебно-оздоровительных местностей и курортов пользование водными
объектами, не отнесенными в установленном законом порядке к
лечебным ресурсам, производится в соответствии с водным
законодательством.
Сброс сточных вод в водные объекты, отнесенные к категории
лечебных, осуществляется в соответствии с нормативными актами
органов Госсанэпиднадзора.
Закачка высокоочищенных стоков в подземные горизонты
допускается в исключительных случаях и только в горизонты, не
связанные с использованием минеральных вод и вод бытового
назначения.
10. Санитарная охрана водопроводов и источников водоснабжения в
пределах округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-
оздоровительных местностей и курортов осуществляется в порядке,
установленном действующим законодательством о санитарной охране
водопроводов и источников водоснабжения населенных пунктов.
Глава 5. РАЗВИТИЕ И ЗАСТРОЙКА ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ
МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ КРАЕВОГО И МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Статья 15. Развитие и застройка лечебно-оздоровительных
местностей и курортов краевого и местного значения на территории
Краснодарского края
1. Развитие лечебно-оздоровительных местностей и курортов
осуществляется в соответствии с проектами районной планировки и
генеральными планами (программами) развития лечебно-
оздоровительных местностей и курортов и другой градостроительной
документацией.
2. Застройка площадей залегания лечебных гидроминеральных
ресурсов осуществляется в соответствии с Законом Российской
Федерации "О недрах" и другими нормативными правовыми актами
Российской Федерации и Краснодарского края.
3. Проекты районной планировки и генеральные планы (программы)
развития лечебно-оздоровительных местностей и курортов
федерального значения утверждаются Правительством Российской
Федерации, а краевого и местного значения - руководителем высшего
исполнительного органа государственной власти Краснодарского края
и главами муниципальных образований по представлению органов
архитектуры и градостроительства после согласования с органами,
осуществляющими государственный надзор в соответствии с пунктом 5
статьи 12 настоящего Закона.
(в ред. Закона Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ)
4. Предоставление и изъятие земельных участков, в том числе в
береговой зоне, для разработки, добычи и использования природных
лечебных ресурсов, развития лечебно-оздоровительных местностей и
курортов, а также для строительства объектов в пределах округа
санитарной (горно-санитарной) охраны производится в соответствии с
генеральными планами (программами) и проектами детальной
планировки в порядке, установленном действующим законодательством.
5. На территории округа санитарной (горно-санитарной) охраны
лечебно - оздоровительной местности и курорта запрещается
строительство новых и расширение действующих промышленных
предприятий и других объектов, не связанных с удовлетворением нужд
лиц, прибывающих на курорт для лечения и отдыха, местного
населения, а также нужд санаторно-курортного и жилищного
строительства.
абзац исключен. - Закон Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-
КЗ.
6. Исключен. - Закон Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-
КЗ.
Глава 6. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ
САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ И ОТДЫХА
Статья 16. Поддержка развития курортов в Краснодарском крае
Поддержка развития курортов федерального значения является
расходным обязательством Российской Федерации.
(статья 16 в ред. Закона Краснодарского края от 28.12.2004 N 818-
КЗ)
Поддержка развития курортов краевого значения является
расходным обязательством Краснодарского края.
Поддержка развития курортов местного значения является
расходным обязательством поселений и городских округов.
Статья 17. Имущество санаторно-курортных организаций и порядок
его использования
1. Санаторно-курортным организациям для осуществления лечебно-
профилактической деятельности и организации отдыха населения
предоставляются в соответствии с требованиями законодательства о
природных ресурсах земельные участки и иные природные ресурсы.
(п. 1 в ред. Закона Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ)
2. Санаторно-курортные организации используют здания, строения
и иное имущество исключительно в целях лечения, профилактики
заболеваний и отдыха населения, если иное не следует из
федерального закона.
(п. 2 в ред. Закона Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ)
Глава 7. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В ОБЛАСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ,
ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ
Статья 18. Разрешение споров
1. Споры в области использования и охраны природных лечебных
ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также
имущественные споры, связанные с возмещением вреда, причиненного
природным лечебным ресурсам, лечебно-оздоровительным местностям и
курортам, а также здоровью человека, подлежат рассмотрению в
судебном порядке.
(п. 1 в ред. Закона Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ)
2. Экономические споры и споры в сфере управления разрешаются
арбитражным судом в соответствии с арбитражно-процессуальным
законодательством.
(п. 2 в ред. Закона Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-КЗ)
3. По соглашению сторон экономические споры между
организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами-
предпринимателями могут решаться третейским судом.
Статья 19. Разрешение международных споров
Международные споры в области разработки, добычи,
использования, охраны и защиты природных лечебных ресурсов,
лечебно-оздоровительных местностей и курортов Краснодарского края
разрешаются в порядке, установленном в соответствии с
законодательством Российской Федерации, за исключением случаев,
установленных международными договорами Российской Федерации.
Глава 8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО
ЗАКОНА И КОНТРОЛЬ ЗА ЕГО ИСПОЛНЕНИЕМ
Статья 20. Виды ответственности
1. За нарушение установленного режима разработки, добычи,
использования, охраны и защиты природных лечебных ресурсов
устанавливается дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая,
административная и уголовная ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
2. Исключен. - Закон Краснодарского края от 03.06.2003 N 585-
КЗ.
Глава 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 21. Заключительные положения
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
И.о. главы администрации
Краснодарского края
В.Ф.ГЛАДСКОЙ
Краснодар
7 августа 1996 года
N 41-КЗ
|