ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 3 августа 1996 года
О ПРАВАХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА
Налоговые взаимоотношения граждан, предприятий, организаций с
одной стороны и государства - с другой определены законами,
указами и другими нормативными актами. Налоговые инспекции
контролируют их соблюдение. В налогоразвитых странах происходит
своеобразная "игра по правилам", в результате которой и
определяется размер платежей в бюджет. Нашему налогоплательщику
следует лучше знать свои права и уметь их защитить. Попытаемся
помочь ему в этом деле.
Налоговые инспектора, осуществляющие документальные проверки
финансовой деятельности предприятий, имеют достаточно высокую
квалификацию. Вместе с тем, возникают ситуации, когда
налогоплательщик не согласен с выводами акта документальной
проверки. В этом случае он вправе обратиться с жалобой в
вышестоящий налоговый орган.
В соответствии с письмом Государственной налоговой службы
Российской Федерации от 30.04.93 N ВГ-6-01/160 в этих случаях ГНИ
города и районов края обязаны подвергнуть тщательной проверке
сведения из письма (жалобы) на действия должностных лиц и
составить заключение по перепроверке данных акта документальной
проверки предприятия.
Это заключение должно соответствовать установленной форме и,
как правило, состоять из нескольких разделов...
ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- в нем приводятся основания для составления заключения по
разногласиям (т.е. запрос вышестоящей инстанции);
- фамилии, имена, отчества и должности лиц, принимавших
участие в составлении заключения;
- перечисляются все материалы, предъявленные составителем,
заключения по материалу, разногласия и указывается период, к
которому относится данное заключение.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ РАЗДЕЛ
В нем излагаются конкретные факты по каждому нарушению в
отдельности и анализируются материалы документальной проверки,
явившиеся объектом исследования; в данном разделе заключения
необходимо исследовать, основаны ли на документах и других
бухгалтерских данных утверждения проверяющих и проверяемых о том,
что эти документы и учетные данные являются полноценными с позиции
действующего порядка ведения бухгалтерского учета объекта
налогообложения. Достаточны ли предоставленные материалы для
выводов проверяющего о наличии фактов нарушения налогового
законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета, а также
обоснованы ли выводы проверяющего об ответственности проверяемого
предприятия; при составлении данного раздела должны соблюдаться
следующие требования: объективность изложения, краткость и ясность
формулировок, логическая и хронологическая последовательность
изложения, документальное обоснование всех изложенных фактов со
ссылкой на листы приложения, номера и даты конкретных первичных
бухгалтерских и других документов. Если заключение основывается на
определенных правилах бухгалтерского учета, то делается ссылка на
них. При установлении нарушений закона, инструкции или другого
нормативного документа делается ссылка на них, при этом в
обязательном порядке указываются наименования, кем и когда они
утверждены, какие параграфы, пункты или подпункты нарушены. В этом
же разделе даются ссылки на номера приложений.
РАЗДЕЛ ВЫВОДОВ
В нем по каждому факту нарушений, поставленных на разрешение в
данном заключении, даются выводы, представляющие собой конкретные
ответы на вопросы. Выводы составителей заключения должны быть
четкими, краткими, не допускающими различных толкований, ясными,
расположенными в той же последовательности, что и в предыдущем
разделе. Они должны логически вытекать из анализа исследованных
материалов. В выводах излагаются:
1) факты нарушений и другие обстоятельства, явившиеся
предметом данного заключения;
2) заключение о том, характеризует ли собой конкретный факт
нарушения налогового законодательства или порядка ведения
бухгалтерского, учета объекта налогообложения прибыли (дохода),
если характеризует, то какого закона или нормативного акта и за
какой период, а также на какую сумму нанесен ущерб бюджету и
государству, кто из должностных лиц предприятия и какими
действиями способствовал нарушению.
РАЗДЕЛ ПРИЛОЖЕНИЯ
В этом разделе даются таблицы, расчеты и иной
справочно-цифровой материал, составленный в процессе оформления
заключения. Каждое приложение нумеруется и в заключении приводятся
их порядковые номера и названия. Все приложения должны быть в
обязательном порядке подписаны составителями заключения.
Заключение подписывается должностными лицами государственной
налоговой инспекции, и лицами, принимавшими участие в его
составлении.
Заключение по вышеприведенной схеме составляется в трех
экземплярах: первый экземпляр - для вышестоящего налогового
органа, назначившего проведение дополнительной проверки по
материалам разногласий и составление заключения; второй - для
проверяемого предприятия, обратившегося с разногласиями в
вышестоящую инстанцию государственной налоговой инспекции; третий
- для нижестоящей государственной налоговой инспекции, с которой
проверяемое предприятие имеет разногласия по материалам проверки.
Государственная налоговая инспекция по Краснодарскому краю в
свое время направила приведенный порядок и форму рассмотрения
жалоб, заявлений и писем налогоплательщиков. Налоговые инспекции
городов и районов края применяют их в своей контрольной работе за
соблюдением налогового законодательства.
Заместитель начальника ГНИ
по Краснодарскому краю,
государственный советник
налоговой службы III ранга
Л.А.КАБАКЧЕЕВ
|