ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 31 июля 1996 года
НАЛОГИ И НЕНАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ. ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГАМ.
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О НЕДРАХ. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Вопрос. Облагаются ли налогом на имущество предприятий
транспортные средства, находящиеся на балансе санатория,
доставляющие отдыхающих на санаторно-курортное лечение в
санаторий?
Ответ. В соответствии с пунктом "а" статьи 5 Закона Российской
Федерации "О налоге на имущество предприятий" с учетом внесенных
изменений и дополнений для целей налогообложения стоимость
имущества предприятий уменьшается на балансовую стоимость объектов
жилищно-коммунальной, социально-культурной сферы, полностью или
частично находящейся на балансе налогоплательщика.
Согласно Классификатору отраслей народного хозяйства N
1-75-018 санаторно-курортные учреждения отнесены к отрасли
здравоохранения.
В том случае, когда санаторно-курортные учреждения являются
юридическими лицами или их филиалами, т. е. налогоплательщиками, к
их льготируемому имуществу следует относить лечебно-спальные
корпуса с соответствующими коммуникациями, оснащением,
оборудованием, необходимыми для функционирования этих учреждений,
в том числе медицинским оборудованием, мебелью, холодильниками и
т. п., котельные, прачечные, овощехранилища, склады, гаражи для
спецмашин, объекты коммунального и бытового водоснабжения, объекты
коммунального хозяйства, газо-, тепло- и электроснабжения для нужд
этих учреждений и т. д., запасы продуктов питания, материалы,
малоценный и быстроизнашивающийся инвентарь, другое оборудование,
находящееся на балансе указанных объектов и предназначенное для
ремонта и технического обслуживания объектов здравоохранения и
жилищно-коммунального хозяйства санаторно-курортных учреждений.
При необходимости уточнения перечня имущества, относящегося к
объектам жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы (в том
числе по автобусам, предназначенным для доставки отдыхающих на
санаторно-курортное лечение в санатории), его следует
согласовывать с органами управления данных отраслей в субъектах
Российской Федерации по месту нахождения налогоплательщика и
принять самостоятельное решение.
Вопрос. Какие документы необходимо иметь предприятию для
подтверждения льготы по налогу на имущество предприятий по
мобилизационным мощностям и мобилизационному резерву?
Ответ. Основанием для предоставления льготы, предусмотренной
пунктом "и" статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на
имущество предприятий", являются документы, подтверждающие наличие
на балансе предприятия мобилизационных мощностей и
мобилизационного резерва. К таким документам относятся
соответствующее решение (постановление, приказ) органа
государственной власти (законодательной, исполнительной),
определившего данному предприятию мобилизационный план, а также
перечень мобилизационного имущества, согласованный с данным
органом власти.
Вопрос. Распространяется ли льгота, предусмотренная пунктом
"а" статьи 5 Закона Российской Федерации от 13.12.91 г. На 2030-1
"О налоге на имущество предприятий", на имущество гостиниц?
Ответ. В соответствии с пунктом "а" статьи 5 Закона Российской
Федерации "О налоге на имущество предприятий" с учетом внесенных
изменений и дополнений для целей налогообложения стоимость
имущества предприятий уменьшается на балансовую (нормативную)
стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной
сферы, полностью или частично находящихся на балансе
налогоплательщика.
Так как, согласно Классификатору отраслей народного хозяйства
N 1-75-018, гостиницы (без туристических) относятся к объектам
жилищно-коммунальной сферы, на них распространяется указанная выше
льгота.
В целях правильного применения льгот предприятия обязаны
обеспечить раздельный учет имущества.
Вопрос. Предприятие зарегистрировалось в городском комитете по
охране окружающей природной среды в качестве плательщика платы за
выбросы загрязняющих веществ. С какого времени предприятие
(организация) обязано уплачивать данный платеж?
Ответ. Согласно пункту 1 раздела 5 Порядка направления
предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами,
иностранными юридическими лицами и гражданами средств в
государственные внебюджетные экологические фонды, утвержденного
Министерством финансов РФ N 9-5-12 от 22.12.92 г. и Минприроды РФ
N 04-04/72-6344 от 21.12.92 г., контроль за поступлением средств
от платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу
осуществляют соответствующие комитеты по охране окружающей
природной среды.
Эти комитеты ведут учет плательщиков и сумм поступающих
платежей, осуществляют проверку полноты внесения платежей и в
необходимых случаях налагают на предприятия и учреждения
экономические санкции.
В соответствии с действующим законодательством предприятие
(организация) обязано уплачивать вышеназванные платежи с момента
его государственной регистрации, а не с момента регистрации в
соответствующем комитете по охране окружающей природной среды.
Вопрос. В счет недоимки в федеральный бюджет предприятие
передает другому предприятию сырую нефть в качестве средств на
финансирование геологоразведочных работ.
Учитываются ли другим предприятием суммы от реализации сырой
нефти при исчислении налога на пользователей автомобильных дорог и
налога на содержание объектов жилищного фонда и объектов
социально-культурной сферы?
Ответ. Согласно пункту 16 Инструкции Госналогслужбы РФ от 15
мая 1995 г. N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов,
поступающих в дорожные фонды" при исчислении налога на
пользователей автомобильных дорог используется показатель выручки
от реализации продукции (работ, услуг), приведенный в строке 010
формы 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании"
Приложения к бухгалтерскому балансу.
Поступление на предприятие сырой нефти (с целью ее последующей
реализации) в качестве финансирования геологоразведочных работ в
бухгалтерском учете отражается по дебету счета 41 "Товары" в
корреспонденции с кредитом счета 96 "Целевые финансирование и
поступления".
Выручка от реализации сырой нефти учитывается по кредиту счета
46 "Реализация продукции (работ, услуг)" в корреспонденции со
счетами учета денежных средств.
Исходя из изложенного, выручка от реализации сырой нефти,
полученной предприятием в качестве финансирования
геологоразведочных работ, учитывается в базе обложения налогом на
пользователей автомобильных дорог.
Аналогичным образом должен исчисляться налог на содержание
жилищного фонда и объекта социально-культурной сферы. Однако,
учитывая, что этот налог устанавливается на соответствующей
территории решениями органов местного самоуправления, порядок
определения выручки от реализации продукции в данном случае
устанавливается вышеназванными органами.
Вопрос. Подлежит ли лицензированию деятельность, связанная с
производством и реализацией напольных покрытий?
Ответ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24
декабря 1994 г. N 1418 "О лицензировании отдельных видов
деятельности" установлен единый перечень видов деятельности, право
на лицензирование которых отнесено к компетенции органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом деятельность, связанная с производством и реализацией
напольных покрытий, в данном перечне лицензируемых видов
деятельности не предусмотрена.
Вопрос. Могут ли органы местного самоуправления предоставлять
льготы по плате за пользование недрами в пределах сумм,
поступающих в их бюджеты?
Ответ. Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" платежи за пользование недрами отнесены к федеральным
налогам.
Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации
от 10.07.92 г. N 3255-1 "О некоторых вопросах налогового
законодательства Российской Федерации" налоговые льготы по
федеральным налогам устанавливаются законодательными актами
Российской Федерации по конкретному налогу.
Федеральным Законом "О недрах" установлено, что органы
законодательной (представительной) власти субъектов Российской
Федерации могут устанавливать дополнительные (помимо перечисленных
в Законе) основания для освобождения отдельных категорий
пользователей недр от платежей, поступающих в бюджет
соответствующего субъекта Российской Федерации.
Право предоставлять дополнительные льготы по платежам за
пользование недрами в части сумм платежей, поступающих в местные
бюджеты, органам местного самоуправления Законом "О недрах" не
предоставлено.
Вопрос. Правомочны ли действия местной администрации по
установлению обязательного ежегодного патента на право торговли и
установлены ли законодательно размеры сбора на приобретение этого
патента?
Ответ. Сбор за право торговли введен Законом Российской
Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации" (пункт 1 "е" статьи 21), при этом Закон не
определяет конкретного перечня плательщиков данного сбора и
категорий плательщиков, которые должны освобождаться от его
уплаты. С учетом этого плательщиками сбора за право торговли могут
быть любые юридические и физические лица, осуществляющие торговую
деятельность как через постоянно действующие торговые точки
(магазины, киоски, кафе, рестораны и другие) путем приобретения
временных патентов на право торговли, так и в порядке свободной
торговли с рук, выносных лотков, автомашин, открытых прилавков,
путем приобретения разовых талонов на право торговли.
Определение конкретного перечня плательщиков сбора за право
торговли, а также категорий плательщиков, которые должны
освобождаться от его уплаты, размера ставок, порядка и сроков
уплаты находится, согласно выше указанному Закону, в компетенции
районных, городских (без районного деления), районных (в городе),
поселковых, сельских представительных органов местного
самоуправления.
Отнесение какой-либо категории юридических или физических лиц
к плательщикам сбора за право торговли (в том числе плательщикам
лицензионного сбора), равно как и освобождение их от его уплаты
должно быть отражено в решении представительного органа местного
самоуправления об установлении на соответствующей территории
данного сбора.
Следовательно, этот вопрос может быть отрегулирован с
указанными органами власти.
Вопрос. За счет каких средств уплачивает предприятие
(организация) местные налоги и сборы, предусмотренные статьей 21
Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Ответ. При рассмотрении вышеуказанных налогов следует
руководствоваться пунктом 5 статьи 21 Закона российской Федерации
"Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Так, в частности, установлено, что расходы предприятий и
организаций по уплате налогов и сборов, указанных в подпунктах
"ж", "з", "о", "ф", "х" и "ч" пункта 1 настоящей статьи, относятся
на финансовые результаты деятельности предприятий, земельного
налога на себестоимость продукции (работ, услуг), остальные
местные налоги и сборы уплачиваются предприятиями и организациями
за счет части прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль
(доход).
Вопрос. Разъясните, пожалуйста, порядок внесения в бюджет и
распределения между бюджетами нескольких территорий платежей по
местным налогам и сборам предприятиями (организациями), имеющими
обособленные структурные подразделения без отдельного баланса и
расчетного счета на нескольких территориях.
Ответ. Закон Российской Федерации "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(статья 44 п. 1) устанавливает, что решения органов местного
самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для
исполнения всеми расположенными на территории муниципального
образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо
от их организационно-правовых форм.
Статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации
определено, что юридические лица могут иметь представительства и
филиалы, действующие на основании утвержденных положений, которые
должны быть указаны в учредительных документах создавшего их
юридического лица.
Учитывая, что решения о введении на подведомственной им
территории местных налогов и сборов принимают органы местного
самоуправления, они вправе определить плательщиками этих налогов и
сборов предприятия и организации, осуществляющие ту или иную
деятельность на данной территории. При этом на учете в налоговом
органе по месту нахождения филиала должно стоять юридическое лицо,
его создавшее, на которое налоговым законодательством возложена
обязанность уплачивать налоги.
Порядок постановки на учет таких подразделений предприятий
доведен до налоговых органов письмом Госналогслужбы от 03.07.95 г.
N ВП-4-12/31Н "О порядке постановки на учет в налоговых органах
филиалов и приравненных к ним подразделений предприятий и
организаций".
При распределении платежей предприятий по месту нахождения
филиалов и приравненных к ним подразделений по местным налогам и
сборам возможно использование методических указаний по применению
Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г.
N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами
субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и
организаций, в состав которых входят территориально обособленные
структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и
расчетного (текущего, корреспондентского) счета", доведенного до
налоговых органов письмом Госналогслужбы от 04.08.95 г. N
НП-4-01/46н, однако это положение должно найти отражение в решении
органа власти при введении местных налогов и сборов.
Вопрос. Предприятие получило от вышестоящего министерства
телеграмму о резервации части имущества. Может ли этот документ
служить основанием для применения льготы по налогу на имущество
предприятий, предусмотренную пунктом "ж" статьи 4 Закона
Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий"?
Ответ. Документом, на основании которого предоставляется
льгота, предусмотренная пунктом "ж" статьи 4 Закона Российской
Федерации "О налоге на имущество предприятий", является решение
федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления. При этом такое решение должно быть
оформлено в установленном порядке, т. е. в данном случае приказом
по Министерству с соответствующим номером, датой и прилагаемым
перечнем и стоимостью конкретного имущества, подлежащего
резервированию. Телеграмма, в свою очередь, может являться
способом информирования о принятии вышеуказанного решения, но не
может являться основанием для освобождения от налогообложения
части имущества без оформления в вышеуказанном порядке решения.
Вопрос. Разъясните, пожалуйста, являются ли плательщиками
налога на имущество предприятий филиалы, имеющие субрасчетный
(текущий) счет и баланс с незаконченными финансовыми результатами,
а также порядок зачисления указанного налога в бюджеты субъектов
Российской Федерации.
Ответ. В соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге
на имущество предприятий" предприятия и их филиалы и другие
аналогичные подразделения предприятий, учреждений (включая банки и
другие кредитные организации) и организаций, в том числе с
иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по
законодательству Российской Федерации, имеющие отдельный баланс и
расчетный (текущий) счет, являются плательщиками данного налога.
При этом порядок формирования отдельного баланса (полный, с
незаконченным финансовым результатом и др.) не должен влиять на
решение вопроса об отнесении филиалов и других аналогичных
подразделений организаций к самостоятельным плательщикам.
В соответствии с п. 4 Положения о бухгалтерском учете и
отчетности в Российской Федерации организация может выделять на
отдельный баланс свои производства и хозяйства (подсобное сельское
хозяйство, лесозаготовки, жилищно-коммунальное хозяйство,
транспортное хозяйство и иные структурные подразделения), а также
филиалы и представительства, входящие в состав организации и не
являющиеся юридическими лицами.
Учитывая, что управления ведут полный учет основных средств,
нематериальных активов, запасов и затрат (что позволяет определить
налогооблагаемую базу по налогу на имущество предприятий без
выведения финансовых результатов), средства, поступающие от
взимания данного налога, должны зачисляться по месту нахождения
указанных подразделений.
Вопрос. Кто устанавливает и каков размер сбора за торговлю
подакцизными товарами?
Ответ. Указом Президента РФ от 29.10.92 г. N 1311 "О мерах по
защите прав покупателей и предотвращении спекуляции" введено
лицензирование торговли товарами, облагаемыми акцизами. Органам
местного самоуправления рекомендовано устанавливать размер платы
за торговлю товарами, облагаемыми акцизами, в соответствии с
объявленным доходом от их реализации.
Для торгующих предприятий и физических лиц, обеспечивающих
необходимые условия реализации подакцизных товаров, под
объявленным доходом следует понимать валовой доход от реализации
продукции.
В соответствии с пунктом 3.1 приложения 2 к приказу Минфина
России от 19.10.95 г. N 115 "О годовой бухгалтерской отчетности
организаций за 1995 год" по статье "Выручка (валовой доход) от
реализации продукции (работ, услуг)" для предприятий,
осуществляющих свою деятельность в сферах торговли и общественного
питания, показывается валовой доход от реализации товаров,
исчисляемый как разница между покупной и продажной стоимостью
реализованных товаров. По вписываемой строке 101 указанные
предприятия приводят данные о фактическом объеме реализованных
товаров в продажных ценах, в том числе по договорам комиссии и
консигнации.
Расходы предприятий и организаций по уплате лицензионного
сбора за торговлю товарами, облагаемыми акцизами, осуществляются
за счет прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль
(доход).
Начальник Государственной
налоговой инспекции
по городу Краснодару, советник
налоговой службы I ранга
В.ГРУДИН
|