ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
СООБЩЕНИЕ
от 26 июня 1996 года
О ЦЕЛЕВЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВАХ ДОРОЖНЫХ ФОНДОВ
Реформирование экономики страны, приведение ее к руслу
общемировой рыночной цивилизации предполагает, наряду с другими
задачами, создание налоговой системы. Под налоговой системой
принято понимать совокупность видов налогов и обязательных
платежей, их ставок, порядка исчисления и сроков уплаты, мер,
обеспечивающих своевременное поступление средств в бюджет.
Налоговая система в России создана. Ее следует изучать.
Общественная потребность в изучении налогового
законодательства очевидна. Малограмотный бухгалтер способен
разорить предприятие, свести на нет финансовые результаты работы
целого коллектива. Все ошибки в исчислении сумм налоговых платежей
рано или поздно обнаруживаются налоговыми инспекторами, не сразу,
так на стадии углубленных документальных проверок. Чем позже
обнаружена ошибка, тем она дороже обходится, поскольку на
просроченные платежи начисляется пеня. А она велика - 0,3% от
суммы за каждый день.
В этой связи поставлен и решается вопрос формирования
общегосударственной концепции повышения налоговой культуры
населения. В краевой налоговой инспекции некоторое время назад
принято решение об издании целого ряда тематических обзоров
налогового законодательства. Издательство "Советская Кубань"
активно поддержало эту идею и вот два из них уже вышли и
разошлись: "Местные налоги" и "О подоходном налоге с граждан".
Третье пособие "Налоги, образующие дорожные фонды" только что
увидело свет.
В каждом из них удалось трудное: авторы сумели простым языком,
доходчиво изложить доступную в деталях только профессионалам -
финансистам нормативную базу. При этом ни в коей мере не
пострадала строгость формулировок и определений.
Остановимся подробнее на содержании последнего из них.
Накопление финансовых ресурсов для содержания, ремонта,
реконструкции и строительства автомобильных дорог общего
пользования осуществляется в дорожных фондах.
Существует федеральный и территориальные дорожные фонды. Их
средства имеют специальное назначение и не могут расходоваться не
по назначению.
Целевые внебюджетные средства дорожных фондов образуются за
счет:
- налога на реализацию горюче-смазочных материалов,
- налога на пользователей автомобильных дорог,
- налога с владельцев транспортных средств,
- налога на приобретение автотранспортных средств,
- акцизов с продажи легковых автомобилей в личное пользование
граждан.
Кратко охарактеризуем источники формирования дорожных фондов.
Налог на реализацию горюче-смазочных материалов
Налог на реализацию горюче-смазочных материалов (автобензина,
дизельного топлива, масел для двигателей, сжатого и сжиженного
газов, используемых в качестве моторного топлива) уплачивают
объединения, предприятия, организации и предприниматели независимо
от форм собственности, ведомственной принадлежности и
организационно-правовых форм, реализующие указанные материалы.
Ставка налога - 25 процентов от сумм реализации (в денежном
исчислении) без налога на добавленную стоимость.
В зависимости от размеров среднемесячных платежей по этому
налогу устанавливаются сроки его уплаты:
- свыше 3000 тыс. руб.: подекадно 15, 25 и 5 числа. По
окончании месяца делается перерасчет исходя из фактических
оборотов и доплата разницы в дорожный фонд не позднее 20 числа;
- от 1000 до 3000 тыс. руб.: ежемесячно
- до 1000 тыс. руб.: ежеквартально
Различные категории налогоплательщиков рассчитывают размеры
налоговых выплат по-разному:
- предприятия - изготовители, реализующие бензин внутри
страны;
- снабженческо-сбытовые организации, осуществляющие
перепродажу ГСМ внутри страны;
- снабженческо-сбытовые организации, осуществляющие
перепродажу горюче-смазочных материалов, закупленных на бирже или
у других коммерческих структур по свободным ценам.
Налог на пользователей автомобильных дорог
Плательщиками налога являются предприятия, организации,
учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по
законодательству Российской Федерации, в том числе:
- созданные на территории Российской Федерации предприятия с
иностранными инвестициями,
- международные объединения и организации, осуществляющие
предпринимательскую деятельность через постоянные
представительства,
- иностранные юридические лица;
- филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий,
организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный
счет.
Налог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности исходя
из установленных ставок.
Ставка налога на пользователей автомобильных дорог составляет
2.6 процента от суммы реализации продукции, выполняемых работ и
предоставляемых услуг. Для заготовительных, торгующих (в том числе
организаций оптовой торговли) и снабженческо-сбытовых организаций
она составляет 0,3 процента от оборота.
Ряд категорий налогоплательщиков освобождаются от уплаты
налога:
- колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства,
объединения, акционерные и другие предприятия, занимающиеся
производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов
от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70 и
более процентов;
- предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог
общего пользования;
- другие налогоплательщики.
Перечень юридических лиц, которые освобождаются от уплаты
налога, определяется Правительством Российской Федерации.
Поступления от налога полностью зачисляются в территориальный
дорожный фонд и остаются на Кубани.
Налог с владельцев транспортных средств
Налог с владельцев транспортных средств ежегодно уплачивают:
- предприятия, объединения, учреждения и организации
независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности,
- граждане Российской Федерации,
- иностранные юридические лица и граждане,
- лица без гражданства.
Сумма, причитающаяся с владельца в уплату этого налога,
определяется исходя из мощности транспортного средства.
Сроки уплаты налога определены постановлением главы
администрации Краснодарского края:
- для юридических лиц - до 20 мая
- для физических лиц - до 31 июля
Регистрация, перерегистрация и технический осмотр транспортных
средств без предъявления квитанции или платежного поручения об
уплате налога не производится.
От уплаты налога освобождаются:
- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации,
граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, а также их
общественные объединения (организации), использующие приобретаемые
автотранспортные средства для выполнения своей уставной
деятельности;
- граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие
чернобыльской катастрофы;
- инвалиды, имеющие мотоколяски и автомобили; общественные
организации инвалидов, использующие транспортные средства для
осуществления своей уставной деятельности;
- предприятия автотранспорта общего пользования по
транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме
такси);
- колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства,
объединения, акционерные и другие предприятия, занимающиеся
производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов
от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70 и
более процентов;
- предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог
общего пользования.
Перечень юридических лиц, которые освобождаются от уплаты
налога, определяется Правительством Российской Федерации. Вместе
с тем, льготы по уплате налога с владельцев транспортных средств
отдельным категориям плательщиков могут быть предоставлены
органами законодательной власти края.
Налог на приобретение автотранспортных средств
Его уплачивают предприятия, организации, учреждения,
предприниматели, приобретающие автотранспортные средства путем
купли - продажи, мены, лизинга и взносов в уставный фонд. Уплата
производится по месту регистрации или перерегистрации
автотранспортного средства.
Ставка налога устанавливается в процентах от продажной цены
(без налога на добавленную стоимость и акцизов) в следующих
размерах:
- прицепы и полуприцепы - 10
- грузовые автомобили, пикапы и легковые
фургоны, специальные автомобили и
легковые автомобили, автобусы - 20
В случае приобретения автотранспортных средств за пределами
Российской Федерации, налог исчисляется от их стоимости,
определяемой в соответствии с таможенным законодательством
Российской Федерации.
Целый ряд категорий налогоплательщиков освобождается от уплаты
налога на приобретение автотранспортных средств. Перечень
юридических лиц, которые освобождаются от уплаты налога,
определяется Правительством Российской Федерации и органами
законодательной власти края.
Все поступления от этого налога зачисляются в территориальный
дорожный фонд.
В газетной публикации невозможно описать даже малую часть
ситуаций, возникающих при расчете, льготировании и уплате налогов,
поступающих в дорожные фонды. Отсылаем вас к нормативным актам,
действующим в этой части налогового законодательства:
Нормативная база по дорожному фонду
1. Закон РФ от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы
Российской Федерации".
2. Закон РФ от 16.07.92 г. N 3317-1 "О внесении изменений и
дополнений в налоговую систему Российской Федерации".
3. Закон РФ от 22.12.92 г. N 4178-1 "О внесении изменений и
дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах".
4. Закон РФ от 21.05.93 г. N 5006-1 "О внесении изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации".
5. Закон РСФСР от 18.10.91 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в
Российской Федерации" с изменениями и дополнениями, внесенными
в него Законом РФ от 25.12.92 N 4226-1.
6. Указ Президента РФ от 23.05.94 г. N 1008 "О федеральном
дорожном фонде".
7. Инструкция Минфина РФ от 2.03.92 г. N 1 "О порядке исчисления
налогов и поступления их и иных средств в дорожные фонды" с
изменениями и дополнениями, внесенными в нее письмом
Министерства финансов от 30.07.92 г. N 65.
8. Инструкция Минфина РФ и Госналогслужбы РФ от 30.03.93 г.
N 36/19 "О порядке исчисления налогов и поступления их и иных
средств в дорожные фонды" с изменениями, внесенными письмом
Минфина и Госналогслужбы РФ от 23.08.93 г. N 98/ВЗ-4-15/125 Н;
изменениями и дополнениями N 2 от 26.06.94 г. к названной
инструкции.
9. Инструкция Госналогслужбы России от 15.05.95 г. N 30 "О порядке
исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды.
Зарегистрирована в Минюсте РФ 25.05.95 г. N 859. Введена в
действие с 1.07.95 г. - отменяет действие инструкции от
30.03.93 г. N 36/19, изменения и дополнения к ней (см.
предыдущий пункт 8 настоящего перечня).
Тем, кто затруднился в поиске и изучении этих обязательных к
исполнению документов, советуем обратиться к справочному пособию
"Налоги, образующие дорожные фонды". Оно подготовлено экспертами
Государственной налоговой инспекции по Краснодарскому краю, людьми
по долгу службы знающими налоговое законодательство лучше, чем
кто-либо.
И последнее - мы ждем откликов читателей. Хотим узнать ваше
мнение о начатой серии обзоров налогового законодательства.
Планируется издать пособия "Плата при пользовании недрами",
"Налоги на имущество ", "Налог на добавленную стоимость", "Налог
на прибыль" и другие. Обращайтесь к нам, в редакцию газеты; в
издательство "Советская Кубань" или в пресс - службу ГНИ по
Краснодарскому краю.
Пресс - служба
ГНИ Краснодарского края
|