Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Новые документы РБ

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Краснодарского края

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ОТ 19.04.96 N 165 О ПРОГРАММЕ "ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В 1996-1997 ГОДАХ"

(по состоянию на 10 июля 2006 года)

<<< Назад

             ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                       от 19 апреля 1996 г. N 165
   
           О ПРОГРАММЕ "ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЕ
           КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
                           В 1996-1997 ГОДА"
   
       Во исполнение постановлений главы администрации Краснодарского
   края от 7 июня 1995 года  N  315  "О  постановлении  Правительства
   Российской Федерации от 31 марта 1995  года  N  305  "О  мерах  по
   реализации Послания Президента Российской  Федерации  Федеральному
   Собранию "О действенности государственной власти  в  России"  и  о
   программе Правительства Российской Федерации "Реформы  и  развитие
   российской экономики в 1995-1997 годах" и от 4 января 1996 года  N
   3 "Об оценке социально-экономического развития края в 1995 году  и
   прогнозе функционирования хозяйственного комплекса  в  1996  году"
   Краснодарским  территориальным     управлением    Государственного
   комитета  Российской  Федерации по  антимонопольной  политике    и
   поддержке новых экономических структур совместно  с  комитетом  по
   управлению  государственным  имуществом    Краснодарского    края,
   департаментами экономики и прогнозирования, по финансам, бюджету и
   контролю,  сельского  хозяйства  и   продовольствия,    управления
   торговли,  по  курортному  делу  и  туризму,  а  также  с  другими
   ведомствами    администрации    края    разработана      программа
   "Демонополизация экономики  и  развитие  конкуренции  на  товарных
   рынках Краснодарского края в 1996-1997 года".
       С целью повышения эффективности общественного производства  на
   основе конкурентных  отношений,  эффективно  влияющих  на  уровень
   спроса   и  предложений,  стимулирующих  рациональные  структурные
   преобразования в экономике Краснодарского края, ПОСТАНОВЛЯЮ:
       1.Утвердить программу "Демонополизация  экономики  и  развитие
   конкуренции   на   товарных рынках Краснодарского края в 1996-1997
   годах" (прилагается).
       2.Департаментам,    управлениям,    комитетам    и     отделам
   администрации края организовать выполнение утвержденной программы.
       3.Координацию  деятельности  органов  исполнительной    власти
   Краснодарского края по  реализации  программы  и  контроль  за  ее
   выполнением возложить на  председателя  комиссии  по  конкурентной
   политике Краснодарского края (Гладской).
       4.Постановление вступает в силу со дня его подписания.
   
                                                  Глава администрации
                                                        Е.М.ХАРИТОНОВ
   
   
   
   
   
                                                           Приложение
                                                к Постановлению главы
                                                        администрации
                                           от 19 апреля 1996 г. N 165
   
                               ПРОГРАММА
          "ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА
         ТОВАРНЫХ РЫНКАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В 1996-1997 ГОДАХ"
   
                                ПАСПОРТ
        КРАЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЕ
           КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
                           В 1996-1997 ГОДАХ"
   
   --------------------T--------------------------------------------¬
   Наименование        ¦Демонополизация  экономики и развитие       ¦
   региональной        ¦конкуренции на товарных рынках              ¦
   программы           ¦Краснодарского края в 1996-1997 годах       ¦
   --------------------+--------------------------------------------+
   Наименование, номер ¦Постановление главы администрации           ¦
   и дата решения о    ¦Краснодарского края от 7 июня 1995 года     ¦
   разработке программы¦N 315 "О постановлении правительства        ¦
                       ¦Российской Федерации от 31 марта 1995 года  ¦
                       ¦N 305 "О мерах по реализации послания       ¦
                       ¦Президента Российской Федерации Федеральному¦
                       ¦собранию "О действенности государственной   ¦
                       ¦власти в России и о Программе Правительства ¦
                       ¦Российской Федерации "Реформы и развитие    ¦
                       ¦российской экономики в 1995-1997 годах"     ¦
   --------------------+--------------------------------------------+
   Государственный     ¦Администрация Краснодарского края           ¦
   заказчик            ¦                                            ¦
   --------------------+--------------------------------------------+
   Основные исполнители¦Краснодарское территориальное управление    ¦
   программы           ¦Государственного комитета по                ¦
                       ¦антимонопольной политике и поддержке новых  ¦
                       ¦экономических структур (ГКАП РФ);           ¦
                       ¦департамент экономики и прогнозирования;    ¦
                       ¦департамент по финансам, бюджету и контролю;¦
                       ¦Краснодарский краевой комитет               ¦
                       ¦государственной статистики;                 ¦
                       ¦департамент сельского хозяйства и           ¦
                       ¦продовольствия;                             ¦
                       ¦департамент по строительству, архитектуре и ¦
                       ¦жилищно-коммунальному хозяйству;            ¦
                       ¦комитет по управлению государственным       ¦
                       ¦имуществом Краснодарского края;             ¦
                       ¦фонд государственного имущества             ¦
                       ¦Краснодарского края;                        ¦
                       ¦департамент экономической безопасности и    ¦
                       ¦внешнеэкономических связей;                 ¦
                       ¦управление внешнеэкономических связей и     ¦
                       ¦протокола;                                  ¦
                       ¦управление торговли;                        ¦
                       ¦управление по курортному делу и туризму;    ¦
                       ¦межведомственный комитет по поддержке и     ¦
                       ¦развитию  малого предпринимательства        ¦
   --------------------+--------------------------------------------+
   Основные            ¦Краснодарское территориальное управление    ¦
   разработчики        ¦Государственного комитета по                ¦
   региональной        ¦антимонопольной политике и поддержке        ¦
   программы           ¦новых экономических структур (ГКАП РФ);     ¦
                       ¦департамент экономики и прогнозирования;    ¦
                       ¦департамент по финансам, бюджету и контролю;¦
                       ¦управление торговли;                        ¦
                       ¦департамент сельского хозяйства и           ¦
                       ¦продовольствия;                             ¦
                       ¦управление по курортному делу и туризму;    ¦
                       ¦комитет по управлению государственным       ¦
                       ¦имуществом                                  ¦
   --------------------+--------------------------------------------+
   Цель региональной   ¦Повышение эффективности общественного       ¦
   программы           ¦производства на основе рыночного            ¦
                       ¦регулирования экономических процессов       ¦
   --------------------+--------------------------------------------+
   Задача региональной ¦Основная задача программы в 1996-1997 годах ¦
   программы           ¦- создание условий необходимых для развития ¦
                       ¦добросовестной конкуренции и пресечение     ¦
                       ¦монополистических действий                  ¦
   --------------------+--------------------------------------------+
   Основные мероприятия¦Анализ экономической ситуации в крае и      ¦
   региональной        ¦разработка проектов постановлений главы     ¦
   программы           ¦администрации края о мерах по               ¦
                       ¦демонополизации и развитию конкуренции;     ¦
                       ¦государственный контроль за соблюдением     ¦
                       ¦антимонопольного законодательства;          ¦
                       ¦предупреждение, ограничение и пресечение    ¦
                       ¦монополистической деятельности и            ¦
                       ¦недобросовестной конкуренции;               ¦
                       ¦содействие формированию рыночных отношений  ¦
                       ¦на основе развития конкуренции и            ¦
                       ¦предпринимательства, в т. ч. малого         ¦
   --------------------+--------------------------------------------+
   Сроки реализации    ¦1996-1997 годы с переходом на последующий   ¦
   региональной        ¦период                                      ¦
   программы           ¦                                            ¦
   --------------------+--------------------------------------------+
   Ожидаемые конечные  ¦Формирование последовательной               ¦
   результаты          ¦государственной антимонопольной политики    ¦
   реализации          ¦в Краснодарском крае и проконкурентного     ¦
   региональной        ¦мировоззрения у предпринимателей, в органах ¦
   программы           ¦власти и управления;                        ¦
                       ¦снижение уровня концентрации товарных       ¦
                       ¦рынков  до значений, не препятствующих      ¦
                       ¦существованию конкурентных отношений, что   ¦
                       ¦предполагает наличие не менее 3-х           ¦
                       ¦поставщиков на краевых и местных товарных   ¦
                       ¦рынках                                      ¦
   --------------------+--------------------------------------------+
   Система контроля    ¦Комиссия по конкурентной политике           ¦
   за исполнением      ¦Краснодарского края;                        ¦
   региональной        ¦Краснодарское территориальное управление    ¦
   программы           ¦Государственного комитета по                ¦
                       ¦антимонопольной политике и поддержке        ¦
                       ¦новых экономических структур (ГКАП РФ);     ¦
                       ¦администрация Краснодарского края           ¦
   --------------------+---------------------------------------------
   
                     ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
   
       В Программе используются термины, определенные  Законом  РСФСР
   "О конкуренции и  ограничении  монополистической  деятельности  на
   товарных рынках", а также следующие понятия:
   ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  РЫНОК - товарный  рынок   в    границах    Российской
   Федерации,  объединяющий  все  территории  реализации  товара  или
   взаимозаменяемых    товаров    и    местоположения     покупателей
   (потенциальных  покупателей) этих  товаров.   При    этом    любой
   покупатель  (потенциальный   покупатель)    имеет    экономическую
   возможность приобретения товара или  взаимозаменяемых  товаров  на
   любой  из территорий в границах Российской  Федерации  на  которых
   эти товары  реализуются,  и  не  имеет  такой  возможности  за  ее
   пределами.
   МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ  РЫНОК - один  из  товарных   рынков    Российской
   Федерации,  расположенный  в  границах  двух  и  более   субъектов
   Российской  Федерации,  объединяющих    сопредельные    территории
   реализации товара или взаимозаменяемых  товаров  и  местоположения
   покупателей (потенциальных покупателей)  этих  товаров.  При  этом
   любой  из  этих  покупателей  (потенциальных  покупателей)   имеет
   экономическую возможность приобретения товара или взаимозаменяемых
   товаров на любой из территорий в границах  обозначенных  субъектов
   Российской Федерации, на которых  эти  товары  реализуются,  и  не
   имеет такой возможности за пределами этих границ.
   РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК - товарный рынок в границах субъекта Российской
   Федерации,  объединяющий  все  территории  реализации  товара  или
   взаимозаменяемых    товаров    и    местоположения     покупателей
   (потенциальных    покупателей) этих товаров.    При   этом   любой
   покупатель    (потенциальный    покупатель)    имеет экономическую
   возможность приобретения товара или   взаимозаменяемых  товаров на
   любой из  территорий  в  границах  субъекта  Российской Федерации,
   на которых эти товары реализуются,  и  не  имеет такой возможности
   за пределами этих границ.
   МЕСТНЫЙ (ЛОКАЛЬНЫЙ) РЫНОК - один из товарных рынков, расположенный
   на  части  территории  субъекта  Российской  Федерации,    которая
   является  территорией  реализации  товара  или    взаимозаменяемых
   товаров и местоположения покупателей  (потенциальных  покупателей)
   этих товаров. При этом любой из  этих  покупателей  (потенциальных
   покупателей) имеет экономическую возможность  приобретения  товара
   или взаимозаменяемых товаров на территории, на которой эти  товары
   реализуются,  и  не  имеет  такой  возможности    за    пределами.
   МОНОПОЛИЗИРОВАННЫЙ РЫНОК - товарный рынок,  на  котором  действуют
   хозяйствующие субъекты, доминирующие на этом рынке,  в  том  числе
   монопольные поставки (покупатели).
   КОНКУРЕНТНЫЙ РЫНОК - товарный рынок с низкими барьерами входа,  на
   котором отсутствуют монопольные поставщики  (покупатели).
   БАРЬЕРЫ  ВХОДА  НА  РЫНОК   -    любые    финансово-экономические,
   организационные,  правовые,   технические,    и    технологические
   препятствия, мешающие новому  хозяйствующему  субъекту  эффективно
   конкурировать с хозяйствующими субъектами, действующими на  рынке.
   ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ - состояние товарного  рынка,  при  котором
   удовлетворение спроса  на  этом  рынке  эффективнее  в  отсутствие
   конкуренции в силу технологических  особенностей  производства  (в
   связи с существенным понижением издержек производства  на  единицу
   товара  по  мере  увеличения  объема  производства),    продукция,
   производимая субъектами  естественной  монополии,  не  может  быть
   заменена в потреблении другими  ее  видами  из-за  чего  спрос  на
   данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения  цены
   на товары  производимые  субъектами  естественных  монополий,  чем
   спрос  на  другие  виды  товаров.
   ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ - исключительной  право  государства  на
   предоставление права владения и пользования имуществом  и  другими
   объектами собственности и  (или)  на  осуществление  определенного
   вида деятельности, на  государственный  контроль  и  регулирование
   соответствующей деятельности субъектов государственной  монополии.
   ВРЕМЕННАЯ  МОНОПОЛИЯ  -  состояние  монополизированного  товарного
   рынка,  изменение  структуры  которого  в  направлении    развития
   конкуренции благодаря снижению уровня барьеров входа (или  выхода)
   на этот рынок новых хозяйствующих субъектов возможно в  достаточно
   короткие  сроки  (в  зависимости  от  конкретных  товарных   групп
   продукции).
   СУБЪЕКТ МОНОПОЛИИ -   хозяйствующий   субъект (юридическое  лицо),
   занимающий доминирующее (монопольное) положение на товарном рынке.
   КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА  -  степень преобладания в  производстве
   одного или небольшого числа  хозяйствующих  субъектов.  Измеряется
   коэффициентом концентрации, индексом Герфиндаля-Гиршмана,  другими
   коэффициентами.  Коэффициент  концентрации  равен   сумме    долей
   производства, приходящихся на данном товарном рынке на  долю  трех
   (четырех,  восьми)  крупнейших  субъектов  производства.    Индекс
   Герфиндаля-Гиршмана  определяется  как  сумма  квадратов  долей  в
   производстве, выраженных  в  процентах  приходящегося  на  каждого
   субъекта производства.
   КОНЦЕНТРАЦИЯ РЫНКА - степень  преобладания  на  рынке  одного  или
   небольшого числа хозяйствующих субъектов. Измеряется коэффициентом
   концентрации,    индексом      Герфиндаля-Гиршмана,        другими
   коэффициентами. Коэффициент равен сумме долей рынка,  приходящихся
   на данном товарном рынке на долю трех (четырех, восьми) крупнейших
   субъектов рынка. Индекс Герфиндаля-Гиршмана определяется как сумма
   квадратов долей на рынке, выраженных в процентах, приходящихся  на
   каждого субъекта рынка.
   СТРУКТУРА РЫНКА  -  основные  характерные  черты  рынка,  в  число
   которых входит количество и  экономические  размеры  хозяйствующих
   субъектов, действующих на рынке, уровень барьеров входа на рынок и
   выхода  с  рынка,  доступность  рыночной   информации,    перечень
   взаимозаменяемых  товаров,  определяющих    товарный    рынок    в
   продуктовом разрезе.
   ЭКОНОМИЧЕСКИЙ    РАЗМЕР    ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО    СУБЪЕКТА - показатель
   потенциальных экономических возможностей предприятия в  завоевании
   рынка, который определяется одним или  совокупностью  показателей:
   годовым оборотом  капитала,  производственной  мощностью,  объемом
   производства и поставки на рассматриваемый рынок.
   ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ -   снижение    уровня   концентрации рынка  путем
   создания    необходимых   условий   для   возникновения и развития
   конкуренции.
   
                                ВВЕДЕНИЕ
   
       Программа "Демонополизация и развитие конкуренции на  товарных
   рынках Краснодарского края в 1996-1997 годах" (далее -  Программа)
   разработана  на  основе  положений   "Государственной    программы
   Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)"
   и является неотъемлемой частью "Программы стабилизации и  развития
   экономики Краснодарского  края  на  1994-2000  годы  (концепции  и
   основные показатели)".
       Процесс демонополизации экономики  рассчитан  на  долгосрочную
   перспективу   и   предполагает   ежегодное   уточнение   целей   и
   приоритетов.
       Целью государственной  политики  демонополизации  экономики  и
   развития  конкуренции  на  рынках  Краснодарского  края   является
   повышение  эффективности общественного  производства  на    основе
   рыночного  регулирования   экономических    процессов.    Рыночное
   регулирование предусматривает  выполнение  двух  условий:  наличие
   права частной собственности,  равноправной  с  другими  видами,  и
   свобода контрактов, заключаемых в условиях конкурентных правил.
       Основной задачей Программы в 1996-1997 годах является создание
   необходимых условий для  развития  добросовестной  конкуренции  на
   рынках  Краснодарского  края  и   пересечение    монополистических
   действий.
       Реализация этой задачи предусматривает:
       *анализ  сложившихся  товарных  рынков,  поведения   на    них
   предприятий и различных их объединений, не  являющихся  субъектами
   естественных монополий;
       *формирование    необходимых      организационно-экономических
   предпосылок для эффективной конкуренции на  рынках  Краснодарского
   края;
       *создание правовых и организационно-экономических условий  для
   включения  рыночных    механизмов    оптимизации    товаропотоков,
   формирования цен и тарифов на социально значимые товары и  услуги,
   отнесенных к сфере временной монополизации;
       *развитие предпринимательства.
       Реализация  цен  и  задачи  Программы  проводится   на    базе
   действующего антимонопольного законодательства России.
   
                   ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ И МОНОПОЛИЗМ
   
       Мировой  опыт  и  разработки  отечественных    и    зарубежных
   экономистов показывают, что монополизм является одним из  основных
   звеньев механизма   торможения   рыночных   реформ.  Тем  не менее
   проблемы  монополизма   в   ходе   перестройки   1985-1991  годов,
   антимонопольной политики и  регулирования  конкурентных  отношений
   оказались   вне   реформы   правительства   страны. Поворот к этим
   проблемам  датируется  1990    годом,  когда   была    предпринята
   попытка разработки антимонопольного  закона и предпринята  попытка
   разработки антимонопольного  закона  и  программы  демонополизации
   советской экономики.
       Многие ошибки предшествующего периода реформирования  не  были
   учтены на старте российских реформ. Либерализация  экономики  была
   предпринята    без    сколько-нибудь    серьезной    трансформации
   экономических   основ  монопольных  структуры,   при    отсутствии
   серьезной  системы  антимонопольного  регулирования  и   контроля.
   Либерализация  цен  и  внешней  торговли  сняли   административные
   ограничения  с  сил  монополизма,  не  обеспечив  в  должной  мере
   развернутую систему антимонопольной  защиты  на  рыночной  основе.
   Это,  в  немалой  степени,  и  обусловило  разгул  инфляции,  спад
   производства в  беспроцентных  масштабах,  глубокий  и  длительный
   инвестиционный кризис, бегство капиталов за рубеж.
       Поведение большинства производителей-монополистов сразу  после
   либерализации  цен  сводилось  к  их  взвинчиванию,   наряду    со
   снижением объемов производства, что позволяло добиваться  выгодных
   для себя экономических показателей. Однако в последствии  ситуация
   несколько изменилась. Если раньше в 1992 г. и  в  первой  половине
   1993 г. спад производства был обусловлен,  наряду  с  монопольными
   ресурсами,   нарушением    хозяйственных    связей,    финансовыми
   трудностями, вызванными платежным кризисом и т.  д.,  то  с  конца
   1993 г. на первое место вышел фактор платежеспособного  спроса  на
   выпускаемую  продукцию.  В  значительной  степени   этот    фактор
   оказывает влияние на развитие экономики и по настоящее время.
       В   этих   условиях   предприятия   сырьевого   и    топливно-
   энергетического комплекса находят  выход  в  наращивании  экспорта
   своей продукции, зачастую оставляя на голодном  пайке  внутреннего
   потребителя. В то же время отрасли обрабатывающей промышленности и
   сельское хозяйство столкнулись с фактором внешней  конкуренции  со
   стороны импорта в  масштабах,  угрожающих  интересам  национальной
   безопасности.
       Есть  объективные  пределы  эффективности  внешнеэкономической
   конкуренции. Таким пределом является само  существование  жизненно
   необходимых для страны, ее обороны отраслей народного хозяйства  и
   производств. Критериями        достаточности         либерализации
   внешнеэкономического   обмена  должно  служить  равновесие   между
   противоположными  эффектами:   поднятие    качества,    расширение
   ассортимента товаров  отечественных  производителей  в  результате
   конкуренции с зарубежными, с одной стороны, и вывоз  капитала  при
   импорте - с  другой.  Речь  идет:  во  первых,  о    необходимости
   стремиться к внешнеэкономическому балансу России  и  регионов  при
   обмене готовыми изделиями и,  во  вторых,  о  равновесии  качества
   товаров. Импорт товаров ниже требований отечественных  стандартов,
   как и вывоз сырья, приводят  к  неоправданной  утечке  капитала  -
   основной причине инфляции.
       Экономические  реалии   сегодняшнего  дня  серьезно  усложняют
   проблему демонополизации, ставя ее в контекст  выживаемости  самой
   российской   экономики, сохранения остатков ее научно-технического
   потенциала. Система  антимонопольных  механизмов    и    стратегия
   демонополизации формируется по сути  дела  явочным  порядком,  что
   накладывает свой отпечаток на ее  действительность  и  способность
   обеспечить формирование конкурентно-рыночных  начал  в  российской
   экономике. Сохранение  старых  проблем  сочетается  с   появлением
   новых. Происходит переплетение худших черт советского и  нынешнего
   российского монополизма.
       Становление  рыночной  экономики  в  России   столкнулось    и
   продолжает сталкиваться с монополизмом особого  рода.  Генетически
   он сформировался в нерыночной среде и координально  отличается  от
   монопольных  отношений,  естественным  образом   выраставших    из
   концентрации и централизации капиталов в процессе их  конкуренции.
   Монополизм  в  нашей  стране  сложился  как  результат  тотального
   огосударствления   экономики с  присущей   ему    административно-
   командной  системой  управления.  Оно  и  составляло  ось,  вокруг
   которой сконцентрировались различного  рода  элементы  монопольной
   практики. В отличие  от  рыночных  монополий  западной  экономики,
   наши, так называемые, административные или ведомственные монополии
   создавались  директивным  путем.  Отсутствие  рыночных   принципов
   управления и распределения ресурсов,  централизованное  размещение
   капвложений привели к формированию своеобразного  технологического
   монополизма. Подавляющее большинство хозяйственных  связей  носили
   не  экономический,  а  строго  детерминированный   технологический
   характер, исходя из принципа: народное хозяйство - единая фабрика.
       В тесной связи с предыдущим кругом проблем стоит проблема  так
   называемой организационной монополии. В СССР речь шла об  огромной
   концентрации экономической власти на всех уровнях и функциональных
   направлениях  централизованного    планирования    и    управления
   экономикой. В современной России,  когда  многие  прежние  функции
   государства  уже  отпали,  концентрация  экономической  власти  на
   верхних уровнях управления если и снизились, то незначительно. Она
   лишь перемещается в сферы  регулирования  финансовых  отношений  и
   приватизации   собственности,    правовой    и    административной
   регламентации создания новых хозяйственных единиц.
       С другой стороны,  имеет  место  чисто  внешняя  трансформация
   бывших отраслевых министерств в  концерны  и  холдинги  (например,
   Роснефть, Росуголь, Чермет, Цветмет  и  др.)  при  которой  старая
   организационная монополия скорее мимикрируется, чем  преобразуется
   в нечто новое.
       К генетическим корням российского монополизма относятся те его
   характерные    черты,    которые    связаны    с       хронической
   разбалансированностью  советской  и,  как  следствие,   российской
   экономики. Глубокие    структурные    диспропорции       постоянно
   воспроизводят  дисбалансы  предложения  и  спроса,   неравноправие
   продавца (производителя) и покупателя (потребителя).  Традиционный
   для прежних хозяйственных связей диктат производителя по отношению
   к потребителю трансформируется в  монополизм   на  соответствующих
   продуктовых,  отраслевых,  и  региональных    рынках.    Структура
   российской экономики по отношению  к  прежней  союзной  еще  более
   ухудшилась,  дисбалансы    между    секторами,    добывающими    и
   перерабатывающими отраслями стали более глубокими.
       Об этом свидетельствуют различия в динамике выпуска  продукции
   по отраслям промышленности как России, так и  Краснодарского  края
   (см. таблицы 1 и 2).
   
           ДИНАМИКА ВЫПУСКА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ В
            1989-1996 ГОДАХ ПО ОТРАСЛЯМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, % К
                            ПРЕДЫДУЩЕМУ ГОДУ
   
                                                       Таблица 1
   -----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----------T-----------¬
   Отрас¦1989г¦1990г¦1991г¦1992г¦1993г¦1994г¦1995г 1996г¦1995г 1996г¦
   ли   ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     1*    ¦     2     ¦
   эконо¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦  вариант  ¦  вариант  ¦
   мики ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦           ¦           ¦
   -----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----------+-----------+
   Промыш-                                                          ¦
   ленность                                                         ¦
   в                                                                ¦
   целом  101.4 99.9 92.0  82.0  83.8   77.2  97-98 93-96  101   97 ¦
                                                                    ¦
   в том                                                            ¦
   числе:                                                           ¦
                                                                    ¦
   электро-                                                         ¦
   энер-  101.2 102.0 100.3 95.3 94.7  91.2   96-97 95-97   101   10¦
   гетика                                                           ¦
                                                                    ¦
   топлив-98.6   96.7  94.0 85.0 89.0  89.0   97-98 96-98    101  9 ¦
   ная                                                              ¦
                                                                    ¦
   черная                                                           ¦
   метал- 100.2 98.1  92.6  83.6  83.4 82.6  109-99 104-106  103  10¦
   лургия                                                           ¦
                                                                    ¦
   цветная                                                          ¦
   метал- 101.1 97.6  91.3 74.6  81.9  90.9   99-98  98-100  100  97¦
   лургия                                                           ¦
                                                                    ¦
   химичес-                                                         ¦
   кая и                                                            ¦
   нефте-100.6  97.8 93.7  78.3  78.5  71.1  107-97  101-106 103 100¦
   хими-                                                            ¦
   ческая                                                           ¦
                                                                    ¦
   машино-                                                          ¦
   строение                                                         ¦
   и метал-                                                         ¦
   лообра-101.6 101.1 90.0 85.1 84.4  61.9  95-93   94-97     102  9¦
   ботка                                                            ¦
                                                                    ¦
   лесная                                                           ¦
   дерево-                                                          ¦
   обраба-                                                          ¦
   тывающая                                                         ¦
   и целлю-                                                         ¦
   лозо-  101.0 98.8 91.0  85.4  81.3 68.8  94-95   92.98    102  9 ¦
   бумажная                                                         ¦
                                                                    ¦
   произ-                                                           ¦
   водство                                                          ¦
   строи- 102.4 99.1 97.6 79.6  82.4  71.1  91-95  85-90    101  98 ¦
   тельных                                                          ¦
   мате-                                                            ¦
   риалов                                                           ¦
                                                                    ¦
   Легкая 102.3 99.9 91.0  70.0 76.6  52.7  69-76  63.65     83   80¦
                                                                    ¦
   Пище-  104.2 100.4 90.5 83.6 90.8  78.1  91-93  89-92     96   94¦
   вая                                                              ¦
   ------------------------------------------------------------------
   
       --------------------------------
       *Прогноз министерства экономики
       Источник госкомстат, министерство экономики России
   
        ДИНАМИКА ВЫПУСКА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В КРАСНОДАРСКОМ
        КРАЕ В 1991-1995 ГОДАХ ПО ОТРАСЛЯМ, % К ПРЕДЫДУЩЕМУ ГОДУ
   
                                                        Таблица 2
   ------------------------------T------T------T------T------T------¬
   Отрасли  экономики            ¦1991г.¦1992г.¦1993г.¦1994г.¦1995г.¦
   ------------------------------+------+------+------+------+------+
   Промышленность в целом        ¦ 99.2 ¦ 79.8 ¦ 86.6 ¦ 79.3 ¦ 90.6 ¦
                                 ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
   в т. ч. добывающая            ¦      ¦      ¦      ¦ 88.2 ¦      ¦
                                 ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
   перерабатывающая              ¦      ¦      ¦      ¦ 78.1 ¦      ¦
                                 ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
   По отраслям:                  ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
   электроэнергетика             ¦104.5 ¦ 94.1 ¦ 98.6 ¦ 101.4¦ 101.7¦
                                 ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
   топливная                     ¦ 92.5 ¦ 79.3 ¦108.4 ¦  91.8¦ 107.9¦
                                 ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
   химическая                    ¦ 95.6 ¦ 68.5 ¦ 63.8 ¦  67.8¦ *60.7¦
                                 ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
   нефтехимическая               ¦ 90.0 ¦ 55.3 ¦ 72.6 ¦ 38.8 ¦      ¦
                                 ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
   машиностроение и              ¦104.4 ¦ 83.7 ¦ 75.8 ¦ 38.0 ¦ 81.8 ¦
   металлообработка              ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
                                 ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
   лесная, деревообрабатывающая  ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
   и целлюлозно-бумажная         ¦105.1 ¦ 93.1 ¦ 100.9¦ 49.3 ¦ 69.6 ¦
                                 ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
   строительных материалов       ¦ 95.8 ¦ 84.8 ¦  83.6¦ 78.9 ¦ 97.6 ¦
                                 ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
   легкая                        ¦105.7 ¦ 66.9 ¦  85.6¦ 53.2 ¦ 86.6 ¦
                                 ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
   пищевая                       ¦ 95.2 ¦ 82.9 ¦  90.0¦  81.6¦ 88.2 ¦
                                 ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
   мукомольно-крупяная и         ¦104.9 ¦ 58.0 ¦  79.5¦ 112.1¦ 90.3 ¦
   комбикормовая                 ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
   ------------------------------+------+------+------+------+-------
   
       --------------------------------
   
       *Отсутствуют  данные  по   выпуску    минеральных    удобрений
   Белореченским  химкомбинатом  в  сентябре-декабре    1995    года.
   Составлено  по    данным    Краснодарского    краевого    комитета
   государственной статистики.
   
       Особенности государственной  организации  хозяйства,  а  также
   значительная  доля  сырьевых  отраслей,   обусловили    совершенно
   уникальную  роль  естественных  монополий.  В  силу   определенных
   обязательств  (невозможность  разгосударствления   соответствующих
   отраслей производства и производственной инфраструктуры, ухудшения
   структуры экономики в сторону усиления ее сырьевой направленности)
   значимость этого вида монополий в российской экономике  на  данном
   этапе развития даже возрастает.
       Усилилась локализация    рынков,  которая  и  раньше  являлась
   отличительной особенностью российской экономики. Растет уровень  и
   удельный  вес  транспортных  издержек  в  структуре    цен,    что
   провоцирует  усиление  степени    локализации    рынков.    Единый
   национальный рынок имеет тенденцию распада на множество  локальных
   рынков с одним продавцом на каждом из них.
       Раздел  рынков    усугубляется    традиционными    российскими
   причинами, связанными с неразвитостью рыночной  инфраструктуры,  в
   том числе с  отсутствием  необходимых  информационных  систем.  Он
   стимулируется фактами экономической регионализации, подталкиваемой
   местными администрациями, когда они вводят те или иные ограничения
   на  ввоз  (вывоз) продукции  из  регионов.  Эти  новые  явления  в
   локализации рынков расширяют воспроизводственную монополизацию.
       Наиболее  зримо  монополизация   связана    с    концентрацией
   производства, хотя  и  не  тождественна  последней.  Концентрацией
   производства  превращается  в  монополию  лишь   в    практической
   антимонопольной  политике,  чтобы  не    превращать    борьбу    с
   монополизмом в противодействие объективным процессов  концентрации
   производства.
       Сопоставление с зарубежными странами позволяет сделать вывод о
   том, что специфика российского монополизма состоит  не  столько  в
   высоком  уровне  концентрации  производства  и  большом    размере
   предприятий относительно внутреннего рынка, сколько в очень  узкой
   товарной специализации производства. Отсюда очевидна  нацеленность
   антимонопольной  политики на перестройку технологической структуры
   производства на  внутрифирменном  уровне  в  сторону  ее   большей
   диверсификации. Такая  перестройка,  вполне  очевидно,   позволить
   укрепить и позиции предприятий в условиях  меняющейся  конъюнктуры
   рынка.
       Реальный уровень монополизации  внутреннего рынка  может  быть
   существенно снижен в условиях открытости экономики.
       Либерализация   внешнеэкономической  деятельности    позволила
   создать  конкурентную  среду  даже  на  таких   рынках,    которые
   характеризовались  высокой  степенью  концентрации  и  монополизма
   отечественных производителей продукции. Так, например, несмотря на
   сравнительно высокие ставки ввозных таможенных  пошлин  и  высокую
   степень  монополизма  в  производстве  легковых   автомобилей    -
   коэффициент концентрации превышает 90 % , этот рынок уже в 1993 г.
   приобрел  во  многом  черты  конкурентного.  Ввозимые  в    Россию
   автомобили зарубежных  марок  составили  значительную  конкуренцию
   автомобилям отечественных  производителей.  Из  общего  количества
   поступивших в 1993 г. на рынок 911,5 тыс. автомобилей  431,5  тыс.
   штук (47,3 %) ввезены из-за рубежа. Это способствовало  не  только
   лучшему насыщению рынка, но и оказывало  сдерживающее  влияние  на
   рост цен легковых автомобилей.
       Что  касается  частичных  изменений  в  уровнях   концентрации
   производства   не    столько    с    целенаправленной    политикой
   демонополизации, сколько со  спонтанными  процессами  кардинальной
   ломки производственных структур  и  хозяйственных  связей  в  ходе
   распада  СССР,  непрекращающимся  общим  (не  структурным)  спадом
   производства. Начинает сказываться (правда, не всегда  однозначно)
   и приватизация собственности.
       Идет становление  системы  антимонопольной  защиты  в  России:
   совершенствуется антимонопольное законодательство; разрабатывается
   соответствующая стратегия и программы  демонополизации  российской
   экономики. Антимонопольная политика занимает подобающее ей место в
   системе государственного регулирования экономикой. Заложены основы
   организационной  структуры,  которая    ежу    сегодня    способна
   осуществлять  систематический  антимонопольный  контроль  как   на
   федеральном, так и на региональном уровнях управления.
       За  последние  два  года  практика  контроля  за   соблюдением
   антимонопольного законодательства по данным ГКАП России показывает
   оживление положительных тенденций. Так, в общем  числе   нарушений
   антимонопольного  законодательства  доля  возбужденных   дел    по
   заявлениям  изменилась  следующим  образом:  доля  злоупотреблений
   доминирующим положением снизились с 67  до  61  %;  доля  факторов
   ограничения конкуренции сохранилась на прежнем уровне. Возросли  в
   абсолютном и процентном  отношении  факты  пресечения  монопольных
   действий со стороны органов  власти,  ограничивающих  конкуренцию.
   Заметно   увеличилось    количество    случаев    недобросовестной
   конкуренции.
       Рынок и спросовые ограничения оказывают некоторое  воздействие
   на экономическое поведение монополистов. Об  этом  свидетельствует
   существенное увеличение в общем количестве  нарушений  числа  дел,
   связанных с отменой актов и действий органов власти и  управления,
   направленных на ограничение конкуренции.
       Подобные  тенденции  идут  рука  об   руку    с    хаотической
   регионализацией экономического управления и угрожает экономической
   целостности России.
       Наблюдается сокращение количества дел, связанных  с  контролем
   за соблюдением хозяйствующих субъектов,  с  процессами  слияния  и
   разделения,  которое  объясняется  завершением    первого    этапа
   приватизации.
       На втором этапе, в связи с ожидаемой активизацией операций  на
   рынках ценных  бумаг,  будет  существенно  усилен  антимонопольный
   контроль за приобретением акций, паев, долей участия.
   
          СОСТОЯНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
           ПОЛИТИКИ ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА
                       РЫНКАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
   
       Товарному рынку свойственна конкуренция, то есть борьба  между
   производителями  за  получение   наивысшей    прибыли.    Развитая
   конкуренция  многих  производителей  взаимозаменяемых  товаров   в
   рамках Закона Российской Федерации "О  конкуренции  и  ограничении
   монополистической деятельности на  товарных  рынках  "предполагает
   изучение  потребностей    и    спроса    потребителей,    снижение
   себестоимости за счет экономного  расходования внутренних  средств
   предприятия, повышение качества товаров и услуг, совершенствование
   реализации продуктов труда и достижение цены, равновесной спросу и
   предложению. Это "арсенал" конкурирующих предприятий в  из  борьбе
   за  потребителя. Таким  образом   при    конкурентной    экономике
   осуществляется диктат потребителя над производителем.
       Монополии - прямая  противоположность  свободной  конкуренции.
   Они сделают и делают все, чтобы получить дополнительную прибыль  с
   наименьшими затратами  за  счет  низкого  качества  продукции  или
   компенсируя  тем  самым  необоснованные    затраты    или    чтобы
   поддерживать монопольно высокие цены на свои  товары,  компенсируя
   тем    самым   необоснованные  затраты,    вызванные,    например,
   недоиспользованием производственных мощностей,  основных  средств,
   применением  отсталых  технологий,  завышением    доходов    своих
   владельцев и работников.  В  случае  если  предприятия-монополисты
   являются  основными  потребителями  полуфабрикатов   или    сырья,
   например,  сельскохозяйственного,  то  они  устанавливают  на  них
   низкие закупочные цены, перекладывая свои затраты на плечи других.
   При господстве  монополий  экономические  отношения  построены  на
   диктате  производителя  товаров,  услуг  над  потребителем.  Чтобы
   закрепить свое доминирующее положение монополии чинят  препятствия
   вхождения  на  рынок  товаров  других  производителей,  влияют  на
   федеральные, краевые и местные органы власти и  управления,  ведут
   недобросовестную конкуренцию.
       В  России  и  на  Кубани  проявления  монополизма  сводятся  к
   следующему:  диктат  производителя;  действия  органов  власти   и
   управления,    выраженные    в    ограничении        экономической
   самостоятельности производителей, в совмещении  функций  власти  и
   управления  с  функциями  хозяйствующих  субъектов,  в    создании
   административных барьеров вхождения новых  предприятий  на  рынки;
   отсутствие  у    предприятия    стимулов    к    техническому    и
   технологическому процессу, к насыщению товарного рынка и повышению
   качества продукции; приоритет  групповых  интересов,  предъявление
   поставщиками требований к  потребителям  о  встречных  натуральных
   обменах,  оплате  поставок  в  свободно  конвентируемой    валюте;
   завышение цен; навязывание своих условий при заключении договоров;
   отказ  поставщика  заключить  договор  со  ссылкой  на    нехватку
   мощностей, сырья и т. д.
       В условиях кризиса экономики особенно актуальна  необходимость
   в выработке экономической политики органами власти  Краснодарского
   края и адаптации ее к постоянно  меняющимся  условиям.  Для  этого
   необходимо иметь постоянно действующую систему  анализа  состояния
   товарных  рынков Кубани.  Сегодня  анализ  экономической  ситуации
   региона службами администрации не носит единого  и  всеобъемлющего
   характера, способного дать цельную  картину  состояния  экономики,
   позволяющую сделать логические выводы и поставить задачи.
       Краснодарское антимонопольное управление обследовало несколько
   секторов  экономики  края  с  целью    определения    концентрации
   производства и степени развития конкуренции.
       Уровень монополизации товарных рынков и степень  доминирования
   на них хозяйствующих субъектов определяли  с  использованием  двух
   показателей: СR (3) - коэффициент концентрации,  т.  е.  суммарная
   доля товаров, трех наиболее крупных по товарообороту хозяйствующих
   субъектов на характеризуемом рынке, в процентах  и  ННI  -  индекс
   Герфиндаля-Гиршмана.
       Совокупность этих показателей позволяет достаточно  объективно
   определить степень концентрации  товарного   рынка.  Считают,  что
   если 45

<<< Назад

 
Реклама

Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

Право Беларуси

Юмор

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz