УТРАТИЛ СИЛУ
ЗАКОН Краснодарского края от 03.08.2000 N 303-КЗ
1 марта 1996 года N 25-КЗ
------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
О ВЫБОРАХ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
(в ред. Законов Краснодарского края
от 16.08.1996 N 43-КЗ, от 04.09.1996 N 44-КЗ,
от 28.11.1996 N 48-КЗ)
Принят
Законодательным Собранием Краснодарского края
21 февраля 1996 года
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской
Федерации совместно с Федеральным законом "Об основных гарантиях
избирательных прав граждан Российской Федерации", другими
федеральными законами, устанавливающими общие принципы организации
исполнительной власти, определяет общий порядок выборов главы
администрации Краснодарского края.
Статья 1. Выборы главы администрации Краснодарского края
1. Выборы главы администрации Краснодарского края
осуществляются гражданами Российской Федерации, достигшими на день
выборов 18-летнего возраста и постоянно или преимущественно
проживающими на территории Краснодарского края.
2. В выборах главы администрации Краснодарского края не
участвуют граждане, признанные судом недееспособными, и лица, на
день голосования отбывающие наказание в местах лишения свободы по
вступившему в законную силу приговору суда.
3. Запрещается ограничение прав граждан на участие в выборах
главы администрации Краснодарского края в зависимости от
происхождения, социального и имущественного положения, рода и
характера занятий, расовой и национальной принадлежности, пола,
образования, языка, отношения к религии, политических и иных
взглядов, продолжительности проживания на территории
Краснодарского края.
Статья 2. Ограничения на право занятия должности главы
администрации Краснодарского края
1. Никто не может занять должность главы администрации
Краснодарского края иначе, чем предусмотрено настоящим Законом.
Главой администрации Краснодарского края может быть избран
гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет и не старше 65
лет, обладающий в соответствии с действующим законодательством
активным и пассивным избирательным правом.
(в ред. Закона Краснодарского края от 04.09.96 N 44-КЗ)
2. Глава администрации Краснодарского края не вправе:
- быть депутатом представительного (законодательного) органа
государственной власти и органа местного самоуправления, кроме
Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
- состоять на действительной военной службе;
- занимать другую должность в государственных, коммерческих,
общественных органах и организациях, казачьих обществах,
заниматься предпринимательской деятельностью, а также выполнять
любую иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной
или творческой.
Статья 3. Принципы участия в выборах
1. Избиратели участвуют в выборах главы администрации
Краснодарского края на равных основаниях. Каждый избиратель имеет
один голос.
2. Избиратели участвуют в выборах непосредственно и лично.
Голосование по выборам главы администрации Краснодарского края
осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не
допускается.
3. Участие в выборах является свободным.
Статья 4. Гласность в деятельности избирательных комиссий
1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и
открыто. На заседаниях избирательных комиссий вправе
присутствовать кандидаты на должность главы администрации края, их
доверенные лица и представители средств массовой информации.
2. Решения избирательных комиссий публикуются в печати и
передаются другим средствам массовой информации.
3. В день голосования с момента начала работы участковой
избирательной комиссии до окончания оформления документов об
итогах голосования на избирательных участках вправе присутствовать
наблюдатели, направленные кандидатами, общественными и
избирательными объединениями, избирательными блоками, иностранные
(международные) наблюдатели, представители средств массовой
информации. Иностранные (международные) наблюдатели осуществляют
свою деятельность в соответствии с федеральными законами.
Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной
форме кандидатом, общественным или избирательным объединением,
избирательным блоком, чьи интересы он представляет, с указанием
его фамилии, имени, отчества, места жительства, а также номера
избирательного участка, на который он направляется. Данный
документ действителен только при предъявлении паспорта
(удостоверения личности, его заменяющего). Предварительное
уведомление о направления наблюдателя на избирательный участок не
требуется.
Наблюдатель вправе:
присутствовать при голосовании избирателей, которые по
состоянию здоровья или другим уважительным причинам не могут
прибыть в помещение для голосования;
знакомиться со списками избирателей;
обращаться в участковую избирательную комиссию с предложениями
и замечаниями;
обжаловать действия (бездействие) участковой избирательной
комиссии в территориальную избирательную комиссию.
Вмешательство в действия участковой избирательной комиссии не
допускается. Замечания и предложения наблюдателей рассматриваются
председателем участковой избирательной комиссии, а при
необходимости - на заседании участковой избирательной комиссии".
(в ред. Закона Краснодарского края от 16.08.96 N 43-КЗ)
Статья 5. Избирательный округ
Избирательным округом по выборам главы администрации
Краснодарского края является территория Краснодарского края.
Статья 6. Финансовое обеспечение проведения выборов
1. Организация и проведение выборов главы администрации
Краснодарского края осуществляются за счет средств краевого
бюджета, выделяемых избирательной комиссией края, которая
распределяет их между соответствующими избирательными комиссиями.
П. 2 исключен. - Закон Краснодарского края от 16.08.96 N 43-КЗ
2. Кандидаты вправе создавать собственные избирательные фонды
для финансирования предвыборной агитации.
Такие фонды могут формироваться:
- из средств, выделенных кандидатам в равных размерах на
предвыборную агитацию избирательной комиссией края;
- из собственных средств кандидатов;
- из средств, выделенных кандидату выдвинувшими его
избирательными объединениями;
- из добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
(в ред. Закона Краснодарского края от 16.08.96 N 43-КЗ)
3. В целях предвыборной агитации допускается использование
только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды.
(в ред. Закона Краснодарского края от 16.08.96 N 43-КЗ)
4. Не допускаются добровольные пожертвования со стороны
иностранных государств, организаций и граждан, российских
юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного
капитала превышает 30 процентов, международных организаций, а
также государственных организаций и учреждений, органов местного
самоуправления и религиозных объединений.
(в ред. Закона Краснодарского края от 16.08.96 N 43-КЗ)
5. Кандидаты, создавшие избирательные фонды, представляют
избирательной комиссии Краснодарского края отчеты об образовании и
использовании этих фондов не позднее чем через 30 дней по
окончании выборов.
(в ред. Закона Краснодарского края от 16.08.96 N 43-КЗ)
6. Избирательная комиссия края не позднее чем через 45 дней
после представления отчета обязана опубликовать этот отчет.
(в ред. Закона Краснодарского края от 16.08.96 N 43-КЗ)
7. Все денежные средства, образующие избирательный фонд,
перечисляются на специальный счет в банке, который открывается
кандидатом после его регистрации. Порядок открытия и ведения
указанных счетов устанавливается избирательной комиссией края по
согласованию с Главным управлением Центрального банка Российской
Федерации по Краснодарскому краю.
(в ред. Закона Краснодарского края от 16.08.96 N 43-КЗ)
8. Право распоряжения средствами избирательных фондов
принадлежит создавшим их кандидатам. Остатки денежных средств на
счетах кандидатов, выделенных из краевого бюджета, после
завершения выборов возвращаются в краевой бюджет, другие средства
перечисляются на счета организаций и лиц, осуществивших
пожертвования и перечисления.
(в ред. Закона Краснодарского края от 16.08.96 N 43-КЗ)
9. Порядок налогообложения добровольных пожертвований,
поступивших в избирательные фонды, устанавливается федеральным
законодательством. Предельный размер добровольных пожертвований в
избирательные фонды от физических и юридических лиц не может
превышать соответственно 30 и 1000 минимальных месячных окладов.
(в ред. Закона Краснодарского края от 04.09.96 N 44-КЗ)
Собственные средства кандидата не могут превышать 1000
минимальных размеров оплаты труда, установленного федеральным
законом на день назначения выборов.
Предельный размер средств, которые выделены кандидату
выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком,
не может превышать 3000 минимальных размеров оплаты труда,
установленного федеральным законом на день назначения выборов".
(в ред. Закона Краснодарского края от 16.08.96 N 43-КЗ)
Предельная сумма расходов кандидата за счет средств
избирательного фонда не может превышать 30 тысяч минимальных
размеров оплаты труда, установленного федеральным законом на день
назначения выборов.
В случае неоднократного (два и более) нарушения кандидатом
правил использования финансовых средств, установленных настоящим
Законом, в период проведения предвыборной агитации избирательная
комиссия края вправе обратиться в краевой суд с представлением об
отмене решения о регистрации кандидата. Краевой суд рассматривает
обращение в пятидневный срок, а за пять дней до дня выборов -
немедленно.
(в ред. Закона Краснодарского края от 16.08.96 N 43-КЗ)
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВЫБОРОВ
Статья 7. Назначение выборов
1. Выборы главы администрации Краснодарского края назначаются
Законодательным собранием Краснодарского края в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и
краевыми законами, если за принятие этого решения проголосовало
более половины депутатов Законодательного собрания. Решение о
назначении выборов главы администрации Краснодарского края с
указанием дня голосования публикуется не позднее чем за семьдесят
дней до дня выборов.
2. При невозможности главы администрации края осуществлять
свои полномочия вследствие его отставки, отрешения от должности
(отзыва избирателями) либо по другим причинам выборы главы
администрации назначаются Законодательным собранием края не
позднее чем через две недели со дня прекращения исполнения главой
администрации края его функций.
Статья 8. Порядок образования избирательных округов
1. Избирательные участки создаются не позднее чем за сорок
пять дней до дня выборов главой местного самоуправления по
согласованию с территориальными избирательными комиссиями.
В больницах, санаториях, домах отдыха, на судах и в других
местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и
отдаленных районах могут образовываться избирательные участки в
тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять
дней до выборов.
2. Избирательные участки образуются с числом избирателей не
более трех тысяч. Решением избирательной комиссии края
устанавливается единая по краю нумерация избирательных участков.
3. Территориальные избирательные комиссии оповещают
избирателей о границах избирательных участков с указанием адресов
участковых избирательных комиссий и помещений для голосования не
позднее чем за 40 дней до дня выборов.
4. Военнослужащие частей, расположенных на территории
Краснодарского края, голосуют на общих избирательных участках. В
случае расположения воинских частей в обособленных или удаленных
от населенных пунктов военных городках непосредственно в них
допускается образование избирательных участков и формирование
участковых избирательных комиссий. При этом должен быть обеспечен
доступ в помещение для голосования всем членам избирательной
комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам.
Глава 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМИССИЯМИ
Статья 9. Система избирательных комиссий
Организацию подготовки и проведения выборов главы
администрации Краснодарского края осуществляют:
- избирательная комиссия Краснодарского края;
- территориальные избирательные комиссии. В пределах одной
административно - территориальной единицы с большим количеством
избирателей по решению избирательной комиссии края создаются
несколько территориальных избирательных комиссий;
(в ред. Закона Краснодарского края от 16.08.96 N 43-КЗ)
- участковые избирательные комиссии.
(в ред. Закона Краснодарского края от 16.08.96 N 43-КЗ)
Статья 10. Избирательная комиссия Краснодарского края
1. Избирательная комиссия края формируется в соответствии с
Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав
граждан Российской Федерации" Законодательным собранием края и
исполнительным органом государственной власти края с учетом
предложений выборных органов местного самоуправления, общественных
объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и
жительства, казачьих обществ.
Избирательная комиссия края состоит из 14 членов. При этом не
менее половины членов избирательной комиссии назначается
Законодательным собранием края.
Председатель, заместитель председателя и секретарь
избирательной комиссии края избираются тайным голосованием на
первом ее заседании из числа членов избирательной комиссии и
должны иметь, как правило, высшее юридическое образование.
2. Избирательная комиссия края действует на основании
настоящего Закона и Положения об избирательной комиссии
Краснодарского края. Положение об избирательной комиссии
Краснодарского края утверждается Законодательным собранием
Краснодарского края.
(в ред. Закона Краснодарского края от 16.08.96 N 43-КЗ)
3. После регистрации кандидат на пост главы администрации края
вправе назначить в избирательную комиссию края и в нижестоящие
избирательные комиссии по одному члену комиссии с правом
совещательного голоса.
При принятии решения избирательной комиссией члены
избирательной комиссии с правом совещательного голоса в
голосовании не участвуют.
(в ред. Закона Краснодарского края от 16.08.96 N 43-КЗ)
Статья 11. Порядок формирования территориальных избирательных
комиссий
Территориальные избирательные комиссии по выборам главы
администрации Краснодарского края назначаются представительным
органом местного самоуправления с учетом предложений общественных
объединений, выборных органов местного самоуправления, собраний
избирателей по месту работы, службы, учебы и казачьих обществ не
позднее чем за 60 дней до дня выборов в составе 9 членов комиссии.
Председатель, заместитель председателя и секретарь комиссии
избираются на первом ее организационном заседании тайным
голосованием.
(в ред. Закона Краснодарского края от 16.08.96 N 43-КЗ)
В случае, если представительный орган местного самоуправления
не назначил состав территориальной избирательной комиссии в срок,
установленный частью первой настоящей статьи, либо если на данной
территории представительный орган местного самоуправления
отсутствует, формирование территориальной избирательной комиссии
производится избирательной комиссией Краснодарского края.
Статья 12. Образование участковых избирательных комиссий
1. Участковые избирательные комиссии назначаются
представительными органами местного самоуправления не позднее чем
за сорок пять дней до дня выборов в количестве 5 - 17 членов на
основе предложений общественных объединений, казачьих обществ,
собраний избирателей по месту работы, учебы, службы и жительства,
оформленных протоколами.
2. При одновременном проведении выборов главы администрации
Краснодарского края и иных выборов на территории Краснодарского
края самостоятельные участковые избирательные комиссии не
создаются, полномочия по проведению иных выборов осуществляют одни
и те же участковые избирательные комиссии.
Статья 13. Полномочия избирательной комиссии Краснодарского
края
Избирательная комиссия Краснодарского края:
- дает разъяснение ненормативного характера о применении
настоящего Закона и обеспечивает его единообразное исполнение;
- руководит работой территориальных избирательных комиссий;
(в ред. Закона Краснодарского края от 16.08.96 N 43-КЗ)
- в случаях, предусмотренных настоящим Законом, издает
инструкции и иные акты по вопросам организации выборов;
- регистрирует кандидатов на должность главы администрации
Краснодарского края и их доверенных лиц, выдает вышеуказанным
кандидатам и доверенным лицам удостоверения установленного
образца;
- обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной
деятельности для каждого из кандидатов;
- заслушивает сообщения территориальных избирательных комиссий
по вопросам подготовки и проведения выборов;
(в ред. Закона Краснодарского края от 16.08.96 N 43-КЗ)
- рассматривает вопросы материально - технического обеспечения
избирательной кампании;
- распределяет средства, выделенные из краевого бюджета на
финансирование выборов, и контролирует их использование;
- утверждает форму и содержание избирательного бюллетеня по
выборам главы администрации Краснодарского края, образцы
протоколов и списков избирателей и других избирательных
документов;
- организует изготовление и доставку в избирательные комиссии
избирательных бюллетеней;
- устанавливает результаты голосования по выборам главы
администрации края и публикует их в печати, обеспечивает передачу
в архивы документации, связанной с проведением выборов главы
администрации края;
- рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (или
бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по ним
мотивированные решения;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим
законом.
Статья 14. Полномочия территориальной избирательной комиссии
Территориальная избирательная комиссия по выборам главы
администрации Краснодарского края:
(в ред. Закона Краснодарского края от 16.08.96 N 43-КЗ)
- координирует и организует деятельность участковых
избирательных комиссий;
- заслушивает сообщения руководителей предприятий, учреждений
и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением
голосования, контролирует обеспечение участковых избирательных
комиссий помещениями, транспортом, связью, рассматривает другие
вопросы организационного и материально - технического обеспечения
выборов;
- контролирует своевременность и правильность составления
списков избирателей и представления их для всеобщего ознакомления;
- распоряжается денежными и материальными средствами,
выделенными избирательной комиссией края на проведение выборов по
району, городу;
- принимает протоколы участковых избирательных комиссий о
результатах голосования на избирательных участках, устанавливает
итоги голосования на соответствующей территории, сообщает их
средствам массовой информации и передает протоколы об итогах
голосования в избирательную комиссию края;
(в ред. Закона Краснодарского края от 16.08.96 N 43-КЗ)
- рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (или
бездействие) участковых избирательных комиссий и принимает по ним
мотивированные решения;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим
законом.
Полномочия территориальных избирательных комиссий прекращаются
после опубликования полных итогов выборов главы администрации
Краснодарского края.
(в ред. Закона Краснодарского края от 16.08.96 N 43-КЗ)
Статья 15. Полномочия участковой избирательной комиссии
Участковая избирательная комиссия:
- организует составление списка избирателей по участку;
- проводит ознакомление избирателей со списком избирателей,
принимает м рассматривает заявления об ошибках и неточностях в
списке избирателей и решает вопросы о внесении в него
соответствующих изменений;
- оповещает население о дне выборов и месте голосования;
- контролирует размещение предвыборных агитационных
материалов;
- обеспечивает подготовку помещения для голосования,
избирательных ящиков и другого избирательного оборудования;
- организует на своем избирательном участке голосование в день
выборов;
- производит подсчет голосов, определяет результаты
голосования на участке и обеспечивает передачу документации,
связанной с проведением и организацией выборов, в архивы;
- рассматривает заявления, жалобы по вопросам подготовки
выборов и организаций голосования и принимает по ним
мотивированные решения;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим
законом.
Статья 16. Организация работы избирательных комиссий
1. Информация о составе избирательных комиссий публикуется в
средствах массовой информации не позднее чем на третий день с
момента образования этих комиссий.
2. В тот же срок избирательные комиссии проводят свои первые
заседания. Организация деятельности избирательных комиссий
осуществляется на основе коллегиальности. Заседание избирательной
комиссии является правомочным, если в нем приняло участие
большинство от установленного числа членов избирательной комиссии
с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий о
регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об
итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов
несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях
избирательных комиссий большинством голосов от установленного
числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются
простым большинством голосов от числа присутствующих членов
комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательной комиссии
подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии.
(в ред. Закона Краснодарского края от 16.08.96 N 43-КЗ)
3. Члены избирательной комиссии, не согласные с ее решением,
вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно
быть доведено председателем избирательной комиссии не позднее чем
в трехдневный срок до сведения вышестоящей избирательной комиссии.
4. Решения избирательной комиссии, принятые в пределах ее
полномочий, обязательны для исполнения всеми государственными
органами и органами местного самоуправления, общественными
объединениями, предприятиями, учреждениями и должностными лицами.
5. Решения и действия (или бездействие) избирательной комиссии
могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или, по
выбору заинтересованного лица, в суд.
6. Решения избирательной комиссии, противоречащие федеральным
законам или законам Краснодарского края, либо принятые
избирательной комиссией с превышением установленных полномочий,
подлежат отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом.
7. За членами комиссии, которые работают по ее решению в
комиссии с временным отрывом от основной работы, сохраняется
среднемесячная заработная плата.
(в ред. Закона Краснодарского края от 16.08.96 N 43-КЗ)
8. Членам избирательной комиссии с правом решающего голоса
производится оплата труда за фактически отработанное в комиссии
время за счет средств, выделенных на проведение выборов, в порядке
и размерах, определенных избирательной комиссией Краснодарского
края".
(в ред. Закона Краснодарского края от 16.08.96 N 43-КЗ)
9. Член избирательной комиссии на протяжении всего периода
работы в комиссии не может быть уволен либо переведен на другую
работу или должность без его согласия.
10. Председатель, заместитель председателя, секретарь, любой
из членов районной, городской, участковой избирательной комиссии
могут быть выведены из состава комиссии образовавшим ее органом по
их личному заявлению либо по представлению избирательной комиссии,
согласованному с вышестоящей избирательной комиссией.
(в ред. Закона Краснодарского края от 16.08.96 N 43-КЗ)
11. Выдвижение и утверждение нового представителя в состав
комиссии взамен выбывшего производится в порядке, установленном
настоящим законом.
12. Органы государственной власти и местного самоуправления,
общественные организации, предприятия, учреждения и организации,
должностные лица обязаны содействовать избирательным комиссиям в
осуществлении ими полномочий, представлять необходимые для их
работы сведения и материалы, рассматривать обращения комиссий по
вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, не более
чем в трехдневный срок, по истечении которого давать им ответ по
существу обращения.
13. Полномочия районных, городских территориальных, участковых
избирательных комиссий могут быть прекращены досрочно в случае
нарушения ими законодательства о выборах. Решение о досрочном
прекращении полномочий принимается избирательной комиссией края.
Статья 17. Помещение для голосования
1. Помещения для голосования безвозмездно предоставляются в
распоряжение участковых избирательных комиссий главой местного
самоуправления соответствующей территории.
2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором
размещаются кабины, специально оборудованные места или комнаты для
тайного голосования. Вход в кабины для тайного голосования, выход
из них, а также путь от них к избирательным ящикам, сами
избирательные ящики должны находиться в поле зрения участковой
избирательной комиссии и наблюдателей. Кабины, специально
оборудованные места или комнаты для тайного голосования оснащаются
столиками и письменными принадлежностями. Применение для этих
целей карандашей не допускается.
3. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним
участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором
помещаются образец заполненного избирательного бюллетеня и
информационные материалы обо всех кандидатах на должность главы
администрации края. В информационных материалах о кандидатах не
должны содержаться агитационные призывы. Образец заполненного
избирательного бюллетеня, помещенный на стенде, не должен
содержать фамилии кандидатов.
(в ред. Закона Краснодарского края от 16.08.96 N 43-КЗ)
Глава 4. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ
Статья 18. Порядок выдвижения кандидатов на должность главы
администрации Краснодарского края избирательным объединением,
избирательным блоком
1. Кандидаты на должность главы администрации Краснодарского
края выдвигаются избирательными объединениями, которыми по
настоящему закону признаются соответствующие отделения федеральных
(Российской Федерации) общественных объединений и краевые
(Краснодарского края) общественные объединения или избирательные
блоки объединений, уставы которых предусматривают участие в
выборах посредством выдвижения кандидатов и зарегистрированы в
органах юстиции в порядке, установленном федеральным
законодательством, не позднее чем за 6 месяцев до объявления
выборов.
2. Выдвижение кандидата на должность главы администрации
Краснодарского края проводится на общих собраниях, конференциях
соответствующих отделений федеральных общественных общественных
объединений, краевых организаций политических партий,
профессиональных союзов или иных общественных объединений.
3. Выдвижение кандидата от избирательного блока проводится на
съезде (конференции) представителей общественных объединений,
входящих в избирательный блок. Входящие в блок общественные
объединения не могут входить в другие избирательные блоки или
выступать в качестве самостоятельных объединений. Блоки
общественных объединений подлежат регистрации в избирательной
комиссии края.
4. Каждым избирательным объединением, избирательным блоком
может быть выдвинуто не более одного кандидата на должность главы
администрации Краснодарского края.
5. В поддержку кандидата после выдвижения его избирательным
объединением собираются подписи избирателей.
Статья 19. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями
1. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями
проводится по месту работы, службы и жительства путем сбора
подписей под его заявлением о выдвижении кандидатом. Администрации
предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций
обязаны оказывать содействие в создании равных условий для
выдвижения кандидатов.
2. Инициатива сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата
может исходить от любого избирателя. Сбор подписей осуществляется
после подачи заявления избирателя (избирателей) о выдвижении
кандидата в избирательную комиссию края.
Статья 20. Условия и сроки выдвижения кандидатов
1. Выдвижение кандидатов на должность главы администрации
края, проведенное с нарушением положений настоящего закона и
действующего законодательства, признается недействительным.
2. Выдвижение кандидатов на должность главы администрации края
начинается со дня официального опубликования решения о назначении
выборов и заканчивается не позднее чем за тридцать дней до дня
выборов.
3. При выдвижении кандидата на должность главы администрации
края требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи не
менее одного процента избирателей, обладающих избирательным правом
в соответствии с настоящим законом. В случае проведения досрочных
или повторных выборов главы администрации Краснодарского края
число подписей избирателей, которые должны быть собраны в
соответствии с данной статьей, сокращается наполовину.
4. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата на пост
главы администрации края осуществляется выдвинувшим его
избирательным объединением, избирательным блоком или избирателями
с момента его выдвижения.
Статья 21. Подписные листы
1. Листы для сбора подписей избирателей (подписные листы) в
поддержку выдвижения кандидатов изготавливаются по форме,
утвержденной избирательной комиссией Краснодарского края. Каждый
подписной лист должен содержать следующие полные данные о
кандидате: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы,
должность (род занятий), место жительства, название выдвинувшего
кандидата избирательного объединения.
2. Избиратель, поддерживающий предложение о выдвижении
кандидатуры на должность главы администрации края, ставит свою
подпись и указывает полностью свои фамилию, имя, отчество, год
рождения (у избирателей, достигших ко дню выборов 18 лет - дату,
месяц, год рождения), домашний адрес, номер, серию паспорта либо
заменяющего его удостоверения личности. Избиратель вправе
поддержать выдвижение любого числа кандидатов, но только один раз
одного и того же кандидата.
3. Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с
указанием фамилии, имени, отчества этого лица, домашнего адреса,
серии и номера паспорта или заменяющего его удостоверения
личности, а также подписывается лицом, за выдвижение кандидатуры
которого собраны подписи.
4. По окончании сбора подписей, но не позднее чем за тридцать
дней до дня выборов, избирательное объединение, группа
избирателей, выдвинувшие кандидата, передают в избирательную
комиссию края подписные листы в прошнурованном и пронумерованном
виде, заявление кандидата о согласии баллотироваться на должность
главы администрации края, письменное обязательство кандидата о
прекращении, в случае избрания, деятельности, не совместимой с
должностью главы администрации края, о чем им выдается
соответствующая справка с указанием даты и времени передачи
документов.
5. В случае возникновения сомнений в подлинности подписей
избирательная комиссия края в пятидневный срок организует полную
или выборочную проверку подлинности подписей избирателей в
подписных листах, а также правильности оформления подписных
листов. При этом вызов избирателей для проверки подлинности их
подписей не допускается. Если при проверке обнаруживается
несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения
одного и того же кандидата, все его подписи не учитываются. В
случае обнаружения в подписных листах искажений фамилий, имен,
отчеств, дат рождений, домашнего адреса, номеров и серий паспортов
либо заменяющих паспорт удостоверений личности такие подписи
признаются избирательной комиссией недействительными.
(в ред. Закона Краснодарского края от 16.08.96 N 43-КЗ)
Статья 22. Регистрация кандидатов и доверенных лиц
1. Регистрацию кандидатов, выдвинутых на должность главы
администрации Краснодарского края, и их доверенных лиц
осуществляет избирательная комиссия края в течение пяти дней с
момента поступления документов о выдвижении кандидата и его
письменного согласия баллотироваться, декларации о доходах
кандидата за два года, предшествующих году выборов, и результатов
медицинского освидетельствования специально созданной для этих
целей по решению Законодательного собрания Краснодарского края
медицинской комиссией, подтверждающего отсутствие у кандидата
заболевания, препятствующего исполнению им должностных
обязанностей главы администрации Краснодарского края, но не
позднее чем за двадцать пять дней до выборов.
(в ред. Закона Краснодарского края от 16.08.96 N 43-КЗ)
2. Избирательная комиссия края в течение двух дней со дня
регистрации выдает кандидатам и доверенным лицам соответствующие
удостоверения.
3. В случае, если в установленные сроки не будет
зарегистрирован ни один кандидат, если число зарегистрированных
кандидатов окажется менее двух, выборы главы администрации края
решением избирательной комиссии края откладываются на два месяца
для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления
последующих избирательных действий.
4. В случае отказа зарегистрировать кандидата избирательная
комиссия края обязана выдать кандидату или его доверенному лицу
либо уполномоченному представителю избирательного объединения
копию решения комиссии с изложением мотива отказа. Мотивом отказа
может служить только невыполнение требований настоящего закона.
5. Отказ избирательной комиссии края зарегистрировать
кандидата может быть обжалован в краевой суд. Жалоба должна быть
рассмотрена в течение пяти дней.
6. Сведения о зарегистрированных кандидатах публикуются в
средствах массовой информации в трехдневный срок после
регистрации.
Статья 23. Права кандидатов и доверенных лиц
1. Кандидаты с момента регистрации избирательной комиссией
края имеют право на ведение своей предвыборной кампании на равных
основаниях, на бесплатное использование возможностей средств
массовой информации, в том числе радио и телевидения, на
территории Краснодарского края, если средства массовой информации,
в том числе радио и телевидение, получают дотацию из средств
местного бюджета в размере не менее 25 процентов. Порядок и время
выступления кандидатов на пост главы администрации края в
средствах массовой информации определяются избирательной комиссией
края.
2. После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной
или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой
информации, на время их участия в выборах освобождаются от
выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать
преимущества своего служебного положения.
3. Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям
освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на
время участия в выборах. В течение этого срока избирательная
комиссия края за счет средств, выделенных на организацию
подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную
компенсацию в соответствии с федеральными законами, законами и
нормативными правовыми актами, принятыми Законодательным собранием
Краснодарского края, в размере, не превышающем десяти минимальных
размеров оплаты труда, установленного на день назначения выборов.
4. Зарегистрированные кандидаты на время проведения
предвыборной кампании имеют право на неоплачиваемый отпуск.
5. Кандидат со дня регистрации до дня официального
опубликования результатов выборов имеет право на бесплатный проезд
на всех видах общественного и междугородного транспорта в пределах
Краснодарского края, за исключением такси и заказных рейсов.
Оплата поездок в пределах края производится избирательной
комиссией края за счет средств, выделенных на подготовку и
проведение выборов.
6. Кандидат не может быть привлечен без согласия прокурора
Краснодарского края к уголовной ответственности, арестован или
подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в
судебном порядке. При даче согласия прокурор края немедленно
извещает об этом избирательную комиссию края.
7. Кандидат в любое время до выборов может снять свою
кандидатуру, обратившись с письменным заявлением в избирательную
комиссию края. Если это сделано без вынуждающих к тому
обстоятельств, избирательная комиссия края относит на его счет
соответствующую часть понесенных ею расходов по проведению
выборов, включая средства, выделенные на предвыборную агитацию.
8. Во время проведения выборов кандидаты не могут быть по
инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без
их согласия переведены на другую работу. Время участия кандидата в
выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по
которой он работал до регистрации.
Статья 24. Доверенные лица
Кандидат на должность главы администрации края вправе иметь до
пятидесяти доверенных лиц, которые помогают ему в проведении
избирательной кампании, ведут агитацию за избрание его главой
администрации края, представляют его интересы. Доверенные лица на
основании заявлений в письменной форме о своем согласии быть
доверенным лицом и заявления кандидата регистрируются
избирательной комиссией края и получают удостоверения. На срок
проведения выборов администрация (работодатели) обязаны
предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый
отпуск. Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое
время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию края,
которая аннулирует выданные этим лицам удостоверения.
Статья 25. Избирательный бюллетень
1. В избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке
все зарегистрированные кандидаты с указанием фамилии, имени,
отчества, года рождения, занимаемой должности (рода занятий),
места работы и жительства и указанием выдвинувшего кандидата
избирательного объединения, избирательного блока. В случае
выдвижения кандидата одновременно несколькими избирательными
объединениями (более трех) сведения о них заносятся в
избирательный бюллетень с указанием их количества.
2. Текст избирательного бюллетеня по выборам главы
администрации Краснодарского края утверждается избирательной
комиссией края не позднее чем за двадцать пять дней до дня
выборов.
3. Избирательный бюллетень печатается на русском языке по
распоряжению избирательной комиссии края и пересылается
территориальным избирательным комиссиям не позднее чем за
пятнадцать дней до дня выборов.
(в ред. Закона Краснодарского края от 16.08.96 N 43-КЗ)
4. Участковые избирательные комиссии получают от
территориальных избирательных комиссий бюллетени для голосования
не позднее чем за три дня до выборов в количестве, не превышающем
число зарегистрированных по участку избирателей более чем на два
процента.
(в ред. Закона Краснодарского края от 16.08.96 N 43-КЗ)
5. Все бюллетени, полученные участковой избирательной
комиссией, отмечаются ее печатью и подписываются не менее чем
двумя членами избирательной комиссии. Незаверенные бюллетени
признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете не
учитываются. В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов,
но после изготовления бюллетеней районные, городские
территориальные или участковые избирательные комиссии по указанию
избирательной комиссии края вычеркивают в избирательных бюллетенях
данные о выбывших кандидатах.
Глава 5. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Статья 26. Порядок включения граждан в списки избирателей
1. Списки избирателей составляются в двух экземплярах по
каждому участку для голосования участковой избирательной комиссией
и подписываются ее председателем и секретарем.
2. Списки составляются участковой избирательной комиссией на
основании сведений, представляемых по установленной форме главой
местного самоуправления, а также органом, осуществляющим
регистрацию и государственный учет населения. Участковая
избирательная комиссия принимает меры для сверки списков
избирателей, для чего можно привлекать представителей органов
территориального общественного самоуправления.
3. В список избирателей на конкретном избирательном участке
включаются избиратели, обладающие избирательным правом в
соответствии с настоящим законом и проживающие на территории
данного участка.
4. Избиратель может быть включен в список избирателей только
на одном избирательном участке.
5. Один экземпляр списка представляется для всеобщего
ознакомления в помещении участковой избирательной комиссии не
позднее чем за тридцать дней до дня выборов, второй экземпляр
списка передается в территориальную избирательную комиссию в срок
не позднее чем за 16 дней до дня выборов.
6. Каждый избиратель вправе обжаловать невключение,
неправильное включение в список или искажение списка, а также
допущенные в списке неточности в указании данных о нем. Заявление
о неправильностях в списке рассматривается участковой
избирательной комиссией, которая обязана в течение суток, а
накануне и в день голосования немедленно, рассмотреть заявление,
внести необходимые исправления в список либо выдать заявителю
копию мотивированного решения об отклонении его заявления. Это
решение может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию
или суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в пятидневный срок, а
в день голосования - немедленно.
Статья 27. Дополнительное включение граждан в список
избирателей
1. Дополнительное включение граждан в список избирателей
означает продление ранее составленного участковой избирательной
комиссией списка избирателей.
2. В список избирателей дополнительно включаются по их
письменному заявлению избиратели, не внесенные в основной список в
связи с переменой места жительства или в результате ошибки
участковой избирательной комиссии, на основании документов,
удостоверяющих их личность и подтверждающих регистрацию проживания
на территории данного избирательного участка.
Статья 28. Предвыборная агитация
1. Избирателям, избирательным объединениям, кандидатам на
должность главы администрации края, политическим партиям,
профессиональным союзам и иным общественным объединениям
обеспечивается право в допускаемых законом формах и законными
методами вести агитацию за и против того или иного кандидата на
должность главы администрации Краснодарского края через средства
массовой информации, на собраниях и митингах и другими не
запрещенными законами формами.
2. В предвыборной агитации не могут участвовать члены
избирательных комиссий, государственные органы, органы местного
самоуправления, должностные лица государственных органов и органов
местного самоуправления.
3. Должностные лица государственных органов и органов местного
самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в
предвыборной агитации на общих с другими кандидатами основаниях.
4. Политические партии, профессиональные союзы и иные
общественные объединения, участвующие в выборах, кандидаты на пост
главы администрации Краснодарского края вправе выпускать плакаты,
листовки и иные агитационные материалы.
5. Все агитационные печатные материалы должны содержать
информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск.
Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
6. Районные, городские территориальные и участковые
избирательные комиссии, поставленные в известность о
распространении анонимных либо подложных агитационных материалов,
обязаны принимать меры по пресечению этой деятельности и вправе
обратиться в соответствующие органы внутренних дел с
представлением о применении необходимых мер пресечения
противоправной агитационной деятельности.
7. Предвыборные программы и агитационные предвыборные
материалы не могут содержать призывов к захвату власти и
насильственному изменению конституционного строя, нарушению
целостности Российской Федерации, разжигать социальную, расовую,
национальную и религиозную рознь, ненависть и вражду, в них не
допускается пропаганда войны.
8. В случае совершения указанных нарушений избирательная
комиссия края вправе обратиться в краевой суд с предложением об
отмене решения о регистрации кандидата. Указанное предложение
рассматривается судом в пятидневный срок.
9. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом
помещении, на любом здании, сооружении и ином другом объекте с
согласия собственника или владельца.
10. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации
кандидатов и прекращается за 24 часа до дня выборов.
11. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне
зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на
прежних местах.
12. В течение трех дней до дня выборов, включая день
голосования, публикация результатов опросов общественного мнения,
связанных с выборами, не допускается.
13. Журналистам, должностным лицам средств массовой
информации, должностным лицам и творческим работникам
государственных и муниципальных телерадиокомпаний запрещается
участвовать в освещении подготовки и проведения выборов главы
администрации края через средства массовой информации, если
указанные лица являются кандидатами или их доверенными лицами.
Глава 6. ПРОВЕДЕНИЕ ГОЛОСОВАНИЯ
Статья 29. Голосование по выборам главы администрации
Краснодарского края
1. Голосование по выборам главы администрации края проводится
в выходной день с 8 до 22 часов по московскому времени. О времени
и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны
оповестить избирателей не позднее чем за двадцать дней его
проведения через средства массовой информации или иным способом.
2. Голосование может быть закончено ранее 22 часов на тех
участках, на которых проголосовали все внесенные в список
избирателей граждане.
3. Избиратель, который в день выборов по тем или иным причинам
будет отсутствовать по месту своего жительства, может
проголосовать досрочно, заполнив избирательные бюллетени в
помещении территориальной (за 15 - 4 дня до выборов) или
участковой (не ранее чем за три дня до дня выборов) избирательной
комиссии, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если
избиратель голосует в помещении территориальной комиссии, то на
обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставятся подписи
двух членов территориальной избирательной комиссии, которые
заверяются печатью территориальной избирательной комиссии.
Заполненные избирательные бюллетени избиратель помещает в конверт,
который заклеивает и передает дежурному члену территориальной или
участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте
ставятся подписи двух членов соответственно территориальной или
участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью
соответствующей избирательной комиссии. Территориальная
избирательная комиссия передает список проголосовавших избирателей
и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую
избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня выборов.
В случае досрочного голосования в помещении территориальной
избирательной комиссии секретарь участковой избирательной
комиссии, на территории которой проживает данный избиратель,
делает в соответствующей строке списка избирателей запись:
"досрочное" (после поступления в участковую избирательную комиссию
запечатанного конверта с избирательными бюллетенями из
территориальной избирательной комиссии) и расписывается.
(в ред. Закона Краснодарского края от 04.09.96 N 44-КЗ)
Статья 30. Голосование в день выборов
1. В день выборов до начала голосования, но не ранее чем за
полчаса, председатель участковой избирательной комиссии в
присутствии других членов комиссии и наблюдателей, указанных в
статье 4 настоящего закона, проверяет, освобождены ли ящики для
голосования от каких-либо вложений и опечатывают их. Затем
председатель участковой избирательной комиссии предъявляет
конверты, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями. При
этом проверяются неповрежденность каждого конверта, наличие на нем
заверительных подписей и печати, а также соответствие количества
конвертов числу соответствующих отметок в списке избирателей.
Затем конверты вскрываются и извлеченные из них избирательные
бюллетени опускаются в избирательный ящик. В случае, если из
конверта извлечено два и более избирательных бюллетеней, все
извлеченные из конверта избирательные бюллетени погашаются, о чем
составляется специальный акт. После этого председатель участковой
избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к
голосованию.
(в ред. Закона Краснодарского края от 16.08.96 N 43-КЗ)
2. Избирательные бюллетени избирателям, включенным в список,
выдаются по предъявлении паспорта или другого документа,
удостоверяющего их личность. Избиратель расписывается в получении
бюллетеня в списке избирателей, а члены комиссии - в его выдаче.
3. Избиратель самостоятельно заполняет бюллетень в кабине для
тайного голосования. Избиратель, который не может это сделать сам,
вправе пригласить в кабину другое лицо, не являющееся членом
участковой избирательной комиссии или наблюдателем.
4. Член избирательной комиссии немедленно отстраняется от
участия в работе, а наблюдатель удаляется из помещения
избирательного участка, если они нарушают тайну голосования или
пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом
принимается избирательной комиссией.
5. Избиратель ставит крест либо иной знак в пустом квадрате
напротив фамилии кандидата, за которого он голосует, либо в
квадрате "Против всех кандидатов", внесенных в избирательный
бюллетень.
Статья 31. Голосование вне участка
В тех случаях, когда избиратели, имеющие право участвовать в
выборах, не могут прибыть на участок для голосования по состоянию
здоровья или другим уважительным причинам, по их письменному или
устному заявлению участковая избирательная комиссия организует
голосование по месту нахождения этих избирателей в присутствии
наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования.
Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной
форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии.
В этих случаях члены участковой избирательной комиссии, выезжающие
по заявлениям, получают под роспись количество бюллетеней,
соответствующее количеству письменных или устных заявлений. Для
этих целей на избирательном участке должно быть не более двух
переносных избирательных ящиков.
Фамилии избирателей, проголосовавших вне участка, вносятся в
отдельный дополнительный список, в котором избиратель
расписывается в получении бюллетеня, а члены комиссии - в его
выдаче. В основном списке избирателей участковая избирательная
комиссия отмечает проголосовавших таким образом избирателей.
Организация голосования вне помещения избирательного участка
должна исключать возможность нарушения избирательных прав
избирателя, а равно искажение волеизъявления избирателя.
Статья 32. Подсчет голосов и определение результатов выборов
участковыми и территориальными избирательными комиссиями
1. При выборах главы администрации края подсчет голосов на
каждом участке производится избирательной комиссией отдельно по
каждому кандидату на основе поданных избирателями бюллетеней.
2. Ящики для голосования вскрываются участковой избирательной
комиссией после объявления председателем комиссии об окончании
голосования. Вскрытие ящиков для голосования до окончания
голосования не допускается. Перед вскрытием ящиков для голосования
все неиспользованные бюллетени подсчитываются и погашаются
участковой избирательной комиссией. Число неиспользованных
бюллетеней оглашается и заносится в протокол.
3. В целях исключения возможности фальсификации результатов
голосования подсчет голосов проводится без перерыва до получения
итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены
участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели.
4. При подсчете голосов избирателей участковая избирательная
комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по
которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также
бюллетени неустановленной формы.
5. В протокол участковой комиссии заносятся следующие
сведения:
- число избирателей, внесенных в список, в том числе внесенных
в список дополнительного;
- число бюллетеней, полученных избирательной комиссией;
- число бюллетеней, выданных избирателям на избирательном
участке в день голосования;
- число погашенных бюллетеней;
- число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне
участка;
- число бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;
- число действительных бюллетеней;
- число бюллетеней, признанных недействительными;
- число голосов, поданных за каждого кандидата;
- число голосов, поданных против всех кандидатов;
- фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные данные
о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах.
6. Протокол составляется в двух экземплярах, подписывается
председателем, его заместителем, секретарем и членами участковой
избирательной комиссии с правом решающего голоса. Первый экземпляр
протокола незамедлительно передается в соответствующую
территориальную избирательную комиссию, второй остается на
хранение в участковой комиссии. Жалобы и заявления на нарушения
настоящего закона, поступившие в участковую избирательную комиссию
в день голосования, и принятые по ним решения прилагаются к
первому экземпляру протокола.
7. При подписании протокола члены комиссии, не согласные с
содержанием протокола, вправе составить особое мнение, прилагаемое
к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
8. По требованию любого члена избирательной комиссии или
наблюдателей комиссия обязана предоставить им заверенную в
комиссии копию протокола о результатах голосования для
ознакомления.
9. На основании протоколов участковых избирательных комиссий
об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных
территориальная избирательная комиссия не позднее чем через три
дня со дня выборов устанавливает итоги голосования на
соответствующей территории. Суммирование данных, содержащихся в
протоколах участковых избирательных комиссий, осуществляют
непосредственно члены территориальной избирательной комиссии с
правом решающего голоса.
По итогам голосования территориальная избирательная комиссия
составляет протокол, в который заносятся данные о числе участковых
избирательных комиссий на соответствующей территории и числе
протоколов участковых избирательных комиссий, на основании которых
составляется протокол об итогах голосования, а также суммарные
данные протоколов участковых избирательных комиссий, установленные
пунктом 5 статьи 32 настоящего Закона.
Протокол территориальной избирательной комиссии составляется в
трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами
территориальной избирательной комиссии. К протоколу в обязательном
порядке прилагается сводная таблица, которая включает данные
протоколов всех участковых избирательных комиссий на
соответствующей территории. Член территориальной избирательной
комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его
положениями, вправе приложить к протоколу свое собственное мнение,
о чем в протоколе делается соответствующая запись.
К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления)
на нарушения настоящего Закона, поступившие в территориальную
избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним
решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений)
и решений территориальной избирательной комиссии приобщаются ко
второму экземпляру протокола.
Первый экземпляр протокола территориальной избирательной
комиссии после подписания ею и сводная таблица незамедлительно
направляются в избирательную комиссию Краснодарского края.
Второй экземпляр протокола и сводная таблица вместе с
протоколами участковых избирательных комиссий, со списками членов
территориальной избирательной комиссии с правом совещательного
голоса, наблюдателей от политических партий, профсоюзов и иных
общественных объединений, иностранных (международных)
наблюдателей, представителей средств массовой информации,
присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении
протокола, хранятся у секретаря территориальной избирательной
комиссии до окончания ее работы.
Третий экземпляр протокола и сводная таблица предоставляются
для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам
территориальной избирательной комиссии с правом совещательного
голоса, представителям средств массовой информации.
(в ред. Закона Краснодарского края от 16.08.96 N 43-КЗ)
10. Участковые избирательные комиссии не позднее 10 дней со
дня публикации общих результатов выборов передают копии протоколов
и бюллетени для голосования в опечатанном виде, в том числе
погашенные, в территориальные избирательные комиссии, где они
хранятся не менее одного года, а затем уничтожаются, если за это
время результаты голосования не были опротестованы. Протоколы
территориальных избирательных комиссий хранятся до объявления даты
следующих выборов главы администрации Краснодарского края.
Глава 7. РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫБОРОВ
Статья 33. Установление и опубликование итогов выборов
1. Избирательная комиссия Краснодарского края на основании
протоколов участковых избирательных комиссий устанавливает
результаты выборов и не позднее трех дней со дня выборов публикует
их в печати. В итоговом протоколе избирательная комиссия края
указывает:
- число избирателей, внесенных в списки избирателей, включая
избирателей, внесенных в список дополнительно;
- число бюллетеней, выданных участковым избирательным
комиссиям;
- число бюллетеней, выданных избирателям на избирательных
участках в день голосования;
- число погашенных бюллетеней;
- число бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими
вне участка;
- число бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;
- число действительных бюллетеней;
- число бюллетеней, признанных недействительными;
- число голосов, поданных за каждого кандидата;
- число голосов, поданных против всех кандидатов;
- фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные данные
о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах;
- одно из следующих решений:
а) признание избранным кандидата, получившего наибольшее число
действительных голосов, но не менее половины голосов избирателей,
принявших участие в голосовании. При равном количестве полученных
голосов избранным считается кандидат, собравший большее количество
подписей избирателей в свою поддержку;
б) признание выборов главы администрации края несостоявшимися,
если в них приняло участие менее 25 процентов внесенных в списки
избирателей;
(в ред. Закона Краснодарского края от 28.11.96 N 48-КЗ)
в) признание выборов главы администрации края
недействительными, если допущенные при их проведении нарушения
настоящего закона не позволяют с достоверностью установить
результаты волеизъявления избирателей.
Поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним
решения прилагаются к протоколу.
2. В случае, если в избирательный бюллетень было включено
более двух кандидатов и ни один из них не был избран,
избирательная комиссия Краснодарского края назначает повторное
голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число
голосов. Повторное голосование проводится не позднее чем в
двухнедельный срок с соблюдением требований, предусмотренных
настоящим законом для проведения голосования. Сообщение о
проведении повторного голосования публикуется в печати не позднее
чем за десять дней до дня голосования.
3. Избранным считается кандидат, получивший при повторном
голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в
голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за
другого кандидата, при условии, что число голосов избирателей,
поданных за этого кандидата, больше числа голосов избирателей,
поданных против всех кандидатов.
(в ред. Закона Краснодарского края от 28.11.96 N 48-КЗ)
4. При повторном голосовании выборы признаются не
состоявшимися, если в них приняло участие менее 25 процентов
внесенных в списки избирателей.
5. Итоги голосования по каждому избирательному участку,
результаты выборов по Краснодарскому краю в объеме данных,
содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии,
должны предоставляться для ознакомления любому избирателю или
наблюдателю.
6. Избирательная комиссия Краснодарского края направляет общие
данные о результатах выборов главы администрации края в средства
массовой информации не позднее трех дней после проведения выборов.
7. Полные данные, содержащиеся в протоколах об итогах
голосования по каждому избирательному участку, публикуются не
позднее месяца со дня проведения выборов.
Статья 34. Повторные выборы
1. Если в выборах баллотировалось не более двух кандидатов и
ни один из них не был избран, а также в случае признания выборов
главы администрации Краснодарского края не состоявшимися или
недействительными, избирательная комиссия края решает вопрос о
назначении повторных выборов. При этом она может принять решение о
проведении выборов территориальными и участковыми избирательными
комиссиями в новом составе. Голосование проводится на тех же
избирательных участках и по спискам избирателей, составленным для
проведения основных выборов.
2. Образование избирательных комиссий, выдвижение и
регистрация кандидатов, другие мероприятия, связанные с
проведением повторных выборов главы администрации края,
осуществляются в порядке, установленном настоящим законом.
При повторных выборах сроки избирательных действий,
установленные настоящим законом, сокращаются на треть.
3. Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в
печати. Повторные выборы проводятся не позднее чем в трехмесячный
срок после выборов, признанных не состоявшимися или
недействительными.
Статья 35. Использование автоматизированной информационной
системы
В случае использования в ходе выборов автоматизированной
информационной системы избирательная комиссия образует группу из
числа членов комиссии с правом решающего и совещательного голоса
для контроля за использованием автоматизированной информационной
системы. Все члены избирательной комиссии имеют право знакомиться
с любой информацией, вводимой в автоматизированную информационную
систему и выводимой на нее.
С момента начала голосования и до момента подписания протокола
избирательной комиссией края автоматизированная информационная
система используется исключительно для наблюдения за ходом и
итогами голосования путем передачи данных от нижестоящих
избирательных комиссий вышестоящим избирательным комиссиям.
В течение этого времени запрещается передача каких-либо данных
от информационных центров вышестоящих избирательных комиссий
информационным центрам нижестоящих избирательных комиссий, за
исключением сигналов подтверждения приема информации.
Данные о ходе и результатах голосования, полученные через
автоматизированную информационную систему, являются
предварительной информацией, не имеющей юридического значения.
К протоколу избирательной комиссии, хранящемуся у секретаря
избирательной комиссии, должен быть приложен текст компьютерной
распечатки, содержащий данные, введенные в автоматизированную
информационную систему. Подлинность компьютерной распечатки
подтверждается подписями членов группы по контролю за
использованием автоматизированной информационной системы и лицом,
ответственным за введение информации.
(в ред. Закона Краснодарского края от 16.08.96 N 43-КЗ)
Статья 36. Регистрация избрания главы администрации
Краснодарского края
1. Избирательная комиссия Краснодарского края после подписания
протокола об итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного
главой администрации Краснодарского края.
2. В соответствии с требованиями статьи 2 настоящего закона
кандидат, избранный на должность главы администрации края, в
трехдневный срок в письменном виде обязан сообщить в избирательную
комиссию края о сложении с себя обязанностей, не совместимых с
занятием должности главы администрации Краснодарского края.
3. В случае отказа кандидата, избранного на должность главы
администрации края, письменно сложить с себя обязанности,
несовместимые с ее исполнением, избирательная комиссия края
аннулирует итоги выборов и назначает новые выборы.
4. Избирательная комиссия края на основании протокола о
результатах выборов главы администрации края после официального
сообщения об итогах выборов проводит регистрацию избрания главы
администрации края и выдает лицу, избранному на эту должность,
соответствующее удостоверение об избрании.
(в ред. Закона Краснодарского края от 16.08.96 N 43-КЗ)
Статья 37. Вступление в должность главы администрации
Краснодарского края
1. Вновь избранный глава администрации края вступает в
должность на десятый день со дня официального опубликования
результатов выборов избирательной комиссией края в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации и края.
При вступлении в должность глава администрации на сессии
Законодательного собрания Краснодарского края приносит следующую
присягу:
"Вступая в должность главы администрации Краснодарского края,
торжественно клянусь добросовестно исполнять обязанности главы
администрации, защищать интересы населения края, уважать и
охранять права и свободы его жителей, соблюдать Конституцию
Российской Федерации и Устав Краснодарского края".
2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии
депутатов Законодательного собрания, судей краевого и арбитражного
судов Краснодарского края, полномочного представителя Президента
Российской Федерации и транслируется по краевому радио и
телевидению.
(в ред. Закона Краснодарского края от 16.08.96 N 43-КЗ)
Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства о
выборах главы администрации Краснодарского края
Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или
иным способом свободному осуществлению избирателями или группой
избирателей права участвовать в выборах главы администрации края -
вести предвыборную агитацию, осуществлять контроль, а также лица,
распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах либо
совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство
кандидатов, а равно лица, проводящие агитацию в день,
предшествующий дню выборов, и в день выборов или препятствующие
работе избирательных комиссий, либо препятствующие голосованию на
избирательных участках, несут ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
(в ред. Закона Краснодарского края от 16.08.96 N 43-КЗ)
Статья 39. О порядке введения в действие закона
Настоящий закон вступает в силу со дня официального
опубликования.
(в ред. Закона Краснодарского края от 16.08.96 N 43-КЗ)
Глава администрации
Краснодарского края
Е.ХАРИТОНОВ
Краснодар
1 марта 1996 года
N 25-КЗ
|