ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 февраля 1996 г. N 68
О РАБОТЕ АДМИНИСТРАЦИЙ ГОРОДА ТУАПСЕ И ТУАПСИНСКОГО
РАЙОНА ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАКОНА РФ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ", КРАЕВОЙ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации города Туапсе и Туапсинского района проводят
работу по выполнению Закона РФ "Об образовании", краевой и
муниципальных программ развития общего образования.
Удельный вес расходов на образование в общем объеме расходной
части бюджета района и города за четыре года увеличился
соответственно в 1.5 и 3.1 раза и достиг 20.7 % и 34.7 %.
В Туапсинском районе значительно укреплена материальная база
общего образования: за четыре последних года построены две школы,
две школьные пристройки, семейный детский дом. В городе и районе
приняты эффективные меры по сохранению сложившейся сети дошкольных
учреждений различных форм собственности, защите их от
приватизации, незаконного перепрофилирования.
В городе и районе становится реальностью переход на
образование по выбору. В городе Туапсе сложилась разветвленная
сеть учреждений общего, начального, среднего и высшего
профессионального образования, обеспечивающая возможности
получения образования в соответствии со склонностями,
способностями, интересами и состоянием здоровья.
Администрациями города и района предпринимаются
целенаправленные действия по социальной защите учащихся,
воспитанников и педагогических работников. Несмотря на
нестабильность финансирования, реализуются комплексные программы
социальной защиты детей из малообеспеченных и многодетных семей,
детей-сирот. На удешевление горячего питания учащихся
общеобразовательных школ регулярно в установленном объеме
выделяются дотации. С 1993 по 1995 годы в городе и районе
педагогическим работникам выделено 22 квартиры и 53 участка под
индивидуальное строительство.
Вместе с тем в работе администраций по сохранению,
стабилизации и развитию муниципальных систем образования имеются
нерешенные проблемы, недостатки и упущения.
Значительно переуплотнены (на 35-46 %) городские дошкольные
учреждения. Общеобразовательные школы города работают в две смены.
Медленно осуществляется передача ведомственных дошкольных
учреждений в систему образования. За последние три года
муниципальная сеть пополнилась только одним ведомственным ДДУ.
Увеличение удельного веса расходов на образование не
компенсирует финансовые потребности образовательных учреждений.
Средняя заработная плата в отрасли составляет 60 % прожиточного
минимума трудоспособного населения города Туапсе.
Не в полной мере обеспечено выполнение Закона РФ "Об
образовании" в части усиления автономности образовательных
учреждений, обязательности основного общего образования и
сохранения здоровья обучающихся.
Остра проблема трудоустройства выпускников школ и
профессиональных учебных заведений. На этом фоне растет количество
правонарушений среди несовершеннолетних. Так, за последние четыре
года количество подростков, совершивших правонарушения, в городе
возросло в 8,7 раза и составило 567 человек, в районе - в 7,6 раза
- 131 человек.
В целях совершенствования работы по стабилизации и развитию
муниципальных систем образования ПОСТАНОВЛЯЮ:
1.Информацию о работе администраций города Туапсе и
Туапсинского района по выполнению Закона РФ "Об образовании",
краевой и муниципальных программ развития образования принять в
сведению (прилагается).
2.Главам администраций города Туапсе Ладатко А.П.,
Туапсинского района Бобрышеву А.М. рекомендовать:
2.1.Принять меры по устранению недостатков в выполнении Закона
РФ "Об образовании" в части усиления автономности образовательных
учреждений, обязательности основного общего образования и
сохранения здоровья обучающихся - до 1 июня 1996 года.
2.2.Обеспечить реализацию мероприятий краевой и муниципальных
программ развития общего образования.
3.Администрациям городов и районов края проанализировать
выполнение Закона РФ "Об образовании" и краевой программы развития
образования и информировать администрацию края о результатах
работы до 1 сентября 1996 года.
4.Управлению образования администрации края (Кваша)
разработать в месячный срок дополнительные меры по безусловному
выполнению Закона РФ "Об образовании" и краевой программы развития
общего образования.
5.Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя главы администрации края Штрубу В.А.
6.Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Первый зам. главы
администрации
В.Ф.ГЛАДСКОЙ
Приложение
к Постановлению главы
администрации
от 29 февраля 1996 г. N 68
ИНФОРМАЦИЯ
О РАБОТЕ АДМИНИСТРАЦИЙ ГОРОДА ТУАПСЕ И ТУАПСИНСКОГО
РАЙОНА ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАКОНА РФ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ", КРАЕВОЙ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации города Туапсе и Туапсинского района проводят
определенную работу по выполнению Закона РФ "Об образовании",
Программы развития общего образования в Краснодарском крае на
1994-2000 годы, утвержденной постановлением главы администрации
края от 7 сентября 1994 года N 500 и муниципальных программ
развития образования.
Основные усилия администраций были направлены на реализацию
следующих задач:
- обеспечения гарантий прав жителей района и города на
получение дошкольного и бесплатного общего образования в
соответствии со склонностями, способностями, интересами и
состоянием здоровья учащихся;
- создания условий для нормального функционирования
образовательных учреждений, осуществления их своевременного
ремонта и строительства;
- защиты существующей сети образовательных учреждений и
основных фондов образования от приватизации и незаконного
перепрофилирования;
- усиления социальной защищенности работников образования,
поддержки детей из многодетных, малообеспеченных семей и
детей-сирот.
Главным итогом деятельности администраций города и района
является в целом устойчивое функционирование и развитие
муниципальных систем образования. В определенной мере этому
способствовал переход на программно-целевую модель управления
отраслью, заключающийся в реализации краевой программы развития
общего образования, разработке и введении в действие муниципальных
программ развития образования, утвержденных Думой города Туапсе 23
мая 1995 г., и постановлением главы администрации Туапсинского
района 4 мая 1995 г. N 329.
Одним из основных показателей стабильного функционирования и
развития муниципальных систем образования является возрастающий
удельный вес расходов на образование в общем объеме расходной
части городского и районного бюджетов.
----------------------------------T-------T-------T-------T------¬
¦ 1992 ¦ 1993 ¦ 1994 ¦ 1995 ¦
город ¦ 6,6% ¦ 9,1% ¦ 15,0%¦ 20,7%¦
район ¦ 22,3% ¦ 29,2% ¦ 35,4%¦ 34,7%¦
----------------------------------+-------+-------+-------+-------
Особенно это заметно в Туапсинском районе, где уделяется
значительное внимание укреплению материальной базы системы
образования. За последние четыре года преимущественно за счет
местных средств построены две школы в п. Ольгинка (360 мест) и в
с. Шаумяна (540 мест), две школьные пристройки (по 12 классных
комнат), семейный детский дом в с. Лермонтово и общежитие для
малосемейных учителей. Реконструированы 5 школьных зданий и 11
зданий дошкольных учреждений. В 1995 году на выполнение
мероприятий, предусмотренных муниципальной программой развития
образования, выделено 274,1 млн. рублей.
В городе и районе принимаются эффективные меры по сохранению
сложившейся сети дошкольных образовательных учреждений. Ни одно из
них, независимо от ведомственной принадлежности, не
перепрофилировано и не приватизировано. В Туапсинском районе с
1992 по 1994 год 10 ведомственных дошкольных учреждений переданы в
муниципальную сеть.
Расширились возможности учащихся в получении образования в
соответствии со своими склонностями, способностями, интересами и
состоянием здоровья. В городе Туапсе сложилась разветвленная сеть
учреждений (филиалов) общего, начального, среднего и высшего
профессионального образования. В последние годы открыты новые виды
общеобразовательных учреждений (школа-гимназия N 1 и школа-лицей
N 4), разноуровневые и профильные классы. На базе школ открыты
филиалы Таганрогского радиотехнического, Московского
химико-технологического университетов, в которых обучается около
140 выпускников школ города и района. Туапсинское педагогическое
училище реорганизовано в педагогический колледж. В районе открыт
Новомихайловский учебно-научный комплекс, объединивший учреждения
образования, культуры и спорта. В общеобразовательных учреждениях
города и района осуществляется подготовка старшеклассников по 9
профессиям, необходимым для развития рекреационного комплекса
региона.
В Туапсинском районе проводится целенаправленная работа по
развитию государственно-общественных форм управления системой
образования. В этих целях Министерством образования РФ в декабре
1995 года на базе района открыта федеральная экспериментальная
площадка.
Одним из приоритетных направлений деятельности администрации
города и района является социальная защита учащихся, воспитанников
и работников системы образования. Ежегодно разрабатываются и
реализуются комплексные программы социальной защиты
малообеспеченных слоев населения, предусматривающие в том числе
оказание различных видов помощи детям из многодетных семей и
детям-сиротам. С июля 1994 года по январь 1996 года на эти цели в
городе выделено 189,5 млн. рублей, в районе - 365,5 млн. рублей. В
целях социальной поддержки для удешевления горячего питания
учащихся общеобразовательных школ регулярно в установленном объеме
выделяются дотации. В районе организован бесплатный ежедневный
бесперебойный подвоз 820 учащихся из отделанных населенных пунктов
к общеобразовательным школам. В муниципальных дошкольных
образовательных учреждениях родительская плата не превышает 20 %
от затрат и соответствует федеральным нормам. Установлены льготная
родительская плата для малообеспеченных семей, одиноких родителей
и некоторых других категорий граждан.
В целях социальной защиты работников образования ежегодно
заключается соглашение между администрацией города Туапсе и
отраслевым городским профсоюзом, в соответствии с которым
постановлением главы администрации от 9 июня 1995 года N 784
предусмотрены выплаты пособий в размере оклада при выходе
работников на пенсию; ежемесячные дотации работникам, проживающим
в арендуемых помещениях; семьям, имеющим детей дошкольного
возраста и студентов высших учебных заведений. Администрациями
принимаются эффективные меры по обеспечению своевременной выплаты
заработной платы. Проводится определенная работа по улучшению
жилищных условий работников образования. С 1993 по 1995 годы в
городе выделено 10 квартир и 8 участков под индивидуальное
строительство, в районе - 12 квартир и 45 участков.
Вместе с тем в работе администраций города Туапсе и
Туапсинского района по выполнению Закона РФ "Об образовании",
реализации программ развития образования имеются некоторые
недостатки и упущения.
В настоящее время все общеобразовательные школы города Туапсе
работают в две смены со значительной перегрузкой. В девяти школах,
рассчитанных на 5375 ученических мест, обучается 7634 учащихся
(дополнительно требуется 90 классных комнат). Также значительно
переуплотнены муниципальные дошкольные учреждения. Сложившаяся
ситуация является следствием прекращения с 1986 года строительства
в городе новых школьных зданий и медленной передачи ведомственных
дошкольных учреждений системе образования (1993 г. - 2 ДДУ,
1994 г. - не было, 1995 г. - не было).
Несмотря на увеличение удельного веса расходов на образование,
финансирование муниципальных систем не соответствует их реальным
потребностям. Перечисление средств образовательным учреждениям
производилось по мере выполнения доходной части бюджета.
Задолженность по материальным затратам в течение трех последних
лет образовалась в связи с неисполнением бюджета города и
дефицитом бюджета района.
Не обеспечено в полной мере выполнение Закона "Об образовании"
в части:
- усиления автономности образовательных учреждений (ст. ст. 2,
12, 13, 33): образовательные учреждения до сих пор не имеют
статуса юридического лица (не зарегистрированы в установленном
порядке уставы) и лицензии на право ведения образовательной
деятельности;
- соблюдения гарантий получения обязательного основного
образования (ст. 19): в Туапсинском район6 в 1992-1995 годах было
отчислено из школ 49 учащихся до достижения ими 14-летнего
возраста, в городе Туапсе в указанный период - 4 учащихся;
- создания условий, гарантирующих укрепление здоровья
обучающихся (ст. 51): из 31 школы Туапсинского района только 4
имеют медицинские кабинеты, в том числе 3 оборудованных. В городе
Туапсе из 9 школ только 3 имеют типовые медицинские блоки.
Медицинские обследования показывают ухудшение состояния здоровья
обучающихся и воспитанников. Практически не используется для
оздоровления учащихся существующая санаторно-курортная база.
Средняя заработная плата работников образования существенно
отстает от средней зарплаты в народном хозяйстве. Так, в 1995 году
в городе Туапсе она составляла 217876 руб. при прожиточном
минимуме для трудоспособного населения города 360810 руб.
В этой связи наблюдается отток педагогических кадров в другие
сферы хозяйства, в результате чего увеличивается рабочая
(часовая) нагрузка учителя. Неблагоприятная кадровая ситуация
усугубляется усилением феминизации и старением педагогических
кадров.
Обостряется проблема трудоустройства выпускников 9-х и 11-х
классов общеобразовательных школ и выпускников начальных, средних
и высших профессиональных учреждений, что усугубляется
существующей миграцией населения. В период с 1993 по 1995 годы в
районный центр занятости обратились за помощью в трудоустройстве
140 человек в возрасте до 18 лет, из которых без предварительной
подготовки было трудоустроено менее половины; удельный вес
молодежи среди безработных жителей города составляет 40,5 %.
Практически отсутствует спрос на выпускников ССУЗов и ВУЗов.
Проблема занятости и трудоустройства подростков в условиях
обострения социально-экономической напряженности способствует
значительному росту правонарушений несовершеннолетних. Так, за
последних четыре года количество подростков, совершивших
правонарушения, в городе возросло в 8,7 раза и составило 567
человек, в районе - в 7,6 раза - 131 человек.
Администрациям города Туапсе и Туапсинского района даны
конкретные рекомендации по устранению выявленных недостатков,
упущений и нерешенных проблем.
Начальник управления
образования
В.П.КВАША
|