ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
СОГЛАШЕНИЕ
от 13 февраля 1996 года
О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ
Соглашение о разграничении полномочий в области развития
агропромышленного комплекса обеспечивает государственное
регулирование развития агропромышленного комплекса всей территории
края, разработку и осуществление стратегии и координации развития
сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей
промышленности, сервисного обслуживания, ресурсо- и
фондопроизводящих отраслей, производственной и социальной
инфраструктуры, развитие продовольственных и технических рынков,
сервисной и кредитной производственной кооперации, других
элементов рыночной инфраструктуры в интересах сельскохозяйственных
товаропроизводителей.
С учетом федеральных государственных нужд будет обеспечено
развитие зернового хозяйства, включая рисоводство, масложирового,
свеклосахарного, плодоовощного подкомплексов, а также
виноградарства и виноделия.
Повышается ответственность Минсельхозпрода России и Минфина
России в части обеспечения федеральной бюджетной поддержки
агропромышленного комплекса края, ликвидации дефицита финансовых
ресурсов.
Соглашение о разграничении полномочий в области среднего,
высшего и послевузовского профессионального образования является
правовым документом, определяющим полномочия края в области
профессионального образования.
Оно позволяет:
- осуществлять разработку региональных программ развития
высшего, среднего, дополнительного профессионального образования;
- интегрировать федеральный и местный бюджеты для развития
высшей и средней профшколы края;
- устанавливать и осуществлять финансирование
национально-региональных компонентов государственных
образовательных стандартов, определять краевой уровень
финансирования профессионального образования;
- определять изменение структуры подготовки специалистов в
соответствии с потребностями региона;
- проводить лицензирование средних специальных учебных
заведений краевого, местного подчинения, негосударственных
образовательных учреждений этого уровня, а также дополнительного
образования;
- создавать, реорганизовывать и ликвидировать образовательные
учреждения краевого подчинения;
- создавать региональные и краевые образовательные центры;
- дает возможность более полного информационного и научно-
методического обеспечения системы профессионального образования;
- осуществлять подготовку, переподготовку, повышение
квалификации научно-педагогических кадров.
Соглашение о разграничении полномочий в области строительства,
архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства
закрепило:
- необходимость сотрудничества и взаимодействия в реализации
государственной политики в инвестиционно-строительной деятельности
и жилищно-коммунальной сфере. Правительство Российской Федерации
взяло на себя обязательство:
- учитывать предложения края при формировании федеральных
целевых программ, обеспечить своевременное и непрерывное
финансирование строек;
- оказать организационную и финансовую помощь в ведении
государственного градостроительного кадастра, систем мониторинга
опасных природных и техногенных процессов;
- ввести в действие нормативно-правовые акты, содействующие
развитию жилищно-коммунального хозяйства.
Администрация края получила право и обязалась решать вопросы:
- развития жилищного строительства, в том числе
индивидуального путем выделения земельных участков, привлечения
бюджетных и небюджетных средств на инженерные сети;
- поэтапного перевода жилищной сферы в режим безубыточного
функционирования при одновременном обеспечении социальной защиты
малоимущих групп населения.
Данное соглашение позволяет более успешно и оперативно решать
вопросы края в федеральных органах власти.
Подписывая Соглашение о разграничении полномочий в области
обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности
на территории краснодарского края, администрация края исходила из
того, что милиция является федеральной структурой, то есть
финансируется из федерального (общероссийского) бюджета и
подчиняется Министерству внутренних дел России. В то же время
обеспечение безопасности людей является одной из главнейших задач
краевых властей - Законодательного собрания и администрации края.
Эффективное взаимодействие краевой и федеральной власти -
обязательное условие эффективной охраны правопорядка. В условиях
неполноты федерального законодательства необходимо было четко
договориться, что находится в компетенции милиции, а что - в
компетенции краевых властей.
В соответствии с Соглашением Правительство России взяло на
себя обязательство обеспечивать своевременное и в полном объеме
финансирование и материально-техническое снабжение подразделений и
служб органов внутренних дел Краснодарского края, содержащихся за
счет федерального бюджета.
Администрация края получила право обеспечивать согласованность
в действиях правоохранительных органов по вопросам борьбы с
преступностью, разрабатывать и реализовывать комплексные программы
по обеспечению законности и правопорядка. Данное Соглашение - это
не только дополнительные права для края, но и дополнительная
ответственность. Так, край взял на себя обязательства
содействовать развитию и укреплению материально-технической базы
органов внутренних дел, своевременно финансировать подразделения
милиции общественной безопасности (местной милиции).
Соглашение между Правительством Российской Федерации и
администрацией Краснодарского края о разграничении государственной
собственности закрепило в основном законченное разграничение
государственной собственности по уровням управления. По
формированию краевой собственности принято 8 постановлений
Правительства Российской Федерации, на основании которых в
государственную собственность края передано 925 объектов, из них
508 предприятий агропромышленного комплекса, 44 - здравоохранения,
47 - культуры, 9 - образования, 95 - транспорта, 134 -
строительства, 14 - печати, 26 - торговли и бытового обслуживания,
48 - промышленности.
Из краевой собственности в муниципальную было отдано 136
предприятий, учреждений. По состоянию на 1 января 1996 года:
- в федеральной собственности находится 1305 объектов;
- в краевой собственности - 304 объекта;
- в муниципальной собственности 1402 объекта.
Итого: 3011 объектов.
Администрация края обращалась в Правительство РФ с
предложениями о передаче во владение, пользование и распоряжение
50% всех акций, закрепленных в федеральной собственности в
нефтяных компаниях, расположенных на территории края, и
"Авиалиниях Кубани". Возможность решения данного вопроса создана
настоящим Соглашением.
Подписание Соглашения о разграничении предметов ведения и
полномочий в области санаторно-курортного лечения, отдыха и
туризма между Правительством Российской Федерации и администрацией
Краснодарского края послужит тому, что:
- выделение и застройка земель лечебно-оздоровительных
местностей и курортов Краснодарского края будет осуществляться с
соблюдением правил, установленных не только законодательством
Российской Федерации, но и законами Краснодарского края;
- финансирование курортов, включая развитие инфраструктуры и
природоохранные мероприятия, будут осуществляться в соответствии с
целевыми программами, разработанными совместно краем и
федеральными властями не только за счет средств бюджета края, но и
за счет средств федерального бюджета;
- усилится влияние краевых властей на деятельность
курортно-туристских предприятий министерств и ведомств, государств
СНГ и др.;
- предоставляется более широкий спектр полномочий
администрации Краснодарского края по ведению учета природных
лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов и
принятию мер по стабилизации и защите экологической обстановки на
территории края;
- открываются более широкие перспективы заключения прямых
международных договоров по сотрудничеству в сфере изучения,
использования и развития природных лечебных ресурсов, лечебно-
оздоровительных местностей и курортов края.
Это должно привести к значительному пополнению краевого и
муниципальных бюджетов.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и
администрацией Краснодарского края о разграничении полномочий по
вопросам межбюджетных отношений дает право краю получить часть
налогов, поступающих с территории края в федеральный бюджет для
финансирования расходов на федеральные нужды на территории края,
предусмотренных в федеральном бюджете на текущий финансовый год.
По прогнозным оценкам, в 1996 году должно быть передано в
федеральный бюджет:
- налога на прибыль - 1502 млрд. рублей;
- подоходного налога с физических лиц 136,9 млрд. рублей;
- НДС - 2891,7 млрд. рублей;
- акцизов - 18,9 млрд. рублей.
В целях ускорения расчетов между бюджетами и сокращения
встречных финансовых потоков (из Краснодара в Москву и обратно)
будет осуществляться зачет сумм, причитающихся бюджету края из
Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской
Федерации и сумм поступлений на территории края налога на
добавленную стоимость.
В Соглашении о разграничении полномочий по экономическим
вопросам предусматривается, что краевая и федеральная
исполнительные власти на основе взаимной экономической
заинтересованности выступают за сохранение общего экономического
пространства и развитие сложившихся хозяйственных связей между
регионами, предприятиями, объединениями и будут содействовать
сохранению, расширению и увеличению объема поставок продукции.
Важно, что будет осуществляться совместное финансирование
целевых комплексных программ по социально-экономическому развитию
Краснодарского края. При этом строительство производственных
объектов и их социальной инфраструктуры, базовых отраслей
хозяйственного комплекса края предусматривается финансировать из
федерального бюджета и средств предприятий и организаций,
участвующих в создании объектов.
В крае создан значительный потенциал в топливно-энергетическом
комплексе. Однако в последнее время резко обострилась ситуация
вокруг разведанных запасов нефти и газа на шельфе Азовского и
Черного морей. В связи с принятием Украиной Закона об
исключительной экономической зоне, действие которого
распространяется также на некоторые районы акваторий Черного и
Азовского морей, возникла необходимость активизировать работу в
области использования и сохранения как живых, так и неживых
ресурсов этих морей прежде всего силами краевых организаций.
Подписанное Соглашение дает возможность ускорить проведение
конкурсов на право разработки месторождений нефти и газа на шельфе
Азовского и Черного морей и поставку полезных ископаемых субъектам
Российской Федерации на основе взаимовыгодных договоров.
Исходя из целостности и неделимости природной среды,
администрацией края и федеральными органами достигнута
договоренность о совместных действиях по выработке единого
комплексного подхода к оценке состояния природной среды, а так же
принимаемых мерах по ее защите.
Складывающаяся геополитическая и экономическая ситуация,
связанная с формированием новых межгосударственных и
внешнеэкономических отношений России, определила особое положение
нашего края в Российской Федерации. Обладая реальными
предпосылками для стабилизации экономики и ее дальнейшего
интенсивного развития, создания точек "роста", край не имеет
основополагающих документов на уровне Правительства Российской
Федерации или Президента Российской Федерации, направленных на
государственную поддержку социально-экономического развития
Краснодарского края. При этом практически по всем республикам
Северо-Кавказского экономического района подписаны указы
Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие меры
государственной поддержки их социально-экономического развития.
Учитывая это обстоятельство и в развитие данного Соглашения,
администрацией края подготовлен и проработан в Министерстве
экономики Российской Федерации проект указа Президента России "О
мерах по комплексному социально-экономическому развитию и
государственной поддержке Краснодарского края". Подписание данного
указа позволит краю получить государственную поддержку для
развития экономических реформ.
Необходимость подписания Соглашения о разграничении полномочий
при взаимодействии в организации и осуществлении таможенного дела
вызвана объективными проблемами.
На территории края функционируют 5 портов, осуществляющих
перевалку грузов (Новороссийский, Туапсинский, Ейский, Темрюкский
и Порт-Кавказ), 3 международных аэропорта (в Краснодаре, Анапе,
Сочи), кроме того, самолетами военно-транспортной авиации
совершаются полеты за пределы России более чем с десяти
аэродромов. В крае два пограничных перехода в пос. Псоу
(автомобильный и железнодорожный) на границе с Грузией и паромная
переправа в Порт-Кавказе на границе с Украиной. Экспорт-импорт
грузов осуществляется также и трубопроводным транспортом. Для
осуществления контроля за внешнеэкономической деятельностью на
территории края действуют пять таможен: Краснодарская,
Новороссийская, Туапсинская, Сочинская, Темрюкская, в т. ч. 22
таможенных поста. Кроме того, на сопредельной территории находится
Адыгейская таможня. Численность сотрудников таможен (включая
Адыгейскую) составляет около двух тысяч человек. Все названные
таможни организационно подчинены Северо-Кавказскому таможенному
управлению с центром в г. Ростове-на-Дону.
В связи с этим возникают объективные трудности в координации
деятельности таможенных служб на территории Кубани и выработке
единой таможенной политики в крае. Подписанное Соглашение поможет
решить данный вопрос.
В рамках Соглашения стороны рассмотрят вопросы дальнейшего
развития таможенной инфраструктуры на Кубани, в том числе и
создание новых таможен (в частности Ейской).
|