ПРОКУРОР КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
КОММЕНТАРИЙ
от 22 декабря 1995 года
ПРОКУРАТУРА РАБОТАЕТ ПО НОВОМУ ЗАКОНУ
Принятый 17 ноября 1995 года Федеральный Закон "О прокуратуре
Российской Федерации" подтвердил статус прокуратуры как важнейшего
независимого органа правоохраны и обеспечения законности в стране.
Четко определены роль и место прокуратуры в системе органов
государственной власти.
Основная функция прокуратуры - осуществление от имени
Российской Федерации надзора за исполнением действующих на ее
территории законов. Обеспечивая верховенство закона по защите прав
и свобод человека и гражданина и охраняемые законом интересы
общества и государства, прокуратура надзирает за исполнением
законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, дознанием и предварительным следствием, за
соблюдением законности в местах содержания задержанных,
предварительного заключения, исправительно-трудовых учреждениях.
Новым является то, что теперь прокурор должен следить за
соответствием местных актов федеральным законам, то есть на
прокурора возложен надзор за правотворческой деятельностью в
субъектах Федерации.
Закон возлагает на прокуратуру координацию деятельности по
борьбе с преступностью органов внутренних дел: федеральной службы
безопасности, налоговой полиции, таможенной службы и других
правоохранительных органов.
Прокурор в соответствии с действующим процессуальным
законодательством участвует в рассмотрении дел судами,
опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры,
определения и постановления судов.
Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от
федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, общественных объединений и в строгом
соответствии с действующими на территории Российской Федерации
законами.
Вместе с тем, прокурор информирует федеральные органы
государственной власти, органы государственной власти субъектов
РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии
законности.
Воздействие в какой-либо форме федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов
РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений,
средств массовой информации, их представителей, а также
должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на
принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме
его деятельности влечет за собой установленную законом
ответственность.
Никто не в праве без разрешения прокурора разглашать материалы
проверок и предварительного следствия, проводимых органами
прокуратуры, до их завершения.
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе
беспрепятственно входить на территории и в помещения
представительных и исполнительных органов субъектов РФ, местного
самоуправления, органов контроля и др., иметь доступ к их
документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с
поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения
закона; требовать от должностных лиц необходимые документы,
вызывать их и граждан для объяснения по поводу нарушений закона.
Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы
рассматриваются в порядке и в сроки, которые установлены
федеральным законодательством.
В законе четко определены полномочия прокурора в случае
выявленных нарушений закона. В частности, прокурор имеет право
возбудить уголовное дело или производство об административном
правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к
иной установленной законом ответственности.
В случае установления факта нарушения закона органами и
должностными лицами прокурор освобождает своим постановлением лиц,
незаконно подвергнутых административному задержанию на основании
решений несудебных органов. Опротестовывает противоречащие закону
правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием
о признании таких актов недействительными, вносит представление об
устранении нарушений закона.
При необходимости должностные лица обязаны приступить к
выполнению требований прокурора о проведении проверок и ревизий
незамедлительно.
Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и
должностные лица, которые осуществляют контроль за, соблюдением
прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в
оперативно-хозяйственную деятельность организации.
В новом законе нашли отражение также меры правовой и
социальной защиты прокуроров и следователей.
В законе, как и ранее, выдержана вертикаль подчиненности, то
есть прокуратура составляет единую централизованную систему
органов и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров
вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Это
позволяет проводить в жизнь единую законность в России.
Новый закон подчеркивает значимость прокуратуры и прибавляет
уверенность прокурорским работникам в выполнении поставленных
перед ними задач.
Прокурор края
А.ШКРЕБЕЦ
|