ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРТ КРАЯ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА
РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 24 ноября 1995 года
РАБОТОДАТЕЛЬ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ...
Одно из основных направлении государственной политики в
области охраны труда - признание и обеспечение приоритета жизни и
здоровья работников предприятий. Это записано в Основах
законодательства Российской Федерации об охране труда, действующих
с 6 августа 1993 года.
В статье 5 Основ государство в лице законодательной,
исполнительной и судебной власти гарантирует право на охрану труда
работникам, участвующим в трудовом процессе по трудовому договору
(контракту) с работодателем. Эти гарантии подкрепляются всеми
статьями Основ. После законодательного внесения изменений статья 7
Основ определяет, что "государственное управление охраной труда
осуществляют федеральный орган исполнительной власти по труду и
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
пределах своей компетенции.
Статья 8.Основ обязывает отраслевые министерства и ведомства
Российской Федерации, а также концерны, ассоциации и другие
объединения предприятий создавать службу охраны труда. Предприятие
может не иметь такую службу, но работы по охране труда должна
проводиться в обязательном порядке, и их могут выполнять
приглашенные специалисты согласно договору. Его порядок и
содержание разъяснены в письме Министерства труда Российской
Федерации от 16 ноября 1994 г. N 2207-КВ "О примерном договоре на
проведение работ по охране труда". Исполнителями по договору на
проведение работ рекомендовано привлекать как предприятия, в
уставах которых предусмотрена деятельность по охране труда, так и
отдельных граждан, имеющих диплом второго и третьего уровня
высшего профессионального образования с квалификацией специалиста
по охране труда либо стажем работы в области охраны труда не менее
трех лет. Не рекомендуется заключать договоры на проведение работ
по охране труда с работниками государственных инспекций труда.
Для предприятий, решивших иметь собственную службу охраны
труда, Минтрудом РФ разработаны и утверждены Рекомендации по
созданию таких служб; утверждены межотраслевые нормативы
численности работников этой службы.
Нормативы численности охватывают все виды направления
деятельности службы охраны труда, например, контроль за
соблюдением законодательных и иных нормативно-правовых актов по
охране труда, организация технической пропаганды по охране труда,
проведения инструктажа, обучения, проверки знаний и аттестации
работников предприятий и др.. Утверждены Рекомендации по
планированию мероприятий по охране труда. Эти мероприятия
направлены на предупреждение несчастных случаев и профессиональных
заболеваний на производстве, улучшение условий труда и оформляются
разделом в коллективном договоре, с учетом предложений
Государственной экспертизы условии труда, Государственной
инспекции труда и других федеральных органов надзора, работодателя
и работников на основе анализа причин производственного
травматизма и профессиональных заболеваний.
В статье 8 Основ записано: "в целях организации
сотрудничества по охране труда работодателей и работников и (или)
их представителей на предприятии с численностью работников более
10 человек создается совместный комитет (комиссия) по 1 охране
труда, в который на паритетной основе входят представители
работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных
работниками представительных органов".
Решающую роль в предупреждении несчастных случаев играет
обучение и инструктирование работников по охране труда. Порядок
обучения и проверки знаний определен в типовом Положении.
Обучением и проверкой знаний руководителей и специалистов
могут заниматься только учебные центры, комбинаты, институты,
имеющие разрешение органов управления охраной труда субъектов
Российской Федерации. Примерный порядок выдачи разрешений на
о6учение и проверку знаний руководителей и специалистов
предприятий утвержден постановлением Минтруда РФ 8 декабря 1994 г.
N 76.
Необходим и общественный контроль за охраной труда, что
закреплено в статье 25 Основ. Дня оказания помощи трудовым
коллективам, их представительным органам в организации
общественного контроля за охраной труда Минтрудом РФ разработаны и
утверждены Рекомендации по организации работы уполномоченного
(доверенного) лица по охране труда профессионального союза или
трудового коллектива. Участвуя в трудовом процессе и находясь
среди работников своего производственного подразделения,
уполномоченные могут осуществлять постоянный контроль за
соблюдением работодателем законодательных и других нормативных
правовых актов об охране труда.
А вот это должны знать все: согласно статье 8 Основ
ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии
возлагается на работодателя. Работодатель несет материальную
ответственность за вред, причиненный здоровью работников...
трудовым увечьем, происшедшим как на территории работодателя, так
и за ее пределами, а также во время следования к месту работы или
с работы транспорте, предоставленном работодателем... Трудовое
увечье считается наступившим по вине работодателя, если оно
произошло вследствие необеспечения им здоровых и безопасных
условий труда (несоблюдение правил охраны труда, техники
безопасности, промышленной санитарии и т. п.). Контроль и надзор
за соблюдением правил и норм по охране и условиям труда
осуществляют Государственная инспекция труда и Госэкспертиза.
Согласно изменениям, внесенным в Кодекс РСФСР об
административных правонарушениях, возможно наложение штрафа за
нарушение законодательств Российской Федерации о труде и об охране
труда до ста минимальных размеров оклада, а в отдельных случаях
должностные лица предприятий наказываются исправительными работами
на срок до одного года или штрафом в размере до пятисот
минимальных размеров оплаты труда. Так что работодателю самый
верный путь иметь на предприятии собственную службу охраны труда -
она обезопасит людей от увечий, а его - от штрафов.
Главный государственный эксперт края
по условиям труда
В.БЕГ
|