УТРАТИЛ СИЛУ
ЗАКОН Краснодарского края от 09.12.97 N 108-КЗ (ред. от 24.07.98)
23 августа 1995 года N 14-КЗ
------------------------------------------------------------------
З А К О Н
К Р А С Н О Д А Р С К О Г О К Р А Я
О ВЫБОРАХ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В
КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
Принят
Законодательным Собранием Краснодарского края
23 августа 1995 года
(В ред. Законов Краснодарского края от 13.11.95 N 16-КЗ,
от 21.02.96 N 24-КЗ , от 20.11.96 N 46-КЗ )
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Пределы действия настоящего закона
Демократические свободные выборы в органы местного
самоуправления являются высшим непосредственным выражением
принадлежащей народу власти.
Настоящим законом устанавливаются основные гарантии реализации
гражданами Российской Федерации, проживающими на территории
Краснодарского края, их конституционного права на осуществление
местного самоуправления путем выборов в представительные
(выборные) органы и глав местного самоуправления.
Избирательные права граждан при выборах в органы местного
самоуправления и их гарантии, установленные настоящим законом,
федеральными законами, иными законами Краснодарского края, не
могут быть изменены иначе,как путем принятия федерального закона,
закона Краснодарского края.
Статья 2. Правовые основы организации и проведения выборов
Выборы в органы местного самоуправления организуются и
проводятся в соответствии с Федеральным законом "Об основных
гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации",
Государственным Уставом Краснодарского края и настоящим законом.
Статья 3. Основные принципы выборов
1.Гражданин Российской Федерации, проживающий на территории
Краснодарского края, участвует в выборах на основе всеобщего
равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2.Участие гражданина Российской Федерации, проживающего на
территории Краснодарского края, в выборах является добровольным.
Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью
принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его
свободное волеизъявление.
3.Выборы в представительные органы местного самоуправления
осуществляются, как правило, на основе мажоритарной системы по
одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам на
основе единой для данного органа местного самоуправления нормы
представительства.
4.По согласованию с Законодательным собранием Краснодарского
края выборы в представительные органы местного самоуправления
могут проводиться на основе мажоритарной системы по многомандатным
избирательным округам с единой для данного органа местного
самоуправления нормой представительства или по другим
избирательным системам.
5.Численность представительного органа местного самоуправления
района, города краевого подчинения устанавливается от 10 до 30
человек.
Численность представительного органа местного самоуправления
города районного подчинения, района (округа) в городе, станичного,
поселкового, хуторского округа устанавливается от 5 до 20 человек.
В пределах, установленных настоящим законом, численность
представительного органа местного самоуправления определяет
представительный орган местного самоуправления.
Статья 4. Избирательное право
1.Право избирать и быть избранным в представительный орган
местного самоуправления принадлежит каждому гражданину Российской
Федерации, проживающему на соответствующей территории, достигшему
18-летнего возраста и обладающему избирательным правом независимо
от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
2.Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные
судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения
свободы по приговору суда.
3.Главой местного самоуправления может быть избран гражданин
Российской Федерации, проживающий в Краснодарском крае не менее 1
года, достигший 21 года и обладающий активным избирательным
правом.
(п. 3 в ред. ЗАКОНА Краснодарского края от 20.11.96 N 46-КЗ)
4.Порядок участия в голосовании военнослужащих и граждан,
содержащихся в местах лишения свободы и имеющих право на участие в
голосовании, определяется избирательной комиссией края.
Статья 5. Назначение выборов
Выборы в органы местного самоуправления назначаются
постановлением Законодательного собрания Краснодарского края не
позднее чем за 70 дней до голосования. Сообщение о дне голосования
публикуется в печати. (В ред. Закона Краснодарского края от
28.02.96 N 24-КЗ)
ГЛАВА 2. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА, ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ,
СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Статья 6. Образование избирательных округов
1.Для проведения выборов образуются избирательные округа на
основании данных, предоставляемых главой местного самоуправления.
Границы избирательных округов и число избирателей в каждом
избирательном округе определяются соответствующей территориальной
избирательной комиссией и утверждаются соответствующим
представительным органом не позднее чем за 60 дней до дня выборов.
2.Избирательными округами по выборам главы местного
самоуправления являются соответствующие территории, в границах
которых образуются органы местного самоуправления.
3.Не допускается создание избирательного округа, состоящего из
не граничащих между собой территорий.
- при проведении выборов по одномандатным избирательным
округам примерное равенство избирательных округов по числу
избирателей с допускаемыми отклонением от средней нормы
представительства не более 10 процентов, а в отдельных и
труднодоступных местностях - не более 15 процентов;
- при проведении выборов по многомандатным избирательным
округам примерное равенство избирательных округов по числу
избирателей, приходящихся на один мандат, с допускаемым
отклонением от средней нормы представительства не более 10
процентов.
При соблюдении указанных требований образования округов
учитывается административно-территориальное деление.
5.Списки избирательных округов с указанием их границ,
численностью избирателей и мест нахождения территориальных
избирательных комиссий публикуются соответствующей избирательной
комиссией не позднее чем за 55 дней со дня выборов.
Статья 7. Образование избирательных участков
1.Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей
образуются избирательные участки.
Избирательные участки образуются главой местного
самоуправления по согласованию с соответствующими территориальными
избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий в целях
создания максимальных удобств для избирателей из расчета не более
3000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до
дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать
границ избирательных округов.
2.В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах
временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных
районах, на судах находящихся в день выборов в плавании,могут
образовываться избирательные участки в тот же срок, а в
исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня
выборов; также избирательные участки входят в избирательные округа
по месту их расположения или по месту приписки судна.
Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В
воинских частях избирательные участки могут образовываться в
случаях, установленных федеральными законами, законами и иными
нормативными правовыми актами Законодательного собрания края, при
этом должен быть обеспечен доступ в помещения для голосования всем
членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их
доверенным лицам.
3.Решением районной, городской (в городе краевого подчинения)
территориальной избирательной комиссии устанавливается единая
нумерация избирательных участков.
4.Списки избирательных участков с указанием их границ и
адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы
соответствующей территориальной избирательной комиссией в местной
печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов.
Статья 8. Списки избирателей
1.В списки избирателей включаются все граждане Российской
Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным
правом и проживающие на соответствующей территории. Списки
избирателей составляются участковыми избирательными комиссиями на
основании сведений, предоставляемых по установленной форме главами
местного самоуправления сразу после назначения дня выборов.
Глава местного самоуправления осуществляет уточнение списков
зарегистрированных избирателей по состоянию на 1 января и 1 июля
каждого года.
2.Основанием для включения гражданина Российской Федерации в
список избирателей на конкретном избирательном участке является
его проживание на территории этого избирательного участка,
определяемое в соответствии с Законом Российской Федерации "О
праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор
места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Список избирателей - военнослужащих, находящихся в воинских
частях, дислоцированных на территории Краснодарского края, а также
членов семей военнослужащих и других избирателей, если они
проживают в районах расположения воинских частей, составляется на
основании сведений, предоставляемых командиром воинской части в
сроки,установленные в настоящей статье.
Военнослужащие, проживающие вне воинской части, включаются в
список избирателей по месту жительства на общих основаниях.
Студенты и аспиранты дневной формы обучения, проживающие в
общежитиях, включаются в список избирателей по месту нахождения
общежития.
3.Избиратель может быть включен в список избирателей только на
одном избирательном участке.
4.Список избирателей составляется в двух экземплярах в
алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам,
микрорайонам, домам на основе адресов избирателей). В списке
указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения и место
проживания (адрес) избирателя. В отношении граждан,которым в год
голосования исполняется 18 лет, дополнительно указываются день и
месяц рождения.
Один экземпляр списка избирателей остается в участковой
избирательной комиссии, второй экземпляр передается в
соответствующую территориально избирательную комиссию не позднее
чем за 16 дней до дня выборов.
5.Список избирателей представляется участковой избирательной
комиссией для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до
дня выборов. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного
участка после этого срока и до дня выборов, а также избиратели,по
какой-либо причине не включенные в список, включаются участковой
избирательной комиссией в дополнительный список избирателей на
основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих
их место жительства на территории данного избирательного участка.
6.Каждый избиратель вправе заявить в участковую избирательную
комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой
ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов
участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и
либо устранить ошибку, либо выдать заявителю письменный ответ с
изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой
избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую
избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть
жалобу в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно. При
положительном для заявителя решении исправление в списке
избирателей производится участковой избирательной комиссией
немедленно. Вносить изменения в списки избирателей после начала
подсчета голосов избирателей запрещается.
ГЛАВА 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМИССИЯМИ
Статья 9. Статус избирательных комиссий
1.Избирательные комиссии на территории Краснодарского края
обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.
Организацию подготовки и проведения выборов органов местного
самоуправления Краснодарского края осуществляют:
- в районе, городе краевого подчинения, станичном, поселковом,
сельском, хуторском округе - соответствующая территориальная
избирательная комиссия (районная, городская, станичная,
поселковая, сельская, хуторская);
- на избирательном участке - участковая избирательная
комиссия.
Окружные избирательные комиссии не создаются. Их полномочия
передаются территориальным избирательным комиссиям в
порядке,определенном настоящим законом.
2.Избирательная комиссия Краснодарского края оказывает
методическую и организационно-техническую помощь территориальным
избирательным комиссиям, осуществляет другие полномочия в
соответствии со ст. 11 настоящего закона.
3.При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в
пределах своей компетенции независимы от государственных органов и
органов местного самоуправления.
Статья 10. Формирование избирательной комиссии
1.Территориальные (районные, городские и другие) избирательные
комиссии формируются представительным органом местного
самоуправления на основе предложений общественных объединений,
казачьих обществ, собраний избирателей по месту работы, службы,
учебы и жительства, оформленных протоколами, в количестве 5-17
членов: районные, городские в городах краевого подчинения - не
позднее 70 дней до выборов; районные (окружные) в городах,
городские в городах районного подчинения, станичные, поселковые,
сельские, хуторские - за 60 дней до выборов.
В случае, если представительный орган местного самоуправления
не назначил состав территориальной избирательной комиссии в срок,
установленный частью 1 настоящего пункта, либо если на данной
территории представительный орган местного самоуправления
отсутствует формирование территориальной избирательной комиссии
производится избирательной комиссией Краснодарского края.
2.Участковые избирательные комиссии формируются
представительным органом местного самоуправления не позднее чем за
45 дней до дня выборов в количестве 5-17 членов на основе
предложений общественных объединений, казачьих обществ, собраний
избирателей по месту работы, учебы и жительства, оформленных
протоколами.
В случае, если представительный орган местного самоуправления
не назначил состав участковой избирательной комиссии в срок,
установленный частью 1 настоящего пункта, либо если на данной
территории представительный орган местного самоуправления
отсутствует, формирование участковой избирательной комиссии
производится соответствующей территориальной избирательной
комиссией.
3.После регистрации кандидата избирательное объединение
(блок), выдвинувшее кандидата (список кандидатов), или сам
кандидат вправе назначить в территориальную избирательную
комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящие
избирательные комиссии по одному члену избирателей комиссии с
правом совещательного голоса. Члены избирательной комиссии с
правом совещательного голоса имеют право доступа ко всем
материалам и документам соответствующей избирательной комиссии,
должны оповещать о всех заседаниях избирательной комиссии, имеют
право выступать на ее заседаниях.
4.Полномочия членов избирательной комиссии с совещательным
голосом в случаях, если кандидаты или избирательные объединения
(блоки), их назначившие, были избраны, продолжаются до окончания
регистрации кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на
ту же должность; полномочия остальных членов избирательной
комиссии с совещательным голосом прекращаются одновременно со
сроком полномочий этих избирательных комиссий.
5.В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты,
их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов (за
исключением участковых избирательных комиссий), либо лица,
находящиеся у них в непосредственном подчинении.
Председатель, заместитель председателя и секретарь
избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом
заседании из числа членов избирательной комиссии.
Статья 11. Статус члена избирательной комиссии
Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан
присутствовать на всех заседаниях комиссии.
Член избирательной комиссии как с правом решающего, так и с
правом совещательного голоса:
а) заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей
избирательной комиссии;
б) вправе выступать на заседании избирательной комиссии,
вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию
соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по
ним голосования;
в) вправе задавать другим участникам заседания вопросы в
соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
г) вправе знакомиться с любыми документами и материалами
соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать
заверенные копии этих документов.
При принятии решения избирательной комиссией члены
избирательной комиссии с правом совещательного голоса в
голосовании не участвуют.
Член избирательной комиссии с правом решающего голоса может
быть освобожден от обязанностей члена избирательной комиссии до
истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего: в
случаях:
а) подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной
форме о сложении своих полномочий;
б) утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской
Федерации;
в) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в
отношении члена избирательной комиссии;
г) признании члена избирательной комиссии решением суда,
вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно
дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим.
Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса в
период выборов не могут быть привлечены без согласия
соответствующего прокурора к уголовной ответственности или
подвергнуты административному взысканию, налагаемому в судебном
порядке.
Статья 12. Полномочия избирательной комиссии Краснодарского
края
Избирательная комиссия Краснодарского края:
а) дает разъяснения ненормативного характера о порядке
применения настоящего закона и обеспечивает его единообразное
исполнение на территории края;
б) в случаях, предусмотренных настоящим законом, издает
инструкции и иные акты по вопросам организации и проведения
выборов;
в) устанавливает формы избирательных бюллетеней, списков
избирателей, других избирательных документов, порядок их хранения,
утверждает образцы печатей избирательных комиссий, обеспечивает их
изготовление;
г) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим
законом.
Статья 13. Полномочия территориальных избирательных комиссий
1.Территориальные избирательные комиссии:
а) осуществляют контроль за организацией выборов в выборные
органы (глав) местного самоуправления на соответствующей
территории;
б) образуют избирательные округа;
в) руководят работой участковых избирательных комиссий;
г) рассматривают заявления и жалобы на решения, действия (или
бездействие) участковых избирательных комиссий и принимают по ним
решения;
д) обеспечивают соблюдение равных правовых условий
предвыборной деятельности всех кандидатов;
е) распоряжаются денежными и материальными средствами,
выделенными на проведение выборов;
ж) устанавливают результаты голосования по соответствующей
территории, публикуют их в местной печати, доводят их до сведения
населения иным способом;
з) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим
законом, нормативными правовыми актами органов государственной
власти края.
2.Дополнительно территориальные избирательные комиссии
наделяются следующими полномочиями, которые принадлежат, как
правило, окружным избирательным комиссиям:
а) регистрируют кандидатов и их доверенных лиц, выдают им
удостоверения установленного образца, публикуют сведения о
зарегистрированных кандидатах;
б) устанавливают результаты выборов по округу;
в) утверждают текст бюллетеня для голосования, обеспечивают
ими участковые избирательные комиссии.
3.Территориальные избирательные комиссии действуют до
истечения срока полномочий избирательной комиссии края.
Статья 14. Полномочия участковых избирательных комиссий
1.Участковые избирательные комиссии:
а) организуют составление списков избирателей по участку;
б) проводят ознакомление граждан со списками избирателей,
принимают и рассматривают заявления об ошибках и неточностях в
списках избирателей и решают вопросы о внесении в них
соответствующих изменений;
в) оповещение населения о дне выборов, месте и времени
голосования не позднее чем за 20 дней до его проведения через
средства массовой информации или иным способом;
г) контролируют размещение предвыборных агитационных
материалов в порядке, предусмотренных настоящим законом;
д) обеспечивают подготовку помещений для голосования,
избирательных ящиков и другого оборудования, необходимого для
проведения выборов;
е) обеспечивают на своем избирательном участке голосование в
день выборов;
ж) производят подсчет голосов, определяют результаты
голосования на участке, передают их в территориальную
избирательную комиссию и обеспечивают передачу документов,
связанных с организацией и проведением выборов, в архивы;
з) рассматривают заявления и жалобы, связанные с подготовкой и
проведением выборов, и принимают по ним решения;
и) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим
законом, нормативными правовыми актами Законодательного собрания
края.
2.Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются
через 10 дней после официального объявления результатов выборов.
Статья 15. Организация работы избирательных комиссий
1.Информация о составе избирательных комиссий публикуется в
средствах массовой информации не позднее чем на третий день с
момента образования этих комиссий. В тот же срок избирательные
комиссии проводят свои первые заседания.
2.Организация деятельности избирательной комиссии
осуществляется на основе коллегиальности, гласности и открытости.
Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем
присутствует большинство членов комиссии с правом решающего
голоса.
3.Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся
председателем или по его поручению заместителем председателя
комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной
трети членов комиссии.
4.Решения избирательных комиссий об избрании председателя,
заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, о
регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об
установлении результатов голосования, о признании выборов
несостоявшимися или недействительными, по вопросам финансового
обеспечения подготовки и проведения выборов принимаются на
заседаниях комиссий большинством голосов от общего числа членов
комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий
по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от
общего числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом
решающего голоса.
5.Члены избирательной комиссии, не согласные с решением,
принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать свое
мнение, которое должно быть доведено председателем избирательной
комиссии не позднее чем в трехдневный срок до сведения вышестоящей
комиссии, а в день выборов - немедленно.
6.Решения избирательной комиссии, принятые в пределах ее
полномочий, обязательны для выполнения всеми государственными
органами и органами местного самоуправления, нижестоящими
избирательными комиссиями, избирательными объединениями (блоками),
предприятиями, должностными лицами и гражданами.
7.Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральном
законам или законам Краснодарского края, либо принятое
избирательной комиссией с превышением установленных полномочий,
подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом.
8.Председатель, его заместитель, секретарь и отдельные члены
избирательной комиссии (но не более двух человек) с правом
решающего голоса по ее решению могут работать в комиссии с отрывом
от основной работы.
Оплата работы освобожденных членов избирательной комиссии
производится в пределах бюджетных средств, выделенных на
содержание соответствующей избирательной комиссии.
9.При разработке жалоб и заявлений на заседаниях избирательных
комиссий вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица,
представители избирательных объединений, избирательных блоков,
средств массовой информации.
10.При разборе жалоб и заявлений на заседаниях избирательных
комиссий вправе присутствовать представители заинтересованных лиц.
11.Протоколы избирательной комиссии подписываются
председательствующим на соответствующем заседании и секретарем
избирательной комиссии.
Решения избирательной комиссии подписываются председателем и
секретарем избирательной комиссии.
12. Решения избирательных комиссий доводятся до сведения
кандидатов и их доверенных лиц, в недельный срок публикуются в
печати и передаются в иные средства массовой информации.
13.При голосовании на избирательных участках и подсчете
голосов участковыми избирательными комиссиями до подписания их
членами протокола об итогах голосования вправе присутствовать
наблюдатели, направленные общественными и избирательными
объединениями (блоками), группами избирателей, кандидатами в
депутаты, а также иностранные (международные) наблюдатели и
представители средств массовой информации.
Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной
форме кандидатом, общественным или избирательным объединением,
избирательным блоком, чьи интересы он представляет, с указанием
его фамилии, имени и отчества, места жительства, а также номера
избирательного участка, на который он направляется. Данный
документ действителен только при предъявлении паспорта
(удостоверения личности, его заменяющего). Предварительное
уведомление о направлении наблюдателя на избирательный участок не
требуется.
Наблюдатель вправе:
- присутствовать при голосовании избирателей, которые по
состоянию здоровья или другим уважительным причинам не могут
прибыть в помещение для голосования;
- знакомиться со списками избирателей;
- обращаться в участковую избирательную комиссию с
предложениями и замечаниями;
- обжаловать действия (бездействие) участковой избирательной
комиссии в территориальную избирательную комиссию.
Вмешательство в действия участковой избирательной комиссии не
допускается. Замечания и предложения наблюдателей рассматриваются
председателем участковой избирательной комиссии, а при
необходимости - на заседании участковой избирательной комиссии.
14.Государственные органы, органы местного самоуправления,
общественные организации, средства массовой информации, а также их
должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям
содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять
необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое
оборудование, сведения, материалы, давать ответы на обращения
избирательных комиссий и предоставлять возможность для размещения
информации избирательных комиссий в порядке, установленном
настоящим законом.
Статья 16. Обжалование нарушений избирательных комиссий
1.В соответствии с Конституцией Российской Федерации решения и
действия (или бездействие) органов государственной власти и
органов местного самоуправления, общественных объединений,
избирательных комиссий и должностных лиц, нарушающие избирательные
права граждан, могут быть обжалованы в суд.
2.Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их
должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут
быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию.
Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не
является обязательным условием для обращения в суд.
3.Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются
в пятидневный срок, а в день выборов - немедленно. В случае, если
факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки,
решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным.
4.Вышестоящая избирательная комиссия вправе принять
самостоятельное решение по существу жалобы, заявления.
ГЛАВА 4. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ
Статья 17. Выдвижение кандидатов
1.Право выдвижения кандидатов принадлежит избирательным
объединениям, избирательным блокам и непосредственно избирателям,
в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства.
Выдвижение кандидатов начинается не ранее чем за 60 дней до
выборов и заканчивается не позднее чем за 30 дней до дня выборов.
(В ред. Закона Краснодарского края от 13.11.95 N 16-КЗ)
2.Избирательными объединениями являются местные отделения
общефедеральных и краевых партий, движений, иных общественных
объединений, устав которых предусматривает участие в выборах
посредством выдвижения кандидатов, которые созданы и
зарегистрированы в порядке, установленном законом, не позднее чем
за шесть месяцев до объявления дня выборов.
Избирательными блоками являются добровольные объединения двух
или более общественных объединений, зарегистрированных в порядке,
установленном федеральными законами, законами и иными нормативными
правовыми актами. Законодательного собрания Краснодарского края,
для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает
правами избирательного объединения.
3.Список кандидатов, либо кандидат выдвигается избирательным
объединением на собрании местного отделения избирательного
объединения.
Список кандидатов либо кандидат выдвигается избирательным
блоком на съезде (конференции) представителей общественных
объединений, входящих в избирательный блок. Входящие в
избирательный блок общественные объединения не могут на тех же
выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в
качестве самостоятельных избирательных объединений.
Решения о выдвижении кандидатов, списков кандидатов от
избирательных объединений и избирательных блоков принимаются
тайным голосованием.
4.Избирательное объединение (блок) может выдвинуть не более
одного списка кандидатов в каждый представительный орган либо не
более одного кандидата в главы местного самоуправления.
Избирательное объединение (блок) может выдвигать кандидатов,
не состоящих членами входящих в него политических партий и
общественных объединений.
5.После выдвижения избирательным объединением (блоком) в
территориальную избирательную комиссию одновременно со списком
кандидатов, расположенных в порядке, определенном самим
объединением (блоком), представляются копии свидетельства о
регистрации общественного объединения управлением юстиции
администрации Краснодарского края, устав, протокол собрания, на
котором были выдвинуты кандидаты, а также оформленную в
установленном законом порядке доверенность уполномоченного
представителя избирательного объединения (блока).
Протокол собрания подписывается председателем и секретарем.
В протоколе указываются: время и место проведения
собрания,количество членов организации (выборного органа) и число
присутствующих, решение о выдвижении кандидата, номер округа по
выборам в представительный орган (главы) местного самоуправления,
данные о выдвинутом кандидате: фамилия, имя, отчество, день,
месяц, год рождения, место основной работы, род занятий, место
жительства.
Уполномоченные представители избирательного блока одновременно
со списками кандидатов представляют в территориальную
избирательную комиссию протоколы съездов (конференций)
общественных объединений с решениями о вхождении в избирательный
блок и совместное решение данных общественных объединений о
создании избирательного блока, подписанные уполномоченными
представителями этих общественных объединений.
Территориальная избирательная комиссия рассматривает в
трехдневный срок представленные документы и выдает уполномоченному
представителю избирательного объединения, избирательного блока
заверенные копии списков кандидатов либо мотивированное решение об
отказе в выдаче таковых.
Отказ в приеме документов и выдаче копий списков кандидатов
может быть обжалован в суд, который обязан рассмотреть жалобу не
позднее чем в трехдневный срок.
6.Выдвижение кандидата непосредственно избирателями проводится
путем сбора подписей под его заявлением о выдвижении кандидатом.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения,
место работы, занимаемая должность (род занятий) и место
жительства кандидата, а также номер округа (но не более одного) по
выборам в представительный орган (главы) местного самоуправления.
Право выдвинуть свою кандидатуру для выдвижения кандидатом в
депутаты представительного органа (главы) местного самоуправления
принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, проживающему
на соответствующей территории, в границах которой образуются
органы местного самоуправления, обладающему активным избирательным
правом и достигшему на день выборов 18 лет (для глав местного
самоуправления - 21 года).
Право выдвинуть кандидата принадлежит избирателям по месту
работы,службы и жительства.
Инициаторы сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата
уведомляют в письменной форме соответствующую территориальную
избирательную комиссию о своей инициативе. В уведомлении должны
быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы,
занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата, а
также номер округа (но не более одного) по выборам в
представительный орган (главы) местного самоуправления.
Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого
непосредственно избирателями, начинается со дня опубликования
соответствующей территориальной избирательной комиссией списка
избирательных округов.
Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих
активным избирательным правом, в том избирательном округе, где
осуществляется выдвижение кандидата. При этом недопустимы
принуждение и подкуп избирателей в любых формах со стороны лица,
собирающегося подписи.
7.Одновременно с заявлением о выдвижении кандидата с
необходимым количеством собранных подписей избирателей в
поддержку кандидата в соответствующую территориальную
избирательную комиссию представляется оформленная в установленном
законом порядке доверенность уполномоченного представителя
кандидата.
8.Избирательное объединение (блок), кандидат, избиратели,
поддерживающие кандидатов, получают право на сбор подписей с
момента предоставления в соответствующую территориальную комиссию
указанных в п. 5, 6, 7 настоящей статьи документов.
Одновременно с документами о выдвижении кандидата
избирательным объединением (блоком) в соответствующую
территориальную избирательную комиссию предоставляются бланки
подписных листов в поддержку кандидата, на которых незамедлительно
ставится печать территориальной избирательной комиссии.
Статья 18. Регистрация кандидатов
1.Для регистрации кандидата необходимо, чтобы в его поддержку
были собраны подписи в количестве не менее 1 процента от числа
избирателей соответствующего округа.
В случае досрочных выборов это число подписей сокращается
наполовину.
2.Подписанные листы изготавливаются членами избирательного
объединения (блока), избирателями, поддерживающими кандидатов, или
кандидатом самостоятельно по форме, утвержденной избирательной
комиссией края.
3.Избиратель ставит подпись на подписном листе, в котором
должны быть указаны его фамилия, имя, отчество (или инициалы), год
рождения (у избирателей, достигших ко дню или в день выборов 18
лет - дата, месяц и год рождения), адрес, серия и номер паспорта
или заменяющего его документа, наименование избирательного
объединения (блока), выдвигающего кандидата, и принадлежность
кандидата к соответствующему избирательному объединению (блоку).
Подписной лист удостоверяется лицом, собравшим подписи, с личным
указанием его данных (согласно форме подписного листа,
утвержденного избирательной комиссией края) и лицом, за выдвижение
которого собраны подписи.
Избиратели вправе ставить подпись в поддержку различных
кандидатов (списков кандидатов), но только один раз в поддержку
одного и того же кандидата (списка кандидатов).
4.Кандидаты (списки кандидатов) регистрируются соответствующей
избирательной комиссией по представлению избирательных объединений
(блоков) и избирателей, выдвинувших кандидатов, при наличии
заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному
избирательному округу. В представленных документах указывается
принадлежность кандидата к какому-либо избирательному
объединению(блоку). В случае, если кандидат не принадлежит к
какому-либо избирательному объединению (блоку), он участвует в
выборах как независимый кандидат. Запись о принадлежности
кандидата к какому-либо избирательному объединению, блоку или о
его независимом статусе заносится в избирательный бюллетень.
Одновременно в соответствующую избирательную комиссию
представляется не менее установленного количества подписей
избирателей в поддержку кандидата(списка кандидатов).
Подписные листы представляются в территориальные избирательные
комиссии в прошнурованном и пронумерованном виде. При приеме
подписных листов избирательные комиссии выдают уполномоченному
представителю или кандидату подтверждение в письменной форме о
приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема.
5.Необходимые для регистрации кандидатов документы
представляются в территориальную избирательную комиссию не позднее
27 дней до дня выборов. Территориальная избирательная комиссия
проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиям настоящего
закона и в течение 5 дней со дня внесения документов регистрирует
его и выдает ему удостоверение о регистрации с указанием ее даты и
времени либо отказывает в регистрации. Данные о зарегистрированных
кандидатах в течение суток сообщаются средствам массовой
информации.
В случае отказа зарегистрировать кандидата (список кандидатов)
соответствующая комиссия обязана незамедлительно выдать кандидату
или его доверенному лицу уполномоченному представителю
избирательного объединения (блока) копию решения комиссии с
изложением мотивов отказа. Мотивом отказа может служить только
невыполнение требований федеральных законов, законов и иных
нормативных правовых актов Краснодарского края о выборах.
При проверку избирательными комиссиями правильности оформления
подписных листов и других документов вправе присутствовать
уполномоченные представители соответствующих избирательных
объединений, избирательных блоков, а также кандидаты, выдвинутые в
одномандатных избирательных округах.
Не допускается регистрация одного и того же лица более чем в
одном списке кандидатов, выдвинутом избирательным объединением,
избирательным блоком для баллотирования по одномандатному
избирательному округу.
Кандидат, зарегистрированный по одномандатному избирательному
округу как кандидат, выдвинутый непосредственно избирателями, не
может быть одновременно зарегистрирован по этому же округу как
кандидат от избирательного объединения, избирательного блока.
Решение территориальной избирательной комиссии о регистрации
кандидата либо об отказе в регистрации может быть обжаловано в
суд. Жалоба должна быть рассмотрена в течение трех дней.
Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о
регистрации с указанием ее даты и времени.
Участковые избирательные комиссии не позднее чем за 15 дней до
дня выборов размещают в помещении комиссии информацию о
зарегистрированных кандидатах с указанием данных, перечисленных в
пункте 6 статьи 17 настоящего закона.
6.В случае, если в установленные сроки в избирательном округе
не будет зарегистрирован ни один кандидат либо число
зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа
мандатов или равна ему, выборы в данном избирательном округе по
решению соответствующей территориальной избирательной комиссии
откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов и
осуществления последующих избирательных действий на срок не более
двух месяцев.
Новую дату выборов устанавливает территориальная избирательная
комиссия по согласованию с представительным органом местного
самоуправления.
ГЛАВА 5. СТАТУС КАНДИДАТОВ
Статья 19. Равенство кандидатов
Все кандидаты в органы (главы) местного самоуправления
обладают равными правами и несут равные обязанности.
Статья 20. Гарантии деятельности кандидатов
1.После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной
или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой
информации, на время их участия в выборах освобождаются от
выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать
преимущества своего служебного положения.
2.Кандидаты после их регистрации по личному заявлению
освобождаются от работы, учебы, военной службы и военных сборов на
время участия в выборах.
В течение этого срока средний заработок или иной регулярный
доход, исчисленный за предшествующие дате регистрации три месяца,
но в размере, не превышающем семикратный установленный законом
размер минимальной месячной оплаты труда, выплачивается кандидату
зарегистрировавшей его территориальной избирательной комиссией из
бюджетных средств, предназначенных для проведения выборов.
3.Кандидат имеет право на возмещение транспортных расходов
(кроме такси) в пределах той административно-территориальной
единицы, в представительный орган (главы) местного самоуправления
который он баллотируется.
4.Право на возмещение транспортных расходов действует со дня
регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно.
Порядок оплаты определяется соответствующей территориальной
избирательной комиссией на основании рекомендаций избирательной
комиссии края.
5.Кандидаты не могут быть по инициативе администрации
(работодателя) уволены с работы во время проведения выборов или
без их согласия переведены на другую работу.
Время участия кандидата в выборах засчитывается в трудовой
отпуск по той специальности, по которой он работал до регистрации.
6.Кандидат после регистрации не может быть привлечен к
уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам
административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без
согласия прокурора города или района. При даче согласия прокурор
обязан незамедлительно известить территориальную избирательную
комиссию, осуществившую регистрацию кандидата.
7.Кандидат может иметь до 5 доверенных лиц, регистрируемых той
же территориальной избирательной комиссией, которая
зарегистрировала кандидата. Доверенные лица должны отвечать
требованиям статьи 4 настоящего закона. Доверенные лица получают
от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут
агитационную и иную деятельность, способствующую избранию
кандидатов. Кандидаты вправе в любой время отозвать своих
доверенных лиц, уведомив соответствующую избирательную комиссию,
которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения.
На период со дня регистрации до дня официального опубликования
общих итогов выборов администрация (работодатель) обязана
предоставить доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск.
8.Кандидат вправе не позднее чем за три дня до дня выборов
снять свою кандидатуру.
Избирательное объединение, избирательный блок могут не позднее
чем за три дня до выборов отозвать любого зарегистрированного
кандидата по решению уполномоченного органа за исключением тех, в
поддержку которых по одномандатным избирательным округам собраны
подписи избирателей. Если кандидатура снята без вынуждающих к тому
обстоятельств, соответствующая избирательная комиссия может
отнести на счет кандидата либо избирательного объединения,
избирательного блока соответствующую часть понесенных ею
расходов,включая средства, выделенные избирательной комиссией
кандидату или избирательному объединению, избирательному блоку на
предвыборную агитацию.
9.Информация о выбытии не позднее трех дней публикуется
соответствующей территориальной комиссией в печати и сообщается в
иные средства массовой информации.
10.Кандидат не может быть призван на военную службу до дня
опубликования итогов выборов включительно.
ГЛАВА 6. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ
Статья 21. Право на предвыборную агитацию
1.Граждане Российской Федерации, общественные объединения
вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести
агитацию за или против любого кандидата, избирательного
объединения (блока).
2.Избирательные объединения и кандидаты на равных условиях
получают доступ к средствам массовой информации.
3.Предвыборная агитация может осуществляться через средства
массовой информации,путем проведения собраний и встреч с
избирателями, публичных предвыборных дебатов, дискуссий, митингов,
демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных
печатных материалов.
4.В предвыборной агитации могут участвовать государственные
органы, органы местного самоуправления, воинские части, военные
учреждения и организации, благотворительные организации и
религиозные объединения, члены избирательных комиссий, должностные
лица государственных органов и органов местного самоуправления.
Должностные лица государственных органов и органов местного
самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в
проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими
кандидатами.
5.Журналистам, должностным лицам и творческим работникам
средств массовой информации, в том числе электронных, запрещается
участвовать в освещении избирательной компании через средства
массовой информации, если указанные лица являются кандидатами или
доверенными лицами кандидатов в депутаты.
Статья 22. Порядок проведения предвыборных мероприятий
1.Кандидат, избирательное объединение (блок) имеют право на
бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам
государственной телерадиовещательной компании "Кубань", а также по
каналам муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих
телевизионное и радиовещание на территории соответствующего
избирательного округа, на равных основаниях.
2.Порядок предоставления эфирного времени кандидатам,
избирательным объединениям (блокам) по каналам государственных
телерадиовещательных компаний устанавливается избирательной
комиссией края с участием государственных органов, обеспечивающих
соблюдение конституционных прав и свобод в сфере массовой
информации.
3.Средства массовой информации, учредителями (соучредителями)
которых являются государственные или муниципальные органы,
организации, учреждения, либо финансируемые полностью или частично
за счет государственных средств или средств органов местного
самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для
изложения предвыборных программ кандидатов избирательных
объединений (блоков), придерживающихся разных политических
взглядов.
4.Кандидат, избирательное объединение (блок) имеют право на
основании заключения государственной телерадиовещательной
компанией договора получить за плату эфирное время сверх эфирного
времени, предоставляемого бесплатно. Условия оплаты по отношению к
кандидатам и избирательным объединениям (блокам) должны быть
равными.
5.Все агитационные печатные материалы должны содержать
информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск.
Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
6.Государственные органы и органы местного самоуправления
обязаны оказывать содействие кандидатам и избирательным
объединениям (блокам) в организации и проведении предвыборных
собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями.
7.Предвыборные митинги организуются и проводятся в
порядке, установленном действующим законодательством.
8.Проведение агитации в помещениях избирательных участков не
допускается.
9.Владельцы помещений, находящихся в государственной и
муниципальной собственности, обязаны по требованию избирательных
комиссий предоставлять их в пользование для встреч кандидатов и
доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии
обязаны обеспечить равные возможности всем кандидатам.
10.Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом
помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с согласия
собственника или владельца этих объектов.
Запрещается вывешивание печатных и иных агитационных
материалов на памятниках, обелисках, на зданиях и помещениях,
имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, в
помещениях избирательных комиссий, в помещениях для голосования.
11.Территориальные избирательные комиссии, поставленные в
известность о распространении анонимных либо подложных
агитационных материалов, принимают меры по недопущению их
распространения и вправе обратиться в соответствующие органы
внутренних дел с требованием о пресечении противоправной
агитационной деятельности.
Статья 23. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение
предвыборной агитации
1.При проведении предвыборной агитации не допускается
злоупотребление свободой массовой информации, запрещаются
агитация, возбуждающая социальную, рассовую, национальную либо
религиозную ненависть или вражду, призывы к захвату власти,
насильственному изменению конституционного строя и целостности
государства, пропаганды войны.
В случае совершения указанных нарушений соответствующие
избирательные комиссии вправе обратиться в суд с предложением об
отмене регистрации кандидата или списка кандидатов.
Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный
срок.
2.Контроль за соблюдением установленного порядка проведения
предвыборной агитации осуществляют избирательные комиссии.
Статья 24. Сроки проведения предвыборной агитации
1.Предвыборная агитация проводится со дня регистрации
кандидатов (списка кандидатов) и прекращается за день до выборов.
2.За день до выборов любая публичная агитация запрещается.
Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и
помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних
местах.
3.В течение трех дней до дня выборов, включая день
голосования, опубликование результатов опросов общественного
мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований,
связанных с выборами, не допускается.
ГЛАВА 7. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ
Статья 25. Финансовое обеспечение подготовки и проведения
выборов
1.Финансирование мероприятий, связанных с организацией и
проведением выборов в органы (главы) местного самоуправления,
осуществляется за счет средств местных бюджетов.
2.Бюджетные средства, выделенные из местного бюджета,
поступают в распоряжение территориальных избирательных комиссий в
десятидневный срок со дня назначения выборов и распространяются
ими между участковыми избирательными комиссиями.
3.Участковые избирательные комиссии представляют в районные,
городские территориальные комиссии отчет о расходовании им
выделенных денежных средств не позднее 10 дней со дня официального
опубликования результатов выборов.
Статья 26. Избирательные фонды и порядок из создания
1.Кандидаты и избирательные объединения (блоки) вправе
создавать избирательные фонды для финансирования предвыборной
агитации. Такие фонды могут состоять из следующих средств:
- средств, выделенных избирательному объединению (блоку) или
кандидату в равных размерах на предвыборную агитацию
соответствующей избирательной комиссией;
- собственных средств избирательного объединения (блока) или
кандидата, кроме случаев, когда указанные средства имеют
иностранные источники;
- средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным
объединением (блоком);
- добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
2.В целях предвыборной агитации допускается использование
только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды.
3.Не допускаются добровольные пожертвования со стороны
иностранных государств, организаций и граждан, лиц, не имеющих
гражданства, российских юридических лиц с иностранным участием,
если доля иностранного капитала превышает 30 процентов,
международных организаций, а также государственных организаций и
учреждений, органов местного самоуправления и благотворительных
организаций, религиозных объединений, воинских частей, военных
учреждений и организаций.
Порядок налогообложения добровольных пожертвований поступивших
в избирательные фонды, устанавливается федеральным законом.
4.Сумма добровольного пожертвования отдельного физического
лица в избирательный фонд кандидата и в избирательный фонд
избирательного объединения (блока) не может превышать 5-кратного
установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
Сумма пожертвований отдельного юридического лица в избирательный
фонд кандидат не может превышать установленного законом размера
минимальной месячной оплаты труда более чем в 30 раз, а в
избирательный фонд избирательного объединения (блока) - более чем
в 50 раз.
5.Соответствующие территориальные избирательные комиссии до
дня выборов обязаны периодически публиковать сведения о размерах и
источниках создания избирательных фондов на основании
сведений,представляемых кандидатом или избирательным объединением
(блоком).
Территориальные избирательные комиссии представляют
соответствующим представительным органам местного самоуправления
отчеты о расходовании выделенных им из местного бюджета средств не
позднее 30 дней со дня официального опубликования результатов
Указанные отчеты подлежат опубликованию не позднее 10 дней с
момента представления в соответствующие представительные органы
местного самоуправления.
Информация о текущих добровольных пожертвованиях должна
представляться соответствующей избирательной комиссией для
ознакомления любому избирателю.
6.Все денежные средства, создающие избирательный фонд,
перечисляются на специальный счет в банке или кредитном
учреждении, который открывается кандидатом или избирательным
объединением (блоком) с разрешения соответствующей избирательной
комиссии после регистрации кандидата (списка кандидатов). Доходы
по указанным счетам не начисляются и не выплачиваются. Порядок
открытия и ведения указанных счетов, учета и отчетности по
средствам избирательных фондов устанавливается Центральной
избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с
Центральным банком Российской Федерации.
7.Если кандидат или избирательное объединение (блок)
использовали иные денежные средства для ведения предвыборной
агитации, кроме средств, перечисленных в их избирательные фонды,
соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в суд с
предложением об отмене решения о регистрации кандидата (списка
кандидатов). Указанное предложение рассматривается судом в
пятидневный срок, а за пять дней до выборов - немедленно.
Статья 27. Порядок расходования средств избирательных фондов
1.Право распоряжения средствами избирательных фондов
принадлежит исключительно создавшим эти фонды избирательным
объединениям (блокам) и кандидатам.
2.Порядок учета поступлений и расходования денежных средств,
выделенных на организацию и проведение выборов, и средств
избирательных фондов определяется избирательной комиссией края на
основании рекомендаций Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации.
3.Формы финансового отчета избирательных комиссий о
поступлении и расходовании средств, выделенных на организацию
подготовки и проведения выборов, и финансового отчета кандидатов и
избирательных объединений (блоков) устанавливаются избирательной
комиссией края по согласованию с главным управлением Центрального
банка Российской Федерации по Краснодарскому краю.
4.Кандидат, избирательное объединение (блок)не позднее чем
через 30 дней по окончании выборов обязаны представить в
соответствующую территориальную избирательную комиссию отчет о
размерах и всех источниках создания своих избирательных фондов, а
также о всех произведенных затратах.
Копии указанных отчетов не позднее чем через 45 дней после их
представления соответствующей избирательной комиссии направляются
в средства массовой информации.
5.Кандидат и избирательные объединения (блоки) возвращают
соответствующим избирательным комиссиям неизрасходованные денежные
средства избирательных фондов в размере, пропорциональном размеру
денежных средств, выделенных им этими комиссиями.
6.Остатки денежных средств избирательных фондов после
завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным
средствам на текущие (расчетные) счета организаций и
лиц,осуществивших пожертвования и перечисления.
ГЛАВА 8. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ, ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ,
УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ И ИХ ОПУБЛИКОВАНИЕ
Статья 28. Помещение для голосования
1.Помещения для голосования безвозмездно предоставляются в
распоряжения участковых избирательных комиссий главой местного
самоуправления соответствующей территории.
2.Помещение для голосования должно иметь зал, в котором
оборудуются кабины для тайного голосования. Вход в кабины для
тайного голосования, выход из них, а также путь от них к
избирательным ящикам должны находиться в поле зрения участковой
избирательной комиссии и наблюдателей. Кабины для тайного
голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями.
Применение для этих целей карандашей не допускается.
3.В помещении для голосования либо непосредственно перед ним
участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором
помещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней и
информационные материалы обо всех избирательных объединениях
(блоках), баллотирующихся по избирательному округу, и обо всех
выдвинутых по избирательному округу кандидатах. В информационных
материалах о кандидатах и об избирательных объединениях,
избирательных блоках, а также об их предвыборных платформах не
должно содержаться агитационных призывов. Образцы заполненных
избирательных бюллетеней, помещенных на стендах, не должны
содержать наименования избирательных объединений, избирательных
блоков, балотирующихся по избирательному округу, и фамилии
кандидатов баллотирующихся по данному избирательному округу.
Статья 29. Избирательные бюллетени
1.Для выборов в органы местного самоуправления каждый
избиратель получает один избирательный бюллетень по форме,
установленной соответствующей территориальной избирательной
комиссией.
2.Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке
фамилии, имена и отчества всех кандидатов в депутаты, а также год
рождения, место основной работы и должность (род занятий),
постоянное место жительства каждого кандидата, принадлежность к
избирательному объединению (блоку) или запись о его независимом
статусе. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой
квадрат. В конце избирательного бюллетеня помещается строка
"Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым
квадратом.
3.В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание
избирателю о порядке заполнения бюллетеня.
4.Избирательные бюллетени печатаются на русском языке по
распоряжению соответствующей территориальной избирательной
комиссии. Участковые избирательные комиссии получают бюллетени не
позднее четырех дней до выборов. Число бюллетеней, передаваемых
участковой избирательной комиссии, не может превышать число
зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем
на два процента. В правом верхнем углу полученных избирательных
бюллетеней ставятся печать участковой избирательной комиссии или
подписи двух ее членов.
5.В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но
после изготовления избирательных бюллетеней, участковые
избирательные комиссии по указанию соответствующей территориальной
избирательной комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях
данные о выбывших кандидатах.
Статья 30. Порядок голосования
1.Голосование на выборах проводится в один из выходных дней.
О времени и месте голосования участковые избирательные
комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней
до дня его проведения.
Голосование проводится в день выборов с 8 часов до 22 часов по
московскому времени. Если по избирательному участку проголосовали
все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная
комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов.
2.Избиратель, который в период, начиная с 15 дней до дня
выборов, уедет и в день выборов не будет пребывать в месте своего
жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный
бюллетень в помещении территориальной (за 15-4 дня до дня выборов)
или участковой (за 3 дня до выборов) избирательной комиссии так,
чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель
голосует в помещении территориальной избирательной комиссии, то на
обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставится печать
соответствующей избирательной комиссии.
Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который и
передает дежурному члену избирательной комиссии. На месте склейки
на конверте ставятся печать соответственно территориальной или
участковой избирательной комиссии и подписи двух членов
соответствующей избирательной комиссии. Территориальные
избирательные комиссии передают списки проголосовавших избирателей
и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую
избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня выборов.
Участковая комиссия отмечает в своем списке проголосовавших таким
образом избирателей.
3.В 8 часов утра дня выборов председатель каждой участковой
избирательной комиссии объявляет о начале голосования и
предъявляет членам избирательной комиссии и присутствующим
избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые
после этого опечатываются. Затем председатель участковой
избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными
избирательными бюллетенями, оставленными избирателями,
проголосовавшими досрочно, и опускает извлеченные из них
избирательные бюллетени в избирательные ящики, после чего
приглашает избирателей получать избирательные бюллетени. Число
конвертов оглашается и заносится в протокол избирательной
комиссии.
4.При выдаче избирательного бюллетеня член избирательной
комиссии проставляет в списке избирателей серию и номер паспорта
или удостоверения личности избирателя и расписывается в выдаче
избирательного бюллетеня, а избиратель расписывается в его
получении. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других
лиц не допускается.
5.Заполнение избирательного бюллетеня производится в
специальной кабине, где не допускается присутствие кого бы то ни
было,кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности
самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе
пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое
лицо, кроме члена участковой избирательной комиссии или
наблюдателя.
6.В избирательном бюллетене для выборов в органы местного
самоуправления избиратель ставит крест или любой иной знак в
пустом квадрате:
- напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует,
если выборы проходят по одномандатным округам;
- напротив фамилий тех кандидатов, за которых он голосует (при
проведении выборов по многомандатной системе в представительный
орган местного самоуправления);
- либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех
кандидатов".
7.Заполненный избирательный бюллетень избиратель, покинув
кабину для тайного голосования, опускает в избирательный ящик.
Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов
участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
8.Председатель участковой избирательной комиссии следит за
порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех
присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его
заменяет заместитель председателя избирательной комиссии, а при
его отсутствии - секретарь или иной член избирательной комиссии,
уполномоченный ею.
9.В том случае, когда гражданин, имеющий право участвовать в
выборах, не может прибыть на участок для голосования по состоянию
здоровья или другим уважительным причинам, по его письменной или
устной просьбе участковая избирательная комиссия организует
голосование по месту нахождения этого гражданина в присутствии
наблюдателей (если таковые присутствуют на участке) и с
использованием специальных переносных избирательных ящиков.
Количество таких ящиков определяется решением соответствующей
территориальной избирательной комиссией.
Устная просьба должна быть подтверждена избирателем в
письменной форме при прибытии к нему членов участковой
избирательной комиссии. В этом случае члены участковой
избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под
роспись количество избирательных бюллетеней, соответствующее
количеству устных или письменных заявлений. Фамилии избирателей,
проголосовавших на дому, вносятся в отдельный дополнительный
список. В основном списке избирателей участковая избирательная
комиссия отмечает проголосовавших таким образом избирателей.
Избирательный ящик не вскрывается до начала подсчета голосов
избирателей.
10.Члены участковой избирательной комиссии немедленно
отстраняются от участия в ее работе, а наблюдатели удаляются из
помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или
пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом
принимается участковой избирательной комиссией.
В случае, если избиратель считает, что при заполнении
избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к
члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с
просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен
испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый
избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в
списке избирателей против фамилии соответствующего избирателя.
Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт.
При проведении голосования, подсчете голосов избирателей и
составлении протокола об итогах голосования участковыми
избирательными комиссиями на избирательных участках вправе
находиться наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные
объединения (блоки), доверенные лица кандидатов, иностранные
(международные) наблюдатели, а также представители средств
массовой информации.
Статья 31. Подсчет голосов на избирательном участке
1.По истечении времени голосования председатель участковой
избирательной комиссии объявляет голосование оконченным, при этом
получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только
избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования.
2.Перед началом подсчета голосов председатель участковой
избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии и
наблюдателей погашает неиспользованные бюллетени, оглашает их
число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность
печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Все
извлеченные из избирательных ящиков бюллетени распределяются по
избирательным округам.
3.Подсчет голосов избирателей осуществляется членами
участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на
основе поданных избирателями избирательных бюллетеней.
При подсчете избирателей участковая избирательная комиссия
прежде всего отделяет избирательные бюллетени неустановленной
формы и недействительные бюллетени, по которым невозможно
установить волеизъявление избирателей.
К бюллетеням неустановленной формы относятся:
- бюллетени, не изготовленные официально;
- не заверенные избирательной комиссией.
Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении
числа избирателей, принявших участие в голосовании, из подсчета
исключаются.
К недействительным избирательным бюллетеням, по которым
невозможно установить волеизъявление избирателей, относятся:
- бюллетени, в которых число отметок избирателя в квадратах
против фамилии кандидатов превышает число депутатских мандатов по
данному избирательному округу;
- бюллетени, в которых наряду с отметками избирателей в
квадрате (ах) против фамилии(ий) кандидата(ов) имеется отметка
избирателя напротив строки "Против всех кандидатов";
- бюллетени, в которых отметка избирателя не проставлена ни в
одном из квадратов;
- бюллетени со следами подчистки или иного способа подделки
отметки избирателя.
При принятии решения о признании избирательного бюллетеня
недействительным участковая избирательная комиссия указывает на
его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись
подтверждается подписями не менее трех членов участковой
избирательной комиссии. Недействительные избирательные бюллетени
упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней.
4.Участковая избирательная комиссия составляет протокол по
итогам голосования на данном участке, в протоколе указывается:
а) число избирателей, внесенных в список избирателей, включая
избирателей, внесенных в список дополнительно;
б) число избирательных бюллетеней, полученных участковой
избирательной комиссией;
в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на
избирательном участке в день голосования;
г) число избирательных бюллетеней, поданных избирателями,
проголосовавшими досрочно;
д) число избирательных бюллетеней, поданных избирателям,
проголосовавшим вне помещения для голосования;
е) число погашенных избирательных бюллетеней ;
ж) число избирательных бюллетеней, содержащихся в
избирательных ящиках;
з) число действительных избирательных бюллетеней;
и) число избирательных бюллетеней, признанных
недействительными;
к) число голосов, поданных за каждого кандидата (список
кандидатов);
л) число голосов против всех кандидатов (список кандидатов);
м) фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные
данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах.
5.В целях исключения возможности фальсификации итогов
голосования подсчет голосов избирателей начинается срезу после
окончания времени голосования и проводится без перерыва до
установления итогов голосования, о которых должны извещаться все
члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели,
представляющие кандидатов, избирательные объединения, и
иностранные (международные) наблюдатели.
6.Протокол об итогах голосования составляется в двух
экземплярах и подписывается всем составом комиссии. Член комиссии,
не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением,
вправе приложить в протоколу особое мнение, о чем в протоколе
делается соответствующая запись.
Не допускается заполнение протоколов об итогах голосования
карандашом и внесение в них каких бы то ни было исправлений. При
выявлении ошибок, несоответствий в протоколах участковой
избирательной комиссии, а также при сомнении в правильности
составления протоколов вышестоящая избирательная комиссия вправе
принять решение о повторном подсчете голосов избирателей
соответствующей участковой избирательной комиссией. Повторно
подсчет голосов избирателей проводится участковой избирательной
комиссией в присутствии члена (членов) вышестоящей избирательной
комиссии.
7.Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии
немедленно направляется в соответствующую территориальную
избирательную комиссию, другой вместе с опечатанными
избирательными бюллетенями хранится в участковой избирательной
комиссии до окончания ее работы.
По требования любого члена участковой избирательной комиссии,
наблюдателя, доверенного лица кандидата, представителя средств
массовой информации участковая избирательная комиссия обязана
представить им для ознакомления заверенную копию протокола об
итогах голосования. (В ред. Закона Краснодарского края от 13.11.95
N 16_КЗ)
Избирательная документация, включая избирательные бюллетени,
передается в соответствующую территориальную избирательную
комиссию не позднее чем через 10 дней после официального
объявления результатов выборов, где хранится не менее 1 года, а
протоколы избирательных комиссий - не менее 1 года со дня
объявления даты следующих выборов.
Статья 32. Определение результатов и установление общих
итогов выборов
1.Территориальная избирательная комиссия по получении
протоколов всех участковых избирательных комиссий производит
подсчет поданных голосов путем суммирования данных, содержащихся в
этих протоколах.
2.По каждому избирательному округу территориальная
избирательная комиссия составляет протокол, в котором указывает:
- число участковых избирательных комиссий;
- число протоколов участковых избирательных комиссий, на
основе которых составлен данный протокол, а также:
а) число избирателей, внесенных в список избирателей, включая
избирателей, внесенных в список дополнительно;
б) число избирательных бюллетеней, полученных участковыми
избирательными комиссиями;
в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на
избирательных участках в день голосования;
г) число избирательных бюллетеней, поданных избирателями,
проголосовавшими досрочно;
д) число избирательных бюллетеней, поданных избирателями вне
помещения для голосования;
е) число погашенных избирательных бюллетеней;
ж) число избирательных бюллетеней, содержащихся в
избирательных ящиках;
з) число действительных избирательных бюллетеней;
и) число избирательных бюллетеней, признанных
недействительными;
к) число голосов, поданных за каждого кандидата (список
кандидатов);
л) число голосов, поданных против всех кандидатов (списков
кандидатов);
м) фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные
данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах;
н) одно из следующих решений:
- признание избранным кандидата, получившего наибольшее число
голосов (при проведении выборов по одномандатным округам). При
равном числе полученных голосов избранным считается кандидат,
зарегистрированный избирательной комиссией раньше;
- признание-избранными кандидатов (по числу депутатских
мандатов в избирательном округе при проведении выборов по
многомандатным округам), получивших наибольшее число голосов по
отношению к другим кандидатам. При равном числе полученных голосов
избранным-считается кандидат (на последний депутатский мандат),
зарегистрированный избирательной комиссией раньше;
- признание выборов по избирательному округу
недействительными, если при их проведении нарушения настоящего
Закона не позволяют с достоверностью установить результаты
волеизъявления избирателей или если выборы признаны ею
недействительными более чем на трети избирательных участков;
- признание выборов по избирательному округу несостоявшимися,
если в выборах приняло участие менее 25 процентов
зарегистрированных избирателей; (в ред. Закона Краснодарского края
от 13.11.95 N 16-КЗ)
Поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним
решения прилагаются к протоколу.
3.Территориальная участковая комиссия составляет
протоколы, которые хранятся в комиссии не менее одного года со дня
объявления даты следующих выборов.
По требованию любого члена территориальной избирательной
комиссии, наблюдателя, доверенного лица кандидата, представителя
средств массовой информации, территориальная избирательная
комиссия предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом о
результатах выборов. (В ред. Закона Краснодарского края от
13.11.95 N 16-КЗ)
Установление итогов голосования и результатов выборов в
избирательных комиссиях всех уровней осуществляется в присутствии
наблюдателей, представляющих кандидатов и избирательные
объединения (блоки), а также иностранных (международных)
наблюдателей.
При подписании протокола о результатах выборов члены
территориальной избирательной комиссии, не согласные с содержанием
протокола, вправе составить особое мнение, прилагаемое к
протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
4.На основании протоколов соответствующая территориальная
избирательная комиссия публикует в местной печати общие итоги
выборов в течение трех дней после окончания выборов.
5.В избирательных округах, выборы в которых признаны
несостоявшимися или недействительными, территориальная
избирательная комиссия по согласованию с органом местного
самоуправления назначает новые выборы и определят новые
календарные сроки избирательных действий. (В ред. Закона
Краснодарского края от 13.11.95 N 16-КЗ)
Сроки избирательных действий, установленные настоящим законом,
могут быть сокращены не более чем на треть.
6.Избрание нового представительного органа местного
самоуправления считается состоявшимися в случае избрания в день
выборов 2/3 из установленного числа его членов.
7.Итоги голосования по каждому избирательному участку,
результаты выборов по избирательному округу в объеме данных,
содержащихся в протоколе соответствующей территориальной комиссии
и непосредственно нижестоящих участковых избирательных
комиссий,должны предоставлять для ознакомления любому избирателю,
наблюдателю или представителю средств массовой информации.
Территориальные избирательные комиссии публикуют полные
данные, содержащиеся в протоколах избирательной комиссии о
результатах выборов и протоколах непосредственно нижестоящих
участковых избирательных комиссий об итогах голосования,на
основании которых подводились результаты выборов в соответствующих
избирательных комиссиях. Публикация должна быть осуществлена в
течение месяца после окончания выборов.
Статья 33. Регистрация избранных членов представительных
органов (главы) местного самоуправления
Соответствующая территориальная избирательная комиссия после
установления общих итогов выборов извещает кандидатов об избрании
в представительный орган (главой) местного самоуправления,
производит регистрацию и выдает им удостоверения об избрании.
ГЛАВА 9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ
ГРАЖДАН
Статья 34. Ответственность за нарушение избирательных прав
граждан
Лица, путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом
препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской
Федерации права избирать и быть избранным, либо лица,
распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или
совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство
кандидатов, а равно лица, проводящие агитацию в день,
предшествующий дню выборов, и в день выборов либо препятствующие
работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных
участках, несут ответственность в соответствии с федеральными
законами.
Статья 35. Последствия фальсификации подписных листов
1.Под фальсификацией подписных листов понимается умышленное
внесение лицом, производящим сбор подписей избирателей в поддержку
кандидата, искаженных данных об избирателях либо подделка подписей
избирателей.
2.В случае обнаружения фальсификации подписных листов, если
после их исключения из общего числа количество оставшихся подписей
недостаточно для регистрации согласно условиям настоящего закона,
территориальная избирательная комиссия отказывает кандидату в
регистрации. В случае обнаружения фальсификации подписных листов в
количестве, оговоренном в части 1 настоящего пункта, после
регистрации кандидата, регистрация аннулируется соответствующей
территориальной избирательной комиссией. Если фальсификация в
указанных размерах устанавливается после выборов, соответствующий
мандат аннулируется решением представительного органа местного
самоуправления по представлении его мандатной комиссии.
ГЛАВА 10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 36. Замещение вакантных мандатов
1.В случае досрочного выбытия депутата представительного
органа (главы) местного самоуправления представительный орган
местного самоуправления по согласованию с территориальной
избирательной комиссией назначает в соответствующем избирательном
округе дополнительные выборы, которые проводятся не позднее 3
месяцев со дня выбытия депутата (главы) представительного органа
местного самоуправления и в соответствии с настоящим законом.
Дополнительные выборы в многомандатном избирательном округе
проводятся при наличии не менее двух незамещенных мандатов.
2.Если до окончания срока полномочий представительного органа
местного самоуправления останется менее шести месяцев, то
дополнительные выборы не проводятся.
3.В случае досрочного выбытия депутата представительного
органа местного самоуправления, избранного по многомандатному
округу, вакантное место по решению органа местного самоуправления
может занять кандидат, получивший на выборах наибольшее число
голосов, поданных в графе "Против всех кандидатов".
4.В случае проведения непрямых (косвенных) выборов при
досрочном выбытии главы местного самоуправления представительный
орган, его избравший, по согласованию с территориальной
избирательной комиссией назначает дату заседания по избранию главы
местного самоуправления вместо выбывшего.
Выборы проводятся не позднее 2 месяцев со дня выбытия главы
местного самоуправления.
Статья 37. Вступление в силу настоящего закона
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального
опубликования. С момента вступления в силу настоящего закона
признается утратившим силу Положение о выборах в представительные
органы местного самоуправления в Краснодарском крае, утвержденное
постановление главы администрации Краснодарского края от 6.09.94
г. N 497.
Глава администрации
Е.ХАРИТОНОВ
г. Краснодар
23 августа 1995 года
N 14-КЗ
|