ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 1995 г. N 98-П
О МЕТОДИЧЕСКИХ ПРАВИЛАХ ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
(В ред. Постановления Законодательного Собрания края
от 27.05.97 N 630-П)
В целях обеспечения высокого качества, обоснованности,
законности и своевременности процесса разработки, внесения и
предварительного обсуждения проектов нормативных правовых актов,
подлежащих рассмотрению на сессии. Законодательное собрание
Краснодарского края ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1.Утвердить Методические правила подготовки нормативных
правовых актов Законодательного собрания Краснодарского края
(прилагаются).
2.Постоянным комитетам, мандатной и по депутатской этике
комиссии, депутатам Законодательного собрания края, другим
субъектам законодательной инициативы строго руководствоваться
Методическими правилами подготовки нормативных правовых актов
Законодательного собрания Краснодарского края.
(п. 2 в ред. Постановления Законодательного Собрания края от
27.05.97 N 630-П).
3.Опубликовать Методические правила подготовки нормативных
правовых актов Законодательного собрания Краснодарского края в
газете "Кубанские новости".
4.Методические правила подготовки нормативных правовых актов
Законодательного собрания Краснодарского края вступают в силу с
момента их опубликования.
Председатель Законодательного
собрания Краснодарского края
А.БАГМУТ
Приложение
к Постановлению
Законодательного собрания
от 8 июня 1995 г. N 98-П
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО
СОБРАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Настоящие Методические правила подготовлены на основании и в
соответствии с Законом Краснодарского края "О правотворчестве и
нормативных правовых актах Краснодарского края".
Цель настоящих Методических правил - способствовать применению
единообразных требований, предъявляемых к организации подготовки и
оформлению нормативных правовых актов Законодательного собрания
Краснодарского края.
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.Подготовка проектов нормативных правовых актов
Законодательного собрания края осуществляется на плановой основе в
соответствии с планом нормотворческой деятельности.
2.Разработка проектов нормативных правовых актов возможна в
виде подготовки.
а) нового нормативного правового акта,
б) изменений и дополнений действующих нормативных правовых
актов края.
3.Нормативные правовые акты Краснодарского края готовятся с
целью:
нормативного регулирования различных сторон экономической и
социальной жизни края,
реализации федеральных законов и иных правовых актов
федеральных органов государственной власти;
устранения противоречий и недостатков в деятельности
организаций, учреждений и предприятий;
содействия гражданам в реализации их прав и законных
интересов,
реализации других полномочий органов государственной власти
края, не противоречащих Конституции Российской Федерации и
Государственному Уставу Краснодарского края.
4.Законодательное собрание края принимает Государственный
Устав Краснодарского края, законы, постановления, регламент,
положения.
5.До начала работы над проектом нормативного правового акта
следует:
выяснить, имеется ли действительная потребность в решении той
или иной, задачи на уровне нормативного правового акта края
(следует избегать планирования подготовки законопроектов там, где
требуется принятие подзаконных актов);
установить общую цель предполагаемого правового регулирования,
четко определить существо вопроса, который необходимо решить в
проекте,
выяснить, входит ли решение данного вопроса в компетенцию
Законодательного собрания края.
6.На начальной стадии подготовки проекта рекомендуется:
а) ознакомиться с действующими в крае правовыми актами, а
также с федеральными актами (если они имеются) по теме проекта, со
справками по вопросам, возникшим в практике применения действующих
правовых актов, изучить предложения ученых и т. д.;
б) определить перечень вопросов, которые необходимо решить в
нормативном правовом акте,
в) изучить статистические данные и общественное мнение на
краевом уровне,
г) определить возможные последствия действия нормативного
правового акта края: экономические, социальные, политические,
правовые, биологические и другие;
д) определить возможные затраты (материальные, финансовые и
другие), необходимые для реализации будущего нормативного
правового акта края.
РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ КРАЯ
7.Проекты нормативных правовых актов Законодательного собрания
края могут готовиться субъектами законодательной инициативы,
постоянными комитетами (комиссиями), депутатами, председателем
Законодательного собрания края, главой администрации края,
председателями краевого и арбитражного судов, прокурором края,
краевыми (региональными) общественными объединениями граждан,
зарегистрированными в установленном законом порядке.
Государственные и общественные органы и организации, не
обладающие правом законодательной инициативы, а также отдельные
граждане могут внести проекты нормативных правовых актов в
Законодательное собрание через органы и лиц, обладающих таким
правом.
8.Законодательное собрание края может заказать на договорной
основе подготовку первоначального проекта нормативного правового
акта государственным органам, научным учреждениям, организациям и
отдельным авторским коллективам специалистов и ученых.
Подготовка нормативных правовых актов Законодательного
собрания края может осуществляться на альтернативной и конкурсной
основе.
Договоры на подготовку проектов нормативных правовых актов
заключаются от имени Законодательного собрания его председателем.
9.Для подготовки нормативного правового акта (закона),
принимаемого по наиболее важным вопросам, целесообразно создавать
рабочие группы.
В состав рабочих групп могут включаться представители
постоянных комитетов (комиссии) Законодательного собрания и
органов управления администрации края, заинтересованных
государственных и общественных организаций, органов местного
самоуправления, а также ученые и специалисты различного профиля.
10.Одновременно с подготовкой проекта нормативного правового
акта разработчиком готовятся предложения о признании ранее
действующих актов или их отдельных частей, утратившими силу, об
изменении и дополнении их в связи с принятием нового акта.
РАЗДЕЛ III. ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КРАЯ
11.В проект нормативного правового акта включаются только
положения по теме обозначенной в его заголовке.
12.Нормативные правовые акты края имеют следующие формальные
реквизиты:
а) слово "проект",
б) кем вносится проект и дата его внесения,
в) наименование формы акта: "Государственный Устав края",
"Закон краснодарского края", "Положение" и т. д.,
г) заголовок в краткой форме обозначает предмет регулирования
подготавливаемого нормативного правового акта и начинается
словами: "О (принятии, введении в действие, утверждении и т.
д.)...",
д) подписи лиц, официально уполномоченных подписывать
соответствующие нормативные правовые акты края - под текстом
проекта;
е) дату, номер и место подписания Проекта нормативного
правового акта.
13.Нормативные положения акта излагаются в виде статей,
имеющих единую нумерацию дня всего проекта. Нормативные правовые
акты в зависимости от объема и характера нормативного материала
могут содержать разделы и главы.
14.Разделы, главы и отдельные статьи располагается в
последовательности, обеспечивающей логическое развитие темы
проекта, переход от более общих положений к более конкретным.
15.Текст нормативного правового акта края излагается простым,
ясным языком, по возможности короткими фразами. Не допускаются
образные сравнения, метафоры.
Понятия и определения должны употребляться в проекте только в
одном значении в соответствии с общепринятой терминологией.
В законопроектах допускается раскрытие понятий и определений,
применяемых в данном правовом акте.
16.В нормативных правовых актах края, принимаемых по предметам
совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, должно
быть обеспечено единство терминологии с терминологией,
используемой в федеральных законах.
17.В проекте, содержащем положение об обязанностях
государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, и
организаций края должностных лиц и граждан, формулируются меры
ответственности за их нарушение, если они отсутствуют в
действующем законодательстве края. Если такие меры уже
предусмотрены, то следует дать отсылку к устанавливающим актам.
18.Непосредственно в текст внесенного в Законодательное
собрание Краснодарского края проекта нормативного правового акта
должны быть включены следующие положения.
а) о сроках и порядке вступления нормативного правового акта в
силу,
б) об отмене ранее принятых нормативных правовых актов края в
связи с принятием данного акта,
в) об изменениях и дополнениях ранее принятых нормативных
правовых актов края в связи с принятием данного акта,
г) поручение администрации Краснодарского края о приведении в
соответствие с вновь принятым нормативным правовым актом
нормативных правовых актов администрации края,
д) поручение Законодательному собранию Краснодарского края о
приведении в соответствие с вновь принятым нормативным правовым
актом нормативных правовых актов Законодательного собрания
Краснодарского края.
РАЗДЕЛ IV. ВНЕСЕНИЕ ПРОЕКТА НОРМАТИВНОГО
ПРАВОВОГО АКТА В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
19.Право внесения проектов нормативных правовых актов в
Законодательное собрание края принадлежит субъектам
законодательной инициативы, перечисленным в п. 7 раздела III
настоящих Методических правил.
20.Проект нормативного правового акта должен быть внесен в
Законодательное собрание края, как правило, за 30 дней до начала
работы очередной сессии Законодательного собрания края, но не
позднее срока формирования повестки дня.
21.Необходимым условием для внесения проекта нормативного
правового акта в порядке законодательной инициативы в
Законодательное собрание края является внесение вместе с текстом
проекта представления (пояснительной записки), в котором
содержатся.
а) обоснование необходимости его принятия, включающее
развернутую характеристику проекта нормативного правового акта,
его целей, основных положений, его места в системе действующего
законодательства края, прогноз социально-экономических и иных
последствий его принятия, а также указание на его разработчиков,
б) перечень нормативных правовых актов, отмены, изменения или
дополнения которых потребует принятие данного нормативного
правового акта;
в) предложения о разработке нормативных правовых актов,
принятие которых необходимо для реализации данного акта,
г) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения
проекта нормативного правового акта, реализация которого потребует
дополнительных материальных и иных затрат).
22. Проекты нормативных правовых актов о введении или отмене
налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых
обязательств края, другие нормативные правовые акты,
предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета
края, могут быть внесены в Законодательное собрание края при
наличии положительного заключения главы администрации края (если
данные проекты не были представлены администрацией края).
Заключение представляется в двухнедельный срок. В случае
непредставления заключения в указанный срок, проект нормативного
правового акта может быть рассмотрен без него.
23.Проекты нормативных правовых актов, подготовленные
администрацией Краснодарского края, вносятся в Законодательное
собрание края на имя его председателя с постановлением,
подписанным главой администрации края.
24.В представленных документах указываются государственные и
общественные органы, организации и учреждения, принимавшие участие
в их подготовке, обсуждении и согласовании.
25.Представленные проекты нормативных правовых актов подлежат
обязательной регистрации в отделе делопроизводства, служебной
переписки и множительных работ управления делами Законодательного
собрания края, который совместно с правовым управлением
Законодательного собрания края проверяет соответствие
представленных материалов настоящим Методическим правилам и
передает на рассмотрение председателю Законодательного собрания
края.
26.Если представленный проект нормативного правового акта не
соответствует требованиям настоящих Методических правил, то он
может быть возвращен председателем Законодательного собрания
субъекту законодательной инициативы с обоснование данного решения.
РАЗДЕЛ V. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ПРОЕКТА
НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА В ПОСТОЯННЫХ КОМИТЕТАХ
(КОМИССИЯХ) ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО
КРАЯ, ЕГО УПРАВЛЕНИЯХ
27.Проект нормативного правового акта, подлежащий рассмотрению
Законодательным собранием края, направляется председателем
Законодательного собрания края в соответствующий постоянный
комитет (комиссию) для предварительного рассмотрения. При этом
устанавливается 10-дневный срок для подготовки заключения.
По результатам предварительного рассмотрения проекта
нормативного правового акта постоянный комитет (комиссия)
принимает одно из следующих решений:
а) согласиться с предложенным проектом нормативного правового
акта и рекомендовать для рассмотрения Законодательным собранием
края;
б) направить проект нормативного правового акта на научную
экспертизу,
в) возвратить проект нормативного правового акта субъекту
законодательной инициативы с обоснованием данного решения.
Решение постоянного комитета в виде заключения вместе текстом
проекта нормативного правового акта передается председателю
Законодательного собрания края.
В заключении должно содержаться подтверждение действительной
потребности принятия рассматриваемого нормативного правового акта;
актуальность данного нормативного правового акта в свете
правотворческой деятельности Законодательного собрания края и
комитета.
На данном этапе рассмотрения проекта документа юридического
заключения не требуется.
28.Председатель Законодательного собрания края с учетом
заключения комитета, ответственного за подготовку к рассмотрению
нормативного правового акта, может внести проект нормативного
правового акта в повестку дня очередной сессии Законодательного
собрания края.
Повестка дня очередной сессии Законодательного собрания края
должна быть сформирована не позднее чем за 20 дней до ее начала.
Проект нормативного правового акта, включенный в повестку дня
очередной сессии, вместе с необходимыми материалами направляется в
постоянные комитеты (комиссии), управления Законодательного
собрания края (в правовое управление Законодательного собрания - в
обязательном порядке), главе администрации края (если проект
нормативного правового акта не является законодательной
инициативой главы администрации края), в другие заинтересованные
органы для подготовки замечаний и предложений, которые должны быть
представлены Законодательному собранию края в 10-дневный срок.
29.Правовое управление Законодательного собрания
Краснодарского края готовит заключение по проекту нормативного
правового акта, переданному комитетом (комиссией), ответственным
за его подготовку, с точки зрения соответствия его структуры,
терминологии и формы требованиям юридической техники, а также
проводит проверку и уточнение представленных субъектом
законодательной инициативы перечней нормативных правовых актов
края, которые подлежат отмене, изменению или дополнению в связи с
принятием нормативного правового акта.
Управление делами Законодательного собрания края, его
протокольно-редакционный отдел проверяют проект нормативного
правового акта на соответствие его требованиям Государственной
системы документационного обеспечения управления и инструкции по
работе с документами в Законодательном собрании края.
30.Если проект нормативного правового акта вносится постоянным
комитетом (комиссией) Законодательного собрания края, то при
выполнении всех требований, изложенных в разделе IV настоящих
Методических правил, он сразу же направляется председателем
Законодательного собрания края в постоянные комитеты (комиссии),
главе администрации края, в другие заинтересованные органы для
подготовки замечаний и предложений.
31.Постоянный комитет (комиссия) Законодательного собрания
края, ответственный за подготовку к рассмотрению проекта
нормативного правового акта на сессию, на основании всех
полученных замечаний и предложений готовит содоклад с их анализом,
сводную таблицу, в которой постатейно систематизируются все
замечания и предложения.
32.Подготовленные для рассмотрения в первом чтении проекты
нормативного правового акта и постановления к нему подлежат
обязательному согласованию с заместителем председателя
Законодательного собрания края, отвечающим за соответствующее
направление государственной деятельности, начальником правового
управления Законодательного собрания края, заведующим
протокольно-редакционным отделом, управляющим делами
Законодательного собрания края и направляются председателю
Законодательного собрания края (образцы оформления проекта
постановления прилагаются).
Комитет представляет также предложения о приглашении
заинтересованных лиц для рассмотрения проекта нормативного
правового акта на сессии Законодательного собрания.
33.Тексты проектов нормативного правового акта и постановления
к нему, подготовленные к рассмотрению в первом чтении, и другие
материалы, представленные инициатором проекта и комитетом,
ответственным за подготовку его к рассмотрению, направляются
депутатам Законодательного собрания края не позднее чем за 7 - 10
дней до начала очередной сессии Законодательного собрания края.
34.В случае созыва внеочередной сессии Законодательного
собрания края по решению председателя Законодательного собрания
края могут устанавливаться сокращенные сроки подготовки, внесения
и предварительного рассмотрения проектов нормативных правовых
актов Законодательного собрания края.
Заместитель председателя Законодательного
собрания Краснодарского края, председатель
комитета по законодательству и правовой политике
В.ГРОМОВ
|