6 июня 1995 года N 7-КЗ
------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
О ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ И НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
(в ред. Законов Краснодарского края
от 07.08.96 N 42-КЗ, от 06.04.99 N 168-КЗ)
Принят
Законодательным собранием Краснодарского края
26 мая 1995 года
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Правовое основание, предмет регулирования и цели
настоящего Закона
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации,
Уставом Краснодарского края по вопросам ведения края Краснодарский
край, как субъект Российской Федерации, осуществляет собственное
правовое регулирование, включая принятие законов и иных
нормативных правовых актов.
(в ред. Закона Краснодарского края от 06.04.99 N 168-КЗ)
2. В случае противоречия между федеральным законом и
нормативным правовым актом Краснодарского края, принятым вне
пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения
Российской Федерации и Краснодарского края, действует нормативный
правовой акт Краснодарского края.
3. Нормативные правовые акты Краснодарского края не могут
противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с
Конституцией Российской Федерации.
4. В случае противоречия между федеральным законом, принятым в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, и нормативным
правовым актом Краснодарского края действует федеральный закон.
5. Настоящий Закон определяет порядок осуществления
правотворчества органами государственной власти Краснодарского
края (далее - край) - Законодательным собранием Краснодарского
края и администрацией Краснодарского края - и устанавливает
правила подготовки нормативных правовых актов края, их принятия,
действия и толкования.
6. Настоящий Закон призван способствовать качественному и
эффективному правотворчеству органов государственной власти края.
Статья 2. Определение основных понятий настоящего Закона
Для достижения целей настоящего Закона принимаются следующие
понятия и их определения;
- нормативный правовой акт края - акт, принятый референдумом
края либо правотворческим органом края в рамках его компетенции и
содержащий правовые нормы;
(в ред. Закона Краснодарского края от 06.04.99 N 168-КЗ)
- нормативный правовой акт Законодательного собрания края -
акт, принятый Законодательным собранием края в рамках его
компетенции и содержащий правовые нормы;
- нормативный правовой акт администрации края - акт, принятый
главой администрации края или органом управления администрации
края в рамках их компетенции и содержащий правовые нормы;
- правотворчество края - направленная на достижение целей
развития края в интересах его жителей, организационно оформленная
публичная деятельность правотворческих органов края в рамках их
компетенции по выявлению потребности в нормативном правовом
регулировании общественных отношений в крае и созданию в
соответствии с выявленными потребностями новых нормативных
правовых актов края, изменению и отмене действующих;
- правовая норма - официально установленное правотворческим
органом края предписание, рассчитанное на многократное применение
и обеспеченное юридической санкцией;
- правотворческий орган края - государственный орган края
(Законодательное собрание, глава администрации края, орган
управления администрации края), правомочный принимать, изменять и
отменять нормативные правовые акты края в соответствии с
установленной компетенцией;
- проект нормативного правового акта края - документ,
содержащий текст проекта нормативного правового акта края и
внесенный в установленном порядке на рассмотрение правотворческого
органа края;
- руководитель правотворческого органа края - должностное
лицо, возглавляющее в установленном порядке правотворческий орган
края (председатель Законодательного собрания края, глава
администрации края, руководитель органа управления администрации
края);
- научная экспертиза в правотворчестве - специальное
исследование, производимое учеными и специалистами по поручению
правотворческого органа края с целью оценки качества проекта
нормативного правового акта и выявления возможных последствий его
принятия и действия;
- юридическая техника - средства и приемы, при помощи которых
обеспечивается юридическое содержание нормативного правового акта
края и его словесно - документальное изложение.
Статья 3. Содержание правотворчества края
В рамках правотворчества органов государственной власти края
осуществляется:
а) прогнозирование правотворчества;
б) планирование правотворческих работ;
в) подготовка проектов нормативных правовых актов края;
г) научная экспертиза проектов нормативных правовых актов
края;
д) рассмотрение и принятие нормативных правовых актов края;
е) опубликование и толкование нормативных правовых актов края;
ж) оценка эффективности действия нормативных правовых актов
края.
Статья 4. Эффективность регионального правотворчества
1. Правотворческие органы края обязаны предпринимать меры по
обеспечению эффективности своей правотворческой деятельности.
2. Эффективность правотворчества края обеспечивается
качеством, законностью, научной обоснованностью, системностью и
своевременностью принятия (изменения либо отмены) нормативных
правовых актов края.
Статья 5. Законодательство края
1. Нормативные правовые акты края принимаются в установленном
порядке референдумом края либо правотворческим органом края в
соответствии с его компетенцией.
(в ред. Закона Краснодарского края от 06.04.99 N 168-КЗ)
2. Нормативные правовые акты края образуют в своей
совокупности единую, целостную и дифференцированную нормативную
правовую систему - законодательство края.
3. Законодательство края не должно противоречить Конституции
Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных
органов государственной власти, принятым в пределах их компетенции
(полномочий), Уставу края.
(в ред. Закона краснодарского края от 06.04.99 N 168-КЗ)
4. Устав края является базовым нормативным правовым актом в
законодательстве края и обладает в его рамках (границах)
наибольшей юридической силой.
(в ред. Закона краснодарского края от 06.04.99 N 168-КЗ)
5. Нормативные правовые акты края (решения), принятые
референдумом края, обладают более высокой юридической силой по
сравнению с другими нормативными правовыми актами края. Изменение
либо отмена нормативного правового акта (решения), принятого
референдумом края, возможны только путем референдума края.
(в ред. Закона краснодарского края от 06.04.99 N 168-КЗ)
6. Нормативные правовые акты, принятые Законодательным
собранием края в пределах его компетенции, являются
первоисточниками правовых норм края, подлежат государственной
защите на территории края так же как и законы Российской Федерации
и обладают более высокой юридической силой по сравнению с
нормативными правовыми актами, принятыми администрацией края.
7. Нормативные правовые акты администрации края принимаются на
основании и во исполнение законов Российской Федерации, указов
Президента Российской Федерации, постановлений Правительства
Российской Федерации и нормативных правовых актов Законодательного
собрания края.
Статья 6. Виды нормативных правовых актов края
1. Законодательное собрание края принимает Устав края, законы,
постановления, регламент, положения:
(в ред. Закона краснодарского края от 06.04.99 N 168-КЗ)
а) Устав края - основной закон, определяющий статус
Краснодарского края как субъекта Российской Федерации;
(в ред. Закона краснодарского края от 06.04.99 N 168-КЗ)
б) закон - правовой акт общенормативного характера, принятый в
соответствии с установленной процедурой и обладающий высшей
юридической силой в системе нормативных правовых актов края;
в) постановление - акт конкретно - регулирующего характера;
г) регламент - акт, определяющий порядок деятельности
Законодательного собрания края и его органов;
д) положение - акт, детально регламентирующий правовой статус,
организацию и порядок деятельности государственных органов и
учреждений края.
2. Председатель Законодательного собрания края издает
распоряжения по вопросам своей компетенции.
3. Глава администрации края издает (принимает) постановления и
распоряжения, утверждает Правила подготовки, принятия и выполнения
решений органами исполнительной власти края.
4. Департаменты, комитеты, управления и отделы администрации
края, создаваемые в составе администрации края коллегиальные
органы (правительство, коллегия и другие) издают приказы,
утверждают инструкции (правила), регламенты, положения, принимают
постановления и иные виды нормативных правовых актов в
соответствии с установленной компетенцией.
(в ред. Закона краснодарского края от 06.04.99 N 168-КЗ)
Статья 7. Правило приоритетной юридической силы международных
договоров
1. Законодательство края не должно противоречить
общепризнанным принципам и нормам международного права и
международным договорам Российской Федерации.
2. Если международным договором Российской Федерации будут
установлены иные правила, нежели нормативными правовыми актами
края, то применяются правила, предусмотренные международным
договором Российской Федерации.
Глава 2. КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВОТВОРЧЕСКИХ ОРГАНОВ КРАЯ
Статья 8. Правотворчество по предметам совместного ведения
федеральных и краевых органов государственной власти
1. По предметам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации органами государственной власти
Краснодарского края согласно установленной компетенции принимаются
в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные
правовые акты.
(в ред. Закона краснодарского края от 06.04.99 N 168-КЗ)
2. До принятия соответствующих федеральных законов по
предметам совместного ведения Законодательное собрание края вправе
осуществлять по этим вопросам собственное правовое регулирование в
соответствии с Конституцией Российской Федерации и Уставом края.
При издании в последующем федеральных законов по предметам
совместного ведения нормативные правовые акты края приводятся в
соответствие с федеральными законами.
(нумерация пункта 2 в ред. Закона Краснодарского края от 06.04.99
N 168-КЗ)
Статья 9. Правотворчество по предметам собственного ведения
органов государственной власти края
(в ред. Закона краснодарского края от 06.04.99 N 168-КЗ)
Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации органы
государственной власти Краснодарского края согласно установленной
компетенции осуществляют собственное правовое регулирование,
включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Разграничивание компетенции органов государственной власти
Краснодарского края по предметам ведения, указанным в части первой
настоящей статьи, осуществляется нормативными правовыми актами
Законодательного собрания края.
Статья 10. Типовое (модельное) правотворчество края
1. Правотворческие органы края вправе утверждать и
распространять типовые (модельные) нормативные правовые акты по
вопросам, отнесенным к компетенции настоящих либо подчиненных им
органов.
2. Типовые (модельные) нормативные акты носят рекомендательный
характер и могут учитываться в местном правотворчестве.
Глава 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ КРАЯ
Статья 11. Понятие и задачи прогнозирования в правотворчестве
края
1. Прогнозирование в правотворчестве края есть основанная на
применении специальных научных методов и средств деятельность по
получению прогностической информации об основных тенденциях и
направлениях дальнейшего развития законодательства края и будущем
его состоянии.
2. Основными задачами прогнозирования в правотворчестве
являются:
а) получение научной прогностической информации о тенденциях,
путях и формах дальнейшего развития законодательства края;
б) определение первоочередных и наиболее актуальных проблем,
требующих своего разрешения со стороны органов государственной
власти края;
в) выявление общественных потребностей и общественных
отношений, подлежащих в будущем правовому регулированию в крае;
г) определение наиболее перспективных и прогрессивных форм и
методов правового регулирования в крае;
д) определение наиболее целесообразной первоочередности
подготовки проектов нормативных правовых актов края;
е) использование в правотворчестве края специальных прогнозов
в сферах экономики, политики, демографии, экологии и других
сферах.
Статья 12. Объекты прогнозирования в правотворчестве края
Объектами прогнозирования и прогнозных оценок в
правотворчестве края являются:
а) развитие законодательства края в целом, общие
закономерности его развития;
б) тенденции развития отдельных блоков (отраслей)
законодательства края;
в) тенденции развития отдельных правовых институтов;
г) тенденции и перспективы действия отдельных нормативных
правовых актов или отдельных правовых норм края.
Статья 13. Проведение прогнозных разработок в правотворчестве
края
Прогнозные разработки в правотворчестве края проводятся
научными организациями, учеными и специалистами по поручениям
правотворческих органов края.
Глава 4. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВА КРАЯ
Статья 14. Плановые основы правотворчества края
1. Правотворчество органов государственной власти края
осуществляется на плановой основе с учетом правовых прогнозов.
2. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов края
предусматривают разработку проектов наиболее важных и трудоемких
актов и не исключают подготовки проектов вне плана по поручениям
правотворческого органа края.
3. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов края
(планы правоподготовительных работ) могут быть краткосрочными
(годичными), среднесрочными (двух - трехлетними) и долгосрочными
(пяти - семилетними).
4. В целях оперативного руководства правоподготовительными
работами могут разрабатываться и утверждаться соответствующими
правотворческими органами ежеквартальные и полугодовые рабочие
планы (план - графики) подготовки нормативных правовых актов края.
5. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов
правотворческих органов края формируются с учетом программ и
планов работы федеральных органов государственной власти.
Статья 15. Планы подготовки проектов нормативных правовых
актов Законодательного собрания края
1. Планы законодательной деятельности Законодательного
собрания края разрабатываются комитетом Законодательного собрания
края по законодательству и правовой политике на основании
предложений депутатов Законодательного собрания, его комитетов,
депутатских объединений, администрации края, других
заинтересованных органов и учреждений края. К разработке планов
законодательной деятельности привлекаются научные организации,
ученые и специалисты.
(в ред. Закона краснодарского края от 06.04.99 N 168-КЗ)
2. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов
законодательного собрания края до их утверждения согласовываются с
главой администрации края.
3. Проекты нормативных правовых актов об утверждении краевого
бюджета, введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты,
об изменении финансовых обязательств края, а также другие акты,
предусматривающие расходы, покрываемые за счет бюджета края,
обязательно согласовываются с администрацией края, если данные
проекты не были представлены администрацией края, и
рассматриваются при наличии заключения.
(в ред. Закона краснодарского края от 06.04.99 N 168-КЗ)
4. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов
Законодательного собрания края утверждаются на сессии и подлежат
обязательному опубликованию.
Статья 16. Планы подготовки проектов нормативных правовых
актов администрации края
1. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов
администрации края разрабатываются по поручению главы
администрации края с привлечением научных организаций, ученых и
специалистов.
2. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов
администрации края согласовываются с комитетом Законодательного
собрания по законодательству и правовой политике и утверждаются
главой администрации края.
(в ред. Закона краснодарского края от 06.04.99 N 168-КЗ)
3. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов
администрации края подлежат обязательному опубликованию.
Глава 5. ПОДГОТОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТОВ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ КРАЯ
Статья 17. Комиссии по подготовке проекта нормативного
правового акта края
1. Правотворческий орган края, разрабатывающий проект
нормативного правового акта края, как правило, создает комиссию
(рабочую группу) по подготовке проекта из числа депутатов
Законодательного собрания края, работников этого органа,
специалистов и ученых.
2. К участию в подготовке проектов нормативных правовых актов
края привлекаются представители научных учреждений,
заинтересованных государственных и общественных организаций.
3. В подготовке проектов нормативных правовых актов края
обязательно участие юридических служб органов и организаций,
разрабатывающих проекты.
4. В случае необходимости правотворческие органы края
координируют подготовку нормативных правовых актов с
соответствующими федеральными органами государственной власти и их
подразделениями на территории края.
Статья 18. Подготовка проектов нормативных правовых актов края
на договорной основе
Правотворческий орган края может поручить или заказать на
договорной основе подготовку первоначального проекта нормативного
правового акта государственным органам, научным учреждениям,
общественным организациям, отдельным ученым или их коллективам.
Статья 19. Подготовка альтернативных проектов нормативных
правовых актов края
Правотворческий орган края вправе поручать подготовку
альтернативных проектов нескольким органам, организациям, лицам
или заключать с ними договоры на подготовку альтернативных
проектов.
Статья 20. Конкурсы на лучший проект нормативного правового
акта края
1. Правотворческий орган края вправе объявлять конкурсы на
лучший проект нормативного правового акта края.
2. Порядок проведения конкурсов на лучший проект нормативного
правового акта края определяется Положением о конкурсе на лучший
проект нормативного правового акта края, утверждаемым
Законодательным собранием края.
Статья 21. Участие органов местного самоуправления и органов
управления администрации края в подготовке проектов нормативных
правовых актов края
1. К подготовке проектов нормативных правовых актов края,
затрагивающих права и интересы конкретных городов и районов края,
привлекаются органы местного самоуправления этих городов и
районов.
2. К подготовке проектов нормативных правовых актов края по
отдельным отраслям экономики, другим сферам государственного
управления привлекаются органы управления администрации края,
отвечающие за состояние и развитие этих отраслей или сфер
управления.
Статья 22. Особенности разработки и принятия пакета
нормативных правовых актов края
1. В целях развития и конкретизации положений готовящегося
проекта нормативного правового акта края в других нормативных
актах проекты таких актов готовятся и рассматриваются одновременно
с основным проектом.
2. В случае невозможности одновременной подготовки и
рассмотрения пакета проектов актов в основном проекте и в акте о
введении его в действие предусматривается поручение
соответствующим органам подготовить и представить на рассмотрение
правотворческого органа или подготовить и принять такие акты.
Статья 23. Представление в правотворческий орган проекта
нормативного правового акта края
1. Подготовленный проект вносится в правотворческий орган с
представлением, в котором обосновывается потребность принятия
акта, указываются его разработчики, дается развернутая
характеристика целей, задач и основных положений будущих правовых
актов и их места в системе действующего законодательства края, а
также ожидаемых социально - экономических и иных последствий их
применения.
2. К проекту прилагаются финансово - экономические расчеты,
статистические данные и иные сведения, необходимые для обоснования
вносимых предложений.
Статья 24. Методические правила о порядке подготовки
нормативных правовых актов края
1. На основании настоящего Закона на сессии Законодательного
собрания утверждаются методические правила подготовки нормативных
правовых актов края.
2. Методические правила подготовки нормативных правовых актов
края устанавливают в развитие настоящего Закона правила и
нормативы юридической техники.
Статья 25. Реквизиты нормативного правового акта края
1. Нормативные правовые акты края имеют следующие реквизиты:
а) наименование формы акта;
б) заголовок, обозначающий предмет регулирования;
в) дата и место принятия акта;
г) подписи лиц, официально уполномоченных подписывать
соответствующие нормативные правовые акты края.
2. Реквизиты нормативного правовою акта (закона)
Законодательного собрания края имеют следующие типовые
наименования и расположение в тексте акта (закона):
а) в верхней части акта посередине отдельными строками
последовательно сверху вниз указываются словосочетания:
"Российская Федерация", "Нормативный правовой акт (закон)
Краснодарского края";
б) индивидуальное наименование акта озаглавливает текст акта
(закона) и указывается после приведенных выше реквизитов;
в) под основным текстом акта (закона) указывается должность и
фамилия должностного лица, удостоверяющего текст акта (закона); в
левой части - "Глава администрации Краснодарского края", в правой
части инициалы имени и отчества, фамилия;
г) текст акта завершается надписью в левой его части в три
самостоятельных строки: "г. Краснодар.", дата принятия акта,
регистрационный номер акта.
3. Реквизиты постановления Законодательного собрания края
имеют следующее типовое наименование и расположение в тексте акта:
а) в верхней части акта посередине отдельными строками сверху
вниз указываются словосочетания: "Российская Федерация",
"Законодательное собрание Краснодарского края", "Постановление";
б) индивидуальное наименование акта озаглавливает основной
текст акта, приводится после указанных выше реквизитов;
в) под основным текстом акта указывается в левой части -
"Председатель Законодательного собрания Краснодарского края", в
правой части - инициалы имени и отчества, фамилия должностного
лица;
г) текст акта завершается надписью в левой его части в три
строки сверху вниз: "г. Краснодар.", дата принятия акта,
регистрационный номер акта.
Статья 26. Удостоверение официального текста нормативного
правового акта края
Удостоверение официального текста нормативного правового акта
края производится в отношении:
а) закона - главой администрации Краснодарского края;
б) иных нормативных правовых актов Законодательного собрания
края - председателем Законодательного собрания края;
в) нормативного правового акта администрации края - главой
администрации края;
г) нормативного правового акта органа управления администрации
края - руководителем органа управления администрации края.
Статья 27. Требования к тексту нормативных правовых актов края
1. Текст нормативного правового акта края излагается простым и
ясным литературным языком. Не допускается употребление устаревших
и многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов,
метафор. В акте даются определения малоизвестных юридических,
технических и других специальных терминов.
2. В нормативном правовом акте края или в акте о его введении
в действие указываются правовые средства его реализации: источники
финансирования, меры стимулирования, поощрения, контроля и порядок
разрешения споров.
Статья 28. Правотворческие процедуры
1. Правотворческие процедуры в Законодательном собрании края
устанавливаются Регламентом Законодательного собрания, настоящим
Законом и другими правовыми актами Законодательного собрания.
2. Правотворческие процедуры в краевой администрации
устанавливаются правовыми актами главы администрации в
соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми
актами Законодательного собрания края.
Статья 29. Реестр разработчиков проектов нормативных правовых
актов края
1. Правотворческий орган края обязан вести Реестр
разработчиков проектов нормативных правовых актов края, заказанных
и (или) принятых данным органом.
2. Порядок ведения Реестра разработчиков проектов нормативных
правовых актов края определяется положением, утверждаемым
Законодательным собранием края.
Глава 6. НАУЧНАЯ ЭКСПЕРТИЗА В ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ КРАЯ
Статья 30. Задачи научной экспертизы в правотворческой
деятельности
Научная экспертиза в правотворческой деятельности призвана
способствовать:
а) обеспечению высокого качества, обоснованности, законности и
своевременности готовящихся проектов актов;
б) созданию научно обоснованной системы принимаемых
нормативных правовых актов, их взаимной согласованности и
непротиворечивости;
в) выявлению возможных негативных социальных, экономических,
экологических, юридических и других последствий действия
принимаемых актов.
Статья 31. Виды научных экспертиз в правотворческой
деятельности
1. В зависимости от предмета исследования, конкретных задач и
применяемых научных познаний экспертиза в правотворческой
деятельности может быть экономической, финансовой, научно -
технической, экологической, научно - правовой.
2. При необходимости могут проводиться комплексные (с
привлечением ученых и специалистов из различных областей научного
знания) и узкоспециальные (лингвистические и др.) научные
экспертизы проектов нормативных правовых актов края.
Статья 32. Статус экспертов в правотворческой деятельности
1. Научная экспертиза в правотворческой деятельности
осуществляется научными учреждениями и учебными заведениями
соответствующего профиля, экспертами или группами экспертов,
создаваемых из числа ученых и специалистов в зависимости от
содержания рассматриваемых проектов.
2. В качестве экспертов привлекаются организации и лица, не
принимавшие ранее непосредственного участия в подготовке
соответствующего проекта.
3. В оценке проекта нормативного правового акта эксперты
независимы и не связаны позицией органа, по поручению которого
проводится экспертиза.
4. Для проведения научной экспертизы проектов нормативных
правовых актов могут быть привлечены ученые и специалисты из
других регионов Российской Федерации или зарубежных государств.
5. Организации и лица, участвующие в проведении экспертизы
проекта нормативного правового акта, внесенного на рассмотрение
правотворческого органа, вправе:
а) истребовать от правотворческого органа, иных органов и
организаций материалы и документы, связанные с подготовкой проекта
нормативного правового акта, включая отзывы, расчеты, заключения и
другие материалы, полученные в ходе согласования или народного
обсуждения проекта нормативного правового акта;
б) участвовать с правом совещательного голоса при обсуждении и
принятии соответствующего проекта нормативного правового акта.
6. В качестве экспертов проектов нормативного правового акта
не могут выступать депутаты Законодательного собрания, а также
лица, находящиеся на государственной службе в аппарате
Законодательного собрания и администрации края.
(в ред. Закона краснодарского края от 06.04.99 N 168-КЗ)
Статья 33. Проекты нормативных правовых актов, подлежащих
обязательной научной экспертизы
Обязательной научной экспертизе подлежат проекты нормативных
правовых актов по вопросам:
а) реализации законодательных инициатив;
б) модельного (типового) правотворчества;
в) правотворчества по предметам совместного ведения
федеральных органов государственной власти и органов
государственной власти края;
г) приостановления действия актов министерств и ведомств
Российской Федерации на территории края по мотивам их противоречия
действующему законодательству;
д) установления административной ответственности;
е) бюджета и налогов;
ж) статуса органов власти и управления.
Статья 34. Назначение научной экспертизы в правотворческой
деятельности
1. Проект нормативного правового акта направляется на научную
экспертизу по решению руководства правотворческого органа,
правомочного на издание соответствующего акта.
2. С предложениями о назначении научной экспертизы обращаются
постоянные комитеты (подкомитеты) и комиссии Законодательного
собрания, главы администрации края, руководители органов
государственного управления, органы местного самоуправления.
3. В случае необходимости по предложению постоянных комитетов
и комиссий Законодательного собрания или по инициативе руководства
правотворческого органа, либо по требованию группы депутатов
Законодательного собрания в количестве не менее 15 человек может
быть проведена дополнительная научная экспертиза проекта
нормативного правового акта.
Статья 35. Сроки проведения научных экспертиз в
правотворческой деятельности
1. Научная экспертиза проекта нормативного правового акта
производится, как правило, в двухнедельный срок с момента ее
назначения.
2. На основании мотивированного представления эксперта (группы
экспертов) общий срок проведения научной экспертизы проекта
нормативного правового акта может быть продлен до одного месяца.
3. В исключительных случаях, связанных с необходимостью
проведения дополнительных сложных исследований, научная экспертиза
проекта нормативного правового акта может производиться в
двухмесячный срок с момента ее назначения.
Статья 36. Заключение экспертов по проекту нормативного
правового акта
1. После производства необходимых исследований эксперт (группа
экспертов) составляет заключение, в котором должно быть указано:
когда, где, кем (фамилия, имя, отчество, образование,
специальность, ученая степень и звание, занимаемая должность), на
каком основании была произведена экспертиза, какую информацию и
методики исследования эксперт (группа экспертов) использовал,
какие исследования произвел, какие вопросы были поставлены
эксперту и его мотивированные ответы.
2. Заключение эксперта (группы экспертов) дается в письменном
виде, подписывается экспертом (группой экспертов) и представляется
в правотворческий орган на имя его руководителя в двух
экземплярах.
3. Заключение эксперта (группы экспертов) по проекту
нормативного правового акта, внесенного на рассмотрение
правотворческого органа, подлежит обязательному рассмотрению.
Статья 37. Реестр экспертов нормативных правовых актов края
1. Правотворческий орган края обязан вести Реестр экспертов
нормативных правовых актов края, принятых или отклоненных данным
органом.
2. Порядок ведения Реестра экспертов нормативных правовых
актов края определяется положением, утверждаемым Законодательным
собранием края.
Глава 7. ЛОББИЗМ В ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ КРАЯ
Статья 38. Понятия лоббизма в правотворчестве края
1. Лоббизм в правотворчестве края есть деятельность специально
уполномоченных на то лиц по информационному взаимодействию с
правотворческим органом края с целью выражения интересов
соответствующих организаций в региональном правотворчестве.
2. Лоббизм в правотворчестве края подлежит правовому
регулированию и допускается в порядке, формам и пределах,
устанавливаемых законодательными актами Российской Федерации и
настоящим Законом.
Статья 39. Порядок осуществления лоббисткой деятельности в
правотворческих органах края
1. Лоббистская деятельность в правотворческих органах края
осуществляется через официальных представителей общественных
объединений при соответствующем правотворческом органе края.
2. Хозяйствующие субъекты осуществляют лоббистскую
деятельность в правотворческих органах края через действующие или
специально создаваемые в установленном законом порядке
общественные объединения.
Статья 40. Порядок аккредитации официального представителя
общественного объединения при правотворческом органе края
1. Общественные объединения (партии, движения, союзы,
ассоциации, фонды, клубы), зарегистрированные в установленном
законом порядке и не имеющие своего представительства в
Законодательном собрании края в лице депутата, вправе
аккредитовать при Законодательном собрании края своего
официального представителя.
2. Общественные объединения, зарегистрированные в
установленном законом порядке, вправе аккредитовать при краевой
администрации своего официального представителя.
3. Кандидатура официального представителя общественного
объединения определяется руководящим органом краевого отделения
(краевого органа) общественного объединения в соответствии с
уставом (положением) о данном объединении. Представление об
аккредитации официального представителя направляется в
правотворческий орган края на имя его руководителя. В
представлении указываются:
а) наименование руководящего органа объединения, принявшего
решение об аккредитации своего представителя;
б) данные о регистрации объединения;
в) данные о личности представителя объединения (фамилия, имя,
отчество, год рождения, образование, место работы и должность,
служебный и домашний адреса).
Представление подписывается уполномоченным руководителем
общественного объединения.
4. Официальными представителями общественного объединения при
правотворческом органе края не могут быть:
а) депутаты;
б) лица, находящиеся на государственной службе;
в) иностранные граждане и лица без гражданства.
5. Представление об аккредитации официального представителя
общественного объединения рассматривается руководителем
правотворческого органа края в двухнедельный срок с момента
получения представления. Официальный представитель считается
аккредитованным при правотворческом органе края с момента принятия
соответствующего распоряжения руководителем правотворческого
органа края.
6. Официальному представителю общественного объединения при
правотворческом органе края выдается удостоверение установленного
образца, подписываемое руководителем правотворческого органа края.
7. Аккредитация официального представителя общественного
объединения при правотворческом органе края не производится в
случаях:
а) отсутствия регистрации общественного объединения в порядке,
установленном законом;
б) вступления в силу судебного решения о незаконности
регистрации общественного объединения либо о его роспуске;
в) нарушения требований, установленных в п.п. 3 и 4 настоящей
статьи.
Статья 41. Порядок отзыва и прекращения полномочий
официального представителя общественного объединения при
правотворческом органе края
1. Общественное объединение в соответствии со своим уставом
(положением) вправе в любое время отозвать или заменить своего
официального представителя при правотворческом органе края.
2. Представление об отзыве или замене официального
представителя направляется на имя руководителя правотворческого
органа и рассматривается им с соблюдением требований,
установленных в ст. 40 настоящего Закона.
3. Представление общественного объединения об отзыве или
замене своего официального представителя рассматривается
руководителем правотворческого органа в двухнедельный срок с
момента его получения. Полномочия официального представителя
общественного объединения прекращаются с момента принятия
соответствующего распоряжения руководителем правотворческого
органа. Лицо, полномочия которого как официального представителя
прекращены в установленном порядке, обязано сдать в кадровую
службу правотворческого органа удостоверение официального
представителя.
4. Полномочия официального представителя общественного
объединения при правотворческом органе края прекращаются в
случаях:
а) вступления в силу судебного решения о незаконности
регистрации общественного объединения либо его роспуске;
б) вступления в силу обвинительного судебного приговора в
отношении лица, являющегося официальным представителем;
в) смерти официального представителя;
г) принятия решения правотворческим органом о прекращении
аккредитации по мотивам нарушения официальным представителем
Регламента Законодательного собрания края, других нормативных
правовых актов края.
Статья 42. Права и обязанности официального представителя
общественного объединения при правотворческом органе края
1. Официальные представители общественных объединений при
правотворческом органе края имеют равный правовой статус.
2. Официальный представитель имеет право:
а) знакомиться с проектами нормативных и иных правовых актов
вносимых на рассмотрение правотворческого органа края;
б) знакомиться с экспертными заключениями и другими
документами по проектам нормативных и иных правовых актов;
в) излагать в письменном виде мнение по проекту нормативного и
иного правового акта и передавать его в правотворческий орган для
рассмотрения;
г) присутствовать на заседаниях правотворческого органа с
целью наблюдения за ходом рассмотрения и принятия нормативных
правовых актов.
3. Официальный представитель обязан:
а) соблюдать законодательные акты Российской Федерации и
нормативные правовые акты края о статусе депутатов, органов власти
и управления, а также о правотворчестве и правотворческих
процедурах;
б) соблюдать законодательство об авторском праве и праве
интеллектуальной собственности разработчиков проектов нормативных
правовых актов;
в) осуществлять лоббистскую деятельность в порядке, формах и
пределах, установленных законодательными актами Российской
Федерации и настоящим Законом.
4. Размножение документов для аккредитованных официальных
представителей осуществляется на штатной основе по специальным
бланкам - заказам. Бесплатно размножаются документы для
официальных представителей, аккредитованных от общественных
объединений инвалидов, престарелых и ветеранов войны и труда.
Статья 43. Предупреждение противоправных форм лоббизма в
правотворчестве края
1. В целях предупреждения противоправных форм лоббистской
деятельности в правотворческих органах края и защиты авторского
права и права интеллектуальной собственности разработчиков
проектов нормативных правовых актов края запрещается:
а) нарушать порядок финансирования региональных
правотворческих работ, установленный законодательными актами
Российской Федерации, настоящим Законом и другими правовыми актами
Законодательного собрания края;
б) заключать договоры на подготовку нормативных правовых актов
края без согласия Законодательного собрания края с организациями,
учредителями (соучредителями) которых являются депутаты
Законодательного собрания;
в) привлекать депутатов Законодательного собрания,
государственных служащих правотворческих органов края в качестве
экспертов проектов нормативных правовых актов края;
г) депутатам и государственным служащим правотворческих
органов края оказывать платные информационные услуги посредством
передачи авторских проектов нормативных и иных правовых актов или
их частей на любых носителях информации, ставшие известными в силу
осуществления ими депутатских либо государственно - служебных
полномочий.
д) оказывать противоправное воздействие на депутата
Законодательного собрания и членов его семьи с целью принуждения
депутата к голосованию либо склонения его к передаче
правотворческой информации в нарушение законодательных актов
Российской Федерации и нормативных правовых актов Законодательного
собрания края.
2. Нарушение запретов, установленных в п. 1 настоящей статьи,
влечет ответственность, установленную законом (дисциплинарную,
административную и гражданско - правовую). Депутаты
Законодательного собрания несут ответственность в соответствии с
законодательством и нормативными правовыми актами законодательного
собрания края.
Глава 8. ОПУБЛИКОВАНИЕ И ИНЫЕ ФОРМЫ ОБНАРОДОВАНИЯ
НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА КРАЯ
Статья 44. Обязательность опубликования нормативного правового
акта края
Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные
законы не применяются. Любые нормативные правовые акты,
затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина,
не могут применяться, если они не опубликованы официально для
всеобщего сведения.
Статья 45. Недопустимость применения правоограничений на
основе неопубликованного нормативного акта края
Никто не может быть подвергнут правоограничениям на основании
нормативного акта края, который официально не опубликован для
всеобщего сведения.
Статья 46. Официальное опубликование нормативного правового
акта края
1. Глава администрации края в установленном порядке
подписывает и обнародует законы. Официальным опубликованием
нормативных правовых актов края признается первая публикация их
полного текста в газете "Кубанские новости" или Информационном
бюллетене Законодательного собрания Краснодарского края.
(в ред. Законов Краснодарского края от 07.08.96 N 42-КЗ, от
06.04.99 N 168-КЗ)
2. Опубликованные в официальном порядке нормативные правовые
акты края, после вступления их в силу, подлежат применению всеми
государственными органами, органами местного самоуправления,
должностными лицами, а также исполнению другими организациями и
физическими лицами независимо от факта рассылки их на места
какими-либо органами.
(нумерация пункта 2 в ред. Закона Краснодарского края от 06.04.99
N 168-КЗ)
Статья 47. Ознакомление исполнителей с нормативным правовым
актом края
1. Органы и должностные лица, ответственные за исполнение
нормативного правового акта края, обязаны:
а) знакомить с актом исполнителей (в необходимых случаях под
расписку);
б) при необходимости снабжать исполнителей копиями или
выписками из акта, вывешивать акт на видных местах, обеспечивать
иные формы доведения акта до сведения органов, организаций и лиц,
на которых распространяется его действие.
2. Списки рассылки нормативного правового акта края
утверждаются руководителями соответствующих правотворческих
органов.
Статья 48. Неофициальное опубликование нормативных правовых
актов края
1. Средства массовой информации и издательства вправе
опубликовывать нормативные правовые акты края без согласия
правотворческого органа, но с обязательной ссылкой на источник их
официального опубликования.
2. Средства массовой информации и издательства могут
опубликовывать официальные тексты нормативных правовых актов края
до их официального опубликования либо без ссылки на источник их
официального опубликования только с разрешения правотворческого
органа в форме Свидетельства на право опубликования официальных
текстов нормативных правовых актов края.
Статья 49. Порядок выдачи Свидетельства на право опубликования
официальных текстов нормативных правовых актов края
1. С целью получения Свидетельства на право опубликования
официальных текстов нормативных правовых актов края руководитель
средства массовой информации или издательства обращается с
соответствующим заявлением на имя руководителя правотворческого
органа. В заявлении в обязательном порядке указываются следующие
данные о средстве массовой информации:
а) наименование средства массовой информации;
б) учредители и издатели, орган, зарегистрировавший средство
массовой информации, и номер свидетельства о регистрации;
в) тираж средства массовой информации и регион распространения
(действия) средства массовой информации.
2. Заявление рассматривается руководителем правотворческого
органа в десятидневный срок с момента получения.
3. Свидетельство на право опубликования официальных текстов
нормативных правовых актов края, скрепленное подписью руководителя
и гербовой печатью правотворческого органа, выдается средству
массовой информации (издательству) на основании распоряжения
руководителя правотворческого органа.
4. Свидетельство на право опубликования официальных текстов
нормативных правовых актов края выдается средству массовой
информации (издательству) бесплатно.
5. Средства массовой информации (издательства), обладающие
Свидетельством на право опубликования официальных нормативных
правовых актов края, включаются в список обязательной рассылки
нормативных правовых актов и предоставляют правотворческому органу
безвозмездно в одном экземпляре издание (газету, журнал, сборник,
бюллетень и др.), содержащее опубликованный нормативный правовой
акт края.
6. Порядок выдачи и изъятия Свидетельств на право
опубликования официальных текстов нормативных правовых актов края,
права и обязанности средств массовой информации (издательств),
обладающих такими Свидетельствами, регулируются настоящим Законом
и утверждаемым Законодательным собранием края Положением о
Свидетельстве на право опубликования официальных текстов
нормативных правовых актов края.
Глава 9. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ КРАЯ
Статья 50. Порядок вступления в силу нормативных правовых
актов Законодательного собрания края
1. Нормативные правовые акты Законодательного собрания края
вступают в силу на седьмой день после их официального
опубликования, если в самом акте или акте о введении его в
действие не указан иной срок. День опубликования акта не входит в
указанный срок.
2. Нормативные правовые акты Законодательного собрания края,
устанавливающие административную ответственность, вступают в силу
через четырнадцать дней после их официального опубликования. День
опубликования акта не входит в указанный срок.
Статья 51. Порядок вступления в силу нормативных правовых
актов администрации края
Нормативные правовые акты администрации края вступают в силу
на следующий день после их официального опубликования, если в
самом акте или акте о введении его в действие не указан иной срок.
Статья 52. Обратная сила нормативного правового акта края
1. Нормативному правовому акту края может быть соответствующим
правотворческим органом придана обратная сила.
2. Придание обратной силы не допускается, если нормативный
правовой акт предусматривает введение или усиление юридической
ответственности за действия, которые на момент их свершения не
влекли указанной ответственности или влекли более мягкую
ответственность.
Статья 53. Сроки действия нормативного правового акта края и
основания прекращения его действия
1. Срок действия может быть установлен для всего нормативного
правовой акта края или его частей. В этом случае в нормативном
правовом акте должно быть указано на какой срок он (или
соответствующая его часть) сохраняет действие. По истечении
указанного срока нормативный правовой акт автоматически утрачивает
силу. По истечения установленного срока правотворческий орган,
издавший акт, может принять решение о продлении действия акта на
новый срок или о придании ему бессрочного характера.
2. Нормативный правовой акт края прекращает свое действие в
случаях:
а) истечения срока, на который был рассчитан временный акт;
б) принятия нового нормативного правового акта;
в) признания нормативного правового акта утратившим силу
органом, принявшим этот акт;
г) отмены правомочным органом государственной власти в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и
краевыми законодательными актами.
Статья 54. Изменение, дополнение и признание утратившими силу
нормативных правовых актов упраздненных или реорганизованных
правотворческих органов края
В случае упразднения или преобразования правотворческого
органа края вопросы о признании его актов утратившими силу, их
распространении, внесении в них изменений и дополнений решаются
его правопреемником или соответствующим уполномоченным на то
государственным органом.
Статья 55. Признание утратившими силу ранее принятых
нормативных правовых актов края в связи с принятием новых
нормативных правовых актов края
Подлежат признанию утратившими силу все ранее принятые
нормативные правовые акты края и их части, если они противоречат
новым нормативным предписаниям либо полностью поглощены новым
актом или фактически утратили силу, но формально не признаны
утратившими силу. Одновременно готовятся необходимые изменения или
дополнения в ранее принятые нормативные акты края.
Статья 56. Особенности действия нормативного правового акта
края
1. Действие нормативного правового акта края распространяется
на граждан Российской Федерации, являющихся жителями
Краснодарского края, а также находящихся на территории
Краснодарского края иных физических лиц (граждан Российской
Федерации, не являющихся жителями Краснодарского края, иностранных
граждан и лиц без гражданства) за исключениями, установленными
действующими законодательными актами Российской Федерации.
2. В соответствии с подписанными Российской Федерацией
международными соглашениями и общепризнанными нормами
международного права нормативные правовые акты не распространяются
на находящихся на территории края дипломатических представителей и
других сотрудников представительств иностранных государств и
международных организаций (дипломатический иммунитет).
Глава 10. ТОЛКОВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ КРАЯ
Статья 57. Понятие толкования нормативных правовых актов края
1. Толкование нормативных правовых актов края - это
деятельность по установлению содержания нормативного правового
акта края для его практической реализации.
2. Толкование нормативных правовых актов края осуществляется в
правоприменительных, правотворческих и исследовательских целях.
3. Результатом толкования нормативных правовых актов края
должна быть полная определенность смысла интерпретируемого акта
или его предписания.
4. Толкование нормативных правовых актов края может быть
официальным или неофициальным.
Статья 58. Официальное толкование нормативных правовых актов
края
1. Официальное толкование нормативных правовых актов края -
это властно - обязательное разъяснение нормативных правовых актов
края (их предписаний) правомочным правотворческим или судебным
органом.
2. Официальное толкование нормативных правовых актов края
производится в случае обнаружения неясностей в содержании
нормативного правового акта, неправильной или противоречивой
практики их применения.
3. Официальное толкование нормативных правовых актов края
производится в форме актов - разъяснений.
4. Официальные акты - разъяснения имеют ту же юридическую
силу, что и разъясняемые ими нормативные правовые акты края.
5. Официальное толкование нормативных правовых актов
Законодательного собрания края производится только Законодательным
собранием края.
6. Официальное толкование нормативных правовых актов краевой
администрации производится главой администрации края. Глава
администрации края вправе уполномочивать на разъяснение изданных
им нормативных правовых актов органы управления администрации
края.
7. В процессе официального толкования не допускается внесение
в нормативные правовые акты края поправок, дополнений и
конкретизирующих предписаний. Распространительное и
ограничительное толкование допускается лишь в случаях явного
расхождения смысла и текста нормативного правового акта края или
его предписания.
Статья 59. Представление о необходимости официального
толкования нормативного правового акта края
С представлением в правотворческий орган о необходимости
официального толкования соответствующего нормативного правового
акта края могут обратиться: прокурор края, краевой суд, краевой
арбитражный суд, постоянные комитеты Законодательного собрания
края, иные организации и должностные лица, осуществляющие
правоприменительную деятельность. Представление о необходимости
официального толкования нормативного правового акта края
рассматривается правотворческим органом в двухнедельный срок.
Статья 60. Неофициальное толкование нормативных правовых актов
края
Неофициальное толкование нормативных правовых актов края, то
есть толкование, производимое организациями и лицами, не имеющими
права официального толкования, не носят юридически обязательного
характера.
Глава 11. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ КРАЯ
Статья 61. Обязанность указания правового основания
нормативного правового акта края
1. Правотворческий орган края обязан указывать правовое
основание принимаемого нормативного правового акта края.
2. Запрещается принятие и опубликование нормативных правовых
актов края без указания правовых оснований их принятия.
3. Нормативные акты края, принятые без указания их правового
основания, являются юридически ничтожными с момента их принятия и
не подлежат применению и исполнению.
Статья 62. Признание неконституционности нормативных правовых
актов
Нормативные правовые акты края, противоречащие Конституции
Российской Федерации, не имеют юридической силы, если их
неконституционность призвана в установленном законом порядке.
Статья 63. Признание незаконности нормативных правовых актов
края
Нормативные правовые акты края, противоречащие законодательным
актам Российской Федерации, не имеют юридической силы, если их
незаконность признана в установленном законом порядке.
Статья 64. Признание нормативного правого акта края
противоречащим Уставу Краснодарского края
(назв. в ред. Закона краснодарского края от 06.04.99 N 168-КЗ)
Нормативные правовые акты края, противоречащие Уставу
Краснодарского края, не имеют юридической силы, если их
противоречие Уставу признано в порядке, установленном законом.
(в ред. Закона краснодарского края от 06.04.99 N 168-КЗ)
Статья 65. Признание нормативного правового акта администрации
края противоречащим нормативному правовому акту Законодательного
собрания края
Нормативные правовые акты администрации края, противоречащие
нормативным правовым актам Законодательного собрания края не имеют
юридической силы, если это признано в порядке, установленном
законом.
Глава 12. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ КРАЯ
Статья 66. Государственный учет нормативных правовых актов
края
1. Все нормативные правовые акты, изданные органами
государственной власти края, подлежат государственному учету.
2. Государственный учет включает в себя централизованный сбор
и регистрацию нормативных правовых актов края, создание и
поддержание в контрольном состоянии их фондов и централизованную
информацию об этих актах.
3. Порядок государственного учета нормативных правовых актов
определяется Законодательным собранием края в соответствии с
законодательными актами Российской Федерации.
4. Все постановления, изданные (принятые) главой администрации
края, направляются в Законодательное собрание края.
Статья 67. Систематизация нормативных актов края
1. Правотворческие органы края периодически издают собрания и
сборники нормативным правовых актов края либо дают поручения об их
издании иным органам и организациям.
2. Тексты принятых нормативных правовых актов Краснодарского
края вводятся в "Банк данных правовых актов края", функционирующий
на автоматизированной основе.
3. Правотворческие органы края в срок не позднее семи дней
после принятия нормативного правового акта направляют его в "Банк
данных правовых актов края".
4. Режим ведения и пользования "Банком данных правовых актов
края" определяется положением, утверждаемым Законодательным
Собранием края.
Глава 13. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРАВОТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
Статья 68. Порядок финансирования правотворческих работ
Финансирование правотворческих работ правотворческих органов
края осуществляется из краевого бюджета на основе правотворческих
программ, планов подготовки проектов нормативных правовых актов
края, планов проведения правовых прогнозов и иных научных и
организационно - правотворческих работ.
Статья 69. Порядок финансирования межрегиональных и
международных правотворческих программ, планов и мероприятий с
участием края
Финансирование творческих работ в рамках межрегиональных
правотворческих программ, планов и мероприятий осуществляется из
краевого бюджета на основе утвержденных Законодательным собранием
края соответствующих межрегиональных и международных соглашений с
участием края.
Глава администрации
Краснодарского края
Е.М.ХАРИТОНОВ
Краснодар
6 июня 1995 года
N 7-КЗ
|